Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ НОВГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОВРЕМЕННАЯ НОВГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НОВГОРОДИКА / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / НОВЫЙ РЕАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шадурский В.В.

Поднимается проблема необходимости возникновения литературной критики в литературе Новгородской области. Рассматриваются факторы, воздействующие на тенденции направлений новгородской литературы. Во-первых, это специфика истории новгородского края и локуса, во-вторых, это ориентация региональных авторов на явления и события столичной литературной жизни. Дана общая оценка различным литературным конкурсам и инициативам поддержки молодых новгородских писателей. Аналитическому рассмотрению подвергаются несколько художественных текстов, принадлежащих разным поколениям наиболее репрезентативных новгородских поэтов. Утверждается, что постмодернизм и новый реализм фактически не повлияли на творчество новгородских авторов. Рассказывается, как новгородские литераторы находят способ заявить о себе на культурных площадках и даже в архитектурном пространстве города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN NOVGOROD LITERATURE: TRENDS AND PERSPECTIVE

The problem of the need for the emergence of literary criticism in the literature of Novgorod region is raised. The factors influencing the trends in Novgorod literature are considered. Firstly, this is the specificity of Novgorod region history and locus, and secondly, this is the orientation of regional authors to the phenomena and events of the capital's literary life. A general assessment is given to various literary competitions and initiatives to support young Novgorod writers. Several literary texts belonging to different generations of the most representative Novgorod poets are subjected to analytical consideration. It is argued that postmodernism and new realism have not actually influenced the work of Novgorod authors. It is told how Novgorod writers find a way to express themselves on cultural platforms and even in the architectural space of the city.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ НОВГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 821.161.1 Ы^:/^.от§/10.34680/24П-7951.2022.1(40).120-126

В.В.Шадурский

СОВРЕМЕННАЯ НОВГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Поднимается проблема необходимости возникновения литературной критики в литературе Новгородской области. Рассматриваются факторы, воздействующие на тенденции направлений новгородской литературы. Во-первых, это специфика истории новгородского края и локуса, во-вторых, это ориентация региональных авторов на явления и события столичной литературной жизни. Дана общая оценка различным литературным конкурсам и инициативам поддержки молодых новгородских писателей. Аналитическому рассмотрению подвергаются несколько художественных текстов, принадлежащих разным поколениям наиболее репрезентативных новгородских поэтов. Утверждается, что постмодернизм и новый реализм фактически не повлияли на творчество новгородских авторов. Рассказывается, как новгородские литераторы находят способ заявить о себе на культурных площадках и даже в архитектурном пространстве города.

Ключевые слова: региональная литература, новгородика, литературная критика, постмодернизм, новый реализм

Региональная литература нуждается в интересе со стороны литературоведения, она не только

заслуживает оценки достойной литературной критики, но и бережного отношения. Примеры такого позитивного внимания историков и теоретиков литературы, даже литературных критиков есть, но они не многочисленные. В филологических журналах с высоким научным индексом исследований региональной литературы немного. По этим исследованиям можно выделить две тенденции: во-первых, характеристику в целом поэзии или прозы, характеристику поэтики эпических произведений или поэтики лирики отдельного автора. Гораздо менее известно о драматических произведениях, создающихся в регионах.

Приведем примеры: тенденции смоленской поэзии раскрыты в статье А.В.Трифоновой [1], особенности развития биробиджанской литературы раскрыты в статье И.В.Антонова [2], о самобытной поэта в литературе Тюменской области писала И.Г.Вьюшкова [3], да о и творчестве отдельных новгородских поэтов тоже приходилось делать исследования [4].

Попытки интерпретации новгородской прозы и поэзии были предприняты автором этих строк в предисловиях и вступительных статьях к изданиям наиболее известных авторов [5-7]. Иногда возникают обидные парадоксы, так при наличии литературы и литературоведения в Новгородской области на сайте «Новая карта русской литературы» (http://www.litkarta.ru/russia) [8] Великого Новгорода как литературного «пункта» не значится. В силу разных причин изучением литературы современных авторов почти никто не занимается, в лучшем случае — это история краеведения, представленная такой книгой как «Новгородский край в русской литературе» (Великий Новгород, 2009), которая охватила почти тысячелетие литературы, но объекты ее рассмотрения ограничиваются 2000-м годом, то есть это издание — о прошлом. Вместе с тем было бы интересно изучить, насколько современные тенденции — постмодернизм или новый реализм сказались на творчестве новгородских авторов. Это тем более важно, что в Новгородской области профессиональной литературной критики не существовало, а ее так ждут, ведь выходят книги, журналы с литературными публикациями, проходят конкурсы. Как правило, конкурсы завершаются похвалой и поддержкой, а их наиболее строгие эксперты получают неприятную обратную связь в социальных сетях — этим и ограничивается литературное общение. Существовавшая более 10 лет коммуникативная площадка — литературный клуб Новгородского университета — пусть и зарекомендовала себя с лучших сторон, но осталась не у дел. Остается понять, что же приходит на смену?

Столичные ученые и литераторы устраивают на средства различных грантов школы поэзии, прозы и драматургии, своеобразные литературные инкубаторы, в которые приглашаются молодые дарования из регионов. Организуются различные фестивали и конкурсы: от традиционных фестивалей авторской песни до достаточно юного «Филатов Фест», стимулируют писателей различные премии: от авторитетной российско-итальянской «Беллы» до не слишком престижных премий, учрежденных меценатами и одиночными спонсорами. Отчасти эти тенденции отражаются и на характере литературной жизни Новгородчины.

Особенности развития своеобразной литературной новгородики отчасти определяются спецификой истории края и локуса («родина российской государственности»), отчасти ориентацией региональных авторов на явления и события столичной литературной жизни. Первый фактор сказался на исторической доминанте в прозе самых известных новгородских писателей: Д.М.Балашова, С.Г.Десятскова, В.Г.Смирнова, но из них жив только В.Г.Смирнов, и его выбор — исторические повествования, романы, повести, очерки. Второй фактор оказывает воздействие на новгородскую поэзию: молодые авторы внедряются в культурную жизнь столиц, находят себя в различных проектах, публикуются в изданиях всероссийского масштаба: Григорий Князев, победитель различных крупных конкурсов, стихи которого не только вышли в составе нескольких сольных сборников, но и публикуются в «Новом мире», других маститых изданиях; Алиса Денисова, вошедшая в мир литературы не только своими стихами, но и разными поэтическими проектами; Кристина Гептинг, за повесть «Плюс жизнь» в 2017 году ставшая обладателем литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина;

Мария Гинзбург, автор фэнтези и фантастических произведений, более 15 лет выпускающая книги в столичных издательствах. Важную роль популяризатора новгородской литературы играет В.С.Скворцов, редактор литературного журнала «Невский альманах», организуя не только публикации новгородцев на страницах санкт-петербургского издания, но и различные литературные проекты на территории Новгородской области с привлечением гостей из культурной столицы.

Вместе с тем есть целая группа новгородских литераторов, которая ведет самобытную деятельность в пределах Великого Новгорода и Новгородской области, но тоже — не только творческую, но и общественно-организаторскую. Понятно, почему это происходит: нужны юные силы, необходимо помочь талантам, требуется развивать интерес к чтению и литературе. Многим известным авторам не всегда удается появиться на литературных площадках, они все реже издаются: за 80 — Ю.Н.Фабричнину, за 70 — прозаикам В.Г.Смирнову, Г.А.Игнатьеву, А.А.Кочевнику, В.С.Кутковому и поэту А.Р.Объедкову. Далеко за 60 — С.И.Симоненко, председателю Новгородского отделения Союза писателей России, более 50 лет — Д.В.Иванову и О.Н.Саулову. В связи с этим издательские инициативы новгородского мецената Н.А.Сумарокова нуждается в особом понимании, потому как благодаря его поддержке талантливых авторов Новгородчины на литературной России открылись новые имена. Сумароков издал серию сборников под названием «Ювенильное море», «Литораль», «Осенняя палитра», в них публиковались победители и лауреаты литературных конкурсов Великого Новгорода.

Вообще в Новгородской области постоянно проходят литературные конкурсы, осуществляются издания начинающих литераторов. Вместе с тем некоторые из них, например, «Читаем, пишем и творим» при отсутствии финансирования не имеют организационных перспектив, но все же могут быть востребованы обществом. Такие события, как презентации книг молодых авторов или периодически организуемые в библиотеках Великого Новгорода акции «Нотословие», «Библио-ночь», дают узнать о пестроте жанров и форм словесного творчества современной молодежи, но не позволяют оценить качество этих форм и развить вкус читателей. Деятельность литературного клуба НовГУ и выпуск 20 сборников стихов и прозы показали разные аспекты новгородского литературного процесса, в котором проявили себя мэтры (Р.А.Дериглазов, А.Р.Объедков, Ю.Н.Фабричнин, И.И.Егоров) и начинающие поэты. Те же представители Новгородского отделения Союза писателей России: А.Р.Объедков, И.И.Егоров, А.А.Кочевник, Светлана и Валерий Колотушкины — не только являются очень плодотворными, но и выполняют различные просветительские задачи. Ежегодно издаются сборники региональной писательской организации — «Вече» и «Все поэты Новгородской области».

Гордостью новгородской поэзии в 2010-е годы стали И.Польская, С.Дмитриев, А.Батанов, А.Кукушкина. Эти поэты известны во многих новгородских городах как победители творческих конкуров, как участники разных литературных акций, например, одной из самых популярных, организованных Лоретой Папрецките в МБУК «Библионика» — областном конкурсе «Чемодан стихов». Объем статьи не позволяет сделать какого-либо обзора даже одного автора, именно это, на наш взгляд, и нужно делать в последующих исследованиях, такой аналитической работы не хватает новгородскому литературному процессу. И все же специфика новгородской поэзии может быть воспринята по нескольким текстам.

Пожалуй, самим глубоким, философичным новгородским поэтом, недавно ушедшим из жизни, является Р.А.Дериглазов (1945—2018), для некоторых, более молодых поэтов он превратился в наставника, мэтра. Его перо — профессионального поэта, очень верующего человека — оставило много прекрасных стихов, это и лирические миниатюры, и метафизическая лирика; он мог себя выразить и в емком четверостишии, и в сложном лирическом цикле. Различные темы, метафоричность, редкие слова, внешняя разорванность ритма, интонаций и внутреннее единство, цельность образов — это искусство, помноженное на глубину смысла, любой текст Дериглазова превращало в философское сочинение, окрыленное его душой, вот одно из его стихотворений, «Разрыв»:

Кто был мне другом — другом не был. Любить еще не перестав, — всей отдаленностью застав, шлагбаумов, сырого неба, растянутого на шестах, клялся — с присолом на устах — что: нет же — нет, не предал! не мог! клевещете! не сметь! — и ворот отдирал от горла. А в сердце — горько глохла медь и правда сухо горкла. [9, с. 11].

В стихах Ю.Н.Фабричнина тоже широкий жанровый и тематический диапазон: от публицистики до блокадной баллады, от лирической шутки до элегии:

В разбеге материя жаждет слиянья — В сверхплотность войти, отрицая простор.

[

]

Вот так и поэзия: между словами

С годами всё меньше и меньше зазор...

.. .Ты думай, когда меня нет, что я рядом,

Что здесь я, пытаясь тебя удивить.

Молчаньем. Безмолвьем. Простившимся взглядом.

Присутствием. Тенью. Возможностью быть. [10, с. 23].

Одним из самых известных, благодаря десятку выпущенных поэтических сборников и постоянным публикациям в центральных литературных журналах, в том числе в «Нашем современнике», является новгородский поэт А.Р.Объедков. Его поэзию мало назвать традиционной и музыкальной, она близка по своим мотивам творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Блока, С.И.Есенина, Н.М.Рубцова. Кроме внимания к природе, лирический герой Объедкова полон внимания к истории России, причем это и древность, и походы Ермака, и Гражданская война, и Великая Отечественная, и современное лихолетье. Примечательно, что в стихах поэта развивается своеобразный новгородский миф, то есть не просто упоминаются новгородские реалии — Софийский собор, Ильмень, Скит, Александр Невский, но из всего этого новгородского контекста вырастает образ святой земли с людьми, посвятившими свою жизнь славе Отечества, его свободе, чести, с храмами и спасительными фресками — тот образ, который укрепляет дух героя, но все более отдаляется от современников: «... И в темные ночи глухие / Иду поклониться Софии». [11, с. 214].

В 2000 и 2010-е годы в Великом Новгороде выпускались оригинальные художественные сочинения двух прозаиков-интеллектуалов. Историк Г.А.Игнатьев издал несколько десятков рассказов и очерков, в которых документальная основа удивительным образом переплавлена сновидческим зрением, когда сон и явь настолько оказываются дружны, что фактически неразличимы — и в своей эклектичности, и в своей фантастичности. В.С.Кутковой — художник, иконописец, специалист по философии иконы — создал несколько рассказов, повесть и два романа (последний — « Праздничные свечи, зажженные в дождливую погоду», Великий Новгород, 2020), в которых изучается духовная основа поведения человека, история души, в первую очередь — творческие метания художника, писателя, сегодня это кажется совершенно элитарным занятием, а потому — редким и уникальным.

Стихи и рассказы, насыщенные культурными кодами, рецепцией разных культур, многие из которых созданы на основе подстрочников — переводов — принадлежат И.И.Егорову. В его творчестве не интертекстуальность XX века, а дыхание искусства прошлых веков, цитаты из Библии, сюжеты из мифов, мотивы писателей разных времен помогают создавать новые образы. Его перу принадлежит несколько книг (последние — «Горбатая Ева: сборник прозы», Великий Новгород, 2020; «Созвездие стрельца: стихи разных лет. Великий Новгород, 2020), новгородцы очень уважают литературный вкус и точку зрения этого писателя, представляя ему на суд свои прозу и стихи. Проза Егорова — это истории из жизни обычных людей, но истории с необычными фабулами, а доминирующий тип повествования — сказ. Таковы и стихи, в одном из стихотворений («Собака Понтия Пилата» рождается образ существа, преданного своему хозяину и со своей точки зрения воспринимающего ход истории: «Конвой стоял, как в землю врос./ Слегка позвякивали латы./ Уныло слушала допрос/ Собака Понтия Пилата». [12, с. 14].

В другом стихотворении читатель встречает не просто ритмическую имитацию древнегреческого стиха, но и осмысление судеб мифических героев, представление метаморфоз человеческого бытия: «Старый Тезей проиграл состояние в шашки./ Он мемуары строчит. Но издателям страшно / Их издавать. Даже если не быть слишком строгим, / Видно: мечом он владел совершенней, чем слогом./ А Ариадна живет в ежедневном подпитьи,/ Штопает мужу носки путеводною нитью.» [12, с. 17].

Поэзия Егорова традиционная, чаще всего — это иронические элегии, с классическими метрами силлабо-тонической системы; но в его современных стихах встречаются целые циклы новой фольклорной формы — автобиографические «Пирожки про Иван Иваныча» или сатирическая публицистика в виде «Пирожков про Васильича».

Стихи молодого, но ныне самого известного новгородского поэта Г.Князева — весьма традиционные, трудно сказать, что их писал молодой человек: 4-стопный анапест, перекрестная рифмовка, точные рифмы:

Нынче разве что снег этой ночью не выпал!

Звезды выпали — небо украсить, как купол.

В одеяло я крошек, голодный, просыпал,

Взял котов, уложил, как дитя — своих кукол.

Но коты убежали на холод лиловый.

Снам, наверно, просторней в широкой постели.

А проснусь — неожиданно-пустоголовый —

В мир, где август еще, но уже — на пределе. [13, с. 35].

Но какая в них свежесть восприятия мира — и точка зрения лирического «я», и звезд, и снов, и даже видение котов. И такая поэзия при всей ее ритмической монотонности не перестает удивлять.

Оригинальными являются тексты молодого новгородца-репэра В.Карпушкина, например, фрагмент стихотворения «В нашем городе»:

В нашем городе помнят сотни героев

И подвиг их вряд ли опишешь пером:

Надоело отступать или ходить строем,

И между двух фронтов, как между двух миров...

Задержали наступление у ворот Кремля.

И как только фашист их ни истреблял.

Держались сами, держали врага в смятении,

Пока не ударила артиллерия... [14, с. 169].

Очень неожиданным для молодого современника следует признать увлечение не столько историей Великой Отечественной войны, сколько ее изображение в стихах, этим отличается поэзия Любови Патрикеевой, например, ее стихи «Размышления товарища Константинова» из военно-патриотического цикла:

Ночами нам давно не спится. Враг отоспаться не дает.

Война на подступах к столице. Декабрь. Сорок первый год.

Полно убитых в каждой роте. Без боя не проходит дня.

И больше всех в моей пехоте клянут, конечно же, меня.

За то, что командир я жесткий, солдатами не дорожу.

Героем станет Рокоссовский, я этого не заслужу.

С бойцами он ведет беседу среди заснеженных полей,

Что мы одержим здесь победу и новые придут за ней. [15, с. 171].

Наверное, ни один другой регион не может похвастаться таким феноменом, который есть в Новгородской области. Долгие годы «поставщики» текстов для песен известных новгородских рок-групп пребывали в тени — были поэтами без выпущенных книг. А.Апрель — автор песен для рок-коллектива «АПМ», С.Дмитриев — для группы «Черная птица». Тексты этих авторов, наверное, лучше всего знают именно в виде песен: поклонники группы «АПМ» — это несколько тысяч новгородцев в возрасте за 40 лет, аудитория группы «Черная птица» — чуть моложе, но более многочисленная.

Первую, долгожданную для многих, книгу С.Дмитриев выпустил только в 2021 г. Отметим, некоторые черты его поэзии: у автора особое, острое зрение: он многое замечает во внешнем и внутреннем мире. Подаренная ему свыше способность видеть и говорить остро переживается: «Если б кто-то сумел написать за меня.» Написать об услышанном, увиденном или об эмоциях отдельного человека кажется ему не самым главным. Поэт видит глубже: человек научился воспринимать негативные эмоции так, что получает от этого патологическое удовольствие, например, радостно ощущая свою удаленность от беды: «И от боли моей ему станет хорошо». Ощущение избранности, которое угадывается в стихах Дмитриева, — это не повод для нарциссизма («Вряд ли я поэт и пророк»), это страдание. Еще мучительнее осознавать, что достучаться до других, быть услышанным — это наисложнейшая задача, выполнить которую не помогут ни сила голоса, ни количество слов. Напротив, слова мешают, их слишком много. Герой стихов С.Дмитриева озадачен парадоксами, встречей с мучительными загадками, отсюда такие фразы: «Ну научи, как жить», «Какого вообще черта жизнь движется и лжет», «Что я могу поделать со смертью наяву», «На каталке больничной за господом как успеть»? И все это при понимании, что встреча со Всевышним неминуема: «Потом попробуй Богу об этом расскажи» [16, с. 3].

В одном из самых страшных стихотворений книги возникает жуткое объединение катастрофы прошлого, рубежа, за который нельзя перейти — смертоносного Сталинграда 1943 г., и катастрофы современного мира. От переживания, которое вселилось в поэта ночью, от этой борьбы за жизнь становится не по себе: «И поэтому длится /Вечно сорок третий февраль». Но даже через смерть, через груды мусора, через смрад и ложь поэт находит силы рассмотреть, как «Солнце пронзает лучами тучи, / И синим взглядом без зла и гнева / Маленький мальчик глядит на небо» [16, с. 4]. В этом некая объективность и проявление доброты, жалости лирического героя, не ожесточающегося, видящего лучшее в людях и сохраняющего нравственный ориентир внутри себя: «Я в себе провожу ремонт». Образы лирики Дмитриева рождаются на основе разных средств художественной выразительности, чаще всего с помощью тропов, в виде развернутых метафор: «желатиновый воздух дрожит», «жизнь постирал, / Как рубашку из хлопка в холодной воде», «Пусть я буду листом без чернильной тоски». Образы сохраняют ощущение естественности, простоты, но при этом они ассоциативные. «Шаг прохожих тяжел»: эпитет «тяжел» так легко сочетается с существительным «шаг», а за ним — метонимическим способом открывается образ всех «прохожих». В каждом стихотворении «материала» для ощущения и понимания столько, что можно об этом говорить долго. Особенность стихов и в том, что они невольно демонстрируют непоказную, глубокую культуру поэта. Проницательный читатель может услышать блоковские мотивы, чуть ли не интонации И.Бродского. Но это не отвлекает от главного: лирический герой и собеседник поэта — не какой-то отдаленный книжный субъект, это «брат», «дружок», «корешок», тот, кто живет среди нас, кто переживает события, происходящие внутри квартиры и за ее пределами, кто от слабости пьет спирт, у кого «от любви зашито сердце». Автор с пониманием и состраданием смотрит на тех, кто оказался потерянным, жалеет, что они не слышат его простых и участливых слов: «.Что за муть качает твое сердце».

Политические события и техногенные катастрофы, катаклизмы времени и драмы человеческих судеб составляют основу рефлексий героя. Но, конечно, он не может жить без любви, без любви к миру, в котором часто сам оказывается излишне эмоциональным, грубым, но всегда помнящим о необходимости быть стыдливым и деликатным: «Текст на стене безнравственен.» Трагедии современности не отменяют жизни, но делают ее более ответственной. И жизнь хочется любить трепетно, видеть в ней большее, особенно, когда встречаешь такое: «.сбежавший в поле со двора, / Великан в сандалях в небо нос задрал» [16, с. 6]. Хочется особо сказать о ритмическом репертуаре стихов С.Дмитриева: ритмы традиционные, но неодинаковые, поэтому и стихи нескучные, с разнообразными интонациями: трехстопный хорей, четырех- и пятистопный анапест, трехударный дольник, акцентный стих. Иногда автор как-то легко, естественно переходит на прозу: «Сколько песен спеть, чтобы стало громко в стране глухих.» [16, с. 6]. Его строки могут быть очень длинными, но всегда в них — ритм, рифма, а все это вместе для нынешних поэтов — редкость. В стихах может быть полно велеречивой серьезности, но легкая разговорная фраза «Али радио?» способна задиристо перехватить укоризненную интонацию четырехстопного хорея («Гололед»). А еще встречается редкие для современной поэзии внутренние рифмы («Ад»).

Даже одного стихотворения Анны Кукушкиной, недавно издавшей книгу по краудфандинговым способом («В точку А. Стихи», 2018), достаточно понять, что автор говорит на языке молодежи: «Абонент не в сети. / Абонент не поймается в сети. / Не подловят его на крючок ни друзья, ни враги. / Просто солнце ему чуть светлее и радостней светит, / Потому что он смотрит на солнце почаще других». Но в то же время это удивительно литературный (анафора, 2 ст. анапест/ 5 ст. анапест) и пронзительный текст, который не оттолкнет и зрелого читателя.

Антон Батанов из г. Чудово — поэт широкой тематики. В лирических стихах (книга «На руинах моих вдохновений.: Поэзия, рожденная в пути», 2017) он способен быть публицистичным, юмористичным, чувство ритма и глубина содержания ему никогда не изменяют. Так, даже в стихотворении-страшилке, этаком черном юморе для молодежи, кроме собственно языковой игры передается неожиданная жестокость юных современников. В этом тексте, с инерцией 7-стопного дактиля, перерастающего в дольник, рождается образ агрессивно-безжалостной Красной Шапочки, за невинным обликом которой скрывается гроза волков [17, с. 210].

Красная шапочка каждый день шла за волками в лес,

И выходила к речной воде, чтобы остаться без.

Волки клевали, как караси — глупые существа,

Только под вечер совсем без сил прятала их листва.

.Красная шапочка каждый день шла за волками в лес.

Волки не знали, что быть беде, в Шапку вселился бес.

В острых клыках не таится спесь, бойтесь невинных глаз.

Красная шапочка где-то здесь, ждет свой урочный час.

Интересно, что некоторые поэты-новгородцы находят себя не только в лирике, но и в стихах разных жанров и разного пафоса, подтверждением чего являются не только стихи демянской поэтессы И.Польской, написанные в традиционном формате («Двадцать лет спустя: Сборник стихотворений». СПб., 2016), но и стихи для детей («Стихи о маленьких гномах: стихи для детей и их родителей». Новокузнецк, 2020).

Таким образом, даже бегло пройдясь обзорно по темам и образам новгородской литературы, мы не обнаруживаем в ней очевидных черт постмодернизма. Вместо пресловутой поэтики интертекстуальности в произведениях новгородцев осуществляется рецепция культуры предшественников, содержатся цитаты и аллюзии. Не обнаруживаются и черты нового реализма, для которого было бы «характерно критическое отношение к действительности, пересмотр постмодернистских критериев восприятия социума и культуры и отчасти возврат к советскому реалистическому канону» [18].

Очевидно, что более разнообразной в региональной литературе представлена лирика новгородских поэтов, но аналитического рассмотрения их стихов, критики, собственно профессиональных рецензий нет — ни в новгородской печати, ни тем более в столичной. Менее представлены авторы эпических жанров: новгородских романов после смерти исторических романистов Д.М.Балашова и С.Г.Десятскова удается встретить все реже, публикация повестей становится знаковым событием; преобладают рассказы, очерки, но их пишут, как правило, представители старших поколений.

Вместе с тем новгородские авторы ищут новые формы общения с потенциальными читателями и горожанами, неравнодушными к слову. Так, Д.В.Иванов ведет свой Ютуб-канал и изъявляет готовность транслировать свой опыт записи текстов на аудиоформат для студентов-филологов и молодых авторов. Он же является автором произведений, которые выходят далеко за рамки бумажного тома, его творческий диапазон от фэнтези до фольк-мюзикла. По его сценарию созданы мюзикл «Садко» и спектакль «Александр Невский. Рождение воина», для постановки которых была специально построена деревянная крепость в средневековом стиле, внутри которой располагался амфитеатр. Наконец, член Новгородского отделения Союза писателей России, меценат Н.А.Сумароков тратит много сил и средств для создания в Великом Новгороде арт-объектов, в том числе литературного характера. Так, в парке Веряжский установлена скульптура «Сын крестьянина» (японский поэт XVIII—XIX веков Исса Кобаяси; его хокку «Улитка» дало название повести братьев

Стругацких «Улитка на склоне», оно же размещено на камне) [19]. Его же стараниями появилась Золотая рыбка на ул. Федоровский ручей, а еще ранее — памятник Д.В.Балашову на той же улице. Подарок городу от литератора в 2021 году — это арт-объект «Кот ученый» на ул. Кочетова перед библиотекой «Читай-город»; фигура печального кота с книгой в лапках, который сидит на спиленном дереве [20]. Таким уникальным образом литература становится ближе к новгородскому читателю и пытается напомнить о себе в пространстве города.

Вместе с тем важно заметить, что некоторые произведения современных новгородских литераторов уже стали предметами изучения школьников и литературоведов, преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого делятся своими знаниями на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы, популяризируют произведения новгородских авторов, посвященные Великой Отечественной войне («Союз нерушимый». Новгород и Новгородская земля во время Великой Отечественной войны: по материалам прессы военного времени и современной художественной литературы», Великий Новгород, 2021).

Из всего сказанного можно прийти к заключениям. Литература Новгородской области не обнаруживает постмодернистского воздействия, как и воздействия нового реализма; она в целом традиционна. Новгородский литературный процесс нуждается в литературной критике; литературная атмосфера отличается пустотой в отсутствии авторов, способных повести за собой молодежь, стать наставниками, помощниками; не наблюдается какого-либо открытия новых форм, известные поэты и прозаики в целом традиционные; за исключением поэтов новгородская литература не известна ни редакторам столичных журналов, ни широкой аудитории. Однако литераторы находят способ заявить о себе на культурных площадках и даже в архитектурном пространстве города, предлагая свои знания и для развития новых форм арт-индустрии, а также создания арт-объектов, связанных с литературой.

1. Трифонова А.В. Новейшая смоленская поэзия: попытка среза // Вопросы литературы. 2020. № 5. С. 62-72.

2. Антонов В.И. Региональная литература как наиболее вероятная «духовная скрепа» России // Вопросы русской литературы. 2015. № 4. С. 140-146.

3. Вьюшкова И.Г. Художественное своеобразие поэтического цикла «Шах-мат-ты» О.Н.Гультяевой // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 11. C. 9-13.

4. Шадурский В.В. Стиховедческие наблюдения за поэзией новгородской провинции (анапест в стихотворениях Л.Ф.Усяченкова) [Электр. ресурс] // Межд. интернет-конф.: «Проблемы современной стихопоэтики: творчество, онтология, парадигма» Ставрополь: Ставр.ГУ, 2010. С. 24. URL: http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=1195 (дата обращения: 09.01.2022).

5. Шадурский В. «Вот здесь у автора появился соблазн...» [Вступ. статья] // Игнатьев Г.А. Отражения. Великий Новгород, 2012. С. 2-3.

6. Шадурский В. «Какое счастье жить — о, без конца и края!»: Размышляя над книгой [Послесловие] // Дериглазов Р.А. Пепел: Стихи 2011—2016. Великий Новгород, 2016. С. 113-122.

7. Шадурский В. «Прожить не измельчась...» // Фабричнин Ю.Н. «Ну что, моя светлость?..»: сб. стихов. Великий Новгород, 2019. С. 4-9.

8. Новая карта русской литературы [Электр. ресурс]. URL: http://www.litkarta.ru/russia/ (дата обращения: 09.01.2022).

9. Дериглазов Р.А. Пепел. Стихи 2011—2016 гг. Великий Новгород, 2016. 127 с.

10. Фабричнин Ю.Н. «Ну что, моя светлость?..»: сб. стихов. Великий Новгород, 2019. 174 с.

11. Объедков А.Р. Стремнина. М.: Интернациональный Союз писателей, 2019. 268 с.

12. «Дано и видеть и творить»: сборник стихов и прозы. Вып. 15. Великий Новгород: ООО «Печатный двор «Великий Новгород», 2016. С. 14, 17.

13. «О, как же пленительна жизнь!»: сб. стихов и прозы. Вып. 14. Великий Новгород, 2015. 96 с.

14. Карпушкин В. В глазах ветеранов // «Во имя жизни и любви.»: сборник стихов и прозы. Вып. 12. Великий Новгород, 2015. С. 169-175.

15. «Союз нерушимый». Новгород и Новгородская земля во время Великой Отечественной войны: по материалам прессы военного времени и современной художественной литературы / Сост. В.В.Шадурский; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2021. 196 с.; D0I:10.34680/978-5-89896-746-8/2021

16. Шадурский В. «.Как существует и движется жизнь». О книге Степана Дмитриева «Терапия» // Дмитриев С. Терапия. Великий Новгород, 2021. С. 3-7.

17. Литораль. Литературно-художественный альманах. Вып. 6. Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2021. 328 с.

18. Прилепин З. Новейшая история. Новый реализм. [Электр. ресурс] // URL: https://www.sobaka.ru/oldmagazine/glavnoe/11550 (дата обращения: 09.01.2022).

19. Лиукконен Л. Один в поле воин. Путешествующий меценат Николай Сумароков: «Себя я называю латентным буддистом». [Электр. ресурс]. URL: https://vnovgorode.ru/avtorskie-materialy/26016-odin-v-pole-voin-puteshestvuyushchij-metsenat-nikolaj-sumarokov.html (дата обращения: 09.01.2022).

20. В Великом Новгороде появилась скульптура грустного кота на спиленном дереве. [Электр. ресурс]. URL: https://novvedomosti.ru/news/society/71940 (дата обращения: 09.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Trifonova A.V. Noveyshaya smolenskaya poeziya: popytka sreza [The latest Smolensk poetry: an attempt to cut] Voprosy literatury, 2020, no. 5. pp. 62-72.

2. Antonov V.I. Regional'naya literatura kak naibolee veroyatnaya "dukhovnaya skrepa" Rossii. [Regional Literature as the Most Likely "Spiritual Bond" of Russia]. Voprosy russkoy literatury, 2015, no. 4, pp. 140-146.

3. V'yushkova I.G. Khudozhestvennoe svoeobrazie poeticheskogo tsikla "Shakh-mat-ty" O.N.Gul'tyaevoy. [Artistic originality of the poetic cycle "Chess-mate-you" by O.N.Gultyaeva]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, Gramota, 2020, no. 13 (11), pp. 913.

4. Shadurskiy V.V. Stikhovedcheskie nablyudeniya za poeziey novgorodskoy provintsii (anapest v stikhotvoreniyakh L.F.Usyachenkova). [Poetry studying observations behind the poetry of the Novgorod province (anapest in L.F.Usyachenkov's poems)]. Proc. of "Problemy sovremennoy stikhopoetiki: tvorchestvo, ontologiya, paradigma". Stavropol', Stavr.GU, 2010, p. 24. Available at: http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=1195 (accessed: 09.01.2022).

5. Shadurskiy V. "Vot zdes' u avtora poyavilsya soblazn..." ["Here the author's temptation appeared..."]. In: Ignatiev G.A. Reflections. Veliky Novgorod, 2012, pp. 2-3.

6. Shadurskiy V. "Kakoe schast'e zhit' — o, bez kontsa i kraya!". Razmyshlyaya nad knigoy. Posleslovie. ["What a happiness is to live — oh, without end and edge!": Reflecting on the book. Afterword]. In: Deriglazov R.A. Pepel. Stikhi 2011—2016. Velikiy Novgorod, 2016, pp. 113-122.

7. Shadurskiy V. "Prozhit' ne izmel'chas'...". ["To live without being crushed."]. In: Fabrichnin Yu.N. "Nu chto, moya svetlost'?..": sb. stikhov. Velikiy Novgorod, 2019, pp. 4-9.

8. Novaya karta russkoy literatury. [New map of Russian literature]. Available at: http://www.litkarta.ru/russia (accessed: 09.01.2022).

9. Deriglazov R.A. Pepel. Stikhi 2011—2016 gg. [Ash. Poems 2011—2016]. Velikiy Novgorod, 2016, 127 p.

10. Fabrichnin Yu.N. "Nu chto, moya svetlost'?..": sb. stikhov. ["Well, my grace?"]. Velikiy Novgorod, 2019, 174 p.

11. Ob"edkov A.R. Stremnina. [Rapids]. Moscow, Internatsional'nyy Soyuz pisateley, 2019, 268 p.

12. Egorov I.I. Sobaka Pontiya Pilata. V: "Dano i videt' i tvorit'" [Pontius Pilate's dog. In "Given to see and create"]: sbornik stikhov i prozy, no. 15. Velikiy Novgorod, 2016, pp. 14, 17.

13. "O, kak zhe plenitel'na zhizn'!" [Oh, how fascinating life is!]: sb. stikhov i prozy, no. 14. Velikiy Novgorod, 2015. 96 p.

14. Karpushkin V. V glazakh veteranov. "Vo imya zhizni i lyubvi..." [In the eyes of veterans // "In the name of life and love"]: sbornik stikhov i prozy, no. 12. Velikiy Novgorod, 2015, pp. 169-175.

15. "Soyuz nerushimyy". Novgorod i Novgorodskaya zemlya vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny: po materialam pressy voennogo vremeni i sovremennoy khudozhestvennoy literatury ["The union is indestructible". Novgorod and Novgorod land during the Great Patriotic War: based on materials from the wartime press and modern fiction]. Velikiy Novgorod, 2021. 196 p. D0I:10.34680/978-5-89896-746-8/2021

16. Shadurskiy V. ".Kak sushchestvuet i dvizhetsya zhizn'". O knige Stepana Dmitrieva "Terapiya". ["...How life exists and moves". About Stepan Dmitriev's book "Therapy"]. In: Dmitriev S. Terapiya. Velikiy Novgorod, 2021, pp. 3-7.

17. Litoral'. Literaturno-khudozhestvennyy al'manakh [Littoral. Literary and artistic almanac], no. 6. Velikiy Novgorod, 2021. 328 p.

18. Prilepin Z. Noveyshaya istoriya. Novyy realizm [Recent history. New realism]. Available at: https://www.sobaka.ru/oldmagazine/glavnoe/11550 (accessed: 09.01.2022).

19. Liukkonen L. Odin v pole voin. Puteshestvuyushchiy metsenat Nikolay Sumarokov: "Sebya ya nazyvayu latentnym buddistom" [One man is a warrior in the field. Travelling philanthropist Nikolay Sumarokov: "I call myself a latent Buddhist"]. Available at: https://vnovgorode.ru/avtorskie-materialy/26016-odin-v-pole-voin-puteshestvuyushchij-metsenat-nikolaj-sumarokov.html (accessed: 09.01.2022).

20. V Velikom Novgorode poyavilas' skul'ptura grustnogo kota na spilennom dereve [A sculpture of a sad cat on a sawn tree appeared in Veliky Novgorod]. Available at: https://novvedomosti.ru/news/society/71940 (accessed: 09.01.2022).

Shadurskiy V.V. The modern Novgorod literature: trends and perspective. The problem of the need for the emergence of literary criticism in the literature of Novgorod region is raised. The factors influencing the trends in Novgorod literature are considered. Firstly, this is the specificity of Novgorod region history and locus, and secondly, this is the orientation of regional authors to the phenomena and events of the capital's literary life. A general assessment is given to various literary competitions and initiatives to support young Novgorod writers. Several literary texts belonging to different generations of the most representative Novgorod poets are subjected to analytical consideration. It is argued that postmodernism and new realism have not actually influenced the work of Novgorod authors. It is told how Novgorod writers find a way to express themselves on cultural platforms and even in the architectural space of the city.

Keywords: regional literature, Novgorodica, literary criticism, postmodernism, new realism.

Сведения об авторе. Владимир Вячеславович. Шадурский — кандидат филологических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0002-0039-7824; shadvlad@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 25.01.2022. Принята к публикации 05.02.2022.

Ссылка на эту статью: Шадурский В.В. Современная новгородская литература: тенденции и перспективы // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 1(40). С. 120-126. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.1(40).120-126

For citation: Shadurskiy V.V. The modern Novgorod literature: trends and perspective. Memoirs of NovSU, 2022, no. 1(40), pp. 120-126. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.1(40).120-126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.