Научная статья на тему 'Русская культурная традиция: бытийные основания и базовые понятия'

Русская культурная традиция: бытийные основания и базовые понятия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
515
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шемякина М. К.

Русская культура является сложным, многоструктурным, неординарным явлением мировой жизни. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном историческом развитии. В статье воплощена попытка обозначения центральных ориентиров ее бытийного существования, определения базовых понятий ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская культурная традиция: бытийные основания и базовые понятия»

РУССКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ: БЫТИЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ И БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

© Шемякина М.К.*

Белгородский государственный институт культуры и искусств,

г. Белгород

Русская культура является сложным, многоструктурным, неординарным явлением мировой жизни. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном историческом развитии. В статье воплощена попытка обозначения центральных ориентиров ее бытийного существования, определения базовых понятий ее функционирования.

Русская культура - понятие самое емкое и многозначное в отечественной культурологии. Оно настолько же всеобъемлюще и всеохватно, насколько включаемо абсолютно в разные, даже подчас противоположные контексты. Как справедливо отмечал Д.С. Лихачев, «культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [3]. Постигая это мудрое изречение, скажем вслед за мыслителем, что русская культура - это «святыни народа, святыни нации».

Русская культура включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии, как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Примечательно, что, единожды родившись, уникальный по глубине и верности на рубеже XVI века в авторстве М. Грека образ России в виде женщины в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге», закрепится в русской культуре. И в один из самых тяжелых для России периодов (начало ХХ века) образ проявится в облике старушки у М. Зощенко.

Русская культура традиционно соотносилась с образами дороги, пути, широкой реки (а, с точки зрения западного обозревателя, ее символом и является река - Волга). Но каковы бы ни были образы, стоит отметить ее постоянное движение, развитие, реализуемое в поисках смысла и направления дальнейшего движения. Явление «русская культура» не может быть полноценно осмыслено без рассмотрения генеральных компонентов ее бытия. К их числу культурологи относят понятия «русская национальная идеология», «русская идея», «русский культурный архетип».

* Доцент кафедры Теории и истории культуры, кандидат филологических наук, доцент.

На протяжении всего исторического развития русского народа русская идея понималась, в сущности, отмечает Ю.А. Вьюнов, в форме национального идеала - системы взглядов, духовных и морально-нравственных принципов, складывавшихся в ходе исторического развития народа, находивших свои формы выражения в системе культурных архетипов [1].

В русской же культуре присутствуют как наиболее фундаментальные универсальные архетипы (укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, матери, дома, пути), так и этнокультурные архетипы (ориентация на единение - народ-церковь; образ покровителя - богородичный лик и т.д.). Этнические культурные архетипы (этнокультурные архетипы) представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности.

Архетипы имеют символическую природу и обнаруживаются в области смысловых, ценностных ориентаций. Это позволяет истолковывать и типизировать архетипы через «постижение» области символического [5]. Архетипы задают общую структуру личности культуры и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности или попадании человека под влиянием непреодолимых жизненных препятствий в ситуацию внутреннего конфликта.

Именно этнические культурные архетипы (этнокультурные архетипы) представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса и этнической культуры как культурной целостности. В основе этой целостной культуры лежат духовные (ценностные) ориентации - духовные ценности, которыми руководствуется человек (общество) и которые выражают отношение человека (общества) к окружающему миру, позволяют определить свое положение в этом мире (Ю.А. Вьюнов) [1].

Составляя нерасчленимое целое, взаимопроникающее друг в друга, обе составляющие русской культуры формируют понятие образ жизни народа. Образ жизни народа и формы его художественного выражения в соединении своих сознательных и подсознательных начал базируются на системе стереотипов сознания, восприятия и поведения.

В русской традиционной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. Как о русских этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах «града Китежа» или фольклорного образа Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как «отзывчивость» или «открытость»; устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах в концентрированном виде представлен коллективный опыт на-

рода; собственно, они есть результат превращения этнической истории в базовые модели этнического культурного опыта.

Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности этнической культуры. Культурные архетипы, оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах и сюжетных элементах, в религии и ритуалах, в национальных идеалах.

Русская традиционная культура во всем многообразии своих синхронных и диахронных проявлений представляет собой сложно структурированную систему, предполагающую наличие обязательных компонентов. Под компонентами культуры в данном случае понимаются структурные элементы культуры, носящие универсальный культурный характер, недетерминированный средой возникновения (географо-климатические условия появления), историческими событиями и социальными предпосылками. Однако каждый универсальный компонент культуры (традиции, ценности, знания) обретает в недрах традиционной культуры свои неповторимые черты и формы.

Все единство материи культуры может быть осмыслено в целом как система знания и философия жизни народа, находящаяся в пространственно-временной передаче поколений, в основе которой лежит культурная ценностная парадигма.

«Культура постоянно регулирует нашу жизнь. С момента нашего рождения и до самой смерти, сознаем мы это или нет, на нас оказывается постоянное давление, принуждающее нас принимать определенные типы поведения, выработанные другими людьми», - писал К. Клакхон [2]. Но в основе этого давления лежат ценности, подчеркивал ученый, как «осознанное или неосознанное, характерное для индивида или группы индивидов (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия» [2].

Личностные или коллективные ценности, безусловно, выполняют функцию стандартов, определяя всю меру долженствования и соответствия неко -ему идеалу. Однако в традиционном мире ценностно значимыми могут служить лишь те установки, которые согласуются с жизнью всего народа, с его мировоззренческими убеждениями в соединении с устремлениями отдельного носителя культуры, они рождают «концепцию, определяющую поведение» (К. Клакхон).

Ценности культуры должны быть рассмотрены как общие представления, разделяемые большинством ее носителей относительно желаемого, правильного и полезного. В таком контексте и сама культура осмысливается как вся совокупность духовных и материальных ценностей.

Ценности помогают человеку дифференцировать окружающие явления, разделяя идеальное от существующего, красоту от безобразия, допустимое

от запретного. Не случайно, в зависимости от реализации критерия значения, ценности подразделяют на витальные (жизнь, здоровье, безопасность), социальные (статус, профессия, семья, терпимость, независимость, равенство), политические (свобода выбора, законность, порядок, право, мир), моральные (добро, любовь, милосердие, справедливость, честность), эстетические (красота, гармония, мера), религиозные (вера, благодать, смирение). В разные исторические промежутки времени можно было наблюдать доминирование той или иной группы, но в каждый временной отрезок преимущество в контексте культуры оказывалось на стороне организующих - социальных (общественно значимых) ценностей, которые, в свою очередь, включали центральные категории религиозных, этико-эстетических, моральных предпочтений народа.

Следует заметить, что хотя ценностные категории формируются в процессе жизнедеятельности народа, развиваются на основе его собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений, существуют закрепленные в культуре традиционные ценности (фундаментальная мировоззренческая основа жизни народа). В русской традиционной культуре к ним относятся центральные непреходящие этнические категории - «земля», «дом», «семья», «вера», «труд».

Аксиологический вектор, как и идея духовности человеческого бытия, особенно значимы для русской культурной традиции, модели мира и человека, аксиологии возрождения и ее постижения. Не случайно, трансформируясь, все эти реалии русской традиционной культуры утвердятся в русском искусстве, выступят в качестве центральной культурной темы в русской философии.

Вместе с тем, определяя нравственное начало главным в традиционной культуре, академик Д.С. Лихачев отметит: «Говоря о тех огромных ценностях, которыми русский народ владеет, - писал Д.С. Лихачев, - я не хочу сказать, подобных ценностей нет у других народов», но в том и величие русской культуры, что ее императивы «лежат в тесной связи с ее нравственными ценностями» [3].

При этом во всей многоаспектности освещения главная идея русской культуры - нравственная - не обретет абстрактности звучания, закрепится рамками «большой традиции» (в терминологии Роберта Редфильда), многомерностью включения во все жизненные направления: идеологическое, религиозное, творческое, социальное.

Не случайно, изучение русского народа и человека, его традиций и центральных ориентиров явилось предметом многих направлений гуманитарного знания. Четко очерчивались теоретическим народоведением принципы и ценностные основы организации самих этнических систем и культур.

Изучение и сохранение культурных раритетов, родного для носителя культуры традиционного пласта в таком размышлении становится катего-

рией долженствующей, необходимой для сохранения «себя» как личности культуры и «нас» как субъекта истории - народа.

Систематизация знаний о своих истоках, бытии и перспективах развития - культуре - должна быть рассмотрена в качестве центральной задачи современного культурологического знания, потому что именно в культуре человек (как субстанция духовная) обретает свою одухотворенную жизнь и реализует право на бессмертие в памяти потомков. «Каждой великой культуре, писал О. Шпенглер, - присущ тайный язык мирочувствовани, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре...» «Культура и ее смыслы, - продолжал размышлять ученый, - живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного ими человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа.» [4]. Думаю, что настало время обернуться к культуре лицом, чтобы все-таки душа не ушла.

Список литературы:

1. Вьюнов Ю.А. Русский культурный архетип. Становление России: уч. пос. / Ю.А. Вьюнов. - М., 2005.

2. Культурология. Основы курса и фрагменты источников / Автор-составитель К.В. Пашков. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 600 с.

3. Лихачев Д.С. Раздумья о России / Д.С. Лихачев. - СПб.: Издательство «Logos», 1999. - С. 62.

4. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. - М.: Мысль, 1993. - 424 с.

5. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / Пер. с англ., сост. В.И. Мен-тулина. - К.: Порт-Рояль; М.: Совершенство, 1997. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.