Добровольская Л.В. ©
Аспирант института музыкального и художественного образования,
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург;
Преподаватель кафедры «Музыкальные дисциплины» СКГУ, Петропавловск, Казахстан
ТРА ДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КАЗАХСТАНЕ
Аннотация
В статье рассматривается теоретическое основание для решения проблемы приобщения младших школьников к музыкальным традициям казахского народа
Ключевые слова: музыкальные традиции казахского народа, приобщения школьников к
музыкальным традициям казахского народа в практике уроков музыки.
Keywords: музыкальные традиции казахского народа, приобщения школьников к музыкальным традициям казахского народа в практике уроков музыки.
Читая слова великого русского писателя и философа Л.Н. Толстого, «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», можно понять и представить, каким должен быть педагог в его истинном предназначении [3,41]. Перед педагогикой в этой связи встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам традиционной народной культуры. Одним из способов и вариантов реализации этой цели является - народное искусство как средство воспитания. «Корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа он может устремлять в различных направлениях, говорил Джавахарлал Неру [1,12]. Эти слова, как нельзя лучше говорят о том, что знакомя детей с традициями, обычаями, изучая их, мы даем возможность ребенку развиваться в соответствии с его способностями и желаниями. В настоящее время одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурноисторического наследия прошлого, важнейшим из компонентов которого является этническая педагогика с ее богатыми прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. В мире практически не существует моноэтнических государств. Все государства полиэтнические. К числу таких полиэтнических, государств относится и Казахстан. Приобщение школьников к национальным традициям средствами этнографической культуры очень важно, потому что дает возможность каждому из нас понять, как все мы неповторимы, убедиться в непреходящих ценностях и общности человеческих идеалов. Поликультурное образование — важная составная часть современного общего образования, направленная на межэтническую интеграцию и способствующая уяснению общего и особенного (уникального) в традициях, образе жизни, культурных ценностях рядом живущих народов, воспитанию молодежи в духе взаимного уважения. Каждый человеческий индивид выступает одновременно в двух ипостасях: он воспринимает себя представителем рода человеческого и вместе с тем как члена определенного этноса, нации. Как представитель человеческого рода, как личность, индивид выступает в качестве носителя общечеловеческих ценностей. Для него несомненное значение имеют ценности свободы, добра, истины, красоты и т.д. Как представитель определенного этноса или нации, индивид разделяет ценности этого этноса или нации. Он любит свою Родину, гордится принадлежностью к своему этносу, чтит свой язык, культуру, историческое прошлое своего народа и т.д. Речь идет об адекватном соотношении «общего, особенного и единичного» в педагогическом процессе и содержании образования. Под «общим» следует понимать общечеловеческие ценности, под «особенным» — общеказахстанские ценности, то есть те, что присуще этносам Казахстана, под «единичным» — те, что присуще каждому этносу в отдельности, т.е. его самобытности. Обучение толерантности — первый, начальный и очень важный уровень в становлении ученика и учителя. Этот уровень предполагает развитие у школьников терпимости к культурным различиям, либерального к ним отношения. Между тем, только с помощью толерантности нельзя развить подлинно гуманную,
© Добровольская Л.В., 2013 г.
поликультурную личность. Важны и действия, такие как, воспитание у школьников умений понимать и принимать культурные отличия, что составляет содержание следующей ступени поликультурного образования. Понимание и принятие другой культуры предполагает изучение и анализ уровня культурных различий, с которыми дети приходят в школу. Принимая отличие одного ребенка от другого, учитель принимает это не как проблему или препятствие, а как стимул к тому, чтобы научить понимать и принимать культурный плюрализм, жить по демократическим правилам. Таким образом, овладев умением понимать различия, учитель и ученик переходят на следующий уровень культурных различий. Это уважение предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий. Учитель, уважающий культурные различия других народов, постарается выучить хотя бы пять слов на языке детей, которые обучаются в его классе, и будет приветствовать их на родном языке, стремясь, воспитать в них толерантность и уважение друг к другу. При этом наблюдается тенденция, когда поликультурное образование многие понимают как образование для этнических меньшинств, т.е. идет как бы разобщение национальных меньшинств и коренного этноса, тогда как основная задача поликультурного образования — это образование в поликультурной среде, когда дети познают культуру друг друга.
К вопросу о роли этнокультурной традиции в свое время обращались представители западной, восточной и русской философии: Аль-Фараби, И. Г. Гердер Э. Дюркгейм,
Н.Я.Данилевский, О.Конт, Д.С.Лихачев, А.Г.Спиркин. О. Шпенглер, В.Ф. Эрн. Так, Освальд Шпенглер считал, что « каждая культура - исторически уникальный организм, обособленный от других» [2,146]. Приобщение к традициям народа особенно значимо в детские годы. «Ребенок, по мнению Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность» [4,32].
В последнее десятилетие учеными Казахстана ведутся интенсивные исследования в области этнической педагогики и народного воспитания. Так, группой ученых НИИ им. И. Алтынсарина под руководством К.Б. Жарикбаева и С.М.Калиева изучение проблем осуществлялось и осуществляется в рамках этнопедагогики. В научных трудах казахстанскими исследователями Ж. Акпарова, Т. Иманбеков, Ж. Сакенов, К. Сейсембаев, К. Кожахметова С. Узакбаева, и др. поднимались проблемы семейной этнопедагогики, проблемы воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на материале казахской народной педагогики, проблемы воспитания школьников средствами народной педагогики, проблемы музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи средствами традиционно-художественной культуры. Потому в условиях Казахстана поликультурное образование должно, в первую очередь, работать на гармонизацию отношений коренного этноса и других этносов Казахстана и объединяющим должно быть изучение не только государственного языка, истории Казахстана, но и культуры, традиций народа как общей Родины.
В Послании народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Президент-Н. А. Назарбаев подчеркнул, что: «...необходимо
продолжить реализацию программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого развивать культуру настоящего времени»[5,1], а в Послании Президента-Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 года отмечалось, что «.одним из важнейших направлений внутренней и внешней политики государства является «духовное развитие народов Казахстана, которое предусматривает поддержку развития культурных ценностей и традиций наших народов» [6,2].
Приобщение школьников к традициям национальной культуры будет эффективным, если: педагогическая технология обеспечивает взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств, базируясь на фольклоре и этнографическом наследии, при активном взаимодействии «педагог-ребенок-родитель»; дидактическая модель приобщения к традициям казахского народа будет реализовываться через субъектно-субъектное взаимодействие педагогов и детей, свободную самостоятельную деятельность; усвоение традиций казахского народа у младших школьников рассматривается как приобретение представлений о традициях, развитие интереса к ним и реализация имеющихся представлений в самостоятельной деятельности.
Искусство в школе - это оружие, мощь которого мы до конца не понимаем и мало используем. А учитель при этом более чем кто-либо созидают будущее человеческой культуры. Сама жизнь требует использовать в воспитании детей средства народной педагогики, традиций семейного воспитания, устное народное творчество, музыкальное наследие. Специфика этнопедагогики любого народа выражается в практике воспитания в детях чувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и Родине, способствует воспитанию на ценностях национальной культуры
народа. Г.Н.Волков пишет: «Золотое правило этнопедагогики: без памяти (исторической) нет традиции, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности (исторической) нет народа» [7,23]. Школьный период детства исключительно важен в становлении личности, поэтому приобщение детей этого возраста к этнической культуре имеет неоценимое значение. Включение ребёнка в определённую этносоциокультурную среду, начало формирования интереса и привычек к культурным традициям народа осуществляется через организацию национальных праздников, эстетическое воспитание средствами музыкального наследия Казахстана. У каждого народа в воспитании потомков есть национальные особенности. Задача сегодняшнего времени - брать на вооружение замечательные традиции казахского народа и широко использовать их в воспитательном процессе. Казахстан -многонациональная страна. Формирование таких качеств, как сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, гражданином которой является - залог гражданского становления личности. Духовное воспитание помогает найти человеку смысл его жизни, целью которой является самосовершенствование и самореализация личности. Духовность предполагает осознание человеком единства Истины, Добра, Красоты, Мира, Вселенной. Оно включает в себя приобщение человека к мировой культуре как отражению всеобъемлющей духовности, общности всех культур, народов, религий. Человек, вставший на путь духовного развития, обращается к поиску Духа, познанию своего Я. Приобщение детей к сокровищам отечественной культуры, формирование эстетических взглядов через восприятие истинно художественных образцов национальной казахской музыкальной культуры, воспитание глубокого уважения к народному творчеству и музыке миссия каждого педагога. Преобразования, которые происходят в обществе, порождают новые требования к системе образования в целом и формирования духовного мира детей при подготовке в школе, в частности. Народная музыка, обладая большим интеллектуальным, мировоззренческим, и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. Задача учителя музыки не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель музыки, как детоводитель, в первичном значении этого слова, должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства.
Пересматривая методы изучения истории и культуры каждой нации, приоритетным становится признание опыта всех народов, их духовных ценностей, выработанных не одним поколением людей, способствующих взаимному обогащению разных культурных традиций. Хотелось бы, чтобы в школе третьего тысячелетия царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви, и чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни.
Литература
1. Афоризмы, мысли о воспитании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.genialnee.net/ themes/vospitanie/page_12/
2. Добровольская Л.В., Тагильцева Н.Г. Идеи казахских философов прошлого в музыкальном воспитании школьников Республики Казахстан// Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 1 (71). С.145-149.
3. Ермилов В. Связь времен. О традициях советской литературы. Сборник литературно-критических статей. М., «Советская Россия»,1964. 416с.
4. Лихачев. Д.С. Память // Д.С. Лихачев Прошлое - будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. С. 52.
5. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана //Казахстанская правда. 2005. 19 февраля С.1-3.
6. Сайт Президента РК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akorda.kz/rn/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-28-fevralya-2007-g_1343986887
7. Этнопедагогика и этнопсихология / учебник для студентов ВУЗов сост.В.С. Кукушкин - Ростов н/Д.: Феникс,2000. - 448с.