УДК 372.878 (5 74)
ББК Ч426.6 7-260
Л. В. Добровольская
Петропавловск (Северный Казахстан)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА
ГСНТИ 02.61.45; 14.91
Код ВАК 13.00.01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: музыкальное образование; музыкальное образование в Казахстане; приобщение к музыкальным традициям казахского народа; казахские музыкальные инструменты; импровизация на традиционных казахских музыкальных инструментах.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается музыкальное образование с позиции приобщения школьников к народным музыкальным традициям казахского народа.
С опорой на уже действующие методики музыкального образования Республики Казахстан и с помощью оригинальных методик предлагается приобщать школьников к музыкальным традициям казахского народа посредством импровизации на традиционных казахских музыкальных инструментах.
L. V. Dobrovolskaya
Petropavlovsk (North Kazakhstan)
NATIONAL MUSICAL TRADITIONS IN THE LESSONS OF MUSIC IN KHAZAKSTAN SCHOOLS
KEY WORDS: musical education; musical education in Kazakhstan; introduction to the musical traditions of the Kazakh people; Kazakh musical instruments; improvisation on Kazakh musical instruments.
ABSTRACT. Musical education is examined from the point of view of introduction of pupils to the musical traditions of the Kazakh people. It is proposed to introduce pupils to the musical traditions of the Kazakh people by means of improvisation on Kazakh musical instruments with the help of original methods based on current methods of musical education.
Процесс «вхождения» ребенка в культуру предполагает не только наследование знаний и умений, формирование опыта ценностного отношения к миру, но и усвоение традиций, которые связаны с национальными культурными особенностями того или иного народа. Использование в образовании детей средств народной педагогики, традиций устного народного творчества, музыкального наследия является необходимым и за© Добровольская Л. В., 2011
кономерным процессом. Не является в этом плане исключением и современное музыкальное образование детей. Освоение детьми традиций народной музыки, тогда, когда они впитывают дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, вписанные в «мир и быт детей», лучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской» [2. С. 50].
В различных странах выдающиеся композиторы, искусствоведы, педагоги-
музыканты создавали и создают такие системы музыкального образования детей, которые базируются на народных музыкальных традициях, освоение которых приводит ребенка в мир не только народной, но и академической музыки (З. Кодаи, К. Орф, Ш. Сузуки и др.). Не является в этом плане исключением такая богатая на музыкальные традиции страна, как Казахстан, где педагоги-музыканты разрабатывают свою систему музыкального образования детей и юношества на основе музыкальных традиций казахского народа.
Многие великие мыслители Востока, проживавшие на территории современного Казахстана: аль-Фараби, Абдурахман Джами, Фарх ад-Дина ар-Разия, — в своих трактатах о музыке подчеркивали, что она является не развлечением, а определенным способом человеческого общения и средством воспитания. Так, аль-Фараби, являющийся древним казахским философом, музыкантом, подчеркивал значение музыкального воспитания и его влияние на развитие ребенка. Он считал, что «музыка наряду с наукой о числах, науках об измерении и наукой о звездах имеет огромную воспитательную роль, потому что эти науки воспитывают обучающихся, делают их более чуткими, указывают путь для дальнейшего познания» [4. С. 147].
Выдающие философы прошлого отмечали необходимость в воспитании у подрастающего поколения народных музыкальных традиций. Многие из них сами являлись продолжателями данных традиций. Аль-Фараби, например, играл на нескольких народных инструментах, используемых населением, живущим на территории современного Казахстана — домбре, нае.
Многие создатели прогрессивных музыкально-педагогических систем, основанных на народных музыкальных традициях, уделяли большое внимание детскому музыкальному творчеству, представленному в таких его видах, как инструментальное исполнительство. Например, К. Орф создал даже целый оркестр инструментов, на которых мог заниматься исполнительством любой, а
не только специально обучающийся в музыкальной школе ребенок.
Анализ многочисленных действующих программ по музыкальному образованию детей показал, что в последние годы музыкальная педагогика все больше обращается к детскому исполнительству как к одному из ведущих методов обучения и воспитания, а развитие музыкально-творческих способностей детей является сегодня одной из важных музыкально-педагогических задач. Детское музыкальное творчество стало намного шире представлено в различных программах, методических рекомендациях для общеобразовательных школ и в Казахстане.
За последние 20 лет целый ряд ученых (М. Х. Балтабаев, Б. Г. Гизатов, Р. Р. Джердималиева, С. А. Елеманова, К. Ж. Кожахметова, Ш. Б. Кульманова, М. Оразалиева, С. и А. Раимбергеновы, Б. Сулейменова, С. А. Узакбаева) работали над созданием методики музыкального образования с учетом особенностей национальной музыкальной культуры казахского народного искусства. В этих методиках есть место и исполнительству детей на народных музыкальных инструментах. Так, в середине 90-х гг. были созданы системы детского музыкального и эстетического воспитания «Елим-ай» («Родина»), «Мурагер» («Наследники»), которые, как и системы К. Орфа, Б. Бартока, З. Кодаи, основываются на национальных традициях.
В основу концепции комплексного освоения учащимися казахского народного искусства (программа «Елим-ай» М. Х. Балтабаева) положено единство народно-инструментального, народнословесного, народно-песенного, декоративно-прикладного и народно-танцевального видов искусства, способствующее воспитанию учащихся средствами традиционной художественной культуры казахского народа [3. С. 167].
По программе «Мурагер», составленной учеными, педагогами и музыкантами С. и А. Раимбергеновыми, обучают детей не только игре на традиционном музыкальном инструменте, носителе национальной музыкальной
традиции — домбре, но и импровизации, возрождая, таким образом, древнюю казахскую традицию инструментальных состязаний — тартыса. «Дети, наряду с освоением музыкальной традиции казахского народа, знакомятся с мифами, легендами преданиями казахского народа, так вместе с музыкой в детские души проникает родная история, поэтический фольклор, судьбы народных музыкантов» [1. С. 423]. «Основной целью программы является обучение детей игре на домбре устным (безнотным) способом. Школьники обучаются навыкам исполнения кюев на домбре, а также навыкам совмещения игры на домбре и пения», — считает Р. Р. Джердималиева [3. С. 148].
Однако обращение авторов методических систем к проблемам инструментального исполнительства на народных инструментах, как правило, ограничивается обучением школьников игре только на 1—2-х инструментах на уроках музыки в общеобразовательных школах (бубне, маракасах, треугольниках), которые к национальным казахским инструментам не относятся. Поэтому рассмотрим национальные казахские музыкальные инструменты, которые могут быть использованы в школьном обучении.
Анализ многочисленных этнокультурных источников, научной литературы по проблемам сохранения и преумножения традиций казахской музыкальной культуры (М. Х. Балтабаев, Р. Р. Джер-дималиева, М. Е. Ержанов, Ш. Б. Кульма-нова, К. Ж. Кожахметова, А. И. Мухамбе-това, С. А. Узакбаева) позволил выделить те моменты, которые можно отнести к традиционным в системе музыкального воспитания казахских детей: игра на национальных музыкальных инструментах; импровизация как основная форма музицирования на национальных музыкальных инструментах; диалог в инструментальном исполнительстве как форма соревнования между двумя или несколькими музыкантами.
Рассмотрим направления работы по музыкальному образованию учащихся
в республике Казахстан, которые могут быть активно использованы на уроках музыки в общеобразовательных школах. Как уже указывалось, особое место в жизни казахского народа издавна принадлежало музыке, а именно исполнительству на национальных музыкальных инструментах, которых у казахов более 20-ти.
Традиционная инструментальная музыка в жанре кюй воплотила всю полноту философского миропонимания казахов. Само слово «кюй» — общетюркское и означает особую категорию миропонимания — состояние, а музыкальное выражение состояния нашло развитие в инструментальной музыке. Игра на музыкальных инструментах у казахского народа всегда находилась в приоритетном положении по отношению к песенно-поэтическому жанру. «Казахский кюй, — по мнению А. И. Мухам-бетовой, — является жанром синкретическим, сопровождающимся словом в виде легенд. В отличие от многих других культур, в ней связь инструментального музицирования с танцем, движением, жестом не стала доминирующей. Генеральное направление эволюции инструментального мышления казахов связано с формами синкретического музицирования, сочетающими рассказ и музыку» [1. С. 180]. Формирование и развитие казахских народных инструментов происходило в тесной связи с обрядами, ритуалами, обычаями и нравами кочевого уклада жизни. Перечислим традиционные народные музыкальные инструменты казахов: асатаяк, домбра, дауылпаз, камыс сырнай, кобыз, кос сырнай, ко-нырау, муиз сырнай, саз сырнай, сы-бызгы, уран, шанкобыз, шертер, уски-рик, жетыген.
Асатаяк — ударный самозвучащий идиофон, дабыл, дангыра — мембранные ударные казахские инструменты. Ускирик, тастаук, саз сырнай — свист-ковые казахские музыкальные инструменты, сабызгы — флейтовые, камыс сырнай и кос сырнай — духовые язычковые с одинарным язычком (тростью). Муиз сырнай, уран — это мундштучные инструменты. Особую группу представ-
ляет язычковый инструмент — шанко-быз. В прошлом в традиционной музыке широко бытовал инструмент сыбыз-гы, изготавливаемый из полого стебелька растения курай. Простая форма и доступность материала для изготовления способствовали его популярности среди казахских музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает дрожащее, словно пребывающее в трепете, волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты. Звучал сы-бызгы на летних пастбищах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя.
Асатаяк — ударный инструмент, имеющий деревянный корпус с металлическими подвесками внутри. Есть вариант инструмента с подвешенными и настроенными колокольчиками (си, до-диез, ре-диез, ми, фа-диез, соль-диез). На этом ударном инструменте могут импровизировать дети, начиная с дошкольного возраста, он любим практически всеми возрастными группами. Привлекает детей асатаяк своей простотой и музыкальностью (наличие металлических пластинок или колокольчиков).
Ускирик — духовой инструмент в форме небольшого полого сосуда треугольной формы Он напоминает силуэт летящей птицы, имеет 3 или 5 отверстий, изготавливается из глины, расписывается глазурью национальным казахским орнаментом. Название инструмента ускирик (свисток) связано с его звуком, который похож на свист ветра и имеет пронзительную по звуку окраску. Так же, как и асатаяк, он любим детьми, потому что не требует от исполнителя специальной подготовки.
Тастауыц (тас — камень, тауыц — курица) изготавливается, так же как и ускирик, из глины, имеет 3—4 игровых отверстия и отличается от ускирика и саз сырная формой, внешне напоминающей яйцо курицы. Звуком этого инструмента дети подражали голосам птиц.
Саз сырнай — духовой инструмент овальной формы с 6-ю отверстиями. Изготавливается из глины и покрывается глазурью и казахским орнаментом.
Как и ускирик, саз сырнай был инструментом, на котором любили импровизировать девушки и дети. Ускирик, тастауьщ, саз сырнай относятся к типу окарины (с ит. «гусенок») и встречаются у многих европейских и азиатских народов — марийцев, латышей, эстонцев, грузин, армян, киргизов.
Камыс сырнай — духовой музыкальный инструмент, изготавливаемый из тростника. Имеет язычок, посредством которого извлекается звук. На трубке есть 6 отверстий, диапазон — октава. Нижний тон зависит от размеров трубки и язычка. Несмотря на свой миниатюрный размер, он издает довольно громкие по силе звуки и напоминает русский народный инструмент — пастушью свирель. Еще большей силой звука обладает кос сырнай (кос — «пара»), также изготавливается из камыша, только состоит из двух или трех связанных между собой трубок. На камыс сырнае исполнялись, как правило, небольшие, по диапазону незамысловатые наигрыши.
Мушз сырнай — старинный духовой мундштучный инструмент, один из древнейших, дошедших до наших дней, считающийся «эхом седой старины». Изготавливается из рога, с тремя отверстиями. Этим сигнальным инструментом пользовались воины — батыры, пастухи. Тембр и звук у мушз сырная густой призывный, как у трубы. Инструмент имел прикладное применение, им призывали к началу охоты, сбору.
Уран — духовой музыкальный инструмент, 2 разные по длине трубки имеют по 3 отверстия (форма прямого рога).
Шанкобыз — древний язычковый щипковый музыкальный инструмент. Изготовливается из деревянной пластинки, посередине которой — язычок. К нему подвязывается ниточка, подергиванием которой исполнитель колеблет язычок, так образуется звук. Изготавливается также и из металла. Строй шанкобыза зависит от длины и толщины язычка. Во время игры на шанкобы-зе возникает естественное двухголосие. Этот инструмент, так же как ускирик, тастауык;, саз сырнай, встречается у народов различных регионов — Сиби-
ри, Поволжья, Закавказья и Средней Азии. Он был популярен среди девушек и женщин.
Дабыл — ударный инструмент, то же, что и бубен, только на ручке и без металлических пластинок (круглой формы).
Дангыра — ударный инструмент, то же, что и бубен, только без ручки (круглой формы) [7. С. 228].
Все эти древние традиционные казахские музыкальные инструменты имеют богатую звуковую палитру, способную озвучить детские фантазии. С их помощью можно изобразить голоса различных птиц: кукушки, кулика, свиристели, журавля, — а также разные погодные явления: завывание ветра, шум дождя, шелест степных трав, журчание резвых горных ручейков в предгорьях Алатау.
На уроках музыки из перечисленных инструментов можно использовать ударные (асатаяк, дабыл, дангыра), духовые (камыс сырнай и кос сырнай), свистковые (ускирик, тастаук, саз сырнай) и язычковый (шанкобыз) инструменты.
Учащимся сначала следует показать инструменты, затем с помощью ТСО (видеомагнитофон, компьютер, мультимедиа) просмотреть фрагменты обучающих фильмов, в которых демонстрируется игра на них народными музыкантами или исполнителями этнографических ансамблей.
Затем сам учитель демонстрирует ученикам способы игры на этих инструментах, также используя видеозаписи выступлений фольклорно-этнографических ансамблей или аудиозаписи инструментальных фонограмм, «мину-совок» вокальных примеров.
Особо следует заострить внимание школьников не только на красоте тембра того или иного инструмента, но и на его оформлении: на материал, из которого он выполнен (глина, кожа, рога животных, тростник, камыш); технику (резьба по дереву, по металлу, выжиганием) нанесения на инструмент национального орнамента; дополнительные украшения (колокольчики, тесьма, бисер, перья совы). Для уроков
музыки учащиеся сами могут создать те или иные инструменты дома при помощи взрослых (младшие школьники) и самостоятельно (подростки).
В качестве домашнего задания по уроку музыки может быть предложено изготовление творческого продукта — раскраска и оформление самостоятельно сделанного народного инструмента. Кроме того, ученики на основе рассказов взрослых о том или ином национальном инструменте могут создать картинку или даже придумать сказку о нем. Обязательным элементом урока является обсуждение творческих заданий, выполненных детьми. Эти творческие работы затем могут быть помещены на выставку народных казахских инструментов, которые выполнены как учениками, так и народными умельцами. Школьникам подросткового возраста можно предложить создание небольших сочинений о том или ином инструменте, звук которого они услышат в классе. Они же могут исполнить оркестровое произведение, которое будет построено с учетом попеременного вступления того или иного инструмента. Каждому такому произведению придумывается определенное название, например «Весна в степи», «Скачки», «Голоса птиц в степи», «Народный праздник» и т. д. Сначала дирижером, руководящим вступлением инструментов, может быть учитель, а затем — любой ученик. Для проведения урока музыки можно использовать инструментальную импровизацию, которую будут исполнять сами школьники.
Импровизация — самый любимый детьми вид музыкального творчества, который они обычно воспринимают как игру. Импровизация — древняя традиция музицирования, которая берет свое начало в глубине веков и, по мнению Ш. Б. Кульмановой, является характерной особенностью казахского народного творчества [5].
А. И. Мухамбетова и С. А. Узакбаева считают, что «обрядовые, семейнобытовые песни окружали детей с малых лет. Они запоминали мелодии, тексты, видоизменяли их или, основываясь на них, создавали собственные импрови-
зации. Так, многие обрядовые песни были импровизациями. Особое место в традиционном казахском народном творчестве занимали айтысы — состязания в песенно-инструментальном жанре и тартысы — инструментальные поединки, которые всегда были основаны на мгновенной импровизации любого услышанного ими произведения» [6. С. 129].
Итак, на уроке музыки в общеобразовательной школе можно использовать ритмические импровизации, например, изображающие ритм скачки, который ученик может выполнить на следующих музыкальных инструментах: асатаяк, дабыл, дангыра. Для ритмической импровизации, исполняемой детьми, можно выбрать определенный тип записи, такой, который повсеместно используется в музыкальном образовании: длинная линия, на которой отмечаются короткие, длинные и черточки средней длины, расставленные в определенной последовательности. Сначала такие записи следует исполнять только на одном ударном инструменте, а затем учитель может включать в эту запись и духовые инструменты (камыс сырнай и кос сырнай), обозначив их вступление черточками на той же длинной прямой линии, но только другим цветом. Такой цветной орнамент и будет для учащихся являться партитурой, которая может быть взята за основу исполнения или импровизации. Каждую длинную черточку, а также черточку средней длины один из исполнителей может «разбивать», другой ученик может присоединить к ней вступление духового инструмента. Такая импровизация будет считаться уже ритмической и тембровой. Кроме того, учащиеся могут передавать в импровизации изменения темпа, динамики при использовании таких духовых инструментов, как, например, саз сырнай, ус-кирик, тастаук, камыс сырнай, кос сыр-най. Для импровизации можно брать народные казахские песни, которые будет исполнять учитель, а аккомпанировать ему на тех или иных инструментах ученик. Для исполнения можно использовать следующие произведе-
ния: «Елим-ай» («О, моя Родина!»), «Той бастар», «Беташар», «Жар-Жар» («Свадебная»), «Гэкку», казахский народный кюй «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ак сиса» («Белый ситец»), «Ана» («Мама»), «Кел, билейiк», «Нау-рызбен» («Праздник Наурыз»), «Тутан жер» («Родной край»), «Ак кегершш», «Гулдер-ай» («О, цветы») и др. В музыкальной литературе, раскрывающей особенности исполнительской культуры казахов, повсеместно встречаются примеры использования диалога в инструментальных импровизациях.
Ряд авторов (Б. Аманов, Т. Джума-лиева, А. Жубанов, А. Мухамбетова, Б. Сарыбаев) считают, что диалог в музыкальном исполнении является определенной формой соревнования между музыкантами. Так, элементы соперничества в той или иной форме прочно вошли в жизнь и музыкальный быт казахского народа: тартыс — инструментальное состязание на домбре; ай-тыс — состязание двух поэтов-певцов, жар-жар — поэтическое состязание между группами юношей и девушек в свадебном обряде; казахша курес — борьба; байга — конные состязания.
При введении исполнительского диалога на уроке музыки следует напомнить учащимся на необходимость «дослушивания» импровизации партнера до конца и невозможности ее остановки, так, как это принято у акынов. В самом диалоге исполнителям можно разрешить противопоставления: я играю в одном темпе , а партнер — в другом, я исполняю один ритм, а партнер — другой; я играю в одной статичной нюансировке, партнер — в другой; я играю с увеличением громкости звучания (crescendo), а партнер — с уменьшением (diminuendo). Во многих учебниках для уроков музыки в школах Казахстана используются партитуры для пения детьми своих имен или приветствий. Например, в учебнике по музыке для 3-го класса общеобразовательной школы авторов Ш. Б. Кульмановой, С. А. Елемановой, Р. Н. Валиулиной, А. К. Махановой, А. А. Саильянц приведены примеры партитуры музыкальных приветствий, в которых принима-
ют участие учитель, девочки и мальчики. К этой партитуре помимо пения можно добавить и инструментальную импровизацию — в паузы включать, например, звуки ускирика или саз сырная как характеристику девочек и ритмичные удары в дабыл, передающие мужественный характер мальчиков. На таком уроке прозвучат разные типы диалога: между учителем и девочками, учителем и мальчиками, голосами детей и инструментами, голосом учителя и инструментами. Диалог как соревнование между исполнителями следует продемонстрировать учащимся и в видеозаписи. Они сами решают, кто из исполнителей является победителем в музыкально-исполнительском соревновании. Кроме того, они могут оценивать
и само исполнение музыкантами импровизации, предложить способы его дополнения.
Последовательное приобщение к миру национальной музыкальной культуры в таком направлении, как исполнение на национальных музыкальных инструментах, доступных для игры специально не обученному ребенку, способствует формированию у него уважения к историческому прошлому. В условиях возрастающего национального самосознания учитель музыки должен умело приобщать всех детей к музыкальной культуре Казахстана, прививая тем самым любовь к его народу и народным культурным традициям.
ЛИТЕРАТУРА
1. АМАНОВ Б. Ж., МУХАМБЕТОВА А. И. Казахская традиционная музыка и 20 век. Алматы : Дайк-Пресс, 2002.
2. ВИНОГРАДОВ Г. С. Народная педагогика. Иркутск : Вост.-сиб. кн. изд-во, 19743. ДЖЕРДИМАЛИЕВА Р. Р. Проблемы методической подготовки будущего учителя музыки
в Казахстане // Музыкальное образование в Казахстане : хрестоматия. Алматы : Компьютерно-издательский центр ОО «ДОИВА Медеуского р-на г. Алматы», 2007. Вып. 1.
4. ДОБРОВОЛЬСКАЯ Л. В., ТАГИЛЬЦЕВА Н. Г. Идеи казахских философов прошлого в музыкальном воспитании школьников Республики Казахстан // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 1 (71).
5. КУЛЬМАНОВА Ш. Б. О методах обучения на уроках музыки в процессе изучения младшими школьниками казахской народной музыки // Музыкальное образование в Казахстане : хрестоматия. Алматы : Компьютерно-издательский центр ОО «ДОИВА Медеуского р-на Алматы» 2007. Вып. 1.
6. МУХАМБЕТОВА А. И., УЗАКБАЕВА С. А. Самобытная национальная культура как средство воспитания школьников // Музыкальное образование в Казахстане : хрестоматия. Алматы : Компьютерно-издательский центр ОО «ДОИВА Медеуского р-на Алматы», 2007. Вып. 1.
7. ИСТОРИЯ казахской музыки : в 2 т. Алматы : Галым, 2000. Т. 1.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. Н. Ф. Афонина