Добровольская Л.В. ©
К.п.н.,ст. преподаватель кафедры «Музыкальные дисциплины» Северо-Казахстанского государственного университета им. М Козыбаева
Казахстан, Петропавловск
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШИХ
КЛАССАХ
Аннотация
В статье обосновывается идея о том, что приобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа должно происходить в комплексе репродуктивной, продуктивной и перцептивной музыкальной деятельности.
Ключевые слова: музыкальные традиции казахского народа, виды творческой деятельности детей, приобщения школьников к музыкальным традициям казахского народа на уроках музыки.
Keywords: musical traditions of the Kazakh people, forms of creativity of children, familiarizing students to the musical traditions of the Kazakh people on music lessons.
Актуальная проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из самых важных не только в педагогике стран СНГ, но и в России. Сегодня идут активные процессы становления национального самосознания, культурной и этнокультурной идентификации, а это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки различных программ, связанных с этнокультурным образованием в школах, и в учреждениях дополнительного образования. Не является в этом плане исключением и Республика Казахстан, в которой имеется богатое культурное и этнокультурное наследие. Мощная пропагандистская реклама западного искусства, повсеместно распространяемая СМИ, воздействует на формирование негативного отношения некоторых молодых людей к культуре своего народа, своей страны. В связи с этим, встает чрезвычайно острая задача, связанная с ознакомлением, освоением и приобщением подрастающего поколения к национальным этнокультурным традициям. Традиция, по мнению ряда исследователей, в наиболее общем плане представляется как передача определенных норм, эталонов от одного поколения другому (С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян, И.Н. Полонская) ,а в одной из своих работ К.В. Чистов показал единство и взаимообусловленность двух таких понятий, как «культура» и «традиция». Ученый считает, что «культура» выступает «определенным феноменом, механизмом функционирования которого является традиция, поэтому традиция представляет бытие определенной культуры»[4,с.108].
Этнокультурные традиции казахов весьма разнообразны и многофункциональны. Но, среди этого многообразия важнейшими являются традиции музыкальные. Известно, что именно музыка является основой тенгрианского мировоззрения, в котором она, изливаемая из кобыза, олицетворяет собою жизнь. «Ни у одного из народов, стоящих на той же ступени развития, что и казахи, музыкальному искусству не уделялось столь огромное внимание. Казахи были великолепными исполнителями и музыкантами, в их традициях была обязательная передача опыта молодым поколениям» [3,с.146].
Совершенно очевидно, что педагогический процесс приобщение должен начинаться в дошкольном детстве и в начальных классах общеобразовательной школы. В современных школах Казахстана преобладает тенденция более успешного освоения этих традиций детьми, проживающих в сельской местности, а не в условиях города. В связи с этим встает вопрос
© Добровольская Л.В., 2015 г.
об усилении работы по приобщению к музыкальным традициям детей в городских школах Казахстана. При этом, конечно, не стоит упускать из внимания и школы сельские, в которых тоже, правда, в меньшей степени, чем в городских школах ввиду более бережной сохранности национальных традиций в семье, наблюдается негативное влияние западной культуры.
Каковы же могут быть пути приобщения детей к музыкальным традициям казахского народа? Ответ на этот вопрос дает в одной из своих работ казахский исследователь С.Ш. Аязбекова. Она подвергает критике тех авторов, которые ратуют за освоение музыкальных традиций на уровне «освоения типичных для этноса средств выразительности» [1,с.87]. Музыкальные традиции, считает С.Ш. Аязбекова, могут быть освоены только в процессе музыкально-творческой деятельности и таких ее видов, как творчество, исполнение и восприятие в их неразрывном единстве. В соответствии с этим, приобщение к музыкальным традициям должно включать, по мнению автора, «единство продуктивной, выражающейся в творчестве, репродуктивной, выражающейся в исполнении и перцептивной деятельности, выражающейся в восприятии произведений народного творчества» [2,с.134]. В ходе исследования, проводимого нами в ряде школ городов Казахстана, необходимо было проверить на практике то, насколько учителя музыки готовы к использованию этих видов творческой музыкальной деятельности в их единстве в практике преподавания уроков музыки. Для того чтобы выяснить этот вопрос, учителям музыки в школах с русским и казахским языком обучения была предложена анкета, которая давала возможность выявить и положительные моменты, и узкие места в их профессиональной готовности по приобщению школьников к народным музыкальным традициям. Отметим, что разработанная нами анкета была анонимная. Всего в анкетировании принимали участие 18 учителей музыки общеобразовательных школ городов. Первый вопрос был интересен нам в связи с возможностью выявления общего этнокультурного кругозора учителей музыки. Второй вопрос позволял определить то, какие же знания музыкальных традиций и способы их воплощения в начальной школе имеют учителя музыки. Третий вопрос позволял увидеть перспективы внедрения этих традиций в практику общего музыкального образования школьников. Четвертый вопрос открывал возможность определить конкретные примеры тех традиций, которые можно было использовать учителю музыки в школе на уроках музыки у младших школьников. Согласно идеям С.Ш. Аязбековой о традиции, как единстве исполнения, творчества и восприятия, относится к репродуктивной и лишь отчасти к продуктивной деятельности, когда учителя включают в это исполнение творческий компонент, например, танцевальное движение. Что касается знания специфических черт музыкальных традиций, то лишь 15% опрошенных указали на необходимость использования соревнования (айтыс) на уроке музыки. Правда как его организовать и в каком виде музыкальной творческой деятельности: в пении или инструментальном исполнительстве, учителя не указали. Что касается импровизаций, столь характерных для инструментального и вокального исполнительства казахов, то способы их внедрения являются для учителей музыки неизвестными. Итак, анализ анкет показал, что учителя не включают в урок музыки импровизационные моменты, то, чем отличается инструментальная казахская музыка от музыки других народов. Ни в одной анкете не упоминается о диалогичности, которая является основной для музыкального соревнования, не используются учителями на уроках и такие национальные казахские инструменты, как асатаяк, дангыра - ударный инструмент, аналог бубна; камыс сырнай - дудочка, сделанная из камыша. Следует отметить, что игра на этих инструментах не требует от детей специальной подготовки, а, это значит, что в процесс исполнения на этих инструментах может быть вовлечен каждый ученик класса.
Анализ ответов учителей на вопросы анкеты позволяет сделать вывод о том, что процесс приобщения представляется ими весьма упрощенно - как перцепция и как воспроизведение, а роль творческой музыкальной деятельности на уроке минимизируется. От этого, в урок музыки не водятся импровизация, соревновательность, диалогичность, в основе которых лежит процесс творчества и, которые являются, как уже указывалось,
традициями музыкальной культуры казахов. Вопрос о желании учителей внедрять какие-либо музыкальные традиции в урок музыки являлся проверочным второго вопроса. Анализ ответов учителей показал, что они хотели бы использовать игру на народных инструментах. Однако, им необходимы, как говорят 30% респондентов, методические рекомендации по данному вопросу. 12% от общего числа анкетируемых указали на желание иметь в классе настоящие казахские народные инструменты. Учителя указали на проектирование такого средства, связанного с освоением музыкальных традиций, как введение рабочих тетрадей, в которых бы первоклассники могли рисовать, вклеивать рисунки казахских инструментов, картины казахской природы, казахских праздников, обрядов и т.д. Что касается умений и знаний, которыми обладают дети, пришедшие в первый класс, то почти все (95% опрошенных) указали на знание казахских народных песен, попевок. Многие дети, пришедшие из детского сада, знают гимн Казахстана, умеют танцевать танец «Кара жорга». В целом во всех анкетах указывается на интерес, который проявляют первоклассники к различным видам музыкальной деятельности и тому музыкальному народному наследию, которое осваивается ими на уроках музыки. Помимо специально разработанной анкеты, которая предлагалась учителям музыки, автором статьи были проведены беседы со студентами Северо-Казахстанского Государственного Университета, обучающимися на заочной форме и являющимися учителями музыки в разных населенных пунктах Республики Казахстан. Хотя некоторые студенты в процессе бесед с преподавателем указывали на необходимость творческого освоения ребенком музыкальной культуры и не только в репродуктивной деятельности, но и в деятельности творческой. В беседе студенты затрагивали вопрос о возможности использования способов обучения ребенка инструментальному исполнительству, имеющемуся в педагогическом наследии западных педагогов, например, К. Орфа. Известно, что многие казахские инструменты, в отличие от западных, в том числе и тех, которые имеются в инструментарии К. Орфа, имеют не темперированный строй, что делает невозможным применение некоторых методов, имеющихся в системе этого педагога в школах Казахстана.
Анализ и обобщение результатов анкетирования учителей - практиков, а также тех учителей, которые являются студентами, обучающимися на заочной форме в университете, позволили сделать следующие выводы.
Несмотря на высокий уровень сформированности этнокультурных знаний у учителей музыки все-таки выявляются проблемы в их работе по приобщению младших школьников к музыкальным традициям казахского народа. Эти проблемы связаны с пробелами в знаниях о содержании педагогического процесса приобщения к музыкальным народным традициям, а также о методах и приемах, способствующих внедрению в урок музыки данных традиций. Все это позволяет говорить о необходимости разработки методического обеспечения этого процесса и ознакомления педагогической общественности с его теоретическим обоснованием и путями внедрения в педагогическую практику.
Литература
1. Аязбекова С.Ш. Музыкальная традиция этноса как феномен культуры [Текст] // Известия МОН РК Серия общественные науки - 1998-№ 4. 170 с.
2. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут - ата и философия музыки казахов [Текст] Алматы: Издательский центр Института философии и политологии МОН РК. 245с.
3. Добровольская Л.В., Тагильцева Н.Г. Идеи казахских философов прошлого в музыкальном воспитании школьников Республики Казахстан [Текст] // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2010.- № 1 (71) С.145-149
4. Чистов К. В. Специфика фольклора в свете теории комму—никации [Текст] // Вопросы философии. 1972. № 6. С. 106-118.