Научная статья на тему 'Самодеятельное песнетворчество казахов Западной Сибири в XXначале XXI веков'

Самодеятельное песнетворчество казахов Западной Сибири в XXначале XXI веков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
280
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
THE KAZAKH'S MUSICAL FOLKLORE / КАЗАХСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ПЕСНЕТВОРЧЕСТВО / ТРАДИЦИЯ / THE AMATEUR CREATION OF SONGS / THE TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Валентина Валерьевна

В статье характеризуются и классифицируются образцы казахского самодеятельного песнетворчества, собранные автором в ходе экспедиций по Западной Сибири 2002-2008 гг. Автор исследует эволюцию данного жанра и традиции сочинительства песен в казахском музыкальном фольклоре в XX начале XXI веков. Ранее не изучавшееся самодеятельное песнетворчество данной этнолокальной группы является уникальным и самодостаточным источником информации о духовной культуре казахов Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The amateur song writing of Kazakhs in Western Siberia in XX and the begining of XXI centuries

In the article the examples of the Kazakh amateur songs are characterized and classified; these examples were collect in the expeditions across Western Siberia (2002 2008). The author analyses the evolution of this genre and the tradition of creating songs in the Kazakh musical folklore of XX the beginning of the XXI centuries. Have not been studied earlier, amateur creation of songs of the given ethnolocal group is a unique and self sufficient source of the information of spiritual culture of the Kazakhs of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Самодеятельное песнетворчество казахов Западной Сибири в XXначале XXI веков»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010

Адрес для переписки: 644008, г. пл., 2.

Омск, Институтская

Статья поступила в редакцию 25.05.2009 г. © В. А. Носков

удк 398 8 в> в< КУЗНЕЦОВА

Омский филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ПЕСНЕТВОРЧЕСТВО КАЗАХОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ

В статье характеризуются и классифицируются образцы казахского самодеятельного песнетворчества, собранные автором в ходе экспедиций по Западной Сибири 2002—2008 гг. Автор исследует эволюцию данного жанра и традиции сочинительства песен в казахском музыкальном фольклоре в XX — начале XXI веков. Ранее не изучавшееся самодеятельное песнетворчество данной этнолокальной группы является уникальным и самодостаточным источником информации о духовной культуре казахов Западной Сибири.

Ключевые слова: казахский музыкальный фольклор, самодеятельное песнетворчество, традиция.

В казахском традиционном обществе музыка занимала особое, совершенно уникальное место (современная исследовательница С. Ш. Аязбекова характеризует её как «миромоделирующий элемент, способный самостоятельно и существенным образом определять картину мира казахов»[1 ]). Александр Викторович Затаевич, отец-основатель казахского этномузыковедения, в 20-е годы прошлого века так характеризовал роль импровизации и сочинительства в этом обществе: «...В особенно близком, тесном отношении к их (казахов] современному, все еще патриархальному быту находится музыка, которая приобрела в их жизненном укладе исключительное значение, во всяком случае — большее, чем у каких-либо других народов, стоящих на той же ступени духовного развития... Ни один праздник, ни одно сборище не обходится без «оленши» (певца-нрофессио-нала), и к лицам этого звания и этой специальности казахи относятся с таким почетом и уважением, как в средние века относились к миннезингерам и менестрелям. Акыну же, то есть певцу-автору, восторженное преклонение оказывается еще большее... К песне прибегают казахи тогда, когда хотят наказать кого-либо за скверный поступок, песню же импровизируют о всяком предмете, который находится в данный момент у них перед глазами, в песне излагают свою просьбу к властям по какому-либо совершенно немузыкальному поводу» [2].

С 2002 по 2008 год Омский государственный уни-

верситет им. Достоевского, а затем Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН организовывали экспедиции для изучения современного состояния музыкальной культуры казахов Западной Сибири. В ходе таких экспедиций но Омской, Новосибирской областям и Алтайскому краю автором было собрано и обработано более 230 песен, из которых 18 составляют совершенно особую группу — это песни «собственного сочинения», написанные людьми без музыкального образования, иногда неграмотными.

Собранные нами мелодии любительских песен отличаются по структуре: от однотипного повторяющегося напева с небольшим диапазоном до композиционно сложных и насыщенных украшениями и мелизмами произведений: также зафиксирован один случай неосознанного заимствования мелодии из известной песни «Оз1м туралы» для жоктау по сыну, причем автор отрицала факт заимствования и была убеждена в том, что мелодия создана ею.

Адекватное методологическое осмысление этой группы песен сталоддя меня возможным после знакомства с монографией Г. Абдрахман «Современное самодеятельное песнетворчество в казахской музыкальной культуре»!3]. Далее мы будем использовать терминологию этой исследовательницы. Под современным казахским самодеятельным (любительским) песнетворчеством мы понимаем «индивидуальную музыкальную деятельность людей, занимающихся

сочинением и исполнением казахских песен в силу внутренней потребности, музыкальной одаренности, не имеющих профессионального композиторского образования в рамках письменной европейской традиции и выступающих с экономической точки зрения носителями непрофессиональной формы творческой деятельности»[4].

В данной статье мы неоднократно будем использовать термин «традиция». Традиция, как категория, связана с преемственностью в культуре1 (в данном случае мы ограничиваемся «социальными» функциями культуры, то есть культурой как формой трансляции социального опыта и способом социализации личности). Под традицией мы подразумеваем социальную форму передачи человеческого опыта и специфическую форму преемственности в развитии культуры[5].

Эволюция традиции песнетворчества в ХХ веке. Для традиционной казахской музыкальной культуры импровизация и сочинительство были нормой — Александр Викторович Затаевич, зафиксировавший в своих работах не только блестящие образцы народного и авторского (самодеятельного) творчества, но и стремительные изменения в образе жизни и культуре этого народа, отмечал: « ...в настоящее время несомненно успели уже растеряться или исказиться, может быть, наиболее ценные проявления их народно-музыкального творчества! »[6]. Переход к оседлости, очевидный ещё в начале XX века, трансформация политического строя в 20-х гг., образование советского государства и последовавшие коренные социальные преобразования не могли не повлиять на культуру казахов. Активная и централизованная работа по собиранию национального фольклора (с акцентированием «революционных» в нем мотивов), борьба с неграмотностью, создание школ с обучением на национальном языке (просуществовавших до середины 30-х гг.) — трансформация традиционного образа жизни неизбежно вела к трансформации культуры, развитию одних жанров музыкального фольклора и исчезновению других, появлению новых тем и заимствовании образов из русской и иных культур. Примеров данного процесса можно привести много — ограничимся перечислением самых очевидных изменений: изменение текстов свадебных песен (типичным является создание нового текста при старом напеве, старой стихотворной и композиционной форме и некоторой части прежнего текста в припевах), исчезновение песен баксы и некоторых видов трудовых песен, активное проникновение в казахские песни русского языка (закладываются основы языкового «свитчинга», «смены кода» — попеременного употребления говорящим (или поющим) двух языков во время одного речевого акта)[7].

Однако даже столь значительные социальные преобразования не вызывают резкого изменения музыкальных традиций казахского народа (вслед за Еленой Валентиновной Израелян, мы считаем преемственность неизбежным свойством и необходимым условием любых форм изменения природы, общества^]). Примером тому могут служить наблюдения А. В. Затаевича: «Даже явления столь нового и современного нам порядка, как открытие Всеказахских съездов, депутаты решают по-старинному приветствовать хоровым исполнением сложенной специально по этому поводу песни»[9].

К 40-м годам XX века относятся две группы собранных песен: «сатирическая» песня, едко описывающая страдания заведующего зернотоком, у кото-

рого «обнаружилась недостача в 9 тонн зерна и которого должны судить. Он сидит дома, горюет и говорит, что, если бы его оправдали, то он бы дал чего-нибудь за это»2 — это единственный вариант подобного «советского фольклора». Вторая группа — «военные» песни, подгруппа «песен из фронтовых писем, текст их создавался казахами-красноармейца-ми, ушедшими на фронт, а музыку писали родные или одаренные односельчане. Подобная практика была широко распространена в Великую Отечественную войну (так, информаторы Балтабаева Р.Х. и Кен-дирова Н.Х. исполнили песню отца, текст которой он прислал в своем последнем письме из госпиталя, и упомянули, что подобная песня была и в другой семьи в их ауле). Необходимо отметить, что подобная традиция — создания песен на стихи из писем — появилась у казахов ещё в начале XX века, а распространение грамотности, очевидно, способствовало дальнейшему развитию и распространению такой практики.

60-е годы прошлого века сопровождались у казахов Западной Сибири культурным подъемом; многие молодые люди начали интересоваться своей национальной культурой. Свидетельством тому могут служить рукописные сборники текстов народных песен и собственных стихов (которые часто также становились песнями), встречающиеся в казахских семьях. Стоит отметить, что отношение к этим сборникам — самое бережное, как к семейной реликвии, и с ними неохотно расстаются даже на время, для снятия ксерокопий исследователями. Многие информаторы, родившиеся в 1940-х — 1950-х годах, говорят, что во время их юности очень много пели — в отличие от информаторов 1920-х годов рождения, характеризующих военные годы как тяжелые, насыщенные работой — «не до песен». Любопытно, что тенденция к заимствованию и переработке понравившихся мелодий других этносов, отмечаемая ещё в конце XIX века, продолжает существовать и создает самые любопытные примеры «интернациональной» песни: так, в д. Малый Тебис Чановского района Новосибирской области Усмановой Г. Х. нам была исполнена песня «Красивая девушка» с совершенно нехарактерными для казахов распевами. Оказалось, что в 1960-х годах родители информатора, выступавшие в самодеятельности, услышали на музыкальном смотре эстонскую песню, положили на понравившуюся мелодию казахские слова и начали с ней выступать.

Основная черта музыкальной культуры казахов Западной Сибири в 1980-х годах — доминирование «массовой» культуры, транслируемой через радио и телевидение, стандартизация, стирание отличий между локальными музыкальными культурами. Практически в каждой семье есть песенник, в том числе с народными песнями, выпущенный в это время; и часто информаторы, забывая «местные» слова, переходят на унифицированный вариант текста из песенника.

Тематически собранные песни можно классифицировать следующим образом:

1. Песни о себе — 1: «Песня, сочиненная в больнице» (авт. и исп. Хасенова Р.).

2. Песни о семье (роде) — 4: «Песня о внуке» (авт. и исп. Шакибаева Х.С.), «Песня о внуке» (авт. и исп. Шакибаева Х.С.), «Песня о Купей Абельдиновне» (авт. и исп. Шакибаева Х.С.), «Песня, посвященная сыну Ермеку» (автор Молдабай Бекенов, погибший на фронте в Великую Отечественную войну, исп. Асаинова Б.).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

3. Песни о родном крае (ауле) — 4:

3.1. Песни о родном крае (ауле) — 2: «Песня, посвященная родному аулу Кожан-Бекен» (авт. и исп. Шакибаева Х. С.), «Песня о родном крае» (авт. и исп. Байжанова Р.А.).

3.2. «Юбилейные» песни — 2: «Песня, написанная в честь трёхсотлетия аула Каразюк» (авт. и исп. Жу-супов К.Ш.), «Песня, посвященная юбилею аула Кок-терек» (авт. и исп. Шакибаева Х.С.).

4. Песни о смерти — 6: «Песня матери, сочиненная перед смертью» (исп. Тезекбаев Т.Т.), «Жоктау по сыну» (авт. и исп. Рахимжанова Р.), «Жоктау по сыну» (авт. и исп. — Жусупова Ш.), «Жоктау» (авт. и исп. — Мусабекова М.), «Песня, посвященная Сиба-нову Амантаю Асматовичу (жоктау)» (авт. и исп. Шакибаева Х.С.).

5. «Военные» песни — 5:

5.1. Песни военной тематики — 2: «Песня о проводах на войну» (авт. и исп. — Баймуратова К.К.), «Песня о войне» (авт. и исп. Рахимбаева Р.).

5.2. Песни из фронтовых писем — 3: «Песня Мол-дабая Бекенова, которую он сочинил перед отправкой на фронт», «Песня, посвященная сыну Ермеку» (обе исполнены Асаиновой Б.), «Песня отца, написанная в госпитале» (исп. Балтабаева Р.Х. и Кендиро-ва Н.Х.).

6. «Сатирическая песня» (исп. Мусаинова (Жапа-кова) А. Т.) Размер 2/4, тональность ми минор.

Известным недостатком тематической классификации является то, что многие песни могут быть отнесены к двум и более группам: так, «Песня о себе, которую мать сочинила перед смертью», и «Песня, сочиненная в больнице» описывают внутренние переживания автора, страх перед смертью, и главным критерием для отнесения к соответствующей группе в данном случае стал контекст.

Особенности собранных материалов:

1. Исполнителей казахской самодеятельной песни в Западной Сибири, по классификации Абдрах-ман, можно отнести к трем типам:

• «традиционный тип» авторов-любителей (поэт, композитор, исполнитель в одном лице);

• «письменный традиционный тип» (поэты письменной традиции, создающие песни на некоторые свои произведения);

• «мелодисты-исполнители» (создатели музыкальной основы и исполнители собственных песен) — к этой группе могут быть отнесены исполнители некоторых видов обрядовых песен, в которых импровизация/сочинение нового регламентировались традицией — при исполнении сынсу (плач невесты) и жоктау (плач по умершему).

2. Средний возраст авторов собранных нами образцов любительской песни — 70 лет (в среднем 1938 год рождения, информаторы от 1933 до 1950 года рождения). Это соответствует аналогичным показателям у Абдрахман Г. по Казахстану — большинство опрошенных ею представителей самодеятельного творчества родились в период с 1935 по 1950 год. Именно в это время появляется поколение людей, хорошо владеющих родным языком — в том числе и «музыкальным»3).

3. Из 18 собранных нами любительских песен 3 относятся к подгруппе «песни из фронтовых писем», где точно известен пол только автора текста, из оставшихся 15 любительских песен только в одном случае автор слов и текста - мужчина. Таким образом, в Западной Сибири представителями самодеятельного песнетворчества в основном являются женщины (в

Казахстане, по данным Мухамбетовой А., в любительском пласте музыкальной культуры казахов мужчин и женщин примерно поровну[10]).

4. Наша казахстанская коллега Абдрахман выносит обрядовое песнетворчество за рамки любительского, однако я склонна, признавая его особые функции, рассматривать собранные разножанровые материалы как частные случаи одного явления, а именно — трансформировавшейся традиции казахов «складывать песни по любому... поводу», той легкости в импровизации и сочинительстве, которая для казахов начала XX века была нормой, а сейчас является чем-то исключительным, признаком особой одаренности.

Сам факт бытования самодеятельного творчества казахов Западной Сибири говорит о жизнеспособности музыкальных созидательных традиций этого народа. Безусловно, отдельные любительские произведения созданы в ответ на «социальный заказ» (речь идет как о «юбилейных», так и о традиционных обрядовых песнях), но в целом это — отражение потребности национальной среды в общении посредством песни и сохранении тем самым песенной традиции. Таким образом, любительское песнетворчество, вне зависимости от художественного уровня и ценности с точки зрения профессионального искусства, является неотъемлемой и «исконной» частью национальной культуры казахов, в том числе и казахов Западной Сибири.

Список сокращений

Авт. — автор.

Исп. — исполнитель.

Примечания

1 В данном случае мы разделяем точку зрения Елены Валентиновны Израелян: преемственность в развитии общества и культуры, как его неотъемлемой части, — это «внутренняя закономерность, обеспечивающая развитие всех общественных явлений и взаимосвязь различных его этапов» (Израелян Е.В. Культурологический анализ музыкальных традиций Западной Сибири: Дисс. ... канд. культурологических наук. Кемерово, 2002. С. 45).

2 Запись со слов информатора Мусаиновой А. Т.

3 Под музыкальным языком мы, вслед за Г. Абдрахман, имеем в виду «систему интонационных, синтаксическо-структур-ных, тембро-фонических, ладовых норм и принципов их использования», которая «является продуктом общества и эволюционирует под воздействием социально-исторических условий». Цит. по: Абдрахман Г. Современное самодеятельное песнетворчество в казахской музыкальной культуре. Алматы, 2002. С. 57.

Библиографический список

1. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. — Алматы, 1999. — С. 8.

2. Затаевич А. В. 1000 песен казахского народа: (Песни и кюйи): Для пения и народных инструментов. — М. : Музгиз, 1963. - С. 12.

3. Абдрахман Г. Современное самодеятельное песнетворче-ство в казахской музыкальной культуре. - Алматы, 2002. -176 с.

4. Абдрахман Г. Современное самодеятельное песнетворче-ство в казахской музыкальной культуре. - Алматы, 2002. -С. 17.

5. Израелян Е.В. Культурологический анализ музыкальных традиций Западной Сибири : дис. ... канд. культурологических наук. - Кемерово, 2002. - С. 45.

6. Затаевич А. В. 1000 песен казахского народа: (Песни и кюйи): Для пения и народных инструментов. — М. : Музгиз, 1963. - С. 12.

7. Лоткин И. В. Рец. на: Валеева А. Ф. Языковое поведение. ЭО Online. Январь, 2006. С. 4 URL: http://journal.iea.ras.ru/online/ 2006/Е002006_ lc.pdf (дата об ращения: 28. 11.2007)

8. Израелян Е.В. Культурологический анализ музыкальных традиций Западной Сибири : дис. ... канд. культурологических наук. — Кемерово, 2002. — С. 45.

9. Затаевич А. В. 1000 песен казахского народа: (Песни и кюйи): Для пения и народных инструментов. — М. : Музгиз,

1963. - С. 12.

10. Цит. по: Абдрахман Г. Современное самодеятельное песнетворчество в казахской музыкальной культуре. — Алматы, 2002. - С. 57.

КУЗНЕЦОВА Валентина Валерьевна, аспирантка сектора этнографии.

Адрес для переписки: e-mail: vaznetsova@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 14.07.2009 г.

© В. В. Кузнецова

УДК 392 1574.251 г Б. НУРАХМЕТОВА

Павлодарский историко-краеведческий музей им. Г. Н. Потанина, Республика Казахстан

К ВОПРОСУ О ПОТЕСТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА СУБРЕГИОНА АККОЛЬ-ЖАЙЫЛМА

Статья посвящена анализу структуры потестарной организации традиционного общества населения Экибастузского района Павлодарской области. В малоизученном субрегионе сформировалась своеобразная хозяйственно-культурная система, основанная на своебразном симбиозе кочевого скотоводства, земледелия, рыболовства и ремесла.

Ключевые слова: потестарная организация, генеалогия, социальная структура, субэтни-ческая группа, традиционное общество.

В историческом прошлом Акколь-Жайылма был одним из немногих крупнейших политических центров кочевников Евразии. Ряд интереснейших этнографических материалов, в частности исторические сказания, свидетельствует о том, что еще до своего возвышения как центр Огузской конфедерации племен, в эпоху ранних кочевников здесь располагались ставки царей позднескифских племен. Концентрация большого числа населения в регионе делала эти места одним из крупных культурно-политических центров Казахстана.

Социально-потестарная организация казахов Ак-коль-Жайылмы в целом соотвествует общепринятым казахским традиционным институтам. Вместе с тем особенностью этносоциальной организации у казахов Акколь-Жайылмы, как и у казахов Баянаула, является то, что не играли существенную роль в общественной жизни представители субэтнической группы то ре-чингизидов.

Напротив, в регионе изначально была сильна

позиция социально значимой группы биев. Это звание было очень широко распространено в казахском обществе. Биями назывались крупные представители родовой знати, занимавшие в обществе место ступенькой ниже правящего сословия султанов. Если влияние султанов было обусловлено их происхождением от «ак суйек» — белой кости, то сила и влияние бийской группы объяснялась личными качествами его членов, как-то: знанием норм обычного права — адата, традиций, остроумием в словопрениях, умением защищать и отстаивать интересы общин и т.д. Нельзя при этом не учитывать специфику общественных отношений, уровень сознания зрелости казахов того времени. В условиях, когда родовое начало и патриархальная идеология оказывали весьма значительное воздействие на социально-экономическую и политическую жизнь общества, когда общественные отношения в основном регулировались нормами нигде не зафиксированных обычаев, знатоки и хранители этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.