Научная статья на тему 'Аксиология русской традиционной культуры сквозь призму осмысления концепта «Возрождение»'

Аксиология русской традиционной культуры сквозь призму осмысления концепта «Возрождение» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шемякина М. К.

Культура осмысливается как совокупность духовных и материальных ценностей. В русской традиционной культуре ведущими ценностями центрального герменевтического поля, выразившими концепт «возрождение», стали непреходящие этнические категории – «земля», «труд», «семья», «дом», «вера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиология русской традиционной культуры сквозь призму осмысления концепта «Возрождение»»

АКСИОЛОГИЯ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОСМЫСЛЕНИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

© Шемякина М.К.*

Белгородский государственный институт культуры и искусств, г. Белгород

Культура осмысливается как совокупность духовных и материальных ценностей. В русской традиционной культуре ведущими ценностями центрального герменевтического поля, выразившими концепт «возрождение», стали непреходящие этнические категории - «земля», «труд», «семья», «дом», «вера».

Все единство материи культуры может быть осмыслено в целом как система знания и философия жизни народа, находящаяся в информационной пространственно-временной передаче поколений, в основе которой лежит культурная ценностная парадигма.

«Культура постоянно регулирует нашу жизнь. С момента нашего рождения и до самой смерти, сознаем мы это или нет, на нас оказывается постоянное давление, принуждающее нас принимать определенные типы поведения, выработанные другими людьми», - писал К. Клакхон [2, с. 35].

Ценности культуры должны быть рассмотрены как общие представления, разделяемые большинством ее носителей относительно желаемого, правильного и полезного. В таком контексте и сама культура осмысливается как вся совокупность духовных и материальных ценностей.

В русской традиционной культуре к ведущим ценностям центрального герменевтического поля, полновесно отразивших концепт «возрождение», могут быть отнесены непреходящие этнические категории - «земля», «труд», «семья», «дом», «вера».

Земля служила центральной категорией русской традиционной земледельческой культуры. С древнейших времен она была не только значимым субстантивным элементом природного мира, но одной из основных составных частей мирозданья.

Земля считалась воплощением воспроизводящей и возрождающей силы природы. Она и в прямом смысле возрождала человека к жизни. Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре стороны, прося прощение. И намного позже (в XIX в.) крестьяне тоже клялись землей; с этим обычаем связано другое известное выражение: «Чтоб мне сквозь землю провалиться» и т.п.

В отношении к земле срабатывала система статично закрепленных в традиционной культуре действенных стереотипов: кто не почитает земли -

* Доцент кафедры Теории и истории культуры, кандидат филологических наук, доцент.

тому не даст хлеба; кто не поклонится сыновним поклоном - тому на смертном одре не ляжет легким пухом, а тяжелым камнем; кто не захватит в путь горсть родной земли - никогда не увидит родного дома.

Культ земли с древнейших времен соединялся с культом предков, к которым в качестве посредников обращались за помощью и советом. От лежащих в земле предков зависело плодородие земли и обильные дожди -возрождение жизни.

Земля в своей аксиологической заданности в отношении традиционной культуры расширяла свой буквальный смысл до иносказательного. В таком контексте земля становилась синонимом понятиям «землячество», «родина», «отечество», «дом».

Определяясь в категориях родства «земляного», она трактовалась как родство духовное, нравственное. Понятие «русская земля» не сводилось исключительно к корневому родству, культу предков, но утверждалось как единение православное (особенно на чужбине), патриотическое (особенно во время военных действий), свободолюбивое (особенно в бунтарстве), семейное (особенно в категориях бытовой традиции), мировое (в понимании мира как единого людского универсума).

За землю и умереть не жаль, «живота своего не жалеючи». «Всем миром» сделать какое-либо дело (построить обетную церковь, дом; сразиться с врагом) - высшая форма выражения христианской добродетели.

Таким образом, ценность земли понималась не только с точки зрения скупого прагматизма (хотя хорошему хозяину всегда мила плодоносная земля, а плохому - и чернозем не уродит), а с позиций духовных - как материи возрождения. Потому земля скорее давала оценочную коллективную характеристику народу, и личностную - человеку, его труду, степени его человечности, нежели действительно реализовывала хозяйственное предназначение.

Другой ценностно значимой единицей, напрямую связанной с землей, был труд. В понимании мирской жизни труд всегда обозначался богоугодным делом, рассматривался в качестве одной из форм нравственного деяния, ведущего к спасению человеческой души. Как говорится в народе, «Бог труды любит», «С молитвой в устах, с работой в руках». Та же мысль прослеживается и в исторических хрониках.

Трудолюбие рассматривалось как добродетель и с позиций христианских. При этом важно помнить, что в качестве нравственного труда особенно значимого понимался труд душевный. И, действительно, в русской традиции категории душевного становления будут приравнены к тяжелейшим испытаниям и трудам. К ним будут относимы абсолютно все богоугодные дела: моления, паломничество по святым местам, помощь сирым и убогим, таинство исповеди.

Труд создавал не только оценочное представление о человеке, но и его социальный статус. Не случайно труд, уважение и достаток в народном сознании были всегда взаимосвязанными понятиями.

Не менее значимым закреплялся и бытовой труд. Трудовой характер русского человека формировался в устойчивой традиционной семье. С рождения трудовое воспитание органично входило в семейную жизнь и хозяйственную деятельность семьи.

Таким образом, трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, рождались не просто в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой нравственной жизни, ведущей человека к полноценной реализации себя, восстановлении связей с минувшим задолго до него и прогностически определяющим перспективы не только личностного развития -«возрождения» человека в пространстве жизненных координат.

Основу крестьянской жизни и ее аксиологического центра в контексте концепта «возрождение» составляла и семья.

С одной стороны, семья реализовывала непосредственное утилитарное (практическое) назначение, проявляемое в самом принципе построения семейных отношений: форме подготовки, проведения необходимых обрядовых действий, их хозяйственное основание и значение. С другой стороны, семья рассматривалась как минимизированная социальная общность и субстанция духовно-нравственная (ведь в представлении русского человека «даже браки заключаются на небесах»).

Семья рассматривалась не только как деятельность определенного социального вида (хозяйственная), но и как средоточие нравственных посылов русского человека, смысл существования.

Практически все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались с детства по мере взросления с учетом их глубины и серьезности. И «качество» семьи (отношение между супругами, почитание родителей, способность к деторождению, становление детей, сами дети с точки зрения нравственного формирования и др.) давало общую оценку прожитой жизни.

В конечном счете, мир семьи расширялся до понятия мира как сообщества людей, особенно в кризисные моменты истории (освободительная война, бунт). А в традиционной русской культуре «перед миром не грех и покаяться», «на миру и смерть красна». И уже в этом рождается понятие не просто человека, а «возрождающегося всего человека», способного освободить братьев болгар от иноземной туретчины, и слиться воедино в признании верховной власти и отческой заботы «царя-батюшки». Именно об этом будет писать Ф.М. Достоевский: «У нас, русских, есть, конечно, две страшные силы, стоящие всех остальных во всем мире, - это всецелость и духовная нераздельность миллионов народа нашего и теснейшее единение его с монархом» [1, с. 394].

При этом рождаемый в семье образ покровителя, овеществляемого непосредственно в образе отца или матери, понимается и в более широком смысле в качестве образа национального (государя-батюшки) и вселенско-

го (Бога и Богородицы), приобретает характер божьего благословения и божьей кары в центральном ориентире жизнеустройства («С вами Бог») и вере в справедливость («Сила в правде»).

В этом отношении семья рассматривалась как особый тип общинной организации, предполагающий наличие патронажных отношений и родовых связей, а в широком смысле - особый тип нравственно-духовных семейных отношений, соотносимых с душевно-духовным родством единением всех членов конкретного социума.

Однако вектор «все-человека» в русской традиционной культуре в контексте возрождающей материи семьи определяется не только своим синхронным существованием, но и диахронной заданностью. В рамках мира семьи формируется особая сфера нравственной жизни, совсем не той, когда человек выражает свои гражданские чувства или показывает знания, демонстрирует умения и навыки.

Человек находится в сонме не только живущих, но и живших задолго до него и только собирающихся жить. Вот почему традиционный человек согласует и соизмеряет свои действия и поступки не только со старшими в семье, но и с поступками и делами дедов и отцов (предков); делает так, чтобы не было стыдно перед последователями. Скрепляющей единицей в этой родовой цепи жизни будет выступать память. А память, справедливо отмечал Д.С. Лихачев, «основа совести и нравственности, память - основа культуры, «накоплений» культуры <...> эстетического понимания культурных ценностей» [3, с. 434].

Семья, таким образом, воспринималась в народной среде как нравственная основа правильного образа жизни, практическая сила, способная не дать человеку сбиться «на кривую дорожку» и возродить человека, если таковое случилось. Семья становилась особым миром человека и его домом.

Русские народные представления о доме также отражали мировоззренческие установки в спектре освоения содержательного начала концепта «возрождение».

Укорененный в доме русский человек вокруг него строил всю свою жизнь: вещную - жилые пристройки, возводимые в ансамблевом единстве с основным строением, хозяйственные постройки, двор; духовную - долженствующее иерархичное начало «красного угла» как домашнего священного алтаря и внешнее венчание коником (в древности символом солнца), в освящении Богом и природой.

Так, дом в русской культурной традиции закрепит за собой не только физическое, обретаемое в конкретных единицах измерения или количестве бытовых предметов, и даже не культурное, а этическое значение - пространство, в котором обретало свою гармонию бытие человека. В этом контексте дом транслировал в своем значении семью, людей, объединенных кровными и духовными узами, обычаями и традициями родной культуры.

При этом естественными атрибутами русского дома утверждались «общинное братство», «душевная простота», «теплота взаимоотношений», «живое общение», «органическая связь с землей». Последнее тем более очевидно, поскольку дом строился по принципам «трех П» (простоты, прочности, прекрасного), согласуясь с единоначальной установкой природосообразно-сти, вписанности в окружающий ландшафт с использованием естественных природных материалов.

Закономерно, что дом в таком понимании выполнял главнейшую из своих функций - был тем спасительным и одновременно первопричинным началом, к которому на протяжении всей жизни в море снедаемых им вопросов был обращен человек. Дом спасал, «возрождал» человека и в житейском, и в религиозно-этическом смысле этого слова.

В пространстве традиционной культуры дом, таким образом, обретал свою иносказательную сущность, объединяя в своем семантическом начале понятия «кров», «семья», естественно расширяясь до всей «земской» России, априори подразумевающей единую родственную (семейную) близость.

И религиозные символы, видится нам, появляются здесь не случайно, поскольку вся аксиология традиционной культуры основного герменевтического поля (земля труд, семья, дом) будет центрирована главной ценностью культуры русской - верой.

Следует отметить, утверждаемую с завидным постоянством мысль, что мировоззрение человека русской традиционной культуры, как и сами основы русской культурной традиции, основано на категориях веры. В ней видит русский народ и саму жизнь, и будущее возрождение, и бессмертие.

Для русского человека духовная основа жизни была главным стержнем бытия, квинтессэнцией ее выступала вера.

Аксиологический вектор, как и идея духовности человеческого бытия, особенно значимы для русской культурной традиции, модели мира и человека, аксиологии возрождения и ее постижения. Не случайно, трансформируясь, все эти реалии русской традиционной культуры утвердятся в русском искусстве, выступят в качестве центральной культурной темы в русской философии.

Вместе с тем, определяя нравственное начало главным в традиционной культуре, академик Д.С. Лихачев отметит: «Говоря о тех огромных ценностях, которыми русский народ владеет, - писал Д.С. Лихачев, - я не хочу сказать, подобных ценностей нет у других народов», но в том и величие русской культуры, что ее императивы «лежат в тесной связи с ее нравственными ценностями» [3, с. 62].

При этом во всей многоаспектности освещения главная идея русской традиционной культуры - нравственная - не обретет абстрактности звучания, закрепится рамками «большой традиции» (в терминологии Роберта Редфиль-да), многомерностью включения во все жизненные направления: идеологическое, религиозное, творческое, социальное. И ценности традиционной культу-

ры обретут свое полнозвучное звучание в русской культурной традиции в качестве основообразующих. Земля, труд, семья, дом, вера и на современном этапе жизни русского народа воспринимаются как консолидирующие субстантивные единицы, определяющие вектор его дальнейшего развития и нынешнего существования, условие действия механизма «возрождение».

Список литературы:

1. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1873-1881 / Ф.М. Достоевский; сост. В.Н. Бунин. - СПб.: «Лениздат», 1999.

2. Культурология. Основы курса и фрагменты источников / Автор-сост. К.В. Пашков. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007.

3. Лихачев Д.С. Раздумья о России / Д.С. Лихачев. - СПб.: Издательство «Logos», 1999.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

© Юлдашева М.Р.*

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

В статье рассматривается роль и значение русской культуры, в частности русского языка, в осуществлении межкультурного диалога на постсоветском пространстве. Проблема рассматривается в контексте дихотомии: «диалог культур - конфликт цивилизаций», что осбенно актуально в условиях современного глобализирующегося мира.

Современный мир, государства и народы становятся все взаимозависимее и взаимосвязаннее в контексте объективно происходящих процессов глобализации. Жизненные реалии сегодняшнего дня, обусловленные радикальной технологической революцией, получившей название «информационные технологии», а также изменениями на мировой арене, происходящими после распада Советского Союза и социалистической системы, заставляют всех нас искать новые, нетрадиционные пути решения вопроса о сотрудничестве и взаимодействии государств и народов, которые день ото дня становятся все более актуальными и злободневными. Особенно важное значение в данном контексте имеет сохранение предсказуемости и стабильности во всем мире во имя дальнейшего успешного развития общечеловеческой цивилизации.

Дихотомия: «диалог культур или конфликт цивилизаций» в наши дни носит актуальное мировоззренческое и концептуальное содержание. Из данной альтернативы для человечества приемлем лишь диалог культур.

* Профессор кафедры Философии и социологии, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.