Научная статья на тему 'Традиция и традиционная русская культура сквозь призму постижения концепта «Возрождение»'

Традиция и традиционная русская культура сквозь призму постижения концепта «Возрождение» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
936
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» / ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / CONCEPT “REVIVAL” / TRADITIONAL RUSSIAN CULTURE / TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шемякина Мария Константиновна

Традиционная русская культура в своем развитии закрепляет закономерности развития русской культуры в целом. Являясь носителем аксиологических культурных универсалий, в которых будут искать опору все структурные элементы культуры, скрепляемые постоянно воссоздаваемой реалией – традицией, традиционная русская культура может быть рассмотрена через механизм воплощения концепта «возрождение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tradition and traditional Russian culture in the light of comprehension of the concept «revival»

In its development the traditional Russian culture fixes the regularities of the development of the Russian culture as a whole. As the bearer of axiological cultural universals, on which all the structural elements of culture united in a constant reconstruction of real life -tradition are based, traditional culture can be considered as a mechanism of implementation of the concept “revival”.

Текст научной работы на тему «Традиция и традиционная русская культура сквозь призму постижения концепта «Возрождение»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №3(29)

УДК 008

ТРАДИЦИЯ И ТРА ДИЦИОННАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОСТИЖЕНИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

© М.К.Шемякина

Традиционная русская культура в своем развитии закрепляет закономерности развития русской культуры в целом. Являясь носителем аксиологических культурных универсалий, в которых будут искать опору все структурные элементы культуры, скрепляемые постоянно воссоздаваемой реалией - традицией, традиционная русская культура может быть рассмотрена через механизм воплощения концепта «возрождение».

Ключевые слова: концепт «возрождение», традиционная русская культура, традиция.

«Культура, - закономерно отмечают исследователи, - это совокупность концептов и отношений между ними, выражающихся в различных «рядах» (прежде всего в «эволюционных семиотических рядах», а также в «парадигмах», «стилях», «изголоссах», «рангах», «константах» и т.д.); надо только помнить, что нет ни «чисто духовных», ни «чисто материальных» рядов» [1: 38].

Традиционный для философии и логики термин «концепт» определяется как целостная совокупность свойств объекта, а в традиционной логике синонимизируется в значении с «мыслью» и «понятием». В культурологии же мыслится как «формально-логическая идея вещи, явления», его «вербализуемая концепция, документально изложенный проект» [2: 196]. И, как подчеркивает Ж.Ф.Ришар, концепт обязательно несет «некоторую базовую когнитивную сущность, позволяющую связывать смысл с употребляемым словом»

[3: 15].

Концепт «возрождение» как один из фундаментообразующих основ культуры в таком понимании будет осмыслен как центральный ориентир в существовании концептуальных идей русской, в том числе и традиционной, культуры.

Феномен «русского возрождения» закономерно свяжется с особенным развитием философии русской жизни и художественной культуры. И первая, и вторая априори были рефлексивно наполнены духом противоречий и исканий в вечном разрешении фундаментальных жизненных вопросов и попытках обретения гармонии бытия. Возможно, это онтологическое и субстантивное родство их материй определило главное своеобразие русской культуры - их единоначалие.

Традиционная культура, являясь культурой, передаваемой в устной традиции и материальных утилитарно-эстетических формах в условиях коллективной практики, осуществляемой в са-

мых разных пространственно-временных масштабах (от десятилетий до столетий, от малых (субкультурных) образований до национальных общностей), выступает в качестве механизма сохранения, воспроизводства и передачи, а также обновления социально значимого опыта.

Традиционная культура в своем развитии не только закрепляет, но и создает своеобразные акцентированные культурологические тексты понимания развития русской культуры в целом. Не случайно она определяется в качестве системы ограничений, ставших внутренними принципами человеческого поведения, творчества, любой значимой деятельности. Здесь оформится диалектика русской культуры: не отрекаясь от себя, своей единичности, человек находит себя во всеобщем, в традиционной культуре, ибо нет человека вне своей культуры. Об этом проникновенно писал Н.А.Бердяев: «Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться как за ценность» [4: 95].

Переживая те же, что и вся русская культура, переломные этапы, традиционная русская культура реализует свое генеральное устремление - в культуре ничто не умирает, а актуализируется в определенные фазы своего существования, определяется согласно традиции.

Об этом феномене традиционной русской культуры Д.С.Лихачев отзывается как об одном из самых удивительных для России явлений: о возрождении и восстановлении русских культурных образцов после периода татаро-монгольского ига, казалось бы, полного уничтожения не только отдельных явлений культуры, но и культуры самой. Именно в этом аспекте преобразится культурная традиция после петровских реформ, встав на путь антагонистического сопротивления западноевропейским образцам. Культура переживет общеисторический кризис начала ХХ века вместе с экономическим переустройством государства и политической системы [5:

54]. Не случайно В.В.Касьянов высказывает мысль о том, что именно «традиции и обычаи сохраняют в обществе состояние равновесия и устойчивости» [6: 26].

Традиционная культура представляет собой форму и способ выражения всех категорий и характеристик жизни народа. Самобытность ее функционирования определялась наличием высоких духовно-нравственных ценностей, открывающихся в этических нормах, добродетелях, духовных и материальных памятниках с приоритетом первых.

При этом абсолютно все структурные составляющие, как справедливо отмечает Т.И.Баклано-ва, «неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений», включают «систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов», сложившихся и передаваемых из поколения в поколение форм и приемов создания, сохранения и распространения художественных ценностей, форм бытования произведений народного творчества, способных при необходимости реализовать концепт воссоздания культуры [7: 35].

Традиционная культура может быть рассмотрена как совокупность материальных и духовных ценностей, разделение которых, по сути, условно, так же как условно разделение культуры на материальную и духовную. Правы ученые, выводящие в основу традиционной русской культуры категорию духовности - преобладание духовных, нравственных интересов. Убедительны их коллеги, говорящие о ее материальности, когда под материалом культуры (от лат. ша1ег1аП8 -вещественный) в широком смысле слова понимается все, из чего создается произведение художественного творчества: в обобщенно-универсальном смысле - жизнь идей, веры, природы, общества и человека; в утилитарно-практическом - глина, мрамор, металл, свет, человек, дерево, слова, звуки и т.д. К материалам может быть отнесен набор инструментально-орудийных средств - музыкальные инструменты, орудия труда, оружие и т.д. [8: 165-166].

В подобном соответствии своеобразными феноменами материального мира могут рассматриваться идеи и воплощенные идеалы, быт и сама жизнь прошедших поколений, прошлое, настоящее и даже будущее.

Центральной категорией традиционной культуры должна быть осмыслена традиция. Как и понятие «менталитет», традиция - категория вневременная, связующее звено между прошлым и будущим. Вместе с тем и традиция, и ментали-

тет, и этнический характер, представляя собой набор этнодифференцирующих признаков народа, крайне детерминированы объективными и субъективными факторами. Условно устойчивые компоненты, относимые учеными в большей степени к неизменным, статичным (а традиция в узком смысле означает принципиально неизменное, передаваемое из поколения в поколение знание), в характеристиках народа подразумевают подвижность и изменение в длительном временном промежутке.

Не случайно традиция имеет достаточно широкий речевой смысл в терминологии: как то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий), или как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды и т. п.

Традиция в таком контексте будет пониматься (от лат. Иа&йо - предание, привычка) как «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся <...> в течение длительного времени»; в широком смысле - «процесс социального наследования; его способы» [8: 327]. Она будет изначально соотноситься со стереотипом деятельности (жизни) и категориями творческими, например идеалом, в вечной устремлённости к которому она будет полновесно воплощаться в бытовой и художественной деятельности.

Традиция, основанная на безусловном воспроизводстве, становится основанием воплощения самого жизненного цикла в концептуальной идее «возрождения», постоянно подвергающегося жестким основаниям регламентации, начиная от ментальных, священных представлений в жизни народа, заканчивая его повседневными бытовыми обязанностями.

Так, одним из наиболее ярких структурных образований традиционной культуры можно считать народное художественное творчество, заключающее в себя созданные народом на основе самобытных традиций художественные произведения различных видов и жанров, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности (художественная самодеятельность, любительское творчество).

Механизм действия традиции воплощал и продолжает воплощать способность возрождать и одновременно трансформировать этнические утвержденные в истории культурные стереотипы и формы. По сути, в этой трансляции и обретает свою жизнь и смысл любое определение феномена культурной традиции. Традиция, можно сказать, становится основой представления и о

самой культуре, и родовым понятием философии культуры и бытия народа, имеющим «статус фундаментальной категории <. >, определяющей универсальное измерение культуры» [8: 328]. С точки зрения изучения традиции как действенного механизма можно с уверенностью утверждать, что традиция помогает выживать всей системе жизнеобеспечения народа, способствует ее адаптивности, т.е. способности к самосохранению «по принципу обратной связи в соответствии со средой».

Вместе с тем традиция, как отмечалось учеными, имеет двойственный характер. С одной стороны, она заключает в себе опыт предшествующих поколений, с другой - она представляет собой модель поведения будущих поколений -она воссоздает (возрождает) этот механизм на основе имеющегося информационного знания.

В силу последнего подчас необоснованными, с нашей точки зрения, звучат размышления об узости и косности традиции. Традиция никогда не «дана» - традиция всегда «создается», «воссоздается», «возрождается». Постоянно идет

процесс переоценки элементов наследия, в котором одни элементы отходят на второй план, другие - выходят на первый. Традиция - всегда оценка и отбор, она может быть использована в деятельности как «потребителей», так и творцов культуры. Традиция всегда связана с отбором и последующим воспроизведением культурологического материала, поскольку сохраняется и передается только то, что представляется наиболее важным и ценным для той или иной этнической общности - в случае с традиционной культурой народа, что способствует лучшей адаптации к определенной социальной среде.

В основе традиции, безусловно, лежит стереотип поведения, основанный на мировоззренческих устоях, формах общежития и хозяйствования народа. При этом изменение лишь одного из ее составляющих ведет к необратимой трансформации целого. Последнее рождает и в гуманитарных исследованиях расширение терминологического понимания традиции как явления, подверженного различного рода периферийным изменениям, но при этом не теряющего внутреннего содержательного ядра, способного к возрождению необходимых идентифицирующих культурных компонентов, отражающих суть самой традиции (внутренний механизм ее действия).

Традиция включает в себя элементы, неизбежно возникающие с течением времени в соответствии с его запросами, требованиями социокультурной ситуации (как правило, это происходит в мягкой форме - путем рекомбинаций найденного и постепенного накапливания «мута-

ций» в традиционных видах деятельности) [9]. Эта характеристика отражает содержание традиции как таковой, подчеркивает Т.И.Бакланова, вычленяя ее «креативные (творческие)» и «консервативные» составляющие [7: 30]. Традиция определяет, таким образом, смысл и своеобразие традиционной культуры любого народа.

Обобщение диапазона смыслов традиции закономерно приводит к выведению наиболее существенных характеристик традиционной культуры, в частности традиционной русской культуры, в контексте действия концепта «возрождение» (особых, характерных черт), выражаемых во всех данностях установленных форм.

Справедливо выделяются учеными принципы традиционной культуры русского народа (основные особенности, исходные положения): полисоциальность (развитие во всех слоях общества), историчность бытования (появление явлений культуры согласно закономерностям исторического времени создания), диахронность (способность развития в историческом пространстве), структурность.

К центральным же характеристикам из них относят:

♦♦♦ Синкретично-синтетический характер

Традиционная культура - синкретичное по исходному характеру явление, представляющее бинарный тандем духовной и материальной культуры. Синкретизм (греч. sykretismos - соединение, объединение) - первоначальная исконная слитность элементов целого, которые не могут быть разъединены и рассматриваться отдельно [8: 296].

Традиционная культура русского народа изначально была связана с трудовой (земледельческой) деятельностью, сохранила в своей основе рационально-чувственное постижение мира, восходящее к первородному синкретизму начала становления, рождения всего живого. Ее развитие в коллективных формах творчества основывалось на преемственности и традиции (нерас-члененной целостности с жизнью предшественников), воспроизводимости и воссоздании утвержденных культурных образцов.

На основе синкретизма культурных явлений возникает синтез художественных видов (от греч. synthesis - сочетание, соединение) - объединение различных видов искусства в рамках единого художественного явления (пространственно-временные, или зрелищные, искусства -театр, зодчество, декоративно-прикладное искусство) [8: 296]. Синкретизм и синтез принадлежат многим аспектам русской народной жизни, ее художественным традициям (обряду, празднику и т.д.), самой природе художественного творче-

ства, реализуемого как модель воспроизводимой жизни. Проблема синкретизма и синтеза народного художественного творчества - проблема художественной целостности, органического единства.

♦♦♦ Постоянство и целостность

Говоря о культурном бытии, мы отмечаем объективно-исторические основания его утверждения. Реалией развития и протекания культурных явлений становится фактор исторической изменчивости этнического вкуса, смены интересов (хотя утверждение и предполагает действие механизма преемственности представлений о вполне определенных достоинствах, имеющих непреходящее ценностное значение, и о соответствующих критериях). Тем более что, с точки зрения исторического времени, художественные ценности неравновелики в своей объективной значимости. Последнее закономерно определяется степенью углубленности в предмет отображения, идейностью, творческой самобытностью, связью с историческим настоящим. Значимым в самом развитии традиционной культуры является и то, что во времени могут изменяться ее функции, образное содержание, характер изображений, но неизменно воспроизводимыми из поколения в поколение останутся природность, выразительность, народность, историчность (историко-временное пространство) художественного сознания. Они будут составлять своеобразный «духовный мир» традиционной культуры.

Воссоздаваемыми, постоянными элементами традиционной русской культуры станут темы, сюжеты, мотивы, которые будут определяться, прежде всего, чувством соединения человека с природой, человека с человеком, человека с самим собой, историей, народа с народом (тема патриотизма, родной земли, ценности семьи и т.д.).

Все это позволяет говорить о традиционной русской культуре как о мире возрождаемой целостности, рассматривать ее как особое явление, в котором даже самая малая вещь-образ «конструировалась по законам большого пространства» [5: 222]. Не случайно, всему традиционному русскому искусству (непосредственному результату художественной деятельности русского народа) всегда было присуще ансамблевое единство как мировоззренческое, пронизывающее все его виды и предметное окружение единство, рождавшееся из народного мирочувствования.

♦♦♦ Духовно-нравственный и эстетический потенциал традиционной культуры

Нравственное начало в традиционной культуре выступает в качестве ее основополагающей характеристики, полностью отражающей специ-

фику воссоздания бытовых и художественных культурных образцов. Этот обязательный содержательный внутренний стержень традиционной культуры обусловлен самой ее природой, определяющей логику целенаправленного развития, ориентированного на возрождение закрепившихся культурных категорий. Он проявляется в двух взаимосвязанных моментах: нравственной ценности народной художественной культуры как таковой и нравственном, морально-эстетическом содержании.

Нравственная ценность традиционной русской культуры обусловлена ее утилитарноэстетической природой, основанной на мировоззренческой доминанте, в самой своей сути реализующей концепт «возрождение».

В традиционной культуре кардинально важна одухотворенная составляющая ценностей (нравственные, общественно-политические, религиозные, познавательные). Ценностная парадигма традиционной культуры воплощает в себе множество различных значений: психофизиологическое значение для органов чувств человека; значения, связанные с сущностью человеческого труда, с различными общественными отношениями; значения для познания и самопознания, для воспитания и самовоспитания, для ценностной ориентации, для общения между людьми как стимул творческой активности.

Сущность аксиологического бытия традиционной культуры, таким образом, заключается в утверждении народа в пространственно-временных координатах, способности к дальнейшему развитию, возрождении к жизни независимо от внешних детерминант.

Благодаря своей не автономности и универсальности духовно-нравственные и эстетические ценности традиционной культуры играют особую роль в формировании социально-исторических качеств личности культуры и национальных характеристик ее носителя, приобщая его к этнокультурным и мировым ценностям (эстетиконравственным, эстетико-политическим, эстетико-познавательным и т.д.). При этом важным оказывается морально-эстетическое содержание конкретного наполнения традиционной культуры (проблематика, сюжеты, образы, отношение к изображаемому в видах народного искусства).

Основу глубинного, содержательного понимания традиционной русской культуры, как и любой традиционной культуры, включающей все виды деятельности, в контексте действия концепта «возрождение», составляют фундаментальные философско-гуманистические универсумы, определяющие бытийные основания культуры: Мудрость - Истина - Добро - Красота.

И в высших ценностных смыслах, их простоте и доступности согласно центральным категориям концепта будет выражаться «наивность» (В.С.Воронов) художественного творчества русского народа, чей непреходящий воспитательный смысл всегда востребован в формировании мировоззренческих основ подрастающего поколения (мудрость фольклорных форм, гармония и ладовость песни, зодчества и т.д.).

Можно с убедительностью утверждать, что абсолютно все виды народного художественного творчества способны доставлять эстетическое наслаждение, заставлять восхищаться красотой, созвучием форм и орнаментальных композиций, влиять на формирование нравственных ориентиров человека. Не случайно аксиологическое значение многих видов творчества сводится к значениям познавательным, воспитательным, соци-ально-мобилизующим, гедонистическим и т. д. Более того, появляясь, культурное явление уже может быть осмыслено как потенциальная художественная ценность, которая станет общественно-значимой по мере его вхождения в общественно-культурную жизнь народа и воссоздания культурных идеалов в обыденной жизни.

♦♦♦ Диалектизм составляющих элементов

Традиционная культура содержит в себе особое соотношение единичного (индивидуального) и коллективного, устного и письменного (знаковая система культуры), утилитарного и эстетического, единственного и вариативного. Она вобрала в себя народную мудрость, эстетику, историческую память, являющуюся связующей нитью времен и поколений, обязательным условием для возрождения отдельных культурных феноменов.

Внутри традиционной культуры существуют и взаимодействуют между собой региональные, локальные, национальные, социальные «системы, способствующие обширному взаимодействию различных видов народного творчества» [10: 7]. История развития народной художественной культуры характеризовалась, с одной стороны, становлением и выделением новых видов искусства, их трансформацией, углублением, расширением выразительных средств, языка искусства, а с другой - их слиянием, взаимодействием и взаимовлиянием. В переходные этапы активизировался поиск новых средств, новых путей развития бытовой культуры, искусства и творчества.

Традиционная русская культура также обогащала свой язык, расширяла возможности каждого отдельного направления бытовой практики, формировала новые формы синтеза искусств. Традиционное русское искусство являлось худо-

жественной формой (творчеством) и результатом (культурным наследием) бытия народа. В таком контексте генезис и повторяемость (основанная на воссоздании культурных стереотипов) русского народного искусства, как и в принципе искусство творца, должны рассматриваться «как суть, как способ и метод, как Путь к Истине, и через эту призму Искусства - восприятие и действие в быту, в жизни, в мыслях и поступках, словах и движениях» (С.С.Косенков) [11].

Не случайно традиционная культура русского народа сегодня обладает непреходящей ценностью как

• памятник, несущий в себе информацию об основных занятиях, образе жизни народа в определенную историческую эпоху;

• памятник, заключающий в себе информацию о некоторых сторонах духовной культуры прошлых поколений (предшествовавших современным носителям культуры);

• информационный базис, аккумулирующий богатый духовный опыт прошлых поколений;

• материальный памятник, в основе создания которого лежали определенные достижения материального производства (природные материалы, технология изготовления и т.д.);

• как собирательный символ эпохи создания и выражения ментальных оснований создателей.

При этом именно аксиолого-семиотическая сторона культуры, способствующая проявлению ее феноменов и воссозданию, рассматривается многими учеными как основообразующая для традиционных характеристик самой культуры и ее художественной составляющей. Восприятие и понимание этой категории возможно исключительно посредством включения в процесс осмысления языковой парадигмы.

♦♦♦ Национальный (принадлежащий к определенной этнической общности) колорит и поли-этничность

В узком (прямом) значении колорит (от лат. color - цвет), рассматриваемый в изобразительном искусстве как средство художественного отображения действительности, выступает как система гармонических цветовых соотношений, отражающих красочное многообразие окружающего мира, обладает большими возможностями эмоционально-образного взаимодействия. В широком смысле традиционной культуры народа «колорит» осмысливается как наличие разнообразных форм выражения качественного (культурно-этнического) психологического, эмоционального воздействия всей культурной специфики, ее идейно-смыслового наполнения. Колорит является инструментом эстетического освоения действительности, подчинен основной идейно-

образной задаче воссоздания объективно заданной действительности.

Национальный колорит традиционной русской культуры, по мнению А.С.Каргина, выражаемый во всех направлениях созидательной деятельности русского народа, имеет обязательные формы реализации [12: 163]:

> в народном творчестве в виде идей, образов, героев, традиций гуманистического, эстетического, социально-нравственного характера, имеющих общечеловеческий смысл. При этом воссоздаваемые универсальные ценностные смыслы возникают в конкретных исторических, социальных, национальных условиях и культурных контекстах. Даже при изменении психологических стереотипов, нравов, обычаев остаются общезначимыми кардинальные вопросы концепта «возрождение» о смысле бытия и счастье человека, его достоинстве, поиски гармонии во взаимоотношениях с другими людьми (образы богатырей-защитников, крестьянина-труженика, идеи общинного уклада - всего мира и т.д.).

> в выходе народного творчества за рамки своей «национальной замкнутости» на полиэтнический уровень - воссоздание в культурной традиции универсальных принципов межкуль-турного значения.

Культурные явления, отвечающие универсальным критериям, приобретают статус общечеловеческих ценностей, способствующих воспроизведению явлений истинно гуманистического толка. Не случайно универсальные смыслы могут быть открыты для прочтения представителями не только разных народов, но и разных эпох (идея ценности человеческой жизни, патриотизма и др.).

^ в ассимиляции образов, традиций, жанров, выразительных и изобразительных средств разных народов (образ героя, идея духовного возрождения и т.д.). Вследствие определенности свойств «человечного человека» и наличия аксиологических констант гуманистического художественного сознания оказывается возможным наследование художественных ценностей, межнациональный обмен ими, возникновение и обогащение их общечеловеческого фонда, «диалог культур» [12: 167].

Заимствование осуществлялось в ранние эпохи благодаря различным видам этнических контактов: торговле, завоеваниям одной территории другим государством, в результате чего в культуру, быт привносились элементы чуждой этнической культуры. В отношении русской культуры можно говорить о тюркских, татарских, польско-литовских, украинских, белорусских и других заимствованиях. Процесс интернационально-

го заимствования протекает в течение всей жизни народа, связывается с естественными этноге-нетическими эволюционными миграционными явлениями. При этом процесс заимствования тесно соприкасается с возможностями выхода творчества народа на интернациональный уровень бытования с учетом сохранения исконной традиции, воссоздаваемой из поколения в поколение. Как справедливо отмечает А.С.Каргин, интернациональное лежит «внутри национального, неразделимо с ним, и в то же время национальное остается в границах заданной традиции, сохраняет свою индивидуальность» [12: 170].

♦♦♦ Художественность

Художественность - одна из важнейших характеристик традиционной культуры, означающая, во-первых, специфическую особенность традиционной культуры как формы отражения и познания действительности, во-вторых, степень художественно-эстетического совершенства

культурной реалии. Составными частями художественности являются выражение все тех же гуманистических универсумов: правды - правдивость в изображении действительности, отражение тематики народной жизни; красоты - использование в отображении окружающих реалий простых и ёмких в художественно-изобразительном решении форм и способов; доброты - ориентированность на культурно значимые ценности в жизни народа.

Художественная ценность культурного наследия во многом проявляется в том способствующем духовному развитию воздействии, которое оно оказывает на чувства, разум, волю носителей культуры, на способность к восстановлению всего человека, гармоничному включению его в жизнь природы и рода.

Художественная ценность традиционного русского творчества как центрального компонента традиционной русской художественной культуры выражается в эмоциональном, чувственнопсихологическом, идейном строе художественных форм, системе образов, заключенных в них значениях и порождаемых ими смыслах.

Русская художественная традиция народной культуры естественным образом сочетает органическое единство формы и содержания, композиционную стройность, гармоничность, завершенность, выразительность, художественную правдивость средств, языковую внятность (простоту языковых форм), приобретает эстетическую ценность как достигнутое совершенство, проявление таланта, свидетельство мастерства народных мастеров.

Следует заметить, что, хотя ценностные категории формируются в процессе жизнедеятельно-

сти народа, развиваются на основе его собственного опыта и традиций, унаследованных от предшествующих поколений, существуют закрепленные в культуре традиционные ценности (фундаментальная мировоззренческая основа жизни народа - основа для реализации механизма концепта «возрождение»).

В традиционной русской культуре к ним относятся центральные непреходящие аксиологические категории - «земля», «дом», «семья», «вера», «труд». Первотворцом, «создателем ценностной системы земледельческого мира», основным носителем и хранителем традиционной русской культуры, справедливо подчеркивает А. С. Каргин, было крестьянство [12: 57].

Традиционная культура русского народа представит собой универсальную информационную систему, основанную на гуманистических принципах: системе знаний - исторических, религиозных, хозяйственно-бытовых. Традиционные ценности с их стабильностью и наследуемым статусом, отмечал А.П.Садохин, в этой связи имеют неоспоримое преимущество перед другими, выступают в роли информационного фильтра, позволяют сохранить «баланс добра и зла», противостоящий возможному кризису самоидентификации [13: 183].

1. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Школа: «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.

2. Культурология. ХХ век. Словарь / Гл. ред. А.Я.Левит. - СПб., Университетская книга, 1997.

- 640 с.

3. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 230 с.

4. Бердяев Н.А. Судьба России (репринт издания 1918 г.). - М.: Мысль, 1990. - 174 с.

5. Лихачев Д.С. Раздумья о России. - СПб.: Изд-во «Logos», 1999. - 672 с.

6. Касьянов В.В. Культурология: учеб. пособ. для высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. -574 с.

7. Народная художественная культура: учебник / под. ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. -М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.

8. Лихвар В.Д. Культурология / В.Д.Лихвар, Д.Е.По-горелый, Е.А.Подольская. - М.: Эксмо, 2008. -426 с.

9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -СПб.: Азбука-классика, 2002. - 608 с.

10. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1938.

- 334 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Колесник В.Н. Нужна вера в свет // URL: http://www.belkult.ru/info/st_7_42 (дата обращения 01.12.2011).

12. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций для студ. высш. и средн. учебн. заведений культуры и искусства: учеб. пособ - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. - 288 с.

13. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - 304 с.

TRADITION AND TRADITIONAL RUSSIAN CULTURE IN THE LIGHT OF COMPREHENSION OF THE CONCEPT «REVIVAL»

M.K.Shemyakina

In its development the traditional Russian culture fixes the regularities of the development of the Russian culture as a whole. As the bearer of axiological cultural universals, on which all the structural elements of culture united in a constant reconstruction of real life -tradition are based, traditional culture can be considered as a mechanism of implementation of the concept “revival”.

Key words: concept “revival”, traditional Russian culture, tradition.

Шемякина Мария Константиновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории культуры Белгородского государственного института искусств и культуры.

E-mail: mary-ru2004@mail.ru

Поступила в редакцию 03.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.