Научная статья на тему 'Русская изба - традиции и современность'

Русская изба - традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3560
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ИЗБА / БРЕВНО / НАРОДНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / СВОЙСТВА ДЕРЕВА / RUSSIAN HOUSE (IZBA) / LOG / FOLK WOODEN ARCHITECTURE / PATRIARCHAL FAMILY / PROPERTIES OF WOOD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красилова Людмила Альбертовна

Рассматривается традиционное русское жилище деревянная изба, его история, развитие, а также особенности объемно-пространственного решения и архитектурного образа. В зависимости от региона, климата, местных традиций, меняется объемно-пространственное решение и архитектурный образ деревянной избы. Приведены различные типы изб, дана их классификация. Уделено внимание применению цвета на фасадах изб. Поставлен вопрос о преемственности традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN IZBA - TRADITIONS AND THE PRESENT

The article examines the traditional Russian house a wooden izba, its history, development, as well as features of its volumetric-spatial decision and architectural image. The volumetric-spatial decision and the architectural image of a wooden izba change depending on the region, climate, local traditions. The paper demonstrates different types of izbas, gives their classification. Special attention is paid to the use of colors on izba facades. The author raises the question on the tradition continuity.

Текст научной работы на тему «Русская изба - традиции и современность»

Результаты проведенных исследований позволят определить рациональные параметры закладочной смеси для получения безусадочного массива и разработать на их основе технологии закладки вертикаль-

ных горных выработок автоклавными вяжущими на основе отходов топливно-энергетических предприятий и извести.

Библиографический список

1. О порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами: инструкция. РД 07-291-99 / Федеральный горный и промышленный надзор России. М.: ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", 2002. 17 с.

2. Боженов П.И. Технология автоклавных материалов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Производство строительных изделий и конструкций». Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1978. 368 с.

3. ГОСТ 12248-96. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости: введ. 1991-01-01. М.: Стройиздат, 1996. 64 с. (Взамен ГОСТ 12248-78, ГОСТ 17245-79, ГОСТ 23908-79, ГОСТ 24586-90, ГОСТ 25585-83, ГОСТ 26518-85).

4. Ашмарин И.П., Васильев И.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. Л.: ЛГУ, 1975. 76 с.

УДК 69.091

РУССКАЯ ИЗБА - ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Л.А. Красилова1

Московский архитектурный институт, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 11.

Рассматривается традиционное русское жилище - деревянная изба, его история, развитие, а также особенности объемно-пространственного решения и архитектурного образа. В зависимости от региона, климата, местных традиций, меняется объемно-пространственное решение и архитектурный образ деревянной избы. Приведены различные типы изб, дана их классификация. Уделено внимание применению цвета на фасадах изб. Поставлен вопрос о преемственности традиций. Ил. 13. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: русская изба; бревно; народное деревянное зодчество; патриархальная семья; свойства дерева.

RUSSIAN IZBA - TRADITIONS AND THE PRESENT L.A. Krasilova

Moscow Architectural Institute,

11, Rozhdestvenka St., Moscow, 107031.

The article examines the traditional Russian house - a wooden izba, its history, development, as well as features of its volumetric-spatial decision and architectural image. The volumetric-spatial decision and the architectural image of a wooden izba change depending on the region, climate, local traditions. The paper demonstrates different types of izbas, gives their classification. Special attention is paid to the use of colors on izba facades. The author raises the question on the tradition continuity. 13 figures. 9 sources.

Key words: Russian house (izba); log; folk wooden architecture; patriarchal family; properties of wood.

Дома должны быть гимном естественной природе...

Р. Макинтош

Мир вокруг нас развивается невиданными темпами. Человечество делает всё новые и новые открытия. Жизненной силой питает человечество природа. Понимая это, человек ищет новые возможности единения с природой и поэтому так много внимания уделяет вопросам экологии, Древесина как нельзя лучше соответствует этим устремлениям: её теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы; она достаточно прочна, способна долго сохранять тепло, хорошо поддаётся обработке. Оказавшись в руках мастера, дерево словно оживает, обретает душу.

Понятие русская изба включает не только архитектурные приёмы строительства, но и образ жизни крестьянина как систему его эстетических и этических взглядов.

Настоящие русские избы дошли до нас благодаря многовековой верности крестьянства заветам старины. Архитектура русской избы свидетельствует о беспримерной стойкости традиций, о колоссальной школе, о напряжённости усилий, направленных к совершенству. Не только стиль, но и конструктивное устройство, вся планировочная структура русской избы и внутреннее её убранство сформированы на протяжении столетий.

Города в Древней Руси, по данным летописи, су-

1Красилова Людмила Альбертовна, старший преподаватель кафедры основ архитектурного проектирования, соискатель на ученую степень кандидата архитектуры, тел.: 89031553321, e-mail: [email protected] Krasilova Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Fundamentals of Architectural Design, Competitor for a scientific degree of a Candidate of Architecture, tel.: 89031553321, e-mail: krasilova@yandex. ru

ществовали уже в IX в. Они строились («рубились») из дерева. Традиции деревянного градостроительства Древняя Русь - «лесная земля», сохраняла до конца XVII в. Англичанин Т. Карлейль, побывавший в России во второй половине XVII в., пишет: «Город Москва вместе с другими городами (Московского государства) имеет тот недостаток, что выстроен подобно им из дерева, за исключением главных зданий» [4].

По рисункам А. Олеария (1636 г.) можно судить, что значительную часть рядовой городской застройки составляли своего рода стандартные дома. А. Оле-арий рассказывает о специальном рынке в Москве, «за Белой стеной», где пострадавшие от пожара могли легко обзавестись заранее заготовленными домами, в которых все балки и брёвна были пригнаны. Оставалось лишь собрать их на новом месте и законопатить щели мхом, что делалось в два дня. Это одно из первых исторических свидетельств о высоком уровне организации работ и мастерстве русских плотников.

Избы разных районов, планы и объёмная композиция которых отвечали более или менее одинаковым бытовым условиям, в архитектурном отношении представляют собой варианты немногих основных типов. Будучи для своего времени наиболее рациональными и логичными решениями, отдельные части здания (кровля, крыльцо, окна, двери) стали своего рода стандартными, повторяющимися деталями. Одинаково оформлялись ворота, взвозы. Схожими были и мотивы резьбы, росписи различных зданий одной улицы или деревни, что связывало их между собой, создавая картину целостности и единства. Свойства дерева как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений. Бревно - его толщина - стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем как для здания в целом, так и для отдельных его частей. Бревенчатые массивы, ясно видимые на фасадах, создавали единство масштаба, ещё более связывая отдельные здания в цельные ансамбли.

Крестьянин, строя своё жилище, старался сделать его прочным, тёплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте; практическое назначение старинных деревянных построек всегда было связано с представлением о красоте мира. Важно отметить, что в постройках «под красотой понималось не украшательское многоделье, а тонкое, сердцем прочувствованное и разумом осмысленное соотнесение частей и целого, мудрая простота форм и естественное изящество линий, то есть именно то глубинно-вдумчивое осознание архитектуры, которое делает её не ремеслом, а искусством. Традиционные основы этого искусства свято оберегались каждым последующим поколением мастеров и вместе с тем оттачивались и отшлифовывались на протяжении веков, впитывая в себя достижения мировой архитектуры и преломляя их сообразно с незыблемыми заветами дедов и отцов. Так сформировалась особая, самостоятельная ветвь всей русской архитектуры - народное деревянное зодчество» [7, с. 6]. В нём польза и

красота неразделимы. «Страной зодчих» назвал Россию Игорь Грабарь. Народные постройки - от крестьянской избы до плетня у околицы - удивительно красивы, каждая линия, каждая деталь в них осмысленны.

Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приёмы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве. Это искусство создавалось путём накопления коллективного опыта и производило впечатление устойчивой мудрости традиций, единства стиля. Это была поистине общенациональная архитектура, вобравшая в себя мироощущение различных слоёв русского общества, когда «... и князья, и бояре, и духовенство, и народ, и дружины княжеские, и дружины боярские, и дружины городские, и дружина земская - все классы и все виды населения были проникнуты одним духом, одними убеждениями, однородными понятиями, одинаковою потребностью общего блага» [5, с. 8].

«Произведения архитектуры вбирают в себя (и отражают) не только эстетические взгляды народа, уровень и строй его жизни, но и - самое главное - то своеобразие восприятия мира, которое присуще обычно нации в целом и взаимосвязано со всем ходом её исторического развития. Потому для нас деревянное зодчество - не суммарный (даже и многогранный) набор тех или иных сооружений, глядя на которые мы можем представить себе, как жил наш народ в прошлом, а главное и прежде всего - материальное воплощение его духовной сущности» [7, с. 10].

В народном деревянном зодчестве единство конструктивно-технического назначения и архитектурно-художественного звучания дерева видно повсюду. Красота текстуры дерева контрастно сочетается с различным образом обработанными поверхностями отдельных деталей и отдельных частей здания. Холодные серебристые оттенки ели, тёплые золотистые тона сосны создают богатую цветовую палитру.

Плотники на Руси издревле владели «всеми хитростями своего художества, срубая в правило (по линейке) не только прямоугольные стены и кровли своих зданий, но и обделывая лесной материал в кружало (по циркулю), как требовалось при устройстве всякого рода лодок и морских судов» [3, с. 32].

Почти вся обстановка избы выполнялась вместе с постройкой дома. В самом деле, бытовой уклад патриархальной крестьянской семьи не требовал дробления внутреннего пространства избы на изолированные помещения. Зонирование жилого пространства осуществлялось путём группировки предметов, создававших вокруг себя зоны конкретного назначения и несущих определённый символический смысл: киот с иконами в красном углу обозначал почётную мужскую часть избы, вход в подполье - подклеть - женское или детское место, а устье печи с шестком - место для приготовления пищи.

Но по мере усиления рационалистических взглядов нового времени и усложнения крестьянского быта на Русском Севере традиционное зонирование избы примерно с середины XIX в. стало постепенно сменяться её физическим разделением занавесками, низкими перегородками-экранами и, наконец, перегородками до потолка.

Избы как жилые отапливаемые постройки относительно недолговечны, поэтому изб старше конца XVIII в. уже в дореволюционный период нельзя было встретить; большинство же старых изб относится примерно к середине XIX в. Не все сохранившиеся избы, как и другие виды памятников народного творчества, поддаются точной датировке (хотя даты постройки часто вырезались на кронштейнах), но в большей части они являются носителями древних строительных традиций.

Избы на Руси были нескольких типов, что зависело от способа отопления, количества стен, количества и местоположения клетей, расположения двора.

По способу отопления избы делили на «чёрные» и «белые».

«Чёрные» («курные») избы - более древние жилища крестьян; с давних времён и вплоть до XIX в. на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы (они были в Москве ещё в XVI в). Чёрная изба топилась «по-чёрному» каменной или глинобитной печью или очагом без дымохода. Дым проходил («курился») через комнату, согревал её и выходил через открытую дверь, либо через окно или дымницу (отверстие над печью в кровле).

С XV в. получают распространение печи с трубами. Изба «белая» («белокурная») топилась «по-белому» - печью с дымоходом. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Лишь в XVIII в. и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX в. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.

По количеству стен дома делятся на четырёхстен-ки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Изба четырёхстенная (рис.1) - простейшее четырёхстенное жилище, может быть с сенями или без них. Как правило, двускатные безгвоздевые крыши выступают далеко от стен, защищая дом от влаги.

Рис. 1. Изба четырёхстенная

Изба пятистенная (пятистенок) (рис. 2) - жилая постройка из дерева, прямоугольная в плане, имеет

поперечную стену внутри, которая делит общий объём на две части. Внутренняя пятая стена, как и четыре наружных, идёт от земли до верхнего венца и торцами выходит на главный фасад, деля его на две части.

Рис. 2. Изба пятистенная

Крестовая изба (крестовик, или крестовый дом) -деревянная жилая изба, в которой поперечная стена пересекается внутренней продольной стеной, образуя четыре отдельных помещения. На фасаде дома образуется переруб - поперечная внутренняя стена, которая пересекает стену фасада избы, рубится одновременно с постройкой дома. План имеет вид квадрата. Кровля часто четырёхскатная. В таком доме может быть два этажа.

Изба шестистенная (шестистенок) (рис. 3) - дом с двумя поперечными стенами под одной крышей. Избы могли быть только жилыми или состоять из жилых и хозяйственных помещений. Такие дома стояли вдоль улицы, делились внутри переборками, образуя сплошную ленту окон, наличников и ставень по фасаду. В них почти отсутствует чистая стена. Левая и правая избы, как правило, симметричны, в центральной комнате окно шире. Крыши - невысокие двускатные или четырёхскатные (рис. 4).

I- 4- .4-.-4

Рис. 3. Изба шестистенная

Рис. 4. Изба шестистенная

По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы клетью, дома двухсруб-

ные, избы в два жилья, избы двойные, избы тройные и избы со связью.

Изба клетью - это деревянная постройка со сторонами в длину бревна 6-9 м, которая может иметь сени, подклет или быть двухэтажной.

Двухсрубный дом - изба с двумя срубами под общей кровлей.

Изба в два жилья - жилище из двух срубов: зимнее и летнее.

Изба со связью (рис. 5) - это тип избы, разделённой надвое сенями. К срубу пристраивали сени, получался двухклетный дом, к сеням прирубали ещё клеть, и дом становился трёхчленным. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище называли «в две избы» - «переднюю» и «заднюю», соединённые сквозными сенями. Все помещения располагались по продольной оси и крылись двускатными крышами, образуя единый объём дома. В двойной избе (двойне) каждая изба имеет свою кровлю, на каждой кровле -свой конёк. Такие дома называли «дом о два коня» («дом под два коня», «дом с оврагом»). Получаются две стены в местах примыкания срубов. Обе клети могли быть жилыми, с разной планировкой, или - одна жилая, другая хозяйственная. Под одной или обеими мог быть подклет или одна клеть могла сама быть избой со связью.

Изба тройная (тройня) (рис. 6) состоит из трёх отдельных клетей, каждая перекрыта своей кровлей. Поэтому такие дома называют также «дома о три коня» (могли быть дома «о пять коней»). Торцы построек выходят на главный фасад. Назначение клетей могло быть различным. Все они были жилыми, или в середине устраивали крытый двор, находящийся между жилыми клетями. В ансамбле тройных домов обычно все три клети были одной ширины с крышами одной высоты и уклона. Вперед дома выступали до двух метров длиной желоба-водотечники на курицах, образуя выразительный силуэт избы.

Рис. 5. Изба со связью

Рис. 6. Изба тройная

По типу двора избы делятся на дома с открытым и закрытым двором. Открытый двор мог быть расположен по любую сторону от избы или вокруг неё. Эти дворы строили в южнорусских деревнях и средней полосе России. Все приусадебные постройки (хлевы, сараи, конюшни) строили, как правило, в стороне от жилья, на открытом хозяйственном дворе.

В северных районах из-за холодного климата избы имели крытые дворы, примыкающие к жилью с одной стороны так, что попадать во все служебные, хозяйственные помещения и на скотный двор, а иногда даже к колодцу, выполнять все повседневные работы можно было не выходя на улицу. В двойнях и тройнях двор был крытым и примыкал к избе, образуя одно целое здание, перекрытое общей кровлей, один органично слитый архитектурный ансамбль.

По расположению крытого двора по отношению к дому избы делят на дома «кошелем», дома «брусом», дома «глаголем». В этих домах жильё и крытый двор образовывали единый комплекс. Если ядро формирования таких комплексов - жилище - состояло из избы и сеней, наиболее естественно было пристраиваться хозяйственной частью к задней стене сеней. Так, по-видимому, появились дома-«брусы». Если дом представлял собой две избы с сенями между ними, то свободными оказывались только боковые стены сеней, и поэтому хозяйственные помещения можно было пристраивать сбоку. Таким образом, вероятно, возникли «кошели». Дома «глаголем» - переходная форма между «брусом» и «кошелем».

Изба «кошелем» (рис. 7) - поздний тип избы с пристроенным крытым двором. Слово кошель имеет в русском языке множество значений - от плетёной из лыка котомки до огромной связки сплавных плотов. Применительно к жилым домам этот термин, по-видимому, отражает их вместительность.

Рис. 7. Изба кошелем

Все помещения сгруппированы в срубе, квадратном в плане, хозяйственные помещения примыкают к жилью по продольной стене. Всё накрывалось общей двускатной крышей, часто несимметричной, так как изба по фасаду меньше двора. Чтобы выделить жилую часть как главную, обычно делали ещё один симметричный скат над жилой частью, выполняющий только декоративную роль (такие дома можно встретить в Заонежье и Архангельской области).

Яркий пример «кошеля» - дом из деревни Ошев-нево в Заонежье (рис. 8), расположенный на Большом Клименецком острове - громадная двухэтажная изба со светёлкой вверху и обширным крытым двором, с галереей-гульбищем, окружающей с трёх сторон её жилую часть, и нарядными балконами у светёлки. Площадь жилых помещений составляет около 150 м2. Под крышей этого дома объединены четыре избы для разных семей патриархального рода (всего в таком доме может разместиться более двух десятков человек). Кроме этого в доме имелась светёлка и два других летних помещения, а также большая, ещё не оборудованная клеть, которая по мере надобности могла тоже использоваться под жилье. Также здесь находится двухэтажный двор, занимающий примерно две трети площади всего дома.

Рис. 8. Дом из деревни Ошевнево. XIX в.

Музей Кижи

Архитектура дома типична для всего русского народного зодчества, но имеет особенности, которые можно встретить только в Заонежье.

В избе «брусом» (рис. 9) жилые и хозяйственные помещения располагаются на одной оси, друг за другом, образуя вытянутый прямоугольник в плане -«брус» (некое подобие бруса - равномерно отёсанного с четырёх сторон бревна), накрытый двускатной крышей. Такой дом называют «домом об один конь» («дом под одним конём»). Если коньковые бревна расположены на разных уровнях - конёк скачет уступами по высоте, создавая впечатление нескольких изб, вытянутых одна из другой.

Рис. 9. Изба брусом

Дом-«брус» - самый распространённый в Заонежье, по всему Северу и в средней России тип крестьянского дома. К этому типу относятся дом Сергеева из деревни Лог-моручей (Соломенное) (рис.10) и чуть похожий на него, но значительно больших размеров дом Яковлева из деревни Клещейла (рис. 11). Оба памятника были построены в самом конце XIX в. Каж-

дый из этих домов - типичная крестьянская постройка, широко распространенная в южных районах Карелии.

Рис. 10. Дом Сергеева. XIX в. Музей Кижи

Кровли обоих домов сделаны «по потокам и курицам»; под кровлей - резные причелины; на окнах -резные наличники с волютами, схожие по рисунку; в каждом доме - светёлка. Словом, много общего. Главное их отличие в размерах: дом Яковлева раза в два больше дома Сергеева.

В доме Яковлева, как и в доме из деревни Ошевнево, проживало когда-то несколько семей. Просторные сени с внутренней лестницей отделяли жилую часть дома от хозяйственной. Первый этаж, состоящий из избы и горницы, служил зимним помещением, а второй, повторяющий ту же планировку, - летним.

В доме Сергеева рубленые стены сарая поддерживаются массивными столбами, а в доме Яковлева нижнее пространство используется как хлев и составляет с сараем единый сруб.

Рис. 11. Дом Яковлева. XIX в. Музей Кижи

Праздничным, особенно нарядно-торжественным выглядит главный фасад дома Яковлева с наличниками на окнах и подкровельным декором, изящным трё-харочным балконом светёлки, насыщенный ажурной резьбой. Особо выразительны и самобытны в ней одинарные розетки - «солнца», украшающие причелины, арки и столбы балкона.

Изба «гоголем» (рис. 12) - жилой деревянный дом, в котором жилые избы расположены под углом друг к другу. Хозяйственный двор частично вмещает-

ся в образуемый ими угол, частично продолжается дальше по линии торцевых стен дома, напоминая букву «г» («глаголь»). Жилые комнаты находятся на втором этаже, а подклет и двор образуют хозяйственные помещения.

подсарайная изба входила в комплекс построек тройного двора или «кошеля».

Рис. 12. Изба гоголем

Среди крестьянских домов этого типа, сохранившихся в Заонежье, самым старым является дом Елизарова из деревни Середка (рис.13). Точная дата его постройки не известна, но, судя по его архитектурно-конструктивным особенностям, он срублен в первой половине XIX в. В отличие от богатого дома из деревни Ошевнево дом Елизарова намного скромнее и принадлежал он не столь зажиточному крестьянину. В нём лишь один жилой этаж и только одно жилое помещение, общее для всей семьи. Соответственно этому и размеры хозяйственной его половины значительно меньше. Отапливался дом по-чёрному. Словом, это была курная изба, какие строили в старину. Дым из печки выходил прямо в жилое помещение и, расстилаясь по потолку, вытягивался в особое отверстие с задвижкой - деревянным дымоходом. На крыше такого дома стояла деревянная резная труба-дымник. И хотя отапливалась изба по-чёрному, но гладко отёсанные бревенчатые стены и полы, широкие лавки, печной сруб и всё, что находится ниже «воронцов», блестело чистотой, обычной для всех северорусских изб. И лишь выше человеческого роста -закопчённые верхние венцы сруба и потолка, отливающие синевой, как вороново крыло. Дым, расстилаясь по потолку, опускался до определённого уровня, и граница между чистой и закопчённой частью стены оставалась в пределах лишь одного-двух венцов.

В условиях натурального хозяйства из-за долгих северных зим с их снегами и стужей, бездорожьем, весенними и осенними распутицами тип дома-двора стал самым удобным, потому что он позволял выполнять многие хозяйственные работы, подолгу не выходя на улицу.

Подсарайная изба встречается на Урале - тип избы, расположенной под высоким сараем. В холодные зимы жильё было защищено сверху помещением сарая с сеном, сбоку - крытым двором с пристройками, сзади - хлевом, а у земли - глубоким снегом. Обычно

Рис. 13. Дом Елизарова из деревни Середка, XIX в.

Музей Кижи

В традиционной деревянной жилой архитектуре использовался цвет, особенно на Севере, где количество пасмурных дней достаточно велико, а в ландшафте доминируют спокойные, сдержанные тона.

Контраст между цветными пятнами декоративных деталей и тёмной поверхностью бревенчатых стен увеличивал выразительность дома. Основной принцип окраски - выделение ярким цветом деталей, которые создавали контраст основному массиву дома, сохраняющему естественный цвет дерева.

Для сюжетных росписей в Заонежье применялись контрастные сочетания немногих цветов - красного, зелёного, белого, реже синего. Так, для выделения наличников на тёмном фоне сруба их поле окрашивали в белый цвет, тонкие выступающие профили - в более интенсивный красный, остальные выступающие части - в зелёный. Народные мастера интуитивно чувствовали, что для окраски небольших профилей лучше всего применять дополнительные цвета (красный и зелёный), которые при сопоставлении выигрывают в насыщенности и чётко выделяются на белом поле наличника. Иногда вместо белого применялся жёлто-оранжевый цвет.

Свесы крыши, когда они подшивались по низу слег досками, обычно окрашивались в насыщенный красный цвет, чтобы лучше вырисовывались на фоне пасмурного или белёсого северного неба. В свою очередь, чтобы на фоне свесов крыши выделялись балконы, их окрашивали обычно в белый или зелёный цвет. Эта колоритная композиция дополнялась яркой, контрастной раскраской балконных столбиков и решётки. Например, тёмный монолитный сруб дома Ошевнева оживляли оранжево-жёлтые наличники окон и красные свесы крыши.

В постройке избы использовали различные породы дерева (иногда до пяти) с учётом свойств древесины. Например, на первые три венца строения обычно рубили лиственницу, которая не боится сырости. Из лиственницы делали многие другие детали, соприкасающиеся с влагой (дождевая вода, испарения), например, потолочные матицы, желоба-водостоки, охлупни, коневые слеги и столбы для ворот. На лиственничные бревна укладывали сосновые, потому что сосна легче и «теплее» лиственницы. Из сосновых досок настилали пол и потолок. Из еловых стволов с

корнем делали «курицы» на кровле, а саму кровлю покрывали пихтовым тёсом. Кедровую сосну, чистую и гладкую, кололи для наличников окон и дверей, для отделки избы и на полотнища ворот.

Сейчас такой большой выбор материала кажется роскошью, а в старые времена для лесных районов России это было обычным явлением. В каждом регионе существовали свои правила, свои законы, обусловленные самой природой. В строительстве учитывались характер и свойства дерева. Потому и выглядят народные постройки естественно и стоят веками. Русский плотник, работая с деревом, не нарушал, а, напротив, всячески выявлял и подчеркивал его естественные особенности, используя дерево и как строительный материал, и как материал искусства. Потому и постройки были совершенны.

Русская изба - одно из величайших достижений народного зодчества, образец древней одноматери-альной архитектуры, в котором дерево использовано в своём первозданном виде и размере.

Русская изба - хранительница огромного исторического опыта строительного искусства, который свято оберегался каждым поколением мастеров и вместе с

тем оттачивался и отшлифовывался на протяжении последующих столетий.

«Величайшей ценностью русского деревянного зодчества является та правдивость, с которой его мастера решали стоявшие перед ними задачи, сочетая чисто утилитарные практические и конструктивные требования с высокой художественной выразительностью. Эта правдивость и органичность, свойственные русскому деревянному зодчеству, обеспечивают ему виднейшее место в истории мировой архитектуры» [4, с. 84].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деревянное народное зодчество не просто драгоценное наследие, а один из живых источников развития современной архитектуры. Суть, конечно, не в подражательстве, а в творческом освоении самого духа русского деревянного зодчества, его глубинной основы и веками накопленного опыта народа. В нём -мудрая простота и ясность архитектурных форм, практическая, функциональная оправданность всех деталей и приёмов, органическое единство художественного и конструктивного начал, подлинная монументальность. Это не временные, преходящие, но вечные и неизменные принципы архитектурного искусства.

Библиографический список

1. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М.: Гос. изд-во. лит. по стр-ву и архитектуре, 1953.

2. Брунов Н.И. История русской архитектуры. М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1956.

3. Забелин И. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. Русское искусство. М., 1900.

4. Забелло В., Иванов И., Максимов И. Русское деревянное зодчество. М., 1942.

5. Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971.

6. Михайлов Б.П. Всеобщая история архитектуры: учеб. пособие для архитектурных вузов. В 2 т. М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву, архитектуре и строительным материалам. Т. 2. М., 1963.

7. Ополовников А.В. Сокровища русского севера. М.: Строй-издат, 1989.

8. Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества. М.: Стройиздат, 1974.

9. Прайс У. Архитектура в дереве / пер. с англ. М.: Изд-во «Бертельсманн Медиа Москау» («БММ»), 2006.

УДК 624.04

О ФОРМИРОВАНИИ КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНОЙ СЕТКИ В РАСЧЕТАХ ПЛОСКИХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ВНУТРЕННИМИ КОНТУРАМИ

В.И. Соболев1, С.А. Меркурьев2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрена проблема адекватности результатов расчета железобетонных конструкций при помощи численных методов. В качестве примера используется конструкция, находящаяся в плоском напряженном состоянии. Расчеты производятся при помощи программного комплекса Scad 11.3. Проведен численный эксперимент, который выявил недостатки использования классических методов, основанных на дискретизации, для композиционных материалов. Предложены рекомендации по использованию методов, повышающих точность результатов. Ил. 7. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: колебательный процесс; динамика; метод конечного элемента; моделирование.

ON THE FORMATION OF A FINITE ELEMENT MESH IN THE CALCULATIONS OF PLANE REINFORCED CONCRETE STRUCTURES WITH INTERNAL CONTOURS V.I. Sobolev, S.A. Merkuryev

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

1Соболев Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор. Sobolev Vladimir, Doctor of technical sciences, professor.

2Меркурьев Сергей Алексеевич, аспирант, тел.: 89246317413, е-mail: [email protected] Merkuryev Sergey, Postgraduate, tel.: 89246317413, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.