К У Л Ь Т У Р А, И С К У С С Т В О УДК 374
О. В. Килина
РУССКАЯ И УДМУРТСКАЯ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА
На примере цикла музейных уроков «Истории бабушкиной избы», проходивших в Художественном музее Института искусств и дизайна УдГУ рассматривается педагогический аспект взаимодействия народной художественной культуры удмуртского и русского народов и роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: архаический культ, мифологическое сознание, духовно-нравственное воспитание, традиционная культура, искусство, миф и реальность.
Сегодня особенно важно изучение традиционной культуры в форме ее практического применения, особенно в педагогической сфере, где на основе материалов народного художественного творчества, народных традиций можно решать вопросы духовно-нравственного воспитания детей разных возрастных групп.
Вопросами воспитания и образования подрастающих поколений средствами традиционной культуры занимались многие исследователи. Среди основоположников этнопедагогики и народной педагогики назовем Г. Н. Волкова, В. Г. Афанасьева, И. Н. Афанасьева, Г. С. Виноградова, З. П. Васильцову и других; проблемы и методы духовно-нравственного, художественного воспитания и образования, с точки зрения традиционной культуры, освещены в трудах О. А. Керим-шеевой, Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой, А. В. Вакаева, Е. В. Гаймановой, Н. Д. Булатовой, Л. В. Кузнецовой; взаимосвязь социализации с этническим самосознанием индивида раскрывает, в частности И.Л. Поздеев. Проблемы формирования нравственной личности средствами народной педагогики удмуртов подняты Г. А. Никитиной. Музейную педагогику как фактор формирования социального опыта и нравственного воспитания детей рассматривает М. В. Соколова; особенности преподавания этнического компонента на основе музейных коллекций описаны М. В. Шапошниковой; важность роли сказочного сюжета в музейных занятиях с детьми подчеркивают в своих работах С. В. Зенько и О. А. Субараева. Вопро-
сами культурно-образовательной деятельности музея в рамках народной традиции занимается М. Г. Хугаева.
Одна из серьезных духовно-нравственных проблем, стоящих перед современным обществом, - проблема одиночества человека в большом мире. С этим явлением человек сталкивается уже будучи ребенком. Духовное неудовлетворение, ощущение непричастности к обществу, кризис взаимопонимания и, как следствие, боязнь поступить согласно моральному долгу, если это противоречит общепринятой отстраненной модели поведения - проблемы, сопровождающие общество еще с XIX в., когда технический прогресс оказался настолько стремительным, что развитие социума стало отставать от него. В благоприятных условиях жизни, когда ручной труд сменился новыми технологиями, демографическая ситуация изменилась - и количественно возрастающее население не успевало «пропитаться традиционной культурой». Об этом писал Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс», приводя в пример Европу Х1Х-ХХ вв.
Об одиночестве человека среди других людей написано немало. Художники, философы, педагоги, историки, публицисты - представители большинства научных и творческих направлений хотя бы раз затрагивали эту тему. Так, Э. Олби, глядя на трагедию одинокого человека, задается вопросом: «Что случилось...», Ж. П. Сартр продолжает: «Ад - это другие», Т. Уильямс в пьесе «Предназначено на слом» выносит вердикт: дальше так продолжаться не может. Современный человек находится среди множества разнопричинных одиночеств, с разностью между желаемым и действительным, без почвы под ногами, без уверенности в завтрашнем дне, без опоры на идею - национальную идею, которой для него нет.
Продолжая следовать за мыслью Ортеги, выделим то, что школа как социальный институт прививает ребенку актуальные жизненные навыки, но часто не может воспитать его, сделать его жизнь более осмысленной и нравственной. Будущий член общества оказывается снабженным техническими средствами, необходимыми для полноценной жизни, но не обладает при этом ни историческим чутьем, ни чувством ответственности, ни чувством защищенности.
Между тем, обращение к традиционной культуре и быту древних славян и древних удмуртов открывает нам возможности соприкоснуться с социальным и духовно-нравственным опытом предков. Большинство ученых (в их числе Б. А. Рыбаков, В. Е. Владыкин) отмечают тесную связь древнего человека с природой. Зарождаясь на границе мифологического сознания, образы одушевленных сил природы сопровождали наших предков в разные периоды: славян - от архаического культа упырей и берегинь через поклонение Роду и рожаницам, позже - княжескому дружинному богу Перуну до тех времен, когда Русь приняла христианство; удмуртов - Воршудного (тотемического) культа, через шаманизм (Туно), жречество, поклонение стихиям, антагонизм леса и воды к выделению культа Инмара (божества неба), являющегося, по мнению В. Е. Владыкина, отсылкой к христианской культуре [2. С. 102]. Так что, древний человек, даже оторванный от дома, не знал, что такое абсолютное одиночество, поскольку каждый камень, ручей или дерево, по его представлениям, несли в себе жизнь. Необходимо также обратить внимание на понятие рода, по сути своей, противоположного одиночеству и неустойчивости человека в социуме.
Накопленный предками опыт, их единство с природой, богатая мифология, символичность обрядов, промыслы - все это может послужить почвой для организации занятости детей и молодежи. Во многих уголках страны интерес к народной культуре жив, люди ищут и находят себя в массовом ролевом и ре-конструкторском движении. Исходя из результатов анкетирования, проведенного нами среди взрослых членов Ижевского реконструкторского клуба и участников полигонной ролевой игры «Райленхор», которая проводится ежегодно под деревней Турынгурт в Удмуртии, на вопрос, чем именно их привлекает подобного рода деятельность, мы можем сформулировать совокупный ответ: «Это возможность стать другой личностью, у которой есть свой род, история, легенды, опознавательные знаки. Мне нравится быть важной частью уже состоявшегося целого». Современный человек говорит «я не хочу быть один» и выстраивает вокруг себя искусственную реальность, реальность игры средствами народной культуры.
Анализ анкет позволяет сделать вывод, что взрослые люди неосознанно борются с проблемой одиночества средствами народной культуры с элементами игры, элементами театральности. Логично было предположить, что если воспитывать ребенка с применением этих средств, начиная с самого его становления, то многих трудностей в дальнейшем формировании личности, в духовно-нравственном развитии, в построении картины мира, в поиске себя он может избежать.
Действенность этого способа мы проверили с помощью цикла музейных уроков под названием «Истории бабушкиной избы» - в художественном музее Удмуртского госуниверситета. Цикл создан директором музея Л. В. Килиной вместе с кандидатом искусствоведения Е. И. Ковычевой и доработан автором данной статьи.
Необходимо заметить, что музей был основан еще в 1991 г. на базе Института искусств и дизайна с целью поддержания преемственности в народном и академическом искусстве. В основе коллекции - произведения русского и удмуртского народного художественного творчества, собранные во время научно-исследовательских экспедиций, а также работы художников-профессионалов, преподавателей и студентов университета, учащихся художественных школ. Музей является средоточием культурной жизни вуза и города Ижевска в целом.
Для эффективного использования музейных фондов был разработан цикл уроков «Истории бабушкиной избы». Сообразно с народным земледельческим календарем он рассказывает учащимся младших классов о народных традициях, обращая внимание детей на то, как переплетаются исконно удмуртские обычаи со славянскими традициями. Выставочный зал превращается в уютную деревенскую избу, что вызывает у детей ответную эмоциональную реакцию. Цикл состоит из 6 занятий, проводимых раз в месяц. Педагоги в роли сельских жителей показывают, как изготавливаются текстильные, деревянные, глиняные изделия, как строится дом, как расписывают посуду, украшают народный костюм.
Занимательные истории знакомят с событиями трудовой и праздничной жизни крестьян в зависимости от годовых циклов природы. Чтобы упростить учащимся восприятие, мы включили в цикл народные игры, песни, танцы, отдельные элементы обрядов, театрализованные действия и изготовление поделок. Это чрезвычайно важно: дети легче усваивают ту информацию, которую
сами могут проверить на практике, лучше всего - в игровой форме. Элемент игры - неотъемлемая часть цикла. Педагог свободно обращается с экспонатами, надевает на себя народное платье, показывает в действии свистульки, удмуртские шуланы, катает по земле расписные яйца, становится актером-кукловодом вертепа и скоморохом с Петрушкой в руках. Большую часть этих действий дети могут попробовать сами. Интерактивность делает экспонаты доступными, живыми, духовно наполненными и близкими детской аудитории.
Благодаря музейным урокам учащиеся могут расширить свой кругозор, понять суть некоторых культурных явлений, ощутить важность и ценность многовекового человеческого опыта.
Здесь происходит знакомство с традиционным жилищем, раскрывается его смысл как трехчастной структуры и как микрокосма, рассматриваются виды жилища и в процессе игры имитируются элементы ритуала выбора места для дома, его постройки, последующего новоселья. В ходе этого детям предлагается сопоставить две традиции (удмуртскую и славянскую): выбор места с помощью шапки шамана-Туно (букв. «гадатель») и заклинания места постройки разделенным на четыре части квадратом с четырьмя камнями внутри (идеограмма плодородия). Далее объясняется принцип выбора материала для строительства, сопровождающие его обычаи (установка метки-пуса), времени заготовки (на исходе лунного месяца, когда из дерева вытягиваются все соки и смолы), сушки бревен и непосредственно постройки дома. Необходимым условием является слово педагога, который непременно объясняет смысл обрядов и обрядовых символов, их рациональную составляющую и духовную значимость, житейскую мудрость в доступной для детей форме. Красоту легче понять и принять, если знаешь ее истоки и идейную составляющую.
О важности духовной жизни человека и приоритете духовных ценностей, об общечеловеческой морали говорится на каждом уроке, но особенно явно -на третьем занятии, приуроченном к Рождеству, который называется «История красного угла». Здесь мы затрагиваем феномен красного угла, смысл слова «ценность», незаменимость семьи, рода, и связь человека с его духовным опытом. Рассказываем историю и смысл праздника Рождества и эмоционально закрепляем информацию с помощью средств народного театра - показываем детям вертепный спектакль о рождении Христа, учим их важности почитания родителей, мастерим для мам и пап рождественские сувениры.
Уже на этом этапе ребенок должен признать или начать признавать приоритет духовного развития, хотя бы на уровне понятий «плохо» и «хорошо», «полезно» и «вредно», уяснить для себя мысль, что он в этом мире не один, что он часть богатой народной традиции родом из глубины веков.
Этническая общность, согласованность человека и природы, их взаимозависимость прослеживаются в ходе пятого урока цикла «История тряпичной куклы», который приходится на рубеж зимы и весны, частично освещая обрядность трех праздников (Масленица, Сороки и Свистопляска). Традиционная вера в то, что солнцу необходимо помочь растопить снег, разбудить матушку-землю от зимнего сна - лежит в основе этого занятия. Урок начинается с элементов театра Петрушки, которые способствуют погружению детей в атмосферу народного
праздника, расслабляют их, а затем, на импровизированной ярмарке, педагог рассказывает о весенних обрядах, о видах глиняной игрушки, о музыкально-шумовом оформлении и его значении в обрядовом действе, демонстрируя свистульки и шуланы. Здесь мы обращаемся к нескольким культурным кодам: акциональ-ному, вербальному, музыкальному, визуальному и пищевому - используем как можно больше каналов передачи информации, чтобы достичь результата и дать ученикам почувствовать их причастность к происходящему, сформировать у них положительный опыт общения с традицией.
После завершения каждого цикла мы проводим беседу с преподавателями, приводящими классы на музейные уроки «Истории бабушкиной избы», чтобы озвучить и зафиксировать полученные результаты. Большинство отмечает, что детям нравится быть активными участниками проекта, они становятся более внимательными к объектам культуры, более восприимчивыми к народной традиции, что объясняется пониманием ими сути многих уникальных явлений, вырастающих из традиции. Безусловно, это не только наша заслуга, но практика показывает, что музейные уроки значительно способствуют духовно-нравственному воспитанию детей.
Проблема одиночества современного человека существует. Один из способов ее решения мы видим в приобщении к богатейшей народной традиции, в нашем случае - русской и удмуртской. Достоинство этого способа в том, что коллективное бессознательное, сопровождающее человека с самого рождения, так или иначе программирует его отклики на образы, присущие народной культуре. Существенна роль взаимосвязи между мифологическим мышлением древнего человека и мышлением ребенка, который, в силу своего возраста, воспринимает мир сквозь призму символов и знаков, более понятных и близких ему, чем терминология, которой оперируют взрослые. Таким образом, знакомя детей с тем, как человек думал, какую картину мира он представлял себе, как это отражалось в материальных проявлениях культуры, мы прививаем им «чувство исторической ответственности», о котором писал Х. Ортега-и-Гассет; демонстрируем путь, ведущий от отчужденности к духовной причастности к опыту предков, в итоге - к формированию национального самосознания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Виноградов С. Н. Терминология удмуртских народных узоров // Проблемы изучения народного искусства: краткие тез. докл. к науч. конф., 15-20 мая 1972 г. / Гос. Рус. музей; под общ. ред. Е. Н. Селизаровой. Л., 1972. С. 12-13.
2. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
3. Килина Л. В., Ковычева Е. И. Педагогический аспект динамичных экспозиций музея Института искусств и дизайна УдГУ // Народное искусство - детям: материалы Междунар. науч.-практич. конф. 1-2 июня 2006 г. / Ханты-Мансийск: Редакц.-издат. отдел БУ ДПО Институт развития образования, 2007. С. 89-91.
4. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 509 с.
5. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. 783 с.
6. Сартр Ж. П. Экзистенциальный театр: пьесы. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 219 с.
7. Albee E. The Zoo Story. Plume, 1997. 128 p.
8. Williams T. 27 Wagons Full Of Cotton And Other One Act Plays. New Directions, 1966. 238 p.
Поступила в редакцию 21.01.2014
O.V. Kilina
Russian and Udmurt folk traditions as psychological-pedagogical means of overcoming the loneliness
On the example of the museum lessons «Stories of grandmother's hut», held in the Art Museum of the Institute of Arts and Design of UdSU is considered pedagogical aspect of interaction of folk art culture of the Udmurt and Russian peoples and the role of national culture in spiritually-moral education of primary school children.
Keywords: archaic cult, mythological consciousness, spiritual-moral education, traditional culture, art, myth and reality.
Килина Ольга Васильевна,
магистрант,
Московский государственный университет культуры и искусств 141406, Россия, г. Химки, ул. Библиотечная, 7 E-mail: [email protected]
Kilina Olga Vasilyevna,
Postgraduate,
Moscow State University of Culture and Arts 141406, Russia, Khimki, Bibliotechnaya St.,7 E-mail: [email protected]