О.А. Казанцева
Удмуртский государственный университет
(г. Ижевск)
Из истории музеев Удмуртского государственного университета
УДК 069(470.51).015
Рассматриваются университетские музеи Удмуртского государственного университета - старейшего вуза Удмуртской Республики. Определены этапы формирования, направления деятельности музеев. Музейные коллекции представляют серьезный ресурс для развития университетской науки, образования студентов, научных сотрудников, аспирантов и преподавателей. Музеи содержат уникальные коллекции для презентации истории родного края. Ключевые слова: история музейного дела, университетские музеи, этапы формирования, перспективы развития.
О.А. Kazantseva Udmurt State University (Izhevsk)
From the history of the museums of the Udmurt state university
The article connected with history of museums of the Udmurt State University - the oldest of institutions Udmurt Republic. There are few stage in the history of the organization, development and direction of work of the museums of the UdSU. All the museums have unique funds and present serious resources for development of university research and education of students, postgraduate students and lectures. All the museums have unique collections for the presentation of the history the local area. Key words: history of museums, the university museums, the stage of organization, direction of development.
В музейной сети России музеи университетов относятся к группе негосударственных, ведомственных музеев и создаются для обеспечения учебного процесса вуза и развития науки в них.
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» -старейшее и единственное высшее учебное заведение в Удмуртской Республике, которое располагает 8 музеями. В условиях уровневой системы подготовки студентов высшей школы выпускникам вуза необходим высокий профессиональный уровень, в формирование которого входит теоретическая подготовка (чтение специальных курсов по истории культуры, культурологии, истории музейного дела в России и за рубежом) и общая культура студентов в сфере музеологии. Важными элементами музейного образования студентов университета являются музейная практика по гуманитарным направлениям и вузовский музей.
Появление музеев в Удмуртском государственном педагогическом институте (УГПИ), а затем и в Удмуртском государственном университете (УдГУ) следует связывать с традициями, которые «принесли» с собой выпускники Казанского государственного университета, Пермского государственного университета, Уральского государственного университета, когда они молодыми преподавателями приехали на работу в УГПИ, а затем в УдГУ. До появления музеев идеи их создания длительное время обсуждались среди обществен-
ности в стенах пединститута-университета. Постепенно разрешилась остро стоявшая проблема площадей для музеев и их материального оснащения: экспозиционного оборудования, комнат для хранения фондов. Важными традиционными направлениями работы музеев являлись учет, систематизация коллекций, активное применение их в образовательном и научном процессе вуза, педагога [1, с. 225-234].
Первый учебный музей появился в УГПИ на биолого-химическом факультете - Гербарий в 1949 году. Его создание было закономерным итогом развития естественнонаучных дисциплин в вузе. История возникновения музея связана с дея-дельностью Т.П. Ефимовой [2, с.
132-133]. В 1961 г. появляется —Зоологический музей, позднее в связи с накоплением разнообразных коллекций, переименованный в Естественнонаучный музей. Формирование музея отражало развитие зоологической науки в вузе. Музей был образцом учебного музея, гордостью и детищем преподавателей кафедры зоологии. На качественном научном уровне была организована систематизация коллекций, выпущен путеводитель по фондам музея, который одновременно являлся учебно-методическим пособием для студентов [3]. На географическом факультете в 1964 г. с появлением учебных коллекций минералов появился Геологический музей, который сыграл большую практическую роль в подготовке
учителей-географов в Удмуртии. В УдГУ в 1980-1990-х гг. появилось несколько музеев разного профиля: археологический и этнографический на историческом факультете, художественный Музей Института искусств и Галерея художников (факультет искусства и дизайна).
Первым университетским музеем стал археологический музей «Древняя и средневековая история Камско-Вятского междуречья» на историческом факультете в 1980 г. В 1990 г. у историков появился этнографический музей - Музей кафедры этнологии, создание которого было связано с преподаванием учебной дисциплины «Этнография». В 1991 г. был открыт Музей Института искусств и дизайна и Галерея художников на факультете искусств и дизайна университета. В начале XXI в. были созданы учебная лаборатория «Педагогический музей» и Музей занимательной науки г. Ижевска. Важной отличительной особенностью Педагогического музея является элемент мемориально-сти в представленных экспозициях. Посетитель через уникальные экспонаты и документы имеет возможность подробнее познакомиться с людьми вуза, внесшими весомый вклад в формирование и развитие университета. В 2007 г. был создан «Музей занимательной науки г. Ижевска» на физико-
энергетическом факультете университета.
В создании учебных музеев УГПИ-УдГУ заметную роль сыграли ученые, преподаватели вуза: Т.П. Ефимова, Г.П. Приезжев, Н.Е. Зубцовский, С.И. Широбо-ков, Р.Д. Голдина, В.Е. Владыкин, О.Г. Баранова, Н.И. Леонов и многие другие. Открытие и деятельность музеев поддерживали ректор пединститута М.П. Бабин, ректоры университета Б.Н. Шульга, В.А. Журавлев, С.Д. Бунтов, Г.В. Мерзлякова.
В истории создания музеев УдГУ выделим три этапа в их формировании и развития. Первый этап - подготовительный, связан с открытием в Удмуртском государственном педагогическом институте (УГПИ) трех музеев естественнонаучного профиля: Гербария, Зоологического и Геологического. Музеи сыграли большую роль в подготовке учителей-биологов, географов для общеобразовательных школ Удмуртии, а в вузе в традиционном подходе к учебному процессу - коллекции музеев служили наглядным пособием к читаемым дисциплинам.
С открытием Удмуртского государственного университета в 1971 г. наступил второй этап, который характеризуется бурным развитием университетской науки, в результате которого продолжили свою деятельность музеи естественнонаучного характера, но были и организованы в 80-е гг. XX в. три новых музея исторического и художественного профилей: археологический, этнографический и художественный. В 1988 году был создан Ботанический сад с тремя лабораториями для практики и обучения студентов. Совершенствование учебного процесса в высшей школе сопровождалось применением коллекций из фондов музея для обучения студентов и использованием музейных предметов для профильных научных исследований. Музейные коллекции утратили значение только наглядных материалов для студентов, и стали базой для профильных научных исследований ученых, преподавателей и студентов вуза. Важным моментом в формировании музейных фондов этого периода являются личные контакты сотрудников университетских музеев с учеными, научными обществами, архивами, танцевальными коллективами, художественными галереями и частными
Казанцева Ольга Алексеевна,
к.и.н., доцент кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии Удмуртского государственного университета (г. Ижевск)
коллекционерами г. Ижевска и других российских городов.
Третий этап относится к началу XXI в., когда музеи стали играть большую роль не только в учебном, воспитательном процессе студентов, научной работе вуза, но и в проектной, экспози-ционно-выставочной работе студентов, сотрудников и преподавателей УдГУ. Развитие новых специальностей по психологии и педагогике в вузе способствовало появлению Педагогического музея. Успешное развитие в университете фундаментальных исследований в области физики стало импульсом к появлению уникального музея занимательной науки г. Ижевска. Музеи УдГУ отражают развитие определенной науки и демонстрируют ее успехи через богатейшие коллекции фондов, экспозиции и многочисленные научные публикации. Особенностью третьего этапа является возрастающая роль музеев не только в учебном, воспитательном процессе, научной работе вуза, но и в совместной творческой проектной деятельности, музейно-выставочной работе сотрудников и преподавателей УдГУ с государственными музеями и научными учреждениями России и зарубежными организациями.
Университетские музеи выполняют образовательно-воспитательную и научно-исследовательскую функцию. Образовательно-воспитательная функция предполагает повышение образовательного уровня студентов посредством использования фондов и экспозиций музеев в учебном процессе университета. Музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований (выездных учебных практик) во время практических занятий, копирование произведений изо-
бразительного искусства. Музеи играют важную роль в формировании личности студента [4, с. 263-266]. На базе университетских музеев в вузе осуществляется учебная музейная практика, во время которой студенты работают в фондах. Фонды и экспозиции музеев являются богатейшими источниками для выполнения исследовательских работ разнообразной тематики и уровня (курсовые, выпускные квалификационные, диссертационные) [1, С. 231].
Одним из направлений работы вуза является активное вовлечение университетских музеев в цепь непрерывного образования молодежи: до вуза - в вузе
- после вуза. Очевидно важное профориентационное назначение музеев. Музеи играют особую роль в системе довузовского, вузовского и дополнительного образования. Музеи доступны для посетителей в будние дни и успешно работают со школьниками, с абитуриентами в системе довузовской подготовки молодых людей. По статистике за 2004-2009 гг. Факультетом довузовского образования для них проведено более 260 экскурсий, которые охватывают около 4 тыс. человек [5, с. 114-115].
Разнообразие коллекций в фондах университетских музеев представляет собой часть уникальной истории и культуры самого вуза. С одной стороны, музеи обеспечивают традиционно учебный процесс наглядностью, а с другой - в сфере науки
- исследуют с помощью новых методик и методов, способов экспонирования разнообразные богатейшие источники: вещественные, изобразительные и письменные, хранящиеся в музеях. В фондах и экспозициях университетских музеев сосредоточено более 300 тыс. ед. хранения [6, с. 153]. В большинстве музеев коллекции систематизированы, в некоторых составлены электронные каталоги фондов,
но разработка и внедрение в музейную практику баз данных, электронных каталогов по систематизации, учету музейных предметов находятся на начальной стадии, следовательно, в этом направлении у музеев есть определенная перспектива.
Формы деятельности университетских музеев разнообразные, что подчеркивает специфику их научных фондов и экспозиций. Музеи по функциональному признаку могут быть классифицированы на 4 типа. Музей -научная лаборатория, музей -научный эксперимент, музей -учебная коллекция, музей -партнер развития территории Удмуртии.
Источниками фондов музеев являются материалы, полученные в ходе учебных полевых практик: археологической, этнографической, зоологической, ботанической, географической, геологической и др. Важной составной частью фондов являются дары преподавателей, студентов и выпускников УдГУ, интеллигенции города и т.д. Фонды университетских музеев уникальны не только в вузе, но и в Удмуртии, в России. В настоящее время по количеству и составу фондов Естественнонаучный музей является самым богатым и единственным учреждением в Удмуртской Республике по разнообразию представленных экспонатов животных со всех континентов земного шара и разных природных зон. Гербарий - музей, где собрано все видовое разнообразие растений, произрастающих в Удмуртии, одновременно музей является своеобразным гербарием флоры. В Геологическом музее содержатся ископаемые останки беспозвоночных - самая богатая коллекция среди государственных музеев Удмуртии. В археологическом музее «Древняя и средневековая история Камско-Вятского междуречья» содержатся материалы, связанные с древнейшим периодом
населения Камско-Вятского бассейна. Это самая представительная музейная археологическая коллекция в Удмуртии и одна из интереснейших в Приуралье. В этнографическом музее хранятся предметы быта яркой материальной культуры удмуртского народа, подлинные образцы вышивок, нематериальные музейные предметы (записи обрядовых песен), архив фотодокументов. В музее имеются уникальные предметы, которых нет в музейных собраниях этнографических музеев России. В Музее занимательной науки г. Ижевска собраны приборы, изготовленные вручную, в единственном экземпляре, которые позволяют только в этом музее Удмуртии быть наблюдателем явлений природы и участником научных экспериментов. Среди действующих музеев УдГУ элемент мемориальности (личные вещи, документы, награды видных деятелей науки и образования и т. д.) ярко отражен в экспозиции учебной лаборатории «Педагогический музей» и этим музей отличен от других музеев вуза.
Значение отдельных фондов университетских музеев выражается в их принадлежности к категории уникальных объектов высшей школы. В УдГУ таких музеев три: Гербарий (Ботанический музей), Естественнонаучный музей, археологический музей «Древняя и средневековая история Камско-Вятского междуречья».
Важным сюжетом в деятельности учебных музеев УдГУ является кураторство научной работы музеев в рамках профильных дисциплин докторами наук: О.Г. Баранова (Гербарий), Р.Д. Голдина (археологический музей «Древняя и средневековая история Камско-Вятского междуречья»). Три университетских музея возглавляют кандидаты наук в своей научной области: А.В. Сергеев (Геологический музей), С.Л. Троянская (учебная лабора-
тория «Педагогический музей»), Е.В. Харанжевский (Музей занимательной науки г. Ижевска).
Один из показателей работы музея - его посещаемость. Самый популярный музей в УдГУ -музей Института искусств и дизайна и Галерея художников на факультете искусств и дизайна -36 тыс. человек в год! В рейтинге посещаемости второе место занимает Естественнонаучный музей, роль которого состоит в пропаганде научной информации среди молодежи для повышения экологической грамотности населения, в воспитании бережного отношения к природе родного края [7, с. 73-74]. По статистике в среднем за год в музеи университета приходит более 40 тыс. посетителей. Основной поток зрителей в большинстве музеев отмечается во время учебного года и представлен школьниками, а студенты университета занимают второе место среди посетителей [6, с. 156].
Проблемы, с которыми сталкиваются в работе университетские музеи, не отличаются от проблем, существующих в государственных музеях: финансы, квалифицированные кадры, площади для экспозиций и фондов. В решении проблемы нехватки площадей для музеев перспективна виртуальная форма работы. Возможен и другой подход, например, археологический музей «Древняя и средневековая история Камско-Вятского междуречья» отсутствие выставочного пространства компенсируют участием в выставках государственных музеев и организацией экспозиций на площадях этих музеев в Удмуртии, Пермском крае, Венгрии [8, с. 158-163]. Интересен опыт временных археологических экспозиций во время учебной археологической практики студентов-историков в Бардымском районе Пермского края [9, с. 27-29].
Таким образом, в Удмуртском госуниверситете исторически сложился и действует распределенный музей [6, с. 164]. В экспозициях и фондах музея, расположенного в разных учебных корпусах, четко видны достижения вуза в области определенных наук. По мнению корифея му-зеологии К. Хадсона, «если в музей за день приходит в среднем меньше пятидесяти человек, то он должен всерьез задуматься о том, не лучше ли закрыться или объединиться с каким-нибудь другим учреждением...» [10, с. 163]. Создание комплекса музеев УдГУ позволяет активнее внедрять современные информационные технологии в фондовую и экспозиционно-выставочную работу, повысить уровень методической, экспозиционной и экскурсионной работы.
Литература:
1. Казанцева О. А. Роль музеев Удмуртского государственного университета в научно-исследовательском процессе вуза // Музеи Евразийских университетов в поддержании и развитии общего образовательного процесса: Материалы Междунар. науч.-методич. конференции (26-29 сентября 2012 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. С. 225-234.
2. Баранова О.Г. Татьяна Прокопь-евна Ефимова (к 85-летию со дня рождения) // Вестник Удм. ун-та. Сер. Биология. Науки о Земле, 2005. Вып. 10. С. 132-133.
3. Путеводитель по зоологическому музею: метод. руководство / сост. В.И. Рощиненко, В.В. Варфоломеев, Н.Е. Зубцовский и др. Ижевск, 1983. 77 с.
4. Килина Л.В., Ковычева Е.И. Выставочная деятельность как способ расширения культурного влияния художественного музея университета // Финно-угорское пространство в туристском измерении: материалы первой Между-нар. науч.-практ. конф. Саранск, 2011. С. 263-266.
5. Ютина Т.К., Дерюгин А.А., Бель-тюкова Л. А. Экскурсии и образовательный туризм как форма профессиональной ориентации школьников // Актуальные вопросы довузовской подготовки в Удмуртской Республике. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2010. С. 113-116.
6. Казанцева О.А. История музеев Удмуртского государственного университета. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та. 2011, 192 с.
7. Пятак Л.П. Естественнонаучный музей УдГУ - активное средство экологического образования и воспитания //
Материалы IX Рос. универ.-академ. на-уч.-практ. конф. Ижевск, 2008. С. 73-74.
8. Казанцева О.А., Ютина Т.К. Выставка археологических древностей «Сокровища земли Бардымской» // Обо-ринские чтения: материалы У-УП региональных археол. конф. Пермь, 2006. Вып. 4. С. 158-163.
9. Казанцева О.А. Археологическая практика как ресурс изучения историко-культурного наследия. Учеб.-метод. пособие. Ижевск, 2015. 77 с.
10. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 163.