Научная статья на тему 'РУССКАЯ И ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В ОТДЕЛЕ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА)'

РУССКАЯ И ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В ОТДЕЛЕ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межправославные отношения / Грузинская Православная Церковь / Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II / митрополит Никодим (Ротов) / Отдел внешних церковных сношений / interOrthodox relations / Georgian Orthodox Church / Catholicos-Patriarch of All Georgia Ephraim II / Metropolitan Nikodim (Rotov) / Department of External Church Relations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергей Леонидович Звонарёв

Настоящая статья преследует своей целью знакомство читателя со спецификой взаимодействия Русской и Грузинской Православных Церквей в 1960– 1972 годах — время председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова). Краткое исследование подготовлено с опорой на церковные и государственные архивные источники, официальную церковную периодику. Автор статьи прослеживает канву братских отношений двух Церквей, проявлявшуюся как во взаимных визитах и переписке, так и в разносторонней помощи Грузинской Церкви со стороны Московского Патриархата. В исследовании уделено внимание влиянию государственного фактора на повестку двустороннего церковного сотрудничества, что сказывалось в сфере межправославных и межхристианских отношений, миротворческого служения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сергей Леонидович Звонарёв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND GEORGIAN ORTHODOX CHURCHES DURING THE YEARS OF THE CHAIRMANSHIP OF METROPOLITAN NIKODIM (ROTOV) IN THE DEPARTMENT OF EXTERNAL CHURCH RELATIONS

This article aims to familiarize the reader with the specifics of interaction between the Russian and Georgian Orthodox Churches in 1960–1972 — the time of chairmanship of Metropolitan Nikodim (Rotov) in the Department for External Church Relations. A brief study was prepared based on church and state archival sources, official church periodicals. The author of the article traces the outline of fraternal relations between the two Churches, manifested both in mutual visits and correspondence, and in the versatile assistance to the Georgian Church from the Moscow Patriarchate. The study paid attention to the influence of the state factor on the agenda of bilateral church cooperation, which affected the sphere of interOrthodox and interChristian relations, and peacekeeping ministry.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ И ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В ОТДЕЛЕ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА (РОТОВА)»

Ипатьевский вестник. 2024. №3 (27). С. 63-70 Ipatievsky vestnik. 2024. №3 (27). Р. 63-70

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 281.93+281.97(09)

DOI: 10.24412/2309-5164-2024-3-63-70

Русская и Грузинская Православные Церкви в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова)

Сергей Леонидович Звонарёв, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Москва, Россия. zvonariov@rambler.ru ОКСГО: 0009-0008-6785-4090

Аннотация. Настоящая статья преследует своей целью знакомство читателя со спецификой взаимодействия Русской и Грузинской Православных Церквей в 19601972 годах — время председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова). Краткое исследование подготовлено с опорой на церковные и государственные архивные источники, официальную церковную периодику. Автор статьи прослеживает канву братских отношений двух Церквей, проявлявшуюся как во взаимных визитах и переписке, так и в разносторонней помощи Грузинской Церкви со стороны Московского Патриархата. В исследовании уделено внимание влиянию государственного фактора на повестку двустороннего церковного сотрудничества, что сказывалось в сфере межправославных и межхристианских отношений, миротворческого служения.

Ключевые слова: межправославные отношения, Грузинская Православная Церковь, Католикос-Патриарх

Протоиерей Сергий Звонарёв, кандидат богословия Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. /

Archpriest Sergiy Zvonarev, PhD in Theology, Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate,

Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies

© Звонарёв С., прот., 2024.

всея Грузии Ефрем II, митрополит Никодим (Ротов), Отдел внешних церковных сношений

Цитирование: Звонарёв С., прот. Русская и Грузинская Православные Церкви в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова) // Ипатьевский вестник. 2024. № 3. С. 63-70 https://doi. org/10.24412/2309-5164-2024-3-63-70

CHURCH-HISTORICAL STUDIES

Scientific article

Russian and Georgian Orthodox Churches

during the years of the chairmanship

of Metropolitan Nikodim (Rotov) in the Department of External Church Relations

Sergey Leonidovich Zvonarev, Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, Church-wide postgraduate and doctoral studies named after Saints Equal to the Apostles Cyril and Methodius, Moscow, Russia, zvonariov@rambler.ru ORCID: 0009-0008-6785-4090

Abstract. This article aims to familiarize the reader with the specifics of interaction between the Russian and Georgian Orthodox Churches in 1960-1972 — the time of chairmanship of Metropolitan Nikodim (Rotov) in the Department for External Church Relations. A brief study was prepared based on church and state archival sources, official church periodicals. The author of the article traces the outline of fraternal relations between the two Churches, manifested both in mutual visits and correspondence, and in the versatile assistance to the Georgian Church from the Moscow Patriarchate. The study paid attention to the influence of the state factor on the agenda of bilateral church cooperation, which affected the sphere of inter-Orthodox and inter-Christian relations, and peacekeeping ministry.

Keywords: inter-Orthodox relations, Georgian Orthodox Church, Catholicos-Patriarch of All Georgia Ephraim II, Metropolitan Nikodim (Rotov), Department of External Church Relations.

For citation: Zvonarev S., archpr. Russian and Georgian Orthodox Churches during the years of the chairmanship of Metropolitan Nikodim (Rotov) in the Department of External Church Relations // Ipatievsky Vestnik. 2024. № 3. С. 63-70 https://doi. org/10.24412/2309-5164-2024-3-63-70

ИСТОРИЯ отношений Русской и Грузинской Православных Церквей знала разные периоды, характеризовавшиеся как тесными связями, так и временами напряжений и разрыва. Восстановление общения между двумя Церквами в 1943 году, завершившее период болезненного разделения 1917 года и последующих лет, стало благоприятной почвой для братских контактов Московского Патриархата и Грузинского Католикосата на протяжении 60-х — начала 70-х

годов XX века. Укреплению связей двух Церквей служило и то обстоятельство, что обе они находились на территории одного государства — Советского Союза.

Двусторонние церковные контакты на уровне священноначалия

Десятого января 1960 года на 88-м году жизни скончался Предстоятель Грузинской Церкви Католикос-Патриарх всея Грузии Мелхиседек III (Пхалад-зе)1. Двадцатого февраля 1960 года на иверский патриарший престол был избран митрополит Батумо-Шемокмедский и Чкондидский Ефрем (Сидамонидзе) с именем Ефрем II2. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) в ответ на известительную грамоту о состоявшемся избрании приветствовал Католикоса-Патриарха Ефрема II и выразил надежду, что время служения Предстоятеля Грузинской Церкви «принесёт большую пользу в деле дальнейшего укрепления братского единства между православными церквами»3. О близости связей двух Церквей свидетельствует тот факт, что первый визит после своего избрания и интронизации Католикос-Патриарх Ефрем совершил в июле 1960 года в Москву. «Между патриархами состоялась задушевная беседа», писал официальный церковный журнал4. Патриарх Алексий посетил Тбилиси с ответным визитом осенью 1960 года (Его Святейшество ещё раз совершил визит в пределы Грузинской Церкви в сентябре 1963 года). В свою очередь Католикос-Патриарх Ефрем был почётным гостем на торжествах, прошедших в ноябре 1962 года в Троице-Сергиевой лавре по случаю чествования 85-летия Патриарха Алексия. Предстоятель Грузинской Церкви посетил Москву в апреле 1963 года для участия в праздновании 50-летия служения Святейшего Патриарха Алексия в епископском сане. Четвертого февраля 1965 года Предстоятель Грузинской Церкви участвовал в праздновании 20-летия служения Патриарха Алексия на московском патриаршем престоле, а в последней декаде мая — начале июня 1968 года — в чествовании 50-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. Католикос-Патриарх Ефрем чаще других предстоятелей Поместных Церквей бывал в Москве, как целенаправленно, так и транзитом, направляясь или возвращаясь из зарубежных поездок. Этому способствовали относительная

1 На погребение Католикоса-Патриарха Мелхиседека (Пхаладзе) была направлена делегация Русской Церкви во главе с архиепископом Львовским и Тернопольским Палладием (Каминским). В состав делегации также вошли архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей (Сухенко) и заместитель председателя ОВЦС архимандрит Никодим (Ротов). Из прочих Поместных Православных Церквей на погребении присутствовал лишь представитель Анти-охийского Патриархата епископ Сергиопольский Василий (Самаха).

2 Уполномоченный по делам Грузинской Церкви М. Меквабишвили характеризовал Католикоса-Патриарха Ефрема II как человека начитанного и культурного, в совершенстве владеющего русским и грузинским языками, интересующегося событиями современной жизни, читающего газеты и журналы. См.: характеристика Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II (Сидамонидзе Григория Шиоевича) за подписью уполномоченного Совета министров Грузинской ССР по делам Грузинской Православной Церкви М. Меквабишвили № 53 от 22.09.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 44. Л. 16.

3 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Католикосу-Патриарху всея Грузии Ефрему от 12.04.1960 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1960.

4 Пребывание в Москве Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 8. С. 3.

близость Москвы и Тбилиси, отсутствие необходимости оформления виз: достаточно было купить билет на регулярный рейс Аэрофлота. Глава Грузинского Католикосата поддерживал личные отношения с Предстоятелем Русской Церкви. «Московский дедушка» — так с теплотой и любовью именовал Патриарха Алексия Католикос-Патриарх Ефрем1. Предстоятель Грузинской Церкви участвовал в отпевании и погребении «московского дедушки» 21 апреля 1970 года в Троице-Сергиевой лавре, присутствовал в конце мая — начале июня 1971 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, избравшем Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) на Московский Патриарший Престол, а также участвовал в его интронизации.

Католикос-Патриарх Ефрем близко общался с председателем ОВЦС митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым). Узнав о болезни митрополита Никодима, грузинский предстоятель телеграфировал ему в феврале 1966 года со словами сочувствия и заверял его в молитвах о скорейшем выздоровлении2. Католикос-Патриарх в октябре 1970 года посетил Ленинград, где был гостем митрополита Никодима. В Ленинградской духовной академии в престольный праздник духовного учебного заведения было объявлено о решении Совета академии присвоить грузинскому патриарху степень доктора богословия honoris causa. Митрополит Никодим вручил высокому гостю докторский крест и диплом.

Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II был подлинным другом Русской Церкви, о чём свидетельствовал Патриарх Московский и всея Руси Пимен в слове на погребении предстоятеля Грузинской Церкви, последовавшей 7 апреля 1972 года3. Эта дружественность опиралась в том числе на исторические связи русского и грузинского народов, объединённых в изучаемый период и единой государственностью. «Нам легко понять друг друга и сотрудничать, ибо наши единоверные народы — русский и грузинский — входят в единую многонациональную семью советских народов», — отметил в своём послании участникам Поместного Собора Грузинской Церкви Патриарх Пимен4.

Для участия в отпевании и погребении Католикоса-Патриарха Ефрема в Тбилиси была направлена делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко), в состав которой также входили архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплёв) и архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев).

С кончиной католикоса-патриарха братские связи между двумя Церквами не ослабли. Местоблюститель иверского патриаршего престола митрополит Урбнисский Давид (Девдариани) и митрополит Сухумский и Абхазский Илия (Гудушаури-Шиолашвили) участвовали 2 июня 1972 года в праздновании пер-

1 Письмо Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 10.08.1961 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1961.

2 Телеграмма Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 15.02.1966 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1966.

3 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с погребением Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II от 11.04.1972 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1972.

4 Послание Патриарха Московского и всея Руси Пимена Поместному Собору Грузинской Православной Церкви от 29.06.1972 г. // Архив ОВЦС. Д. 20-А. 1972. С. 2.

вой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Первого июля 1972 года Поместный Собор Грузинской Православной Церкви избрал митрополита Урбнисского Давида 79-м Католикосом-Патриархом всея Грузии с именем Давид V. На Собор и патриаршую интронизацию, которая состоялась 2 июля в историческом патриаршем соборе Светицховели в древней Мцхете, прибыла делегация Московского Патриархата во главе с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером). В состав делегации также входили епископ Владимирский и Суздальский Николай (Кутепов) и протоиерей Аркадий Станько.

В первой декаде ноября 1972 года Патриарх Пимен в сопровождении членов церковной делегации посетил пределы Грузинской Церкви, где провёл встречу и беседу с Католикосом-Патриархом Давидом, принял участие в совместных богослужениях, приобщился к святыням иверской земли и познакомился с церковной жизнью. В своём рождественском поздравлении предстоятелю Грузинской Церкви Патриарх Пимен вспоминал о сердечном гостеприимстве в дни паломничества в Грузинскую Церковь1. Отношения предстоятелей Русской и Грузинской Церквей демонстрировали глубокие духовные связи Московского Патриархата и Грузинского Католикосата.

В Архиве ОВЦС сохранилась переписка руководства Отдела с иерархами Грузинской Церкви, среди которых митрополиты Сухумский и Абхазский Илия и Тетрицхаройский Зиновий (Мажуга)2, заметно активизировавшаяся в 1972 году. Обмен письмами, в которых выражались братские чувства, был связан с болезнью митрополита Никодима и со сменой руководства Отдела, служил укреплению связей между двумя Церквами на уровне их священноначалия.

Братское содействие Грузинской Церкви со стороны

Московского Патриархата

Пользуясь расположением председателя ОВЦС, Католикос-Патриарх Ефрем в ряде случаев направлял в Отдел внешних церковных сношений для перевода на русский язык документы, поступившие в его адрес на иностранных языках. Грузинская Церковь была относительно невелика: в 1960 году в её состав входили 4 правящих архиерея и 2 викарных, порядка 50 приходов и 6-7 мужских и женских монастырей 3, а потому собственных ресурсов для поддержания международных контактов было недостаточно. Со стороны ОВЦС оказывалось содействие в бронировании гостиниц в Москве и приобретении авиабилетов для епископа, а позже митрополита Сухумского и Абхазского Илии — будущего 80-го Католикоса-Патриарха всея Грузии. Грузинский иерарх участвовал в международных миротворческих и экуменических встречах, богословских диалогах с Древними восточными церквами.

1 Рождественское поздравление Патриарха Московского и всея Руси Пимена Католикосу-Патриарху всея Грузии Давиду 1972/1973 гг. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1972.

2 Митрополит Зиновий (схимитрополит Серафим) в ноябре 2017 года причислен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви к лику святых в составе собора Глинских святых (память 9 (22) сентября).

3 Грузинская Православная Церковь (краткая справка) // Архив ОВЦС. Д. 20. 1960.

В Московскую Патриархию для передачи грузинскому патриарху поступали рождественские и пасхальные поздравления, а также иные письма от предстоятелей Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей, а позднее Американской Православной Церкви. Документы переводились в ОВЦС на русский язык и направлялись сопроводительным письмом вкупе с оригиналом Предстоятелю Грузинской Церкви. Такое положение дел было вызвано проблемой признания статуса Грузинской Церкви со стороны Константинопольского Патриархата и других греческих Поместных Церквей. Русская Церковь прилагала усилия для решения этой проблемы.

Московский Патриархат содействовал посещению представителями Поместных Православных Церквей Грузинской Церкви. В июне 1967 года на иверскую землю в ходе пребывания в СССР прибыла делегация Автономной Финляндской Православной Церкви во главе с Архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом (Олмари). Финские гости были радушно приняты Католикосом-Патриархом Ефремом. В Грузинской Церкви по ходатайству митрополита Никодима принимали и инославных гостей, как правило, участников богословских собеседований или христианских мирных встреч, проходивших в Москве. Так, немецкие участники сентябрьского 1969 года собеседования между богословами Русской Церкви и Евангелическо-лютеранской Церкви Германии выразили пожелание посетить Тбилиси и познакомиться с жизнью Грузинской Церкви, о чём председатель ОВЦС ходатайствовал перед грузинским патриархом1. В другой раз с подобной просьбой к руководству ОВЦС обратился участник Христианской мирной конференции из Уругвая профессор Хибер Контерис2.

Международное сотрудничество двух Церквей

Немаловажным фактором тесного сотрудничества и консолидированной позиции Московской и Грузинской Патриархий на международном направлении служил Совет по делам Русской Православной Церкви, а позднее Совет по делам религий при Совете министров СССР. Уполномоченный по делам Грузинской Православной Церкви при Совете министров Грузинской ССР (по делам религий при Совмине Грузинской ССР) в тесном контакте со всесоюзным Советом опекали внешние связи Грузинской Церкви, содействовали тандему Московского Патриархата и Грузинского Католикосата в интересах советской внешней политики.

Предстоятель и делегации Грузинской Церкви совместно с официальными представителями Русской Церкви участвовали в международных мирных инициативах. Так, Католикос-Патриарх Ефрем присутствовал на заседании Всемирного общехристианского конгресса в защиту мира, который состоялся 1318 июня 1961 года в Праге, совещательного комитета Пражской христианской мирной конференции в мае 1962 года в Карловых Варах, Всемирного конгресса

1 Телеграмма председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима Католикосу-Патриарху всея Грузии Ефрему от 27.09.1969 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1969.

2 Телеграмма заместителя председателя ОВЦС архиепископа Тульского и Белёвского Ювена-лия Католикосу-Патриарху всея Грузии Ефрему от 24.02.1972 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1972.

за всеобщее разоружение и мир в июле 1962 года в Москве. Координация между делегациями Русской и Грузинской Церквей была столь тесной, что грузинский предстоятель благодарил председателя ОВЦС архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима «за руководство и совместную работу» в пражской встрече 1961 года1. Католикос-Патриарх Ефрем воспринимал председателя ОВЦС как «общего руководителя» делегаций Русской и Грузинской Церквей на I Все-православном совещании, состоявшемся на о. Родос в конце сентября-начале октября 1961 года2. С готовностью откликнулся Католикос-Патриарх Ефрем на перспективу вступления Грузинской Церкви во Всемирный совет церквей. Предстоятель Грузинской Церкви писал Патриарху Алексию: «Мы имеем весьма приятное (и полезное) желание "братски сотрудничать с Русской Православной Церковью во всех существенных областях её внешней деятельности, в том числе и в области экуменического движения"»3. Членство Грузинской Церкви в экуменической организации, что произошло в 1962 году, было связано и с интересом Русской Церкви, усматривавшей в Грузинской Церкви своего сателлита в сфере межхристианских отношений, и с интересами внешней политики СССР, исходившей из необходимости увеличения числа просоветских религиозных сил на международном направлении. По представлению Католикоса-Патриарха Ефрема заместитель председателя ОВЦС протоиерей Виталий Боровой даже выступал наблюдателем от Грузинской Церкви на второй сессии Второго Ватиканского собора4. По мнению итальянского церковного историка Альберто Меллони, Грузинская Церковь была вынуждена принять представительство отца Виталия5. С этим мнением мы не можем согласиться, поскольку в практике отношений Русской и Грузинской Православных Церквей в исследуемый период не встречалось случаев навязывания Тбилиси представительства со стороны Москвы на межправославных или межхристианских встречах.

В Московском Патриархате отмечали, что Грузинская Церковь «не стоит в стороне от актуальных проблем, волнующих ныне весь христианский мир и всё человечество <.. .> активно содействует сохранению и упрочению единства Православных Церквей, принимает большое участие в экуменическом движении, участвует в сфере межхристианских связей и в развитии братских контактов»6.

За активную патриотическую и миротворческую деятельность, вклад в укрепление дружбы между народами Католикос-Патриарх Ефрем ко дню сво-

1 Телеграмма Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 7.07.1961 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1961.

2 Письмо Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 9.09.1961 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1961.

3 Письмо Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 27.04.1962 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1962.

4 Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Католикосу-Патриарху всея Грузии Ефрему от 12.04.1963 г. // Архив ОВЦС. Д. 20. 1963.

5 Меллони А. Начало второго периода: жаркие дебаты о Церкви // История II Ватиканского Собора / Под ред. Дж. Альбериго; рус. изд. под общ. ред. А. Бодрова, А. Зубова. М.: Библейско-богословский ин-т св. ап. Андрея, 2005. Т. 3. С. 37.

6 Послание Патриарха Московского и всея Руси Пимена Поместному Собору Грузинской Православной Церкви от 29.06.1972 г. // Архив ОВЦС. Д. 20-А. 1972. С. 2.

его 70-летия был представлен председателем Совета по делам религий В. А. Ку-роедовым к ордену Трудового Красного Знамени1.

Выводы

Связи Русской и Грузинской Православных Церквей отличались подлинно братским характером. Большой вклад в их развитие вносило священноначалие на уровне предстоятелей той и другой Церкви, а также иерархов, среди которых особенно выделялся председатель ОВЦС митрополит Никодим. Такие связи поддерживались как посредством взаимных визитов и посещений, так и переписки. Кроме того, Московский Патриархат оказывал Грузинской Церкви переводческую, представительскую и протокольную помощь и поддержку, что также служило укреплению двусторонних отношений.

И та, и другая Церковь были зависимы от религиозной политики советского государства, на территории которого несла своё служение. Этот фактор проявлялся и на международном направлении, сказывался на двустороннем церковном сотрудничестве в сфере межправославных отношений и межхристианских связей, борьбы за мир и разоружение.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Архив Отдела внешних церковных связей (Архив ОВЦС). Д. 20. 1960, 1961, 1962, 1963, 1966, 1969, 1972; Д. 20-А. 1972.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 44.

3. Пребывание в Москве Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II // Журнал Московской Патриархии. 1960. № 8.

4. Меллони А. Начало второго периода: жаркие дебаты о Церкви // История II Ватиканского собора / Под ред. Дж. Альбериго; рус. изд. под общ. ред. А. Бодрова, А. Зубова. М.: Библейско-богословский ин-т св. ап. Андрея, 2005. Т. 3.

REFERENCES

1. Archive of the Department for External Church Relations (DECR Archive). D. 20. 1960, 1961, 1962, 1963, 1966, 1969, 1972; D. 20-A. 1972.

2. State Archive of the Russian Federation (GARF). F. R-6991. Op. 7. D. 44.

3. Stay in Moscow of Catholicos-Patriarch of All Georgia Ephraim II // Journal of the Moscow Patriarchate. 1960. No. 8.

4. Melloni A. The beginning of the second period: heated debates about the Church // History of the Second Vatican Council / Ed. J. Alberigo; rus. ed. under general ed. A. Bo-drova, A. Zubova. M.: Biblical and Theological Institute of St. ap. Andrey, 2005. T. 3.

Статья поступила в редакцию 14.05.2024; одобрена после рецензирования: 21.06.2024; принята к публикации 13.07.2024.

The article was submitted 14.05.2024; approved after reviewing: 21.06.2024; accepted for publication 13.07.2024.

1 Записка в ЦК КПСС председателя Совета по делам религий В. А. Куроедова от [без даты] октября 1966 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 44. Л. 17-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.