Научная статья на тему 'К истории взаимоотношений Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым в 1944-1947 гг'

К истории взаимоотношений Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым в 1944-1947 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
299
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПАТРИАРХ КАЛЛИСТРАТ / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (РОМАНОВСКИЙ) / GEORGIAN ORTHODOX CHURCH / PATRIARCH CALLISTRAT / COUNCIL FOR Aff AIRS OF RUSSIAN CHURCH / METROPOLITAN ANTHONY (ROMANOVSKY)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельникова Ия Евгеньевна

Статья посвящена проблемам взаимоотношений Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым после восстановления евхаристического общения между Русской и Грузинской Православными Церквами. Приводятся сведения о том, как Католикос Каллистрат инициировал вопрос об изменении характера контроля над Грузинской Церковью со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви, прибегая в 1946 г. к покровительству Председателя Совета Министров СССР И. В. Сталина и его заместителя Л. П. Берии. Эти труды закончились созданием в Грузии филиала контролирующего церковного органа, а его глава стал с 1947 г. именоваться Уполномоченным по делам Грузинской Церкви при Совете Министров Грузинской ССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мельникова Ия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toward the History of Relations of Catholicos-Patriarch of All Georgia Callistrat (Tsintsadze) With Chairman of the Russian Orthodox Church Aff airs Council G. G. Karpov in 1944-1947th

The article is dedicated to the problems of the relations of Catholicos-Patriarch Callistrat (Tsintsadze) with Chairman the of Russian Orthodox Church Aff airs Council at the USSR Council of Ministers G.G. Karpov after reconstruction of Eucharistic communication between Russian Orthodox Church and Georgian Orthodox Church. There is the information about Catholicos Callistrat, who offered to change the character of control of the Church of Georgia by the Council for Russian Orthodox Church. In 1946 he also resorted to patronage of Chairman of Council of Ministers of the USSR I. V. Stalin and his deputy L.P. Beria. This proceeding was fi nished by establishment of branch of controlling church organ in Georgia and in 1947 his Head was named Commissioner for affairs of Church of Georgia at the Council of Ministers of the Georgian SSR.

Текст научной работы на тему «К истории взаимоотношений Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым в 1944-1947 гг»

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Мельникова Ия Евгеньевна, канд. тех. наук, науч. сотр. НИО новейшей истории Русской Православной Церкви, ст. препод. кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ [email protected]

2016. Вып. 3 (70). С. 69-76

К истории взаимоотношений Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым в 1944-1947 гг.

Статья посвящена проблемам взаимоотношений Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе) с Председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым после восстановления евхаристического общения между Русской и Грузинской Православными Церквами. Приводятся сведения о том, как Католикос Каллистрат инициировал вопрос об изменении характера контроля над Грузинской Церковью со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви, прибегая в 1946 г. к покровительству Председателя Совета Министров СССР И. В. Сталина и его заместителя — Л. П. Берии. Эти труды закончились созданием в Грузии филиала контролирующего церковного органа, а его глава стал с 1947 г. именоваться Уполномоченным по делам Грузинской Церкви при Совете Министров Грузинской ССР.

События, связанные с взаимоотношениями между Предстоятелем Грузинской Православной Церкви Католикосом-Патриархом Каллистратом (Цинцадзе) и Советом по делам Русской Православной Церкви, возглавляемым Г. Г. Карповым, до сего времени не были освещены ни в российской, ни в грузинской историографии. Тем не менее материалы российских и грузинских архивов позволяют исследовать этот вопрос, который представляется весьма актуальным. Для освещения данной проблемы были привлечены материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и Центрального Государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ).

12 марта 1917 г. на съезде духовенства и мирян в г. Мцхета Грузинская Церковь в одностороннем порядке объявила о восстановлении своей автокефалии1. Более четверти века после этого события евхаристическое общение между Русской

1 См. подробнее: Мельникова И. Е. К истории восстановления евхаристического общения Русской и Грузинской Церквей в первой половине XX в. // Материалы Ежегодной XXI Богословской конференции ПСТГУ. М., 2011. С. 60-69; Грузинская Православная Церковь // ЦНЦ ПЭ. Т. XIII. С. 220-226.

И. Е. Мельникова

и Грузинской Православными Церквами отсутствовало и было восстановлено лишь 31 октября 1943 г. при Католикосе-Патриархе Каллистрате (Цинцадзе)2.

Грузия к тому времени в полной мере испытала последствия советской богоборческой политики. Все решения коммунистического государства по уничтожению Церкви, начиная с 1921 г., реализовывались и на ее территории. Закрывались и разорялись храмы, имело место изъятие церковных ценностей, создание обновленческих структур, инициировалась борьба за высшее церковное управление и т. д.3 Изменение церковной политики советского государства в 1943 г. коснулось и Грузинской Церкви.

После избрания 8 сентября 1943 г. Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) Католикос-Патриарх Каллистрат 14 сентября направил ему поздравление в связи со вступлением на Патриарший престол. «Католикос Грузии, — писал в связи с этим «Журнал Московской Патриархии», — в своем

2 Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) родился 12 июня 1866 г. в семье священника с. Тобаниери (Западная Грузия, Вани). Окончил Кутаисское духовное училище, затем в 1888 г. Тифлисскую духовную семинарию. После окончания семинарии первым по списку был отправлен на казенный счет в Киевскую духовную академию, которую закончил в 1892 г. кандидатом богословия, подготовив выпускное сочинение «Иверская Церковь в период Са-санидов (265—570)». В 1892 г. Каллистрат Цинцадзе был рукоположен во иерея к Дидубийской церкви Тифлиса. В 1903 г. переведен был в Тифлисскую Квашветскую церковь. В 1909 г. возведен в сан протоиерея. Проходя в течение 32 лет священническое служение, занимал следующие должности: был законоучителем Дворянской гимназии, мужской гимназии им. Леван-довского, 1-й мужской гимназии и был членом правления Тифлисской духовной семинарии. Состоял секретарем и членом ученых обществ, комиссий, был членом Городской думы от духовенства. С 18 марта 1918 г. по 24 февраля 1920 г. и с 28 марта 1922 г. по 10 ноября этого же года Управляющий канцелярией Католикосского Совета. С 1923 по 1925 г. находился в заключении в Метехской тюрьме (Тбилиси) с Католикосом-Патриархом Амвросием (Хелая). Овдовев, без пострижения в монашество 1 ноября 1925 г. был хиротонисан Католикосом-Патриархом Амвросием (Хелая) во епископа Ниноцминдского и возведен в сан митрополита Манглисского с назначением Местоблюстителем Патриаршего престола с правом ношения креста на клобуке. 21 июня 1932 г. на VI Соборе Грузинской Церкви был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским. 24 июня состоялась его интронизация в соборе Светицховели. Скончался 3 февраля 1952 г. Похоронен в Сионском соборе г. Тбилиси (см.: зйбфтЬйбофЪд Ьдб^го. Ьб^^юйф Ьй^йботзд^тЬ зйотго^юзгоЬ-Зйфбой^о ^ЭофдЬо фй ^Бо^йбдЬо з^оЬ^бй^э (1932-1952 )от&. 2009).

3 Так, 12 января 1923 г. Католикосский Совет, в состав которого входил прот. Каллистрат Цинцадзе, вместе с его главой Католикосом-Патриархом Амвросием (Хелая) был арестован. Причиной ареста послужило обращение Католикоса Амвросия к Генуэзской конференции, в котором он просил европейские страны «оказать Грузии помощь, чтобы она имела возможность самостоятельно выбрать ту социально-политическую форму государственного устройства, которое соответствовало бы ее национальным традициям». С 10 по 24 марта 1924 г. в здании Тифлисского рабочего театра был проведен показательный судебный процесс, где Католикос-Патриарх Амвросий и члены Католикосского Совета были обвинены в контрреволюционной деятельности и сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обвиняемые получили разные сроки заключения: в частности, Католикос Амвросий — 7 лет, прот. Каллистрат Цинцадзе — 3 года. По ходатайству Урбнисского митрополита Христофора (Цицкишви-ли) в январе 1925 г., временно исполняющего обязанности Католикоса-Патриарха всея Грузии, осужденные были досрочно освобождены в марте того же года. Условием освобождения стало их обращение в соответствующие органы с заявлением, в котором они уведомляли Советское правительство о своей лояльности (см.: ЦГИАГ (ЦИК). Ф. 284. Д. 37. Л. 3).

послании выразил желание видеть общение между обеими Церквами восстановленным и надежду на то, что Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви»4.

Следует отметить, что Каллистрат Цинцадзе, еще будучи в сане протоиерея, был включен в делегацию Временного Управления Грузинской Церкви под председательством епископа Горийского Антония (Георгадзе), которая 9 июля 1917 г. была направлена в Петроград для возможного урегулирования сложившейся ситуации. И именно архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) от лица Святейшего Синода в ответ на приветствие главы грузинской делегации выразил надежду на урегулирование вопроса об автокефалии Грузинской Церкви. «Русскому церковному сознанию, — сказал тогда архиепископ Сергий, — никогда не была чужда мысль о необходимости возвратить Грузинской Церкви ее прежнее устроение <...> Русское церковное сознание готово приветствовать исполнение Вашей давнишней мечты <...> К сожалению, все произошло необычно и помимо Синода <...>, но мы надеемся, что Бог все строит во благо, что некоторые шероховатости в этом деле сгладятся, что на предстоящем Поместном Соборе мы с Вами братски встретимся и общим советом в духе Христовой любви и единения сумеем найти путь к взаимному пониманию, чтобы в будущем два наши единоверные народа, верные своим церковным заветам, могли жить в мире, рядом с друг другом, исполняя каждый свое призвание к нашему общему спасению во славу Божию»5.

21 ноября 1943 г. в Елоховском Богоявленском соборе Патриарх Сергий впервые помянул во время литургии имя Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата. По личному ходатайству Католикоса-Патриарха 6 мая 1944 г. был досрочно освобожден из заключения епископ Урбнисский Ефрем (Сидамонидзе)6; были открыты 23 церкви7. Патриарх Каллистрат присутствовал на проходившем с 31 января по 2 февраля 1945 г. Поместном Соборе Русской Православной Церкви. 28 марта 1945 г. он возглавил Церковный Собор Грузинской Православной Церкви, который принял новое «Положение об управлении Грузинской Православной Церковью»8. Католикос был также участником

4 ЖМП. 1944. № 3. С. 9. После получения поздравительной телеграммы с изложением пожелания о восстановлении прерванного евхаристического общения в Тбилиси был направлен Патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) архиепископ Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский), ранее служивший в Грузинском Экзархате. Ему было поручено обсудить все необходимые детали для восстановления евхаристического общения (см.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 51. Л. 34-37. Доклад Преосвященного архиепископа Ставропольского и Пятигорского Антония о данной ему Святейшим Патриархом Сергием командировке в Тбилиси). Обсуждение этих деталей является темой отдельного рассмотрения.

5 Петроградские ведомости. 1917. № 103.

6 Ефрем Сидоманидзе — впоследствии Католикос-Патриарх всея Грузии (1960-1972).

7 В 1944 г. в Грузинской Церкви служили 5 архиереев, 41 священник, 2 диакона, 3 псаломщика (см.: Грузинская Православная Церковь // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 223).

8 Положение 1945 г. опиралось на Положения Соборов IV (1927) и V (1932), а также было приведено в соответствие с действующей в СССР конституцией, определяло статус Церкви, ее административное устройство и законодательную основу. С этого момента Грузинская Православная Церковь имела 15 епархий, в т. ч. Мцхетско-Тбилисскую (правящий архиерей-

проходивших в июле 1948 г. торжеств, посвященных 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви, и совещания глав Поместных Православных Церквей в Москве. Он неизменно восседал по правую руку Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского), в черной рясе и черном куколе с бриллиантовым крестом9.

Католикосу Каллистрату пришлось приложить значительные усилия, чтобы выстроить должным образом отношения с новым органом, контролирующим деятельность Церкви, — Советом по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. После восстановления евхаристического общения контроль за деятельностью Церкви в Грузии осуществлялся через уполномоченного по делам Грузинской Церкви при Совете по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. В 1945 г. Католикос Каллистрат обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви с просьбой об открытии ряда церквей в Грузии. Глава Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпов, сопровождавший Патриарха Алексия в его поездке в Грузию в октябре 1945 г., обсудил возможность открытия перечисленных в просьбе Католикоса храмов с Председателем СНК Грузии Бакрадзе, мнение которого не во всем совпадало с мнением главы Грузинской Церкви10.

В этот же период Католикос-Патриарх Каллистрат инициировал вопрос о переименовании органа, контролирующего деятельность Грузинской Церкви. Это переименование, по его мнению, послужило бы восстановлению паритетных отношений между двумя Поместными Церквами, находящимися на территории СССР. Католикос обратился последовательно на протяжении 1946 г. с просьбами к Сталину, Карпову, Берии. В письме от 5 января 1946 г. на имя Сталина Католикос Каллистрат, излагая коротко историю взаимоотношений Грузинской и Русской Церквей в XIX в., сетовал: «В 1943 году в Сталинскую уже эпоху, состоялось возобновление каноническо-евхаристического общения

архиепископ Мцхетский и Тбилисский, Католикос-Патриарх всея Грузии). Параграфы 23—26 Положения 1945 г. устраняли имевшую место в Грузинской Церкви традицию поставления в епископский сан без пострижения в монашество: «Кандидат во епископа может быть не из монашествующих, но в случае его утверждения пострижение в монашеский чин обязательно перед рукоположением, архипастыри первенствуют по старшинству хиротонии, действующей епархией считается та, где служат не менее 2-х священников» (см.: Грузинская Православная Церковь // Там же. С. 223).

9 См.: Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (К 85-летию со дня рождения) // Журнал Московской Патриархии. 1951. № 4. С. 21.

10 Так, в отчете Г. Г. Карпова от 1 ноября 1945 г., комментирующего перечень церквей, указанный Католикосом-Патриархом Каллистратом, речь идет об открытии 18 храмов: в Тбилиси — Анчисхатской церкви и молитвенного дома в Нахаловском р-не; в Кутаиси — двух церквей, во Мцхете — храма в ограде бывшего женского монастыря (присутствует приписка «Храм совершенно свободен, чист и имеет полное убранство. Подозреваю даже, что там идут службы. При храме проживают 13 монашек»); в Сигнахском районе — Бодбе; в Гори; в Чиа-турском районе; в Амхетском районе; в Сагареджойском р-не; в населенном пункте Красные Колодцы (Цители Цхаро); в Зугдиди; в Сигнахи; в Абаше; в Боржоми; в с. Константиновка Тетрацкаройского р-на; в Абхазии — в Лыхны и Гаграх. В отчете относительно не вошедшей в этот перечень «часовни Або в Тбилиси» указано: «Не открывать. Осмотрена мною. Тов. Ба-крадзе также возражает» (см.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 257. Л. 7, 7 об.).

между церквами-сестрами, последствием чего явился обмен братскими посещениями друг друга патриархов грузинского и русского в 1945 году. Прибытие в Тбилиси русский патриарх предварил словами "рад буду вступить в священную землю Великой Грузии", а возвращение в Москву заключил телеграммой на имя Католикоса-Патриарха, — "узы любви и дружбы, создавшиеся между нами и нашими церквами, да растут и укрепляются во славу Божию". Ясно, в Грузии Московский патриарх был принят с любовью, тепло и дружелюбно»11. Далее Католикос излагал установившийся с 1943 г. порядок контроля над Грузинской Церковью со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви. В связи с этим Католикос замечал: «Последнее обстоятельство дает повод некоторым учреждениям и архипастырям Русской Церкви считать Грузинскую Церковь входящею в Русскую Церковь, а Грузинского Патриарха подчиненным Русскому Патриарху и Священному при нем Синоду»12. По мнению Католикоса, «этим. умаляется честь и достоинство Грузинского Патриарха, на протяжении многих веков считающегося равноправным и равночестным со всеми Патриархами Вселенной». «Во избежание на этой почве новых недоразумений, — продолжал глава Грузинской Церкви, — и нарушения через то существующих братско-любовных отношений между находящимися в СССР двумя патриархатами, усердно прошу Вас, насадителя мира во всем мире, войти в Совнарком СССР с предложением о переименовании Совета по делам Русской Православной Церкви в Совет по делам Православной Церкви при Совнаркоме СССР, и об образовании Филиала сего Совета при Совнаркоме Грузинской ССР, под председательством Уполномоченного Московского Совета. Всею душою Вам преданный Каллистрат, Католикос-Патриарх всея Грузии»13.

Не получив ответа на свое предложение, Католикос-Патриарх 27 декабря 1946 г. обратился с этой же просьбой к Карпову14. Иерарх напоминал ему, что вопрос «о ненормальном юридическом положении Грузинской Церкви» был поднят еще в январе 1945 г., причем тогда же было получено обещание «устранить существующее недоразумение». Далее Католикос Каллистрат объяснял, что, не дождавшись ответа, он вынужден был подать через Карпова докладную записку с той же просьбой на имя Сталина. Глава Грузинской Церкви писал: «На моей записке, как мне передал К. И. Кадагишвили (Уполномоченный по делам Грузинской Церкви. — И. М.), оказывается, последовала резолюция председателя Совнаркома "Г. Г. Карпову", и эта резолюция, по-моему, обязывала Вас представить заключение по существу возбужденного вопроса, чего полагаю, Вами пока не сделано. Принимая во внимание вышеизложенное, с одной стороны, а с другой — некоторые нежелательные явления, в связи с бесправным положением

11 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 51. Письмо Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата от 5 января 1946 г. за № 2410 на имя Председателя СНК СССР И. В. Сталина. Л. 4. Орфография документа сохранена.

12 Там же. Л. 5.

13 Там же. Л. 6.

14 Там же. Письмо Католикоса-Патриарха всея Грузии от 27 декабря 1946 г. за № 2864 на имя Председателя по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Георгию Григорьевичу Карпову. Л. 7. Орфография документа сохранена.

Грузинской церкви, позволяю себе обеспокоить Вас просьбой, — ускорить представление затребованного от Вас заключения»15.

Интерес вызывают аргументы, которые Католикос Каллистрат приводил, называя их «нежелательными явлениями», обращаясь при этом еще к событиям периода существования Грузинского Экзархата. Католикос цитировал заявление бывшего экзарха Иннокентия (Беляева), «который на поздравление Имеретинского духовенства с назначением его первосвятителем Иверской церкви (в 1909 г.) ответил без стеснения: "я признаю Иверскую церковь нераздельною с Русскою и подчиненною ей"». «Прошло... много времени, — продолжал Католикос. — Русская церковь отказалась от великодержавных притязаний, признала Грузинскую церковь равночестною и равноправною себе <...> Тбилисские же почитатели архиепископа Иннокентия, <...> как выражается автор поданного мне официального доклада "<...> имеющиеся в здешних русских приходах, подняли свои головы" и к пасхе 1945 г. "пошли разного рода толки, <...> что у нас (в Грузии) будет экзарх", если не при жизни настоящего католикоса-патриарха (к которому благоволит Г. Г. Карпов и патриарх Алексий), то во всяком случае вскоре после его смерти»16. Далее Католикос-Патриарх Каллистрат сообщал, что «почитатели экзарха Иннокентия» есть и в других уголках Грузии. Католикос подчеркивал, что Председателю Совета по делам Русской Церкви это хорошо известно. Патриарх писал: «Не одно заявление поступило к Вам от якобы ревнителей церкви помимо здешних властей»17. В качестве примера глава Грузинской Церкви приводил ситуацию, сложившуюся в Батуми в недавно освященной им греческой церкви во имя Свят. Николая. Прихожанами этого храма были «православные трех национальностей (грузины, греки, русские)», настоятель — русский «протоиерей с академическим образованием», второй священник — грузин, «из средних классов семинарии». Через некоторое время на имя Католикоса-Патриарха поступило сообщение из Батуми от «весьма серьезного и просвещенного русского человека», что «некоторые, якобы "очень преданные вере и церкви люди" стали твердить, что не нужно давать в церкви волю грекам и грузинам, особенно считаться с ними (экзарх Никон писал митрополиту Антонию Петербургскому: "с грузинами церемониться нечего") и доверять им, а то они могут сесть нам (русским) на голову. Скоро будет в церкви настоящее грузинское засилье. Не надо устраивать смешанной службы, а служить только по-славянски»18. В письме Католикоса-Патриарха Каллистрата присутствовали аргументы и упреки, звучавшие еще на Предсоборном Присутствии 1906 г. при обсуждении вопроса о положении Грузинской Церкви19 и далее ставшие

15 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 51. Л. 8. Изложенные сведения о том, что в ответ на резолюцию Сталина в течение 1946 г. не было принято никаких мер, свидетельствуют, что такое положение Грузинской Церкви, о котором сообщал Католикос-Патриарх Каллистрат, устраивало руководство СССР.

16 Там же. Л. 9.

17 Там же.

18 Там же. Л. 11.

19 См. подробнее: Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 163—172; Щелка-

расхожими стереотипами. В завершение письма Католикос Каллистрат вновь предлагал: «1). «Существующий ныне при Совете Министров СССР Совет по делам Православной Русской церкви переименовать в Всесоюзный Совет по делам Православной церкви, 2) По делам Православной Грузинской Церкви, юрисдикция которой простирается на все православное население ССР Грузии (и Армении) организовать собственный Грузинский Совет, возглавляемый товарищем председателя или члена Всесоюзного Совета»20.

Одновременно с письмом к Карпову Католикос-Патриарх Каллистрат 28 декабря 1946 г. обратился к Берии, видимо не будучи уверен в положительном решении инициируемого им вопроса о порядке контроля за Грузинской Цер-ковью21. Письмо было написано на грузинском языке и начиналось словами: «Глубоко уважаемому Лаврентию Павловичу! Хотя Вы очень заняты. однако, когда речь идет об уважении к Грузии, к кому можно обратиться, как не к истинному грузину, преданному ей душой и телом, законному заступнику нужд родины и защитнику ее прав, возведенному провидением на высшую ступень власти»22. Католикос излагал все перечисленные обстоятельства, приведенные в письме на имя Карпова, и просил «оказать влияние на Карпова, чтобы он довел содержание его письма № 2864 до Председателя Совета Министров СССР И. В. Сталина»23. Заканчивается письмо следующими словами: «С верой в сердце и надеждой на восстановление справедливости. Глубоко Вас уважающий Каллистрат, Католикос-Патриарх всея Грузии»24. Действительно в 1947 г. вопрос был решен положительно: в Грузии был создан филиал Совета по делам Русской Православной Церкви и лицо, осуществляющее контроль за Грузинской Церковью, стало именоваться Уполномоченным Совета Министров Грузинской ССР по делам Грузинской Православной Церкви.

Таким образом, после восстановления евхаристического общения между Русской и Грузинской Православными Церквами и признания автокефалии Грузинской Церкви, она так же, как и Русская, находилась под контролем Совета по делам Русской Православной Церкви. Хотя Католикосу-Патриарху Каллистрату (Цинцадзе) и удалось создать для Грузинской Церкви филиал этого контролирующего органа (при Совете Министров Грузинской ССР), однако это не избавило ее от бдительного надзора со стороны высшего государственного руководства.

чевА., свящ. Отдельные вопросы дискуссии на Предсоборном Присутствии о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции. С. 93—102. В период обсуждения вопроса о Грузинской Церкви на Предсоборном Присутствии в 1906 г., в ту пору прот. Каллистрат Цинцадзе разделял мнения сторонников о предоставлении автономного управления Грузинской Церкви в составе Грузинского Экзархата. Следует отметить, что подобные упреки присутствуют и сегодня в грузинской историографии.

20 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 51. Л. 11. Интерес представляет термин «товарищ председателя», присутствующий в предлагаемых предложениях. Можно предположить, что у Католикоса-Патриарха при составлении текста письма на русском языке был помощник, хорошо знакомый с терминологией чиновника Синодального периода, когда было принято такое наименование.

21 Там же. Письмо Католикоса-Патриарха Каллистрата от 23 января 1947 г за № 331/п на имя Зам. Председателя Совета Министров СССР т. Л. П. Берии. Л. 16 (на груз. яз.).

22 Там же. Л. 16.

23 Там же. Л. 16 об.

24 Там же. Л. 17. Подробности о реакции Л. П. Берии на это письмо не обнаружены.

Ключевые слова: Грузинская Православная Церковь, Патриарх Каллистрат, Совет по делам Русской Православной Церкви, митрополит Антоний (Романовский).

Toward the History of Relations of Catholicos-Patriarch of All Georgia Callistrat (Tsintsadze) With Chairman of the Russian Orthodox Church Affairs Council G. G. Karpov in 1944-1947

I. Melnikova

The article is dedicated to the problems of the relations of Catholicos-Patriarch Callistrat (Tsintsadze) with Chairman the of Russian Orthodox Church Affairs Council at the USSR Council of Ministers G.G. Karpov after reconstruction of Eucharistie communication between Russian Orthodox Church and Georgian Orthodox Church. There is the information about Catholicos Callistrat, who offered to change the character of control of the Church of Georgia by the Council for Russian Orthodox Church. In 1946 he also resorted to patronage of Chairman of Council of Ministers of the USSR I. V. Stalin and his deputy L.P. Beria. This proceeding was finished by establishment of branch of controlling church organ in Georgia and in 1947 his Head was named Commissioner for affairs of Church of Georgia at the Council of Ministers of the Georgian SSR.

Keywords: Georgian Orthodox Church, Patriarch Callistrat, Council for affairs of Russian Church, Metropolitan Anthony (Romanovsky).

Список литературы

1. збАфтаЪббофЪд ЪдА^та. ЬА^^обф Ъ5^5Аст>зд<™таЪ з5шта<™озтаЪ-ЗбфАоб^о ^ЭофдЪо

^бофбАдЪо з^оЬфйбфд (1932-1952 )ш&. 2009 (Варджанидзе Серго Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (1932-1952 гг.). Тбилиси, 2009).

2. Грузинская Православная Церковь // Православная Энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. С. 191-321.

3. Мельникова И. Е. К истории восстановления евхаристического общения Русской и Грузинской Церквей в первой половине XX в. // Материалы XXI Ежегодной Богословской конференции. М., 2011. Т. 2. С. 60-68.

4. Мельникова И. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции. М., 2013. С. 163-172.

5. Щелкачев А., свящ. Отдельные вопросы дискуссии на Предсоборном Присутствии о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви // Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции. М., 2013. С. 93-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.