Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №2. С. 55-71
УДК 2-67
Звонарёв Сергей Леонидович (протоиерей Сергий Звонарёв), кандидат богословия.
Региональные военные конфликты и межрелигиозные контакты в миротворческой повестке Московского Патриархата в 1960-е — начале 1970-х годов
Аннотация. Миротворческая деятельность и борьба Русской Православной Церкви за разоружение, содействие снижению международной напряжённости, выражавшейся в том числе в региональных военных конфликтах, оценивалось церковным руководством как «священная задача» и исполнение евангельской заповеди о миротворцах, отвечало миссии Церкви в человеческом общежитии. Миротворческое делание было главным содержанием межрелигиозных контактов с участием официальных представителей Московского Патриархата. В ходе исследования автор статьи приходит к выводу о том, что церковное участие в международном движении сторонников мира служило укреплению позиций Русской Церкви в советском обществе и позволяло выходить на глобальный уровень с позитивной повесткой, что помогало преодолеть замкнутость внутри советского атеистического государства, ставившего перед собой целью борьбу с религией. Такая международная активность Церкви отличалась высокой степенью политизированности, поскольку рассматривалась властями СССР как составная часть советской внешней политики. Необходимо отметить: политическая инструментализация мирного движения затрагивала не только Русскую Церковь, но и другие христианские церкви и религиозные общины, а также широкие круги передовой общественности Советского Союза. В то же время, политизации миротворческого служения христианских церквей не были чужды и власти западных стран, главным образом США, что создавало напряжение внутри всего международного мирного движения и ослабляло эффект от его деятельности.
Ключевые слова: региональные военные конфликты, война во Вьетнаме, межрелигиозные контакты, международное движение сторонников мира, миротворчество, Патриарх Алексий I, Патриарх Пимен, митрополит Никодим.
Политика СССР в отношении региональных вооружённых конфликтов, среди которых войны во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, индо-пакистанский конфликт, военные действия, периодически вспыхивавшие между палестинцами и израильтянами, была направлена на поддержку просоветских, или дружественных Советскому Союзу сил. Противником СССР в упомянутых войнах и военных конфликтах выступали Соединённые Штаты Америки. В глобальной политической конкуренции власти Советского Союза старались использовать широкие круги советского общества, религиозные организации, в том числе международный потенциал Русской Православной Церкви. Во внешнецерковной повестке было сложно найти более политизированную тему, в которой было бы столь очевидно следование церковной дипломатии в
фарватере внешней политики СССР. Однако и в этом направлении международной деятельности Русской Церкви усматривалось желание церковного руководства содействовать восстановлению попранной справедливости, послужить умиротворению враждующих сторон, исполнить долг миротворца.
Вьетнамская война в фокусе миротворческих усилий Московского
Патриархата
Московский Патриархат в лице своего руководства и представителей был активно вовлечен в решение вьетнамской проблемы. Восемнадцатого февраля 1965 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий выступил с заявлением, в котором прозвучал протест против произвольных и бесчеловечных действий, противоречащих нормам международного права, Женевским соглашениям 1954 года по Индокитаю и христианской морали, и угрожающих разрастанием вооружённого конфликта и опасностью для всего мира1. Тридцать первого декабря того же года за подписью Патриарха Алексия вышло новое обращение по поводу бедственного положения во Вьетнаме. В документе прозвучал призыв к правительству США принять к исполнению Женевские соглашения 1954 года и декларацию XX сессии Генеральной ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Следование международным договорённостям, по убеждению предстоятеля Русской Церкви, должно привести к немедленному прекращению военных действий в Южном Вьетнаме, бомбардировок Северного Вьетнама и к последующему выводу иностранных
Л
войск из этой страны . Документ был разослан предстоятелям Поместных Православных Церквей, христианским лидерам Европы, США и Австралии, руководству Всемирного совета церквей и Христианской мирной конференции, а также государственному секретарю США Дину Раску.
Рождественское послание Патриарха Алексия Папе Павлу VI 1966 года содержало призыв к двум Церквам послужить своим авторитетом и действием прекращению военных интервенций в отношении отдельных народов . И, хотя, в послании не указывались конкретные страны и народы, можно было предположить, что речь шла о Вьетнаме и вьетнамском народе. Война в этой стране приковывала внимание и советского государства, и Русской Церкви. В февральском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1966 год было опубликовано обращение Святейшего Патриарха Алексия по поводу современного положения во Вьетнаме. Предстоятель Русской Церкви призвал правительство США принять к исполнению Женевские соглашения 1954 года и
1 Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия в связи с вооружённой интервенцией США против Демократической Республики Вьетнам от 18.02.1965 г. // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 3. С. 1.
2 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия по поводу современного положения во Вьетнаме от 31.12.1965 г. // Архив ОВЦС. Д. 48. 1966. С. 2-3.
3 Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе Павлу VI // Архив ОВЦС. Д. 27. 1966.
декларацию XX сессии Генеральной ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их
4
независимости и суверенитета .
В интервью корреспонденту итальянского издательства «Эдитори Риуники» К. М. Гарруббу в марте 1966 года Патриарх Алексий выразил сострадание вьетнамскому народу, столкнувшемуся, по его словам, с «жестокой политикой США». Предстоятель Русской Церкви призвал Соединённые Штаты немедленно прекратить военные действия против Северного Вьетнама и не мешать вьетнамскому народу самому решить свои внутренние дела5. В октябре того же года Патриарх Алексий в своём слове на приёме в честь пребывавшего в то время в СССР Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана вновь поднял тему страдающего от военной интервенции вьетнамского народа. «Пора, наконец, заставить агрессоров прекратить жестокости, остановить военные действия и вывести свои войска из многострадального Вьетнама» - заявил предстоятель Русской Церкви6. В телеграмме на имя Папы Павла VI в связи с прозвучавшим призывом римского понтифика отметить «День мира» 1 января 1968 года молитвой о мире, Патриарх Алексий обратил внимание на страдания вьетнамского народа, причиной которых, по словам предстоятеля Русской Церкви, являлась «непрекращающаяся агрессия Соединённых Штатов Америки и её эскалация». Патриарх Алексий видел единственный, по его убеждению, путь разрешения конфликта, - «немедленное прекращение армиями США и их союзников военных действий в Северном и Южном Вьетнаме, безоговорочный вывод всех иностранных войск с вьетнамской земли, после чего сам вьетнамский народ определит свою судьбу и наметит пути своей жизни»7.
Митрополит Никодим, в свою очередь, заявлял о симпатиях к борьбе вьетнамского народа за независимость, ценой которой были многочисленные жертвы. По словам иерарха, «христиане всего мира должны <...> продолжать и усиливать свою борьбу в поддержку справедливых требований вьетнамского народа, за прекращение агрессивной Вьетнамской войны и урегулирование
о
проблемы Вьетнама на основании Женевских соглашений 1954 года» . Председатель ОВЦС убеждённо говорил: «Мужественная борьба этого замечательного народа [вьетнамского - С. З.] за свои права, за национальное достоинство и независимость стала как бы символом борьбы за справедливость,
4 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия по поводу современного положения во Вьетнаме // Журнал Московской Патриархии. 1966. № 2. С. 2.
5 Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия на вопросы корреспондента итальянского издательства «Эдитори Риуники» К. М. Гаррубба от 14.03.1966 г. // Журнал Московской Патриархии. 1966. № 4. С. 5.
6 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на приёме в честь Блаженнейшего Патриарха Румынского Юстиниана // Архив ОВЦС. Д. 47. 1966. С. 4.
7 Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе Павлу VI от 30.12.1967 г. // Архив ОВЦС. Д. 27. 1967. С. 2.
8 Речь митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, на приёме, устроенном в честь Святейшего Кирилла, Патриарха Болгарского, 8 июня 1967 г. // Архив ОВЦС. Д. 15. 1967. С. 6.
за такой порядок национальной и международной жизни, которым
9
гарантируется правда социальных отношений и справедливый мир на земле» .
На страницах «Журнала Московской Патриархии» публиковались статьи, в которых описывались страдания вьетнамского народа и звучал призыв к прекращению насилия10.
В ходе неоднократных визитов делегаций Русской Церкви и церквей СССР в США, а также делегаций Национального совета церквей Христа в США и Церкви братьев в США в первой половине 1960-х годов поднималась тема содействия церквей международному миру, снижения напряжённости между СССР и США. Однако церкви по-разному оценивали роль и значение правительств своих стран в преодолении международных конфликтов, в частности, во Вьетнаме. Если Русская Церковь осуждала действия американских властей, то оценки руководства Национального совета церквей Христа носили характер поддержки. Вот что писал в феврале 1965 года президент Национального совета церквей Христа Рейби Х. Мюллер президенту США Линдону Джонсону: «Проводя политику, которую давно отстаивает Национальный совет церквей, мы приветствуем Ваши неоднократные заявления о том, что целью действий, осуществляемых правительством Соединённых Штатов во Вьетнаме, является не эскалация войны, а отыскание пути для переговоров и мирного урегулирования. <.. .> Будьте уверены в нашем понимании Вашего стремления к осуществлению сдержанности и Ваших искренних усилий в отыскании мирного пути разрешения этого чрезвычайно сложного и критического положения вещей»11. В то же время, Генеральная ассамблея Национального совета церквей Христа в США в своей резолюции, принятой в декабре 1966 года, поддержала призыв ЦК ВСЦ от февраля 1966 года о перемирии во Вьетнаме с возможностью проведения переговоров на базе Международной контрольной комиссии (Индия, Канада и Польша), а также призвала власти Соединённых Штатов одобрить продление рождественского перемирия на больший срок.
Всемирный совет церквей и его рабочий орган - Комиссия церквей по международным делам - при участии представителей Московского Патриархата выступали против эскалации войны во Вьетнаме. Международная христианская организация не только выпускала заявления, но и активно занималась поисками путей мирного урегулирования. Хотя заявления порой вызывали нарекания со стороны руководства ОВЦС в необъективности, всё же они служили делу приближения долгожданного мира в Индокитае. Другим средством мирного урегулирования служили обращения ВСЦ к правительствам стран, вовлечённых в конфликт, а также властям других государств с призывом содействовать прекращению военных действий путём переговоров. По словам
9 Речь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на встрече глав церквей и религиозных объединений в СССР 21 декабря 1968 г. // Архив ОВЦС. Д. 48-Г. 1969. Ч. 1. С. 7.
10 Соколовский П., прот. Испытание христианской веры и совести // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 3. С. 45-46; Попович А., прот. Прекратить кровопролитие! // Там же. № 5. С. 42-44.
11 Копия письма президента Национального совета церквей Христа в США Рейби Х. Мюллера президенту США от 15.02.1965 г. // Архив ОВЦС. Д. 5-В. 1965. С. 1-2.
американского исследователя профессора Поля Бока, Всемирный совет церквей в области международных отношений был более чем в других сферах подготовлен к реализации своих заявлений12.
Руководство ОВЦС использовало площадку Христианской мирной конференции для выступлений против агрессивных действий США во Вьетнаме. Вице-президент ХМК митрополит Никодим в феврале 1965 года обратился к президенту пражского мирного движения Йозефу Л. Громадке с
13
призывом заявить решительный протест в связи с американской агрессией . С подачи Русской Церкви вьетнамской трагедии были посвящены многие документы руководящих и рабочих органов ХМК. В их числе - резолюция Рабочего комитета ХМК, заседавшего в Праге в марте 1966 года. В документе утверждалось: «В этой войне служат иному богу, - не Тому Богу, в Которого
14
мы, христиане, веруем» .
Попытки оказать влияние на решение вьетнамской проблемы предпринимались Всемирным советом мира, в который входили и участниками мероприятий которого были представители Московского Патриархата.
Заметный вклад в мирное урегулирование на вьетнамской земле внесла Стокгольмская конференция по Вьетнаму, в работу которой были активно вовлечены представители Русской Церкви, в первую очередь протоиерей П. Соколовский. Отец Павел с весны 1972 года входил в состав Бюро Стокгольмской конференции - постоянно действующей консультативной группы Конференции. Отдел внешних церковных сношений поддерживал контакты с председателем Конференции Бертилом Сванстром, а после его кончины - с новым председателем Бертилом Захриссоном. В июле 1967 года в Стокгольме прошла Всемирная конференция по вопросу окончания войны во Вьетнаме. В международной встрече приняли участие заместитель председателя ОВЦС епископ Зарайский Ювеналий (Поярков) и представитель Русской Православной Церкви при Христианской мирной конференции протоиерей П. Соколовский. Участники Конференции осудили американскую агрессию, призвали к немедленному прекращению бомбардировок Северного Вьетнама, выводу из страны иностранных войск, а также заявили о необходимости уважать право вьетнамского народа самому решать вопросы развития своей страны. Христианские деятели из числа участников Конференции образовали рабочую группу, которая в ходе трёх заседаний подготовила декларацию. В документе содержались призыв к скорейшему прекращению войны во Вьетнаме и инициатива созыва Всемирной конференции христианских церквей и других религиозных организаций для восстановления мира и независимости Вьетнама15. Форум завершился
12 Bock P. In Search of a Responsible World Society. The Social Teachings of the World Council of Churches. Philadelphia: The Westminster Press, 1974. P. 118.
13 Телеграмма вице-президента ХМК митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима президенту ХМК профессору Й. Громадке от 12.02.1965 г. // Архив ОВЦС. Д. 48. 1965.
14 Резолюция Рабочего комитета Христианской мирной конференции о Вьетнаме. Прага, 25 марта 1966 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 37. Л. 290.
15 Доклад рабочей группы представителей церквей и религиозных объединений пленуму Стокгольмской конференции по Вьетнаму // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 8. С. 46.
59
принятием «Воззвания к миру о Вьетнаме», в котором американское участие в войне было названо геноцидом16.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам конференции миролюбивых сил по Вьетнаму, состоявшейся в марте 1970 года в Стокгольме, своё приветственное послание. Его Святейшество заявил: «Верующие Русской Православной Церкви вместе со всем советским народом стоят на стороне борющегося вьетнамского народа и делают всё возможное для
17
быстрейшего достижения им справедливой победы» . В конференции, как и в прошлые годы, принимал участие протоиерей П. Соколовский. Местоблюститель московского патриаршего престола митрополит Крутицкий и
Коломенский Пимен выразил поддержку конференции по Индокитаю,
18
организованной в конце ноября 1970 года в Стокгольме , а уже в патриаршем достоинстве Всемирной ассамблее за мир и независимость народов Индокитая, состоявшейся в феврале 1972 года в Версале (Париж)19. В парижской встрече по линии советской общественности участвовал митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), а по линии ХМК - протоиерей П. Соколовский. Отец Павел свидетельствовал о том, что Русская Православная Церковь в лице своих представителей проявила на Ассамблее свою
солидарность с борющимися за независимость и мирное устроение жизни
20
народом Вьетнама и другими народами Индокитая . Протоиерей П. Соколовский присутствовал на заседании Исполнительного комитета Стокгольмской конференции по Вьетнаму, состоявшемся в марте 1972 года в Стокгольме и результатом которого стали «Заявление о бомбардировках американской авиацией народов Индокитая» и «Заявление о военнопленных», на заседании Комиссии по расследованию преступлений США в Индокитае, прошедшем в июне 1972 года в Стокгольме, а также на встрече участников Исполнительного комитета Конференции в июле 1972 года в Стокгольме и ноябре 1972 года в Париже.
Руководство Московского Патриархата приветствовало подписание 27 января 1973 года парижского соглашения, положившего конец Вьетнамской войне и начало восстановлению мирной жизни на вьетнамской земле. Патриарх Московский и всея Руси Пимен в марте 1973 года писал Папе Павлу VI: «Это соглашение [января 1973 года - С. 3.] является важным свидетельством реализма в развитии международных отношений на нынешнем этапе. Ликвидация очага войны во Вьетнаме, предоставление вьетнамскому народу
16 Воззвание к миру о Вьетнаме Стокгольмской конференции от 9.07.1967 г. // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 8. С. 45.
17 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам Стокгольмской конференции миролюбивых сил по Вьетнаму 28-30 марта 1970 года от 24.03.1970 г. // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 4. С. 4.
18 Телеграмма местоблюстителя московского патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена председателю международного организационного комитета по созыву конференции по Вьетнаму, Лаосу и Камбодже Бертилу Сванстрому от 13.10.1970 г. // Архив ОВЦС. Д. 48-Д. 1970.
19 Послание Патриарха Московского и всея Руси Пимена участникам Всемирной ассамблеи за мир и независимость народов Индокитая от 8.02.1972 г. // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 3. С. 44.
20 Соколовский П., прот. За мир и независимость народов Индокитая // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 5. С. 50.
самому решать свои проблемы в условиях мира - это ещё одна очень важная и значительная победа миролюбивых сил»21.
Американская интервенция в Лаос и Камбоджу, индо-пакистанский конфликт, очаги напряжения в Африке, ближневосточное мирное
урегулирование и «германский вопрос»
Однако ещё до своего завершения вьетнамский конфликт, как того опасалось и о чём предупреждало священноначалие Русской Церкви, распространился на территорию соседних с Вьетнамом Лаоса и Камбоджи. Американское военное вторжение в эти страны вызвало протестную реакцию Советского Союза. Не могла оставаться в стороне от происходящего и Русская Церковь. В мае 1970 года патриарший местоблюститель выступил с заявлением, в котором выразил решительный протест против начавшейся военной агрессии США и призвал американское правительство к прекращению
военных действий, выполнению Женевских соглашений и выводу своих войск
22
из Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи22.
В рождественских посланиях сначала местоблюстителя патриаршего престола, а затем Патриарха Московского и всея Руси Пимена, адресованных предстоятелям Поместных Православных Церквей, начиная с 1970-1971 годов появляются политические индо-китайская, индо-пакистанская и палестино-израильская темы, используются политические термины-маркеры «братья
23
арабы», страдающие от «агрессии Израиля» . Подобная политизированность рождественских посланий не была свойственна предстоятелям других Православных Церквей, за исключением Патриарха Румынского Юстиниана, который в рождественских текстах в адрес своего московского собрата упоминал и об угрозах атомной войны, и о мирных инициативах советского
24
правительства во главе с Н. С. Хрущёвым, и о войне во Вьетнаме .
Патриарх Пимен выражал глубокую озабоченность и скорбь в связи с многочисленными жертвами и разрушениями, появлением беженцев из Восточного Пакистана в результате индо-пакистанского военного конфликта. «Мы горячо молимся о водворении мира и настоятельно призываем к безотлагательному разрешению спорных вопросов мирным путём» - обращался
21 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Пимена Папе Павлу VI от 9.03.1973 г. // Архив ОВЦС. Д. 27. 1972. С. 3.
22 Заявление местоблюстителя патриаршего престола Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена об агрессивных военных акциях США в Камбодже от 6.05.1970 г. // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 6. С. 67.
23 Рождественское приветствие местоблюстителя патриаршего престола Высокопреосвященного Пимена, митрополита Крутицкого и Коломенского, предстоятелям Церквей 1970/71 г. // Журнал Московской Патриархии. 1971. № 1. С. 1; рождественское приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена предстоятелям Церквей 1971/72 г. // Там же. 1972. № 1. С. 3.
24 Рождественское послание Патриарха Румынского Юстиниана Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 830 от декабря 1959 г.; Рождественское послание Патриарха Юстиниана Патриарху Алексию № 929 от декабря 1960 г.; Рождественское послание Патриарха Юстиниана Патриарху Алексию № 1.254 от 20.12.1966 г. // Архив ОВЦС. Д. 46. 1960, Д. 47. 1961, 1967.
25
предстоятель Русской Церкви со страниц своего Рождественского послания25. В заявлении Комиссии церквей по международным делам ВСЦ, принятом на заседании Исполнительного комитета Комиссии в июле 1971 года в Женеве с участием представителей Русской Церкви, звучал призыв к властям Пакистана положить конец страданиям людей, прекратить репрессии в Восточном Пакистане, что могло бы содействовать возвращению беженцев в свои дома26.
В сфере внимания священноначалия Русской Церкви находилось ближневосточное мирное урегулирование. Председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим заявлял о необходимости всех церквей, международных христианских организаций и движений, людей доброй воли оказать содействие реализации решений Совета безопасности ООН о прекращении военных действий на Ближнем Востоке. «Конфликт должен быть разрешён без промедления, а независимость и суверенные права арабских государств не должны пострадать ни в какой степени» - убеждённо говорил
27
иерарх . В епархиях Русской Церкви производились сборы денежных средств, на которые для палестинских беженцев приобретались медикаменты, одежда и продовольствие. В дополнение к этой помощи только в 1967 году Русская Церковь выделила пятьдесят тысяч рублей для поддержки палестинских
беженцев28.
Во второй международной конференции в поддержку арабских народов, состоявшейся в Каире 25-28 января 1969 года, приняла участие делегация Русской Церкви во главе с представителем Патриарха Московского и всея Руси при антиохийском патриаршем престоле епископом Подольским Гермогеном (Ореховым). Советскую делегацию возглавлял член Президиума Верховного Совета СССР Ф. А. Табеев. Между церковной и советской делегациями была налажена координация действий. По признанию церковного участника конференции протоиерея А. Казновецкого, «наша церковная делегация принимала участие во всех заседаниях конференции, не делая никаких официальных заявлений или выступлений, как было согласовано с главой
29
советской делегации»29.
На Всемирной христианской конференции, состоявшейся в первой декаде мая 1970 года в Бейруте, в качестве наблюдателя от Русской Церкви участвовал епископ Подольский Гермоген. Местоблюститель московского патриаршего престола митрополит Пимен в своём послании секретарю конференции Габриэлю Хабибу выразил молитвенные пожелания того, чтобы
25 Рождественское поздравление Патриарха Московского и всея Руси Пимена Патриарху Болгарскому Максиму 1971-1972 гг., Москва // Архив ОВЦС. Д. 15. 1971. С. 3.
26 Заявление по Пакистану Комиссии церквей по международным делам ВСЦ, одобренное двадцать шестым Исполнительным комитетом КЦМД (Женева, 9-12 июля 1971 г.) // Архив ОВЦС. Д. 55-Д. 1971. С. 1-2.
27 Речь митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, на приёме, устроенном в честь Святейшего Кирилла, Патриарха Болгарского, 8 июня 1967 г. // Архив ОВЦС. Д. 15. 1967. С. 5.
28 Телеграмма председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима генеральному секретарю ВСЦ Ю. К. Блейку от 8.08.1967 г. // Архив ОВЦС. Д. 55. 1967.
29 Рапорт настоятеля храма святого князя Александра Невского в Александрии протоиерея А. Казновецкого от 15.02.1969 г. // Архив ОВЦС. Д. 4-А. 1969. Ч. 1. С. 1.
результаты миротворческой встречи помогли восстановлению мира и
30
справедливости на палестинской земле .
В миротворческом русле действовал и Всемирный совет церквей, активным членом которого была Русская Православная Церковь. Директор Комиссии церквей по международным делам ВСЦ Фредерик Нольде 5 июня 1967 года обратился в адрес генерального секретаря ООН У. Тана с письмом, в котором содержался призыв к Совету безопасности ООН предпринять более решительные меры к немедленному прекращению огня, а также ввести в
31
регион миротворческий контингент ООН . В заявлении руководящих деятелей ВСЦ от 7 июня 1967 года в связи с обострением военных действий на Ближнем Востоке указывалось на необходимость «быстрого и равноправного
32
прекращения огня под международным наблюдением» . Четвёртая Генеральная ассамблея ВСЦ, состоявшаяся в июле 1968 года в шведском городе Упсала, при активном участии церковной делегации из Москвы приняла резолюцию, посвящённую ситуации на Ближнем Востоке. На заседаниях ЦК ВСЦ в августе 1967 года в Ираклионе (Крит), августе 1969 года в Кентербери (Великобритания), августе 1972 года в Утрехте (Нидерланды) также при участии представителей Русской Церкви были приняты заявления о Ближнем Востоке. Христианские деятели констатировали: прочный мир невозможен без признания прав палестинского и израильского народов и без эффективной международной гарантии политической независимости и территориальной целостности.
Ближневосточное мирное урегулирование стало частью повестки Христианской мирной конференции, выпускавшей заявления и проводившей международные встречи, посвящённые поиску путей прекращения насилия. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим участвовал в заседании арабо-израильской Комиссии ХМК, организованном в январе 1970 года в Париже.
Московский Патриархат был сопричастен попыткам международного христианского сообщества разрешить очаговые конфликты в Африке, в числе которых военное противостояние между Нигерией и бывшим восточным районом, вооружённый конфликт в Судане, социальная напряжённость в Родезии, а также в Европе - в Северной Ирландии. Работа по таким проблемным вопросам велась преимущественно на площадке Всемирного совета церквей.
В области мирного сосуществования народов Европы и обеспечения европейской безопасности заметное место занимал «германский вопрос». Разделённая по итогам Второй мировой войны Германия и немецкий народ
30 Письмо патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена секретарю Всемирной христианской конференции по вопросу Палестины Габриелю Хабибу от 29.06.1970 г. // Архив ОВЦС. Д. 7-Б. 1970.
31 Копия письма директора Комиссии церквей по международным делам ВСЦ Фредерика Нольде генеральному секретарю ООН У. Тану от 5.06.1967 г. // Архив ОВЦС. Д. 55. 1967. С. 1-2.
32 Заявление сотрудников ВСЦ Франклина К. Фрая, Юджина К. Блейка, Дж. Р. Чандрана и Эрнста А. Пейна от 7.06.1967 г. // Архив ОВЦС. Д. 55. 1967.
нуждались в налаживании добрососедских связей. Московский Патриархат наряду с Советским комитетом защиты мира был вовлечён в поиск путей налаживания взаимоуважительных отношений между ФРГ и ГДР на основе заключения мирного договора между двумя немецкими государствами и решения вопроса Западного Берлина. Патриарший экзарх в Средней Европе епископ Берлинский и Среднеевропейский Иоанн (Вендланд) поддерживал предложения правительств СССР и ГДР о десятилетнем мире на немецкой земле, запрете взаимных угроз и пропаганды войны, прекращении наращивания
33
вооружений, создании конфедерации, объединяющей ФРГ и ГДР .
Межрелигиозные контакты в миротворческой повестке Русской Церкви
Тема миротворчества была основной в повестке межрелигиозных отношений с участием представителей Русской Церкви. Контакты Московского Патриархата с религиозными общинами зарубежных стран и отечественными религиозными деятелями в 1960-х - начале 1970-х годов не были систематическими и осуществлялись ad hoc.
Тринадцатого июля 1962 года в Троице-Сергиевой лавре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялась встреча религиозных деятелей из различных стран мира - делегатов московского Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир, задачей которой стала консолидация усилий религиозных общин в борьбе за мирные отношения между народами. В древнюю обитель прибыли порядка 172-х религиозных деятелей и экспертов в области религии. Предстоятель Русской Церкви в своём вступительном слове упомянул о смятении и страхе людей в предчувствии всемирной военной катастрофы, а потому объединение религиозных людей, готовых отстаивать идеалы мира, по мнению патриарха, способно расположить великие державы к взаимным уступкам и прекращению гонки вооружений34. «Мы, верующие люди, горячо приветствуем всякое действие, всякое предложение, всякий призыв, направленные на ослабление современного международного напряжения, на устранение угрозы новой мировой войны» - заявил участник межрелигиозной встречи архиепископ
35
Ярославский и Ростовский Никодим . Религиозные деятели приняли коммюнике, в котором отметили необходимость сообща добиваться социальной и расовой справедливости, мирных отношений между народами, всеобщего и полного разоружения под международным контролем и прекращения ядерных испытаний36.
33 Иоанн (Вендланд), еп. Христианский взгляд на разоружение // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 5. С. 50.
34 Вступительное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия перед дискуссией представителей различных религий в Загорске 13 июля 1962 г. // Архив ОВЦС. Д. 48-Б. 1962. С. 2.
35 Выступление архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима на встрече представителей религий -участников Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир 13 июля 1962 г., Троице-Сергиева лавра // Архив ОВЦС. Д. 48-Б. 1962. С. 3.
36 Коммюнике встречи религиозных деятелей - участников Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир 13 июля 1962 года, Троице-Сергиева лавра // Архив ОВЦС. Д. 48-Б. 1962. С. 1-2.
Руководство ОВЦС поддерживало связи с Международным комитетом по продолжению работы Всемирной конференции религиозных деятелей в защиту мира, Японским советом приверженцев религий в защиту мира. Архиепископ Пермский и Соликамский Сергий (Ларин) участвовал во Всемирном съезде представителей всех религий и церквей в защиту мира, который состоялся в июле 1961 года в Токио. В своём докладе иерарх рассказал о миротворческих усилиях Русской Церкви, обратил призыв к участникам токийского форума
37
поддержать пражское христианское мирное движение37.
В мае-июне 1963 года по приглашению Московской Патриархии в СССР находились президент Японской буддистской сангхи Ничидацу Гёсо Фудзи и
японская делегация Марша мира «Хиросима-Освенцим» во главе с монахом Ко
10
Сато. Поездка была поддержана посольством СССР в Токио . Разрешение сделать подобное приглашение было дано Русской Церкви и Центральному духовному управлению буддистов СССР советскими властями в июле 1962
39
года . Марш мира состоялся в разных странах по решению первой Всемирной конференции религиозных деятелей в защиту мира, прошедшей в Киото (Япония) в 1961 году. Японские пилигримы посетили Москву, Ленинград, Белгород и Улан-Удэ, были приняты Святейшим Патриархом Алексием. Посольство СССР в Японии дало положительную оценку итогам поездки40.
Во второй Всемирной конференции религиозных деятелей в защиту мира, состоявшейся в конце июля 1964 года в Токио41, и Всемирной конференции против атомных и водородных бомб и ядерного оружия, за полное разоружение и помощь жертвам войны, прошедшей в начале августа 1964 года в японской Хиросиме, участвовала делегация Русской Церкви во главе с епископом
42
Воронежским и Липецким Владимиром (Котляровым)42. В постоянный комитет токийской конференции входил архиепископ Сергий (Ларин). Участники второй Всемирной конференции приняли декларацию, получившую название токийская, в которой был выражен протест против военной интервенции США в Лаос, Южный Вьетнам, Южную Корею и на Кубу, против ядерной войны, производства, испытаний, накопления и продажи ядерного оружия, против расовой дискриминации, а также прозвучал призыв к созданию безатомных зон, за всеобщее и полное разоружение.
Делегация Московского Патриархата участвовала в первой Всемирной конференции «Религия и мир», которая прошла в октябре 1970 года в древней
37 Доклад архиепископа Пермского и Соликамского Сергия на Всемирном съезде представителей всех религий и церквей в защиту мира в Токио (июль 1961 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 9. С. 33 -41.
38 Письмо посла СССР в Японии Н. Т. Федоренко заведующему Дальневосточным отделом МИД СССР И. И. Тугаринову № 154 от 1.02.1962 г. // АВПРФ, ф. 146, оп. 51, п. 219, д. 44, л. 4.
39 Письмо председателя Совета по делам религиозных культов А. А. Пузина заместителю министра иностранных дел СССР Г. М. Пушкину № 114с от 9.08.1962 г. // АВПРФ, ф. 0146, оп. 63, п. 375, д. 16, л. 6.
40 Отклики в Японии на поездку в Советский Союз участников «Марша мира» и главы буддистского общества «Будда Сингха» Н. Фудзии. Информация, подготовленная первым секретарём посольства СССР в Японии П. Выгонным № 797 от 9.09.1963 г. // АВПРФ, ф. 146, оп. 52, п. 232, д. 35, л. 6.
41 Первая Всемирная конференция религиозных деятелей в защиту мира состоялась в июле 1961 года в Киото.
42 В числе делегатов - протодиакон Н. Дмитриев и переводчик ОВЦС В. П. Котёлкин.
японской столице Киото43. Глава церковной делегации экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) стал сопредседателем конференции, заместитель председателя ОВЦС епископ Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков) вошёл в состав Комитета по назначению, а секретарь ОВЦС А. С. Буевский - в Комитет по выработке итогового документа конференции. В киотском форуме также участвовали представители религиозных общин СССР. Делегаты межрелигиозной конференции приняли «Обращение», в котором, в числе прочего, отмечалось: «Рассматривая проблематику разоружения мы убедились, что мир нельзя обеспечить посредством накопления вооружений. Поэтому мы призываем предпринять немедленные шаги в направлении всеобщего разоружения, которое бы включило в себя всё оружие массового уничтожения, обычные, ядерные, химические и бактериологические виды оружия»44. В числе итоговых документов конференции были три резолюции - по Вьетнаму, Ближнему Востоку и Южной Африке. Во «вьетнамской» резолюции прозвучал призыв к участникам парижских переговоров по Вьетнаму договориться о прекращении огня без каких-либо условий, кроме соглашения о механизме контроля. По убеждению религиозных деятелей, должны быть прекращены поставки оружия извне всем сторонам конфликта, а иностранные войска - выведены. Прекращение огня во Вьетнаме, по мнению участников киотской конференции, станет отправным шагом на пути окончания войны в Лаосе и Камбодже45. Участники киотской конференции проголосовали за создание постоянно действующей организации, получившей название «Всемирная конференция религий за мир» (ВКРМ). Новая неправительственная организация постепенно оформлялась, создавались её руководящие и рабочие органы. Коллективным руководящим органом ВКРМ стал Совет директоров. Генеральным секретарём организации был избран Гомер А. Джек. Помимо центрального аппарата в состав ВКРМ входили национальные комитеты, число которых увеличивалось.
В Совете по делам религий при Совете министров СССР были даны положительные оценки участию представителей религиозных организаций Советского Союза в киотской встрече, поскольку благодаря их активному участию в итоговые документы внесены поправки и дополнения, отвечающие интересам внешней политики СССР и других социалистических стран, и не были допущены антисоветские выпады46.
В июле 1969 года в Троице-Сергиевой лавре состоялась Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между
43 В состав делегации вошли её глава - экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), члены - заместитель председателя ОВЦС епископ Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков), настоятель патриаршего подворья в Токио епископ Можайский Николай (Саяма), клирик патриаршего подворья в Токио протоиерей А. Тыщук, член ОВЦС протоиерей В. Рожков, преподаватель Ленинградской духовной академии диакон А. Подобаев, секретарь ОВЦС А. С. Буевский и переводчик В. П. Котёлкин.
44 Обращение Всемирной конференции «Религия и мир». Киото (Япония), 16-22 октября 1970 г. // Архив ОВЦС. Д. 48-Г. 1970. С. 2.
45 Резолюция по Вьетнаму. Разоружение-развитие-права человека. Итоги Всемирной конференции «Религия и мир». Киото (Япония), 16-21 октября 1970 г. // Архив ОВЦС. Д. 48-Г. 1970. С. 29.
46 Справка [без даты] // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 329. Л. 7.
народами, посвящённая теме «Религиозная ответственность за мир на земле и
47
сотрудничество народов» . В древнюю обитель прибыли сто семьдесят пять делегатов, представлявшие различные религиозные организации СССР. На межрелигиозный форум также были приглашены зарубежные религиозные деятели из сорока четырёх стран мира. Делегацию Русской Церкви в составе пятидесяти человек возглавил Святейший Патриарх Алексий. Подготовке конференции служило совещание глав церквей и религиозных объединений в СССР, которое прошло в обители преподобного Сергия в декабре 1968 года. Патриарх Алексий направил участникам рабочего совещания своё приветственное слово, а в дискуссии принял участие митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. Иерарх стал председателем Подготовительного комитета конференции.
На открытии загорской конференции выступил предстоятель Русской Церкви. В своей речи Патриарх Алексий отметил: «Жажда мира и братства свойственна людям от природы. И наш религиозный долг, наше человеческое сознание побуждают нас возогревать эти врождённые чувства и стремления бороться со всем тем, что стоит на пути их осуществления в повседневной
48
жизни народов» . Своё приветственное послание в адрес участников конференции направил председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин.
Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим огласил основной доклад конференции, в котором указал на существовавшие в то время противоречия между общественно-политическими системами двуполярного мира, проблему наращивания арсеналов оружия массового уничтожения и опасность глобального военного конфликта, нерешённые региональные конфликты, проблемы социальной несправедливости и угнетения народов, необходимость мирного сосуществования как единственную разумную альтернативу войне, а также отметил вклад Русской Православной Церкви, других христианских церквей и религиозных общин в дело утверждения мира49.
Благодаря качественной подготовке работа загорской конференции протекала по-деловому: дискуссии велись на пленарных заседаниях, в пяти рабочих группах - «Вьетнам и проблемы Юго-Восточной Азии», «Проблемы европейской безопасности», «Конфликт на Ближнем Востоке», «Колониализм и неоколониализм, расизм и апартеид» и «Основы, практика и перспектива совместных усилий различных религий в поддержку сотрудничества и мира между народами», а также в трёх панельных дискуссиях - «Мирное сосуществование и революционное преобразование мира», «Ядерное разоружение. Проблемы развивающихся стран в их отношении к справедливости и миру между народами» и «Личность в общественно-политических структурах современности». Участники конференции приняли в качестве итоговых документов «Обращение ко всем людям доброй воли» и
47 Первая подобная конференция была организована в мае 1952 года в Троице-Сергиевой лавре.
48 Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при открытии Конференции. Троице-Сергиева лавра, 1 июля 1969 г. // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 8. С. 38.
49 Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Троице-Сергиева лавра, Загорск, 1 июля 1969 г. // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 8. С. 39-54.
67
заявления по Вьетнаму, европейской безопасности, конфликту на Ближнем Востоке, проблемам колониализма, неоколониализма, расизма и апартеида, а также по основам, практике и перспективам совместных усилий различных религий в поддержку сотрудничества и мира между народами.
Миротворческий форум широко освещался на страницах «Журнала Московской Патриархии».
Международным межрелигиозным мероприятием, привлекшим внимание Русской Церкви, стала Всемирная ассамблея религиозных деятелей за мир и справедливость в Индокитае, организованная в конце июля - начале августа 1972 года в Токио. На токийское мероприятие отправилась делегация Московского Патриархата в составе епископа Черниговского и Нежинского Владимира (Сабодана) и протоиерея П. Соколовского. Участники Ассамблеи приняли «Воззвание ко всем религиозным деятелям и народам мира», в котором прозвучало требование к властям США немедленно прекратить ведение всех военных действий против народов Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, установить дату вывода своих войск из Индокитая, прекратить поддержку марионеточных режимов и позволить народам Индокитая самим решать свою судьбу без какого-либо иностранного вмешательства50.
В исследуемый период отмечались контакты между руководством Отдела внешних церковных сношений и американским Фондом Призыв совести, возглавляемым раввином Артуром Шнайером, Гарольдом А. Босли и Тартстоном Н. Дэвисом. Такие контакты отмечались, начиная с 1966 года. В июне 1971 года руководство Фонда посетило Москву, имело встречи со Святейшим Патриархом Пименом, митрополитом Никодимом и архиепископом Ювеналием. Раввин А. Шнайер в очередной раз совершил поездку в Москву в ноябре 1971 года в связи с кончиной раввина Московской хоральной синагоги Егуды Лейбы Левина. Американский религиозный деятель посетил ОВЦС, где имел беседу с архиепископом Ювеналием. Летом 1972 года представители Фонда, в том числе раввин А. Шнайер, находились в Москве и Ленинграде, встречались с митрополитами Никодимом и Ювеналием. Посещения и собеседования были призваны послужить сближению СССР и США путём народной, религиозной дипломатии. И такие усилия имели свои плоды. Третьего июня 1971 года президент США Ричард Никсон поздравил Святейшего Патриарха Пимена с избранием на патриарший престол и интронизацией.
В заключение статьи можно сделать вывод о том, что Русская Православная Церковь с миротворческой позиции отзывалась на региональные военные конфликты, тлевшие и вспыхивавшие с новой силой в различных уголках планеты. Воззвания и обращения церковного руководства были проникнуты духом христианской заботы о мире. Миротворческое делание Русской Церкви усиливалось солидарной позицией христианских организаций, среди которых выделялись Всемирный совет церквей и Христианская мирная
50 Токийское воззвание за мир и справедливость в Индокитае от 1.08.1972 г. // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 10. С. 48.
конференция, а также служило вкладом в общие усилия по мирному урегулированию со стороны светских международных структур, в первую очередь Всемирного совета мира и Стокгольмской конференции по Вьетнаму. Церковная миротворческая деятельность рассматривалась советскими властями как элемент внешней политики СССР, что вынужденно придавало ей политическую окраску. Однако это не мешало деятелям Русской Церкви в борьбе за мир руководствоваться, прежде всего, евангельскими идеалами о мирном и добрососедском сосуществовании людей.
Межрелигиозные контакты Русской Церкви в 1960-е - начале 1970-х годов в отличие от межхристианских связей не отличались высокой степенью интенсивности и были объединены, преимущественно, тематикой миротворчества. В числе крупных межрелигиозных миротворческих мероприятий на территории СССР выделялись загорская 1962 года встреча религиозных деятелей из различных стран мира - участников Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир и Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, состоявшаяся в 1969 году в Троице-Сергиевой лавре. Одним из центров международного религиозного сотрудничества стала Япония, народ которой испытал на себе разрушительную силу ядерного оружия. Открытость к контактам с Московским Патриархатом проявлял и американский Фонд Призыв к совести. Представители Русской Церкви были неизменными участниками зарубежных инициатив и встреч, объединяющих религиозных деятелей из различных стран в борьбе за ликвидацию ядерной угрозы и всеобщее разоружение, чем обогащали опыт церковного антивоенного делания и вносили вклад в развитие международного мирного движения.
Литература и источники
Источники
1. Архив внешней политики Российской Федерации (АВПРФ), ф. 146, оп. 51, п. 219, д. 44.
2. АВПРФ, ф. 146, оп. 52, п. 232, д. 35.
3. АВПРФ, ф. 0146, оп. 63, п. 375, д. 16.
4. Архив Отдела внешних церковных связей (Архив ОВЦС). Д. 4-А. 1969. Ч. 1.
5. Архив ОВЦС. Д. 5-В. 1965.
6. Архив ОВЦС. Д. 7-Б. 1970.
7. Архив ОВЦС. Д. 15. 1967, 1971.
8. Архив ОВЦС. Д. 27. 1966, 1967, 1972.
9. Архив ОВЦС. Д. 46. 1960.
10. Архив ОВЦС. Д. 47. 1961, 1966, 1967.
11. Архив ОВЦС. Д. 48. 1965, 1966.
12. Архив ОВЦС. Д. 48-Б. 1962.
13. Архив ОВЦС. Д. 48-Г. 1969. Ч. 1, 1970.
14. Архив ОВЦС. Д. 48-Д. 1970.
15. Архив ОВЦС. Д. 55. 1967.
16. Архив ОВЦС. Д. 55-Д. 1971.
17. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 37, 329.
18. Доклад архиепископа Пермского и Соликамского Сергия на Всемирном съезде представителей всех религий и церквей в защиту мира в Токио (июль 1961 г.) // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 9.
19. Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Троице-Сергиева лавра, Загорск, 1 июля 1969 г. // Там же. 1969. № 8.
20. Доклад рабочей группы представителей церквей и религиозных объединений пленуму Стокгольмской конференции по Вьетнаму // Там же. 1967. № 8.
21. Воззвание к миру о Вьетнаме Стокгольмской конференции от 9.07.1967 г. // Там же.
22. Заявление местоблюстителя патриаршего престола Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена об агрессивных военных акциях США в Камбодже от 6.05.1970 г. // Там же. 1970. № 6.
23. Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия в связи с вооружённой интервенцией США против Демократической Республики Вьетнам от 18.02.1965 г. // Там же. 1965. № 3.
24. Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия на вопросы корреспондента итальянского издательства «Эдитори Риуники» К. М. Гаррубба от 14.03.1966 г. // Там же. 1966. № 4.
25. Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам Стокгольмской конференции миролюбивых сил по Вьетнаму 28-30 марта 1970 года от 24.03.1970 г. // Там же. 1970. № 4.
26. Послание Патриарха Московского и всея Руси Пимена участникам Всемирной ассамблеи за мир и независимость народов Индокитая от 8.02.1972 г. // Там же. 1972. № 3.
27. Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при открытии Конференции. Троице-Сергиева лавра, 1 июля 1969 г. // Там же. 1969. № 8.
28. Рождественское приветствие местоблюстителя патриаршего престола Высокопреосвященного Пимена, митрополита Крутицкого и Коломенского, предстоятелям Церквей 1970/71 г. // Там же. 1971. № 1.
29. Рождественское приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена предстоятелям Церквей 1971/72 г. // Там же. 1972. № 1.
30. Токийское воззвание за мир и справедливость в Индокитае от 1.08.1972 г. // Там же. № 10.
Литература
1. Иоанн (Вендланд), еп. Христианский взгляд на разоружение // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 5. С. 48-52.
2. Попович А., прот. Прекратить кровопролитие! // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 5. С. 42-44.
3. Соколовский П., прот. Испытание христианской веры и совести // Журнал Московской Патриархии. 1967. № 3. С. 45-46.
4. Соколовский П., прот. За мир и независимость народов Индокитая // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 5. С. 48-50.
5. Bock P. In Search of a Responsible World Society. The Social Teachings of the World Council of Churches. Philadelphia: The Westminster Press, 1974.
Zvonarev Sergey Leonidovich (Archpriest Sergiy Zvonarev), Candidate of Divinity.
Regional military conflicts and interreligious contacts in the peacemaking agenda of the Moscow Patriarchate in the 1960s - early 1970s
Abstract. Peacemaking activities and the struggle of the Russian Orthodox Church for disarmament, assistance in reducing international tension, including those expressed in regional military conflicts, were assessed by the church leadership as a "sacred task" and the fulfillment of the Gospel commandment about peacemakers and corresponded to the Church's mission in human community. Peacemaking was the main content of interreligious contacts with the participation of official representatives of the Moscow Patriarchate. In the course of the research, the author of the article concludes that Church's participation in the international peace movement served to strengthen the position of the Russian Church in Soviet society and allowed it to go global with a positive agenda, which helped to overcome the isolation within the Soviet atheist state, that aimed to combat religion. Such international activity of the Church was characterized by a high degree of politicization, since it was considered by the USSR authorities as an integral part of Soviet foreign policy. It should be noted: the political instrumentalization of the peace movement affected not only the Russian Church, but also other Christian churches and religious communities, as well as wide circles of the progressive public of the Soviet Union. At the same time, the politicization of the peacemaking ministry of Christian churches was not alien to the authorities of Western countries, mainly the United States, which created tension within the entire international peace movement and weakened the effect of its activities.
Keywords: regional military conflicts, the Vietnam War, interreligious contacts, international peace movement, peacekeeping, Patriarch Alexy I, Patriarch Pimen, Metropolitan Nikodim.
References
• John (Wendland), bishop. Christian view of disarmament // Journal of the Moscow Patriarchate. 1961. No. 5. pp. 48-52.
• Popovich A., archpriest. Stop the bloodshed! // Journal of the Moscow Patriarchate. 1967. No. 5. pp. 42-44.
• Sokolovsky P., archpriest. Test of Christian faith and conscience // Journal of the Moscow Patriarchate. 1967. No. 3. pp. 45-46.
• Sokolovskij P., archpriest. For peace and independence of the peoples of Indochina // Journal of the Moscow Patriarchate. 1972. No. 5. pp. 48-50.
• Bock P. In Search of a Responsible World Society. The Social Teachings of the World Council of Churches. Philadelphia: The Westminster Press, 1974.