Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА И ФИНЛЯНДСКОЙ АВТОНОМНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1960-Е – НАЧАЛЕ 1970-Х ГОДОВ ПО ДАННЫМ ЦЕРКОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ'

ОТНОШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА И ФИНЛЯНДСКОЙ АВТОНОМНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1960-Е – НАЧАЛЕ 1970-Х ГОДОВ ПО ДАННЫМ ЦЕРКОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Финляндская Автономная Православная Церковь / каноническая территория / патриаршие приходы / митрополит Никодим / Архив Отдела внешних церковных связей / Finnish Autonomous Orthodox Church / canonical territory / patriarchal parishes / Metropolitan Nikodim / Archive of the Department for External Church Relations

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергей Леонидович Звонарёв

Целью предлагаемой читателю статьи является знакомство с церковными источниками, раскрывающими взаимоотношения Русской Православной Церкви и Финляндской Автономной Православной Церкви в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова). Обработка и анализ архивных материалов, в первую очередь, Архива Отдела внешних церковных связей, официальных церковных печатных изданий позволяют сделать вывод о доброжелательном характере двусторонних церковных контактов в различных областях взаимодействия. Достичь такой уровень сотрудничества позволило урегулирование споров о каноническом статусе Финляндской Церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сергей Леонидович Звонарёв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN THE MOSCOW PATRIARCHATE AND THE FINNISH AUTONOMOUS ORTHODOX CHURCH IN THE 1960S – EARLY 1970S ACCORDING TO CHURCH SOURCES

The article proposed to the reader is aimed to get acquainted him with the Church sources revealing the relationship between the Russian Orthodox Church and the Finnish Autonomous Orthodox Church during the period when Metropolitan Nikodim (Rotov) was the President of the Department for External Church Relations. The proces sing and analysis of archival materials, primarily the Archive of the Department for External Church Relations, and official church publications allow us to conclude about the benevolent nature of bilateral church contacts in various areas of interaction. The settlement of disputes over the canonical status of the Church of Finland has made it possible to achieve such a level of cooperation.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА И ФИНЛЯНДСКОЙ АВТОНОМНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1960-Е – НАЧАЛЕ 1970-Х ГОДОВ ПО ДАННЫМ ЦЕРКОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ»

Ипатьевский вестник. 2024. №1 (25). С. 84-93 Ipatievsky vestnik. 2024. №1 (25). Р. 84-93

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 281.93(09)

DOI: 10.24412/2309-5164-2024-1-84-93

Отношения Московского Патриархата и Финляндской Автономной Православной Церкви в 1960-е -начале 1970-х годов по данным церковных источников

Сергей Леонидович Звонарёв, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Москва, Россия. zvonariov@rambler.ru

Аннотация. Целью предлагаемой читателю статьи является знакомство с церковными источниками, раскрывающими взаимоотношения Русской Православной Церкви и Финляндской Автономной Православной Церкви в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова). Обработка и анализ архивных материалов, в первую очередь, Архива Отдела внешних церковных связей, официальных церковных печатных изданий позволяют сделать вывод о доброжелательном характере двусторонних церковных контактов в различных областях взаимодействия. Достичь такой уровень сотрудничества позволило урегулирование споров о каноническом статусе Финляндской Церкви.

Ключевые слова: Финляндская Автономная Православная Церковь, каноническая территория, патриаршие приходы, митрополит Никодим, Архив Отдела внешних церковных связей

Протоиерей Сергий Звонарёв, кандидат богословия Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата,

Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. /

Archpriest Sergiy Zvonarev, PhD in Theology, Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate,

Ss Cyril and Methodius Institute of Post-Graduate Studies

© Звонарев С. Л., 2024. 84

Для цитирования: Звонарев С. Л., прот. Отношения Московского Патриархата и Финляндской Автономной Православной Церкви в 1960-е - начале 1970-х годов по данным церковных источников // Ипатьевский вестник. 2024. № 1. С. 84-93 https://doi.org/10.24412/2309-5164-2024-1-84-93

CHURCH-HISTORICAL STUDIES

Scientific article

Relations between the Moscow Patriarchate and the Finnish Autonomous Orthodox Church in the 1960s - early 1970s according to church sources

Sergey Leonidovich Zvonarev, Department for External Church Relations of the Moscow Patriarchate, Church-wide postgraduate and doctoral studies named after Saints Equal to the Apostles Cyril and Methodius, Moscow, Russia. zvonariov@rambler.ru

Abstract. The article proposed to the reader is aimed to get acquainted him with the Church sources revealing the relationship between the Russian Orthodox Church and the Finnish Autonomous Orthodox Church during the period when Metropolitan Nikodim (Rotov) was the President of the Department for External Church Relations. The processing and analysis of archival materials, primarily the Archive of the Department for External Church Relations, and official church publications allow us to conclude about the benevolent nature of bilateral church contacts in various areas of interaction. The settlement of disputes over the canonical status of the Church of Finland has made it possible to achieve such a level of cooperation.

Keywords: Finnish Autonomous Orthodox Church, canonical territory, patriarchal parishes, Metropolitan Nikodim, Archive of the Department for External Church Relations For citation: Zvonarev S. L., archpr. Relations between the Moscow Patriarchate and the Finnish Autonomous Orthodox Church in the 1960s - early 1970s according to church sources // Ipatievsky vestnik. 2024. № 1. P. 84-93 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2024-1-84-93

Урегулирование канонических споров

Дарование Патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксаки-сом) грамотой от 6 июня 1923 года прав широкой автономии Финляндской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриархата объявлялось Святейшим Патриархом Алексием «противоканоническим деянием» и «актом беспрецедентного вмешательства одной Поместной Церкви в область церковного

управления другой»1. Несмотря на неоднократные обращения Предстоятеля Русской Православной Церкви в адрес константинопольских патриархов Вениамина (Псомас-Кириаку) от 28 октября и 29 декабря 1945 года и Максима V (Вапордзиса) от 2 марта и 8 апреля 1946 года с призывом восстановить нарушенный канонический порядок, не происходило не только видимых изменений в этом деле, но и не поступало ответов на обращения, которые могли бы быть признаны удовлетворительными. Долгие годы Московский Патриархат не признавал Финляндскую Церковь, но рассматривал Финляндию как свою историческую каноническую территорию, на которой действует Финляндская епархия.

Безрезультатность попыток побудить Константинопольский Патриархат изменить своё июньское 1923 года решение, отсутствие возможности повлиять на юрисдикционный выбор Финляндской Церкви, а также политику Финляндской Республики в церковном вопросе, вынудили Священный Синод Московского Патриархата в апреле 1957 года признать фактическое положение дел. Было решено предать забвению все канонические споры и восстановить между Русской и Финляндской Церквами молитвенно-каноническое общение2. Московский Патриархат старался выстраивать отношения со священноначалием Финляндской Автономной Церкви в духе братской любви, подчёркивая её даже применительно к событиям, которые послужили отправной точкой вынужденного разделения Церквей в 1918 году (когда 26 ноября в Финляндии было издано государственное узаконение о правах Финляндской Православной Церкви, положившее начало отсчёту самостоятельного бытия Церкви Суоми)3.

Обмен церковными визитами

В изучаемый нами период во главе Финляндской Церкви пребывали архиепископы Карельские и всея Финляндии Герман (1925-1960 годы) и Павел (1960-1987 годы). В ответ на уведомительное письмо Архиепископа Павла о своём избрании Патриарх Алексий выразил уверенность в том, что братские отношения между двумя Церквами укрепятся4. И у такой уверенности были все основания: архиепископ Павел родился в дореволюционном Санкт-Петербурге, в семье коллежского асессора, хорошо говорил и писал по-русски, был расположен к выстраиванию связей с Русской Церковью. Патриарх Алексий совершал жесты внимания и расположения в отношении архиепископа Павла: весной 1961 года посылал ему панагию.

Архиепископ Павел во главе делегации Финляндской Церкви неоднократно был гостем Московского Патриархата. В июле 1963 года он принимал участие

1 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Константинополя-Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 7.03.1953 г. // Архив ОВЦС. Д. 41. 1953. С. 2.

2 Определение Священного Синода от 30 апреля 1957 г. // Журнал Московской Патриархии. 1957. № 6. С. 12.

3 Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Карельскому и всея Финляндии Павлу от 27.11.1968 г. // Архив ОВЦС. Д. 53-А. 1968. С. 1.

4 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Карельскому и всея Финляндии Павлу от 17.01.1961 г. // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 2. С. 11.

в московских торжествах пятидесятилетия служения Патриарха Алексия в епископском сане. По просьбе архиепископа Павла ему были высланы фотографии праздничных богослужений и мероприятий.

В феврале 1967 года председатель ОВЦС пригласил архиепископа Павла в сопровождении двух-трёх представителей Финляндской Церкви посетить Московский Патриархат с целью знакомства с жизнью Русской Православной Церкви, что было призвано послужить сближению двух Церквей1. Приглашение было принято. Главу Финляндской Церкви в июньской 1967 года двухнедельной поездке в СССР сопровождала церковная делегация2. Архиепископ Павел посетил Москву, Ленинград и Новгород, а также совершил поездку в Грузинскую Церковь. По завершении визита главе Финляндской Церкви были посланы памятные фотографии. Глава Финляндской Церкви совершил поездку в Москву в 1968 году для участия в торжествах пятидесятилетия восстановления патриаршества в Русской Церкви.

В Ленинграде по приглашению митрополита Никодима находились церковные делегации из Финляндии, как, например, в апреле 1970 года, когда город на Неве посетил епископ Хельсинкский Иоанн (Ринне) — будущий архиепископ Карельский и всея Финляндии3.

В Финляндию совершали поездки официальные представители Русской Церкви. В сентябре 1965 года Турку, Тампере, Хельсинки, Куопио и Йоэнсу посетил председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим во главе церковной делегации4. Основной целью поездки было участие в богословской конференции с участием представителей Русской и Финляндской Православных Церквей, а также Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии. Глава Финляндской Церкви архиепископ Павел пригласил русских церковных делегатов стать его гостями5. Насыщенная программа пребывания на финской земле включала участие в официальных встречах и приёмах, посещение православных и лютеранских храмов, православной семинарии, а также богословского факультета Хельсинского университета, где прозвучал доклад митрополита Никодима «О путях к общехристианскому единству». По окончании вечернего богослужения в Никольском кафедральном соборе Куопио митрополит Никодим произнёс приветственное слово. Председатель

1 Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Архиепископу Карельскому и всея Финляндии Павлу № 171 от 4.02.1967 г. // Архив ОВЦС. Д. 53-А. 1967. С. 1.

2 В состав делегации входили настоятель Никольского кафедрального собора г. Куопио священник Николай Карьомаа, настоятель прихода г. Иоэнсуу священник Эркки Пииройнен, иеромонах Иоанн (Ринне) и секретарь архиепископа диакон Феодор Макконен.

3 Иерарха сопровождали протоиерей Михаил Касанко и священник Александр Корелин.

4 В делегацию также входили член ОВЦС профессор Ленинградской духовной академии протоиерей Л. Воронов и благочинный патриарших приходов в Финляндии протоиерей Е. Амбар-цумов (член ОВЦС Б. С. Кудинкин, который должен был входить в состав церковной делегации согласно решению Священного Синода от 5 августа 1965 года, не смог отправиться в Финляндию. Митрополита Никодима также сопровождал клирик Ленинградской епархии протодиакон П. Климанкович).

5 Письмо архиепископа Карельского и всея Финляндии Павла Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 19.02.1965 г. // Архив ОВЦС. Д. 53-А. 1965. С. 1.

ОВЦС получил из рук главы Финляндской Церкви орден Святого Агнца I степени. Делегация Отдела посетила Ново-Валаамский монастырь, где митрополит Никодим совершил всенощное бдение и литургию. От имени Святейшего Патриарха Алексия архипастырь передал пожертвование на благоустройство Свято-Троицкого Линтульского женского монастыря.

Местные средства массовой информации освещали поездку митрополита Никодима. В беседе с журналистами председатель ОВЦС отметил «тёплые и братские отношения» между Русской и Финляндской Православными Церквами, «объединёнными одной верой и одной любовью»1. Газета «Саво» поместила сюжет о поездке митрополита Никодима на первую страницу своего выпуска от 23 сентября 1965 года. Визит председателя ОВЦС в Куопио назван историческим, поскольку высокие представители Русской Церкви ранее не бывали в городе, а также по причине того, что делегация Московского Патриархата прибыла по совместному приглашению Евангелическо-лютеранской Церкви и Финляндской Православной Церкви2.

Очередная поездка митрополита Никодима в Хельсинки состоялась по приглашению главы Финляндской Церкви в октябре 1968 года для участия в праздничных мероприятиях, посвящённых столетию освящения Успенского кафедрального собора Хельсинки3.

Патриаршие приходы

в Финляндии

Важное место в повестке двусторонних отношений Русской и Финляндской Церквей занимали вопросы деятельности приходов Московского Патриархата в Финляндии. Патриаршие приходы были объединены в благочиние4. Священноначалие Русской Церкви, признавая канонические права Финляндской Автономной Церкви на территории Финляндии, согласовывало с архиепископом Карельским и всея Финляндии рукоположение клириков приходов Московского Патриархата, посвящение которых также осуществлялось иерархами Финляндской Церкви. Глава Финляндской Церкви посещал патриаршие приходы в Хельсинки с целью совершения богослужений. Архиепископ Павел возглавил престольные торжества храма Покрова Пресвятой Богородицы Хельсинки в октябре 1964 года, а в письме митрополиту Никодиму выразил надежду на то, что его посещение Покровского прихода «послужит началу сближения обеих

1 Борьба с атеизмом как миссия Русской Церкви // Новости Саво. № 257 от 23 сентября 1965 г. Архив ОВЦС. Д. 53-Б. 1965. С. 1.

2 Финляндская и Русская Церкви имеют братские отношения. Никодим и его окружение в Куопио // Там же.

3 Поскольку в приглашении особое внимание уделялось памяти о помощи жителей Санкт-Петербурга в строительстве собора, митрополит Никодим приглашался как правящий архиерей Ленинградской епархии. Иерарха в поездке сопровождали благочинный патриарших приходов в Финляндии протоиерей И. Ранне и протодиакон Б. Глебов.

4 Благочинными патриарших приходов в Финляндии были: заместитель председателя ОВЦС протоиерей М. Зернов (впоследствии епископ Дмитровский Киприан, управляющий делами Московской Патриархии) — в 1961-1962 годах, настоятель Свято-Троицкого собора Ленинграда протоиерей Е. Амбарцумов — в 1962-1967 годах, протоиерей И. Ранне — в 1968-1972 годах.

наших паств на почве евангельской любви и взаимопонимания»1. На праздник Воздвижения Креста Господня 1970 года в Никольском храме Хельсинки богослужения совершил епископ Хельсинкский Иоанн (Ринне).

В 1967 году отмечалось сорокалетие патриарших приходов в Хельсинки2. Для участия в праздничных мероприятиях, посвящённых этой дате, в Финляндию была направлена делегация Русской Церкви во главе с заместителем председателя ОВЦС епископом Зарайским Ювеналием (Поярковым)3. Святейший Патриарх Алексий направил клиру и пастве приходов своё поздравительное послание, в котором отметил внимание к верующим патриарших приходов со стороны главы Финляндской Церкви архиепископа Павла4. Митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим также адресовал участникам праздничных мероприятий приветственное слово. Кульминацией торжеств стали Божественная литургия в Никольском храме Хельсинки, которую совершил архиепископ Карельский и всея Финляндии в сослужении главы и членов делегации Русской Церкви, духовенства патриарших приходов и священнослужителей Финляндской Церкви, а также праздничный акт и приём. Епископ Юве-налий и члены церковной делегации посетили Посольство СССР в Хельсинки и провели встречу и беседу с послом Советского Союза в Финляндии А. Е. Ковалёвым. В программе поездки были официальные встречи с архиепископом Карельским и всея Финляндии Павлом и главой Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии архиепископом Мартти Симоеки. Церковные делегаты посетили православную семинарию в Куопио, богословский факультет Хель-синского университета и действующий при нём Институт по исследованию православия, приняли участие в академическом собеседовании. Представители Русской Церкви побывали в Ново-Валаамском и Свято-Троицком Лин-тульском монастырях. Епископ Ювеналий передал пожертвование от Русской Церкви на строительство храма Линтульской обители. Необходимо отметить, что руководство ОВЦС особенно поддерживало отношения с Ново-Валаамским монастырём. Из Отдела в монастырь направлялись журналы и календари Издательства Московской Патриархии, а игумену обители — рождественские и пасхальные поздравления.

Дальнейшее развитие отношений двух Церквей возбуждало вопрос об открытии подворья Финляндской Церкви на территории СССР, учитывая, что в Хельсинки четыре десятилетия существовали два прихода Московского Патриархата. И хотя в изучаемый нами период времени этот вопрос не был внесён в официальную повестку двусторонних связей, но аккуратно озвучивался финской стороной5.

1 Письмо Архиепископа Карельского и всея Финляндии Павла председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 16.10.1964 г. // Архив ОВЦС. Д. 53-А. 1964. С. 1.

2 Покровского и Никольского патриарших приходов.

3 В состав делегации также вошли ректор Ленинградской духовной академии епископ Тихвинский Михаил (Мудьюгин) и иеродиакон Гавриил (Стеблюченко).

4 Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия клиру и пастве Покровской и Никольской православных общин г. Хельсинки от 9.02.1967 г. // Архив ОВЦС. Д. 53-Б. 1967. С. 1.

5 Рапорт заместителя председателя ОВЦС епископа Зарайского Ювеналия председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 2.04.1967 г. // Там же. С. 4-5.

Сотрудничество в сфере межправославных отношений и участие

в христианском мирном движении

В сфере межправославных отношений между Русской и Финляндской Церквами отмечалось взаимодействие. Архиепископ Павел информировал председателя ОВЦС о содержании своего ответа Патриарху Константинопольскому Афинагору по вопросу созыва Межправославной богословской комиссии в Ге-раклионе на о. Крит. Глава Финляндской Церкви также выразил беспокойство по поводу происходивших в Элладской Церкви событий1. В свою очередь митрополит Никодим выразил радость в связи с единомыслием, проявленным Русской и Финляндской Церквами в оценках нарушения хода церковной жизни в Греции со стороны военной хунты2. Архиепископ Павел направлял председателю ОВЦС копии документов, связанных с церковным судебным процессом над иерархом Элладской Церкви митрополитом Фессалоникийским Пантеле-имоном (Папагеоргиу).

По приглашению Московского Патриархата представители Финляндской Церкви участвовали в христианских мирных конгрессах в Праге, а также заседаниях комиссий Христианской мирной конференции. Митрополит Никодим оценил вовлеченность представителей Финляндской Церкви в пражское христианское мирное движение как дело полезное и плодотворное3.

Академические контакты

Между двумя Церквами развивалось академическое сотрудничество. В ответ на просьбу архиепископа Карельского и всея Финляндии Германа в адрес Патриарха Московского и всея Руси Алексия от апреля 1960 года в библиотеках Московской и Ленинградской духовных академий, а также Троице-Сергиевой лавры были подобраны экземпляры церковной научной литературы для передачи в библиотеку учреждённого при богословском факультете Хельсинского университета Института по исследованию православия. Институт на систематической основе получал книги и печатные периодические издания Русской Церкви. В ответ руководство Института в 1965 году направило в ОВЦС ряд докторских диссертаций, изданных богословским факультетом на общеупотреби-мых европейских языках.

Лютеранское большинство среди студентов богословского факультета Хельсинского университета сказывалось на содержании академических контактов с Русской Церковью. В мае 1964 года Ленинград посетила группа студентов факультета, состоящая преимущественно из верующих Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии, но в которую входили и несколько православных участников. Студенческую делегацию возглавил заведующий

1 Письмо архиепископа Карельского и всея Финляндии Павла председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 15.03.1968 г. // Там же. Д. 53-А. 1968. С. 1-3.

2 Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима архиепископу Карельскому и всея Финляндии Павлу № 1026 от 25.06.1968 г. // Там же. С. 1.

3 Письмо председателя Комитета продолжения работ ХМК митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима архиепископу Карельскому и всея Финляндии Павлу № 437 от 16.03.1971 г. // Там же. 1970. С. 1.

Институтом по исследованию православия профессор общецерковной истории Кауко Пиринен. Студенты посетили Ленинградскую духовную академию, храмы Ленинграда, присутствовали на богослужении. Профессор К. Пиринен и ассистент Института Хейкки Коуккунен пригласили преподавателей и студентов ЛДА совершить ответный визит в Хельсинки. В июне 1966 года группа студентов православной семинарии Куопио под руководством протоиерея Александра Касанко при содействии ОВЦС посетила ряд городов Советского Союза. Финские семинаристы познакомились с историческими храмами и монастырями, духовными учебными заведениями, присутствовали за богослужениями, расширили свой кругозор о русском православии. Молодые люди были приняты Святейшим Патриархом Алексием. «Глубоко запали в души юных паломников добрые слова, которыми нас всюду приветствовали, и благие пожелания, которыми нас напутствовали», — писал заместителю председателя ОВЦС протоиерей А. Касанко1. Подобная паломническая поездка финских семинаристов во главе с протоиереем Александром Корелиным состоялась в июне 1972 года. Молодые люди побывали в Ленинграде, Новгороде и Москве.

По просьбе архиепископа Карельского и всея Финляндии Павла профессо-ры Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенский и Л. Н. Парийский подготовили отзывы на нотный обиход литургии святителя Иоанна Златоустого, автором которого стали архиепископ Павел и регент Кауко Еклунд.

В духовных школах Русской Церкви проходили обучение некоторые студенты из Финляндской Церкви. Так, в 1968-69 учебном году в Ленинградской духовной академии изучали русский язык, знакомились с системой богословского образования и церковной жизнью архимандрит Иоанн (Ринне) — доктор богословия Фессалоникийского Аристотелевского университета, и Вейкко Пурмонен — кандидат богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде (штат Нью-Йорк, США). Митрополит Никодим придавал большое значение обучению финских студентов в духовных учебных заведениях СССР, полагая, что их пребывание в академических центрах Русской Церкви поможет укрепить не только двусторонние церковные контакты, но и добрососедские отношения между двумя странами, развеять имеющиеся в среде верующих Финляндской Церкви предубеждения против СССР2.

Паломнические поездки

В Советский Союз ежегодно приезжали организованные церковные группы из Финляндии. Так, в июне 1961 года в Ленинграде с паломническими целями находился хор Свято-Троицкого храма Хельсинки во главе с регентом П. Ф. Ми-ролюбовым. Хористы участвовали в богослужениях, одно из которых совершил митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий (Егоров). В конце июня 1962 года паломническая группа из Хельсинки прибыла в Москву. Её члены

1 Письмо протоиерея Александра Касанко заместителю председателя ОВЦС епископу Зарайскому Ювеналию от 17.06.1966 г. // Там же. 1966. С. 1.

2 Резолюция председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на письме архиепископа Карельского и всея Финляндии Павла от 6.07.1968 г. // Там же. 1968. С. 1.

посетили исторические храмы и монастыри, приняли участие в богослужениях, в том числе в Троице-Сергиевой лавре, были приняты Святейшим Патриархом Алексием и заместителем председателя ОВЦС епископом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером). Подобные поездки совершались и в последующие годы, причём география их постепенно расширялась. В августе 1964 года паломническая группа была представлена в том числе финской молодёжью. Посещение паломниками храмов и монастырей в Москве и Загорске, Киеве, Ленинграде, Таллине и Пюхтицах, Московской духовной академии, Отдела внешних церковных сношений, знакомство с церковной жизнью позволяло надеяться на то, что «голос финской молодёжи будет возвышен в защиту сближения с Русской Православной Церковью и доброго отношения к Советскому Союзу»1. Неоднократно в Ленинграде бывали хоровые коллективы православных храмов Финляндии. Отдел внешних церковных сношений оказывал организационную и финансовую помощь финским паломническим группам, что вызывало благодарность архиепископа Павла2.

Добрая память

В адрес главы Финляндской Церкви в марте 1960 года был направлен фильм «Торжество Православия» в семи частях на финском языке, посвя-щённый сорокалетию восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1958 году в московских торжествах участвовала делегация Финляндской Автономной Церкви во главе с викарием Карельской епархии епископом Йо-енсууйским Павлом (Олмари) — будущим архиепископом Карельским и всея Финляндии. По признанию епископа Павла, «фильм этот воскресил в нас, бывших на торжествах, приятное воспоминание о грандиозном празднике и о радушии Русской Церкви <...> Этот фильм будет послан по приходам, и мы верим, что, во-первых, он произведёт на верующих духовно-возвышенное впечатление, а, во-вторых, будет содействовать ознакомлению членов нашей Церкви с жизнью и бытом Русской Православной Церкви и Советским Сою-зом»3. В 1964 году Архиепископу Карельскому и всея Финляндии Павлу был выслан фильм, снятый в дни проведения в 1963 году торжеств, посвящённых золотому юбилею служения Патриарха Алексия в епископском сане.

Выводы

Отношения Русской и Финляндской Православных Церквей характеризовались братским настроем и характером. Сумев преодолеть разделения, порождённые революционными событиями октября 1917 года и распадом Россий-

1 Рапорт благочинного патриарших приходов в Финляндии протоиерея Е. Амбарцумова заместителю председателя ОВЦС епископу Таллинскому и Эстонскому Алексию от 19.05.1964 г. // Там же. 1964. С. 2.

2 Письмо Архиепископа Карельского и всея Финляндии Павла председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 25.05.1962 г.; письмо Архиепископа Павла архиепископу Никодиму от 22.08.1962 г.; письмо Архиепископа Павла архиепископу Никодиму от 14.06.1963 г. // Там же. 1962. С. 1., 1963. С. 1.

3 Письмо епископа Йоенсууйского Павла председателю ОВЦС митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю от 6.04.1960 г. // Там же. Д. 52-А. 1960. С. 1.

ской империи, положив окончание каноническим спорам, две Церкви наладили братский взаимополезный диалог, отвечавший интересам той и другой стороны. Обмен визитами церковных делегаций, паломнических групп, академические контакты, сотрудничество в сфере межправославных отношений, участие в христианском мирном движении сближали Русскую и Финляндскую Церкви. Поддержанию связей двух Церквей служили патриаршие приходы в Хельсинки, храмы которых становились местом совместной молитвы.

Большую роль в развитии двусторонних церковных контактов сыграл митрополит Никодим, епархия которого граничила с пределами Финляндской Церкви. Это обстоятельство придавало особый добрососедский настрой межцерковным отношениям.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Архив Отдела внешних церковных связей (Архив ОВЦС). Д. 41. 1953; Д. 52-А. 1960; Д. 53-А. 1962, 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1970; Д. 53-Б. 1967.

2. Борьба с атеизмом как миссия Русской Церкви // Новости Саво. № 257 от 23 сентября 1965 г. Архив ОВЦС. Д. 53-Б. 1965.

3. Финляндская и Русская Церкви имеют братские отношения. Никодим и его окружение в Куопио // Новости Саво. № 257 от 23 сентября 1965 г. Архив ОВЦС. Д. 53-Б. 1965.

4. Определение Священного Синода от 30 апреля 1957 г. // Журнал Московской Патриархии. 1957. № 6.

5. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия архиепископу Карельскому и всея Финляндии Павлу от 17.01.1961 г. // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 2.

REFERENCES

1. Arhiv Otdela vneshnih cerkovnyh svyazej (Arhiv OVCS). D. 41. 1953; D. 52-A. 1960; D. 53-A. 1962, 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1970; D. 53-B. 1967.

2. Bor'ba s ateizmom kak missiya Russkoj Cerkvi // Novosti Savo. № 257 ot 23 senty-abrya 1965 g. Arhiv OVCS. D. 53-B. 1965.

3. Finlyandskaya i Russkaya Cerkvi imeyut bratskie otnosheniya. Nikodim i ego okru-zhenie v Kuopio // Novosti Savo. № 257 ot 23 sentyabrya 1965 g. Arhiv OVCS. D. 53-B. 1965.

4. Opredelenie Svyashchennogo Sinoda ot 30 aprelya 1957 g. // ZHurnal Moskovskoj Patriarhii. 1957. № 6.

5. Pis'mo Patriarha Moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya Arhiepiskopu Karel'skomu i vseya Finlyandii Pavlu ot 17.01.1961 g. // ZHurnal Moskovskoj Patriarhii. 1961. № 2.

Статья поступила в редакцию 16.11.2023; одобрена после рецензирования: 21.12.2023; принята к публикации 25.01.2024.

The article was submitted 16.11.2023; approved after reviewing: 21.12.2023; accepted for publication 25.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.