Научная статья на тему 'Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. Материалы международной научной конференции 21-23 марта 2006 года. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2007. - 559 с'

Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. Материалы международной научной конференции 21-23 марта 2006 года. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2007. - 559 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. Материалы международной научной конференции 21-23 марта 2006 года. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2007. - 559 с»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2008. № 2

Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. Материалы Международной научной конференции 21—23 марта 2006 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. — 559 с.

Сборник о русской фантастике по итогам одноименной конференции, прошедшей весной 2006 г., опубликовали филологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Институт гуманитарных проблем Челябинского государственного университета совместно с Ассоциацией исследователей фантастики Совета по фантастической и приключенческой литературе Союза писателей России. Сотрудничество авторитетных литературоведов, философов, футурологов и других представителей академической среды со специалистами творческого и издательского крыла исследователей фантастики, несомненно, принесло достойные плоды. Выгоды подобного сотрудничества сказываются как в широте тематики, так и в многообразии и качестве представленных в рецензируемом издании материалов. Помимо текстов докладов сборник содержит исчерпывающую информацию о конференции, список ее участников и результаты проведенного среди них опроса о сферах их научных интересов и доминантах современной фантастики. Заслугой редакторов разделов — Елены Ковтун, Виталия Пищенко, Августы и Александра Ройфе — а также технического редактора Оксаны Дрябиной является не только профессиональная подготовка материалов к печати, но и достаточно быстрое появление сборника после проведения конференции. К сожалению, книга вышла тиражом всего 300 экземпляров и уже стала труднодоступной публикацией. Однако данный факт, будем надеяться, послужит поводом для нового издания сборника, который вполне заслуживает этого.

По многим причинам сборник «Русская фантастика на перекрестье эпох и культур» смог появиться именно сейчас. Ощущение перекрестья путей развития отечественной фантастической литературы явилось следствием социальных катаклизмов конца XX столетия, кардинальных перемен в литературном процессе и его интерпретации.

Долгое властвование коммунистической идеологии в бывшем Советском Союзе влияло на все сферы русской культуры. В числе прочих «разрешенных» жанров существовали и «желательные» образцы фантастики, прежде всего так называемой научной, служащей восхвалению светлого коммунистического будущего. Предшествующие этапы развития фантастической прозы в России при

этом отвергались как наследие «буржуазного» прошлого. В роли посредников между партийным руководством и писателями в определении идеологических рамок фантастических произведений выступали «официальная» критика и литературоведение. Тема фантастической литературы в объятиях идеологии раскрыта в сборнике прежде всего в текстах из разделов «Философия возможных миров» и «Социокультурные смыслы фантастики», где рассматриваются как идеологизированные, так и деидеологизированные и даже «постидеологические» направления в русской фантастике.

Разумеется, и в советский период существовали самоорганизующиеся сообщества читателей и писателей, а также творческие встречи, посвященные обмену впечатлениями и информацией, позже переросшие в так называемые конвенты (коны) — периодические собрания поклонников жанра. Эти встречи имели немалое значение для эволюции фантастики и распространения фантастических произведений, однако проводились практически без участия академического сообщества. Таким образом, долгое время фантастика оставалась вне сферы профессионального филологического, философского, социологического осмысления. Немалую роль при этом сыграло устойчивое мнение академических литературоведов о невысоком эстетическом уровне научно-фантастической литературы, о ее принадлежности исключительно к «массовой», «популярной» словесности, недостойной исследовательского внимания. Когда же в начале 1990-х гг. политическая и культурная ситуация в стране изменилась, отказаться от устоявшихся оценок оказалось не так легко. И лишь позднее, на рубеже ХХ—ХХ! столетий начался профессиональный диалог и о современной фантастике, и о фантастической литературе предшествующих периодов. Особенно интересной и спорной оказалась переходная эпоха от социализма к демократии — конец 1980-х— начало 1990-х гг. Объемный материал о деятельности Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов при издательстве «Молодая гвардия» в период 1988—1994 гг. представлен в виде статьи и библиографии, подготовленных О. Дрябиной.

Хотя авторы большинства статей сборника интересуются прежде всего русской и литературной фантастикой, в рецензируемом издании опубликованы также, с одной стороны, тексты о мультипликационных (О. Довгопалова) и кинематографических воплощениях российской фантастики (А. Щербак-Жуков), а с другой — тексты о фантастике зарубежных популярных авторов — например, Дж. Роулинг и Д.Р. Толкиена (Т. Печагина, Э. Шустова, В. Гопман). В статьях с сопоставительной тематикой (О. Бочкова, Ю. Сединина), а частично и в других текстах показаны взаимоотношения российской фантастики с европейской и американской.

Прерванные связи советской фантастики с русской фантастической литературой XIX и начала XX в. восстанавливаются путем исследования интертекстуальности современной фантастической прозы, заимствования нынешними фантастами опыта предшественников (Г. Вайнштейн), а также путем изучения фантастических элементов в творчестве Ф. Достоевского, Л. Андреева, В. Брюсова, А. Грина, М. Булгакова и других классиков отечественной литературы (Т. Котельникова, М. Жукова, Т. Пшеничнюк и др.). Очень интересны тексты о темах и мотивах научной фантастики, особенно о творчестве А. и Б. Стругацких, И. Ефремова, о философических и социальных измерениях русской советской фантастики (В. Мартьянов, А. Ройфе, Л. Фишман, А. Кузнецова, Л. Ашкинази и др.). В сборнике немало статей о молодых авторах (М. Черняк) и произведениях последних лет — Т. Толстой (Т. Давыдова), Д. Горчева (А. Ключевская, К. Константинова), А. Лукьянова (А. Тихомирова), С. Лукьяненко (С. Бартони, Л. Королева), Д. Липскерова (Н. Нагорная). Из зарубежных исследователей фантастики в сборнике представлены Г. Вайнштейн (США), Е. Кудрявцева и М. Швартц (ФРГ), Ю. Сединина (Белоруссия), О. Дов-гополова и М. Назаренко (Украина), Л. Королева (Австралия), С. Бартони (Италия).

На обложке сборника соседствуют изображения космического корабля и мифического чудовища — дракона, что, по замыслу составителей, символизирует единство различных типов фантастической литературы, прежде всего научной фантастики и фэнтези. С исчезновением идеологического давления взгляд в будущее, основанный на научном (хотя, пожалуй, чаще лишь наукообразном) мировоззрении, естественным образом дополнили чудесные миры фэнтези и описания нереализовавшихся вариантов общественного развития в жанре так называемой альтернативной истории. Терминологические проблемы альтернативно-исторической прозы и ее отношение к теории возможных миров обсуждает в теоретико-литературоведческой статье М. Назаренко. «Пересмотренное» прошлое анализируется и в статьях А. Гуларян и О. Третьякова о жанре альтернативной истории как системном индикаторе социального дискомфорта, и в работе Л. Дубакова о прозе Б. Акунина.

Статьи многих авторов, таких как, например, Е. Ковтун, М. Швартца, О. Теняковой, отличающиеся широтой проблематики и масштабностью обобщений, могут стать источниками новых исследований. Особенно хочется отметить систематизирующую работу Е. Ковтун, в которой, помимо обсуждения понятийного аппарата фантастоведения, сделана попытка обобщить сведения об исследованиях и интерпретациях фантастики в России.

Разумеется, никакое издание, пусть даже суммирующее итоги работы самых разных исследователей из различных точек Рос-

сии и зарубежья, не в состоянии дать «окончательные» ответы в терминологических спорах или предложить решение большинства проблем, связанных с современным состоянием фантастической литературы. Для всего этого необходимы многолетние систематические исследования. Рецензируемый же сборник интересен прежде всего как первая попытка представить спектр профессиональных мнений о фантастике — литературоведческих, культурологических, социологических, философских, — и в подобном качестве он, бесспорно, будет иметь большое значение для понимания русской фантастической прозы и замыслов ее создателей, для изучения тематики и проблематики фантастических произведений, оценок влияния на развитие фантастики социально-культурного контекста, для прогностических трактовок будущего России и места в нем художественной словесности.

Можно лишь пожелать авторам и составителям сборника появления новых подобных изданий и продолжения традиции проведения международных форумов, посвященных проблемам изучения фантастической литературы.

Айдачич Деян (Украина—Сербия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.