Научная статья на тему 'Репрезентация фантастики в российских интернет-изданиях (по материалам информационно-развлекательного портала «Мир фантастики»)'

Репрезентация фантастики в российских интернет-изданиях (по материалам информационно-развлекательного портала «Мир фантастики») Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
150
21
Поделиться
Ключевые слова
ФАНТАСТИКА / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ФАНТАСТИКА / МАССМЕДИА / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / ЛИТЕРАТУРА XXI ВЕКА / ФЭНДОМ / ЛОНГРИД / FANTASY / SCIENTIFIC FICTION / MASS MEDIA / INTERNET / INFOTAINMENT PORTAL / LITERATURE OF THE 21ST CENTURY / FAN FICTION / LONG READS

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Долгова Н.В.

Статья посвящена одной из интегрированных форм современных репрезентаций фантастики интернет-изданиям, в которых сочетается журналистский, публицистический и литературно-художественный контент. Автор статьи исходит из положения о метажанровой природе современной фантастики, находящей отражение в множестве дискурсов и коммуникативных событий, которые, в свою очередь, стремятся обрести сетевую форму (специализированные сайты, литературные порталы, интернет-клубы, фансообщества в социальных медиа). Объектом исследования являются материалы информационно-развлекательного портала «Мир фантастики», в котором отражены как традиционные элементы современных медиарепрезентаций фантастики (актуальный новостной контент, визуализация, кинематограф в качестве тематической доминанты сообщений и т.д.), так и присущий данному изданию интерес к словесному «полю» фантастики, научно-фантастической литературе и научному мировоззрению в целом.

FANTASY WORLD AS REPRESENTED IN RUSSIAN ONLINE MEDIA (BASED ON THE INFOTAINMENT PORTAL “FANTASY WORLD”)

The article focuses on online media as a media integrating the features of the publicistic and the belles-letters style. The author maintains that contemporary fantasy fiction has meta-genre characteristics reflected in numerous online discourses and communicative events (specialized sites, literary portals, internet clubs, fan societies in social media). The research focuses on the infotainment portalFantasy World”, which is characterized by traditional means of presentation (topical news, visualization, cinematography as a prevailing topic, etc.) and interest in fantasy worlds, fantasy and science fiction, scientific worldview.

Текст научной работы на тему «Репрезентация фантастики в российских интернет-изданиях (по материалам информационно-развлекательного портала «Мир фантастики»)»

УДК 821.161.1-312.9 Н.В. Долгова

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФАНТАСТИКИ В РОССИЙСКИХ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯХ (по материалам информационно-развлекательного портала «Мир фантастики»)

Статья посвящена одной из интегрированных форм современных репрезентаций фантастики -интернет-изданиям, в которых сочетается журналистский, публицистический и литературно-художественный контент. Автор статьи исходит из положения о метажанровой природе современной фантастики, находящей отражение в множестве дискурсов и коммуникативных событий, которые, в свою очередь, стремятся обрести сетевую форму (специализированные сайты, литературные порталы, интернет-клубы, фансообщества в социальных медиа). Объектом исследования являются материалы информационно -развлекательного портала «Мир фантастики», в котором отражены как традиционные элементы современных медиарепрезентаций фантастики (актуальный новостной контент, визуализация, кинематограф в качестве тематической доминанты сообщений и т.д.), так и присущий данному изданию интерес к словесному «полю» фантастики, научно-фантастической литературе и научному мировоззрению в целом.

фантастика, научно-популярная фантастика, массмедиа, интернет, информационно-развлекательный портал, литература XXI века, фэндом, лонгрид.

Роль фантастики в культурном наследии человечества велика, поэтому закономерно, что обширный и постоянно пополняемый эмпирический материал, представленный не только в традиционных словесных, но и современных синкретичных формах (киноиндустрия, комиксы, игры и т.д.) находится в центре внимания исследователей. Так, на древнее происхождение фантастического начала указывала О.М. Фрейденберг, рассматривая его как результат трансформации мифологического сознания: «...чем шире становится поле видения раннего общества, чем сознание его больше и больше теряет былой характер мифотворчества, тем сильней вторгаются в это сознание элементы реализма и вступают в противоречие с привычными, давно выработанными мифическими образами. От этой встречи двух мировоззрительных методов, от бессознательной их борьбы получается своеобразная амальгама мифического образа с реалистическим наблюдением, в результате чего возникает фантастика.» 1. Фантастические образы, темы, хронотопы, идеи, а также увеличивающаяся палитра жанров привели к систематическому поиску определений этого феномена в искусстве и культуре в целом. Дефиниций фантастики множество. Отмечается, что фантастика - это «один из самых популярных жанров современной литературы <...> Многочисленные определения жанра связаны с утверждением, что фантастика - это такая форма отображения действительности, окружающего мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина Вселенной» 2. Исследователи рассматривают фантастику как принцип изображения 3, в основе которого лежит преднамеренное нарушение условий, как жанр 4, как тему или мегажанр 5. Иными

1 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. С. 112.

2 Черняк В.Д., Черняк М.А. Массовая литература в понятиях и терминах : учеб. слов.-справ. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2015. С. 170.

3 Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 2008.

4 Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с фр. Б. Нарумова. М. : Дом интеллектуальной книги : Русское феноменологическое общество, 1997. 144 с.

5 Подлубнова Ю.С. Метажанры, мегажанры и другие жанровые образования в русской литературе // Герменевтика литературных жанров / под общ. ред. В.М. Головко. Ставрополь, 2007. С. 293-297.

© Долгова Н.В., 2017

словами, дефинитивное многообразие фантастики как явления может стать в настоящее время объектом комплексного и обширного исследования.

Терминологические поиски, призванные наполнить дефинитивную «копилку» фантастики, активизировались с развитием научной фантастики (общепринятая аббревиатура - НФ), которая возникла в XIX веке и обрела классическое (в современном понимании) воплощение в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса. В. Гаевский и Ю. Орлова отмечают: «Айзеку Азимову принадлежит знаменитая, но почему-то мало кем замеченная дефиниция: "Фантастика - это литература об изменениях". <...>, жанр фантастики начинался, по большому счету, по итогам технической революции нач. 19-го века и в продолжении научного развития на рубеже 19 и 20-го вв. <...> Жанр фантастики стал закономерным последствием технического развития и научного романтизма, поскольку только посредством его возможно высказать взгляды на будущее развитие общества и культуры при сохранении существующих (на то время) тенденций» 6. Научная фантастика, по утверждению И.В. Головачевой, обобщившей множество определений фантастики, бытующих в современной научной литературе, - «это литература когнитивного остранения, которая рационально репрезентирует познаваемый мир, являющийся иным по отношению к миру, окружающему автора, и экстраполирует на новую реальность радикальные изменения, проистекающие из научно-технического прогресса или регресса» 7. Вместе с этим, НФ не является доминантой современной фантастики, характеризующейся в целом жанровым многообразием, в котором органично сосуществуют фэнтези (произведения, основанные на сказочных и мифологических мотивах), хоррор (ужасы), утопия, магический реализм и многие другие. Головачева указывает, что «фантастика, по Клуту [один из редакторов "The encyclopedia of science fiction" (London: Orbit Books, 1993), "The encyclopedia of fantasy" (London: Orbit Books, 1997) и редактор "The illustrated encyclopedia of science fiction" (Dorling Kindersley, 1995). -примеч. наше, Н. Д.], охватывает готический хоррор, фэнтези, научную фантастику и примыкающую к ней утопию» 8. В последнее время возникает и точка зрения об утрачивании НФ своих позиций. Так, писатель-фантаст Владимир Кривоногов в интервью новостному литературному порталу «Фантасты. Ru - российский клуб авторов фантастики» заметил: «Считаю, что научная фантастика вымерла как вид.» 9. Критик и исследователь фантастической литературы Сергей Шикарев, представляя в одном из обзоров «новую матрицу отечественной фантастики», указывал в числе ее черт «внимание к внутреннему пространству, а не внешнему космосу», «интровертность вместо экспансии», «психологизм вместо "фантастических допущений"», «новый сентиментализм вместо романтизма и реализма (насколько это возможно для фантастики) предшественников», «отказ от конструирования будущего в пользу обустройства литературных миров», «дистанцирование от социальной реальности», «тяготение к "большой литературе"», а не к массовой культуре», «ставку на качество прозы, а не на динамичный сюжет», «преобладание атмосферы над идеей» 10. Данные наблюдения касаются только литературы, причем отечественной. Но современная фантастика вовлекает в свое «силовое поле» разные коммуникативные и медиаресурсы: кинематографию с развитой, как и в литературе, системой жанров (космическая опера, фэнтези, фильм ужасов, фантасмагория, стимпанк, киберпанк и т.д.), мультипликацию, комикс-продукцию, компьютерные игры, а также коммуникативные события - игры, семинары, фестивали т.д.

6 Гаевский В., Орлова Ю. Фантастика как мировоззрение. URL : http://fantclub.ru/fantasticologies/15-fantastika-kak-miro vozzrenie.html

7 Головачева И.В. Размышления о теориях научной фантастики 2000-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9, Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. Вып. № 2. С. 26.

8 Головачева И.В. О соотношении фантастики и фантастического // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9, Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. Вып. № 1. С. 33.

9 URL : http://fantasts.ru/interviu/vladimir-krivonogov-schitaiu-chto-nauchnaya-fantastika-vimerla-kak-vid

10 Шикарев С. Высокие волны, тихие заводи. О цветной фантастике. URL : http://magazines.russ.ru/ october/2016/6/wsokie-volny-tihie-zavodi.html

Это доказывает, что интерес представляет изучение не только этапов развития фантастики и ее жанровых трансформаций, но и форм включенности в массовую культуру и ее медиарепрезентаций. Так, например, из НФ вырос термин «фэндом» (Гапёош), обозначающий сообщество поклонников фантастики, потребителей фантастического контента (например, сообщества поклонников киносаги «Звездные войны», романов Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец» и Дж. Роулинг «Гарри Поттер»). Сегодня фэндом -неотъемлемая часть массовой культуры, которая аккумулирует многочисленные формы коммуникации членов сообщества. Несмотря на то, что в центре стоит «первопричинный» артефакт - фантастическое произведение, - «текстура» фэндома создается при помощи обмена материалов потребительского контента. Одним из ключевых проявлений данного обмена является фанфикшн (фэнфик) - «жанр сетературы и форма реализации в Сети текстов фэнов (поклонников популярных произведений искусства), производное литературное произведение, вторичный текст, иллюстрация или любое другое творчество, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи, сюжетные линии, персонажи» 11. Таким образом, фанфикшн, будучи «новым типом литературы, открывающим широкие возможности для анализа интерпретационных особенностей, изменения соотношения "автор - текст - читатель"» 12, представляет разветвленную сеть перцепций фантастического артефакта, которая из-за развитости медиапространства получает интенсивное развитие.

Фэндом как одна из форм репрезентации фантастики обретает себя, как правило, в общении, а современный фэндом - в сетевом общении. Фэндом в фантастике, как и его «прародительница», наследует множество дискурсивных практик, нуждающихся в медиавоплощении. Это явление, принявшее массовый характер в настоящее время, существовало и десятки лет назад. Так, например, после публикации романа Г. Мартынова «Каллисто» (1957) в библиотеках стали собираться поклонники произведения, чтобы обмениваться впечатлениями и общаться. Значимым коммуникативным событием был семинар писателей-фантастов, который возглавлял с 1974 года Б.Н. Стругацкий. Многие произведения НФ получали в Советском Союзе медиаподдержку, будучи опубликованными в научно-популярных журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Наука и жизнь», «Юный техник» и т.д. Физик и писатель-фантаст П.Р. Амнуэль указывал: «НФ не может обойтись без новых фантастических идей, имеющих внутреннее саморазвитие, не противоречащее научной логике <...> "Фронт" НФ расширяется одновременно с передовым фронтом научных идей. Случается, что идеи фантастов опережают науку, и тогда появляются такие произведения, как "Алмазная труба", "Эллинский секрет" и "Тень минувшего" Ивана Ефремова, "Человек-амфибия" и "Голова профессора Доуэля" Александра Беляева, "Ослик и аксиома" Генриха Альтова, а еще раньше - "20 тысяч лье под водой" и "Робур-завоеватель" Жюля Верна, "Машина времени" и "Остров доктора Моро" Герберта Уэллса» 13. Сегодня репрезентацию фантастики отличает многообразие форм и полисубъектный характер. В обсуждение ее роли и функций включаются сами писатели-фантасты и рядовые читатели, а также журналисты, ученые и популяризаторы науки.

Так, современный физик М. Каку отмечает: «Многие успешные ученые признавались, что первым шагом к науке для них стало увлечение научной фантастикой. К примеру, великий астроном Эдвин Хаббл был еще в детстве очарован книгами Жюля Верна. Начитавшись французского фантаста, он отказался от многообещающей юридической карьеры и вопреки желанию отца начал заниматься наукой <...> Воображение Карла Сагана, выдающегося астронома и автора бестселлеров,

11 Черняк В.Д., Черняк М.А. Массовая литература в понятиях и терминах. С. 175.

12 Там же.

13 Амнуэль П. Ученые, журналисты, фантасты // Октябрь. 2016. № 6 ; URL : http://trv-science.ru/2016/ 11/15/uchenve-zhurnalistv-fantastv/

воспламенили романы Эдгара Райса Берроуза про марсианские приключения Джона Картера» 14. (Отметим также, что в упомянутой работе М. Каку содержатся десятки отсылок к произведениям НФ, фэнтези, комиксам, голливудской космической опере, фантастическим сериалам и т.д., а в списке благодарностей автор выражает признание не только физикам, в числе которых есть нобелевские лауреаты, но и Стэну Ли, «автору комиксов "Марвел" и "Спайдермена"».) Таким образом, в настоящее время образ мантии невидимости Гарри Поттера воодушевляет ученых на изобретение прибора с аналогичными свойствами, кинематографическую команду (режиссера, сценариста, оператора, дизайнера, гримера, композитора и т.д.) - на создание фильма или сериала, разработчиков игр - на создание игры, журналистов - на создание новостного и аналитического материала обо всем вышеперечисленном, а поклонников, кем бы они ни были (писателями, учеными, журналистами, художниками, геймерами, школьниками и студентами, пока не имеющими профессии и т.д.) - на сплочение в фэндом.

В современном мире фэндомы, как отмечалось выше, обретают себя в сетевых формах. Это закономерно еще и потому, что основной питательной средой для фантастики стал интернет. В современной энциклопедической литературе указывается: «Фантастике посвящены многочисленные порталы и группы в социальных сетях» 15. Получили распространение и известность библиографические сайты: «Лаборатория фантастики» (http://fantlab.ru/); сайты о фантастике и НФ (http://www.outzone.ru/; http://www.Rusf.ru); сетевые литературные журналы (например, литературный журнал фантастики «РБЖ Азимут» - www.rbg-azimut.com); интернет-объединения фантастов и любителей фантастики (Клуб фантастов Крыма (http://fantclub.ru/); Российский клуб авторов фантастики (http://fantasts.ru/); Неформальный клуб любителей фантастики (http://www.fandom.ru/ и т.д.); ресурсы, осуществляющие информационную поддержку конференций по фантастике (например, официальный сайт «Беляевских чтений» (http://sf-science.ru)).

Как отмечает Е.Н. Ковтун, «на рубеже тысячелетий фантастика перестает осознаваться как главным образом литературный феномен. На первое место в воплощении фантастического выходят кинематограф и индустрия компьютерных игр. Но и литературные произведения изменяют свой облик под воздействием новых информационных технологий, прежде всего Интернета. Это ведет к более широкому восприятию фантастического как разновидности необычайного и заставляет искать новые методологии изучения вымысла в культуре XXI в.» 16. Фантастический контент, подтверждая мысль о метажанровой природе фантастики, охватывает ряд семиотических множеств, в число которых входит не только кинематограф и компьютерные игры, но и научно-популярные книги, научно-популярная публицистика и журналистика. Интернет способствовал развитию виртуальной ипостаси фэндомов - сайтов и порталов, в рамках которых члены сообщества обмениваются информацией, совместно редактируют контент, создают архивы, осуществляют информационную и PR-поддержку литературно-художественных конкурсов и мероприятий (фестивалей, игр и т.д.). И хотя для такого рода сообществ значимым является пользовательский контент социальных медиа, видеохосингов и блогосферы, немаловажную роль играют порталы, возникающие в качестве интернет-аналогов специализированных СМИ, в которых органично соединяется информационно-новостной, публицистический, аналитический, научно-популярный и литературно-художественный контент.

В настоящее время явление, при котором репрезентация фантастики принимает облик сетевых изданий, не получило комплексного научного освещения. Но, безусловно, интернет-порталы, которые предприняли попытку интегрировать подавляющее большинство форм фансообществ, представляют интерес не только как компонент

14 Каку М. Физика невозможного : пер. с англ. 3-е изд. М. : Альпина нон-фикшн, 2012. С 8.

15 Черняк В.Д., Черняк М.А. Массовая литература в понятиях и терминах. С. 173.

16 Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. С. 447.

медиасистемы, имеющий свою целевую аудиторию, но и как часть современной массовой культуры. В систему таких ресурсов входит информационно-развлекательный портал «Мир фантастики» (МИРФ) (http://www.mirf.ru/), который является сетевым аналогом одноименного ежемесячного журнала, выходящего с 2003 года по настоящее время. Печатный журнал вобрал фанконтент разного рода (обозрение литературных и кинопроизведений, игр и комиксов, созданных в основных фантастических жанрах, материалы «о вымышленных вселенных, известных фантастах, фэндомах, мифологии и футурологии») и позиционирует себя как «ежемесячный российский журнал о фэнтези и фантастике во всех их проявлениях». «Мир фантастики» отмечен наградой Европейского общества научной фантастики в номинации «Лучший журнал» (2006), «Бронзовым Икаром» «за общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду традиционной научно-фантастической литературы» (2006), премией Александра Беляева, в том числе «За цикл рецензий на произведения научно-художественной литературы» (2008), призом имени Ивана Ефремова и другими наградами.

Восприятие и оценка «эклектичности» его контента различна: наряду с признанием, «Мир фантастики» вызывает и критику. Так, например, писатель Александр Зорич («псевдоним писательского тандема Дмитрия Вячеславовича Гордевского и Яны

17

Владимировны Боцман» ) в статье «Пространство воображаемого как земляничная

поляна (о журнале «Мир фантастики»)» указывает: «Кроме собственно фантастических

текстов "Мир фантастики" поставляет <...> литературные новости, рецензии на книги,

критические эссе о проблемах фантастического жанра, мастер-классы по литературному

мастерству, интервью с писателями-фантастами <...>. Также имеются: свежайшие

сплетни киноиндустрии, новости аниме, компьютерных и ролевых игр, научпоп, <...> со

всем этим соседствуют материалы по толкиенистике, истории оружия, хронологии

фантастики, здесь же фантастов поздравляют с юбилеями, а бывалые ездуны делятся

впечатлениями о конвентах <...> Особенность "Мира фантастики" в том, что орган этот

вернул литературу в ситуацию конструктивного синкретизма, в котором она счастливо

пребывала в архаические времена (когда литературный перформанс был немыслим без

музыкантов и хора, когда вербальное плавно перетекало в невербальное, текст - в театр, а

18 „

тот - в мистерию)» 18. Данный отзыв, несмотря на его субъективную оценку, точно отражает типоформирующие характеристики журнала, которые сохранились не только в печатной версии, но и на сайте «Мир фантастики» (Mirf.ru), начавшем работать в 2011 году и получившем тогда же награду «Роскона» за лучший интернет-проект, посвященный фантастике.

Эклектичность издания перенесена в мультимедиаформат. Как указано на сайте ресурса, «новый mirf.ru - больше не архив бумажного журнала. Теперь это полноценный информационно-развлекательный сайт <...> Мы пишем в основном о фантастике, но не только о ней. Нас интересует все, что связано с кино, сериалами, комиксами, популярной наукой и гик-культурой. Фантастике и фэнтези мы уделяем основное внимание, но не ограничиваемся ими <...> Мы сразу публикуем материалы высокой актуальности, включая рецензии. Рецензий в номере немало, поэтому вам кажется, что выложено уже полномера, но по факту это не более 20 %» 19. Главным редактором издания является Сергей Серебрянский, заместителем редактора, редактором сайта и сообществ МИРФ - Александр Гагинский, новости редактирует Александр Стрепетилов, раздел литературы курирует Борис Невский, в число авторов входит также и графический мем-медиамаска «Кот-редактор Emperor of catkind», которому, в частности, принадлежит ряд информационно-новостных материалов.

В число постоянных авторов входят журналисты Алексей Ионов и Дмитрий Злотницкий, литературный критик Василий Владимирский, блогер и журналист Кирилл

17 URL : http://www.zorich.ru/author/alexander zorich biography.htm

18 URL : http://www.zorich.ru/press/review088.htm

19 URL : http://www.mirf.ru/faq/new-mirf

Размыслович, писатель-фантаст, популяризатор науки, Антон Первушин и др. Из 12 постоянных авторов 7 пишут для рубрик «Кино» и «Сериалы», 3 - для рубрики «Игры», 3 - для рубрики «Наука», 4 автора специализируются на публикациях о комиксах. Авторское «поле» стремится к расширению: на сайте можно встретить публикации десятков современных журналистов, публицистов, литераторов и блогеров (например, Лина Лобарева (возглавлявшего издание в 2012-2015 годах), Сергея Бережного, Дмитрия Шепелёва, Павла Тимченко, Андрея Зильберштейна, Евгения Пекло, Елены Кушнир, Яны Трифоновой, Дарьи Беленковой и др.). Кроме этого, в статье «Как стать автором МИРФ» отмечается: «Наш журнал всегда ищет новых авторов. Если вы любите фантастику так же, как любим ее мы, и умеете хорошо писать, мы будем рады, если вы вольетесь в нашу команду» 20. В публикации не только указано, какие сведения авторы должны привести, но и предложены своего рода методические рекомендации «для авторов журналистских и публицистических текстов - статей, обзоров, новостей, топов», содержащие советы: «Как писать тестовую статью или рецензию?», «Как оформлять текст?» и т.д.: «Перечитайте тексты, которые вам нравятся больше всего, возможно - несколько раз. Ваша задача -

понять особенности стиля. Структуру. Порядок изложения мыслей. И вообще, как мы

21 w пишем» . Наблюдения показывают, что контенту МИРФ при разной тематике и

жанровой принадлежности его компонентов (которые представляют собой

информационно-новостные, литературно-критические, научно-популярные материалы;

рецензии, обзоры, новостные заметки, интервью и т.д.) присущи унифицированные

дискурсивные характеристики, свидетельствующие не только о редакторской работе, но и

медиаполитике, направленной на уникальность и узнаваемость проекта.

С главной страницы можно выйти на рубрики «Новости», «Кино», «Сериалы», «Книги», «Наука», «Игры», «Комиксы», «Миры», «Фан», «Журнал». Последняя содержит информацию о формах и условиях приобретения печатного журнала. В январе 2017 года работала рубрика «Итоги года», в статьях которой анализировались самые «медийные» события и произведения мира фантастики в целом. Кинематографический компонент занимает в издании лидирующую позицию. Так, например, на 21 февраля 2017 года из 23 материалов, представленных на главной странице, 14 были посвящены событиям киноиндустрии. В разделе «Новости», как правило, наблюдается такая же картина: количество кинематографических новостей составляет 60-90 % новостной ленты. Отметим также, что информационно-новостной контент органичен формату сообщений информагентств: традиционные короткие сообщения (3-4 абзаца), содержащие фото или видео, а также ссылки на источники информации (новостной агрегатор, информагентство, сетевое СМИ и т.д.). Новости сопровождаются ссылками для получения подробной информации. Нередко встречаются лонгриды (англ. "long read" - «долгое чтение»), что подтверждает мнение исследователей современных массмедиа о жизнеспособности «журналистики длинных форм»: «практика развития журналистики показывает, что длинный текст все-таки не исчезает с медийного поля и обретает "новую жизнь", видоизменяясь и обрастая новыми качествами и особенностями в цифровом пространстве <...> Главное, что контент, созданный в рамках этого нового течения, противостоит

миниатюризации медиасообщений и направлен на медленное, вдумчивое чтение и

22

смотрение» . Данные лонгриды, как правило, являются мультимедийными.

Раздел «Миры» содержит контент, посвященный самым распространенным и многочисленным фэндомам в России. Здесь находятся статьи о так называемых «Вселенных» - "DC" и "Marvell", о фэндомах "Star Wars", «Гарри Поттер», «Игра престолов», а также "Warcraft", "Star Trek", «Властелин колец» и «Хоббит», "Gravity falls",

20 URL : http://www.mirf.ru/faq/kak-stat-avtorom-mirf

21 Там же.

22 Галустян А., Кульчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин [и др.]. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. С. 180 ; URL : http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/mul-timediiny-e-longridy-kak-novy-i-format-onlain-zhurnalistiki/

"Diesney", что также свидетельствует о преобладании кинематографического компонента. Отметим, что из числа фэндомов только "Star Wars" и "Star Trek" характеризуются научно-фантастической ориентацией. Однако это совершенно не мешает изданию последовательно отстаивать научные взгляды на мир, о чем свидетельствуют материалы раздела «Наука», постоянным автором которого, например, является писатель и журналист Антон Первушин. Ему принадлежит ряд статей, в числе которых «Почему американцы точно были на Луне» (22.07.2016), «Мнение: Космос как национальная идея

(28.04.2016), «Космонавты до Гагарина. Разоблачение мифа» (13.04.2016) и т.д. Кроме этого, издание отводит научной тематике и новостную нишу (для сравнения можно указать, что в агрегаторах Яндекс и Google Новости раздел «Наука» занимает восьмое и пятое места соответственно): «Комиссия РАН приравняла гомеопатию к лженауке»

(06.02.2017), «SpaceX снова успешно посадила первую ступень Falcon 9» (20.02.2017), «Инженер из Перми построил говорящего "Терминатора"» (21.02.2017) и т.д. Перцепция научного начала в фантастической литературе и фильмах является смысловой доминантой множества текстов: «Насколько достоверен "Интерстеллар"?» (видеостатья) (Алексей Ионов, 10.04.2015), «Фильм "Викинг" vs реальная история Владимира» (Алексей Ионов, 12.01.2017), «Что предсказал Жюль Верн» (Дмитрий Злотницкий, 16.11.2011). Все статьи раздела «Наука» делятся на группы «Будущее. Статьи о футурологии и высоких технологиях», «Космос. Статьи об астрономии и космонавтике» и «Прошлое. Занимательные факты из истории».

Интерес представляет насыщенный литературно-критический контент, который собран в разделе «Книги». Здесь работают рубрики «Обзоры книг», «Новые книги», «Фантасты», «Мастер-класс» и «Фантастические рассказы». Получивший распространение на сайте жанр рецензии сосредоточен в рубрике «Обзоры книг. Рецензии на новые книги в жанрах фантастики, фэнтези, ужасов и близких к ним». В рубрике размещаются статьи, посвященные вышедшим произведениям современных фантастов, как российских, так и зарубежных, деятельности издательств, выпускающих фантастику, обзорам сборников произведений: из 36 рецензий, представленных за последние пять месяцев на сайте, 24 посвящены произведениям зарубежных авторов. Рецензенты уделяют внимание переизданным классикам фантастической литературы, но основной корпус рецензируемых текстов формируют произведения современных авторов. Материалом для рассмотрения чаще всего становятся крупные эпические формы - романы, а также антологии и сборники рассказов. В корпусе рецензий можно встретить материалы Эдуарда Козлова («Роман Бубнов "Гелиос. Жизнь после нас"», 29.11.2016), Бориса Невского («"Гарри Поттер" и проклятое дитя: необязательное продолжение», 12.12.2016), Василия Владимирского («Чайна Мьевиль "В поисках Джейка"», 24.01.2017 и «"Затерянный дозор". Лучшая фантастика 2017», 15.01.2017), Андрея Зильберштейна («Грег Иган "Город перестановок"», 05.02.2017) и др. По мнению обозревателя Александры Королёвой («"Лучшая фантастика XXI века": сборник», 29.01.2017), цель антологии «Фантастика XXI века» - «исследовать и обозначить векторы развития современной НФ», которая «вполне освоилась в век, когда предсказания фантастов не

успевают сбываться, настолько быстро все происходит в науке, технике и социальной

23 „

жизни» . В обзоре Андрея Зильберштейна «Книжная фантастика 2017: чего ждать?» (17.01.2017) указывается: «Что прошедший год, что 2017-й можно без лишней скромности назвать "годами научной фантастики в России"» 24. Таким образом, научный компонент фантастических произведений является в представлении авторов издания смыслообразующим и систематические отсылки к нему присутствуют в разных разделах и рубриках.

23 URL : http://www.mirf.ru/book/bookreview/luchshaya-fantastika-xxi-veka-sbornik

24 URL : http://www.mirf.ru/book/knizhnaya-fantastika-2017-chego-zhdat

Одним из авторов рецензий является литературный критик и писатель Василий Владимирский. Рассматривая антологию научно-фантастических рассказов «Край бесконечности», он, в частности, отмечает: «Осваивать Солнечную систему предстоит совсем другим существам: тем, кто рискнет отказаться от привычной формы тела, от традиционного бинарного мышления, от общения "словами через рот" <...> Перед нами действительно новый взгляд на перспективы освоения Солнечной системы, итог работы коллективного разума современных англо-американских фантастов...» 25. В центре внимания рецензента находится, как правило, и жанровое своеобразие текстов. Это прослеживается, например, в анализе романа Евгения Прошкина «В режиме бога», который наделяется чертами социальной фантастики и боевика: «Роман устроен не то чтобы сложно - это не самое подходящее слово, - но уж точно нетривиально. Бешеный темп и непредсказуемая смена сюжетного вектора дезориентирует, ломает жанровую формулу» 26. Укажем, что, несмотря на весьма ощутимое внимание литературных критиков к жанру НФ, ей никак не удается занять в системе исследуемых объектов первое место. Это обусловлено прежде всего литературной «модой» на фэнтези и жанровой эклектичностью современных фантастических произведений в целом.

Даже у тех авторов, которые стали известными благодаря своим научно-фантастическим текстам, рецензенты отмечают интенсивные жанровые поиски, зачастую приводящие к полному уходу от НФ. Так, в рецензии на «Трилогию Синего муравья» У. Гибсона Ю. Перебаев указывает: «Уильяму Гибсону уже давно тесно в рамках рожденного им со товарищи киберпанка, да и фантастики вообще. Вот и "Трилогию Синего муравья" сложновато отнести к НФ. Это иллюстрация к нашей (точнее, западной) сегодняшней жизни. Иллюстрация, созданная на высоком литературном и стилистическом уровне, обладающая чертами детектива, триллера, психологического исследования, производственного романа из жизни дизайнеров или маркетологов, но практически не имеющая отношения к фантастике» 27. Жанровая эклектичность отмечается В. Владимирским в высоко оцененном им романе Салмана Рушди «Два года, восемь месяцев и двадцать восемь ночей», созданном, по мнению критика, не без воздействия магического реализма: «Это одновременно философский и авантюрный, любовный и аллегорический роман, сатира, сказка и метафора. Вряд ли такое стало бы возможно, не обратись автор к канону классической восточной сказки» 28. К жанру сказки обращается обладатель Пулитцеровской премии Майкл Каннингем. Анализируя его сборник «Дикий лебедь и другие сказки», А. Давыдова характеризует представленные в нем произведения как «не просто набор интересных, прекрасно написанных, психологически достоверных сказок». Это, по мнению рецензента, «хорошо продуманный, с введением и заключением, ритмически выверенный конструкт, обладающий общей стилистикой и магистральной идеей» 29. Литературно-критический разбор современных сказок также не является аналитической доминантой данного медиаресурса. В критической палитре, как было указано выше, преобладают рецензии на фэнтези.

Так, Ю. Перебаев определяет роман Марины Тараненко «Хирофанты. Знак звезды» как «подростковое городское фэнтези», отмечая, что «система хиромагии да устройство мира не даст приуныть» 30. Очередному роману из цикла героико-эпического фэнтези

25 Владимирский В. Край бесконечности: антология. 26.03.2017. URL : https://www.mirf.ru/book/krai-beskonechnosti

26 Владимирский В. Евгений Прошкин «В режиме бога». 03.04.2017. URL : https://www.mirf.ru/book/ evgenii-proshkin-v-rezhime-boga

27 Перебаев Ю. Уильям Гибсон «Нулевое досье». 27.03.2017. URL : https://www.mirf.ru/book/william-gibson-nulevoe-dosje

28 Владимирский В. Салман Рушди «Два года, восемь месяцев и двадцать восемь ночей». 09.04. 2017. URL : https://www.mirf.ru/book/salman-rushdie-2-goda-8-mesvatsev-i-28-nochei

29 Давыдова А. Майкл Каннингем «Дикий лебедь и другие сказки». 19.03.2017. URL : https://www.mirf.ru/ book/michael-cunningham-dikii-lebed-i-drugi

30 Перебаев Ю. Марина Тараненко «Хирофанты. Знак звезды». 21.03.2017. URL : https://www.mirf.ruy book/marina-taranenko-khirofantv-znak-zvezdv

«Ричард Длинные Руки» посвящена рецензия А. Зильберштейна . О романе Брендона Сандерсона «Сплав закона», созданному в жанре приключенческого фэнтези, пишет Д. Злотницкий 32, а объектом литературно-критического внимания А. Королёвой становится мифологическое фэнтези Р.Дж. Беннетта «Город лестниц»: «Роман основан на распространенном фэнтезийном мотиве "гибели богов" <...> Внутри психоделической фэнтезийной обертки, впрочем, спрятана довольно-таки мрачная история на актуальные темы нашей реальности: войны и их последствия, расизм, терроризм, коррупция» . Даже «настоящий роман воспитания» («история преображения подростка, очень любящего читать, в настоящего писателя»), каким, по мнению автора «Мира фантастики» Ж. Галиевой, является произведение Л. Гроссмана «Земля волшебника», наделен жанровыми характеристиками «фэнтези» и «хоррор» 34.

Рецензии, как и в печатной версии издания, снабжаются инфографической вставкой -таблицей с оценкой рецензируемого произведения (по десятибалльной шкале) и с указанием, что «удачно» (сюда могут входить параметры «обаятельные герои», «увлекательность», «умело закрученная интрига», «общий мотив», «разнообразие аранжировок», «изобретательность лучших авторов», «психологически достоверный конфликт отцов и детей», «интересные альтернативные реальности», «масштабность», «обилие экшена», «разнообразный мир»), а что «неудачно» («упрощенность», «отказ от экспериментов», «неровность сборника», «банальность некоторых текстов», «картонные злодеи», «обильный фансервис», «атмосфера фанфика», «избыточность объяснений и терминов», «стилистические огрехи», «недостаточно яркие герои» и т.д.).

Рубрика «Новые книги» (подзаголовок «Советуем интересные книги по темам и жанрам») также включает рецензии и обзоры, объединенные советом «Что почитать». Сюда входят ежемесячные обзоры («Книжные новинки ноября», «Книжные новинки декабря» и т.д.), а аналитические статьи сочетаются с рейтингами и «топами»: «10 лучших фантастических комиксов 2016 года», «10 нашумевших научно-фантастических романов XXI века», «10 лучших фантастических книг 2016 года», «15 самых ожидаемых фантастических книг 2017 года, «Главные научные фантасты современности», «Советская космическая фантастика», «Три современные научно-фантастические книги, достойные золотого века», «Что посмотреть и почитать в Новый год и Рождество» и т.д. В публикации «Итоги десятилетия: 2003-2013. Книги» Борис Невский, в частности, указывает: «За минувшее десятилетие глобальных революций в фантастической литературе не случилось. Единственное радикальное новаторство, самым существенным образом повлиявшее на мир книги, оказалось техническим, а не творческим. Даже рождение "нового" направления мэшап сродни мышиному писку. Что еще? Стимпанк стал популярнее, детская фантастика выросла из коротких штанишек, "твердая" НФ

35

укрепила позиции да фэнтези заметно почернела» 35. Стоит отметить и интенсивность, с которой авторы издания осваивают новый фантастический контент и предлагают разные формы его репрезентации.

В рубрике «Фантасты» (подзаголовок «Статьи о писателях-фантастах и интервью с ними») представлена подборка материалов об авторах, чьи произведения являются «знаковыми» для поклонников фантастики и для литературного процесса в целом. Здесь есть публикации Сергея Бережного «Памяти Бориса Стругацкого» и «Круги на всегда. Памяти Феликса Кривина», Михаила Попова «Гражданин галактики: Роберт Хайнлайн», Михаила Манакова и Кирилла Ратникова «Неизвестный Кир Булычёв: поэт, ученый,

31 Зильберштейн А. Вера Камша, Гай Юлий Орловский «Ричард Длинные Руки - Король-чародей». 01.04.2017. URL : https://www.mirf.ru/book/kamsha-gaj-yulij-orlovskij-richard-dlinnye-ruki-korol-charodej

32 Злотницкий Д. Брендон Сандерсон «Сплав закона». 15.03.2017. URL : https://www.mirf.ru/book/ brendon-sanderson-splav-zakona

33 Королёва А. Роберт Джексон Беннетт «Город лестниц». 02.04.2017. URL : https://www.mirf.ru/ book/robert-jackson-bennett-gorod-lestnic

34 Галиева Ж. Лев Гроссман «Земля волшебника». 05.04.2017. URL : https://www.mirf.ru/book/lev-grossman-zemlya-volshebnika/

35 URL : http://www.mirf.ru/book/itogi-desyatiletiya-2003-2013-knigi (дата обращения: 18.08.2013).

художник», Александра Стоянова «Герберт Уэллс и научный пессимизм», в которой, в частности, говорится: «Большинство книг автора критики называли ненаучной фантастикой. В "Войне миров" (1898) он описал лазер - и это вызвало улыбку. В романе "Когда спящий проснется" (1899) упоминается бытовой видеомагнитофон. В рассказе "Земные броненосцы" (1903) предсказаны танки, "Война в воздухе" (1908) рассказывала о применении самолетов в сражениях, а "Освобожденный мир" (1914) нарисовал мрачную перспективу атомной войны <...> На данный момент сбылось более 80 % предсказаний писателя. Возможно, будущее еще откроет для нас тайны невидимости и путешествий во времени» 36. Анализ данных материалов также свидетельствует об интересе авторов к НФ.

Рубрика «Мастер-класс» содержит статьи, которые объединяют просветительскую и исследовательскую тенденции: обсуждаются, например, отличия в переводах «Гарри Поттера», степень научной осведомленности писателей-фантастов об изображаемых явлениях (Леонид Каганов «Чем пахнет в трюме звездолета? Или как описывать невозможное»), даются советы по написанию рецензий (Ника Батхен «Как написать рецензию?»). Встречаются материалы из творческой лаборатории Генри Лайона Олди (псевдоним писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского) (например, «Как оживить образ»). Показательны утверждения из интервью с этими фантастами «Как современные книги превращаются в кино», свидетельствующие о доминировании кинематографа в фантастике:

«О. Л. Конечно, читателю нужны, необходимы художественные средства выразительности. Он без них попросту не станет читать. Ему просто литературные средства не нужны. А какие же ему нужны? А кинематографические.

Д. Г. Причем имеется в виду не авторское артхаусное кино, а кассовый

«-» 37

голливудский блокбастер класса "А"» 37.

В рубрике «Фантастические рассказы» аналитический контент уступает место художественному. Материалы, которые здесь публикуются, включают фрагменты фантастических произведений, как современных, так и классических, нередко сопровождаемые комментариями или пояснениями: таковы материалы Лина Лобарёва «Фрэнсис Хардинг "Песня кукушки". Отрывок из романа», Натальи Семёновой «"Властелин колец" в СССР. История первого перевода Зинаиды Бобырь», Карен Ли Стрит «"Эдгар Аллан По и Лондонский Монстр". Отрывок из романа и комментарий автора» и т.д.

При сочетании разных репрезентативных форм современной фантастики, придающих контенту портала пестроту, нетрудно уловить «идеологию» издания -стремление к популяризации науки и «уклон» в сторону научной фантастики. Мотивом может служить заголовок одного из материалов: «Твердая научная фантастика жива и процветает!». Но типоформирующие признаки издания, позиционирующего себя как информационно-развлекательный портал, так или иначе будут влиять на устойчивое присутствие в его контенте традиционных новостных аттрактантов: рейтингов, сообщений о скандалах (например, «Как в интернете отреагировали на вручение "Оскара"», 27.02.2017; Борис Невский «Скандал в благородном семействе: страсти вокруг "АБС-премии"», 16.02.2017 и т.д.), селебрити (актеров и режиссеров) в качестве героев публикации. Осваивание и удержание медиапространства современными изданиями, как известно, осуществляется различными способами, которые, возможно, и расцениваются некоторыми аудиториями как неорганичные. Но, например, И. Яковенко, рассуждая о системе российских научно-популярных журналов и проблемах функционирования их на рынке СМИ, указывал на коммерческие достижения издания «Вокруг света» и напрямую связывал их с грамотной рекламной политикой: «Некоторые факторы успеха лежат на поверхности: 150-летний российский бренд, обеспечивающий 5-миллионную аудиторию, узнаваемость

36 иКЬ : http://www.mirf.ru/book/gerbert-uells-i-nauchnvv-pessimizm

37 иКЬ : http://www.mirf.ru/book/knigi-prevraschavutsva-v-kino

плюс современный менеджмент и ориентация на бизнес-продвижение на рекламном рынке. Но главный фактор успеха, который позволил изданию задействовать все упомянутые преимущества и конвертировать их в коммерческий успех, - это, несомненно, смена владельца в 2000 году, когда журнал приобрел генеральный директор "Видео Интернешнл" Сергей Васильев. Благодаря подключению мощностей крупнейшего продавца рекламы удалось создать современный издательский концерн с мощным отделом продаж,

38

выпускающий несколько журналов, путеводители и другую продукцию» .

Функционирование интернет-портала включает формы обратной связи, которая предполагает работу с пользователями и фансообществами. Как уже было указано, издание приглашает к работе авторов «журналистских и публицистических текстов - статей, обзоров, новостей, топов». В издании могут публиковаться авторы художественных текстов средних и малых жанров (рассказы, повести). Общение с пользователями осуществляется в том числе при помощи форума (http://forum.mirf.ru/), в котором 17 разделов были объединены в 6 рубрик. «Мир фантастики» представлен в социальных медиа «ВКонтакте», Facebook Twitter, Instagram, а также на Youtube (есть собственный канал на этом видеохостинге).

Информационно-развлекательный портал «Мир фантастики» представляет собой медиаресурс, в котором нашли отражения интегрированные формы современной репрезентации фантастики. Издание практикует смешанный контент (новостной, аналитический, научно-популярный, художественный), но тематически разноплановые журналистские и публицистические материалы, будучи стилистически гомогенными, свидетельствуют о медиаполитике издания и редакторской работе. Визуализация, являющаяся необходимым элементом материалов современных информационных ресурсов, приводит к широкому использованию мультимедиа, которые органично включены в формат лонгридов. Новостной и критический контент издания (в корпусе последнего представлены рецензии, обзоры, топы и аналитические статьи, принадлежащие писателям, публицистам, блогерам, геймерам) отражает преобладание кинематографического компонента в современной фантастике. К числу особенностей «Мира фантастики» как типа информационно-развлекательного издания относится систематический интерес его авторов к словесному «полю» фантастики, как к классическому наследию, так и творчеству современных писателей. Кроме этого, в репрезентативном пространстве портала достаточно заметно внимание авторов к жанру НФ, которое в сочетании с установкой на продвижение научного мировоззрения сообщает материалам издания просветительский характер.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Амнуэль, П. Ученые, журналисты, фантасты [Электронный ресурс] // Троицкий вариант - наука.

- Режим доступа : http ://trv-science.ru/2016/11/15/uchenye -zhurnalisty-fantasty/

2. Гаевский, В. Фантастика как мировоззрение [Электронный ресурс] / В. Гаевский, Ю. Орлова. - Режим доступа : http://fantclub.ru/fantasticologies/15-fantastika-kak-mirovozzrenie.html

3. Галустян, А. Мультимедийные лонгриды как новый формат онлайн-журналистики [Электронный ресурс] / А. Галустян, Д. Кульчицкая // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин [и др.]. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. - С. 179-205. - Режим доступа : http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/mul-timediiny-e-longridy-kak-novy-i-format-onlain-zhurnalistiki/

4. Головачева, И.В. О соотношении фантастики и фантастического [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9, Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2014. - Вып. № 1. - С. 33-42.

5. Головачева, И.В. Размышления о теориях научной фантастики 2000-х годов [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2013. - Вып. № 2.

- С. 18-27.

38 Яковенко И. Рынок научно--популярных журналов. Аналитический обзор. М., 2012. URL : http:// pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskii-obzor/

6. Зорич, А. Пространство воображаемого как земляничная поляна (о журнале «Мир фантастики» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Александра Зорич. - Режим доступа : http://www.zorich.ru/press/review088.htm

7. Ковтун, Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века [Текст] : учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 2008. - 484 с.

8. Мир фантастики [Электронный ресурс] : информационно-развлекательный портал. - Режим доступа : http://www.mirf.ru/

9. Подлубнова, Ю.С. Метажанры, мегажанры и другие жанровые образования в русской литературе [Текст] // Герменевтика литературных жанров / под общ. ред. В.М. Головко. - Ставрополь, 2007.

- С. 293-297.

10. Тодоров, Ц. Введение в фантастическую литературу [Текст] / пер. с фр. Б. Нарумова. - М. : Дом интеллектуальной книги : Русское феноменологическое общество, 1997. - 144 с.

11. Фантасты. Ru - российский клуб авторов фантастики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fantasts.ru/

12. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.

13. Черняк, В.Д. Массовая литература в понятиях и терминах [Текст] : учеб. слов.-справ. / В.Д. Черняк, М.А. Черняк. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2015. - 192 с.

14. Шикарев, С. Высокие волны, тихие заводи. О цветной фантастике [Электронный ресурс] // Октябрь. - 2016. - № 6. - Режим доступа : http://magazines.russ.ru/october/2016/6/vvsokie-volnv-tihie-zavodi.html

15. Яковенко, И. Рынок научно-популярных журналов. Аналитический обзор [Электронный ресурс].

- Режим доступа : http://pressaudit.ru/rvnok-nauchno-populvarnvx-zhurnalov-analiticheskii-obzor/

REFERENCES

1. Amnuel', P. Uchenye, zhurnalisty, fantasty [Electronic resource] // Troitskij variant - nauka. - Mode of access : http://trv-science.ru/2016/11/15/uchenye-zhurnalisty-fantasty/

2. Gaevskij, V. Fantastika kak mirovozzrenie ['Electronic resource] / V. Gaevskij, Ju. Orlova. - Mode of access : http://fantclub.ru/fantasticologies/15-fantastika-kak-mirovozzrenie.html

3. Galustjan, A. Mul'timedijnye longridy kak novyj format onlajn-zhurnalistiki [Electronic resource] / A. Galustjan, D. Kul'chitskaja // Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 / A. Amzin [i dr.]. - Ekaterinburg : Gumanitarnyj universitet, 2016. - S. 179-205. - Mode of access : http:// newmedia2016.digital-books.ru/kniga/mul-timedijnv-e-longridv-kak-novv-j-format-onlajn-zhurnalistiki/

4. Golovacheva, I.V. O sootnoshenii fantastiki i fantasticheskogo [Text] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 9, Filologija. Vostokovedenie. Zhurnalistika. - 2014. - Vyp. N 1. - S. 33-42.

5. Golovacheva, I.V. Razmyshlenija o teorijah nauchnoj fantastiki 2000-h godov [Text] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 9, Filologija. Vostokovedenie. Zhurnalistika. - 2013. -Vyp. N 2. - S. 18-27.

6. Zorich, A. Prostranstvo voobrazhaemogo kak zemljanichnaja poljana (o zhurnale "Mir fantastiki" [Electronic resource] // Ofitsial'nyj sajt Aleksandra Zorich. - Mode of access : http:// www.zorich.ru/press/review088.htm

7. Kovtun, E.N. Hudozhestvennyj vymysel v literature XX veka [Text] : ucheb. posobie. - M. : Vysshaja shkola, 2008. - 484 s.

8. Mir fantastiki [Electronic resource] : informatsionno-razvlekatel'nyj portal. - Mode of access : http://www.mirf.ru/

9. Podlubnova, Ju.S. Metazhanry, megazhanry i drugie zhanrovye obrazovanija v russkoj literature [Text] // Germenevtika literaturnyh zhanrov / pod obsch. red. V.M. Golovko. - Stavropol', 2007. - S. 293-297.

10. Todorov, Ts. Vvedenie v fantasticheskuju literaturu [Text] / per. s fr. B. Narumova. - M. : Dom intellektual'noj knigi : Russkoe fenomenologicheskoe obschestvo, 1997. - 144 s.

11. Fantasty. Ru - rossijskij klub avtorov fantastiki [Electronic resource]. - Mode of access : http://fantasts.ru/

12. Frejdenberg, O.M. Mif i literatura drevnosti [Text]. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Izdatel'skaja firma "Vostochnaja literature" RAN, 1998. - 800 s.

13. Chernjak, V.D. Massovaja literatura v ponjatijah i terminah [Text] : ucheb. slov.-sprav. / V.D. Chernjak, M.A. Chernjak. - 2-e izd., ster. - M. : FLINTA, 2015. - 192 s.

14. Shikarev, S. Vysokie volny, tihie zavodi. O tsvetnoj fantastike [Electronic resource] // Oktjabr'. -2016. - N 6. - Mode of access : http://magazines.russ.ru/october/2016/6/vysokie-volny-tihie-zavodi.html

15. Jakovenko, I. Rynok nauchno-populjarnyh zhurnalov. Analiticheskij obzor [Electronic resource]. - Mode of access : http://pressaudit.ru/rynok-nauchno-populyarnyx-zhurnalov-analiticheskij-obzor/

N.V. Dolgova

FANTASY WORLD AS REPRESENTED IN RUSSIAN ONLINE MEDIA (BASED ON THE INFOTAINMENT PORTAL "FANTASY WORLD")

The article focuses on online media as a media integrating the features of the publicistic and the belles-letters style. The author maintains that contemporary fantasy fiction has meta-genre characteristics reflected in numerous online discourses and communicative events (specialized sites, literary portals, internet clubs, fan societies in social media). The research focuses on the infotainment portal "Fantasy World", which is characterized by traditional means of presentation (topical news, visualization, cinematography as a prevailing topic, etc.) and interest in fantasy worlds, fantasy and science fiction, scientific worldview.

Fantasy, scientific fiction, mass media, internet, infotainment portal, literature of the 21st century, fan fiction, long reads.