Научная статья на тему 'РУМЫНИЯ И ГЕРМАНИЯ : ИСТОРИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

РУМЫНИЯ И ГЕРМАНИЯ : ИСТОРИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУМЫНИЯ / ГЕРМАНИЯ / НЕМЕЦКОЕ ЭТНИЧЕСКОЕ МЕНЬШИНСТВО / ЕВРОСОЮЗ / НАТО / США / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Биткова Татьяна Георгиевна

Политические и экономические аспекты взаимоотношений между Румынией и Германией в XXI в. рассматриваются в контексте исторической ретроспективы, в том числе в ракурсе драматических событий ХХ в. Представлены краткие сведения из истории возникновения немецкой общины на территории Румынии, ее важной роли в культурном и экономическом развитии регионов проживания. Последнее способствует созданию особой атмосферы сегодняшних двусторонних контактов, связанных со стремлением ФРГ удержать немецкое сообщество Румынии на месте его настоящего пребывания, поскольку это создает дополнительный стимул для торговли и инвестирования немецкого капитала в Румынию. Дается краткий обзор культурно-гуманитарных программ ФРГ, призванных содействовать не только сплочению немецкого этнического меньшинства, но и продвижению немецкой культуры в Румынии. Приводятся данные о количестве и положении обширного сообщества румынских трудовых мигрантов в Германии. В статье отмечается, что политические контакты между странами не ограничиваются рамками ЕС и НАТО, развиваясь в том числе на двусторонней основе. Особое внимание уделяется разнице внешнеполитических подходов двух стран по ряду вопросов. Выявляются причины и обстоятельства отсутствия полного взаимопонимания, среди которых выделяются проамериканизм и антироссийская направленность внешней политики Румынии, что ярко проявилось в связи с проблемой ввода в действие газопровода Северный поток-2. Наряду с этим обращается внимание на усиление военного сотрудничества двух стран в рамках PESCO. Делается вывод о многозначном характере румыно-германских отношений на фоне заинтересованности ФРГ в расширении своего присутствия в Румынии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY AND ROMANIA: HISTORICAL, POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF INTERACTION

Political and economic aspects of relations between Romania and Germany in the XXI century considered in the context of historical retrospective, including from the perspective of the dramatic events of the XX century. Brief information about the history of the emergence of the German community on the territory of Romania, its important role in the cultural and economic development of the regions of residence is presented. The latter contributes to the creation of a special atmosphere of today’s bilateral contacts, behind which is the policy of the Federal Republic of Germany to keep the German community in its current place of residence, which creates an additional incentive for trade and investment of German capital in Romania. A brief overview of cultural and humanitarian programs of the FRG, designed to promote not only the rallying of the German ethnic minority, but also the promotion of German culture in Romania, is given. Data are provided on the number and position of the vast community of Romanian labor migrants in Germany. The article notes that political contacts between countries are not limited to the EU and NATO, but are also developing on a bilateral basis. Particular attention is paid to the difference in the foreign policy approaches of the two countries on a number of issues. The causes and circumstances of the lack of complete mutual understanding are identified, among which pro-Americanism and the anti-Russian orientation of Romania’s foreign policy stand out, clearly manifested in connection with the problem of putting the Nord Stream-2 into operation. At the same time, attention is drawn to the strengthening of bilateral military cooperation in recent years within the framework of PESCO. The conclusion is made about the ambiguous nature of the Romanian-German relations against the background of the interest of the FRG in expanding its presence in Romania.

Текст научной работы на тему «РУМЫНИЯ И ГЕРМАНИЯ : ИСТОРИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Б01: 10.31249/аре/2022.02.13

Биткова Т.Г.1, 2022

Румыния и Германия: исторические, политические и экономические аспекты взаимодействия

Аннотация. Политические и экономические аспекты взаимоотношений между Румынией и Германией в XXI в. рассматриваются в контексте исторической ретроспективы, в том числе в ракурсе драматических событий ХХ в. Представлены краткие сведения из истории возникновения немецкой общины на территории Румынии, ее важной роли в культурном и экономическом развитии регионов проживания. Последнее способствует созданию особой атмосферы сегодняшних двусторонних контактов, связанных со стремлением ФРГ удержать немецкое сообщество Румынии на месте его настоящего пребывания, поскольку это создает дополнительный стимул для торговли и инвестирования немецкого капитала в Румынию.

Дается краткий обзор культурно-гуманитарных программ ФРГ, призванных содействовать не только сплочению немецкого этнического меньшинства, но и продвижению немецкой культуры в Румынии. Приводятся данные о количестве и положении обширного сообщества румынских трудовых мигрантов в Германии.

В статье отмечается, что политические контакты между странами не ограничиваются рамками ЕС и НАТО, развиваясь в том

1 Биткова Татьяна Георгиевна - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН (tgbitkova@mail.ru).

числе на двусторонней основе. Особое внимание уделяется разнице внешнеполитических подходов двух стран по ряду вопросов. Выявляются причины и обстоятельства отсутствия полного взаимопонимания, среди которых выделяются проамериканизм и антироссийская направленность внешней политики Румынии, что ярко проявилось в связи с проблемой ввода в действие газопровода Северный поток-2. Наряду с этим обращается внимание на усиление военного сотрудничества двух стран в рамках PESCO. Делается вывод о многозначном характере румыно-германских отношений на фоне заинтересованности ФРГ в расширении своего присутствия в Румынии.

Ключевые слова: Румыния, Германия, немецкое этническое меньшинство, Евросоюз, НАТО, США, экономические связи, внешняя политика.

Румыно-германские отношения сегодня не исчерпываются рамками НАТО и Европейского союза, членами которых являются обе страны. Еще до вступления в эти организации (соответственно в 2004 в 2007 гг.) Румыния заключила ряд двусторонних соглашений с ФРГ, определивших юридические рамки взаимного сотрудничества.

В 1992 г. был заключен базовый Договор между Румынией и Федеративной Республикой Германия о дружественном сотрудничестве и партнерстве. Он послужил основой для контактов в разных областях, которые получили свое выражение в ряде конкретных соглашений (причем некоторые соглашения были подписаны еще до заключения этого договора). Упомянем межправительственные соглашения 1991-1996 гг.:

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии о сотрудничестве в области труда и социальной политики (1991);

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии о направлении немецких учителей в Румынию (1991);

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии о судоходстве по внутренним водным путям (1991);

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (1993);

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии о культурном сотрудничестве (1995);

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии о сотрудничестве в школах (1996);

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии о взаимном продвижении и защите капитальных вложений (1996);

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии о международных автомобильных перевозках людей и грузов (1996);

- Соглашение между Правительством Румынии и Правительством Германии относительно румынских военных захоронений в Германии и немецких военных захоронений в Румынии (1996) [КеЦц ..., 2022].

В этот же период были заключены соглашения и о военном сотрудничестве. В 1993-1998 гг. между двумя государствами на правительственном и министерском уровнях были подписаны три соглашения: 18 октября 1993 г. в Бонне было подписано Соглашение между Министерством национальной обороны Румынии и Федеральным министерством обороны Федеративной Республики Германия о военном сотрудничестве; спустя четыре года, 24 ноября 1997 г., в Бухаресте между Правительством Румынии и Правительством Федеративной Республики Германия было подписано Соглашение о взаимной защите секретной информации; наконец, 16 сентября 1998 г. было подписано Соглашение между Министерством национальной обороны Румынии и Федеральным министерством обороны Федеративной Республики Германия о взаимной медицинской помощи военнослужащим [АсоМ ..., 2014].

Отношения между Румынией и ФРГ получили новый импульс в посткоммунистический период. Но они имеют и более раннюю историю, которая, сколь бы драматичной она ни была, все же создала предпосылки для диалога и определенного взаимопонимания.

В межвоенный период румынская прозападная элита в политическом отношении ориентировалась либо на Францию, либо на Германию. Среди последних значился и маршал Йон Антоне-ску, что наряду с прочими причинами повлияло на решение румынских властей участвовать во Второй мировой войне на стороне Гитлера.

В послевоенный период Румыния стала первой после СССР страной коммунистического блока, установившей дипломатические отношения на уровне посольств с Федеративной Республикой Германия (31 января 1967 г.). Однако торговые отношения начали развиваться раньше, почти сразу после окончания войны, еще при Г. Георгиу-Деже. Н. Чаушеску продолжал эту линию, демонстрируя, в отличие от руководителей других стран Варшавского договора, стремление к более тесным контактам с западными государствами.

Немаловажным фактором в сегодняшних румынско-германских отношениях является то, что в Румынии наряду с другими национальными меньшинствами проживают этнические немцы и немецкая диаспора в течение нескольких веков оказывала заметное влияние на развитие территорий, сегодня принадлежащих этой стране.

Проблемы немецкого меньшинства в Румынии небезразличны для ФРГ, которая ныне придерживается так называемой политики корректного взаимодействия. Консульские представительства Германии располагаются именно в тех уездах, где находятся области компактного проживания этнических немцев (генеральное консульство в г. Сибиу и консульство в г. Тимишоара). В свое время Н. Чаушеску даже сумел извлечь экономическую выгоду из контактов с ФРГ, «продавая» местных немцев на историческую родину. В период с 1967 по 1989 г. Федеративная Республика Германия заплатила, по некоторым оценкам, более одного миллиарда немецких марок за выкуп румынских немцев, позволив, таким образом, более 225 000 из них покинуть Румынию [Meinhardt, 2011]. В базовом Договоре 1992 г. был пункт о немецкой эмиграции, который не придавался огласке ни с той ни с другой стороны [Betea, 2012].

Немцы Румынии - не однородная этническая группа, а несколько региональных подгрупп, каждая из которых в разное время и при разных обстоятельствах оказалась на этой территории, поэтому каждая имеет свои особые культурные традиции и говорит на своем диалекте. Самая большая и старейшая немецкая община на территории современной Румынии - трансильванские саксы. Часто их отождествляют со всеми румынскими немцами.

Трансильвания (или Ардял), как известно, стала частью Румынии только после Первой мировой войны. Румыноговорящее население, согласно данным румынских археологов, жило здесь еще со времен римских завоеваний, но, начиная со Средних веков, этнической группой, определяющей жизненный уклад господствующих и образованных слоев, были в основном венгры. Но саксы тоже оказали существенное влияние на формирование культурной и экономической среды Трансильвании, хотя их было значительно меньше, чем венгров. Первые саксы-колонисты появились здесь еще в XII в.: их пригласил венгерский король Геза II для строительства и укрепления городов, а также для развития горного дела. Были и другие, более поздние немецкие переселенцы, причем не только из Саксонии, но за всеми ними закрепилось название «саксы». Несмотря на то что их было относительно немного, благодаря своим деловым качествам и трудолюбию они образовали активную диаспору, сохранившую явные черты германской культурной цивилизации. Второй по численности является группа дунайских швабов, переселившихся в Банат, когда им владела Австро-Венгрия.

После Первой мировой войны и венгры, и немцы начали покидать Трансильванию и Банат. В особенности сократилась численность немцев. И все же, несмотря на то что центральные власти проводили политику «румынизации» этих регионов, в Румынии, согласно переписи 1930 г., проживали около 760 000 этнических немцев (4,1 % всего населения), а по данным 1939 г. - около 800 000 [Die deutschen ..., 1958, S. 46].

В 1940 г. под давлением нацистской Германии в Румынии была создана Немецкая этническая группа Румынии (НЭГР). Эта организация, имевшая статус юридического лица и непосредст-

венно подчиненная Берлину, официально представляла румынских немцев в течение 1940-1944 гг. Через Немецкую этническую группу происходило добровольное зачисление желающих в части германского вермахта и СС.

После разрыва отношений с Германией и перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции большинство сотрудников политических и военных структур НЭГР эмигрировали. 8 октября 1944 г. король Михай I издал Декрет № 485, в соответствии с которым Немецкая этническая группа Румынии была ликвидирована, все ее активы перешли в собственность румынского государства.

Тем не менее в 1946 г. на территории Румынии оставалось около 500 000 этнических немцев. Многие из них вскоре были вынуждены покинуть Румынию как по политическим, так и по экономическим мотивам. Лидер румынской компартии Г. Георгиу-Деж выступил за полное выселение немецкой диаспоры. Сталин был против такой меры, но согласился на то, чтобы лишить права голоса всех, кто был членом НЭГР. Таким образом, «практически 99% немцев Румынии» были лишены гражданских прав, в том числе права голоса [Stalin ..., 2008].

Большое количество немцев было депортировано в СССР. Советское правительство, как пишет немецкий историк М. Кро-нер, потребовало от Румынии наряду с другими репарациями 100 000 рабочих в качестве компенсации за ущерб, причиненный войной. Румынская сторона могла выполнить это требование, передав СССР немцев, проживавших в стране. При этом Соглашение о перемирии между Румынией и союзниками от 12 сентября 1944 г. не предусматривало никаких репараций посредством предоставления рабочей силы. Однако румынские, англо-американские, советские и другие архивные материалы (как опубликованные, так и неопубликованные) доказывают, что в планы советского руководства входила депортация немцев [Kroner, 2005].

В настоящее время в Германии зарегистрирована и действует Ассоциация трансильванских саксов. Она представляет интересы этнических немцев Румынии, которые вынуждены были пере-

селиться в Германию после Второй мировой войны. Ассоциация является членом Федерации изгнанных лиц.

В 1989 г., в момент падения режима Н. Чаушеску, в Румынии насчитывалось около 200 000 немцев, но по переписи 2002 г. - уже всего 60 000, а по переписи 2011 г. - 36 000. Многие, воспользовавшись возможностью свободного перемещения, уехали в Германию и Австрию.

Но даже сегодня, если приехать в Трансильванию или Банат, уже на бытовом уровне становится ясно, что жизненный уклад здесь отличается от того, что можно видеть в так называемом Старом королевстве с центром в Бухаресте. Это чувство усиливается при посещении старинных городов этих регионов, богатых архитектурными памятниками австро-венгерского периода и немецкого готического Средневековья. О том, что Трансильвания и сегодня сохраняет многие традиции, в большей степени свойственные Центрально-Европейскому региону, чем Юго-Восточной Европе, свидетельствуют социологические опросы и культурологические исследования (подробнее см.: [Биткова, 2021, с. 237]).

В период после Второй мировой войны память о ней мешала говорить о той важной цивилизационной роли, которую на протяжении веков играла немецкая колонизация, расширявшая границы Центральной Европы на восток. Тем не менее именно благодаря немецким колонистам обширные территории Восточной Европы оказались включены в единый центральноевропейский контекст.

В 1990-е годы из Румынии в ФРГ хлынул поток немецких эмигрантов, и к концу десятилетия ФРГ начала проводить политику сдерживания этого «исхода», предоставляя адресную помощь и кредиты для развития бизнеса этническим немцам в Румынии. Власти ФРГ учитывали, что большую часть эмигрантов, естественно, составляла молодежь, а средний возраст остававшихся равнялся примерно 69 годам. В настоящее время в Румынии действует Межправительственная румыно-германская комиссия по проблемам этнических немцев Румынии. Правовой основой ее деятельности является Указ № 111 от 24 февраля 2005 г. «Об организации и функционировании Департамента межнациональных отношений».

Важной частью культурно-гуманитарных мероприятий ФРГ является широкая программа обучения немецкому языку (доступная не только для немцев). Активную роль в этом играет Немецкий культурный центр Института Гёте, центральное представительство которого находится в Бухаресте, а отделения расположены в Яссах и в крупных городах Баната и Трансильва-нии - Тимишоаре, Брашове, Сибиу, Клуж-Напоке. Немецкий язык используется в качестве второго языка в уездах, где немецкое население составляет более 5%. Там имеется соответствующая инфраструктура - немецкоязычные детские сады, школы, где преподавание ведется не только на румынском, но и на немецком языке, в городах вывески дублируются по-немецки, выходит несколько немецкоязычных периодических изданий. В старейшем вузе Румынии - Университете Бабеша-Бойяи в г. Клуж-Напока - есть программы обучения в том числе и на немецком языке, которые осуществляются при поддержке и финансировании со стороны Бундестага.

Немцы Румынии имеют свою некоммерческую культурно-этническую организацию - Демократический форум немцев Румынии, что позволяет им иметь своего представителя в парламенте страны.

Согласно опубликованным на сайте Демократического форума немцев Румынии данным, в настоящее время некоммерческий фонд Саксония-Трансильвания предлагает финансовую помощь небольшим индивидуальным и семейным предприятиям, а также фрилансерам во всех областях экономики в следующих административных округах: Альба, Муреш, Харгита, Ковасна, Сибиу, Брашов, Хунедоара и Бистрица. Финансирование фонда осуществляется из государственного бюджета Германии, выделяемые средства предназначены для поддержки немецкого меньшинства в Румынии. При этом оговаривается, что принадлежность к немецкому меньшинству не является обязательной для получения финансовой помощи. Любой предприниматель из вышеперечисленных административных округов может подать заявку на участие в программе экономической поддержки при условии, что его положение соответствует критериям выделения помощи. Ежегод-

ные выплаты («прямые ресурсы») позволяют продвигать проекты с максимальной стоимостью 35 000 евро. Выделенные суммы можно использовать исключительно для закупки средств производства и оборудования. Гарантированные суммы выплачиваются частями без процентов в течение максимум пяти лет [Рго^ати! ..., 2022].

Фонд Саксония-Трансильвания имеет два отделения: одно занимается организацией экономической поддержки малых и средних предприятий, другое - исключительно осуществлением социальной помощи.

Трудности экономических реформ в посткоммунистический период стали причиной значительной трудовой эмиграции румынских граждан в Западную Европу, в том числе в Германию. Этот процесс заметно ускорился после вступления страны в Евросоюз в 2007 г. и особенно - после 1 января 2014 г., когда граждане Румынии получили право без ограничений трудоустраиваться в любой стране Евросоюза. На 31 декабря 2019 г. количество румынских граждан, зарегистрированных в Германии, составило 722 404 человека, а в 2021 г. в Германии трудились уже примерно 1 750 000 румынских граждан [СотипИаЬеа ..., 2022]. По некоторым оценкам, в Европе в целом насчитывается около 5 млн румынских трудовых мигрантов. Население же Румынии, по данным переписи 2011 г., - около 20 млн человек.

Таким образом, в Германии сегодня имеется довольно значительная румынская диаспора, которая пользуется поддержкой ряда публичных институтов как культурного, так и религиозного профиля. В ФРГ зарегистрировано множество германо-румынских культурных ассоциаций, а также несколько ассоциаций немцев -выходцев из Румынии. На территории ФРГ осуществляет свою деятельность Румынская православная митрополия Германии, Центральной и Северной Европы. Во многих землях ФРГ имеются румынские православные архиепископии с приходами.

Германия активно развивает экономические связи с Румынией, включая торговлю и инвестирование в экономику страны. С 5 сентября 2002 г. функционирует Германско-румынская торгово-промышленная палата со штаб-квартирой в Бухаресте. В пятерку крупнейших немецких компаний, присутствовавших в Румынии в

2013 г., входят «Kaufland» (с капиталом 1,6 млрд евро), «Metro Cash & Carry» (1,1 млрд евро), «Selgros» (700 млн евро), «Continental AG» (500 млн евро) и «Rewe Romania» (450 млн евро) [Somänescu, 2014]. Крупнейшими немецкими работодателями в Румынии, имеющими в штате более 60 тыс. сотрудников, являются концерн «Dräxl-maier», группа компаний «Continental AG» и розничная сеть торговли продуктами питания «Kaufland».

Концерн «Dräxlmaier» - лидер мирового рынка автомобильной электроники - имеет пять заводов в Румынии. Следует отметить, что четыре из пяти заводов находятся в Трансильвании и примыкающем к ней Банате - в городах Сату-Маре (венг. Сатмар), Тимишоара (часть местных немцев именует город Темешбург, мадьяризированные немцы - Темешвар), Хунедоара (нем. Айзен-маркт), Брашов (нем. Кронштадт, трансильв. сакс. Крунен).

Компания «Continental AG» - производитель шин и автокомпонентов, которая занимает 1-е место в Европе и 4-е на мировом рынке по производству шин, - имеет в Румынии семь отделений в Трансильвании и Банате - в городах Сибиу, Брашов, Тимишоара, Сату-Маре и Арад.

Розничные сети торговли продуктами питания действуют на всей территории страны и представлены компаниями «Kaufland», «Metro Cash & Carry», «Selgros Cash & Carry» и группой REWE.

Постепенно расширяет свое присутствие в Румынии немецкий концерн «Bosch», а также крупнейшая энергетическая компания E.ON SE, предоставляющая здесь технические услуги по распределению природного газа и электроэнергии. Продолжает развиваться мобильная сеть «Telekom Romania», ставшая частью крупнейшей в Европе немецкой телекоммуникационной компании «Deutsche Telekom» [Somänescu, 2014].

В топ-10 компаний с немецким капиталом, присутствующих в Румынии, входят все четыре вышеупомянутые продуктовые розничные сети, хотя в 2018 г. фирмы, связанные с обрабатывающей промышленностью, сместили их с верхних строчек рейтинга. В 2018 г. оборот десяти крупнейших компаний, находящихся под прямым контролем немецких инвесторов, превысил 12 млрд евро, а общий оборот компаний с мажоритарным немецким инвестиро-

ванием составил 25 млрд евро в 4200 компаниях из разных секторов экономики - помимо торговли и обрабатывающей промышленности инвесторы из ФРГ вкладывают средства в 1Т-деятель-ность, транспорт и логистику, финансовое посредничество, недвижимость, строительство и сельское хозяйство [Сго8и, 2019].

По данным Национального банка Румынии, в 2019 г. Германия заняла первое место по прямым иностранным инвестициям в румынскую экономику. Эти инвестиции составили 13,1 млрд евро (14,9% от общего объема прямых иностранных инвестиций) Засопи, 2020].

Экономическое взаимодействие развивается параллельно с политическими контактами. На официальном уровне политики обоих государств постоянно заявляют о дружбе и тесном сотрудничестве. Президент К. Йоханнис в своем приветствии по случаю открытия 7 июля 2021 г. очередной сессии Межправительственной румыно-германской комиссии по проблемам этнических немцев Румынии отметил, что отношения между двумя государствами чрезвычайно важны, они имеют стратегический характер, обусловлены прочными историческими и социальными связями, характеризуются плодотворным политическим взаимодействием и активным экономическим сотрудничеством [Ме8а] ..., 2021].

Тем не менее во взаимоотношениях между двумя странами существуют определенные «зазоры». Первопричиной является безусловная ориентация внешней политики Румынии на политику США.

Еще не будучи членом НАТО, Румыния вошла в альянс государств, созданный по инициативе США для вторжения в Ирак в 2003 г. Тем самым Румыния дистанцировалась от ведущих европейских игроков, таких как Франция и Германия, которые категорически возражали против этой инициативы1. Румыния тогда оказалась в достаточно деликатной ситуации, поскольку ее европейские «па-

1 Румынский политолог А. Ионаску в 2018 г. квалифицировал эту акцию как «американское вторжение в Ирак, закончившееся казнью Саддама Хусейна» [Ionascu, 2018].

троны» вполне могли задержать присоединение страны к Евросоюзу.

На саммите Россия - НАТО в 2008 г. Румыния поддержала американскую идею о вступлении в НАТО Украины и Грузии, в то время как Германия и Франция оказывали противодействие этому плану.

Румыния была среди стран, выступавших против реализации многонационального европейско-российского проекта Южный поток с участием германского капитала. Позднее она поддержала США, выступающих против строительства германо-российского газопровода Северный поток-2.

Некоторые румынские авторы в своих публикациях в СМИ критиковали позицию ФРГ. Так, в статье под заглавием «Почему Германия в истерике...», опубликованной новостным порталом «Ziua Veche», говорилось, что Румыния (в отличие от Германии) -одна из европейских стран, которые меньше прочих зависят от поставок Газпрома. «Газпром разделяет и властвует с помощью Германии», - гласил заголовок одного из разделов статьи, и таков был ее пафос в целом. Но автор статьи указывал, что сама Румыния - региональный поставщик энергии, вдобавок она поддерживает стратегические отношения со странами Каспийского региона, который чрезвычайно богат углеводородами. Таким образом, в самом ближайшем будущем Румыния сможет помочь Республике Молдова и Болгарии обрести энергетическую независимость от России [Batcä, 2012].

Подтекстом и подоплекой подобных рассуждений является антироссийская направленность румынской внешней политики. В статье под заглавием «Какую Румынию, Германию и Европу мы хотим?», опубликованной на портале «Deutsche Welle», отмечается, что проект Северный поток-2 выжил лишь благодаря франко-германскому компромиссу. Автор статьи, известный румынский журналист П.И. Янку, утверждает, что этот проект угрожает единству Европы и развитию демократии, поскольку осуществляется по договору с Россией, не признающей норм свободы и «цивилизованного сосуществования»: «Какой Европейский союз нам нужен? Радикально пророссийский? Может быть, радикально антиамери-

канский? Вы говорите, это преувеличение? Нет, количество политической взрывчатки, заложенное в некоторые энергетические или инфраструктурные проекты, по убойной силе сравнимо с атомной бомбой, сброшенной на Хиросиму! Северный поток-2 - один из таких проектов» [Iancu, 2019].

П.И. Янку указывает, что попытки навязать Европе проект СП-2 привели к расколу в ЕС и образованию лоббирующей этот проект коалиции, в состав которой, по его мнению, входят Москва и Берлин (действующие с помощью своих влиятельных агентов, таких как Герхард Шрёдер), а также радикальные левые и правые партии ФРГ, такие как «Альтернатива для Германии» (AfD) или Левая партия (Die Linke), «которые Кремль обожает и поддерживает». Чтобы не допустить остановки проекта, «Берлин оказал беспрецедентное давление на Париж, а также на президента и премьер-министра Румынии, с которыми лично связывались президент и канцлер Германии» [Iancu, 2019]. Достигнутый компромисс предусматривает, пишет П.И. Янку, ссылаясь на сообщения агентства Франс Пресс, что применение европейских правил сертификации газопроводов, связывающих ЕС с третьими странами (в частности, с Россией), является обязанностью государств, на территории которых эти газопроводы впервые подключаются к европейской сети. В данном случае это Германия [Ibid.].

П.И. Янку полагает, что в Германии еще пожалеют о непомерной политической и стратегической цене, которую придется заплатить. Он утверждает, что, получая российский газ, Европа попадет в зависимость от Кремля, получит «шантаж и коррупцию, неизменно сопровождающие поставки энергоносителей из России». По его мнению, Германия, не понимая, что платит непомерную цену за ничтожную выгоду, сдает позиции. Ни федеральное правительство, ни пророссийские левые экстремисты, ни правые националисты, отстаивающие, по их словам, достоинство Германии и ее независимость от Вашингтона, не понимают, что через Северный поток-2 у Федеративной Республики «утекает» значительная часть из небольшого политического капитала, доставшегося ей после кризиса 2008 г. [Iancu, 2019].

Эту ситуацию П.И. Янку даже сопоставляет с кануном Второй мировой войны, вспоминая о Пакте Молотова-Риббентропа (правда, не называя его): «Недоверие... охватило восточноевропей-цев. Многие из них опасаются, что традиционные методы Бисмарка по-прежнему действуют в германо-российских отношениях и политике, которая вершится над их головами и противоречит интересам малых и средних стран, находящихся между Германией и Россией» [Iancu, 2019]. И наконец, П.И. Янку обвиняет Германию в двуличности, поскольку она призывает к единству Европы, но одновременно вносит в него раскол, а кроме того, безответственно «забивает гвоздь в гроб трансатлантических отношений, хотя очевидно, что безопасность Европы в основном зависит от американцев». «Румыния в смертельной опасности, зажата между молотом и наковальней: с одной стороны - ее собственные национальные и региональные интересы, включающие в себя дистанцирование от путинской России, с другой - парадоксальная позиция Германии, которая официально стремится к развитию многосторонних отношений, но на самом деле оказывается во все большей изоляции» [Ibid.].

Конечно, любой журналист имеет право выражать свою позицию (или позицию кругов, которые он представляет) на любых публичных площадках, в том числе на портале «Deutsche Welle», которая к тому же, как свидетельствуют многие публикации, обычно сохраняет определенную дистанцию от американских партнеров.

Что же касается реального политического и военного сотрудничества с Германией, то после того, как президентом Румынии в 2014 г. стал этнический немец Клаус Йоханнис, румынское руководство, несмотря на традиционный проамериканизм, не позволяет себе резких выпадов против Евросоюза и его «двигателя» ФРГ. Тем не менее К. Йоханнис, хотя и в мягкой форме, выступил против концепции «разноскоростной Европы», активной сторонницей которой была Ангела Меркель. Эта концепция предусматривала более интенсивную интеграцию «ядра Евросоюза», т.е. наиболее развитых стран. Решения на их уровне предлагалось принимать независимо от позиции других государств - членов ЕС.

Эту идею отрицательно восприняли в Восточной Европе, особенно резкую критику она вызвала со стороны Польши и Венгрии. Румынский президент выразился более обтекаемо, но вполне определенно: «Довольно распространенная сегодня идея Европы "элит" должна быть в большей степени приближена к волеизъявлению отдельных граждан... Мы должны понимать, что элиты несут ответственность за уважение европейских фундаментальных ценностей и принципов» [Klaus Iohannis ..., 2016].

Ту же мысль, но в иносказательной манере сформулировала автор многих публикаций на портале «Deutsche Welle» С. Фати. Накануне парламентских выборов в Германии она писала: «Игра не окончена, ставки чрезвычайно высоки. Выборы в Германии покажут, в каком направлении будет двигаться Европейский союз, чтобы преодолеть нелиберальные тенденции и национальные комплексы, которые множатся со всех сторон. Сможет ли Германия преодолеть эти тенденции? Сделает ли она ставку на большую интеграцию или сожмет кольцо вокруг Старой Европы, а Восток со своими радетелями суверенитетов пусть пойдет ко дну?» [Fati, 2021].

В последнее время Румыния наряду с Чехией проявляла большую заинтересованность в партнерстве с ФРГ в рамках проекта PESCO. Как полагает российский исследователь Ф. Трунов, это вполне естественно: «Применительно к оборонной сфере двусторонние контакты ФРГ именно с этими странами (в случае Бухареста - особенно после избрания и переизбрания президентом К. Йоханниса) демонстрируют наиболее позитивную динамику из числа стран Восточной Европы (без учета стран Балтии)» [Трунов, 2020, с. 186].

24 сентября 2014 г. Министерство национальной обороны Румынии и Федеральное министерство обороны Федеративной Республики Германия подписали Соглашение о военном сотрудничестве в области подготовки кадров, в рамках которого предполагалось проводить взаимный обмен курсантами, обговаривались их права и обязанности, статус, условия пребывания [Acord ..., 2014]. 15 февраля 2017 г. представители военных ведомств Германии, Румынии и Чехии подписали Соглашение о военном сотруд-

ничестве, которое «предусматривало направление постоянных миссий связи в штабы войск партнеров, интенсификацию совместных учений с перспективой интеграции, т.е. движения по пути создания двусторонних группировок войск» [Трунов, 2020, с. 186].

В настоящее время Румыния участвует в 12 проектах сотрудничества, разработанных в рамках PESCO, два из которых она координирует1. Тем самым она помогает продвижению общеевропейского проекта военного сотрудничества, отдельного от НАТО, сформированного под эгидой Германии и Франции.

•Jc-Jc-Jc

Современные взаимоотношения между Германией и Румынией имеют весьма неоднозначный характер. Немецкая община Румынии, хотя и малочисленная, является фактором влияния Германии, желающей сохранить в Румынии очаг своей культуры, чтобы посредством «мягкой» силы содействовать расширению своего экономического, а также и политического присутствия на Балканах.

Заинтересованность Румынии в расширении контактов с Германией основана на ожидании инвестиций и кредитов. Однако проамериканская направленность румынской внешнеполитической линии не всегда положительно воспринимается в ФРГ, что особенно явно проявилось при обсуждении проблем, связанных с Северным потоком-2.

При этом Румыния, предпринимая усилия для того, чтобы присоединиться к Шенгенским соглашениям и войти в «зону евро», все же возлагает надежды на поддержку Германии. Однако, несмотря на интенсивное развитие экономических контактов с ФРГ и посильное участие Румынии в проектах PESCO, ей вряд ли удастся быстро продвинуться в этом направлении.

1 16 ноября 2021 г. было принято решение об обновлении списка проектов, которые будут реализованы в рамках PESCO. К списку из 46 проектов, которые разрабатывались с декабря 2017 г., добавляется 14 новых проектов.

Литература

Биткова Т.Г. Румыния и Балканы : политические и историко-культурные аспекты // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва, 2021. - № 2. - С. 233-252.

Трунов Ф.О. Сотрудничество ФРГ с партнерами по ЕС и НАТО в сфере обороны : северо- и центральноевропейское измерения // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. - Москва, 2020. - № 4. - С. 170202.

Acord intre Ministerul Apärärii Nationale din Romania §i Ministerul Federal al Apärärii al Republicii Federale Germania privind cooperarea militarä in domeniul pregätirii / Ministerul Justitiei. - Bucure§ti, 2014. - 24.09. - URL: http://legislatie.just.ro/Public/DetaliiDocument/167058 (date of access: 26.02.2022).

Batcä M. De ce se isterizeazä Germania : Romania, cu pile in Caspica, independentä de Gazprom §i furnizor regional de energie // Ziua Veche. -Bucure§ti, 2012. - 06.09. - URL: http://www.ziuaveche.ro/business-2/econo mic/de-ce-se-isterizeaza-germania-romania-cu-pile-in-caspica-independenta-de-gazprom-si-furnizor-regional-de-energie-118729.html (date of access: 26.02.2022).

Betea L. Viata lui Ceau§escu : relatiile Romaniei cu Germania Federalä // Adevarul. - Bucure§ti, 2012. - 19.11. - URL: https://web.archive.org/web/ 20121122020412/https://adevarul.ro/ceausescu/Nicolae_Ceausescu-_Willy_ Brandt-_RFG-_Vanzare_sasi_si_svabi_0_813518924.html (date of access: 26.02.2022).

Comunitatea romaneascä / Ambasada Romaniei in Republica Federalä Germania. - Berlin, 2022. - URL: https://berlin.mae.ro/node/286 (date of access: 26.02.2022).

Diaconu M. BNR dezväluie adeväratul top al investitiilor sträine in Romania dupä originea investitorului real // Ziarul financia. - Bucure§ti, 2020. -11.10. - URL: https://www.zf.ro/banci-si-asigurari/bnr-dezvaluie-adevaratul-top-investitiilor-straine-romania-dupa-19616818 (date of access: 26.02.2022).

Die deutschen Vertreibungsverluste : Bevölkerungsbilanzen für die deutschen Vertreibungsgebiete 1939-1950 / Statistisches Bundesamt. -Stuttgart : Kohlhammer Verlag, 1958. - 540 S.

Fati S. De ce sunt importante alegerile din Germania pentru Romania // Deutsche Welle. - Berlin, 2021. - 21.09. - URL: https://web.archive.org/web/ 20211028063702/https://www.dw.com/ro/ de-ce-sunt-importante-alegerile-din-germania-pentru-romania/a-59246510 (date of access: 26.02.2022).

Grosu R. Topul celor mai mari investitori germani din Romania // Wall-Street. - Bucure§ti, 2019. - 02.10. - URL: https://www.wall-street.ro/

BumKoea T.r.

articol/Companii/245274/topul-celor-mai-mari-investitori-germani-din-roma nia. html (date of access: 26.02.2022).

Iancu P.M. Ce fel de Romanie, Germanie §i Europa vrem? // Deutsche Welle. - Berlin, 2019. - 11.02. - URL: https://web.archive.org/web/ 20201201030944/https://www.dw.com/ro/ce-fel-de-romanie-germanie-§i-eu ropa-vrem/a-47427338 (date of access: 26.02.2022).

Ionascu A. Reconstruirea Irakului va costa aproximativ 88 de miliarde de dolari // Mediafax. - Bucure§ti, 2018. - 12.02. - URL: https://www. mediafax.ro/externe/reconstruirea-irakului-va-costa-aproximativ-88-de-miliar de-de-dolari-16984011 (date of access: 26.02.2022).

Klaus Iohannis : pentru Romania optiunea este una clara : vrem sa fim parte a nucleului de integrare a Uniunii Europene // Calea Europeana. -Bucure§ti, 2016. - 29.09. - URL: https://www.caleaeuropeana.ro/klaus-iohannis-pentru-romania-optiunea-este-una-clara-vrem-sa-fim-parte-a-nucleu lui-de-integrare-a-ue/ (date of access: 26.02.2022).

Kroner M. Deportation vor 60 Jahren war völkerrechtliches Kriegsverbrechen // Siebenbürgische Zeitung. - München, 2005. - 12.01. -URL: https: / / www. siebenbuerger. de / zeitung/artikel/alteartikel/3860-depor tation-vor-60-jahren-war.html (date of access: 26.02.2022).

Meinhardt E. Freikauf der Rumäniendeutschen // Deutsche Welle. -Berlin, 2011. - 18.04. - URL: https://web.archive.org/web/20210417192832/ https://www.dw.com/de/freikauf-der-rumäniendeutschen/a-14996852 (date of access: 26.02.2022).

Mesaj categoric al lui Klaus Iohannis : adevarul despre relatiile romanogermane // Capital. - Bucure§ti, 2021. - 07.07. - URL: https://www. capital.ro/mesaj-categoric-al-lui-klaus-iohannis-adevarul-despre-relatiile-roma no-germane.html (Date of access - 10.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Programul de asistenta economica pentru firme particulare mici / FDGR. - Sibiu, 2022. - URL: https://fundatia.saxonia.ro/ro/saxonia-transilvania/finan355259ri/ (date of access: 26.02.2022).

Relatii bilaterale : cadru juridic / Ambasada Romaniei in Republica Federala Germania. - Berlin, 2022. - URL: https://berlin.mae.ro/node/170 (date of access: 26.02.2022).

§omänescu C. Care sunt cei mai mari angajatori germani din Romania §i cati oameni au pe statele de plata // Economica. - Bucure§ti, 2014. - 18.11. -URL: https://www.economica.net/cei-mai-mari-angajatori-germani-din-roma nia_91672.html (date of access: 26.02.2022).

Stalin si pregatirea alegerilor din Romania anului 1946 // Revista 22. -Bucure§ti, 2008. - 30.07. - URL: https://revista22.ro/istorie/stalin-si-pregati rea-alegerilor-din-romania-anului-1946 (date of access: 26.02.2022).

DOI: 10.31249/ape/2022.02.13

Bitkova T.G.1, 2022 Germany and Romania: historical, political and economic aspects of interaction

Abstract. Political and economic aspects of relations between Romania and Germany in the XXI century considered in the context of historical retrospective, including from the perspective of the dramatic events of the XX century. Brief information about the history of the emergence of the German community on the territory of Romania, its important role in the cultural and economic development of the regions of residence is presented. The latter contributes to the creation of a special atmosphere of today's bilateral contacts, behind which is the policy of the Federal Republic of Germany to keep the German community in its current place of residence, which creates an additional incentive for trade and investment of German capital in Romania.

A brief overview of cultural and humanitarian programs of the FRG, designed to promote not only the rallying of the German ethnic minority, but also the promotion of German culture in Romania, is given. Data are provided on the number and position of the vast community of Romanian labor migrants in Germany.

The article notes that political contacts between countries are not limited to the EU and NATO, but are also developing on a bilateral basis. Particular attention is paid to the difference in the foreign policy approaches of the two countries on a number of issues. The causes and circumstances of the lack of complete mutual understanding are identified, among which pro-Americanism and the anti-Russian orientation of Romania's foreign policy stand out, clearly manifested in connection with the problem of putting the Nord Stream-2 into operation. At the same time, attention is drawn to the strengthening of bilateral military cooperation in recent years within the framework of PESCO. The conclusion is made about the ambiguous nature of the Romanian-German relations against the background of the interest of the FRG in expanding its presence in Romania.

1 Bitkova Tatiana Georgievna - Ph.D. in Philology, Senior Researcher INION RAS (tgbitkoua@mail.ru).

Keywords: Romania, Germany, German ethnic minority, European Union, NATO, USA, economic ties, foreign policy.

References

Acord intre Ministerul Apärärii Nationale din Romania §i Ministerul Federal al Apararii al Republicii Federale Germania privind cooperarea militara in domeniul pregatirii. (2014) / Ministerul Justitiei. - Bucharest. -

24.09. - URL: http://legislatie.just.ro/Public/DetaliiDocument/167058 (date of access: 26.02.2022).

Batca M. (2012). De ce se isterizeaza Germania : Romania, cu pile in Caspica, independenta de Gazprom §i furnizor regional de energie // Ziua Veche. - Bucharest. - 06.09. - URL: http: //www.ziuaveche.ro/business-2/economic/de-ce-se-isterizeaza-germania-romania-cu-pile-in-caspica-indepen denta-de-gazprom-si-furnizor-regional-de-energie-118729.html (date of access: 26.02.2022).

Betea L. (2012). Viata lui Ceau§escu : relatiile Romaniei cu Germania Federala // Adevarul. - Bucharest. - 19.11. - URL: https://web.archive.org/ web/20121122020412/https://adevarul.ro/ ceausescu/Nicolae_Ceausescu-_Wil ly_Brandt-_RFG-_Vanzare_sasi_si_svabi_0_813518924.html (date of access: 26.02.2022).

Bitkova T.G. (2021). Romania and the Balkans : political, historical and cultural aspects [Rumyniya i Balkany : politicheskie i istoriko-kul'turnye aspekty] // Current problems of Europe / RAS, INION. - Moscow. - N 2. - P. 233-252.

Comunitatea romaneasca. (2022) / Ambasada Romaniei in Republica Federala Germania. - Berlin. - URL: https://berlin.mae.ro/node/286 (date of access: 26.02.2022).

Diaconu M. (2020). BNR dezvaluie adevaratul top al investitiilor straine in Romania dupa originea investitorului real // Ziarul financia. - Bucharest. -

11.10. - URL: https://www.zf.ro/banci-si-asigurari/bnr-dezvaluie-adevaratul-top-investitiilor-straine-romania-dupa-19616818 (date of access: 26.02.2022).

Die deutschen Vertreibungsverluste : Bevölkerungsbilanzen für die deutschen Vertreibungsgebiete 1939-1950. (1958) / Statistisches Bundesamt. -Stuttgart : Kohlhammer Verlag. - 540 S.

Fati S. (2021). De ce sunt importante alegerile din Germania pentru Romania // Deutsche Welle. - Berlin. - 21.09. - URL: https://web. archi ve.org/web/20211028063702/https://www.dw.com/ro/de-ce-sunt-importan te-alegerile-din-germania-pentru-romania/a-59246510 (date of access: 26.02.2022).

Grosu R. (2019). Topul celor mai mari investitori germani din Romania // Wall-Street. - Bucharest. - 02.10. - URL: https://www.wall-street.ro/articol/

Companii/245274/topul-celor-mai-mari-investitori-germani-din-romania.html (date of access: 26.02.2022).

Iancu P.M. (2019). Ce fel de Romanie, Germanie §i Europä vrem? // Deutsche Welle. - Berlin. - 11.02. - URL: https://web.archive.org/web/ 20201201030944/https://www.dw.com/ ro/ce-fel-de-romanie-germanie-§i-euro pä-vrem/a-47427338 (date of access: 26.02.2022).

Ionascu A. (2018). Reconstruirea Irakului va costa aproximativ 88 de miliarde de dolari // Mediafax. - Bucharest. - 12.02. - URL: https://www.me diafax. ro/externe/reconstruirea-irakului-va-costa-aproximativ-88-de-miliarde-de-dolari-16984011 (date of access: 26.02.2022).

Klaus Iohannis : pentru Romania optiunea este una clarä : vrem sä fim parte a nucleului de integrare a Uniunii Europene. (2016) // Calea Europeana. -Bucharest. - 29.09. - URL: https://www.caleaeuropeana.ro/klaus-iohannis-pentru-romania-optiunea-este-una-clara-vrem-sa-fim-parte-a-nucleului-de-inte grare-a-ue/ (date of access: 26.02.2022).

Kroner M. (2005). Deportation vor 60 Jahren war völkerrechtliches Kriegsverbrechen // Siebenbürgische Zeitung. - München. - 12.01. - URL: https://www.siebenbuerger.de/zeitung/artikel/alteartikel/3860-deportation-vor-60-jahren-war.html (date of access: 26.02.2022).

Meinhardt E. (2011). Freikauf der Rumäniendeutschen // Deutsche Welle. - Berlin. - 18.04. - URL: https://web.archive.org/web/20210417192832/ https://www.dw.com/de/freikauf-der-rumäniendeutschen/a-14996852 (date of access: 26.02.2022).

Mesaj categoric al lui Klaus Iohannis : adevärul despre relatiile romanogermane. (2021) // Capital. - Bucharest. - 07.07. - URL: https://www.capital. ro/mesaj-categoric-al-lui-klaus-iohannis-adevarul-despre-relatiile-romano-ger mane.html (Date of access - 10.09.2021).

Programul de asistentä economicä pentru firme particulare mici. (2022) / FDGR. - Sibiu. - URL: https://fundatia.saxonia.ro/ro/saxonia-transilvania/ finan355259ri/ (date of access: 26.02.2022).

Relatii bilaterale : cadru juridic. (2022) / Ambasada Romaniei in Republica Federalä Germania. - Berlin. - URL: https://berlin.mae.ro/node/170 (date of access: 26.02.2022).

§omänescu С. (2014). Care sunt cei mai mari angajatori germani din Romania §i cati oameni au pe statele de platä / / Economica. - Bucharest. -18.11. - URL: https://www.economica.net/cei-mai-mari-angajatori-germani-din-romania_91672.html (date of access: 26.02.2022).

Stalin si pregatirea alegerilor din Romania anului 1946. (2008) / / Revista 22. - Bucharest. - 30.07. - URL: https://revista22.ro/istorie/stalin-si-pregatirea-alegerilor-din-romania-anului-1946 (date of access: 26.02.2022).

Trunov Ph.O. (2020). German cooperation with the EU and NATO member states in defence strengthening : Northern and Central European dimensions [Sotrudnichestvo FRG s partnerami po ES i NATO v sfere oborony : severo- i tsentral'noevropeiskoe izmereniya] // Current problems of Europe / RAS, INION. - Moscow. - N 4. - P. 170-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.