Научная статья на тему 'Влияние Румынии в Молдавии: формы и эволюция унионизма'

Влияние Румынии в Молдавии: формы и эволюция унионизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1398
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МОЛДАВИЯ / РУМЫНИЯ / УНИОНИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ / МОЛДАВАНЕ / РУМЫНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кириллов Виктор Борисович, Путинцев Игорь Сергеевич

В последние три десятилетия в Молдавии получил развитие процесс этнической трансформации. В составе молдавского народа выделилась группа, принявшая румынскую национальную идентичность, что стало основой для развития унионизма движения за объединение Молдавии и Румынии. В данной статье рассматриваются различные формы проявления прорумынских (в том числе панрумынских) взглядов в молдавском обществе и роль унионистов в политической жизни. Исследуется долгосрочная стратегия Румынии в отношении Молдавии, в основе которой лежит концепция “двух румынских государств”. Анализируются как факты, свидетельствующие об усилении влияния идей унионизма в молдавском обществе и политическом классе, так и те факторы, которые оказывают сдерживающее влияние на их распространение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние Румынии в Молдавии: формы и эволюция унионизма»

УДК 329.275, 327.8 Виктор КИРИЛЛОВ Игорь ПУТИНИЕВ

ВЛИЯНИЕ РУМЫНИИ В МОЛДАВИИ: ФОРМЫ И ЭВОЛЮЦИЯ УНИОНИЗМА

Аннотация. В последние три десятилетия в Молдавии получил развитие процесс этнической трансформации. В составе молдавского народа выделилась группа, принявшая румынскую национальную идентичность, что стало основой для развития унионизма - движения за объединение Молдавии и Румынии. В данной статье рассматриваются различные формы проявления прорумынских (в том числе панрумынских) взглядов в молдавском обществе и роль унионистов в политической жизни. Исследуется долгосрочная стратегия Румынии в отношении Молдавии, в основе которой лежит концепция "двух румынских государств". Анализируются как факты, свидетельствующие об усилении влияния идей унионизма в молдавском обществе и политическом классе, так и те факторы, которые оказывают сдерживающее влияние на их распространение.

Ключевые слова: Молдавия, Румыния, унионизм, национализм, национальная идентичность, конфликт идентичностей, молдаване, румыны.

Уникальной чертой Молдавии является раздвоенность национального самосознания мажоритарного этноса, которая проявляется в виде одновременного существования двух противоречащих друг другу национальных идентичностей: молдавской и румынской. Данная ситуация оказывает сильное влияние на политические процессы с конца 1980-х гг. Расхождение этнополитических взглядов является самой острой и идеологизированной темой политической борьбы, в которой большую роль играют унионисты - сторонники объединения с Румынией.

© Кириллов Виктор Борисович - к.и.н., проректор по учебной работе МГИМО МИД России, профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки. Адрес: 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, д. 76. E-mail: kirillov-victor@rambler.ru Путинцев Игорь Сергеевич - помощник проректора по учебной работе МГИМО МИД России, заместитель декана факультета довузовской подготовки. Адрес: 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, д. 76. E-mail: isp90@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320183748

Конфликту молдавской и румынской ндентнчностей посвящено немало исследований. Из них опубликованы в России и посвящены современным аспектам темы монографии Д.Е. Фурмана и В.П. Степанова [Фурман, 2007; Степанов, 2015], статьи С. Дигола, А. Кушко и В. Таки, 3. Тодуа, Д.Е. Фурмана и К. Батог, И. Цвик, A.A. Язьковой и др. [Дигол, 2005; Кушко, Таки, 2003; Тодуа, 2009; Фурман, Батог, 2007; Цвик, 2010; Язькова, 2007], переводные статьи Ч. Кинга и К. Нойкирха [Кинг, 2008; Нойкирх, 2010]. Помимо этого в России и за рубежом опубликовано много работ по историческим аспектам вопроса.

В Молдавии данный вопрос крайне политизирован и часто освещается в полемически заострённой манере. Широко представлены как работы сторонников молдавской национальной идеи (В.Н. Стати, В.Ф. Степанюк, С.М. Назария и др.) [Стати, 2002; Степанюк, 2006; Nazaria, Stepaniuc, 2010], так и прорумынских авторов (Г. Гимпу, Ю. Фрунташу, Д. Чимпоешу и др.) [Ghimpu, 2002; Fruntasu, 2002; Cim-poesu, 2009]. Идеи молдавских унионистов, основанные на примордиалистских постулатах, преобладают в Румынии, где являются историографической традицией [Например: 200 de ani..., 2012; Dungaciu, 2011]. Исключением являются работы отдельных румынских исследователей (Л. Бойи, К. Петреску), в которых акцентируется значение социально-политических условий в процессе формирования современной нации и национальной идентичности [Boia, 2011, 2015; Petrescu, 2001].

Рост прорумынских настроений в молдавском обществе

Прорумынские (в том числе панрумынские) взгляды существуют в обществе в различных формах. Первой, наиболее явной из них является отказ от молдавской национальной идентичности и принятие румынской этнической самоидентификации: по переписи 2004 г. 2,2% населения указало румынскую национальность; по переписи 2014 г. - 7,0%. Второй формой является голосование за унионистские партии на парламентских выборах: в целом в 2001-2014 гг. главные политические силы унионистов получали от 8,2% до 14,7% голосов. Третьей, менее явной формой является определение родного языка как румынского, а не молдавского: в 2004 г. так считало 18,8% населения, в 2014 г. - 23,5%.

Приведённые данные свидетельствуют о разной глубине прорумынских настроений, которые не всегда имеют этническую или политическую составляющую, но при этом могут рассматриваться и как этапы в процессе трансформации национальной идентичности из молдавской в румынскую. Планомерное развитие данного процесса в последние два десятилетия свидетельствует, что он имеет долгосрочный характер и является одним из факторов фундаментальной важности при анализе политических процессов.

Рост влияния прорумынских идей в Молдавии проявляется во многих формах. Во-первых, инструментом их продвижения является система образования всех уровней. Школьный курс по "истории румын", введённый в начале 1990-х гг. и отменённый компартией в 2003 г., в 2012 г. был восстановлен как главный элемент курса "История румын и всеобщая история". Румынские историографические концепции преобладают и в вузах: по оценке, в 2009 г. 70% преподавателей были последователями "истории румын" [Кушко, 2012: 271]. С начала 1990-х гг. родной язык изучается в школах и вузах исключительно как румынский язык, несмотря на то, что конституция 1994 г. закрепила название "молдавский язык". Деятельность

молдавской Академии иаук в сфере гуманитарных наук осуществляется в духе общепринятых в Румынии концепций.

Во-вторых, прорумынские настроения получили более широкое распространение в городах, особенно в столице. В 2004-2014 гг. доля румын в населении Кишинёва увеличилась с 4,5% до 14,5%, за унионистскую Либеральную партию на выборах 2014 г. проголосовало 19,1% населения, относительное большинство жителей назвали родным языком румынский (43,1%). Сторонники панрумынских идей, которых особенно много в среде национальной интеллигенции, трактуют оппонирующие им идеи сохранения молдавской национальной самобытности (идеи мол-довенизма) как сельские и примитивные, способствуя формированию вокруг них комплекса ущербности и неполноценности [Степанов, 2015: 158].

В-третьих, прорумынские идеи имеют более широкий отклик среди молодёжи. Три опроса общественного мнения в апреле 2016 - апреле 2017 гг., регулярно проводимого с 2000 г. кишинёвским Институтом публичной политики, показали, что среди лиц в возрасте от 18 до 29 лет поддержка идеи объединения с Румынией в случае референдума превышала среднюю по стране на 30-60%. [Ваготе1хи1..., аргШе 2016: 70; оСотЬйе 2016: 86; аргШе 2017: 80]. Так, в апреле 2017 г. за объединение выступало 23% населения, в том числе 37% - в указанной возрастной группе. (Следует отметить, что данные показатели были максимальными за всё время; доля сторонников объединения традиционно оценивалась в 10-12% населения).

В-четвёртых, падает демографическая роль и влияние в обществе, культуре и языковой сфере национальных меньшинств. Их доля в населении Молдавии без учёта Приднестровья снизилась с около 30% в начале 1990-х гг. до 22% в 2004 г. и 18% в 2014 г. (без румын, не считающих себя меньшинством). Контраст с прошлым усиливается тем, что в XX в. в молдавских городах, в том числе Кишинёве, преобладала интернациональная, преимущественно русскоязычная общественно-культурная жизнь, что имело огромное влияние на развитие молдавской национальной культуры.

Попытки противодействия со стороны государства

Большинство попыток по сдерживанию роста общественного влияния прору-мынских идей, предпринимавшихся государством после 1994 г., не имели практических результатов вследствие разобщённости политического класса, массовых протестов унионистов, а иногда и внешнего давления. Попытка правительства А. Сангели в 1995 г. ввести университетские курсы по истории Молдавии и молдавскому языку была сорвана из-за противодействия президента М. Снегура и протестов унионистов. Под давлением ЕСПЧ в 2002 г. состоялась официальная регистрация "Бессарабской митрополии" Румынской православной церкви, которая блокировалась властями с конца 1990-х гг. Массовые выступления унионистов сорвали введение русского языка в школах как обязательного со второго класса в 2002 г. и в сочетании с внешним давлением ЕС и США способствовали срыву "плана Козака" в 2003 г. Под давлением ЕСПЧ не вступил в силу введённый в 2008 г. запрет лицам с двойным гражданством занимать государственные должности, в том числе депутатские. В апреле 2009 г. унионисты сыграли главную роль в массовых беспорядках в Кишинёве, которые способствовали смене власти с эле-

ментами "цветной революции". Во всех данных случаях государство оказывалось бессильным, что способствовало сохранению унионистами значительного общественно-политического влияния даже в те периоды, когда они были в оппозиции.

В противовес идеям унионизма некоторые из основных положений его оппонентов были закреплены в законодательстве, в том числе в конституции 1994 г. и концепции национальной политики 2003 г., определявшей одной из целей государственной политики "нейтрализацию [...] непрекращающихся попыток демолдове-низации, отрицания существования молдавской нации и молдавской государственности, дискредитации молдавской истории, игнорирования этнонима "молдаване" и глоттонима "молдавский язык"" [Концепция., 2003: 4]. Но данные положения имели декларативный характер и остались без серьёзных практических последствий.

Деятельность президента И. Додона, обещавшего перед выборами 2016 г. пресечь деятельность унионистских организаций с помощью правоохранительных структур и добиться принятия закона о запрете унионизма [Предвыборная программа: 1], не представляет для них реальной угрозы в силу того, что у главы государства нет возможности реализовать данные обещания на практике.

Унионисты во власти и политическом классе

С начала 1990-х гг. унионисты трижды участвовали в управлении государством на национальном уровне: в 1990-1993 гг., 1998-1999 гг. и 2009-2016 гг. Впервые в начале 1990-х гг. это было вызвано тактическим союзом против союзного центра, который привёл к разделу власти между частью партийно-хозяйственной номенклатуры по главе с президентом М. Снегуром и националистическим Народным фронтом, в числе лидеров которого были премьер-министр М. Друк, председатель парламента А. Мошану, мэр Кишинёва Н. Костин. Данная конструкция была непрочной и окончательно разрушилась после распада СССР: основная часть политической элиты не желала в случае объединения с Румынией лишиться возможности расширить властные полномочия, повысить международный статус и осуществить раздел государственной собственности [Фурман, 2007: 41].

Во второй раз унионисты получили должности в правительстве после выборов 1998 г., когда от Христианско-демократической партии во главе с Ю. Рошкой зависело формирование и сохранение парламентского большинства. Прибегая к тактике "выкручивания рук" и часто меняя свою позицию [Молдавия., 2004: 187, 192, 199], христианские демократы приобрели непропорциональное влияние в парламенте при наличии самой маленькой фракции. Имея данный опыт, в 2000 г. они поддержали введение парламентской формы правления и стали одними из самых активных её сторонников [Процик, Букатару, Волентир, 2007: 86].

В третий раз унионисты пришли во власть с установлением правления неустойчивых прозападных коалиций в 2009 г. Представители Либеральной партии под руководством М. Гимпу в разные годы занимали ряд важных государственных должностей, в том числе и.о. президента и председателя парламента, вице-премьера, министров обороны, образования и др., а также мэра Кишинёва (с 2007 г.). Близкими к унионистам по идейным взглядам были также президент Н. Тимофти и председатель Конституционного суда А. Тэнасе.

С 2009 г. некоторые из представителей высшего государственного руководства публично поддержали ряд ключевых унионистских тезисов, что ранее (после 1993 г.) казалось немыслимым. И.о. президента, председатель парламента М. Гимпу первым из высших должностных лиц заявил, что является румыном и что в советский период власти, "чтобы оправдать оккупацию, изобрели молдавскую нацию" [Interviú cu M. Ghimpu, 2009]. Президент H. Тимофти назвал Молдавию и Румынию "двумя румынскими государствами" [Interviú cu N. Timofti, 2013]. Под руководством А. Тэнасе Конституционный суд принял немало крайне спорных, политизированных решений, в том числе решение о признании государственного статуса румынского языка в 2013 г. Вскоре после отставки А. Тэнасе, имеющий румынскую национальную идентичность и двойное гражданство, заявил, что "молдаване - это те же румыны" и принадлежат к "румынскому культурному, ценностному и этническому пространству". [Interviú cu A. Tañase, 2017]. Поддержка на государственном уровне некоторых из ключевых тезисов унионистов означает их фактическую легитимацию в публичной политике.

Наличие унионистских симпатий более не считается фактором, обрекающим политиков на электоральную замкнутость в среде сторонников объединения с Румынией, как это было в середине 1990-х - середине 2000-х гг. Так, Д. Киртоакэ трижды выигрывал выборы мэра Кишинёва, получая во втором туре от 51% до 61% голосов. Несмотря на то что в данном случае играли роль не только этнополитиче-ские соображения, показательно наличие у политика-униониста широкой поддержки за пределами его целевой аудитории. Схожая ситуация сложилась на президентских выборах 2016 г.: М. Санду, заявившая о своей готовности проголосовать за объединение с Румынией в случае референдума [Interviu cu M. Sandu, 2016] и имеющая румынскую национальную идентичность и двойное гражданство, получила 39% голосов в первом туре и 48 % - во втором. Это свидетельствует, что многие из тех, кто не разделяют идей унионизма, в то же время не считают его угрозой.

Необходимо отметить и "поправение" политического поля в середине 2010-х гг.: постепенную эволюцию правоцентристов в унионистском направлении, а левоцентристов - в правоцентристском. Так, М. Санду и А. Тэнасе, называющие молдаван румынами, ранее были одними из лидеров либеральных демократов - правоцентристской партии, не акцентировавшей вопрос о национальной идентичности. Левоцентристская Демократическая партия в 2017 г. поддержала инициативу о закреплении названия "румынский язык" в конституции, хотя ранее руководство партии выступало за равнозначность двух названий языка. Это особенно важно с учётом того, что Демократической партии принадлежат основные рычаги власти в стране.

Политика Румынии в отношении Молдавии: доктринальные установки и практические действия

Усиление общественно-политического влияния идей унионизма в Молдавии имеет важное значение для международных отношений, создавая условия и предпосылки для укрепления влияния Румынии. Бухарест с начала 1990-х гг. активизировал свою политику на молдавском направлении и выдвинул концепцию "двух румынских государств" [Iliescu, 2011: 150], которая стала предметом консенсуса всех политических сил и использовалась для апелляции, к примеру, объединения

Германии [King, 1999: 150]. Однако в целом Румыния в 1990-е гг., несмотря на ряд громких заявлений, особенно по линии парламента, не имела ресурсов для существенного наращивания своего влияния в Молдавии.

Ситуация изменилась в 2000-е гг., во-первых, в силу достижения Румынией её основных внешнеполитических целей: вступления в НАТО (2004 г.) и ЕС (2007 г.) и, во-вторых, с приходом к власти в 2004 г. президента Т. Бэсеску, являющегося наиболее активным сторонником объединения с Молдавией в румынской политической элите. Так, в 2013 г. он заявил, что третьим "фундаментальным проектом страны" после вхождения в НАТО и ЕС "должно стать объединение с Республикой Молдова" [Interviu cu T. Basescu, 2013]. В предвыборной программе президента К. Йоханниса в 2014 г. говорилось: "Если граждане Республики Молдова не желают воссоединения, никто не может их заставить, но если [они] хотят его, то никто не может им воспрепятствовать его осуществить" [Programul preziden^ial..., 2014: 74].

В целом политика Румынии в отношении Молдавии является системной, последовательной и рассчитанной на долгосрочную перспективу. Независимо от политической конъюнктуры её элементами являются, во-первых, предоставление румынских паспортов гражданам Молдавии, если они проживали на территории Бессарабии в межвоенный период либо являются потомками данных лиц. По переписи 2014 г., около 150 тыс. жителей Молдавии подтвердили наличие у них румынского гражданства (около 5% населения). По оценкам политиков, НПО и СМИ, их число значительно больше: так, в исследовании румынского отделения Фонда Сороса общее количество лиц, проживающих на "бывших румынских территориях" и получивших в 1991-2012 гг. гражданство Румынии, оценивается не менее чем в 400 тыс. чел. [Redobandirea..., 2013: 18] Быстро растёт и количество проживающих в Молдавии лиц, которые голосуют на румынских выборах: во втором туре выборов президента Румынии оно возросло с 2009 по 2014 г. в три раза (с 12,3 до 35,6 тыс. человек). Велика доля лиц с двойным гражданством в политическом классе: так, по итогам выборов в апреле 2009 г. им обладал 21 депутат из 101 [Case of Tanase, 2010: 12].

Во-вторых, целенаправленно стимулируется участие молдавского населения в образовательных программах на территории Румынии. Ежегодно выделяется большое количество государственных субсидий в целях приёма на обучение граждан Молдавии, в основном студентов: в 2014-2015 гг. - на 5 тыс. мест, в 2016 г. -на 5,6 тыс. мест [Burse de studii..., 2016]. Обучение в румынских вузах приобрело массовый характер; их выпускники широко представлены в различных сферах общественной жизни. В 2010-е гг. значительно возросла их доля в политической элите: кроме А. Тэнасе и Д. Киртоакэ, к их числу относились премьер-министр В. Филат, председатели парламента И. Корман и А. Канду, глава нацбанка Д. Дрэгуцану и др.

В-третьих, системная поддержка со стороны Румынии оказывается большому количеству неправительственных организаций (НПО) и СМИ. Большую роль в данном процессе играет министерство по отношениям с румынской диаспорой, статус которого в системе государственной власти последовательно рос с момента создания во второй половине 1990-х гг. до преобразования в министерство в 2017 г. В середине 2010-х гг. данное ведомство финансировало ряд влиятельных

СМИ, в том числе информагентство UNIMEDIA, газету Timpul, еженедельник Literatura §i Arta, радиостанцию Vocea Basarabiei и др. [Proiecte aprobate..., 2014: 6-7]. Поддерживается также деятельность ряда наиболее влиятельных НПО, работающих в сфере политической аналитики и социологических исследований. Большое значение имеет и поддержка организаций, которые придерживаются принятых в Румынии подходов по исторической, этнополитической и языковой тематике.

Немаловажно и то, что со временем Румыния играет всё более важную роль для Молдавии в экономической сфере. Молдавия, в позднесоветский период существенно превосходившая Румынию по качеству жизни и объёму ВВП на душу населения [Maddison, 2006: 479, 489], в настоящее время отстаёт от неё по уровню жизни в четыре раза и является самой бедной страной в Европе. В 2010-е гг. Румыния начала оказывать Молдавии финансовую помощь в дополнение к программам Запада: в 2010 г. предоставила в кредит 100 млн евро на беспроцентной основе, в 2015 г. - 150 млн евро. По данным молдавской службы статистики, в последние 20 лет существенно выросла доля Румынии в молдавском экспорте: в 1997 г. - 7%, в 2002 г. - 9%, в 2007 г. - 16%, в 2012 г. - 17%, в 2017 г. - 25%. Доля Румынии в молдавском импорте увеличилась в 1997-2016 гг. с 9 до 14%. Началось строительство транспортной инфраструктуры для поставок в Молдавию румынского газа: в 2013-2014 гг. построен трансграничный газопровод Яссы - Унгены, планируется его продление до Кишинёва.

Кроме того, Румыния воспринимается руководством Молдавии как лоббист её интересов в ЕС. Ориентация Молдавии на ЕС оказывает влияние и на отношения с Румынией. В данном контексте представляет важность подписание соглашения об ассоциации с ЕС и в особенности отмена визового режима в 2014 г., облегчающая прямые контакты между населением Молдавии и Румынии. (До вступления Румынии в ЕС в 2007 г. визового режима между ними тоже не было.) Собирательный образ ЕС активно используется унионистами: идея европейской интеграции не противоречит их главной цели, но "смягчает" её в восприятии значительной части общества. С точки зрения идеологов унионизма, вступление в ЕС не обязательно должно предшествовать объединению. Наоборот, выражается мнение, что объединение с Румынией могло бы стать способом вступления в ЕС [Dungaciu, 2011: 455].

Бухарест стремился не ограничивать свои политические возможности отношениями с правыми партиями унионистского толка и поддерживал активные контакты со многими влиятельными силами в молдавской политике. Так, по словам лидера унионистов Ю. Рошки, в 2005 г. Т. Бэсеску убедил его предоставить недостающие голоса в парламенте для избрания коммуниста В. Воронина на второй президентский срок в условиях резкого ухудшения российско-молдавских отношений [Interviu cu I. Ro§ca, 2009]. После устроенных унионистами массовых беспорядков в Кишинёве в апреле 2009 г. Т. Бэсеску, наоборот, выступил со специальным посланием к румынскому парламенту, в котором выступил с резкой критикой молдавских коммунистов и фактически солидаризовался с их противниками [Mesajul pre§edintelui..., 2009]. После победы на президентских выборах 2014 г. К. Йоханнис совершил свою первую зарубежную поездку в Кишинёв, чтобы, по его словам, "поддержать Либерально-демократическую партию" перед парламентскими выборами в Молдавии [Iohannis, 2015: 215]. Во всех данных случаях румынская дипло-

матия верно оценивала расклад сил в молдавской политике, что способствовало достижению ею своих тактических задач.

Что сдерживает политический потенциал унионизма?

Анализируя усиление идей унионизма и влияния Румынии в Молдавии, нельзя не отметить и те факторы, которые оказывают на них сдерживающее влияние. Во-первых, в случае Румынии и Молдавии риторика о "двух румынских государствах" и "разделённой стране" несостоятельна в силу того, что абсолютное большинство населения Молдавии имеет молдавскую, а не румынскую национальную идентичность: в 2004 г. - 75,8%, в 2014 г. - 75,0%. В данном случае правомерным было бы сравнение не с ФРГ и ГДР, а с Германией и Австрией на современном этапе. Данная ситуация объясняет и стабильно высокий уровень поддержки левых сил (до 50%), идеология которых по национальному вопросу представляет собой сплав идей молдовенизма (молдавской национальной самобытности) и интернационализма. Данная идеология не противопоставляет друг другу политические интересы молдаван и национальных меньшинств, что обеспечивает левым силам, оппонирующим унионистам с принципиальных позиций, поддержку как значительной части молдаван, так и подавляющего большинства представителей русскоязычного меньшинства.

Во-вторых, унионисты не имеют сильных позиций в бизнес-элите, ключевые деятели которой никогда не выступали за объединение, потому что оно подорвало бы их позиции и "растворило" в составе Румынии. Поскольку лидирующее положение в политической системе Молдавии устойчиво занимают представители крупного бизнеса либо тесно связанные с ними лица, то в данной ситуации унионисты не имеют возможности сравняться с ними по объёму влияния, даже если находятся на высоких должностях. Например, среди трёх ведущих политических сил в прозападных коалициях в первой половине 2010-х гг. две возглавлялись деятелями крупного бизнеса (В. Филат и В. Плахотнюк), и на их фоне унионисты могли рассматриваться как равный партнёр лишь номинально, не имея сопоставимого финансового ресурса и реального влияния в сфере экономики.

В-третьих, в 2016 г. произошла концентрация всей полноты власти в руках одной политической силы (Демократической партии В. Плахотнюка), что создаёт менее благоприятные условия для политической деятельности унионистов, чем существование неустойчивых парламентских коалиций. Проявлением изменившегося расклада сил во властных структурах стали, в частности, арест и отстранение от должности мэра Кишинёва Д. Киртоакэ в 2017 г., а также невыгодные для унионистов избирательные реформы: восстановление прямых выборов президента и введение смешанной системы на выборах в парламент.

В-четвёртых, идеи унионистов не имеют потенциала в Приднестровье, Га-гаузии, а также в районах Молдавии с повышенной долей национальных меньшинств в населении. Объединение с Румынией сделало бы невозможным разрешение приднестровского конфликта и дало бы Гагаузии возможность реализовать установленное законом условие, что "в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение" [Закон об особом статусе., 1995: 47]. В этом контексте большое внимание привлекло заявление президента Т. Бэсеску в 2010 г., что Румыния и

Молдавия могут объединиться в течение следующих 25 лет и граница ЕС пройдёт по Днестру [Interviú cu T. Basescu, 2010]. Данное географическое уточнение могло интерпретироваться как отказ от претензий на Приднестровье в рамках "объединительного" проекта, что Т. Бэсеску подтвердил после своей отставки, заявив в 2016 г., что "объединение [Румынии и Молдавии] с Приднестровьем в составе Молдавии невозможно" [Basescu: Sunt multe..., 2016]. Это отражало весьма распространённую среди унионистов точку зрения, которая озвучивалась частью из них и подвергалась критике властей ещё в середине 1990-х гг. [Snegur, 1994: 308]. Но политическому классу и общественному мнению крайне сложно принять идею отказа от Приднестровья.

В-пятых, за пределами Румынии нет стран, заинтересованных в объединении и заявивших о своей позиции, что кардинально отличает ситуацию от германского сценария 1990 г. Позиция России и Украины по данному вопросу очевидна и не может измениться. Союзники Румынии по НАТО и ЕС, хотя и не критикуют Бухарест за его действия и риторику, не имеют оснований поддержать их и поставить тем самым под вопрос принципы своей внешней политики в более широком контексте. Характерно, например, что, поддержав независимость Косово в 2008 г., ведущие страны Запада, тем не менее, исключили возможность его объединения с Албанией по национальному признаку.

Вывод

Несмотря на наличие некоторых сдерживающих факторов, неуклонный рост прорумынских настроений и влияния Румынии в Молдавии постепенно формирует новую политическую реальность. Предыдущий опыт молдавских партий власти (аграрных демократов в середине 1990-х гг., коммунистов в 2000-е гг.) показывает, что унионисты сохраняют большой политический потенциал при любых властных раскладах. В его основе прочная, расширяющаяся со временем социальная опора. Рост влияния Румынии способствует росту уверенности унионистов в своих силах и сдерживает реакцию властей на их деятельность. Планомерно усиливается значение идейно-политической повестки унионистов: соответствующие взгляды можно выражать всё более явно, не опасаясь санкций со стороны государства.

Политика государства в Молдавии не создаёт условий для того, чтобы остановить развитие этнотрансформационного процесса, который в перспективе угрожает сохранению государственности. Значение происходящих изменений недооценивается. Невнимание властей, делающих ставку на традиционные инструменты влияния (административный, финансовый, информационный ресурс), к этнополитиче-ским процессам способствует формированию неконтролируемого государством сегмента общественно-политической жизни, потенциал которого быстро растёт. Дальнейшее развитие указанных тенденций может существенно усилить политическую нестабильность и поляризацию общества.

Список литературы

Дигол С. (2005) Парадигмы и парадоксы концепции национального государства в постсоветской Молдавии: язык, государственность и национальная идентичность. // Ab Imperio. №2. С. 499-516.

Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). (1995) // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. - 14.01.1995. №3. 4. С. 47-50.

Кинг Ч. (2008) Языковая политика в Молдавской Советской Социалистической Республике. // Научные тетради Института Восточной Европы. Вып. II. Молдавия. С. 6-25.

Концепция национальной политики Республики Молдова. (2003) Утверждена законом № 546-XV от 19 лекабвя 2003 г. [Электоонный üecvücl. Режим доступа: http://old.parlament.md/download/laws/ru/546-XV-19.12.2003.doc (Дата доступа: 06.12.2017)

Кушко А. (2012) Политика памяти и историческая политика в постсоветской Молдове. // Историческая политика в XXI веке: Сб. статей. / Науч. ред. А. Миллер, М. Липман. - М.: Новое литературное обозрение. C. 256-291.

Кушко А., Таки В. (2003) "Кто мы?" Историографический выбор: румынская нация или молдавская государственность. // Ab Imperio. № 1. С. 485-495.

Молдавия: современные тенденции развития. (2004) / Под ред. Е.М. Кожокина. - М.: РОССПЭН. - 496 с.

Нойкирх К. (2010) Республика Молдова между унионизмом, молдаванизмом и национализмом граждан государства. // Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе: в 3 т. / Под общ. ред. Э. Яна. - М.: РОССПЭН. Т. 2. С. 155-181.

Предвыборная программа И. Додона (2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-democracy.md/files/elections/presidential2Ql6/electoral-program-igor-dodon-2Ql6-ru.pdf (Дата доступа: 05.12.2017)

ПроцикО., БукатаруИ., Волентир А. (2007) Партийная конкуренция в Молдове: идеология, организационные стратегии и подходы к разрешению этно-территориальных конфликтов. - Кишинёв: CEP USM. - 214 с.

Огати В. (2002) История Молдовы. - Кишинёв: Tipografía Centralä. - 480 с.

Степанов В.П. (2015) Этнополитическое конструирование гражданской идентичности на двух берегах Днестра (1989-2014 гг.). - М.; Тирасполь: РИСИ; ПГУ им. Т.Г. Шевченко. -224 с.

Степанюк В. (2006) Государственность молдавского народа: исторические, политические и правовые аспекты. - Кишинёв: Tipografía Centralä. - 630 с.

Тодуа 3. (2009) Интеграция по-румынски. // Россия в глобальной политике. № 5. С. 115127.

Фурман Д.Е. (2007) Молдавские молдаване и молдавские румыны. Влияние особенностей национального сознания молдаван на политическое развитие Республики Молдова. (Доклад Ин-та Европы РАН, №206). - М.: Русский сувенир. - 134 с.

Фурман Д.Е., Батог К. (2007) Молдова: молдаване или румыны? // Современная Европа. - № 3. С. 40-56.

ЦвикИ. (2010) Национальная история Молдовы: модели интеграции прошлого. // Национальные истории на постсоветском пространстве. - II. Десять лет спустя. / Под ред. Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. - М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-XXI. С. 51-71.

Язькова A.A. (2007) Румыния и Молдова: вместе или порознь? // Международные процессы. - №1. С. 116 - 121.

References

200 de ani din istoria românilor dintre Prut si Nistru. 1812-2012. (2012) / Coord.: I.-A. Pop,

I. Scurtu. - Chiçinâu: Litera. - 216 p.

Barometrul opiniei publice. (Aprilie 2016; octombrie 2016; aprilie 2017). / Institutul de politici publice. URL: http://ipp.md/old/lib.php?l=ro&idc=156 (Accessed: 05.12.2017)

Bäsescu: Sunt multe argumente pentru începerea discufiilor cu Moscova privind unirea României cu Republica Moldova. (2016) // Agerpres. - 16.08.2016. URL: https://www.agerpres.ro/politica/2016/08/16/basescu-sunt-multe-argumente-pentru-inceperea-discutiilor-cu-moscova-privind-unirea-romaniei-cu-republica-moldova-21-39-45 (Accessed:

II.12.2017)

Boia L. (2011) Istorie çi mit în conçtiinîa româneascâ. - Bucureçti: Humanitas. - 412 p.

Boia L. (2015) Cum s-a românizat România. - Bucureçti: Humanitas. - 144 p.

Burse de studii, România. (2016) // Site-ul oficial al Ministerului Educajiei al Republicii Moldova. URL: http://edu.gov.md/ro/content/burse-de-studii-romania-3 (Accessed: 07.12.2017)

Case of Tänase v. Moldova (Application no. 7/08). (2010) // European Court of Human Rights Grand Chamber Judgment. - 27.04.2010. URL:

http://hudoc.echr.coe.int/app/conversion/pdf/?library=ECHR&id=001-98428&filename=001-98428.pdf (Accessed: 14.01.2016)

Cimpoeju D. (2010) Republica Moldova intre Romania Rusia, 1989-2009. - Chijinäu: "Serebia" SRL. - 428 p.

Cuvantarea rostitä de prejedintele Republicii Moldova, Mircea Snegur, la Congresul "Casa noasträ - Republica Moldova". (1994) - 05.02.1994. // Enache M., Cimpoeju D. Misiunea diplomaticä in Republica Moldova, 1993-1997. - Ia§i: Polirom, 2000. P. 304-311.

Digol S. (2005) Paradigmy i paradoksy kontseptsii natsional'nogo gosudarstva v postsovetskoy Moldavii: yazyk, gosudarstvennost' i natsional'naya identichnost'. // Ab Imperio, No. 2. P. 499-516.

Dungaciu D. (2011) "Basarabia e Romania?" - dileme identitare (geo)politice in Republica Moldova. - Chijinäu: Cartier. - 464 p.

Fruntasu I. (2003) O istorie etnopoliticä a Basarabiei. 1812-2002. - Chijinäu: Cartier. - 624

p.

Furman D.E. (2007) Moldavskiye moldavane i moldavskiye rumyny. Vliyanie osobennostey natsional'nogo soznaniya moldavan na politicheskoye razvitie Respubliki Moldova. (Doklad In-ta Evropy, № 206). - M.: Russkiy souvenir. - 134 p.

Furman D.E., Batog K. (2007) Moldova: moldavane ili rumyny? // Contemporary Europe, No. 3. P. 40-56.

Ghimpu Gh. (2002) Conjtiinfa nafionalä a romanilor moldoveni. - Chi^inäu: GARUDA -ART. - 500 p.

Iliescu I. (2011) Fragmente de viaja de istoria träitä. - Bucurejti: Litera International. -544 p.

Interviu cu T. Bäsescu. (2010) - 29.11.2010. // Romania Libera. URL: http://romanialibera.ro/opinii/interviuri/rusia-are-o--ostilitate--fata-de-romania-207830 (Accessed: 11.12.2017)

Interviu cu T. Bäsescu. (2013) - 27.11.2013. // TVR. URL: http://stiri.tvr.ro/traian-basescu-la-tvr--urmatorul-proiect-pentru-romania-trebuie-sa-fie-vrem-sa-ne-intregim-tara-_37653.html#view (Accessed: 17.03.2015)

Interviu cu M. Ghimpu. (2009) // Timpul. - 21.09.2009.

Interviu cu I. Rosca. (2009) // Ziua. - 15.08.2009.

Interviu cu ' M. Sandu. (2016) - 02.02.2016. // PRO TV. URL: http://protv.md/stiri/politic/maia-sandu-spune-ca-ar-vota-da-in-cazul-unui-referendum-legat— 1344581.html (Accessed: 03.02.2016)

Interviu cu A. Tänase. (2017) - 22.08.2017. // Radio Europa Libert. URL: https://www.europalibera.org/a/interviu-alexandru-tanase/28690309.html (Accessed: 05.12.2017)

Interviu cu N. Timofti. (2017) - 23.10.2017. // Site-ul oficial al Pre§edin^iei Republicii Moldova. URL: http://www.presedinte.md/rom/interviuri/dorim-sa-fim-in-familia-tarilor-europene (Accessed: 28.12.2015)

Iohannis K. Primul pas. (2015) - Bucure§ti: Curtea Veche Publishing. - 256 p.

King Ch. (1999) The Moldovans: Romania, Russia, and the Politics of Culture. - Stanford: Hoover Institution Press. - 304 p.

King Ch. (2008) Yazykovaya politika v Moldavskoy Sovetskoy Sotsialisticheskoy Respublike. // Nauchnye tetradi Instituta Vostochnoy Evropy, Issue 2. Moldavia. P. 6-25.

Kontseptsiya natsional'noy politiki Respubliki Moldova. (2003) Utverzhdena zakonom № 546-XV ot 19.12.2003. URL: http://old.parlament.md/download/laws/ru/546-XV-19.12.2003.doc (Accessed: 06.12.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kushko A. (2012) Politika pamyati i istoricheskaya politika v postsovetskoy Moldove. // Istoricheskaya politika v XXI veke: Sb. statey. / Ed. by A. Miller, M. Lipman. - M.: Novoye literaturnoe obozrenie. P. 25691.

Kushko A., Taki V. (2003) "Kto my?" Istoriograficheskiy vybor: rumynskaya natsiya ili moldavskaya gosudarstvennost'. // Ab Imperio, No. 1. P. 485-495.

Maddison A. (2006) The World Economy. Vol. 1: A Millenial Perspective. Vol. 2: Historical Statistics. - Paris: OECD Publications. - 654 p.

Mesajul pre§edintelui Romaniei, Traian Basescu, in fata Camerelor reunite ale Parlamentului. (2009) -14.04.2009. // Site-ul oficial al Pre§edintelui Romaniei. URL:

http://old.presidency.ro/index.php?_RID=det&tb=date_arhiva&id=11389&_PRID=arh (Accessed: 08.12.2017)

Moldavia: sovremennyie tendentsii razvitiya. (2004) / Ed. by E.M. Kozhokin. - M.: ROSSPEN. - 496 p.

Nazaria S., Stepaniuc V. (2010) Problema Basarabiei §i interpretarile ei in istoriografie: de la aparitie la Tratatele de la Paris, 1917-1947. - Chijinau: Tipografia Centrala. - 392 p.

Neukirch C. (2010) Respublika Moldova mezhdu unionizmom, moldavanizmom i natsionalizmom grazhdan gosudarstva. // Natsionalizm v pozdne- i postkommunisticheskoy Evrope: in 3 vol. / Ed. by E. Yan. - M.: ROSSPEN. Vol. 2. P. 155-181.

Petrescu C. (2001) Contrasting/Coflicting Identities: Bessarabians, Romanians, Moldovans. // NationBuilding and Contested Identities: Romanian and Hungarian Case Studies. / Ed. by B. Trencsenyi, D. Petrescu, C. Petrescu et al. - Budapest: Regio Books. P. 153-178.

Predvybornaya programma I. Dodona (2016) URL: http://www.e-democracy.md/files/elections/presidential2016/electoral-program-igor-dodon-2016-ru.pdf (Accessed: 05.12.2017)

Programul prezidential al lui K. Iohannis. (2014) Romania lucrului bine facut. // Site-ul oficial al Pre§edintelui Romaniei. URL: www.presidency.ro/files/userfiles/Program-prezidential.pdf (Accessed:

14.05.2016)

Protsyk O., Bucataru I., Volentir A. (2007) Partiynaya konkurentsiya v Moldove: ideologiya, organi-zatsionniye strategii i podhody k razresheniyu etno-territorial'nyh konfliktov. - Kishinev: CEP USM. - 214 p.

Redobandirea cetateniei romane: o politica ce capata viziune. (2013) / Coord. S. Panainte, Fundatia Soros Romania. URL: http://www.fundatia.ro/sites/default/files/ro_125_Raport%20Cetatenie.pdf (Accessed:

07.12.2017)

Stati V. (2002) Istoriya Moldovy. - Kishinev: Tipografia Centrala. - 480 p.

Stepaniuc V. (2006) Gosudarstvennost' moldavskogo naroda: istoricheskie, politicheskie i pravovyie aapekty. - Kishinev: Tipografia Centrala. - 630 p.

Stepanov V.P. (2015) Etnopoliticheskoye konstruirovaniye grazhdanskoy identichnosti na dvuh beregah Dnestra (1989-2014). - M., Tiraspol: RISS, Taras Shevchenko Transdniestria State University. - 214 p.

Todua Z. (2009) Integratsiya po-rumynski. // Russia in Global Affairs, No. 5. P. 115-127.

Tsvik I. (2010) Natsional'naya istoriya Moldovy: modeli integratsii proshlogo. // Natsional'nyie istorii na postsovetskom prostranstve. - II. Desyat' let spustya. / Ed. by F. Bomsdorf, G. Bordyugov. - M.: Friedrich Naumann Foundation, AIRO-XXI. P. 51-71.

Yaz'kova A.A. (2007) Rumyniya i Moldova: vmeste ili porozn'? // International Trends, No. 1. P. 116-121.

Zakon ob osobom pravovom statuse Gagauzii (Gagauz Yeri). (1995) // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. - 14.01.1995. - No. 3-4. P. 47-50.

Unionism and Romania's Influence in Moldova: Manifestations and Evolution

Authors: Kirillov V., Candidate of Sciences (History), Vice-Rector for Academic Affairs, MGIMO-University. Address: 76, Vernadsky prospect, Moscow, Russia, 119454. E-mail: kirillov-victor@rambler.ru

Putintsev I., Assistant Vice-Rector for Academic Affairs, Vice-Dean of School of Basic Training, MGIMO-University. Address: 76, Vernadsky prospect, Moscow, Russia, 119454. E-mail: isp90@mail.ru

Abstract. Over the last three decades ethnic transformantion in Moldova has gained momentum. A new social group with Romanian national identity has emerged among the population and has formed the core of the unionist movement promoting the unification of Moldova and Romania. The article deals with different social and political forms of pro-Romanian (including pan-Romanian) views. The core elements of Romania's long-term strategy towards Moldova, based on the concept of the "two Romanian states", have been explored. The facts proving the growing social and political influence of unionism have been analyzed, as well as the factors that counter the spread of unionist ideas.

Key words: Moldova, Romania, unionism, nationalism, national identity, identity conflict, Moldovans, Romanians.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320183748

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.