Пономарева Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Ponomareva Elena Vladimirovna, PhD (Arts), Associate Professor at the Theory of Music and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
«РУКОВОДСТВО К АНАЛИЗУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ ДЛЯ КЛАССОВ САРАТОВСКОЙ АЛЕКСЕЕВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ» Л. М. РУДОЛЬФА: К ВОПРОСУ О НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ
В статье сквозь призму теоретико-практического осмысления рассматривается переизданное в 2020 г. учебное пособие Л. М. Рудольфа «Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории» (Саратов, 1914). Творческая, научная, педагогическая и просветительская деятельность Рудольфа заложила прочные основы профессионального музыкально-теоретического образования в Саратове. Созданное им руководство стало первым на тот момент теоретическим учебным изданием в Саратовской консерватории и одним из первых оригинальных пособий по анализу музыкальных форм в России. В силу неизвестных причин оно не получило до сих пор адекватной исследовательской оценки и нуждается в соответствующем научном атрибутировании. Путем сравнительного анализа с существовавшими в то время учебниками А. С. Аренского, А. Маркса и Л. Бусслера, а также сведениями о курсе музыкальных форм С. И. Танеева осуществляется оценка концептуальной составляющей учебника Рудольфа. Отдельно дается и характеристика практического потенциала «Руководства» для использования в современном учебном процессе.
Ключевые слова: Л. М. Рудольф, «Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории», саратовская аналитическая школа, музыкальное формообразование.
«GUIDE TO THE ANALYSIS OF MUSICAL FORMS FOR CLASSES OF THE SARATOV ALEKSEEVSKAYA CONSERVATOIRE» BY L. M. RUDOLPH: ON THE QUESTION OF SCIENTIFIC AND PRACTICAL VALUE
The article studies the textbook by L. M. Rudolf «Guide to the analysis of musical forms for classes of the Saratov Alekseevskaya Conservatoire» (Saratov, 1914, reissued in 2020) through the prism of theoretical and practical understanding. Rudolf's creative, scientific, pedagogical and educational activities laid a solid foundation for professional musical and theoretical education in Saratov. The guide he created was the first theoretical educational publication at the Saratov Conservatoire at that time and one of the first original textbooks on the analysis of musical forms in Russia. For unknown reasons, it has not yet been adequately researched and needs appropriate scientific attribution. By means of a comparative analysis with the textbooks of A. S. Arensky, A. Marx and L. Bussler published at that time, as well as information about the course of musical forms of S. I. Taneyev, the conceptual component of Rudolf's textbook is evaluated. A separate description of the practical potential of the «Guide» for the use in the modern educational process is also provided.
Key words: L. M. Rudolf; «Guide to the analysis of musical forms for classes of the Saratov Alekseevskaya Conservatory»; Saratov analytical school; formation of musical form.
В последние десять лет (начиная с 2010 г.) активная деятельность кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова была связана с переизданием научных и методических работ педагогов, в разные годы преподававших на кафедре. Это труды Я. К. Евдокимова, И. А. Тютьманова, Б. А. Сосновцева, И. А. Никонова, Р. С. Таубе, Е. В. Лебедевой, Е. Д. Ершовой, Л. В. Сево-стьяновой, Е. И. Вартановой [7]. Предлагаемая статья непосредственно связана еще с одним «переизданием», которое дает уникальную возможность соприкоснуться с истоками музыкально-теоретической школы Сара-
това и выявить тот научный и учебно-методический потенциал, который определял начальные векторы ее развития.
В 2020 г. впервые, за более чем вековую историю одной из старейшей кафедр Саратовской консерватории, был переиздан долгое время считавшийся утерянным учебник по анализу музыкальных форм Леопольда Морицевича Рудольфа (1877-1938) — выдающегося музыканта, общественного деятеля, композитора, блестящего теоретика и основоположника кафедры теории музыки и композиции1 (фото 1).
Из биографии Рудольфа известно, что в 1901 г.
1 Леопольд Морицевич Рудольф (30 августа 1877, Рига — 21 апреля 1938, Баку) — советский композитор и педагог.
Леопольд Рудольф родился 30 августа 1877 г. в Риге. В 1901 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Также занимался у С. И. Танеева. С 1903 г. работал в Саратове: преподавал в Саратовском училище Императорского российского музыкального общества, в 1912-1930 гг. — в созданной на его основе Саратовской консерватории. Среди учеников Рудольфа были, в частности, Константин Листов и Венедикт Пушков. В 1930-1932 гг. преподавал на рабфаке при Ленинградской консерватории, а также в музыкальных техникумах Ленинграда. В 1932-1938 гг. был профессором и заведующим кафедрой теории музыки в Азербайджанской консерватории. Также среди учеников Рудольфа был великий азербайджанский, советский композитор Кара Караев. Одновременно был главным редактором музыкального издательства
Фото 1
он с отличием окончил Московскую консерваторию, где учился у М. М. Ипполитова-Иванова по классу композиции, а у С. И. Танеева изучал контрапункт, фугу и анализ музыкальных форм. В связи с представленным к обзору учебным пособием, следует особо подчеркнуть, что именно в год поступления Леопольда Морицевича в Московскую консерваторию (1897) после 12-летнего перерыва (вызванного смертью Н. А. Губерта) в учебный процесс вновь была введена дисциплина «музыкальная форма», авторский курс которой на тот момент создал и преподавал сам С. И. Танеев2.
В 1903 г. по рекомендации В. И. Сафонова Л. М. Рудольф был приглашен преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Саратовское музыкальное училище при РМО. А после открытия Саратовской консерватории в 1912 г. уже в ней продолжил свою педагогическую деятельность (в 1912 г. он получил звание профессора второй, а в 1915 г. — первой степени). Пребывание в Саратове(1903-1930)стало для Леопольда Морицевича самым плодотворным жизненным и творческим периодом. Главной заслугой работы Л. М. Рудольфа в консерватории явилась организация систематического
и серьезного преподавания музыкально-теоретических дисциплин как фундамента профессионального музыкального образования. Он осуществил разделение теоретических предметов на общие («вспомогательные») и специальные. К вспомогательным, но обязательным для студентов всех специальностей, относились теория музыки, сольфеджио, гармония, контрапункт, анализ музыкальных форм и энциклопедические знания по всем областям музыки, а также инструментовка. В числе специальных для теоретиков и композиторов были гармония, контрапункт (канон и фуга) и практическое сочинениез.
Но возвратимся к созданному Рудольфом учебному пособию. Небезынтересна библиотечная судьба этого учебника, о которой многое может поведать его внешний вид. Неплохо сохранившийся титульный лист содержит следующую информацию (изложено в дореформенной орфографии): «Руководство к анализу музыкальных форм. Составил для классов Саратовской Алексеевской консерватории профессор Л. М. Рудольф. Издано в Саратове в 1914 году Типо-литографией товарищества Г. Х. Шельгорн и К°. Издательский номер 306» (фото 2). Помимо этого в верхней части титульного листа присутствует дарственная надпись: «Дорогому
Фото 2
рв
РУКОВОДСТВО
— къ _
АНАЛИЗУ МУЗЫКАЛЬИЫХЪ ФОРМЪ
состявилъ
ДЛЯ КЛАССОВЪ
Саратовской КПЕКСЬЕВСКОЙ Консерватора
Проф. Л: Рудольфъ.
--------- =0'^-- ....
САРАТОВ Ъ. Типо-литографя Т-ва Г. X. Шельгорнъ и К». 19 14.
' 1 . Ч*1'
в Баку. Скончался 21 апреля 1938 г. в Баку.
2 Обширная характеристика танеевского курса музыкальной формы содержится в работе Ф. С. Арзаманова [2].
3 Сведения о деятельности Л. М. Рудольфа почерпнуты из статьи Н. В. Ивановой [4].
коллеге Ивану Васильевичу Липаеву от автора»4. О последующих владельцах книги можно судить по двум штампам: штамп библиотеки Культ-Просвет-Подотдела Союза потребительских обществ Саратовского края и штамп Библиотеки Саратовского музея имени А. Н. Радищева. Именно Радищевский музей и передал эту книгу (наряду с другими музыкальными изданиями) Саратовской консерватории в конце XX в.
Попав сразу в отдел редких книг консерваторской библиотеки, она несколько лет, как и подобает экспонату далекого прошлого, пылилась, никем не читаемая, на библиотечной полке. Возможно, это читательское забвение продлилось бы и далее, если бы не отмечавшееся в 2012 г. 100-летие Саратовской консерватории. В связи с пробудившимся интересом к историческому наследию вуза (в том числе библиографическому), по инициативе И. Е. Сливы (заведующей библиотекой Саратовской консерватории) активизируется работа по изучению библиотечных фондов. Благодаря усилиям ведущего библиотекаря Т. П. Китаевой в числе прочих была вновь «обретена» и эта забытая книга. И вот, спустя столетие, один из самых первых учебников Саратовской консерватории нашел своего современного читателя.
«Руководство к анализу музыкальных форм» Л. М. Рудольфа, без преувеличения, является абсолютным раритетом, редким и, по сути, единственным образцом дореволюционного учебного пособия, изданного специально для Саратовской консерватории. На его основе можно составить представление о том, как обстояло дело с музыкально-теоретической подготовкой и преподаванием курса анализа музыкальных форм в первые годы существования консерватории. Вот что пишет сам автор в предисловии к «Руководству»: «Классические музыкальные формы, полифоническая и гомофоническая, послужили в этой книге предметом исследования лишь в том объеме, который представляется желательной и возможной нормой для обязательного класса, носящего в русских консерваториях название "класса энциклопедии"».
В этой связи, странным недоразумением выглядит то, что данная книга, судя по приличному для того времени тиражу в 500 экземпляров, имевшая явно не ограниченную сугубо учебными рамками практическую востребованность, не была упомянута ни в одном из дореволюционных списков учебников по музыкальной форме5. Да и в самой Саратовской консерватории, с уходом из жизни педагогов, знавших Л. М. Рудольфа, о ее существовании к концу прошлого века практически забыли. Поэтому хочется надеяться, что историческая справедливость восторжествует, и «Руководство к анализу музыкаль-
ных форм» Л. М. Рудольфа не только займет свое достойное место в хронологической последовательности издававшихся в России работ по этой дисциплине, но и в определенном объеме, учитывая задачи современного курса анализа, войдет в учебный процесс.
Переходя к обзору содержания «Руководства», следует сразу указать на отсутствие в нем каких бы то ни было персональных и библиографических ссылок. Уже эта «безымянность», манкирование (что, заметим, довольно необычно для работы теоретической направленности) знаками академической преемственности превращает описание подобного текста в интригующее научное атрибутирование. И единственной «путеводной нитью» в подобном музыковедческом исследовании (а скорее — расследовании) может служить только факт обучения Л. М. Рудольфа в Московской консерватории. Естественно, что при столь скудной фактологии атрибутирование возможно только путем сравнительного анализа с существующими на тот момент в России учебными пособиями по анализу музыкальных форм и освоенной Рудольфом в годы студенчества теорией музыкальных форм С. И. Танеева.
Общеизвестно, что в период своего становления отечественная аналитическая школа находилась под большим влиянием немецкой музыкально-теоретической традиции. Поэтому вполне закономерным представляется то, что учебное пособие Л. М. Рудольфа во многом опирается на системную дифференциацию музыкальных форм в учебниках А. Маркса [5] и Л. Бусслера [3] (хотя библиографические ссылки, как писалось выше, на эти работы в учебнике Л. Рудольфа отсутствуют). На это указывают терминология элементарных структурных единиц («мотив», «предложение», «период», «ход» и пр.), перечень основных типовых форм (от «песенных форм» до «сонатной формы»). Сама же структура учебника, содержащего два крупных раздела («отдела», по обозначению автора) о «полифонических» и «гомофонических» формах, перекликается с первым известным отечественным учебником А. С. Аренского («Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки»), включающим две соответствующие части6 [1].
Открывается учебник разделом, выполняющим функцию введения и знакомящим с основными понятиями теории музыкальных форм. Вот лишь некоторые выдержки, дающие представление о концепции формообразования в отечественном музыкознании начала ХХ в.
«Музыкальными формами называются те схемы построения музыкальных произведений, которые, выработавшись путем долголетней эволюции,установи-
4 Липаев Иван Васильевич (1865-1942) — российский тромбонист, музыкальный критик, литератор и общественный деятель, заслуженный артист Республики (1925). В 1912-1921 гг. вел классы тромбона и истории музыки в Саратовской консерватории (с 1917 — профессор). Рукописное наследие И. В. Липаева хранится в ГЦЦМК им. Глинки (фонд 13) и РГАЛИ (фонд 795).
5 В большинстве источников (в том числе и энциклопедических) даются ссылки только на изданные в России знаменитые зарубежные учебники А. Б. Маркса [5], Л. Бусслера [3], Г. Римана [9], Э. Праута [8], а также практически единственный отечественный (до 1917 г.) учебник А. С. Аренского [1].
6 В 1897-1901 гг.. Л. М. Рудольф обучался в Московской консерватории, и наверняка ему был известен учебник А. С. Аренского, изданный в 1893 г.
лись окончательно в произведениях классиков; схемы, по которым и в настоящее время пишется большинство музыкальных сочинений, или к которым таковые приближаются в большей или меньшей степени» [10, с. 30].
«Полифоническими формами называются те, которые, по самой сущности своей, возможны только при помощи полифонического стиля» [10, с. 30].
«Гомофоническими формами называются те, в которых применение контрапункта хотя возможно, но не является непременным условием» [10, с. 30].
Хотя эти определения, на первый взгляд, и кажутся выдержанными в сугубо схематичном ключе, они, тем не менее, учитывают и эволюционный характер становления форм («выработавшись путем долголетней эволюции,установились окончательно в произведениях классиков»), что свидетельствует о синкретизме исто-рико-эволюционного и теоретико-логического подходов (в дальнейшем, как известно, размежевавшихся), которого, судя по всему, придерживался Рудольф.
Примечательно также и то, что в качестве основы построения формы автор уже в первых параграфах формулирует дихотомию: «соотношение в виде сходства» и «соотношение в виде контраста», звучащую в духе знаменитых основополагающих принципов формообразования («принцип тождества» и «принцип контраста») Б. В. Асафьева. Но, что примечательно с точки зрения хронологии, этот тезис у Рудольфа появляется, как мы видим, на 15 лет раньше выхода известного труда «Музыкальная форма как процесс» (1930) Б. В. Асафьева. Причем контраст рассматривается Рудольфом с учетом весомого количества (15) критериев (от «вида такта» и «тематического содержания» до «способа исполнения» и «настроения») [10, с. 40].
Далее следует весьма обстоятельно изложенный раздел, освещающий полифонические формы («Контрапункт», «Полифонические формы»). Здесь Рудольф, как ученик безмерно почитаемого им С. И. Танеева, уделяет много внимания рассмотрению всех закономерностей строгого и свободного стиля, причем делает это скрупулезно и, вместе с тем, доступно и доходчиво.
Следующая часть «Руководства» посвящена «гомофоническим формам» и точно соответствует упомянутым принципам теории и номенклатуры форм в учебниках А. Маркса и Л. Бусслера. Эту последовательность изучения форм демонстрирует уже само оглавление: «период», «песенные формы», «вариации», «сложная песенная форма», «форма рондо» (пять типов), «сонатная форма». Причем в подаче материала, в некоторых терминологических «штрихах» вновь прослеживается влияние С. И. Танеева, который осуществил один из переводов учебника Л. Бусслера и ввел отличающиеся (от предыдущих изданий) названия разделов некоторых музыкальных форм. Так, следуя танеевской терминологии, предложения в периоде Рудольф называет «главным» и «придаточным» (а не «предшествующим» и «последующим», как в более ранних переводах). Симптоматична
и еще одна деталь, говорящая о влиянии на Л. Рудольфа взглядов С. Танеева, который, как известно, наряду с приверженностью кучениям о музыкальной форме А. Маркса и Л. Бусслера, был не чужд и воззрениям их оппонента Г. Римана. Это касается, прежде всего, теории метрического периода, разработанной последним. Подобно Риману (и, соответственно, Танееву), Рудольф акцентирует внимание на метрическом и мотивном аспектах, дополняя общую концепцию формы необходимыми характеристиками метрики (с учетом выраженной функциональности как проявления логического неравенства легких и тяжелых тактов) и мотивики. И для наглядности приводит даже небольшую таблицу с описанием, включающим четыре параграфа [10, с. 44].
Также влияние «лингвистических» предпочтений Танеева на Рудольфа ощутимо и в названиях разделов сонатной формы. В учебнике используются ставшие привычными нам (благодаря Танееву) наименования «экспозиция», «разработка» и «реприза» (в отличие от прежней безликой нумерации «первая», «вторая» и «третья» части), но, вместе с тем, автор упорно придерживается названия «переходная партия» вместо «связующая». Как отмечают исследователи [2, с. 90], Танеев также избегал термина «связующая партия», подчеркивая тем самым не простую связь, а именно «переход» как преобразование из одного состояния в другое, что является необходимым условием становления сонатной формы. Помимо этого, по аналогии с С. И. Танеевым, в своем руководстве Л. М. Рудольф строго следует бусслеровскому делению пяти типов рондо на «низшие» и «высшие», а в подвидах сонатной формы сохраняет и форму «сонатины».
Отдельным разделом в учебнике представлены циклические формы, которые Рудольф синонимично называет «составными», и в числе которых оказываются формы сюиты, сонаты, кантаты, оратории, оперы и танцевального цикла. Но к циклическим Леопольд Морицевич также относит формы фантазии и вариаций, что говорит о невыделенности на тот момент в отдельную группу упомянутых «составных» (в современной терминологии «контрастно-составных») форм.
Чрезвычайно интересен последний раздел учебника — «Классификация музыкальных произведений», разъясняющий понимание проблемы соотношения формы и жанра в теории музыки начала прошлого века. Здесь дается авторская систематизации музыкальных жанров («родов музыки» в терминологии Рудольфа), группируемых на базе четырех критериев: «состав исполнителей», «происхождение», «специальное назначение» и «внутреннее содержание»7. Следует отметить, что задолго до известных жанровых классификаций Т. В. Поповой, А. Н. Сохора, В. А. Цуккермана и др., классификация Л. М. Рудольфа уже учитывает те необходимые жанровые функции, которые Е. В. Назайкинский объединяет в известную «триаду»: «коммуникативная», «тектоническая» и «семантическая функции» [6, с. 96].
7 В этой связи возникает аналогия с жанровой классификацией В. А. Цуккермана и с его критериями в форме вопросов: где, кто, для кого, для чего исполняют музыку, что исполняется [11].
92
Весьма любопытной выглядит и позиция Рудольфа по отношению к содержанию музыкального произведения, которая сформулирована им в последних параграфах пособия, имеющих характер заключения. Традиционно разделяя музыку на «абсолютную» и «программную», он весьма недвусмысленно дает понять, на чьей стороне остаются его музыкально-теоретические предпочтения в этой только зарождавшейся тогда научной области теории музыкального содержания. Приведем лишь часть довольно объемного высказывания, которое неожиданно «одаривает» прорывающейся искренней авторской интонацией после весьма академичного и строгого стиля повествования во всех предыдущих разделах: «Программная музыка, сверх этого, вызывает или должна вызывать определенные представления, безразлично, из внешнего ли мира или внутреннего. <...> В области абсолютных настроений могущество музыки почти безгранично; вся бесконечная цепь возможных состояний человеческой души ей доступна и может быть ею передаваема, но она бессильна обнаружить источник этих настроений. Так же беспомощна музыка, когда от нее требуют изображения какого-нибудь предмета или внешнего, т. е. видимого или слышимого происшествия: здесь ее сила ограничивается почти целиком одним звукоподражанием, и притом в самых общих чертах. <...> Не более ясны те ассоциации, которые иногда соединяют области видимого и слышимого: быстрый ряд высоких, резких звуков, внезапно появляющихся и столь же внезапно исчезающих, может вызвать представление о молнии, но может быть выразителем и всякого другого внезапного, мгновенного явления. А раз одна и та же фраза может обозначать такое множество явлений совершенно различных, то, следовательно, она определенно не обозначает ни одного из них» [10, с. 71].
Оценивая дидактические качества «Руководства», нужно отметить, что оно четко структурировано по разделам («отделам»), главам и параграфам. Материал изложен довольно компактно, строго и внятно, с необходимой расшифровкой понятий, приведением композиционных схем и подкреплением теоретических положений ссылками на художественные музыкальные образцы. В конце учебника, для удобства обучающихся, представлен указатель терминов и названий.
Подводя итог исследованию научной и практической ценности учебного пособия Рудольфа, следует особо подчеркнуть, что, ставя перед собой сугубо практические задачи, Леопольд Морицевич ни в коей мере не претендовал ни на научную новизну, ни на методическую самобытность, о чем предварительно уведомил читателей в предисловии: «Предназначая свой труд
исключительно для своих собственных учеников, автор воздерживается как от изложения руководивших им педагогических принципов, так и от критики существующих уже по этому предмету руководств». И вместе с тем, это руководство свидетельствует о несомненно «выстраданной» авторской позиции, особенно по части того, как должен быть выстроен весь курс музыкальных форм, чтобы можно было достигнуть максимального педагогического эффекта. Рудольф видит процесс обучения в двуединстве теории (с ее поступательным освоением материала от мотивного синтаксиса к архитектонике крупных форм) и практики (представленные в отдельной рабочей тетради практические задания Рудольфа, к сожалению, отсутствуют в библиотеке Саратовской консерватории).
В свете вышесказанного, «Руководство к анализу музыкальных форм» Л. М. Рудольфа может быть интересно не только для специалистов в области анализа музыкальных произведений, но и для всех, кто изучает вопросы истории отечественного музыкального образования и теоретического музыкознания. Также книга Л. М. Рудольфа может быть рекомендована и в качестве дополнительного учебно-методического пособия в курсах полифонии, анализа музыкальных произведений и музыкальных форм для всех специальностей в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Ну, а кроме того, учитывая существующую в отечественной педагогике в последние десятилетия тенденцию (заложенную Ю. Н. Холоповым) к усилению исторической и жанровой конкретности в преподавании музыкально-аналитических курсов, «Руководство» способно значительно обогатить современное систематическое представление о теории форм элементами эмпирико-исторического типа.
Обращение к истокам — это важнейший фактор научной самоидентификации для любого исследователя, принадлежащего определенной научной традиции. Поэтому переиздание (через 106 лет забвения) «Руководства к анализу музыкальных форм» Л. М. Рудольфа — это событие чрезвычайной важности для кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории. Разумеется, стоит признать, что в силу объективных причин этот труд не смог оказать непосредственного влияния на формирование саратовской аналитической школы. И все же, благодаря ему становится возможным увидеть те базовые, «реперные точки», которые определяли специфику учебного процесса и методологию анализа музыкальных форм не только в Саратовской консерватории, но и в российском дореволюционном музыкальном образовании.
Литература
1. АренскийА. С. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. М., 1893. 123 с.
2. Арзаманов Ф. С. И. Танеев — преподаватель курса музы-
кальных форм. 2-е изд. М., 1984. 97 с.
3. Бусслер Л. Учебник форм инструментальной музыки, изложенный в 33 задачах / Пер. с нем. под ред. Н. Кашкина и
93
С. Танеева. М., 1884. 186 с.
4. Иванова Н. В. Леопольд Морицевич Рудольф — основатель кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова // Рудольф Л. Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории. Из архивов СГК имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. С. 9-16.
5. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки / Пер. с нем. под ред. А. С. Фаминицина. СПб., 1872 (2 изд. М., 1893). 426 с.
6. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: Владос, 2003. 248 с.
7. Полозова И. В. Научная жизнь Саратовской консервато-
рии: традиции и новые тенденции на примере научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 1 (7). С. 85-91.
8. Праут Э. Музыкальная форма. М., 1900. 208 с.
9. Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах / Пер. Ю. Энгеля. М., 1898. 243 с.
10. Рудольф. Л. Руководство к анализу музыкальных форм для классов Саратовской Алексеевской консерватории. Из архивов СГК имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2020. 84 с.
11. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964. 158 с.
References
1. Arenskij A. S. Rukovodstvo k izucheniyu form instrumental'noj i vokal'noj muzyki [A guide to the study of forms of instrumental and vocal music]. M., 1893. 123 p.
2. ArzamanovF. S. I. Taneev — prepodavatel' kursa muzykal'nyh form [S. I. Taneev as a teacher of the course of musical forms]. 2-e izd. M., 1984. 97 p.
3. Bussler L. Uchebnik form instrumental'noj muzyki, izlozhen-nyj v 33 zadachah [Textbook on forms of instrumental music, set out in 33 tasks] / Per. s nem. pod red. N. Kashkina i S. Taneeva. M., 1884. 186 p.
4. Ivanova N. V. Leopol'd Moritsevich Rudol'f — osnovatel' kafedry teorii muzyki i kompozicii Saratovskoj gosudarstven-noj konservatorii imeni L. V. Sobinova [Leopold Moritsevich Rudolf— founder of the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov] // Rudol'f L. Rukovodstvo k analizu muzykal'nyh form dlya klassov Saratovskoj Alekseevskoj konservatorii. Iz arhivov SGK imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie kafedry teorii muzyki i kompozicii [A guide to the analysis of musical forms for classes of the Saratov Alekseevskaya Conservatory. From the archives of the SSC named after L. V. Sobinov. Scientific and pedagogical heritage of the Music Theory and Composition Department]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. Pp. 9-16.
5. Marks A. B. Vseobshchij uchebnik muzyki [Universal Music Textbook] / Per. s nem. pod red. A. S. Faminicina. SPb., 1872 (2 izd. M., 1893). 426 p.
6. Nazajkinskij E. V. Stil' i zhanr v muzyke [Style and genre in music]. M.: Vlados, 2003. 248 p.
7. Polozova I. V. Nauchnaya zhizn' Saratovskoj konservatorii: tradicii i novye tendencii na primere nauchnyh chtenij, posvyashchennyh B. L. Yavorskomu «Problemy hudozhestvennogo tvorchestva» [Scientific life of the Saratov Conservatory: traditions and new trends on the example of scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky «Problems of Artistic creativity»] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal ofSaratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 1 (7). Pp. 85-91.
8. PrautE. Muzykal'naya forma [Musical form]. M., 1900. 208 p.
9. Riman G. Sistematicheskoe uchenie o modulyatsii kak os-nova ucheniya o muzykal'nyh formah [The systematic doctrine of modulation as the basis of the musical forms doctrine] / Per. Yu. Engelya. M., 1898. 243 p.
10. Rudol'f L. Rukovodstvo k analizu muzykal'nyh form dlya klassov Saratovskoj Alekseevskoj konservatorii. Iz arhivov SGK imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie kafedry teorii muzyki i kompozicii [A guide to the analysis of musical forms for classes of the Saratov Alekseevskaya Conservatoire. From the archives of the SSC named after L. V. Sobinov. Scientific and pedagogical heritage of the Music Theory and Composition Department]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2020. 84 p.
11. Tsukkerman V. A. Muzykal'nye zhanry i osnovy muzykal'nyh form [Musical genres and the basis of musical forms]. M., 1964. 158 p.
Информация об авторе
Елена Владимировна Пономарева E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1
Information about the author
Elena Vladimirovna Ponomareva E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.