Научная статья на тему 'РУКОВОДИТЕЛИ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ: ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ'

РУКОВОДИТЕЛИ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ: ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ / ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА / РУКОВОДЯЩИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ошаев А. Г.

В данной статье рассматривается деятельность директоров Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в первое десятилетие его функционирования, которое оказалось наиболее сложным в истории вуза. Открытие педагогического вуза явилось важным событием в истории региона. По рассматриваемой теме актуальным является вопрос о тех людях, которые стояли у истоков высшего образования в республике, возглавили вуз в первые годы его становления. Цель: изучение деятельности первых руководителей пединститута в трудные годы его становления, определение их организационной роли в создании системы высшего профессионального образования в регионе. Работа основана на использовании опубликованных материалов и документов, сохранившихся в архиве Марийского государственного университета, которые позволяют воссоздать целостную картину деятельности первых директоров пединститута, определить их роль в становлении первого вуза в республике. Методологическая основа исследования базируется на принципе историзма. Фактологический материал статьи раскрывается посредством проблемно-хронологического и историко-биографического методов, позволяющих представить последовательное и полное изложение характеризуемых событий и явлений. Первым директорам пришлось решать сложные вопросы, связанные с созданием материально-технической базы вуза, формированием постоянного преподавательского состава института, подготовкой кадров высшей квалификации, осуществлением набора студентов и так далее. Для первого десятилетия функционирования института была характерна частая смена руководителей вуза . В стране сложился особый номенклатурный порядок кадровых назначений: на наиболее важные посты и должности кандидатуры утверждались партийными и советскими органами. В условиях острой нехватки кадров, способных проводить политику руководства, они часто переводились на разные участки работы. Становление пединститута происходило в условиях нарастания очередного витка репрессивной политики, что находило отражение в истории провинциального вуза. По итогам проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что, работая в трудных условиях, первые директора Марийского государственного педагогического института старались честно выполнять свои должностные обязанности и решать задачи, поставленные правительством. В первые годы институт переживал трудности организационного характера. Формировалась материальная база, изыскивались помещения для занятий и размещения студентов. Проходило комплектование молодого вуза профессорско-преподавательским составом, обслуживающим персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEADS OF THE MARI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER N. K. KRUPSKAYA: THE FIRST DECADE

This article examines the activities of the directors of the Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya in the first decade of the university's functioning, which turned out to be the most difficult in the history of the university. The opening of the pedagogical university was an important event in the history of the region. On the topic under consideration, the question of those people who stood at the origins of higher education in the republic, headed the university in the first years of its formation, is relevant. Purpose: to study the activities of the first leaders of the Pedagogical Institute in the difficult years of its formation, to determine their organizational role in creating a system of higher professional education in the region. The work is based on the use of published materials and documents preserved in the archive of the Mari State University, which allow us to recreate a holistic picture of the activities of the first directors of the Pedagogical Institute, to determine their role in the formation of the first university in the republic. The methodological basis of the research is based on the principle of historicism. The factual material of the article is revealed by means of problem-chronological and historical-biographical methods, which allow presenting a consistent and complete presentation of the events and phenomena characterized. The first directors had to solve complex issues related to the creation of the material and technical base of the university, the formation of a permanent teaching staff of the institute, the training of highly qualified personnel, the recruitment of students, etc. The first decade of the institute's operation was characterized by a frequent change of university leaders. There was a special nomenclature order of personnel appointments in the country: candidates for the most important posts and positions were approved by party and Soviet bodies. In conditions of an acute shortage of personnel capable of implementing the policy of the leadership, they were often transferred to different areas of work. The formation of the Pedagogical Institute took place in the conditions of the growth of the next round of repressive policy, which was reflected in the history of the provincial university. According to the results of the study, it was concluded that working in difficult conditions, the first directors of the Mari State Pedagogical Institute tried to honestly fulfill their official duties and solve the tasks set by the government. In the early years, the institute experienced organizational difficulties. The material base was being formed, premises for classes and accommodation of students were being sought. The young university was being recruited by the teaching staff and service personnel.

Текст научной работы на тему «РУКОВОДИТЕЛИ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ: ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ»

УДК 378(09)(470.343)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2022-8-1-63-71

Руководители Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской: первое десятилетие

А. Г. Ошаев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается деятельность директоров Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в первое десятилетие его функционирования, которое оказалось наиболее сложным в истории вуза. Открытие педагогического вуза явилось важным событием в истории региона. По рассматриваемой теме актуальным является вопрос о тех людях, которые стояли у истоков высшего образования в республике, возглавили вуз в первые годы его становления. Цель: изучение деятельности первых руководителей пединститута в трудные годы его становления, определение их организационной роли в создании системы высшего профессионального образования в регионе. Работа основана на использовании опубликованных материалов и документов, сохранившихся в архиве Марийского государственного университета, которые позволяют воссоздать целостную картину деятельности первых директоров пединститута, определить их роль в становлении первого вуза в республике. Методологическая основа исследования базируется на принципе историзма. Фактологический материал статьи раскрывается посредством проблемно-хронологического и историко-биографического методов, позволяющих представить последовательное и полное изложение характеризуемых событий и явлений. Первым директорам пришлось решать сложные вопросы, связанные с созданием материально -технической базы вуза, формированием постоянного преподавательского состава института, подготовкой кадров высшей квалификации, осуществлением набора студентов и так далее. Для первого десятилетия функционирования института была характерна частая смена руководителей вуза. В стране сложился особый номенклатурный порядок кадровых назначений: на наиболее важные посты и должности кандидатуры утверждались партийными и советскими органами. В условиях острой нехватки кадров, способных проводить политику руководства, они часто переводились на разные участки работы. Становление пединститута происходило в условиях нарастания очередного витка репрессивной политики, что находило отражение в истории провинциального вуза. По итогам проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что, работая в трудных условиях, первые директора Марийского государственного педагогического института старались честно выполнять свои должностные обязанности и решать задачи, поставленные правительством. В первые годы институт переживал трудности организационного характера. Формировалась материальная база, изыскивались помещения для занятий и размещения студентов. Проходило комплектование молодого вуза профессорско-преподавательским составом, обслуживающим персоналом.

Ключевые слова: Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, директора института, руководящие кадры, профессорско-преподавательский состав, высшее образование, партийные органы, студенты

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ошаев А. Г. Руководители Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской: первое десятилетие // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2022. Т. 8. № 1. С. 63-71. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2022-8-1-63-71

Heads of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya:

the first decade A. G. Oshaev

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. This article examines the activities of the directors of the Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya in the first decade of the university's functioning, which turned out to be the most difficult in the history of the university. The opening of the pedagogical university was an important event in the history of the

region. On the topic under consideration, the question of those people who stood at the origins of higher education in the republic, headed the university in the first years of its formation, is relevant. Purpose: to study the activities of the first leaders of the Pedagogical Institute in the difficult years of its formation, to determine their organizational role in creating a system of higher professional education in the region. The work is based on the use of published materials and documents preserved in the archive of the Mari State University, which allow us to recreate a holistic picture of the activities of the first directors of the Pedagogical Institute, to determine their role in the formation of the first university in the republic. The methodological basis of the research is based on the principle of historicism. The factual material of the article is revealed by means of problem-chronological and historical-biographical methods, which allow presenting a consistent and complete presentation of the events and phenomena characterized. The first directors had to solve complex issues related to the creation of the material and technical base of the university, the formation of a permanent teaching staff of the institute, the training of highly qualified personnel, the recruitment of students, etc. The first decade of the institute's operation was characterized by a frequent change of university leaders. There was a special nomenclature order of personnel appointments in the country: candidates for the most important posts and positions were approved by party and Soviet bodies. In conditions of an acute shortage of personnel capable of implementing the policy of the leadership, they were often transferred to different areas of work. The formation of the Pedagogical Institute took place in the conditions of the growth of the next round of repressive policy, which was reflected in the history of the provincial university. According to the results of the study, it was concluded that working in difficult conditions, the first directors of the Mari State Pedagogical Institute tried to honestly fulfill their official duties and solve the tasks set by the government. In the early years, the institute experienced organizational difficulties. The material base was being formed, premises for classes and accommodation of students were being sought. The young university was being recruited by the teaching staff and service personnel.

Keywords: Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya, institute directors, senior staff, faculty, higher education, party bodies, students

The author declares no conflict of interests.

For citation: Oshaev A. G. Heads of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya: the first decade. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2022, vol. 8, no. 1, pp. 63-71. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2022-8-1-63-71

Высшее профессиональное образование в Республике Марий Эл является важным звеном в системе подготовки квалифицированных кадров и научных работников. Система высшего профессионального образования республики берет свое начало с создания в 1931 г. Марийского педагогического института им. Н. К. Крупской, который в 2007 г. включен с состав университетского комплекса.

Открытие педагогического вуза явилось важным событием в истории региона. По рассматриваемой теме актуальным является вопрос о тех людях, которые стояли у истоков высшего образования в республике, возглавили вуз в первые трудные годы его становления. В данной работе предпринята попытка освещения деятельности руководителей института в первое десятилетие функционирования вуза, которое оказалось наиболее сложным в его истории. Специальных исследований о работе первых директоров института и их судьбе не проводилось, хотя неко-

торые аспекты их деятельности представлены в очерках, сборниках, диссертациях1.

Для решения вопросов, связанных с организацией института, была создана специальная комиссия. 16 июля 1931 г. временно исполняющим обязанности директора вуза был назначен А. И. Большухин, работавший до этого в плановой комиссии Марийского областного исполнительного комитета. Он родился в крестьянской семье в январе 1885 г. в д. Ветельницы Гороховецкого

1 Марийский педагогический: Исторический очерк создания и деятельности Марийского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. 1931-1981 / под. ред А. В. Хлебникова. Йошкар-Ола, 1981; Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской: Очерки истории факультетов и кафедр в лицах и событиях / под общ. ред. Г. В. Рокиной. Йошкар-Ола, 2006; Тарасова В. М. 15 лет МГПИ // Труды Маргос-пединститута. Козьмодемьянск, 1946. С. 3-23; Ештыгано-ва С. С. Становление и развитие высших учебных заведений в Республике Марий Эл в XX - начале XXI вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Йошкар-Ола, 2021.

уезда Владимирской губернии. В 1911 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета и получил диплом по специальности «преподаватель русского языка, педагогики и истории» [5, с. 57]. А. И. Большухину пришлось решать множество неотложных проблем организационного характера по открытию вуза: подготовка здания к обучению студентов, формирование профессорско-преподавательского состава, организация учебных занятий.

Одним из способов формирования преподавательского состава педагогического института стало возвращение на родину представителей коренной национальности, имеющих соответствующее образование, опыт вузовской работы. Одной из таких кандидатур стал заведующий кафедрой политэкономии Казанского сельскохозяйственного института И. Е. Романов. Он родился 14 октября в 1887 г. в д. Аганур Ирмучаш-ской волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1905 году поступил в Кукарскую учительскую семинарию. До революции он работал учителем в Вятской губернии, в 19181921 гг. был преподавателем, затем возглавил Сернурские педагогические курсы. После окончания в 1925 г. Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской работал заведующим Нартасским сельскохозяйственным техникумом. В 1927-1928 годах И. Е. Романов учился в Москве на Высших педагогических курсах при Тимирязевской сельскохозяйственной академии, в ходе которых осенью 1928 г. побывал в Германии и Дании, где познакомился с работой крупных сельскохозяйственных предприятий. С 1930 года он работал в Казанском сельскохозяйственном институте и одновременно был заведующим марийским отделением Восточного педагогического института.

По решению Марийского областного исполнительного комитета И. Е. Романов был вызван из Казани и 15 сентября 1931 г. назначен директором Марийского агропединститута [1, с. 52]. В этой должности он работал до середины 1933 года. На плечи Романова как первого директора легла очень трудная, большая и сложная работа по организации нового вуза - создание материально-учебной базы, подбору и расстановке кадров, формированию структуры, налаживанию учебного процесса и так далее. В 1931 году под руководством директора института началось

комплектование нового вуза сотрудниками, преподавателями. Институт начинал свою работу в сложных условиях. Вуз размещался в двухэтажном здании в довольно стесненных условиях. Не хватало мебели, учебников, лабораторного оборудования, наглядных пособий. В ноябре 1931 г. в вузе была создана библиотека.

Приказом руководителя вуза 30 сентября 1930 г. было создано семь кафедр. Сам директор по совместительству возглавил кафедру политэкономии. 18 октября 1931 г. состоялось торжественное заседание, посвященное открытию Марийского пединститута. И. Е. Романов поздравил всех преподавателей и студентов с началом первого учебного года в институте.

В первом учебном году перед директором пединститута и преподавателями одной из главных задач стала выработка учебных планов и программ по дисциплинам. Программы Нарком-проса, полученные в сентябре 1932 г., были доработаны и изменены с учетом национальных особенностей института. Например, студенты всех отделений должны были изучать русский и марийский языки.

Одной из самых сложных проблем, возникших при открытии педагогического института, стало обеспечение его преподавательскими кадрами. В 1931-1932 учебном году в институте работали 20 преподавателей [6, с. 37]. Трудности были связаны с недостатком подготовленных специалистов, которые бы имели опыт работы в вузе. Директору института удавалось своевременно решать возникающие проблемы. Так, современники отмечали большие организаторские способности Ивана Ефимовича, характеризовали его как «отличного лектора и знатока своего дела» [9, с. 19]. Он был не только прекрасным учителем, организатором просвещения, ученым, но и членом Союза писателей. Квалифицированный педагог, автор учебных пособий, известный марийский писатель И. Е. Романов обладал широкой эрудицией и обширными знаниями. В марте 1933 г. Е. И. Романов был переведен на работу в марийское книжное издательство.

Значительную роль в подготовке руководящих кадров для Марийского пединститута сыграла Казань. В ноябре 1933 г. директором вуза был назначен И. Н. Суворов, который окончил Восточный педагогический институт. Он родился 25 декабря 1899 г. в крестьянской семье в д. Юркино Казанской губернии. В 1920 году

И. Н. Суворов окончил Краснококшайский педагогический техникум и распоряжением марийской секции совнацмена НКП РСФСР был откомандирован для работы среди мари на Урал в Красноуфимский уезд. «С ноября 1924 г. перебрасываюсь для работы в Маробласть»,1 - отмечал он в своей автобиографии. В отзыве на молодого человека указывалось: «Предъявитель сего Суворов Игнатий Николаевич работает в Областном Отделе Народного Образования МАО с первого июня 1926 г. проявил себя как активный с инициативой, большой работоспособностью сотрудник, успешно справляясь со всеми возложенными на него обязанностями»2.

В 1932 году он окончил историко-экономическое отделение Восточного педагогического института в г. Казани по специальности «политэкономия». В период обучения занимался партпросвещением на производстве, был руководителем кружка в вузе, членом горсовета г. Казани3. В характеристике, подготовленной отделом кадров института, отмечалось: «Суворов И. Н. - мариец, кандидат ВКП(б)... Политически вполне подготовлен и выдержан. Дисциплинирован... Возложенные на него обязанности выполнял своевременно и аккуратно. Вел активно общественную. В работе проявил инициативу и умение. Академически вполне успевал. Выдвинут и утвержден на научную работу по кафедре политэкономии. За время пребывания в вузе показал себя, как активного общественно-полезного работника»4.

С сентября 1932 г. он находился в должности доцента кафедры политэкономии Марийского педагогического института. «В данное время работаю в качестве парторганизатора по заочному партпросвещению в г. Йошкар-Ола... По своей специальности работаю в бригаде по составлению учебника по политэкономии для техникумов и рабфаков на марийском языке. С 15 марта 1932 г. работаю зав. заочным сектором Марпед-института»,5 - отмечал он в автобиографии.

Для первых лет существования института была характерна частая смена преподавательского состава, это относилось и к руководителям вуза.

1 Архив Марийского государственного университета (МарГУ). Личное дело И. Н. Суворова. Л. 1.

2 Архив МарГУ. Личное дело И. Н. Суворова. Л. 3.

3 Там же. Л. 1.

4 Там же. Л. 2.

5 Там же. Л. 1 об.

Преемник первого директора И. Е. Романова И. Н. Суворов после года работы на посту руководителя вуза в марте 1934 г. «в связи с переходом на работу в аппарат облоно» передал дела Д. Н. Китаеву [9, с. 17]. Он родился 8 ноября 1899 г. в бедной крестьянской семье в д. Митю-ково Царевококшайского уезда, окончил Ноля-Вершинскую начальную школу. Затем учился в Краснококшайском высшем начальном училище, которое окончил в 1917 году. В декабре 1921 г. Марийский областной комитет РКП(б) направил его на трехгодичные курсы в Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова. Программа обучения подобных вузов включала прежде всего общественно-политические предметы.

В 1928 году Китаева назначили руководителем Марийского областного отдела народного образования. Затем его переводят на должность заместителя заведующего Горьковским крайоно. После возвращения, работая в отделе образования, он проводил занятия в Марийском педагогическом институте имени Н. К. Крупской. Приказом по институту 10 декабря 1931 г. аспирант Нижегородского комвуза Д. Н. Китаев был назначен преподавателем истории народов СССР и истории партии, а с 15 декабря 1933 г. он исполнял обязанности заведующего кафедрой истории [8, с. 22]. В характеристике на члена ВКП(б) Д. Н. Китаева указывалось: «За время работы в рядах ВКП(б) показал себя активным борцом за генеральную линию партии. Бюро Маробкома ВКП(б) рекомендует тов. Китаева директором Марийского Педагогического Института» [2, с. 13].

20 марта 1934 года он приступил к работе в качестве директора института. Нового руководителя секретарь парткома характеризовал так: «Политически развит. К поручениям относится добросовестно и сознательно. В проступках нарушающих этику замечен не был» [2, с. 13.].

С сентября 1934 года в соответствии с распоряжениями Наркомпроса произошла реорганизация отделений института в факультеты. Вся организационная, учебная и воспитательная работа по очному и заочному отделениям была сосредоточена в деканатах. Состав студентов института по факультетам на 1934-1935 учебный год был следующий: исторический - 34 человека, литературный - 70, биологический - 82, математический - 77 [2, с. 14]. Большое внимание

руководством вуза обращалось на дисциплину, велся строгий учет посещаемости студентов.

Одной из важнейших направлений работы вузовских работников являлась научно-исследовательская деятельность. Так, например, на кафедре истории А. З. Кузьмин занимался по теме «Русско-турецкие отношения в эпоху империализма», Д. Н. Китаев - «Участие мари в первой крестьянской войне». Директор института большое внимание уделял необходимости изучения истории родного края. В работе «Основные задачи Марийского краеведческого общества» он отмечал, что Марийская автономная область, как и многие другие национальные области, обследована весьма слабо, особенно до революции, поэтому в условиях национальной области важнейшее значение приобретают вопросы языка, литературы и истории коренного населения1.

В ноябре 1934 г. Д. Н. Китаев «в связи с отзывом из Марийской области впредь до особого распоряжения из Наркомпроса» оставляет дела своему заместителю по учебной части М. П. Кленову [9, с. 17].

На должность директора МГПИ им. Н. К. Крупской в 1935 г. был направлен А. Э. Эльчибаев. Он родился 7 июля 1902 г. в крестьянской семье д. Весьшурга Царевококшайского уезда Казанской губернии. Окончив школьное отделение Краснококшайского педагогического техникума, в 1921 г. стал учителем. В 1923 году по комсомольской путевке его направили в Коммунистический университет трудящихся Востока в Москву. Успешно окончившего естественно-педагогический факультет А. Э. Эльчибаева в 1927 г. оставили учиться в аспирантуре научно -исследовательского института национальных проблем. В сентябре 1928 года Эльчибаев был избран в члены бюро ВКП(б) в Казани. С этого года он стал преподавателем рабфака в Казани.

В 1932-1933 годах он занимал должность заведующего отделом народного образования Марийской автономной области и преподавал в Поволжском лесотехническом институте. В 1934 году занимался преподавательской деятельностью в Высшей коммунистической сельскохозяйственной школе в Казани.

В 1935 году А. Э. Эльчибаев как специалист, имеющий опыт работы в вузах, был направлен в

1 Китаев Д. Н. Основные задачи Марийского краеведческого общества // Марий илыш. Вып. 1. 1929. С. 5.

Марийский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской на должность директора. Это было нелегкое время. Не хватало педагогических кадров, только завершался ввод первой очереди нового каменного здания пединститута. Тем не менее Эльчибаев с воодушевлением включился в работу, сфера науки и образования была его стихией. В своей статье «Кузница педагогических кадров» А. Э. Эльчибаев подробно рассказывал о становлении института, трудностях и победах того времени. В работе руководителя вуза отмечалось, что к 1936 г. «Марийский государственный педагогический институт объединяет: Педагогический институт с четырехгодичным сроком обучения в составе четырех факультетов, Учительский институт с двухгодичным сроком обучения в составе четырех отделений»2. В 1935 году состоялся первый выпуск студентов, четыре года назад поступивших учиться в Марийский агропединститут. Для проведения защиты дипломных работ приказом директора в июне 1935 г. была создана квалификационная комиссия. В вузе были разработаны синтаксис марийского языка, научная грамматика марийского языка, материалы по поэтике, сравнительная грамматика марийского языка, очерки по истории революционного движения в рабочем поселке Юрино, опубликовано много журнальных статей, методических писем для учителей и так далее.

В начале 1937 г. на открытом партийном собрании А. Э. Эльчибаев выступил с докладом о необходимости привлечь к работе в институте как можно больше национальных кадров [4, с. 54]. Этого было достаточно для того, чтобы занести Эльчибаева в списки «буржуазных националистов». В памяти поколений Айдуш Эльчибаевич остался ярким деятелем народного образования, директором Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской3.

После ареста Эльчибаева в 1937 г. обязанности директора института исполнял М. П. Кленов. Он родился в 1903 г. в д. Марий-Кугланур Яран-ского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. В 1925 году закончил Краснококшайский

2 Эльчибаев А. Э. Кузница педагогических кадров // 15 лет социалистического строительства в МАО. Йошкар-Ола, 1936. С. 220.

3 Кузьмин Е. П., Ошаев А. Г. Эльчибаев Айдуш Эльчибаевич (1902-1937) // История Марийского края в лицах. 1917-1940 гг. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2017. С. 378.

педтехникум. Затем поступил на педагогический факультет Московского государственного университета. Окончил аспирантуру Центрального научно-исследовательского института национальностей в г. Москве. В январе 1934 года по распоряжению Наркомпроса РСФСР был направлен для преподавательской работы в МГПИ им. Н. К. Крупской. В институте был назначен на должность заместителя директора по учебной части. В личном листе по учету кадров о своей научной деятельности он записал: «Пишу для защиты диссертационную работу»1. В том же 1937 году он был арестован. В это время были изъяты из пользования все программы по марийскому языку и литературе. Подготовленные учебные пособия для студентов по марийскому языку и литературе были объявлены «вражескими» и служили основанием для обвинения их авторов в «буржуазном национализме». Был нанесен непоправимый урон формирующейся национальной интеллигенции, становлению марийского языкознания и литературоведения.

Приказом народного комиссара просвещения РСФСР от 7 августа 1937 г. директором Марийского пединститута был назначен Г. М. Скопцов. Он родился 19 января 1903 г. в д. Алексеевка Орловской губернии. Окончил Академию Коммунистического воспитания в г. Москве. Это был первый руководитель вуза с ученой степенью кандидата педагогических наук, которая была ему присвоена 3 июля 1937 года. В личном листке по учету кадров по вопросу о научных трудах он указывал: «Имею диссертацию на тему «Педагогические взгляды К. И. Пирогова»2. Одновременно он заведовал кафедрой педагогики. Постепенно формировался постоянный коллектив Марийского государственного педагогического института. В 1938-1939 учебном году преподавательский состав состоял из 64 человек [6, с. 42].

В 1938 году на директора было наложено партвзыскание в виде выговора «за плохую подготовку к учебному году»3. На время отпуска Г. М. Скопцова с 1 января по 1 февраля 1939 г. исполнение обязанностей директора было возложено на С. А. Коробова4. После освобождения от должности директора в 1939 г. Г. М. Скопцов выехал за пределы Марийской АССР.

1 Архив МарГУ. Личное дело М. П. Кленова. Л. 1.

2 Архив МарГУ. Личное дело Г. М. Скопцов. Л. 1.

3 Там же. Л. 2 об.

4 Там же. Л. 3.

В 1939-1943 годах директором института была А. Т. Трефилова. Она родилась в 1884 г. в д. Вторая Черемисская Вятской губернии. В 1935 году окончила Московский государственный педагогический институт с присвоением ей специальности «преподаватель истории педагогики». С 1935 по 1939 годы она работала директором педучилища в г. Егорьевске Московской области [3, с. 46]. Важную и яркую страницу ее трудовой биографии составила работа в нашей республике. В 1939 году ее направили в г. Йошкар-Олу на должность директора МГПИ им. Н. К. Крупской. Это был очень сложный период в деятельности вуза. Институт находился в стадии становления. Его коллектив пережил полосу политических репрессий и понес потери в кадрах.

Тем не менее высшее учебное заведение продолжало поступательно развиваться. Наблюдался рост численности студентов. В 1940-1941 учебном году в педагогическом и учительском институтах обучалось 880 студентов [6, с. 52]. В институте было 13 кафедр. Марийский государственный педагогический институт превратился в достаточно крупное учебное заведение, возглавляемое директором А. Т. Трефиловой.

Энергичная, волевая, трудолюбивая, требовательная к себе и другим, А. Т. Трефилова производила на членов коллектива хорошее впечатление. Кроме большой и трудной административной работы, она вела учебные занятия по истории педагогики, занималась исследованием истории марийской начальной школы. Являясь руководителем вуза, показала себя выдержанным, настойчивым и принципиальным человеком. В 1943 году она была освобождена от занимаемой должности, но продолжала работать преподавателем истории педагогики. Опытный руководитель, организатор народного образования, видный ученый, педагог А. Т. Трефилова внесла большой вклад в деятельность педагогического института.

Первые руководители института обучались в специальных партийных учебных заведениях, готовивших партийных, советских и профсоюзных работников. Академию коммунистического воспитания закончили И. Е. Романов и Г. М. Скопцов. В Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова прошел обучение Д. Н. Ки-таев. Выпускником Коммунистического университета трудящихся Востока был один из первых

А. Г. Ошаев

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

директоров института А. Э. Эльчибаев. В указанных вузах больше внимания уделялось изучению общественно-политических предметов. Определяющим критерием подготовленности выпускников таких учебных заведений служило умение проводить в жизнь указания партийного руководства.

Первым директорам пришлось решать сложные вопросы, связанные с созданием материально-технической базы вуза, формированием постоянного преподавательского состава института, подготовкой кадров высшей квалификации, осуществлением набора студентов и так далее. Особое внимание порядку и дисциплине в высшей школе уделялось в Постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б), вышедшем в июне 1936 года. Этот документ определял порядок приема в высшие учебные заведения, организацию учебного времени и учебной работы, правила назначения руководителей вузов, факультетов и кафедр. В соответствии с программными постановлениями начала 1930-х гг., уделяющими главное внимание качеству учебы директора должны были строго следовать указанным положениям. Директор института И. Н. Суворов своим приказом от 23 сентября 1933 г. дал указание пересмотреть общественную нагрузку студентов с тем, чтобы каждый имел не больше одного поручения. Было запрещено проводить собрания и заседания во время учебных занятий.

Кадровая политика на местах согласовывалась с вышестоящим партийным и отраслевым руководством. Для первого десятилетия существования института была характерна частая смена руководителей вуза. В стране сложился особый номенклатурный порядок кадровых назначений: на наиболее важные посты и должности кандидатуры утверждались партийными и советскими органами.

Бывший заведующий марийским отделением рабфака при Казанском университете И. Н. Суворов был назначен заместителем директора и возглавил заочный сектор института. В условиях острой нехватки кадров, способных проводить политику руководства, они часто переводились на разные участки работы. Подобная практика наблюдалась и в отношении других руководящих работников первого марийского вуза. В большинстве случаев люди, едва вникнув в суть дела, переводились на новые места работы. Практика эта, характерная для всей системы управления в то время, усилится в связи с массовыми репрессиями второй половины 1930-х годов.

Становление института происходило в условиях нарастания очередного витка репрессивной политики, что находило отражение в истории провинциального вуза. Большое внимание в поисках «врагов народа» было обращено на пединститут [7, с. 52]. В ходе расследования дела о существовании в республике «марийской контрреволюционной буржуазно-националистической организации» были репрессированы более 30 преподавателей, сотрудников и студентов пединститута. Среди них первые руководители вуза И. Н. Суворов, М. П. Кленов, А. Э. Эльчибаев. Арестованы были и те, кто к тому времени находились за пределами Марийской республики: первый директор института И. Е. Романов учился в аспирантуре в Москве, Д. Н. Китаев работал в педучилище в Пятигорске. Д. Н. Китаев был арестован 9 сентября 1936 года. Поводом послужило обвинение в том, что якобы он являлся членом контрреволюционной националистической организации, куда был завербован В. А. Мухиным. Д. Н. Китаев был репрессирован 1 октября 1937 года1. Постановлением Верховного суда МАССР от 27 августа 1956 г. он был реабилитирован. Современники отзывались о Д. Н. Китаеве как о высококультурном, принципиальном человеке, который всегда помогал нуждающимся, был очень требовательным как к себе, так и к окружающим.

Работая в трудных условиях, первые директора Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской старались честно выполнять свои должностные обязанности и решать задачи, поставленные правительством. В первые годы институт переживал трудности организационного характера. Формировалась материальная база, изыскивались помещения для занятий и размещения студентов, квартиры для преподавателей. Проходило комплектование молодого вуза профессорско-преподавательским составом, обслуживающим персоналом. Это было время большого энтузиазма «строителей социализма», веривших, что они создают общество равенства и справедливости, свидетельством чего им казались происходившие в общественной жизни глубокие изменения. История пединститута, его первых руководителей была неразрывно связана с историй страны и республики.

1 Трагедия народа. Книга памяти жертв политических репрессий. Йошкар-Ола, 1996. Т. 1. С. 235.

1. Жукова Е. Н., Христолюбова Т. А. Учебно-педагогическая, организаторская, научная, литературно-художественная деятельность Ивана Ефимовича Романова (110 лет со дня рождения) // Музейный вестник педагогического института / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2008. Вып. 2. С. 49-53.

2. Ошаев А. Г. Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской: год 1934-й // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 2. С. 11-17. URL: http:/Mstory-law.vestaik.marsu.ru/view/journal/article.h1mr?id=1419 (дата обращения: 09.11.2021).

3. Ошаев А. Г. Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской в 1939-1943 гг. // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 3. С. 46-50. URL: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1246 (дата обращения: 10.11.2021).

4. Пинегина Е. В., Христолюбова Т. А. Видный марийский деятель просвещения Айдуш Эльчибаевич Эльчибаев (к 105-летию со дня рождения) // Музейный вестник педагогического института / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2008. Вып. 2. С. 53-54.

5. Пинегина Е. В., Христолюбова Т. А. Первый руководитель первого марийского вуза // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 3. С. 57-61. URL: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1248 (дата обращения: 09.11.2021).

6. Развитие высшего профессионального образования в Республике Марий Эл. 80 лет МГПИ - МарГУ. 1931-2011: коллективная монография / Мар. гос. ун-т; авт.-сост.: С. В. Стариков, В. Г. Сушенцова, А. Г. Иванов, Е. А. Хлебников. А. М. Удалов, В. А. Иванов, А. Г. Ошаев. Йошкар-Ола, 2011. 312 с.

7. Сануков К. Н. Из истории Марий Эл: трагедия 30-х годов. Йошкар-Ола, 2000. 196 с.

8. Сушенцова В. Г. К 75-летию образования исторического факультета МГПИ им. Н.К. Крупской // Музейный вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2009. Вып. 3. С. 20-30.

9. Сушенцова В. Г. Преподаватели МГПИ в первое десятилетие его существования // Страницы истории Марийского пединститута: материалы VIII Тарасовских чтений (14 апреля 2006 года). Йошкар-Ола, 2007. С. 12-25.

Статья поступила в редакцию 02.12.2021; одобрена после рецензирования 24.12.2021; принята к публикации 26.01.2022.

Об авторе

Ошаев Алексей Григорьевич

кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического факультета, доцент кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), aleksei.oshaev@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Zhukova E. N., Khristolyubova T. A. Uchebno-pedagogicheskaya, organizatorskaya, nauchnaya, literaturno-khudozhestvennaya deyatel'nost' Ivana Efimovicha Romanova (110 let so dnya rozhdeniya) [Educational and pedagogical, orga -nizational, scientific, literary and artistic activity of Ivan Yefimovich Romanov (110 years since his birth)]. Muzeinyi vestnikped-agogicheskogo instituta = Museum Bulletin of the Pedagogical Institute, Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2009, no. 2, pp. 49-53. (In Russ.).

2. Oshaev A. G. Mariiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. N. K. Krupskoi: god 1934-i [Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya: the year 1934]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2017, no. 2 (10), pp. 11-17. Available at: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1419 (accessed 09.11.2021). (In Russ.).

3. Oshaev A. G. Mariiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. N. K. Krupskoi v 1939-1943 gg. [Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya in 1939-1943]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2016, no. 3 (7), pp. 46-50. Available at: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1246 (accessed 10.11.2021). (In Russ.).

4. Pinegina E.V., Khristolyubova T.A. Vidnyi mariiskii deyatel' prosveshcheniya Aidush El'chibaevich El'chibaev (k 105-letiyu so dnya rozhdeniya) [Prominent Mari educator Aidush Elchibaevich Elchibaev (to the 105th anniversary of his birth)]. Muzeinyi vestnikpedagogicheskogo instituta = Museum Bulletin of the Pedagogical Institute, Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2009, no. 2, pp. 53-54.

5. Pinegina E. V., Khristolyubova T. A. Pervyi rukovoditel' pervogo mariiskogo vuza [First head of the first university of Mari El]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki" = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2016, no. 3 (7), pp. 57-61. Available at: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1248 (accessed 09.11.2021). (In Russ.).

6. Razvitie vysshego professional'nogo obrazovaniya v Respublike Marii El. 80 let MGPI - MarGU. 1931-2011: kollektivnaya monografiya [Development of higher professional education in the Republic of Mari El. 80 years of MSPI - MarGU. 1931-2011: collective monograph]. Authors-comp.: S. V. Starikov, V. G. Sushentsova, A. G. Ivanov, E. A. Khlebnikov, A. M. Udalov, V. A. Ivanov, A. G. Oshaev, Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2011, 312 p. (In Russ.).

7. Sanukov K. N. Iz istorii Marii El: tragediya 30-kh godov [From the history of Mari El: the tragedy of the 30s]. Yoshkar-Ola, 2000, 196 p. (In Russ.).

8. Sushentsova V. G. K 75-letiyu obrazovaniya istoricheskogo fakul'teta MGPI im. N. K. Krupskoi [To the 75th anniversary of the formation of the Faculty of History of the Mari State Pedagogical Institute named after N.K.Krupskaya]. Muzeinyi vestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Museum Bulletin of the Mari State University, Yoshkar-Ola, 2009, no. 3, pp. 20-30. (In Russ.).

9. Sushentsova V. G. Prepodavateli MGPI v pervoe desyatiletie ego sushchestvovaniya [Teachers of MGPI in the first decade of its existence]. Stranitsy istorii Mariiskogo pedintsituta: Materialy VIII Tarasovskikh chtenii (14 aprela 2006 goda) = Pages of the history of the Mari Pedagogical Institute: Materials of the VIII Tarasov readings (April 14, 2006), Yoshkar-Ola, 2007, pp. 12-25. (In Russ.).

The article was submitted 02.12.2021; approved after reviewing 24.12.2021; accepted for publication 26.01.2022.

About the author Aleksey G. Oshaev

Ph. D. (History), Associate Professor, Dean of the Faculty of History and Philology, Associate Professor of the Department of National History, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), aleksei. oshaev@mail. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.