Научная статья на тему 'ПОВОЛЖСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. ГОРЬКОГО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945)'

ПОВОЛЖСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. ГОРЬКОГО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война (1941 1945) / Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького / Государственный оптический институт / п. Мушмари / учебно научная работа в условиях войны / The Great Patriotic War (1941−1945) / Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky / State Optical Institute / Mushmari village / educational and scientific work in the conditions of wartime

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ештыганова Снежана Сергеевна

Введение. Статья посвящена изучению деятельности Поволжского лесотехнического института им. М. Горького (ПЛТИ) в сложный для страны период Великой Отечественной войны. Показаны новые задачи ПЛТИ перед высшей школой в условиях чрезвычайного положения военного времени. Институт призван был готовить кадры высшей квалификации для лесной промышленности и лесного хозяйства. Основное внимание сосредоточено на структуре учебной деятельности ПЛТИ в затрагиваемый период и научно-исследовательской работе профессорско-преподавательского состава, наиболее приближенной к нуждам обороны. Цель: изучение истории Поволжского лесотехнического института им. М. Горького в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). Материалы и методы. Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Результаты исследования, обсуждения. Актуальность исследования связана с крайней недостаточностью в современном отечественном исследовательском поле работ, рассматривающих деятельность ПЛТИ в тяжелые военные времена. В работе использованы ранее неопубликованные документы по деятельности технического вуза в годы Великой Отечественной войны из фонда Государственного архива Республики Марий Эл. Заключение. Сделан вывод о том, что ПЛТИ, несмотря на создавшиеся трудности военного времени, достиг значительных успехов в учебно-научной работе. Поволжский лесо-технический институт им. М. Горького за 1941–1945 гг. выпустил 132 специалиста для лесной, деревообрабатывающей отрасли. В 1943 году на базе ПЛТИ открылся новый, единственный в СССР инженерно-экономический факультет. В институте на протяжении четырех лет не сокращался профессорско-преподавательский состав, а количество кафедр увеличилось с 9 до 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLGA FORESTRY ENGINEERING INSTITUTE NAMED AFTER M. GORKY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941−1945)

Introduction. The article is devoted to the study of the activities of the Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky (VFEI) in the difficult period of the Great Patriotic War for the country. The new tasks of VFEI before the higher school in the conditions of wartime emergency are shown. The Institute was designed to train highly qualified personnel for the forest industry and forestry. The main attention is focused on the structure of the educational activities of VFEI in the mentioned period and the research work of the teaching staff that is closest to the needs of the defense. Purpose: to study the history of the Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky during the Great Patriotic War (1941−1945). Materials and methods. The article is written on the basis of the principles of historicism and objectivity using the methods of analysis, comparison, and description. Research results, discussions. The relevance of the study is associated with the extreme insufficiency of works in the modern domestic research field that consider the activities of VFEI in difficult wartime. The paper used previously unpublished documents on the activities of the technical university during the Great Patriotic War from the fund of the State Archive of the Republic of Mari El. Conclusion. It was concluded that VFEI, despite the difficulties of wartime, achieved significant success in educational and scientific work. The Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky in 1941−1945 prepared 132 specialists for the forestry and woodworking industry. In 1943, a new Faculty of Engineering and Economics, the only one in the USSR, was opened on the basis of VFEI. The Institute did not reduce its teaching staff for four years, and the number of departments increased from 9 to 22.

Текст научной работы на тему «ПОВОЛЖСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. ГОРЬКОГО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945)»

УДК 94(47)08(470.4/5)(093)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2021 -7-2-140-148

Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

С. С. Ештыганова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Статья посвящена изучению деятельности Поволжского лесотехнического института им. М. Горького (ПЛТИ) в сложный для страны период Великой Отечественной войны. Показаны новые задачи ПЛТИ перед высшей школой в условиях чрезвычайного положения военного времени. Институт призван был готовить кадры высшей квалификации для лесной промышленности и лесного хозяйства. Основное внимание сосредоточено на структуре учебной деятельности ПЛТИ в затрагиваемый период и научно-исследовательской работе профессорско-преподавательского состава, наиболее приближенной к нуждам обороны. Цель: изучение истории Поволжского лесотехнического института им. М. Горького в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Материалы и методы. Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Результаты исследования, обсуждения. Актуальность исследования связана с крайней недостаточностью в современном отечественном исследовательском поле работ, рассматривающих деятельность ПЛТИ в тяжелые военные времена. В работе использованы ранее неопубликованные документы по деятельности технического вуза в годы Великой Отечественной войны из фонда Государственного архива Республики Марий Эл. Заключение. Сделан вывод о том, что ПЛТИ, несмотря на создавшиеся трудности военного времени, достиг значительных успехов в учебно-научной работе. Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького за 1941-1945 гг. выпустил 132 специалиста для лесной, деревообрабатывающей отрасли. В 1943 году на базе ПЛТИ открылся новый, единственный в СССР инженерно-экономический факультет. В институте на протяжении четырех лет не сокращался профессорско-преподавательский состав, а количество кафедр увеличилось с 9 до 22.

Ключевые слова: Великая Отечественная война (1941-1945), Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького, Государственный оптический институт, п. Мушмари, учебно-научная работа в условиях войны

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ештыганова С.С. Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 2. С. 140-148. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2020-7-2-140-148

Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky during the Great Patriotic War (1941-1945)

S. S. Eshtyganova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Annotation. Introduction. The article is devoted to the study of the activities of the Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky (VFEI) in the difficult period of the Great Patriotic War for the country. The new tasks of VFEI before the higher school in the conditions of wartime emergency are shown. The Institute was designed to train highly qualified personnel for the forest industry and forestry. The main attention is focused on the structure of the educational activities of VFEI in the mentioned period and the research work of the teaching staff that is closest to the needs of the defense. Purpose: to study the history of the Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky during the Great Patriotic War (1941-1945). Materials and methods. The article is written on the basis of the principles of historicism and objectivity using the methods of analysis, comparison, and description. Research results, discussions. The relevance of the study is associated with the extreme insufficiency of works in the modern domestic research field that consider the activities of VFEI in difficult wartime. The paper used previously unpublished documents on the activities of the technical university during the Great Patriotic War from the fund of

the State Archive of the Republic of Mari El. Conclusion. It was concluded that VFEI, despite the difficulties of wartime, achieved significant success in educational and scientific work. The Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky in 1941-1945 prepared 132 specialists for the forestry and woodworking industry. In 1943, a new Faculty of Engineering and Economics, the only one in the USSR, was opened on the basis of VFEI. The Institute did not reduce its teaching staff for four years, and the number of departments increased from 9 to 22.

Keywords: The Great Patriotic War (1941-1945), Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky, State Optical Institute, Mushmari village, educational and scientific work in the conditions of wartime

The author declares no conflict of interests.

For citation: Eshtyganova S.S. Volga Forestry Engineering Institute named after M. Gorky during the Great Patriotic War (1941-1945). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 2, pp. 140-148. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-2-140-148

В 2021 году Республика Марий Эл отмечает 90-летие высшего образования. Высшие учебные заведения республики наряду с педагогическими кадрами готовили и инженеров высшей квалификации. Переведенный из Казани в Йошкар-Олу в 1932 г. Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького (ПЛТИ) обеспечивал техническими специалистами промышленность Марийского края. Высшие учебные заведения Республики Марий Эл за долгий период своего существования прошли множество трудностей не только в связи с реформами в образовании, но и со сложной политической обстановкой.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. создала много испытаний в подготовке кадров высшей квалификации. Институты в годы войны работали в тяжелых условиях, порой не совместимых с образовательной деятельностью1.

История высших учебных заведений Республики Марий Эл в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вызывает большой интерес в отечественной историографии. Данная проблема затрагивается в изданиях «Формирование и развитие технической интеллигенции Марийской АССР в 1920-1980-е годы» [12], «Профессиональное образование Республики Марий Эл» [10], «Марийский государственный технический университет. 70 лет»2, «МарГТУ - дорога в будущее. Новая эра 75-летнего вуза»3 и публикаци-

1 История Марий Эл с древнейших времен до наших дней. Т. 2. История Марий Эл с 1917 года до начала XXI века. Йошкар-Ола, 2020. С. 239.

2 Марийский государственный технический университет. 70 лет: Популярное издание. Йошкар-Ола, 2002. 240 с.

3 МарГТУ - дорога в будущее. Новая эра 75-летнего вуза. Фотоальбом. Йошкар-Ола, 2007. 159 с.

ях следующих авторов: А.Г. Ошаева [6; 7; 8], В.Е. Сушенцовой [11], А.В. Муравьева [4], Т.Г. Нефедовой [5], Е.М. Романова, Ю.П. Де-макова, А.И. Шургина [10], С.С. Ештыгановой [1; 2; 3], однако до конца данная тема остается не изученной.

Создавшееся новое чрезвычайное положение военного времени в стране поставило новые задачи перед высшей школой. Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького в условиях войны призван был готовить кадры высшей квалификации для лесной промышленности и лесного хозяйства.

Директор института М.Д. Данилов (19411945) на общем собрании студентов и профессорско-преподавательского состава «О задачах и работе в условиях Отечественной войны» выступил со следующими словами: «Не секрет, что продукция лесной промышленности имеет огромное значение для окончательной победы над врагом. Для нас так же не секрет, что значительная часть кадров лесной промышленности мобилизована на фронт. В связи с этим перед нами поставлена задача: обеспечить выпуск полноценных специалистов в сокращенные сроки. Наряду с учебно-педагогической работой институт должен принять активное участие в оказании прямой помощи производственным организациям в выполнении производственных планов и любых заданий Государственного комитета обороны. Мы как никогда должны усилить военную подготовку членов нашего коллектива, чтобы каждый из нас в любое время был готов

4

выступить против врага с оружием в руках» .

4 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 120. Л. 1-2.

Нужды и обстоятельства военного времени потребовали и вызвали необходимость переезда ПЛТИ в августе 1941 г. из г. Йошкар-Олы в помещения курсовой базы треста «Маритранлес» в п. Мушмари Звениговского района Марийской АССР (43 км. Казанской железной дороги). Институт сдал все свои помещения, часть хозяйственного и энергетического оборудования в г. Йошкар-Оле Государственному оптическому институту, эвакуированному из Ленинграда1.

Переезд института занял много времени и сил всего коллектива. В п. Мушмари ПЛТИ перевел учебное оборудование, необходимое для непосредственных учебных занятий, а также значительную часть хозяйственного оборудования2.

В переписке института с партийными и правительственными органами отмечается, что значительная часть неперевезенного учебного оборудования осталось в г. Йошкар-Оле, хранилась она в недопустимых условиях, что привело к порче ценного оборудования, тогда как ряд важнейших кабинетов и лабораторий оставались неразвернутыми. Фундаментальная библиотека ПЛТИ, насчитывающая 75 тысяч томов, сложенная в Центральной библиотеке города, не могла быть полностью использована для учебных и научно-исследовательских целей3. Семьи научных работников проживали в г. Йошкар-Оле из-за отсутствия помещения в п. Мушмари, в связи с этим все научные работники института в течение трех лет жили на два дома, испытывая ряд материально-бытовых трудностей. Преподаватели и студенты ПЛТИ в новых условиях не имели никаких общих коммунальных услуг (бани, прачечные, свет и др.), а также были лишены возможности общего культурного воспитания студенчества из-за отсутствия театра, кино, клуба, библиотеки и других культурных учреждений4.

На протяжении всех военных лет возглавлял институт доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, почетный работник лесной промышленности М.Д. Данилов. Заместителем директора был доцент П.К. Добрынин, затем П.В. Воропаев. Должность заведующего учебной частью ПЛТИ занимал выпускник института А.И. Зинин до призыва в РККА. С 20 сентября 1942 г. заведовал

1 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 120. Л. 3.

2 Там же. Л. 3-4.

3 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 118. Л. 43.

4 Там же. Л. 46.

учебной частью доцент, кандидат технических наук Л.С. Тышкевич5.

Вуз имел в своем составе два факультета: механизации лесоразработок и транспорта леса (декан - кандидат технических наук, доцент П.П. Сулханов) и лесного хозяйства (декан - кандидат экономических наук, доцент Герниц О.О.). В институте находилось 9 кафедр: марксизма-ленинизма; высшей математики и геодезии; физики и химии; технической и строительной механики и графики; механической тяги, энергетики и сухопутного транспорта леса; механизации лесоразработок и техники безопасности; экономики и организации лесного хозяйства, лесоводства и биологических наук. Иностранные языки, военная подготовка и физкультура были выделены в самостоятельные дисциплины. Большую роль в качестве вспомогательного учебного учреждения играл дендрологический сад института, расположенный вблизи г. Йошкар-Олы6.

В 1943-1944 учебном году кроме существующих двух факультетов открылся инженерно-экономический факультет в составе трех курсов. Первый курс комплектовался путем нового набора, второй и третий переводились в составе одной группы с соответствующих курсов факультета механизации лесоразработок и транспорта леса7.

Деканом инженерно-экономического факультета стал кандидат экономических наук, доцент О.О. Герниц, деканом факультета механизации лесоразработок и транспорта леса остался кандидат технических наук, доцент П.П. Сулханов, деканом лесохозяйственного факультета был назначен доктор сельскохозяйственных наук, профессор М.В. Колпиков8.

Открытие нового, единственного в СССР инженерно-экономического факультета привело к значительному увеличению не только контингента студентов, но и объема работ кафедр. В связи с этим их количество за 1943-1944 учебный год было доведено до 18 вместо 9 работавших в 19421943 учебном году. Из вновь открытых функционировали следующие кафедры: лесных культур, антомологии, фитопатологии и биологии лесных птиц и зверей, ботаники и физиологии растений, машиноведения, лесного товарооборота, технологии лесообрабатывающей промышленности,

5 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 144. Л. 1-3.

6 Там же. Л. 1.

7 Там же. Л. 3.

8 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 158. Л. 50.

лесного товароведения и древесиноведения, политэкономии, экономической географии и народно-хозяйственного планирования1. В 1944-1945 учебном году их численность была доведена до 22. Открылись новые кафедры: механизации и организации складского хозяйства; механики. Основанная в 1943-1944 учебном году кафедра технологии лесообрабатывающей промышленности была преобразована в кафедру экономики лесной промышленности, а самостоятельные дисциплины: иностранный язык и военная подготовка -преобразованы в соответствующие кафедры2.

Общий контингент студентов на 15 сентября

1941 г. составлял 266 человек3. На 1 октября

1942 г. - 325 студентов4. На 1 октября 1943 г. -406 человек5. На 1 октября 1944 г. контингент студентов состоял из 493 человек6, что значительно больше, чем в предыдущие военные годы.

Открытие нового инженерно-экономического факультета и возрастание объема работ существующих кафедр, в связи с ростом контингента студентов ПЛТИ, вызвало необходимость увеличения штата профессорско-преподавательского состава института. К началу 1941-1942 учебного года в институте работали 29 штатных научных сотрудников и 4 совместителя7. В 1944-1945 учебном году в штате научно-педагогических работников ПЛТИ насчитывалось 54 человека: профессоров, заведующих кафедрами - 6; доцентов, заведующих кафедрами - 12; доцентов кафедр - 12; старших преподавателей - 17; ассистентов и преподавателей - 7 .

В 1941 году аспирантура при ПЛТИ фактически закрылась, так как, согласно общему распоряжению ГУУЗа НКЛ СССР, оставшиеся в институте аспиранты А.А. Данилова (прием 1940 г.) и В.М. Наянова (прием 1941 г.) были отчислены из института и направлены на производство. В конце марта 1943 г. ГУУЗ НКЛ разрешил восстановить их в аспирантуре при кафедре лесных культур и установил им срок окончания подготовки и защиты диссертации к 1 мая 1945 года Указанные аспиранты не смогли сразу освобо-

1 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 166. Л. 1.

2 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 179. Л. 3.

3 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 120. Л. 6.

4 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 159. Л. 10-11.

5 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 166. Л. 2.

6 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 179. Л. 6.

7 Там же.

8 Там же. Л. 3.

диться от своих обязанностей вне института, чтобы приступить к продолжению аспирантских занятий и по существу к работе не приступили. В связи с этим планы работ А.А. Даниловой и В.М. Наяновой требовали переработки9.

Во всесоюзном социалистическом соревновании вузов Наркомлеса СССР Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького по учебно-педагогической, научно-исследовательской, политико-воспитательной, оборонно-массовой и культурно-бытовой работе в 1941 г. и 1942 г. вышел на второе место, уступая первое Ленинградской лесотехнической академии им. С.М. Кирова10.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 25 марта 1943 г. ПЛТИ из ведения Народного комиссариата лесной промышленности СССР передан в ведение Главного Управления по снабжению народного хозяйства лесоматериалами и дровами (Главснаблес) при СНК СССР. Одновременно имел подчиненность Всесоюзному комитету по высшему техническому образованию ЦИК СССР и Всесоюзному Комитету по делам высшей школы при СНК СССР.

С момента передачи института в систему Главснаблеса при СНК СССР внимание к ПЛТИ усилилось. 24 мая 1943 г. было дано распоряжение СНК СССР и вынесено 26 июля 1943 г. постановление СНК и Обкома ВКПб МАССР о переводе института в г. Йошкар-Олу. Вузу временно передавались помещения средней школы № 4 г. Йошкар-Олы и начальной школы № 10 по Колхозной улице д. Коряково. В указанных помещениях ПЛТИ начал свою работу с нового 1943-1944 учебного года11.

В связи с ограниченностью учебных помещений в вузе были развернуты только кабинеты: марксизма-ленинизма, математики и геодезии, технической механики и графики, ботаники, биологии лесных зверей и птиц, антомологии, лесоводства, лесных культур, механизации лесоразработок, военного дела. Работали лаборатории: физики, химии, сопротивления материалов, лесных культур, фитопатологии, древесиноведения, лесного товароведения12.

Несмотря на организационные и технические трудности, создающиеся вследствие переезда института в г. Йошкар-Олу, и незаконченность

9 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 159. Л. 60.

10 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 155. Л. 28.

11 Там же. Л. 2.

12 Там же.

размещения кабинетов и учебного оборудования в новом помещении, учебный год был начат в срок 1 октября 1943 г. Крайний недостаток учебных помещений и аудиторий поставил перед ПЛТИ вопрос о переводе занятий на двухсменную работу, При наличии 20 групп и 9 аудиторий эта мера представила единственный выход из положения. Занятия на первом курсе проводились в дневной смене с 8 до 14 часов, а на всех остальных курсах в вечерней — с 14 до 20 часов1.

В мае 1945 г. из г. Йошкар-Олы был реэвакуирован Государственный оптический институт, занимавший бывшие помещения института. ПЛТИ были возвращены принадлежащие ему помещения за исключением здания электростанции и нижнего этажа студенческого общежития, который продолжал занимать Ленинградское особое конструкторское бюро2. Таким образом, 19451946 учебный год начинался в более благоприятной обстановке, позволяющей добиться лучших результатов учебно-научной работы.

Учебная и производственная практика института в 1941-1945 гг. сосредотачивалась преимущественно в лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятиях Марийской АССР. Учебная практика по геодезии, ботанике, лесоводству, лесной таксации проводилась в ближайшем к ПЛТИ лесхозе, по лесным культурам и дендрологии -в питомнике и дендросаде в г. Йошкар-Оле, по механической тяге - в гараже института и в депо треста «Маритранлес»3. Опыт проведения практик в военный период показывал, что предприятия, испытывая острый недостаток в технических работниках, стремились использовать студентов почти исключительно на текущих производственных работах, которые по своей односторонности далеко не исчерпывали программ практики и не учитывали требований учебного дела.

В период Великой Отечественной войны в ПЛТИ, как и в других вузах, большое внимание уделялось военной подготовке студентов. Учебные помещения института состояли из одной аудитории - военный кабинет и лыжной базы4. В руководстве воспитанием студентов и в поднятии дисциплины военным кабинетом было проделано следующее: в начале учебного года со всеми группами ПЛТИ проводились беседы о

1 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 166. Л. 8—9.

2 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 179. Л. 2.

3 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 159. Л. 21—22.

4 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 1б. Д. 2. Л. 1.

роли и значении военного обучения и было зачитано постановление пленума Верховного суда СССР от 11 октября 1941 г. за № 42/22/У «Об уголовной ответственности граждан, уклоняющихся от всеобщего обязательного обучения военному делу». Все преподаватели военного кабинета приступали к проработке дисциплинарного устава внутренней службы РККА, а также требовали от студентов сознательного выполнения тех требований и распоряжений, которые необходимы по военной дисциплине. На основании указания Народного комиссариата обороны от 8 октября 1942 г. о всемерном развертывании оборонно-массовой работы в ПЛТИ готовились: истребители танков, пулеметчики, минометчики, шоферы, из женщин телеграфистки, радистки и медицинские сестры5.

В апреле 1944 г. была организована новая кафедра - военного дела во главе с подполковником Мишиным И.С. [13]. В 1944-1945 учебном году военная подготовка студентов проходила по программам НКО СССР по профилю подготовки «Офицер запаса пехоты и медсестра запаса Красной Армии»6. Кафедра военной подготовки ПЛТИ подготовила 251 медсестру запаса красной армии. 8 офицеров запаса выпущено в отчетном периоде7. Для прохождения военных дисциплин был отведен один полный учебный день на каждый курс факультета. Продолжительность учебного дня составляла 6-8 часов, включая в это время дополнительные учебно-тренировочные занятия по физической подготовке8.

Научно-исследовательская работа ПЛТИ не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны. Эвакуированный в лесной поселок институт внедрил в производство важные для фронта научные идеи, за что получил ряд благодарностей правительства и Верховного Главнокомандующего страны [9, с. 8]. Научные работники института, перестроив тематику научно-исследовательской деятельности, в части наибольшего приближения к нуждам обороны, за время войны выполнили тридцать работ, из которых девять тем имели оборонное и важное народно-хозяйственное значение.

В числе работ данного периода следует отметить:

5 Там же. Л. 4.

6 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 1б. Д. 4. Л. 3.

7 Там же. Л. 1.

8 Там же. Л. 3—4.

— исполнение по заданию академии наук СССР комплексной темы «Леса и лесное хозяйство Марийской АССР», в разработке которой принимали участие все ведущие кафедры ПЛТИ, особенно активное участие приняли доценты О.О. Герниц, И.И. Гаврилов, С.А. Никонов и старший преподаватель А.Р. Чистяков;

— большую работу кандидата сельскохозяйственных и биологических наук, доцента И.С. Аверкиева на тему «Разведение дубового шелкопряда в Марийской АССР»;

— работы доцента С.А. Никонова «Речная сеть и сплав леса Марийской АССР» и «Вопросы комплексного освоения водных ресурсов Марийской АССР»;

— работу доктора сельскохозяйственных наук, профессора М.В. Колпикова на тему «Продление жизни срезанных растений для маскировки военных объектов», которая была принята с вынесением благодарности от военной организации.

Большую деятельность развернули по оказанию непосредственной помощи производственным организациям доценты С.А. Никонов,

A.Ф. Григорьев, И.И. Гаврилов, П.П. Сулханов и Б.Г. Гастев Профессор Г.С. Судейкин оказывал помощь республиканским организациям по вопросам сбора лекарственных растений1. Выполняя свою основную работу по подготовке кадров лесной промышленности, ПЛТИ принимал активное участие во всех мероприятиях по оказанию помощи фронту.

За период Отечественной войны свыше 200 студентов и служащих института и 15 научных работников пошли в ряды красной армии и некоторые из них пали смертью героев в боях за отчизну2. Одними из первых ушли на фронт Н.И. Власов (заместитель главбуха), Е.И. Боткина (медсестра),

B.И. Мельников (ассистент), И.С. Чунихин (заведующий кафедрой тяговых машин), К.К. Мельников (заведующий кафедрой электротехники), К.Г. Милютин (заведующий столярной мастерской), В.Д. Насонов (заведующий кафедрой сухопутного лесотранспорта) и другие. Приказами по институту от 6 августа и 5 сентября 1941 г. были отчислены призванные в РККА 37 студентов: А.М. Косков, А.В. Егоров, П.С. Вершинин, Г.С. Марьин, И.А. Антонов, В.Н. Лаптев, А.В. Зорин, А.Т. Петров и другие. В мае 1942 г. после за-

1 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 155. Л. 32.

2 Там же. Л. 31.

щиты дипломных проектов состоялся большой призыв выпускников. Их направляли в основном на обучение в Арзамасское пулеметно-минометное училище. Молодые лейтенанты тех ускоренных выпусков сразу же уходили в бой [13].

Коллектив ПЛТИ принимал непосредственное участие в строительстве оборонительных рубежей и за успешную работу удостоен высокой правительственной награды - почетной грамоты Верховного Совета МАССР. Научные работники: доцент С.А. Никонов, старший преподаватель С.Х. Будыка награждены также Почетными грамотами Верховного Совета МАССР. Многие из научных работников и студентов института премированы Совнаркомом МАССР. За период отечественной войны коллектив института внес из личных сбережений в фонд обороны страны на приобретение теплых вещей и подарков бойцам Красной армии свыше 15000 рублей3.

Коллективом ПЛТИ было принято шефство над госпиталем, где работало одиннадцать студентов. Преподаватели и сотрудники института помогали в работе медперсоналу, читали газету и художественную литературу раненым бойцам, помогали писать письма.

Вместе со всей страной преподаватели и сотрудники вуза проводили реализацию билетов денежной вещевой лотереи и сбор средств на постройку танка по инициативе доцентов С.А. Нико -нова и А.Ф. Григорьева. Из личных средств было собрано на строительство танка 75 000 рублей. В ответ на это ПЛТИ получил телеграмму И.В. Сталина с благодарностью, следующего содержания: «Кожла-Сола директору Поволжского лесотехнического института имени Максима Горького кандидату сельскохозяйственных наук товарищу Данилову. Прошу передать коллективу Поволжского лесотехнического института и техникума имени Максима Горького, собравшим 75 000 рублей на строительство танка «25 лет Поволжского лесотехнического института», мой братский привет и благодарность Красной Армии. Сталин И.»4. За вклад в укрепление боеспособности Красной Армии были награждены орденом «Знак Почета» П.В. Воропанов, орденом «Красного Знамени» М.В. Колпиков, медалью «За трудовое отличие» М.Д. Данилов. Более 30 человек были удостоены медали «За доблестный труд в Великой

3 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 155. Л. 33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 159. Л. 43.

Отечественной войне1941-1945 годов». Среди них ветераны ПЛТИ И.С. Аверкиев, Б.Ш. Алим-бек, И.С. Анников, В.В. Бергер, М.Д. Данилов, Я.Р. Линде, А.Ф. Кислова, Л.Э. Мозер, Л.И. Мельникова, Г.К. Незабудкин, Т.В. Рындин, Н.М. Чистякова и другие. В 1943 г. в приказе по Наркомле-су СССР профессор М.В. Колпиков и доцент И.С. Аверкиев получили благодарность за разрешение вопросов, важных для военного ведомства и оборонной промышленности. Почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники Марийской АССР» присвоены в 1944 г. профессорам А.А. Труфанову, Г.С. Судейкину, М.В. Колпикову и Л.С. Тышкевичу1.

Таким образом, деятельность ПЛТИ в годы Великой Отечественной войны была направлена на поддержание довоенного количественного и качественного уровня подготовки студентов. Поволжский лесотехнический институт им. М. Горь-

1 История Поволжского государственного технологического университета: 1941-1945 годы. URL: //https://www. volgatech.net/about_the_university/history/1941 - 1945-years/ (дата обращения: 24.03.2021)

Список литературы

кого за 1941-1945 гг. выпустил 132 специалиста для лесной, деревообрабатывающей отрасли. Число абитуриентов сокращалось, так как большая часть будущих студентов уходила на фронт, но институт продолжал работать. Несмотря на трудности, открылся новый инженерно-экономический факультет, не сокращался профессорско-преподавательский состав. Чувство долга, любви к Родине, истинного патриотизма проявлялось во всем. Важно отметить, что и студенты, и преподаватели понимали значимость своей деятельности и ее огромный вклад в общее дело Победы над врагом.

Можно сказать, что ПЛТИ достиг значительных успехов в годы войны не только потому, что студенчество, научные работники и служащие института были охвачены единым патриотическим порывом и жгучей ненавистью к врагу, посягнувшего на нашу священную Родину, но и потому, что предшествующие годы определили решительный поворот к действительности, подготовили и укрепили кадры, сплотили их в единый коллектив.

1. Ештыганова С.С. Вклад студентов, сотрудников и преподавателей Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов // Города Среднего Поволжья: история и современность (к 100-летию Республики Марий Эл и 435-летию города Йошкар-Олы): сборник статей III межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола : Марийский гос.ун-т, 2020. С. 143-148.

2. Ештыганова С.С. История высшего педагогического образования в Республике Марий Эл в освещении отечественной историографии // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / под редакцией Д.А. Семеновой. Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2019. С. 12-19.

3. Ештыганова С.С. Становление и развитие высшего образования Республики Марий Эл в XX- начале XXI веков в освещении отечественной историографии // Марийское краеведение: опыт и перспективы развития: материалы XXV Межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола : ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2019. С. 66-68.

4. Муравьев А.В. Пединститут в годы эвакуации глазами студента // Марийский архивный ежегодник. Йошкар-Ола, 2009. С. 95-99. URL: https://www.gosarhivrme.ru/sites/default/files/mae/%D0%95%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0% B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-2009.pdf (дата обращения: 17.03.2021).

5. Нефедова Т.Г. Человек на войне: интервью с преподавателями Марийского государственного педагогического института - ветеранами Великой Отечественной войны // Вестник Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. Йошкар-Ола, 2006. № 3. С. 101-115.

6. Ошаев А.Г. Деятельность директора Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской Н.П. Венценосцева // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. Йошкар-Ола, 2019. Т. 5. № 2. С. 140-148. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2019-5-2-140-148

7. Ошаев А.Г. Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской в 1939-1943 гг. // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. Йошкар-Ола: Мар.гос.ун-т, 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 46-51. URL: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1246 (дата обращения: 28.04.2021).

8. Ошаев А.Г. Преподаватель Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской С.И. Костров - Герой Советского Союза // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. Йошкар-Ола, 2020. Т. 6. № 4. С. 374-382. DOI: https://doi.org/ 10.30914/2411-3522-2020-6-4-374-382

9. Ощепков Г.С. Марийский государственный технический университет: прошлое и настоящее // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2002. № 4. С. 1-11.

10. Романов Е.М., Демаков Ю.П., Шургин А.И. Высшей лесной школе среднего Поволжья - 90 лет // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Лес. Экология. Природопользование. Йошкар-Ола, 2008. № 2. С. 5-16. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11838350_64999978.pdf (дата обращения: 17.03.2021).

11. Сушенцова В.Г. Марийский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны // Актуальны проблемы юридических наук. Йошкар-Ола : Мар.гос.ун-т, 2015. № 1. С. 20-30.

12. Туманова Н.Е. Формирование и развитие технической интеллигенции Марийской АССР в 1920-1980-е годы: монография. Йошкар-Ола : МОСИ - ООО «СТРИНГ», 2012. 229 с.

Статья поступила в редакцию 11.05.2021; одобрена после рецензирования 05.06.2021; принята к публикации 18.06.2021.

Об авторе

Ештыганова Снежана Сергеевна

аспирант, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-

Ола, пл. Ленина, д. 1), snejana.esh@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

1. Eshtyganova S.S. Vklad studentov, sotrudnikov i prepodavatelei Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N.K. Krupskoi v pobedu v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 godov [The contribution of students, staff and teachers of th e Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya to the victory in the Great Patriotic War of 1941-1945]. Goroda Sred-nego Povolzh'ya: istoriya i sovremennost' (k 100-letiyu Respubliki Marii El i 435-letiyu goroda Ioshkar-Oly): sbornik statei III mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Cities of the Middle Volga region: history and modernity (to the 100th anniversary of the Republic of Mari El and the 435th anniversary of the city of Yoshkar-Ola): collection of articles of the III Interregional scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2020, pp. 143-148. (In Russ.).

2. Eshtyganova S.S. Istoriya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Respublike Marii El v osveshchenii otechestvennoi is-toriografii [History of higher pedagogical education in the Republic of Mari El in the Russian historiography lighting]. Sovremennye tendentsii i innovatsii v oblasti gumanitarnykh i sotsial'nykh nauk: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pod redaktsiei D.A. Semenovoi = Modern trends and innovations in the field of Humanities and Social Sciences: proceedings of the IV International scientific and practical conference, edited by Semenova D.A. Yoshkar-Ola, Mari State University Publ., 2019, pp. 12-19. (In Russ.).

3. Eshtyganova S.S. Stanovlenie i razvitie vysshego obrazovaniya Respubliki Marii El v XX- nachale XXI vekov v osveshchenii otechestvennoi istoriografii [Formation and development of higher education in the Republic of Mari El in the XX-beginning of the XXI centuries in the coverage of national historiography]. Mariiskoe kraevedenie: opyt i perspektivy razvitiya: materialy XXV Mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Mari local lore: experience and prospects of development: Materials of the XXV Interregional scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, GBU DPO of the Republic of Mari El "Mari Institute of Education" Publ., 2019, pp. 66-68. (In Russ.).

4. Muravyov A.V. Pedinstitut v gody evakuatsii glazami studenta [Pedagogical Institute during the years of evacuation through the eyes of a student]. Mariiskii arkhivnyi ezhegodnik = The Mari Archive Yearbook, Yoshkar-Ola, 2009, pp. 95-99. Available at: https://www.gosarhivrme.ru/sites/default/files/mae/%D0%95%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0% BD%D0%B8%D0%BA-2009.pdf (accessed 17.03.2021). (In Russ.).

5. Nefedova T.G. Chelovek na voine: interv'yu s prepodavatelyami Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta -veteranami Velikoi Otechestvennoi voiny [Man at war: interview with teachers of the Mari State Pedagogical Institute - veterans of the Great Patriotic War]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N.K. Krupskoi = Vestnik of the Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya, Yoshkar-Ola, 2006, no. 3, pp. 101-115. (In Russ.).

6. Oshaev A.G. Mariiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. N.K. Krupskoi v 1939-1943 gg. [Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya in 1939-1943]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter: "History. Law", 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 46-51. Available at: http://history-law.vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1246 (accessed 28.04.2021). (In Russ.).

7. Oshaev A.G. Deyatel'nost' direktora Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N.K. Krupskoi N.P. Ventsenostseva [Activities of the director of the Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya N.P. Ventsenostsev]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter: "History. Law", 2019, vol. 5, no. 2, pp. 140-148. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2019-5-2-140-148

8. Oshaev A.G. Prepodavatel' Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N.K. Krupskoi S.I. Kostrov - Geroi Sovetskogo Soyuza [Teacher of the Mari State Pedagogical Institute named after N.K. Krupskaya S.I. Kostrov - Hero of the Soviet Union]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter: "History. Law", 2020, vol. 6, no. 4, pp. 374-382. (In Russ.). DOI: https://doi.org/ 10.30914/2411-35222020-6-4-374-382

9. Oshchepkov G.S. Mariiskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet: proshloe i nastoyashchee [Mari State Technical University: the past and the present]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Lesnoy zhurnal = Lesnoy Zhurnal (Russian Forestry Journal), Arkhangelsk, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, 2002, no. 4, pp. 1-11. (In Russ.).

10. Beresneva E.P. Professional'noe obrazovanie Respubliki Marii El: ocherki istorii / pod obshch. red. Garanina L.A. [Professional education of the Republic of Mari El: essays on history, under the general editorship of L. A. Garanin]. State Com. of the Republic of Mari El for Prof. Education, Mari Scientific Research In-te of Language, Literature and History named after V. M. Vasilyev, Yoshkar-Ola, MPIK Publ., 2008, 366 p. (In Russ.).

11. Romanov E.M., Demakov Yu.P., Shurgin A.I. Vysshei lesnoi shkole srednego Povolzh'ya - 90 let [Higher forestry school of the Sredneye Povolzhye region is 90]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Les. Ekologiya. Prirodopol'zovanie = Vestnik of the Mari State Technical University. Series "Forest. Ecology. Nature management", 2008, no. 2, pp. 5-16. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11838350_64999978.pdf (accessed 17.03.2021). (In Russ.).

12. Sushentsova V.E. Mariiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Mari State Pedagogical Institute in the years of the Great Patriotic War]. Aktual'nyeproblemyyuridicheskikh nauk = Actual Problems of Legal Sciences, Yoshkar-Ola, MarSU Publ., 2015, no. 1, pp. 20-30. (In Russ.).

13. Tumanova N.E. Formirovanie i razvitie tekhnicheskoi intelligentsii Mariiskoi ASSR v 1920-1980-e gody: monografiya [Formation and development of the technical intelligentsia of the Mari ASSR in the 1920s-1980s: monograph]. Yoshkar-Ola, MOSI-OOO "STRING" Publ., 2012, 229 p. (In Russ.).

The article was submitted 11.05.2021; approved after reviewing 05.06.2021; accepted for publication 18.06.2021.

About the author

Snezhana S. Eshtyganova

Postgraduate student, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),

snejana. esh@yandex. ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.