Научная статья на тему 'Деятельность директора Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской Н. П. Венценосцева'

Деятельность директора Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской Н. П. Венценосцева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРЕКТОР / МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ / ФАКУЛЬТЕТ / КАФЕДРА / ПРОФЕССОР / СТУДЕНТЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / РЕЭВАКУАЦИЯ / DIRECTOR / MARI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER N. K. KRUPSKAYA / FACULTY / DEPARTMENT / PROFESSOR / STUDENTS / THE GREAT PATRIOTIC WAR / RE-EVACUATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ошаев А. Г.

В статье рассматривается жизненный путь известного деятеля просвещения Марийской АССР Н. П. Венценосцева, который в 1943-1946 гг. был директором Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. В сложный и трудный этап развития института он внес большой вклад в подготовку педагогических кадров для республики, восстановление вуза после окончания Великой Отечественной войны. В работе определены основные вехи биографии видного педагога и подчеркивается период, когда он занимал должность директора, заботящегося о нуждах института как в хозяйственной, а также научно-образовательной сфере. Автор статьи особое внимание уделяет периоду, когда Венценосцев стал работать директором Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в г. Козьмодемьянске. Это было время в жизни института, когда он был вынужден эвакуироваться из Йошкар-Олы в связи с начавшейся Великой Отечественной войной. Как показали источники, привлеченные автором статьи, материальная, учебная база института в этот период была сильно ослаблена и продолжала ухудшаться. В статье реконструирована деятельность директора института в это сложное время. Автор статьи отмечает, что большое внимание Н. П. Венценосцев обращал на подсобное хозяйство, которое требовало от директора большого напряжения. Как показали источники, для решения многих вопросов, связанных с деятельностью института, директору часто приходилось выезжать в командировки. Значительного напряжения сил требовала организация помощи фронту, народному хозяйству Марийской АССР. В статье также рассматривается послевоенный период истории института, когда летом 1945 г. вуз был реэвакуирован из Козьмодемьянска в Йошкар-Олу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Director of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya N. P. Ventsenostsev

The article discusses the activities of a well-known figure in the education of the Mari ASSR N. P. Ventsenostsev, who in 1943-1946 was a Director of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya. In the complex and difficult stage of Institute development, he made a great contribution to the training of teachers for the Republic, the restoration of the University after the Great Patriotic War of the Soviet people against the Nazi invaders. The paper identifies the main milestones in the biography of a prominent teacher, and emphasizes the period when he held the position of Director, taking care of the needs of the Institute both in economic and scientific-educational sphere. Good deeds are not forgotten. In the mirror of history, they are reflected after many decades. N. P. Ventsenostsev began to work as the Director of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya in Kozmodemyansk. It was a time in the life of the Institute, when it was forced to evacuate from Yoshkar-Ola due to the outbreak of the Great Patriotic War. Material, educational base was strongly weakened and continued to deteriorate. Still, there were not enough training areas, offices. Great difficulties the Institute experienced with fuel, with electric lighting, with educational literature. The financial situation of teachers and students was also difficult. Despite the difficulties of wartime requirements for students did not decrease. Students used every opportunity to get solid and in-depth knowledge at the Institute. N. P. Ventsenostsev paid a lot of attention to subsidiary plot, all this required a lot of effort from the director. To solve many issues related to the activities of the Institute, the Director often had to go on business trips. The organization of assistance to the front and the national economy of the Mari ASSR required considerable effort. All the main tasks in wartime conditions, the Institute staff under the leadership of N. P. Ventsenostsev were performed. After the war it was necessary to solve new problems. The first post-war year was a very difficult stage in Nikolay Petrovich’s career. In the summer of 1945 the Institute was re-evacuated from Kozmodemyansk to Yoshkar-Ola. Only re-evacuation itself was extremely difficult. N. P. Ventsenostsev, a prominent figure in the education of the Mari ASSR, heading the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya in 1943-1946, made a great contribution to the development of the University during the Great Patriotic War, the organization of re-evacuation of the Institute from Kozmodemyansk to Yoshkar-Ola.

Текст научной работы на тему «Деятельность директора Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской Н. П. Венценосцева»

УДК 929:378(470.343)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2019-5-2-140-148

Деятельность директора Марийского государственного

педагогического института им. Н. К. Крупской Н. П. Венценосцева

А. Г. Ошаев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В статье рассматривается жизненный путь известного деятеля просвещения Марийской АССР Н. П. Венце-носцева, который в 1943-1946 гг. был директором Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. В сложный и трудный этап развития института он внес большой вклад в подготовку педагогических кадров для республики, восстановление вуза после окончания Великой Отечественной войны. В работе определены основные вехи биографии видного педагога и подчеркивается период, когда он занимал должность директора, заботящегося о нуждах института как в хозяйственной, а также научно-образовательной сфере. Автор статьи особое внимание уделяет периоду, когда Венценосцев стал работать директором Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в г. Козь-модемьянске. Это было время в жизни института, когда он был вынужден эвакуироваться из Йошкар-Олы в связи с начавшейся Великой Отечественной войной. Как показали источники, привлеченные автором статьи, материальная, учебная база института в этот период была сильно ослаблена и продолжала ухудшаться. В статье реконструирована деятельность директора института в это сложное время. Автор статьи отмечает, что большое внимание Н. П. Венценосцев обращал на подсобное хозяйство, которое требовало от директора большого напряжения. Как показали источники, для решения многих вопросов, связанных с деятельностью института, директору часто приходилось выезжать в командировки. Значительного напряжения сил требовала организация помощи фронту, народному хозяйству Марийской АССР. В статье также рассматривается послевоенный период истории института, когда летом 1945 г. вуз был реэвакуирован из Козьмодемьянска в Йошкар-Олу.

Ключевые слова: директор, Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской, факультет, кафедра, профессор, студенты, Великая Отечественная война, реэвакуация.

Activities of the Director of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya N. P. Ventsenostsev

A. G. Oshaev

Mari State University, Yoshkar-Ola

The article discusses the activities of a well-known figure in the education of the Mari ASSR N. P. Ventsenostsev, who in 1943-1946 was a Director of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya. In the complex and difficult stage of Institute development, he made a great contribution to the training of teachers for the Republic, the restoration of the University after the Great Patriotic War of the Soviet people against the Nazi invaders. The paper identifies the main milestones in the biography of a prominent teacher, and emphasizes the period when he held the position of Director, taking care of the needs of the Institute both in economic and scientific-educational sphere. Good deeds are not forgotten. In the mirror of history, they are reflected after many decades. N. P. Ventsenostsev began to work as the Director of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya in Kozmodemyansk. It was a time in the life of the Institute, when it was forced to evacuate from Yoshkar-Ola due to the outbreak of the Great Patriotic War. Material, educational base was strongly weakened and continued to deteriorate. Still, there were not enough training areas, offices. Great difficulties the Institute experienced with fuel, with electric lighting, with educational literature. The financial situation of teachers and students was also difficult. Despite the difficulties of wartime requirements for students did not decrease. Students used every opportunity to get solid and in-depth knowledge at the Institute. N. P. Ventsenostsev paid a lot of attention to subsidiary plot, all this required a lot of effort from the director. To solve many issues related to the activities of the Institute, the Director often had to go on business trips. The organization of assistance to the front and the national economy of the Mari ASSR required considerable effort. All the main tasks in wartime conditions, the Institute staff under the leadership of N. P. Ventsenostsev were performed. After the war it was necessary to solve new problems. The first post-war year was a very difficult stage in Nikolay Petrovich's career. In the summer of 1945 the Institute was re-evacuated from Kozmodemyansk to Yoshkar-Ola. Only re-evacuation itself was extremely difficult. N. P. Ventsenostsev, a prominent

© Ошаев А. Г., 2019

figure in the education of the Mari ASSR, heading the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya in 1943-1946, made a great contribution to the development of the University during the Great Patriotic War, the organization of re-evacuation of the Institute from Kozmodemyansk to Yoshkar-Ola.

Keywords: Director, Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya, faculty, Department, Professor, students, the Great Patriotic War, re-evacuation.

Большой вклад в историю образования и в деятельность Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской внес Николай Петрович Венценосцев. Его следует выделить как отличного педагога и способного организатора, который руководил институтом в тяжелые военные годы.

Добрые дела не забываются. В зеркале истории они отражаются и по прошествии многих десятилетий. Просветительская деятельность Н. П. Венценосцева освещена в ряде книг1 [1; 4] и публикаций [2]. В значительной степени в этих работах авторы обращают внимание на жизнь и деятельность педагога-просветителя, сыгравшего важную роль в становлении и развитии народного образования в крае, особенно в период организации школьного городка в Мари-Биля-море. О деятельности Н. П. Венценосцева в должности директора института в публикациях содержатся лишь небольшие сюжеты, поэтому в данной работе предпринята попытка рассмотреть этот сложный и трудный период в его судьбе.

Н. П. Венценосцев родился в декабре 1890 г. в городе Аткарске Саратовской области в семье инспектора народных училищ. Выслужив пенсию, отец стал учителем высшего начального училища в г. Казани, где и умер в 1910 году. Мать Николая Петровича умерла в 1893 году. «Смерть отца застала меня учеником 4 класса казанского реального училища. Пришлось жить грошовыми уроками, репетиторством»2, - вспоминал Николай Петрович в своей автобиографии.

Но молодой человек не бросил учебу, несмотря ни на какие трудности. Училище Н. П. Венценосцев закончил в 1912 г. В том же году поступил учиться в Казанский учительский институт, который окончил в апреле 1915 г. В аттестате было записано: «Венценосцев, удостаивается

1 Венценосцевы. 100 лет на ниве народного просвещения в Республике Марий Эл. Воспоминания и размышления. Йошкар-Ола, 1998.

2 Архив Марийского государственного университета (МарГУ). Личное дело Н. П. Венценосцева. Л. 7.

звания учителя начального училища, на основании отд. VII и VIII высочайше утвержденного 25 июня 1912 г. закона о сих училищах, и, при вступлении на означенную должность, имеет пользоваться всеми правами, той должности при-своенными»3. Его назначили учителем в высшее начальное училище при Вятском учительском институте, где он и проработал до 1919 года.

После Октябрьской революции 1917 г. он активно включился в работу по преобразованию школьного дела. В 1919 году его назначили школьным инструктором Вятского ГубОНО. «Год прошел в разъездах по реорганизации учительских семинарий, организации учительских курсов, организации ячеек Союза работников просвещения и пр.»4, - вспоминал сам Венценосцев.

С мая по сентябрь 1920 г. Николай Петрович заведовал 4-месячными районными учительскими курсами. В этом же году вышло постановление Совнаркома РСФСР об организации по стране школьных городков. Это было совершенно новое и очень нелегкое дело. Оно было поручено школьным инструкторам. Н.П. Венценосцев выбрал для своей работы село Мари-Билямор Уржумского уезда (ныне Мари-Турекский район Республики Марий Эл). С сентября 1920 года по 1 октября 1926 г. он заведовал Мари-Билямор-ской станцией народного образования.

В 1926 году Марийский ОблОНО перевел Николая Петровича заведующим областной проф-технической школой в г. Йошкар-Олу с заданием реорганизации школы в техникум. Но работа в городе, ее масштабы и содержание после Мари-Билямора его не удовлетворяли. И по собственной просьбе его перевели заведующим Куженерским школьным городком, одним из отсталых в то время. Проработал он в этом городке два года.

К этому времени здоровье его расстроилось, и по совету врачей он уехал в г. Краснодар, где в течение четырех лет (с сентября 1929 г. по 1933 г.)

3 Там же. Л. 8.

4 Там же. Л. 7.

заведовал учебной частью сельхозрабфака при институте Спецкультур. Но переезд не помог улучшить здоровье.

Перенеся много болезней, Николай Петрович по приглашению Марийской ОблОНО, возвратился в Марийскую автономную область и с 1933 г. по 1936 г. работал заведующим учебной частью педучилища сначала в поселке Звенигово, затем, в связи со слиянием Звениговского педучилища с Козьмодемьянским педучилищем, продолжил ту же работу в Козьмодемьянске.

В 1937 году Наркомпрос Марийской АССР возложил на него заведывание сектором начальных школ и педучилищ. Через год он вернулся, по своему желанию, в Козьмодемьянское педучилище завучем.

С 1939 по 1941 годы он был директором педучилища. В 1941 году по состоянию здоровья перешел опять на заведование учебной частью и вместе с педучилищем в начале войны эвакуировался в рабочий поселок Юрино. Опыт, приобретенный в годы становления народного образования молодой республики Советов, славные годы исканий, достижений сформировали Н. П. Венценосцева как педагога, определили форму и содержание всей его последующей деятельности, связанной с подготовкой педагогических кадров в Горномарийском педагогическом училище и в Марийском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской.

С 1943 года начался новый этап в его деятельности. В приказе по Наркомпросу РСФСР № 2253 от 12 июня 1943 г. записано: «Назначить и.о. директора Марийского педагогического института тов. Венценосцева Николая Петровича»1.

Венценосцев стал работать директором Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в г. Козьмодемьянске. Это было время в жизни института, когда он был вынужден эвакуироваться из Йошкар-Олы в связи с начавшейся Великой Отечественной войной. 3 июля 1943 г. был издан приказ № 1738-к Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР с указанием: «Утвердить тов. Венценосцева Н. П. директором Марийского Государственного Педагогического и Учительского института»2.

Заместителями директора были С. К. Полыса-лов, П. Е. Мельник, В. Ф. Рябов. Деканами работа-

1 Архив МарГУ. Личное дело Н. П. Венценосцева. Л. 4.

2 Там же. Л. 2.

ли: на историческом факультете - И. П. Юфряков, З. И. Бердникова; на литературном - Д. П. Шу-тенко; на факультете естествознания - В. И. Лесин; на физико-математическом - А. Ш. Шапееев, Н. Г. Дерябкин, М. Н. Демидович.

Вопросы, связанные с набором студентов, приходилось директору решать лично. Так, с 23 по 26 июля 1943 г. он вынужден был выбыть в командировку в п. Юрино, своим заместителем оставил П. Е. Мельник3.

Переезд вуза в Козьмодемьянск сделал крайне затруднительным поступление в институт для абитуриентов из восточных районов республики, в годы войны здесь учились в основном жители Горномарийского и Юринского районов и эвакуированные из западных областей страны, в большинстве своем студентки, юношей было немного. Вспоминая о студенческой жизни в военные годы, С. П. Лосева отмечала: «Студенческий коллектив составляли одни девушки, юношей было единицы. Много было эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Севастополя... В основном же были козьмодемьянцы, юряне и молодежь из ближайших селений» [5, с. 156-157].

Приезжали абитуриенты и из других районов, но их было немного. В 1944 году в институт поступила И. А. Исаева, выпускница Кужмарской школы Звениговского района. «В сентябре 1944 г. я оказалась в г. Козьмодемьянске, где в то время находился пединститут, и была принята по распоряжению директора института Венценосцева Николая Петровича на основное, педагогическое отделение с четырехгодичным сроком обучения» [3, с. 47], -писала она в воспоминаниях. Группу из 18 девушек, очень тепло встретила Т. И. Шурканова, по-матерински с ними побеседовала и в дальнейшем не оставляла без внимания и заботы.

В 1943 году в ходе войны произошел перелом, немецко-фашистские захватчики стали отступать. Красная Армия начала наступление. На этом этапе от коллектива института, который возглавил Н. П. Венценосцев требовались дальнейшие усилия по выполнению его непосредственных задач, по оказанию помощи фронту, а также народному хозяйству Марийской АССР, народному образованию республики.

Между тем материальная, учебная база была сильно ослаблена и продолжала ухудшаться. По-прежнему не хватало учебных площадей,

3 Там же. Л. 1.

кабинетов. Большие трудности институт испытывал с топливом, с электрическим освещением, с учебной литературой. Тяжелым было и материальное положение преподавателей и студентов. Большое внимание Н. П. Венценосцев обращал на подсобное хозяйство. Но оно не могло решить проблемы достойного материального обеспечения, а напряжение от директора требовалось большое. После значительного сокращения преподавателей и студентов в 1941-1942 гг. началась некоторая стабилизация. Несколько улучшилось дело с приемом студентов в институт. Численность студентов увеличилась. Количество студентов в 1942-1943 учебном году было 318 человек, в 1943-1944 - 352, в 1944-1945 - 428 [8, с. 64].

Несмотря на трудности военного времени требования к студентам не снижались. Студенты использовали все возможности, чтобы получить прочные и глубокие знания в институте. Об этом можно судить по результатам экзаменационных сессий. Так, в 1943-1944 учебном году в период весенней сессии студенты физико-математического факультета показали очень хорошие результаты. Неудовлетворительных оценок не было. Отличные оценки составили 46 против 18 в зимнюю сессию, хорошие 38 против 35. На филологическом факультете число отличников составляло 15 % [6, с. 25]. Ответы студентов отличались глубиной содержания и умением критически разбираться в рекомендованной литературе.

Все студенты, за исключением «двоечников», получали хотя и малую, но стипендию. Эти средства они тратили на столовую и самые необходимые нужды. В Козьмодемьянске студенческая столовая располагалась на втором этаже одного из домов в центре города, довольно далеко от института. Но студенты шли туда с большим желанием. Меню же было весьма ограниченным.

Условия жизни студентов были трудными. «В комнате общежития нас было 22 человека... Комнату обогревали две голландские печи, дрова в них дымили, «плакали», но жару почти не давали. Эти дрова мы заготавливали сами, выезжая на левый берег Волги. Там мы валили деревья, распиливали их и, запрягаясь в сани, перевозили к институту» [3, с. 48], - вспоминала об учебе в Козьмодемьянске И. А. Исаева.

Возникали новые проблемы. В связи с постепенным освобождением советских территорий от захватчиков начался отток приехавших в институт преподавателей, эвакуированных из запад-

ных и центральных районов страны в Козьмодемь-янск. Положение с кадрами вновь усугубилось. «В конце 1942-1943 учебного года лишь 37 % преподавателей работали в институте с довоенных лет. Подавляющее большинство пришло в институт в военные годы. В основном это были эвакуированные из западных областей страны, многие из них являлись высококвалифицированными специалистами»1, - говорится в очерке по истории института. Это свидетельствовало о том, что около 60 % преподавателей стали возвращаться на прежние места пребывания, что в численном отношении составило около 40 человек. Этот пробел в преподавателях срочно пришлось заполнять новыми кадрами, что легло нелегкой ношей на плечи директора института.

В годы войны на кафедре русского языка работал известный ученый Р. И. Аванесов. Под его руководством кафедра занималась разработкой тем «Русские говоры МАССР», «Ошибки в речи учащихся школ МАССР». Сам Р. И. Аванесов написал и опубликовал в 1943 г. работу «Культура русского литературного произношения в Марийской АССР» [9, с. 33]. В воспоминаниях студенты отмечали, что занятия вели маститые ученые, эвакуированные из больших городов: пушкинист - профессор Н. Н. Фатов, специалист по истории русского языка В. Г. Орлова, С. М. Успенский и другие.

В военные годы в институте были открыты новые кафедры. На базе кафедры немецкого языка была образована кафедра иностранных языков, которую возглавил М. Я. Вейцнфельд. Н. Т. Пенги-тов стал заведовать воссозданной с 1943 г. кафедрой марийского языка и литературы и преподавать марийский язык. В 1943 году на литературном факультете было открыто марийское отделение, первый выпуск которого состоялся спустя два года. Трудно переоценить значение этого события для подготовки не только учителей марийских школ, но и национальной творческой интеллигенции.

Единственный специалист по отечественной истории в институте - В. М. Тарасова - вела в 1943-1944 учебном году занятия на 8 курсах педагогического и учительского институтов. Все это усугублялось теснотой учебных помещений, холодом, отсутствием регулярного освещения,

1 Марийский педагогический. Краткий очерк истории педагогического института / отв. ред. А.В. Хлебников. Йошкар-Ола, 1981. С. 25.

144 ве

серия «И

недостатком учебников и пособий. Например, в здании Козьмодемьянского педучилища историческому факультету был выделен только один кабинет, являвшийся одновременно лекционной аудиторией, деканатом и кафедрой истории. В распоряжении студентов-историков были только четыре учебника по истории СССР, один - по истории средних веков. В этих условиях основным источником информации были лекции преподавателей, поэтому посещаемость их была высокой. Преподаватели старались помочь студентам освоить учебный материал на индивидуальных и коллективных консультациях, план которых неизменно перевыполнялся. По воспоминаниям доцента кафедры литературы Д. И. Козьминой и студентов тех лет, преподаватели вели еще и большую общественную работу, выступая с беседами, лекциями, литературными концертами1.

Для решения многих вопросов, связанных с деятельностью института, директору часто приходилось выезжать в командировки. В октябре 1943 года в Козьмодемьянске он получил правительственную телеграмму следующего содержания: «Немедленно выезжайте в командировку в Москву с отчетом и штатами»2. 16 ноября в телеграмме на имя директора указывалось: «Выезжаете в Москву в Наркомпрос с докладом о работе ин-ститута»3. В 1944 году Н. П. Венценосцеву было выдано удостоверение, в котором прописывалось, что он «находится в командировке по делам института с 11 декабря 1944 г.»4. В тот же месяц Венценосцеву был предоставлен документ о том, что ему «доверяется получить с базы НКП РСФСР материалы, предназначенные для Марийского Пединститута. Срок доверенности по 15 января 1945 г.»5. Проживал в это время Н. П. Венценосцев в Козьмодемьянске по ул. Советской, дом 33. Командировки усугублялись тем, что с транспортом возникали большие трудности.

Большого напряжения требовала организация помощи фронту, народному хозяйству Марийской АССР. Эта задача решалась под руководством Н. П. Венценосцева достойно. В июне 1944 го-

1 Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской: Очерки истории факультетов и кафедр в лицах и событиях / МГПИ им. Н.К. Крупской; под общ. ред. Г.В. Рокиной; сост. и науч. ред. Р.А. Кудрявцева. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006. С. 83.

2 Архив МарГУ. Личное дело Н. П. Венценосцева. Л. 15.

3 Там же. Л. 16.

4 Там же. Л. 13.

5 Там же. Л. 12.

да на имя Венценосцева пришла телеграмма от Верховного Главнокомандующего страны, в которой говорилось: «Прошу передать профессорам, преподавателям Марийского государственного педагогического института имени Н. К. Крупской, собравшим шестьдесят четыре тысячи сто двадцать четыре рубля деньгами и две тысячи триста восемьдесят пять рублей облигациями займов на строительство танковой колонны, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин» [10, с. 17].

Все основные задачи в условиях военного времени коллективом института под руководством Н.П. Венценосцева были выполнены. Теперь нужно было решать новые задачи. В Козьмодемь-янске Венценосцев получил правительственную телеграмму следующего содержания: «Выезжайте в Москву в Наркомпрос по вопросу переезда института в г. Йошкар-Ола»6.

Очень сложным этапом трудовой биографии Николая Петровича стал первый послевоенный год. Летом 1945 года институт был реэвакуирован из Козьмодемьянска в Йошкар-Олу. Только реэвакуация сама по себе была делом чрезвычайно сложным. «При реэвакуации значительная часть мебели, учебного оборудования, хозяйственного инвентаря была попорчена, поломана и в виду этого в течение всего 1945-1946 учебного года не были оборудованы как следует кабинеты, лаборатории и аудитории. Из-за недостатка стульев несколько раз в течение дня их приходилось переносить из одной аудитории в другую, что

7

привело их в полную негодность» .

Трудно обстояло дело и в библиотеке института. Большая часть фонда была утрачена. В отчете за 1945-1946 учебный год говорится: «В связи с эвакуацией и реэвакуацией весьма пострадала библиотека института. Перевозка книг на дальние расстояния (110 км) на лошадях и на машинах привела к значительной изношенности книг, к расстройству карточек, формуляров и т. д. по целому ряду дисциплин, особенно по историческим и педагогическим, не было достаточного количества учебников и вообще учебной литературы»8.

Ветеран педагогического труда В. А. Ерош-кин, студент тех лет, вспоминал, что для сопровождения груза была создана специальная бригада

6 Там же. Л. 19.

7 Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). Ф. 380. Оп. 3. Д. 21. Л. 2.

8 ГА РМЭ. Ф. 380. Оп. 3. Д. 21. Л. 2.

во главе с майором Павловым, заведующим военной кафедрой института [7, с. 42]. В основном эта бригада состояла из студентов физико-математического факультета. Машины в ту пору были большой редкостью, и институт уезжал на лошадях в сопровождении преподавателей и студентов. «Нагруженные различным имуществом (шкафы, ящики и многое-многое другое) возы медленно двигались по лесной грунтовой дороге, а мы, студенты, следовали за ними, охраняя институтское добро» [5, с. 159], - записала в воспоминаниях одна из студенток.

Институт столкнулся с проблемой проведения ремонтных работ, а денег по существу не было на ремонт учебного здания, общежития для студентов, квартир для сотрудников. Занятия приходилось проводить в неотремонтированных помещениях, жить - в неотремонтированных общежитиях и квартирах.

Особые трудности создались с топливом. Институт обеспечивался им по существу наполовину. Чтобы решить эту неотложную проблему, дирекцией были приняты все зависящие от нее меры, начиная от массовых мобилизаций студентов и работников института и кончая ходатайством перед областной, республиканскими организациями. Достаточно указать, что заместитель директора по заочному обучению почти полностью был занят тем, что добивался получения дров «по нарядам из Москвы»1.

Студенты своими силами заготавливали дрова и сами погружали в вагоны или сплавляли по реке в г. Йошкар-Олу для обеспечения нормальных условий быта и учебного процесса. Студентка 3 курса С. П. Лосева отмечала, что в начале ноября они получили задание доставить дрова со станции Турша. Поехали одни девушки (около 20 человек), так как молодых людей на курсе не было. «На месте грузить пришлось довольно тяжелые бревна. Но молодость есть молодость! И мы работали усердно, чтобы до темноты загрузить вагоны, не чувствовали ни холода, ни усталости» [5, с. 159], - вспоминала студентка.

Было трудно еще и потому, что «реальная помощь институту местных организаций была недостаточна и не обеспечивала необходимых условий для нормальной работы института»2.

1 ГА РМЭ. Ф. 380. Оп. 3. Д. 21. Л. 3.

2 Там же.

Учебный год (1945-1946 гг.) Марийский государственный педагогический институт начал в Йошкар-Оле. Все трудности реэвакуации остались позади. Впереди была сложная работа по укреплению материальной базы, по подготовке кадров уже в условиях мирного времени.

Первый послевоенный год был трудным и для преподавателей, и для студентов. Учебный корпус и студенческие общежития нуждались в ремонте, для которого не было времени, материалов и средств. Ощущалась нехватка мебели, учебного оборудования, литературы. Двойной переезд и непреходящие условия хранения привели к утрате значительной части библиотечного фонда. Но главной проблемой с наступлением холодов стала нарушенная в военные годы система отопления учебного корпуса. Зимой нередко температура в аудиториях падала ниже нуля, преподаватели и студенты занимались в верхней одежде. Несколько раз из-за нехватки топлива прекращала работу студенческая столовая. Студенты нередко снимались с учебы: осенью - на уборку урожая в подшефных колхозах, зимой - на заготовку дров [8, с. 69]. В таких непростых условиях вуз продолжал выполнять свою главную миссию - подготовку учителей.

Новые трудности возникли с проведением приема студентов, который пришлось проводить в период, когда институт находился на пути из Козьмодемьянска в Йошкар-Олу. Прием был проведен, и на начало 1945-1946 учебного года в институте обучалось 638 студентов3.

Но трудности послевоенного года не прошли бесследно, к концу года из института «отсеялось» несколько студентов. И несмотря ни на что: отрывы от занятий, холод в помещениях - студенты на 100 % выполняли учебный план, при полной посещаемости и 95-97 % успеваемости4.

Началась перестройка научно-исследовательской работы. В 1945-1946 учебном году преподавательским составом института написано большое количество статей, в их числе статья В. М. Тарасовой «15 лет Марийского государственного педагогического института».

В этот период в институте закончены две диссертации. Старший преподаватель Н. П. Калист-ратов завершил работу на соискание ученой

3 Там же. Л. 6.

4 Там же. Л. 22.

степени кандидата исторических наук на тему «Победа социалистической революции в Марийском крае и создание Советской автономии марийского народа». На кафедре физики старший преподаватель Е.Н. Бондаренко закончил работу над кандидатской диссертацией. Несмотря на большие трудности, основные планы научной работы были выполнены.

В годы войны директор института продолжал работу по созданию автобиографических заметок «В лесах марийских» об организации и деятельности Мари-Биляморского школьного городка, которую завершил 26 апреля 1945 г. в г. Козьмо-демьянске. С высоты прожитых лет и своего положения он пришел к выводу о том, что настоящие педагоги должны быть не строгими наставниками, а «милыми дорогими друзьями, старшими товарищами» своих учеников.

О работе Николая Петровича в должности директора института секретарь партийной организации писала, что он «проявлял себя как хороший руководитель, заботится о нуждах института как в хозяйственной, а также и в научно-производственной работе, проявляя большую инициативу»1. «Свой идейно-политический уровень повышал активным участием в разных политкружках, был заочником ИМЗО (Институт марксистского заочного образования), изучал краткий курс истории ВКП (б).. .»2, - вспоминал директор о своей деятельности. В партию он был принят в сентябре 1940 г. Горномарийским районным комитетом, ему был выдан партбилет за № 39384033.

З. И. Бердникова, секретарь партийной организации института, 25 февраля 1944 г. отмечала, что Венценосцев «является членом бюро партийной организации МГПИ, политически грамотный и активно участвует в партийно-массовой работе института, а также выполняет все поручения вышестоящих партийных организаций» .

На основании заключения врачебной трудовой экспертной комиссии приказом по Наркомпросу РСФСР директору Марийского государственного педагогического института Н. П. Венценосцеву был предоставлен отпуск по болезни с 1 февраля по 15 марта 1945 года5.

1 Архив МарГУ. Личное дело Н. П. Венценосцева. Л. 13.

2 Там же. Л. 7об.

3 Там же. Л. 6.

4 Там же. Л. 10.

5 Там же. Л. 11.

15 июня 1946 г. его переводят на должность заместителя директора по Учительскому институту в этом же вузе. Приказом (№ 125 от 19 июня 1946 г.) директора института Ф. А. Фургина за продолжительную плодотворную работу в Марийском государственном педагогическом институте Н. П. Венценосцеву была объявлена благодарность6. В 1946 году он был награжден орденом «Знак Почета», а также медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны7.

На протяжении многих лет Николай Петрович углублял свои знания, накапливая опыт через различные мероприятия - был на многих курсах, научных конференциях в Москве, Горьком, Муроме, Ленинграде. Сам руководил рядом учительских курсов и конференциями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подлинной хранительницей семейной жизни, замечательным воспитателем детей была верная спутница Николая Петровича, его жена Анастасия Георгиевна Венценосцева. Она всю свою подвижническую жизнь, как и Н. П. Венценосцев, отдала детям, молодежи, их образованию. Вся ее жизнь связана была связана с республикой. Вместе с Николаем Петровичем работала в Мари-Биляморе, затем в Йошкар-Оле. Она преподавала географию в педучилищах, школах республики, в педагогическом институте. В такой высоконравственной, интеллигентной, культурной семье росли дети.

Старший сын, Лев, будучи студентом Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, в декабре 1941 г. погиб в городе Ленинграде, а было тогда ему лишь 20 лет8. Студенты были мобилизованы в истребительные батальоны, призванные уничтожать немецких парашютистов-диверсантов, строить оборонительные сооружения и вступать в бой с немецкими десантниками. Средний сын, Владимир Николаевич, в 1944 г. в Йошкар-Оле закончил Ленинградскую военно-воздушную академию и молодым инженером-лейтенантом был направлен на фронт, где с победоносной Красной Армией прошел всю Европу вплоть до Берлина, где и остался (после капитуляции Германии) служить в Потсдаме9. Младший сын, Юрий Николаевич, окончил в 1948 г.

6 Там же. Л. 20.

7 Венценосцевы. 100 лет на ниве народного просвещения в Республике Марий Эл. Воспоминания и размышления. Йошкар-Ола, 1998. С. 9.

8 Там же. С. 137.

9 Там же. С. 138.

Марийский политехнический институт, занимался научной работой.

Н. П. Венценосцев прожил яркую жизнь, посвятив всего себя воспитанию детей, воспитанию в человеке личности. Не стало Николая Петровича в 1948 году. Видный деятель просвещения Марийской АССР Н. П. Венценосцев, возглавляя в 1943-1946 гг. Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, внес большой вклад в развитие вуза в годы

Великой Отечественной войны, организацию реэвакуации института из Козьмодемьянска в Йошкар-Олу. Этот человек отдал делу народного образования всю жизнь. Он не искал легких путей. Работал там, где считал, что он нужен и полезен. Н. П. Венценосцев внес большой вклад в дело просвещения и развития культуры республики, являясь умелым руководителем и организатором.

Литература

1. Апакаев П.А. Просветители Марийского края. Йошкар-Ола, 1990. 180 с.

2. Бушков Р.А. Создатель городка чудес (о директоре Марийского педагогического института им. Н. К. Крупской Н. П. Венценосцеве) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 3 (7). С. 16-21.

3. Исаева И.А. Династия Исаевых // Музейный вестник Марийского государственного университета / авт.-сост.: Е.В. Пи-негина, В.Г. Сушенцова. Йошкар-Ола, 2009. Вып. 3. С. 44-52.

4. Летопись полувека / под ред. В.Н. Карташова, К.Н. Санукова. Йошкар-Ола, 1970. 375 с.

5. Лосева С.П. Это было недавно, это было давно... // Музейный вестник Марийского государственного университета / авт.-сост.: Е.В. Пинегина, В.Г. Сушенцова. Йошкар-Ола, 2011. Вып. 5. С. 156-163.

6. Мошнина В.А. Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской в годы Великой Отечественной войны (1943-1945 гг.) // Сборник студенческих научных работ МГПИ. Йошкар-Ола, 1957. Вып. 1. С. 24-27.

7. Музейный вестник Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. Йошкар-Ола : МГПИ, 2006. Вып. 1. 200 с.

8. Развитие высшего профессионального образования в Республике Марий Эл. 80 лет МГПИ - МарГУ. 1931-2011: коллективная монография / Мар. гос. ун-т; авт.-сост.: С.В. Стариков, В.Г. Сушенцова, А.Г. Иванов, Е.А. Хлебников, А.М. Уда-лов, В.А. Иванов, А.Г. Ошаев. Йошкар-Ола, 2001. 312 с.

9. Соловьева А.Ф. Рубен Иванович Аванесов (к 105-летию со дня рождения) // Музейный вестник педагогического института. Йошкар-Ола, 2008. С. 31-35.

10. Тарасова В.М. 15 лет Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской // Труды МГПИ. Т. V. Юбилейный выпуск. Козьмодемьянск, 1946. С. 3-23.

References

1. Apakaev P.A. Prosvetiteli Mariiskogo kraya [Educators of the Mari region]. Yoshkar-Ola, 1990, 180 p. (In Russ.).

2. Bushkov R.A. Sozdatel' gorodka chudes (o direktore Mariiskogo pedagogicheskogo instituta im. N.K. Krupskoy N.P. Ventsenostseve) [Founder of town of miracles]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2016, no 3 (7), pp. 16-21. (In Russ.).

3. Isaeva I.A. Dinastiya Isaevykh [Isaev Dynasty]. Muzeinyi vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Museum Bulletin of the Mari State University (auth.-comp. E. V. Pinegina, V. G. Sushentsova), Yoshkar-Ola, 2009, no. 3, pp. 44-52. (In Russ.).

4. Letopis' poluveka [Chronicle of half a century]. Ed. by V.N.Kartashov, K.N. Sanukov, Yoshkar-Ola, 1970, 375 p. (In Russ.).

5. Loseva S.P. Eto bylo nedavno, eto bylo davno... [It was recently, it was long ago...]. Muzeinyi vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Museum Bulletin of the Mari State University (Auth.-comp. E. V. Pinegina, V. G. Sushentsova), Yoshkar-Ola, 2011, no. 5, pp. 156-163. (In Russ.).

6. Moshnina V.A. Mariiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. N.K. Krupskoi v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1943-1945 gg.) [Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya during the Great Patriotic War (1943-1945)]. Sbornik studencheskikh nauchnykh rabot MGPI = Collection of student scientific works of MSPI, Yoshkar-Ola, 1957, no. 1, pp. 24-27. (In Russ.).

7. Muzeinyi vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N.K. Krupskoi [Museum Bulletin of the Mari State Pedagogical Institute]. Yoshkar-Ola: MSPI, 2006, no. 1, 200 p. (In Russ.).

8. Razvitie vysshego professional'nogo obrazovaniya v Respublike Marii El. 80 let MGPI-MarGU. 1931-2011: kollektivnaya monografiya. [Development of higher professional education in the Republic of Mari El. 80 years of MSPI - MarSU. 1931-2011 : collective monograph]. Mari State University; author-comp.: S.V. Starikov, V.G. Sushentsova, A.G. Ivanov, E.A. Khlebnikov, A.M. Udalov, V.A. Ivanov, A.G. Oshaev, Yoshkar-Ola, 2001, 312 p. (In Russ.).

9. Solovyeva A.F. Ruben Ivanovich Avanesov (k 105-letiyu so dnya rozhdeniya) [Ruben Ivanovich Avanesov (to the 105th anniversary of his birth)]. Muzeinyi vestnikpedagogicheskogo instituta = Museum Bulletin of the Pedagogical Institute, Yoshkar-Ola, 2008, no. 2, pp. 31-35. (In Russ.).

10. Tarasova V.M. 15 let Mariiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N.K. Krupskoi [15 years of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya]. Trudy MGPI = Proceedings of MSPI, Kozmodemyansk, 1946, no. 5, pp. 3-23. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 5.04.2019 г.; принята к публикации 7.05.2019 г.

Submitted5.04.2019; revised 7.05.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Ошаев А.Г. Деятельность директора Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской Н. П. Венценосцева // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 2. С. 140-148. Б01: 10.30914/2411-3522-2019-5-2-140-148

Об авторе

Ошаев Алексей Григорьевич

кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

акЬ'в!. а'Иаеу@таИ. ги

Citation for an article:

Oshaev A.G. Activities of the Director of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya N. P. Ventsenostsev. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 2, pp. 140-148. DOI: 10.30914/2411-35222019-5-2-140-148 (In Russ.).

About the author Aleksey G. Oshaev

Ph. D. (History), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.