Научная статья на тему 'Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в 1939-1943 гг'

Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в 1939-1943 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
879
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ / ДИРЕКТОР / ФАКУЛЬТЕТ / КАФЕДРА / ПРОФЕССОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТЫ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЭВАКУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ошаев А.Г.

В статье рассматривается сложный и трудный этап в развитии Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. Перестройка учебно-педагогической деятельности, научно-исследовательской и воспитательной работы в условиях войны легли на женские плечи. Директором института в 1939-1943 гг. являлась А. Т. Трефилова, которая с честью выполнила поставленные перед ней задачи по подготовке педагогических кадров для республики и страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в 1939-1943 гг»

УДК 378.4

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ В 1939-1943 ГГ.

А. Г. Ошаев

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

MARI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER N. K. KRUPSKAYA IN 1939-1943

A. G. Oshaev

Mari State University, Yoshkar-Ola

В статье рассматривается сложный и трудный этап в развитии Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской накануне и в первые годы Великой Отечественной войны. Перестройка учебно-педагогической деятельности, научно-исследовательской и воспитательной работы в условиях войны легли на женские плечи. Директором института в 1939-1943 гг. являлась А. Т. Трефилова, которая с честью выполнила поставленные перед ней задачи по подготовке педагогических кадров для республики и страны.

Ключевые слова: Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, директор, факультет, кафедра, профессор, преподаватель, студенты, Великая Отечественная война, эвакуация

The article discusses a complex and difficult stage in the development of the Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya before and in the first years of the Great Patriotic War. The restructuring of academic activities, research and educational work in the conditions of the war fell on women's shoulders. A. T. Trefilova was the director of the Institute from 1939 to 1943. She honorably fulfilled all the tasks for training new teachers for the republic and the country.

Keywords: Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krupskaya, Director, faculty, department, professor, lecturer, students, Great Patriotic War, evacuation

В годы Великой Отечественной войны Марийский государственный педагогический институт (МГПИ) им. Н. К. Крупской жил общими интересами и целями, что и вся страна, под девизом: «Все для фронта, все для победы». В первые годы войны институт работал слаженно, готовя кадры квалифицированных специалистов для народного образования.

В это время во главе института, факультетов и кафедр были опытные руководители, ответственные и добросовестные сотрудники. Возглавляла коллектив института в начальный период войны Афанасия Терентьевна Трефилова, назначенная директором еще в 1939 году. Ее заслуги должны быть подчеркнуты особо, так как ей пришлось руководить вузом в один из самых сложных периодов многолетней истории педагогического института - первые годы Великой Отечественной войны. Данный период в истории института не являлся предметом отдельного изучения, хотя многие вопросы нашли отражение в коллективных трудах [6], очерках [4; 5], статьях [10; 11].

А. Т. Трефилова родилась в 1894 г. в бедной крестьянской семье в деревне Вторая Черемисская

Вятской губернии [1, л. 7]. После окончания женской прогимназии в г. Котельниче работала учительницей начальной школы, заведующей волостным отделом образования. Она выступила в роли способной учительницы и опытного организатора просвещения в своем регионе. В 1935 году окончила Московский государственный педагогический институт с присвоением ей специальности преподаватель истории педагогики. С 1935 по 1939 гг. она работала директором педучилища в г. Егорьевске Московской области [1, л. 8].

Важную и яркую страницу ее трудовой биографии составила работа в нашей республике. В копии из выписки приказа № 52 по МГПИ им. Н. К. Крупской объявлялся приказ народного комиссара просвещения РСФСР № 83 от 21 января 1939 года. Из документа следует, что ЦК ВКП(б) в 1939 г. направил А. Т. Трефилову на работу в должности директора Марийского педагогического института им. Н. К. Крупской и освободил ее от работы в качестве директора Егорьевского педучилища [1, л. 12]. Это начало нового, очень важного и более сложного этапа учебно-педагогической и административной деятельности

© Ошаев А. Г., 2016

Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 3 (7)

А. Т. Трефиловой на ниве просвещения. Это был очень сложный период в деятельности МГПИ им. Н. К. Крупской. Институт находился в стадии становления. Его коллектив пережил полосу политических репрессий и понес потери в кадрах. Многого не хватало.

Тем не менее к началу 1940-х гг. институт окреп и превратился в сравнительно крупное высшее учебное заведение. Наблюдался рост численности студентов. Если в 1936 году в педагогическом институте обучались 274 студента, в учительском институте - 123, то в 1940 г. - соответственно 568 и 312 человек [2, д. 192, л. 62]. Численность профессорско-преподавательского состава также увеличивалась: 1936 г. - 42 человека, 1940 г. -94 человека [2, д. 192, л. 63]. В Йошкар-Олу направлялись ученые и педагоги из других городов страны. В 1939 году в качестве заведующего кафедрой педагогики был утвержден И. О. Макаров. До приезда в Йошкар-Олу он работал на кафедре психологии МГУ, заведовал психотехнической лабораторией в Магнитогорске [4, с. 362].

Предвоенные месяцы 1941 г. кафедра литературы жила своей повседневной жизнью. Заведующим кафедрой был профессор Н. Н. Фатов. Преподаватели активно занимались научной работой, например, в январе 1941 г. доцент В. С. Иваненко был направлен в командировку в Москву «для занятия в книгохранилищах и библиотеке на тему «Литература народов СССР в педвузах» (Приказ № 19 от 23.01.41) [4, с. 81]. Они принимали участие в соцсоревновании профессорско-преподавательского состава (ППС) по итогам I семестра, ударниками которых стали Д. И. Козь-мина, старший преподаватель и П. В. Гребенщикова, лаборант литературного кабинета. А летом ушли в отпуск, выйти из которого всем пришлось досрочно.

В июне 1941 года жизнь института, как и всей страны, круто изменила Великая Отечественная война. В очень сложных условиях педагогический институт призван был продолжать подготовку кадров учителей. Многие преподаватели были призваны в Красную армию. Так, ушли на фронт преподаватели исторического факультета

A. М. Басевич, А. А. Борисов, И. Т. Грищук, Н. П. Калистратов, С. А. Коробов, М. Я. Отреш-ко, В. Ф. Пашуков, Ф. А. Поправко, П. С. Смирнов, А. Н. Тихонов, И. П. Юфряков [4, с. 61]. На фронт, по призыву и добровольцами, уходили и студенты. Посмертно звание Героя Советского Союза в 1942 г. было присвоено выпускнику исторического отделения Учительского института

B. С. Архипову.

Летом 1941 года учебные и жилые здания института были переданы эвакуированной из Ленинграда военно-воздушной академии, а сам он переведен из Йошкар-Олы в Козьмодемьянск, в здание бывшего педучилища. Так как переезд был очень трудным, то значительная часть учебного оборудования и книжного фонда была оставлена на месте. Часть имущества во время эвакуации была утеряна. Преподаватель Д. И. Козьмина о тех событиях вспоминает: «Подводы и машины выстраивались длинными рядами. Факультеты перевозились поочередно. Преподаватели и их семьи следовали на подводах за факультетами. Печальное это было зрелище: безмолвно, сосредоточенно, без малейшей паники заведующие кафедрами, деканы, преподаватели и директор Трефилова упаковывали, погружали машины и подводы все, что можно было погрузить» [4, с. 81].

Учебный год в 1941 году начался 1 августа. С началом войны прием в институт был сокращен, часть студентов очного и заочного отделений по разным обстоятельствам не смогли продолжить учебу. Многие ушли на фронт. В 1941-1942 учебном году из института выбыло более половины студентов дневного отделения, осталось всего 240 человек. Еще более упала численность студентов заочного отделения - с 726 до 152 человек. Общая численность студентов педагогического и учительского институтов дневного отделения составляла в 1940 г. 980 человек, в 1942 г. в педагогическом институте - 178 человек, в учительском институте - 140 человек, всего - 318 человек [2, д. 192, л. 64].

В приказах периода Великой Отечественной войны преобладают документы такого содержания: «Отчислить из числа студентов 3 курса литературного факультета пединститута Ковалева Василия Гавриловича в связи с призывом в РККА» (Приказ № 457 от 11.08.1942) или «Доцент кафедры всеобщей литературы Раскин Арон Залмо-нович с 17 ноября 1941 г. освобождается от работы в связи с призывом в ряды РККА» (Приказ № 372 от 17.11.1941) [4, с. 82].

Вместо 26 необходимых институту аудиторий педучилище располагало только 15. И поэтому для учебных целей пришлось приспосабливать часть комнат в общежитии. Положение усугублялось острым недостатком топлива, отсутствием регулярного освещения и водопровода. Библиотека, кабинеты, лаборатории не пополнялись новым оборудованием, литературой. Бюджет института резко уменьшился. Если в 1940 г. бюджет института составлял 3 млн 360 тыс. рублей, то в 1942 г. - 2 млн 250 тыс. рублей [2, д. 192, л. 62].

Все это было вызвано сокращением штата ППС, учебно-воспитательного, административно-управленческого и обслуживающего персонала. Так, преподавателей в 1940 г. было 94 человека, в 1942 г. - осталось 43 [2, д. 192, л. 63]. В связи с сокращением ППС М. И. Терешкина, преподаватель истории СССР, вынуждена была перейти на работу в Савинскую школу слепых, находившуюся недалеко от Йошкар-Олы [9, с. 18].

В составе института сохранялось два основных учебных подразделения - педагогический институт с 4-летним сроком обучения (для подготовки учителей средней школы) и учительский институт с 2-летним сроком обучения (для подготовки учителей неполной средней школы). В обоих подразделениях было по 4 факультета -физико-математический, естествознания, исторический, литературный. К началу войны институт имел 10 кафедр - основ марксизма-ленинизма, педагогики, математики, физики, химии, ботаники, зоологии, истории, языкознания, литературы.

В первый год войны институт перешел на новые учебные планы с сокращенными сроками обучения. Новые учебные планы означали главным образом сокращение времени обучения. Увеличение недельной нагрузки, удлинение учебного года, числа экзаменов, с одновременным сокращением общей продолжительности сессий, предопределяли исключительную напряженность работы вузов. Напряженность усугублялась вынужденным изменением учебного режима и регламента учебного года в связи с эвакуацией института в Козьмодемьянск, широким участием студентов в 1941 г. в сельскохозяйственных и других работах. С 1942-1943 учебного года были восстановлены учебные планы довоенного времени. Условия войны вызвали значительную перестройку содержания обучения.

В эти годы большое значение приобрела в вузах военная подготовка студентов. В соответствии с постановлением ГКО от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу, чтобы быть подготовленным защищать свою Родину» была введена 110-часовая программа всеобщего военного обучения, целью которой было привить навыки умелого владения оружием и действий в полевых условиях днем и ночью [4, с. 378]. Студенты военных лет занимались стрельбой, легкой атлетикой, метанием гранаты, изучением штыкового боя.

ППС повышал качество преподавания и максимально помогал студентам в усвоении учебного материала. Посещаемость учебных занятий была высокой. Несмотря на трудности с обеспече-

нием электроэнергии, реактивами, бумагой, литературой продолжалась научно-исследовательская работа преподавателей и студентов. При непосредственном участии А. Т. Трефиловой в институте начинается выпуск «Ученых записок МГПИ». В протоколе от 5 апреля 1942 г. отмечается о проведении научной конференции при Маргос-пединституте, где одним из докладчиков был профессор Н. Н. Фатов (тема доклада «Патриотизм А. С. Пушкина») [4, с. 83]. В конце июля 1941 г. в Йошкар-Олу приехала 26-летняя В. М. Тарасова, приказом директора МГПИ им. Н. К. Крупской А. Т. Трефиловой она с 29 июля 1941 г. была назначена преподавателем истории народов СССР и заведующей кафедрой истории. Она стала первым преподавателем с ученой степенью кандидата исторических наук в республике [10, с. 22]. В 1941 году кафедру русского языка возглавил известный ученый Р. И. Аванесов. Под его руководством кафедра занималась разработкой тем «Русские говоры МАССР», «Ошибки в речи учащихся школ МАССР» [7, с. 33]. В годы войны на этой кафедре работали преподаватели, эвакуированные из Москвы, Горького, с Украины.

Коллектив института активно помогал фронту. В ноябре - декабре 1941 г. студенты и преподаватели института самоотверженно трудились на строительстве Волжского оборонительного рубежа. При осуществлении на территории Горномарийского района военно-полевого строительства № 9 рабочими в составе бригады студентов МГПИ 2-го стройучастка трудились Г. С. Васильев, Н. Н. Порашаков [3, с. 182, 207].

За успешный сбор денег на постройку танковой колонны коллективу института, правда, уже после освобождения А. Т. Трефиловой от должности директора, была прислана благодарственная телеграмма Верховного Главнокомандующего. Весьма существенной была помощь студентов народному хозяйству, которое остро нуждалось в рабочей силе. Ежегодно летом и осенью студенты были заняты в колхозах на уборочных и других работах. Участвовали в уборке урожая и преподаватели института, нередко за счет отпусков. Заготовка дров для института производилась исключительно силами коллектива института.

По воспоминаниям Д. И. Козьминой и студентов тех лет, преподаватели вели большую общественную работу, выступая с беседами, лекциями, литературными концертами. Одновременно валили лес, заготавливали дрова для отопления института и общежития, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи для солдат, сражавшихся на фронте [4, с. 83].

Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 3 (7)

В 1942 году на историко-филологический факультет поступила учиться С. П. Лосева. Первый военный год, после юринской средней школы, она работала в местном колхозе, дважды призывалась на строительство военных укреплений: в прибрежных волжских лугах напротив г. Козь-модемьянска строились дзоты. О годах учебы в институте она вспоминает: «Педагогику преподавала А. Т. Трефилова, директор института... Назвать жизнь студентов в военные годы легкой нельзя. Было холодно и голодно. Питались в студенческой столовой по карточкам, а кормили там в основном щами из кислой капусты и рыбными котлетами с картофельным пюре... Было тяжело, но студенты не унывали: устраивали концерты, пели, было художественное чтение, спортивные номера» [8, с. 78].

Энергичная, волевая, трудолюбивая, требовательная к себе и другим, А. Т. Трефилова производила на членов коллектива хорошее впечатление. Это была молодая женщина, когда возглавила институт, ей было 45 лет. Высокая, стройная. Глаза и волосы были, как смоль. Кстати, прическа у нее была нестандартной. Афанасия Терентьевна носила очень короткую стрижку. Именно ей пришлось возглавить перестройку работы института в связи с начавшейся войной.

Задачи института в новых условиях были рассмотрены на ученом совете института

20 сентября 1941 года. В своем вступительном слове на Ученом совете А. Т. Трефилова сказала о том, что работа института должна быть в корне перестроена. Студенты должны не только получать глубокие и прочные знания, но и делать все, что необходимо фронту для победы над врагом. Ученый совет разработал меры по перестройке деятельности института в условиях начала войны. Выступление А. Т. Трефиловой на совете, решение Ученого совета сыграли важную мобилизующую роль в жизни коллектива вуза. История института была неразрывно связана с историй страны и республики, судьбами людей, живущих в ней.

Кроме большой и трудной административной работы, А. Т. Трефилова вела учебные занятия по истории педагогики. Занималась исследованием истории марийской начальной школы. Афанасия Терентьевна проработала директором института четыре года (1939-1943 гг.). Являясь руководителем, показала себя выдержанным, настойчивым и принципиальным человеком. В 1943 году она была освобождена от занимаемой должности, но продолжала работать преподавателем истории педагогики. Опытный руководитель, организатор народного образования, видный ученый, педагог А. Т. Трефилова внесла значительный вклад в деятельность педагогического института в суровые годы войны.

Литература

1. Архив МарГУ. Личное дело А. Т. Трефиловой.

2. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 380. Оп. 1.

3. Кошкина О. А. Оборонительный рубеж на территории Марийской АССР в 1941 году. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2013.

4. Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской: Очерки истории факультетов и кафедр в лицах и событиях / МГПИ им. Н. К. Крупской; под общ. ред. Г. В. Рокиной. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2006.

5. Марийский педагогический: Исторический очерк создания и деятельности Марийского ордена «Знак Почета» государственного педагогического института им. Н. К. Крупской. 1931-1981 / под ред. А. В. Хлебникова. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1981.

6. Развитие высшего профессионального образования в Республике Марий Эл: 80 лет МГПИ - МарГУ. 1931-2011: коллективная монография / Мар. гос. ун-т; авторы составители: С. В. Стариков, В. Г. Сушенцова, А. Г. Иванов, Е. А. Хлебников, А. М. Удалов, В. А. Иванов, А. Г. Ошаев. Йошкар-Ола: Стринг, 2011.

7. Соловьева А. Ф. Рубен Иванович Аванесов (к 105-летию со дня рождения) // Музейный вестник педагогического института / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2008. Вып. 2. С. 31-35.

8. Соловьева А. Ф. Учитель с большой буквы // Музейный вестник педагогического института / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2008. Вып. 2. С. 77-81.

9. Сушенцова В. Г. Мир неограниченных возможностей (к 100-летию со дня рождения Марии Ивановны Терешкиной) // Музейный вестник Марийского государственного университета / Мар. гос. ун-т; авт.-сост.: Е. В. Пинегина, В. Г. Сушенцова. Йошкар-Ола, 2011. Вып. 5. С. 15-21.

10. Сушенцова В. Г. Первая в республике кандидат исторических наук (к 95-летию В. М. Тарасовой) // Музейный вестник Марийского государственного университета / Мар. гос. ун-т; авт.-сост.: Е. В. Пинегина, В. Г. Сушенцова. Йошкар-Ола, 2010. Вып. 4. С. 20-32.

11. Тарасова В. М. 15 лет МГПИ // Труды Маргоспединститута. Козьмодемьянск, 1946. С. 3-23.

References

1. Arhiv MarGU. Lichnoe delo A. T. Trefilovoj

2. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Marij Jel. F. 380, op. 1.

3. Koshkina O. A. Oboronitel'nyj rubezh na territorii Marijskoj ASSR v 1941 godu. Joshkar-Ola: MarNIIJaLI, 2013.

4. Marijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut im. N. K. Krupskoj: Ocherki istorii fakul'tetov i kafedr v licah i sobytijah, MGPI im. N. K. Krupskoj; pod obshh. red. G. V. Rokinoj. Joshkar-Ola: MGPI im. N. K. Krupskoj, 2006.

5. Marijskij pedagogicheskij: Istoricheskij ocherk sozdanija i dejatel'nosti Marijskogo ordena «Znak Pocheta» gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. N. K. Krupskoj. 1931-1981. Pod red. A. V. Hlebnikova. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1981.

6. Razvitie vysshego professional'nogo obrazovanija v Respublike Marij Jel: 80 let MGPI - MarGU. 1931-2011: kollektivnaja monografija. Mar. gos. un-t; avtory sostaviteli: S. V. Starikov, V. G. Sushencova, A. G. Ivanov, E. A. Hlebnikov, A. M. Udalov, V. A. Ivanov, A. G. Oshaev. Joshkar-Ola: String, 2011.

7. Solov'eva A. F. Ruben Ivanovich Avanesov (k 105-letiju so dnja rozhdenija). Muzejnyj vestnik pedagogicheskogo instituta. Mar. gos. un-t. Joshkar-Ola, 2008, vyp. 2, pp. 31-35.

8. Solov'eva A. F. Uchitel' s bol'shoj bukvy. Muzejnyj vestnik pedagogicheskogo instituta. Mar. gos. un-t. Joshkar-Ola, 2008, vyp. 2, pp. 77-81.

9. Sushencova V. G. Mir neogranichennyh vozmozhnostej (k 100-letiju so dnja rozhdenija Marii Ivanovny Tereshkinoj). Muzejnyj vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Mar. gos. un-t; avt.-sost.: E. V. Pinegina, V. G. Sushencova. Joshkar-Ola, 2011, vyp. 5, pp. 15-21.

10. Sushencova V. G. Pervaja v respublike kandidat istoricheskih nauk (k 95-letiju V. M. Tarasovoj). Muzejnyj vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. Mar. gos. un-t; avt.-sost.: E. V. Pinegina, V. G. Sushencova, Joshkar-Ola, 2010, vyp. 4, pp. 20-32.

11. Tarasova V. M. 15 let MGPI. TrudyMargospedinstituta. Koz'modem'jansk, 1946, pp. 3-23.

Статья поступила в редакцию 27.06.2016 г.

Submitted 27.06.2016.

Для цитирования: Ошаев А. Г Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской в 1939-1943 гг. // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 3 (7). С. 46-50.

Citation for an article: Oshaev A. G. Mari State Pedagogical Institute named after N. K. Krnpskaya in 1939-1943. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 3 (7), pp. 46-50.

Ошаев Алексей Григорьевич,

кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, aleksei.oshaev@mail.ru

Oshaev Aleksey Grigorievich,

Candidate of History, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,

aleksei. oshaev@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.