да:
Вестник «öp.iey»-kst
X
<
m О
PO
из О
3 и и ш ИГ О о. С ш 3 X X
о
5
X
<
щ о
X X
С.М. Олейник,
директор, КГУ "Кенаралъская сш" отдела образования акимата Федоровского района
He?n?i свздер: инновсщиялар, рухани, жепил()1ру, мэдениет, прогрессивпп, мура, басцару, бас-шы.
Ключевые слова: инновации, духовный, совершенствование, культура, прогрессивный, наследие, управление, руководитель.
Keywords: innovation, to promote, culture, progress, to head, headmister.
РУКОВОДИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ -ПРОДОЛЖАТЕЛЬ УЧЕНИЯ Ы. АЛТЫНСАРИНА
Ацдатпа
Макал ад а педагог-агартушы Ы.Алтынсарин иде-яларыньщ жалгасы ретшде заманауи бшм беру уй-ымындагы инновацияльщ урдютер карастырылады. Инновацияльщ урдютерд1 мектеп практикасына енпзу-деп жетекипнщ рел1 усынылады. Педагог пен мектеп окушысыньщ рухани жэне енегел1 тулгальщ есуше кещл болшедг
Аннотация
В статье рассматриваются инновационные процессы в современном образовательном учреждении как продолжение идей, взглядов педагога, просветителя Ы. Алтынсарина. Представлена роль руководителя в их организации и внедрении в школьную практику. Обращено внимание на важность духовного и нравственного роста личности педагога, школьника.
Annotation
In the article had seen questions of innovation at modern school in the views teacher's I. Altynsarin.
Сегодня мы являемся свидетелями актуализации проблемы духовного наследия прошлого нашего народа, а также обновления духовных начал, которое приобрело особую остроту в условиях суверенитета, предполагающего формирование новых политических, нравственно- этических норм, принципов и подходов в решении самых неотложных вопросов жизни.
Особое место в духовном развитии и становлении народа Казахстана занимают идеи казахских просветителей А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, Ы. Алтынсарина. Передовая педагогическая мысль была направлена на разрешение целого ряда проблем. Казахские просветители активно выступали за обучение казахских детей на родном языке, за развитие сети школьного, светского, женского и профессионально-технического образования. Они боролись также за прогрессивные методы обучения, подготовку квалифицированных кадров, издание учебников и учебных пособий. Обеспокоенные перспективами национального развития, они искали пути решения этих проблем и призывали народ к просвещению, культуре [1, с. 125].
Мне бы хотелось обратить внимание на педагогическое наследие Ы. Алтынсарина по причине того, что
Вестник «0рлеу»-1^
его идеи четко прослеживаются в современной педагогике. Алтынсарин был инспектором школ, являлся их активным организатором. В его деятельности много общего с деятельностью руководителя современной школы.
В педагогической стратегии Алтынсарина можно выделить три главных научных аспекта:
• педагогические технологии, которые являются частью педагогической науки,
• процесс, как совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов,
• явление процессуально-действенное, где происходит осуществление педагогическо-технологического процесса, функционирование всех личностных инструментальных и методологических средств [2, с.233].
Одним из основных аспектов его деятельности были инновации в образовании в его эпоху. Вообще нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно, что они в первую очередь становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
В контексте современной инновационной стратегии педагогического процесса существенно возрастает роль руководителя школы, учителей, как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных и модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. Об этом неоднократно говорил И. Алтынсарин, на это направлена современная парадигма образования. Во главу угла современного обучения ставится и обучающийся. Не просто школьник, которого надо обучить читать, писать и считать, а школьник, который должен научиться самостоятельно получать и применять свои знания. И. Алтынсарин уделял этому большое внимание.
В его педагогических произведениях четко прослеживаются идеи народности, гуманизма, любви к родине, гуманизма. Они глубоко проникнуты идеей воспитания человечности.
Педагог-просветитель показал великое значение труда и утвердил целью воспитания -уважение к труду [1,с.128]. В своих рассказах он называл детей трудовых слоев казахского народа способными, умными, находчивыми, любознательными, характеризовал их смышлеными от природы и даровитыми.
Анализируя его труды четко понимаешь, что к инновациям относятся не просто содержание, методы и формы обучения и воспитания, но и организация совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важные проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку деятельности опыта коллег и предлагаемых наукой новых методик.
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества определяется обстоятельствам, среди которых можно выделить следующие:
- происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, _ методологии и технологии организации учеб- ^ но-воспитательного процесса;
- изменения характера отношений учителей £ к самому факту освоения и применения педагогических новшеств.
Все это необходимо учитывать руководи- £
о
телю учреждения, который должен не просто и следить за деятельностью, а активно участво- о
вать и самому внедрять новвоведения в шко- = 0 -
ле. В реальной практике характер получен- з
ных результатов определяется содержанием, х
степенью сложности и новизны внедряемых §
предложений, а также степенью готовности <
ш
педагога - практика к инновационным про- о цессам. По мнению исследователей, педагоги- Ёс ческие новшества дают результаты: новизну,
Вестник' «0рлеу»-к$1
х
<
т О
го
из О
3 и и ш Я" О о. С ш из ЗС X
о
=г
<
оа О т х
оптимальность, высокую результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Результатом должно стать использование теоретических и практических новшеств. Конечно, речь идет о том, что учитель выступает в должности автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, компетенций. Инновационная деятельность учителей в школе включает внедрение в практическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Для того чтобы опыт распространялся педагог должен создать сайт или группу коллег, заинтересованных в исследуемой проблеме. Делясь опытом и публикуя свои разработки он не просто распространяет свой опыт, а получает обратную связь в виде общения либо реального, либо вертуального. Данная работа позволяет отследить свою причастность к образовательному процессу,знать положительные и отрицательные стороны, а главное помогает проводить рефлексию своей деятельности. Все это сегодня включает деятельность сетевого сообщества педагога.
Управляя инновационной деятельностью руководитель школы четко должен осуществлять функции управления. Среди функций можно выделить следующие: это определение целевых приоритетов инновационной деятельности; определение содержания приоритетов; обеспечение подготовки кадров к инновационной деятельности и координация в ходе внедрения инновации; стимулирование и контроль; обеспечение инновационных процессов. Реализация всех функций и достижение поставленных задач возможна при определенных условиях. Директору необходимо знать их и реализовывать на практике. Существуют следующие виды условий:
• нормативно-регламентирующие условия - к ним относятся законодательная база, квалификационные требования, требования к учебной нагрузке, нормативные требования к гигиене учебного и педагоги-
ческого труда, моральные нормы отношении к инновациям и субъектам инноваций;
• перспективно - ориентирующие условия - диагностирование начального состояния, постановка социально-значимых задач, обеспечение разработки индивидуальных и синтезированных программ повышения профессинально-педагогической квалификации;
• деятельностно - стимулирующие условия - система стимулирования инновационной деятельности, обеспечение благоприятствующей психологической обстановки, условия сохранения здоровья субъектов исследования, материально-бытовые условия;
• коммуникативно - информационные условия - координация направлений, содержания и средств, функциональных обязанностей, системы диагностирования и информирования о ходе исследования, система повышения квалификации кадров, система информационного и документационного обеспечения. В целом условия обеспечивают возможность продуктивного общения между субъектами [3,с.45]. Совокупность целевых и стратегических установок задает программу развития школы - инноваций в школе.
Современному директору необходимо управлять данным процессом, управлять на условиях созидания, освоения, апробации, внедрения инноваций. А это не только целеполагание, а и поиск, отбор и диагностирование, обоснование проекта, апробация и корректировка новации, рефлексия и дальнейшее развитие процесса. Выработка стратегии и тактики учреждения не может осуществляться, если не будут учитываться вышеизложенные условия. И директор из простого управленца должен стать руководителем с высоким уровнем управленческой культуры.
Современный образовательный процесс предусматривает изменение подходов и к формированию языковой среды. Рассматривая данный вопрос в наследии Алтынсари-на понимаешь, что он уделял этому немало
Вестник «0juey»-kst
um
внимания. Изучение второго языка он ставил во главу угла, так как достижения мировой культуры в этих условиях будут доступны каждому. Сегодня актуально изучение трёх языков. Создание поликультурной среды это уже не необходимость, а реальность. Руководителю необходимо работать над данной проблемой. Решение ее является важной для учащегося, ведь именно она будет являться основной силой современного научно-технического процесса. Необходимо единство воли руководителя, ясное осознание того, что цель у педагогов, учащихся и родителей одна - реализовать задачи, поставленные государством, а это, прежде всего: обеспечение конкурентоспособности всей системы образования в целом, каждого выпускника образовательного учреждения. Основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута при адекватном развитии социолингвистической компетенции, для чего при формировании коммуникативной компетентности, необходимо воспитывать коммуникативно-активную личность, способную обеспечить адекватное межкультурное общение, диалог культур [4,с.65]. Для Казахстана полилингвоэтнокультурного государства, цели и задачи межкультурного обучения состоят в том, чтобы направить общественное сознание на сохранение этнической идентичности всех населяющих страну народов, формировать на индивидуальном уровне сознание ощущения этнопсихологической межэтнической общности. Важно формировать у учащихся чувство гордости по поводу своего трехязычья. Позиция руководителя не контролировать данный процесс, а создать такую среду, чтобы каждый участник процесса мог реализовать свои способности.
В условиях реализации общенациональной идеи «Мэцгшк Ел» необходима ориентация организаций образования на духовную, национальную идентификацию и социализацию личности обучаемого, способствующую усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национальной
культуры [5,с.1].
Мы переходим к Обществу знаний. Для повышения культа знаний в Казахстане большое значение имели деятельность и творчество Ы. Алтынсарина. Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь. Ы. Алтынсарин считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество.
Следуя его учению, требованию времени руководителю современной школы необходимо повышать свой профессиональный уровень постоянно, чтобы он смог стать лидером инновационных процессов в своей школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология педагогической мысли Казахстана [Текст], Алматы "Рауан" 1995. -512с.
2. Хасенов, М.Ш Философское образование и культура [Текст]/М.Ш. Хасенов, В.Д. Петрова // Вестник культура и образование 21 века. Редакционное издание Казахской академии образования имени И. Алтынсарина, -2005. -С. 233 -234.
3. Бортко, Е.Г. Изучение проблем социализации личности школьника[Текст]/Е.Г. Бортко // Вестник социально-технического университета, - 2004 . - С.44 -46.
4. Алтынсаринские педагогические чтения «Современные тенденции развития непрерывного образования: опыт, проблемы и перспективы» [Текст]: сб. материалов. Ко-станай, 4.1. -2008. -291с.
5. Назарбаев, H.A. Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее [Текст] / H.A. Назарбаев Послание Президента народу Казахстана // Костанай-ские новости. 2014.- 21января.
ос з:
з:
<
m О
го
LQ
О
35 U U ш X
0 о.
С щ
-Q
1
О X
zl
<
ш О X X
s