Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент Мищенко Наталья Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ОТ УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА
Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-прикладные аспекты деятельности руководителя практики студентов от университета физической культуры. Обозначены проблемы подготовки и перспективы профессионального развития руководителя этого вида деятельности в образовательном процессе университета физической культуры.
Ключевые слова: практика, руководитель практики студентов, профессионально-личностные качества руководителя практики от университета, проблемы подготовки руководителя практики, профессиональное развитие руководителя практики.
Annotation. In the article theoretical and applied aspects of activity of the head of practice of students from University of physical culture are considered. Problems of preparation and prospects of professional development of the head of this type of activity in educational process of University of physical culture are designated.
Keywords: practice, head of students ' practice, professional and personal qualities of head of practice from the University, problems of training of head of practice, professional development of head of practice.
Введение. В системе подготовки будущих специалистов сферы физической культуры и спорта практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт. К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» [1, с. 31. Овладение разными видами деятельности (педагогическая, тренерская, научно-исследовательская, управленческая, проектная и др.) и формирование готовности к ним возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего спортивного педагога: ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в процессе лекционных занятий.
Важно отметить, что практика - это активная индивидуальная форма обучения студентов, в процессе которой у студентов вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на разработанные индивидуальные планы и задания. Это, прежде всего, и отличает практику от массовых форм работы, в которых студент участвует при теоретическом обучении.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата), минимальный период практической деятельности студентов составляет две недели. От курса к курсу продолжительность практики увеличивается до четырех недель. Достаточно большая длительность практики, особенно на старших курсах, позволяет более грамотно подходить к организации и прохождению практики, снизить трудности, связанные с прохождением практики студентами, минимизировать напряжение, волнение у студентов в процессе прохождения практики, который может быть связан с дезадаптацией будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в профессиональной сфере.
При грамотной организации практики данная дезадаптация успешно преодолевается в достаточно короткие сроки, при этом у студентов формируется адекватная самооценка и уверенность в своем профессиональном выборе. Кроме того, длительная практика позволяет научиться самостоятельно планировать свою деятельность, дает возможность уже в процессе практики устанавливать конструктивные взаимоотношения и полезные контакты с работодателями и определить ролевую профессиональную позицию студента-практиканта, формирует ответственность за проведенную работу, позволяет студенту почувствовать себя востребованным на современном рынке труда в сфере физической культуры и спорта, создает благоприятные условия для написания курсовых работ и выпускных квалификационных работ и, возможно, определиться с будущим местом работы. Практика позитивно влияет на процесс профессионального становления студентов, способствует росту эмпатии, тактичности, толерантности, выдержки, психологической устойчивости, развивает коммуникативные и организаторские способности, которые так необходимы спортивному педагогу.
Важную роль в образовательном процессе при прохождении практики студентами играет и руководитель практики от университета - это преподаватель, имеющий определенный опыт педагогической деятельности. Однако, в реальной ситуации нередко наблюдается противоречие между значительной ролью руководителя практики студентов от университета и отсутствием специальной подготовки, несоответствие социального статуса его педагогической компетентности. В психолого-педагогической литературе освещаются различные аспекты организации и проведения практики студентов, вместе с тем, система профессиональной подготовки руководителей практики представлена явно неудовлетворительно.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» с участием руководителей практики от университета 2, 3 и 4 курсов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата) и 49.04.01 «Физическая культура» (уровень магистратура) в период с сентября 2016 по апрель 2018 года.
В УралГУФК организуются и проводятся все виды практик, предусмотренные ФГОС ВО в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса: учебная, производственная и преддипломная.
Учебная практика - вид учебной деятельности, непосредственно ориентированной на практическую подготовку обучающихся, имеет целью первичное ознакомление и формирование профессиональных умений, закрепление и углубление теоретических знаний, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.
Производственная практика - вид учебной деятельности, непосредственно ориентированной на
профессионально-практическую подготовку обучающихся, имеет своей целью формирование профессиональных навыков на основе выполнения конкретных заданий и материалов организации, являющейся базой прохождения практики, а также формирование профессионально значимых личностных качеств и компетенций.
Преддипломная практика является завершающим этапом, имеет целью сбор материала для выпускной квалификационной работы, приобретение практического опыта и способствует подготовке будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности в области физической культуры и спорта.
Организация практик проходит в соответствии с Положением об организации практики обучающихся осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО «УралГУФК» (28 ноября 2016 г.), с учетом особенностей организации и проведения производственных практик в условиях уровневого высшего образования (бакалавр, магистр).
По всем видам (учебная, производственная, преддипломная) практик на кафедрах всех направлений подготовки разработаны и размещены на сайте УралГУФК Программы практик, включающие не только задания для студентов, но и методические рекомендации, образцы оформления документации по практике, как для практикантов, так и для руководителей практики.
Организация практики представляет собой определенную систему, в которую входит: подготовка студентов к прохождению практики при изучении определенных дисциплин учебного плана; организационная и методическая работа с руководителями практики УралГУФК и базовых учреждений; разработка документационного обеспечения практики; проведение анализа и рефлексия результатов по каждому виду практики; информирование о результатах прохождения практики студентов и преподавателей факультета.
Налажено взаимодействие с образовательными учреждениями (организациями) и медицинскими учреждениями г. Челябинска.
Отработана технология проведения практики, включающая три основных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Проведена значительная работа по расширению баз практик, заключению соглашений о сотрудничестве с работодателями и договоров на проведение практик.
В рамках практик ведётся активная профориентационная работа, ориентированная на трудоустройство выпускников.
Наряду с достоинствами, анализ опыта организации практик высветил и некоторые проблемы:
1 Недостаточная объективность оценивания студентов в период практики, формальность выставления отметки со стороны базовых учреждений.
2 Студенты испытывают трудности в оценке собственных действий и действий коллег, испытывают затруднения в установлении причин и следствий при выделении критериев анализа.
3 Отсутствие мотивации у специалистов-наставников (руководителей практики от профильных организаций) к профессиональной подготовке студентов (низкая оплата, не во всех учреждениях есть система стимулирования наставничества и др.).
4 Недостаточный уровень профессиональной подготовки руководителей практики от университета в вопросах организации и проведения практики студентов.
Результаты исследования. В настоящее время сформулированы нормативно-правовые основы деятельности руководителя практики студентов от университета:
- Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ №301 от 05.04.2017 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 № 47415);
- Приказ Минобрнауки РФ №1383 от 27.11.2015г. «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования;
- Профессиональные стандарты, соответствующие направлениям, реализуемые в УралГУФК (далее -Стандарт);
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Устав УралГУФК;
- Локальные нормативные акты УралГУФК.
В действующем в УралГУФК Положении об организации практики обучающихся осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВО «УралГУФК» (28 ноября 2016 г.), представлен перечень функциональных обязанностей руководителя практики студентов от университета:
- знакомит работников базовых организаций с программой практики;
- знакомит обучающихся с обязанностями, особенностями планирования деятельности, методами и приемами работы;
- знакомит обучающихся с отчетной документацией и правилами ее ведения;
- составляет рабочий график (план) проведения практики;
- разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
- участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
- несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение обучающимся правил техники безопасности;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОПОП ВО;
- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
- наблюдает за работой практикантов, анализирует и оценивает ее, заполняет ведомость текущего контроля;
- контролирует правильность и своевременность заполнения обучающимися дневника (отчета) по практике;
- организует изучение творческого опыта деятельности коллектива организации (предприятия);
- проводит проблемные семинары, методические совещания с обучающимися;
- организует составление характеристики специалиста базы практики о работе каждого обучающегося;
- оценивает результаты прохождения практики обучающимися;
- проставляет в зачетно-экзаменационную ведомость и в зачетную книжку итоговую оценку («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
Для реализации перечисленных функциональных обязанностей руководитель практики студентов от университета должен обладать обязательными профессиональными и личностными качествами:
- профессиональные - компетентность («научная», «методическая», «академическая», «профессиональная»), наличие опыта педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (вузе), знание самого предмета и методики его проведения, мастерское владение умениями и навыками обучения, психолого-педагогическая культура (знание возрастных и индивидуальных особенностей, навыки конструктивного общения, организаторские способности), умение грамотно проанализировать занятие (урок), творческий подход к делу, высокий уровень профессиональной мотивации, готовность к сотрудничеству, стремление к сотворчеству с практикантами, оптимистическая позиция, заинтересованность в профессиональном росте студентов и в своем собственном, а также способность к инновациям, расширению сферы деятельности, готовность к постоянному самообучению.
- личностные - толерантность, ответственность, демократичность, критичность, наблюдательность, требовательность, эмпатийность, доброжелательность, открытость, гибкость в общении, корректность.
Такой перечень требований действительно может являться ориентиром профессионального саморазвития для руководителя практики студентов от университета. Однако, не каждый преподаватель рефлексирует собственные качества, состояния, барьеры, стереотипы, установки.
Студенты-практиканты, в свою очередь, указывают на значимость профессионального поведения преподавателя, основанного на понимании, поддержке, творчестве и лишенного назидательности и авторитарности.
Интересным в этом отношении является зарубежный опыт профессионально-педагогической подготовки руководителей практики. Например, в Китае, руководителем практики может быть человек, имеющий степень бакалавра и не менее трех лет стажа работы по специальности, в Швеции - магистр. Примечательно, что в Гонконге педагогов-наставников готовят на курсах повышения квалификации в рамках программы последипломного образования, где они знакомятся с целями практики, моделями и технологией своей будущей работы, а также с вопросами ее координации. Слушатели получают представление о функциональных обязанностях педагога-наставника, об особенностях отношений между педагогом-наставником и студентом-практикантом, изучают стили и методы практического обучения, а также вопросы оценки результатов, интеграции теории и практики. Среди организационных форм выделяются научно-практические семинары на базе вуза, практические занятия на месте, ознакомительные поездки, выездные школы, творческие отпуска, междисциплинарные контакты, обмен опытом, консультации, в том числе и международные [2].
Образовательная ситуация сегодня такова, что сложно говорить о существовании отечественной системы подготовки руководителей практики. Она находится на этапе становления. В этой связи, поделимся имеющимся опытом по организацию форм работы по профессиональной подготовке руководителей практики студентов от университета, которая осуществляется на базе УралГУФК.
На протяжении всего учебного года отделом производственной практики УралГУФК организуется «Школа руководителя практики», в рамках которой проводятся теоретические и практические занятия, а также мастер-классы. Основная задача «Школы» - формирование профессиональных компетенций у начинающих руководителей практики и их совершенствование - у имеющих опыт руководителей практики. Примерный план работы «Школы руководителя практики» на 2017-2018 учебный год представлен в таблице 1.
Таблица 1
План работы «Школы руководителя практик» на 2017-2018 учебный год
№№ п/п Тема Ответственный Время проведения Аудитория
1 Организация и проведение практики в 2017-2018 учебном году Н. Ю Мищенко 27.09.2017 (ФК) 11-40 25.09.2017 (АФК) 13-30 319 (1 корпус) 3 корпус, каф. спорт. медицины
2 Йога, как система оздоровления (теория) Т. А.Воловая; Н. Ю Мищенко. 18.10.2017 11-40 319 (1 корпус)
3 Мастер-класс: «Оздоровительная йога» Т. А.Воловая; Н. Ю Мищенко. 25.10.2017 11-40 331 (1 корпус) (спортзал)
4 Формы и виды работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для инвалидов (теория) А.О. Халабов Н. Ю Мищенко. 22.11.2017 11-40 319 (1 корпус)
5 Мастер-класс: «Паралимпийские виды спорта» А.О. Халабов Н. Ю Мищенко. 29.11.2017 11-40 Легкоатлетичес-кий манеж
6 Особенности организации и проведения производственной практики студентов 3 курса направления подготовки «Физическая культура» Е. В. Квашнина; Н. Ю Мищенко. 06.12.2017 11-40 319 (1 корпус)
7 Теоретические основы гимнастики (основные) (теория) В.К. Миловидов Н. Ю Мищенко. 13.12.2017 11-40 319 (1 корпус)
8 Мастер-класс: «Развитие физических качеству детей 14-17 лет средствами основной гимнастики » В.К. Миловидов Н. Ю Мищенко. 20.12.2017 11-40 Зал гимнастики (1 корпус)
9 Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию (теория) О.А. Новоселова; Н.Ю. Мищенко 17.01.2018 11-40 319 (1 корпус)
10 Педагогический контроль в физическом воспитании (теория) О.А. Новоселова; Н.Ю. Мищенко 24.01.2018 11-40 319 (1 корпус)
11 Мастер-класс: «Гравитационная терапия — разгрузка и коррекция позвоночника» В. С. Денисенко; Н. Ю Мищенко. .31.01.2018 11-40 331 (1 корпус) (спортзал)
12 Мастер-класс : «Даосская практика» А. С. Казарина; Н. Ю Мищенко. 14.02.2018 11-40-12-20 331 (1 корпус) (спортзал)
13 Мастер-класс: «Классическая аэробика» О.Н. Песина; Н.Ю. Мищенко 21.02.2018 11-40 Зал гимнастики (1 корпус)
14 Особенности организации и проведения учебной практики студентов 2 курса направления подготовки «Физическая культура» Е. В. Квашнина; Н. Ю Мищенко. 14.03.2017 11-40 319 (1 корпус)
15 Мастер-класс: «Оздоровительный цигун» А. М. Яблонских; Н. Ю Мищенко. 21.03.2018 11-40-12-20 331 (1 корпус) (спортзал)
16 Особенности организации и проведения преддипломной практики студентов 4 курса направления подготовки «Физическая культура» Е. В. Квашнина; Н. Ю Мищенко. 11.04.2018 11-40 319 (1 корпус)
17 Мастер-класс: «Использование элементов бокса в фитнесе» Э.А.Сайгиталова; Н.Ю. Мищекно 18.04.2018 11-40 331 (1 корпус) (спортзал)
18 Мастер-класс: «Бодифлекс» С. Ю. Авдеева; Н. Ю Мищенко. 16.05.2018 11-40 331 (1 корпус) (спортзал)
Кроме того, для руководителей практики от университета проводятся начальником отдела практики и факультетским руководителем систематические индивидуальные консультации по вопросам организации и проведения практики студентов, а также реализации цели и задач практики, содержанию программы практики, выполнению индивидуальных заданий, оформлению отчетных документов студентов, заполнению отчетных документов руководителя практики от университета, разрешению конфликтных ситуаций и др.
Выводы. Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов сферы физической культуры и спорта является практика. При обучении студенты проходят целый ряд различных учебных и производственных видов практики, которые определены ФГОС ВО РФ. Каждая из них обеспечивает поступательный профессиональный рост будущих специалистов. От характера подготовки, организации практики, а также уровня подготовки руководителя практики студентов от университета во многом зависит ее успех.
Руководитель практики студентов от университета - это профессионально компетентный преподаватель, имеющий практический опыт работы в общеобразовательной организации (учреждении), готовый лично продемонстрировать то, что требуется от студентов, а не только рассказать им об этом, осуществляющий творческий подход к делу. Одновременно он ответственный, коммуникабельный, интеллигентный, толерантный, требовательный преподаватель.
Анализ многолетнего опыта позволяет обозначить следующие роли руководителя практики студентов от университета, который он выполняет в период практики, вытекающие из назначения и гуманистической сути его взаимодействия со студентом-практикантом:
- «методолог» (освещает практические действия с позиции различных концепций, демонстрирует интегративную связь теории и практики, рефлексирует теоретические основания технологических решений и способов взаимодействия);
- «дидакт, методист» (помогает студентам в реализации принципов общей и частной дидактики, владеет методическим арсеналом, поощряет продуктивную организацию учебной и воспитательной ситуаций);
- «психотерапевт, фасилитатор» (способствует оптимистичному творческому самочувствию студента-практиканта, осуществляет педагогическую поддержку с учетом его индивидуально-психологических особенностей);
- «аналитик» (сопровождает деятельность студента-практиканта на основе динамики его достижений и преодоления затруднений, стимулирует процесс самокоррекции и самореализации на основе индивидуальной и коллективной рефлексии, отрицает оценочность в собственных и чужих суждениях);
- «воспитатель» (формирует профессиональную позицию, поощряет авторство студента, принимает педагогически целесообразные решения, участвует в совместном поиске в ходе практики).
Литература:
1. Педагогическая практика в начальной школе / Г. М. Коджаспирова, Л. В. Борикова, Н. И. Бостанджиева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
2. Психологические основы педагогической практики студентов: учеб. пособие / Под ред. А. С. Чернышева. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 144 с.
Педагогика
УДК: 371
доктор педагогических наук, профессор Мухаметшин Азат Габдулхакович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); соискатель степени кандидата педагогических наук Миниахметов Рафикъ Радикович
Мусульманская религиозная организация «Профессиональная образовательная организация «Набережночелнинское медресе «Ак мечеть» Централизованной религиозной организации - Духовного управления мусульман Республики Татарстан (г. Набережные Челны)
РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МЕДРЕСЕ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ТАТАРСКОГО НАРОДА
Аннотация. Статья посвящена выявлению роли традиционных медресе в развитии педагогического пространства татарского народа. Распространение радикальных течений и экстремизма в мусульманских сообществах в условиях глобализации требует от нас реабилитации и изучения многовекового опыта традиционной системы исламского образования. До появления новометодных (джадидистских) медресе в конце XIX в., вся система образования мусульман Поволжья являлась старометодной (кадимистской). Большинство татарских учёных-просветителей, таких как Ш. Марджани, К. Насыйри, Х. Фаизханов, Р. Фахрутдинов, Г. Баруди, получили фундаментальное образование в традиционных медресе. Уникальная культура мусульманских народов Поволжья также обязана своим происхождением и развитием старометодной системе образования и воспитания. Традиционная система образования медресе оказала огромное влияние не только на развитие мусульманского сообщества Поволжья, но и на укрепление стабильности и развитие Российского государства. Джадидизм, как просветительско-педагогическое движение, также обязан своим возникновением старометодной системе образования. Авторы пришли к выводам, что традиционная система образования медресе: 1) является неотъемлемой частью педагогического пространства татарского народа; 2) имеет хороший образовательный и воспитательный потенциал; 3) нуждается в изучении и реабилитации.
Ключевые слова: конфессиональная школа; татарские медресе; традиционные ценности; ислам; история педагогики.
Annotation. The article is devoted to the role of traditional (kadimistic) madrasas in the development of the pedagogical space of the Tatar people. The spread of radical movements and extremism in Muslim communities in the context of globalization requires us to rehabilitate and study the centuries-old experience of the traditional system of Islamic education. Before the advent of the new-method (jadidistic) madrasas in the late 19th century, the entire educational system of the Muslims of the Volga region was a traditional. The majority of the Tatar scholars and