Научная статья на тему 'Роль практики при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании (опыт подготовки студентов направления "Государственное и муниципальное управление" в Алтайском государственном университете)'

Роль практики при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании (опыт подготовки студентов направления "Государственное и муниципальное управление" в Алтайском государственном университете) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАБОТОДАТЕЛИ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Виталий Викторович, Капустян Лариса Анатольевна

Рассмотрена роль производственной практики в подготовке бакалавров и магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление», анализируется процесс организации и проведения практик в Алтайском государственном университете. Исследованы цели и компетенции, формируемые в ходе прохождения практической подготовки, а также уделено внимание процессу взаимодействия вуза с работодателями в ходе реализации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Виталий Викторович, Капустян Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль практики при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании (опыт подготовки студентов направления "Государственное и муниципальное управление" в Алтайском государственном университете)»

УДК 378.4

Виталий Викторович Мищенко

(доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, Барнаул) E-mail: m.vitaly53@mail.ru

Лариса Анатольевна Капустян

(кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, Барнаул) E-mail: s.kapustyan@mail.ru

РОЛЬ ПРАКТИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(опыт подготовки студентов направления «Государственное и муниципальное управление» в Алтайском государственном университете)

Рассмотрена роль производственной практики в подготовке бакалавров и магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление», анализируется процесс организации и проведения практик в Алтайском государственном университете. Исследованы цели и компетенции, формируемые в ходе прохождения практической подготовки, а также уделено внимание процессу взаимодействия вуза с работодателями в ходе реализации учебного процесса.

Ключевые слова: подготовка бакалавров, подготовка магистров, учебная практика, производственная практика, компетентностный подход, образовательный стандарт, работодатели, базовая кафедра.

Vitaliy V. Mischenko

(Doctor of Economic Science, Professor, Head of the Chair of Regional Economics and Management, Altai State University, Barnaul)

E-mail: m.vitaly53@mail.ru

Larisa A. Kapustyan

(Candidate of Economic Science, Associate Professor of the Chair of Regional Economics and Management, Altai State University,

Barnau) E-mail: s.kapustyan@mail.ru

THE ROLE OF PRACTICE IN IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN VOCATIONAL EDUCATION (The Experience of Training Students of the Specialty «State and Municipal Management» in the Altai State University)

The article considers the role of manufacturing practices in the preparation of bachelors and masters in "State and municipal management", analyzes the process of organizing and conducting practices in the Altai state University. The aims and competences formed in the course of practical training. But it is also focused on the process of interaction of University with employers in the implementation of the educational process.

Keywords: bachelors, masters training, educational practice, industrial practice, competence approach, educational standard, employers, base chair.

В настоящее время перед вузами поставлена задача активного участия в создании динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа в регионах. В этой связи вузы должны уделить особое внимание тому, чтобы под-

готовка студентов была ориентирована на практику, на конкретные потребности и решение проблем своего региона. Вуз должен создавать условия для включения студентов в творческую инновационную деятельность, результаты которой будут влиять на соци-

ально-экономическое развитие территорий [1, с. 126-129].

В педагогической науке и практике профессионального образования России сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализиции и социализации будущих специалистов. «Компетентность» — это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, т.е. обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности. Ее формирование невозможно без практической подготовки студентов [2].

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» практика студентов является неотъемлемым компонентом образовательной программы. Общий объем практической подготовки студентов составляет 6-12 зачетных единиц для программы академического бакалавриата и 9-18 зачетных единиц для программы прикладного бакалавриата. Предусмотрены следующие виды практик: учебная, производственная, преддипломная.

Впервые в новом стандарте предусмотрены типы и способы проведения практик. Например, установлены следующие типы учебной практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. К типам производственной практики относятся: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика); научно-исследовательская работа. А так же стандартом предусмотрены два способа проведения учебной и производственной практики - стационарный и выездной, т.е. предусмотрена возможность проведения практики в структурных подразделениях вуза.

Практика играет значимую роль в профессиональном становлении будущего мо-

лодого специалиста. Каждый вид практики направлен на обогащение знаний студентов профессиональным опытом; способствует формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности. В процессе практики от студента требуется профессиональная мобильность, т.е. быстрая социально-психологическая и информационная адаптация к новым для него условиям и развитие его способности к самообучению (адаптация на рабочем месте). Помимо саморазвития студентов, на новом рабочем месте на их профессиональное самоопределение влияет база практики - организация-работодатель в лице ее руководителей и линейного персонала, занятых в процессе прохождения практики студентами-практикантами. Важно, чтобы цели практики, поставленные перед студентом-практикантом, совпадали с целями руководителей практики от организации [3].

ФГОС ВО по направлению подготовки магистра 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» также установлено, что практика является обязательным разделом основной образовательной программы (ООП) магистратуры. Стандартом на все виды практики предусмотрено 27-33 зачетные единицы. Стандарт устанавливает следующие виды практики: учебная, производственная и преддипломная.

Кафедра региональной экономики и управления экономического факультета, а затем Международного института экономики, менеджмента и информационных систем АлтГУ осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих с 1994 г. Накоплен большой теоретический и практический опыт в данной области.

Кафедра готовит бакалавров и магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» по очной и заочной формам обучения. Основная образовательная программа и учебный план соответствуют государственным требованиям, содержит все обязательные к изучению курсы, а вариативная часть сформирована с учетом рекомендаций и пожеланий органов государственной и муниципальной власти края.

Численность студентов, обучающихся в Алтайском государственном университете по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в 2016-2017 учебном году представлена в таблице 1.

Таблица 1

Подготовка бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление» в 2016-2017 учебном году, чел.

Курс Очная форма Заочная форма

количество студентов в том числе бюджетный набор количество студентов в том числе бюджетный набор

1 37 14 28 -

2 7 - 24 -

3 34 13 15 -

4 64 18 16 2

В таблице 2 указана численность слуша- туры 38.04.04 «Государственное и муници-телей по направлению подготовки магистра- пальное управление» в текущем учебном году.

Таблица 2

Подготовка магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» в 2016-2017 учебном году, чел.

курс Очная форма Заочная форма

количество магистрантов в том числе бюджетный набор количество магистрантов в том числе бюджетный набор

1 21 11 29 9

2 14 10 11 -

3 3 -

Кафедра активно взаимодействует с администрацией Алтайского края, администрацией Барнаула, администрациями муниципальных образований Алтайского края и другими органами государственного и муниципального управления. В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве между администрацией Алтайского края и Алтайским государственным университетом заключены договоры на прохождение студентами практики в соответствующих подразделениях, согласуются темы курсовых и дипломных проектов с учетом их практической направленности. В рамках заключенного в 2015 г. договора о сотрудничестве с администрацией Барнаула создана базовая кафедра государственного и муниципального управления.

Все студенты проходят по данной специальности практику в государственных и муниципальных органах власти и управления, государственных и муниципальных организациях, учреждениях и предприятиях.

Производственная практика студентов является средством связи теоретического курса обучения с практической деятельностью, обеспечивающим прикладную направленность и специализацию обучения.

Цель производственной практики -приобретение студентами таких профессио-

нальных компетенций, как навыки решения организационно-экономических и управленческих задач; углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления.

Формируемые профессиональные компетенции:

1 )владение навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26);

2 )способность участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).

В 2015-2016 учебном году места практик бакалавров распределились следующим образом:

1 )в органах государственной власти РФ и Алтайского края - 25% студентов (Главное управление имущественных отношений Алтайского края, Государственная инспекция труда в Алтайском крае);

2 )органах местного самоуправления Барнаула и муниципальных образований Алтайского края - 62,5% студентов (администрации городов Барнаула, Заринска, Новоалтайска, Ле-бяжинская сельская администрация, администрация Индустриального района Барнаула,

комитет по образованию администрации По-спелихинского района, комитет по культуре администрации Новоалтайска, администрации Тальменского и Бурлинского районов, администрация Санниковского сельсовета); 3 )на предприятиях и организациях Алтайского края - 12,5 % студентов (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кызыл-Озёкская средняя общеобразовательная школа» Республики Алтай, краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула»).

Преддипломная практика является основой для написания выпускной квалификационной работы.

Места прохождения преддипломной практики в 2015-2016 гг. распределились следующим образом:

1 ) в органах государственной власти РФ и Алтайского края - 24 % студентов (Министерство спорта Российской Федерации, Москва, территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Алтайское краевое Законодательное собрание, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, управление Алтайского края по физической культуре и спорту, управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры);

2 )в органах местного самоуправления Барнаула и муниципальных образований Алтайского края - 70 % студентов (администрация города Барнаула, администрация Октябрьского района Барнаула, Фрунзенский сельский совет Алейского района, администрация Индустриального района Барнаула, администрация Железнодорожного района Барнаула, администрация Ленинского района Барнаула, администрация Центрального района Барнаула, администрация Новоалтайска);

3 ) на предприятиях и организациях Алтайского края - 6 % студентов (Россельхозбанк, Дворец бракосочетания).

Базой учебной и производственной (педагогической) практики у магистров являются структурные подразделения Алтайского государственного университета. Преддипломную

практику магистранты проходят в государственных и муниципальных органах власти и управления Алтайского края. В 2015-2016 учебном году базами практики являлись отдел по охране прав детства администрации Центрального района Барнаула, администрация города Барнаула, Барнаульская городская Дума, Лебяжинская сельская администрации Центрального района Барнаула, гимназия №40, управление Алтайского края по культуре и архивному делу, администрация Алтайского края, комитеты по финансам, налоговой и кредитной политике, физической культуре и спорту, образованию города Барнаула и др.

В настоящее время выпускники кафедры очень востребованы. Большинство из них после окончания университета работают в органах государственной власти и местного самоуправления.

Выпускники заочного отделения в большинстве своем состоят на службе в органах государственного и муниципального управления, в других организациях. Следует отметить, что в период обучения в университете и после его окончания ряд слушателей получили продвижение по службе, успешно прошли аттестацию на службе, что в большой мере обусловлено широкой общетеоретической университетской подготовкой и высоким уровнем профессионализации, обеспеченным большим объемом спецкурсов.

В отзывах предприятий и организаций, касающихся оценки качества подготовки выпускников кафедры, неизменно отмечается высокий уровень их общей теоретической подготовки и владение основными навыками и приемами практической работы.

Объективно оценить качество образования могут работодатели, поэтому весьма актуальным является привлечение к образовательному процессу руководителей предприятий, заключение договоров с профильными предприятиями не только на время прохождения производственной или учебной практики, а на весь период обучения [4].

В 2015 г. кафедра прошла процедуру международной профессионально-общественной аккредитации и в 2016 г. первая в Алтайском крае получила свидетельство о международной аккредитации, подтверждающее высокий уровень подготовки студентов.

Библиографический список 1.Галеева Ж.Ш. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII междунар. науч. конф. — Самара, 2016.

2.Кылосова И.А., Орлова Е.В., Хволис Е.А., Чиркова М.В. Актуальные вопросы современного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №2 [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24161

3.Пинчук А.Н. Проблематизация образовательных практик студентов в повседневности современного вуза // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 11.

4.Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения // Современные научные исследования и инновации. -2014. - №10 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39654

References

1.Galeeva Zh. Sh. Rol' uchebnoj praktiki v formirovanii obshchih i professional'nyh kompetencij specialistov pedagogicheskogo profilya [Text] // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: Proceedings of the VIII International Scientific Conference (Samara, March, 2016) — Samara: ASGARD Publishing Office, 2016. - Pp. 231-233.

2. Kylosova I.A., Orlova E.V., Khvolis E.A., Chirkova M.V. Aktual'nye voprosy sovremennogo obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 2. URL: https://www.science-education. ru/ru/article/view?id=24161

3.Pinchuk A.N. Problematizaciya obrazovatel'nyh praktik studentov v povsednevnosti sovremennogo vuza // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016. № 11. P.126-129.

4.Ryazanceva M.V., Subocheva A.O. Issledovanie roli uchebnoj praktiki kak aktivnogo metoda professional'nogo samoopredeleniya // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2014. № 10 [Electronic Resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39654

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.