Научная статья на тему 'Организация практики студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» в рамках Болонских критериев'

Организация практики студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» в рамках Болонских критериев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / ПРОГРАММА ПРАКТИКИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛИСТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / STUDENTS' PRACTICE / PRACTICE PROGRAMME / QUALITY OF TRAINING / SPECIALISTS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селивоненко Ольга Герасимовна

В статье дается анализ проблем, возникающих в ходе организации и проведения практики студентов будущих специалистов государственного и муниципального управления. Предлагаются конкретные пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селивоненко Ольга Герасимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice arrangement of the students of specialty State and Municipal Management within the Bologna criteria

In the article there is given the analysis of the problems, arising in the way of arrangement and conducting the practice of students future specialists of state and municipal management. The author proposes concrete ways of solving these problems.

Текст научной работы на тему «Организация практики студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» в рамках Болонских критериев»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

В РАМКАХ БОЛОНСКИХ КРИТЕРИЕВ

О.Г. Селивоненко

В статье дается анализ проблем, возникающих в ходе организации и проведения практики студентов - будущих специалистов государственного и муниципального управления. Предлагаются конкретные пути решения этих проблем.

Ключевые слова: практика студентов, программа практики, качество подготовки, специалисты государственного и муниципального управления.

Становление и развитие государственного и муниципального управления в России выдвигает на первый план проблему подготовки квалифицированных кадров, в полной мере владеющих теоретическими знаниями и обладающих практическими навыками и умениями в избранной профессии.

Подготовить кадры, способные на практике реализовать сущностные цели и задачи государственного управления, направленного на достижение стабильности и обеспечение устойчивого развития российского общества, - основная цель факультета «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) Орловской региональной академии государственной службы.

В соответствии с документами Болонского процесса достижение высокого качества образования является одним из основополагающих требований. И с этим нельзя не согласиться. От качества предоставляемых образовательных услуг зависят национальные интересы и национальная безопасность государства. Обеспечению высокого качества образования в вузе наряду с другими видами работ способствует организация и проведение эффективной практики [1].

Вполне естественно, что качество подготовки специалиста определяется качеством организации самого образовательного процесса. В данном случае речь идет о соблюдении прикладного характера процесса обучения, что находит отражение в Государственном образовательном стандарте по специальности 080504 - «Государственное и муниципальное управление», а также в учебных планах данной специальности, которые предусматривают прохождение студентами различных видов практик, закрепляющих теоретическую подготовку.

Практика студентов факультета ГМУ является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. В соответствии с этим, методика подготовки специалистов государственного и муниципального управления предполагает последовательную реализацию принципа непрерывности, интеграции теории и практики в течение всего периода обучения в высшей школе. Причем профессиональная подготовка студентов -будущих специалистов государственного и муниципального управления должна опираться на обучающие технологии, реализуемые в условиях практикующих государственных учреждений, общественных организаций, ведомствах. Несомненно, такой подход, направленный на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, является весьма эффективным.

Следует отметить, что практика студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» организуется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, постановлением Правительства РФ «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» от 12 августа 1994 г. № 940 и другими нормативными правовыми актами.

Несмотря на уже имеющийся опыт подготовки студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» в вузах России, в современной научной и учебно-методической литературе попытки теоретического обоснования организации и проведения практики студентов крайне ма-

лочисленны, в абсолютном большинстве не выходят за рамки нормативного и эмпирического описания.

Теоретическое осмысление данной проблемы, а также собственный практический опыт работы в области подготовки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» показали, что в настоящее время на базе Орловской региональной академии государственной службы на факультете ГМУ сложилась достаточно стройная система организации практики студентов.

В соответствии с учебным планом организуется учебная (ознакомительная), управленческая и преддипломная практика. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста.

Работая дублерами на конкретных должностях в органах федерального управления, в аппаратах представительной и исполнительной власти, в районных администрациях, студенты закрепляют теоретические знания, полученные в учебном процессе, приобретают практические умения и навыки профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Учебная (ознакомительная) практика предполагает знакомство с деятельностью структурных подразделений федеральных органов власти Орловской области, изучение организации и функционирования государственной службы в российской Федерации в условиях становления демократических институтов власти и рыночных форм хозяйствования.

В ходе управленческой практики изучается специфика и особенности функционирования органов местного самоуправления, их роль и место в системе властных структур; осуществляется анализ современных проблем информационного, социологического обеспечения, нормативно-правового регулирования управленческой деятельности в современных условиях развития региона.

В период преддипломной практики студенты собирают и обобщают фактический материал о специфике становления и функционирования системы государственной и

муниципальной службы. В дальнейшем этот материал используется в дипломном исследовании, научных сообщениях и публикациях в соответствии с учебными программами и планами научной работы академии [2].

По окончании практики студенты сдают письменный отчет и дневник практики, в которых содержатся сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики, а также краткое описание деятельности учреждения, организации (отдела, управления и т. п.), выводы и предложения. Защита отчета осуществляется в комиссии, назначаемой деканом факультета по согласованию с заведующим кафедрой. Результаты практики оцениваются по системе «зачет/незачет». Итоги практики обсуждаются на научно-методических конференциях, советах факультетов. Общие итоги подводятся на заседании ректората академии.

Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые проблемы, касающиеся организации и прохождения практики, без решения которых, как представляется, невозможно осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов по государственному и муниципальному управлению.

Прежде всего, многие учреждения государственной и муниципальной службы напрямую отказываются брать студентов на практику, мотивируя это нежеланием тратить рабочее время на обучение студентов-прак-тикантов. При этом немаловажно отметить, что со стороны вуза отсутствует должное внимание к финансовому вопросу организации практики, что снижает заинтересованность и стимул у наставников от баз практики.

Немаловажной проблемой является отсутствие у студентов доступа к местным (региональным) информационным источникам, многие из которых имеют гриф «ДСП», что мешает студентам более четко представлять проблемы деятельности органов государственной и муниципальной власти и определять пути решения этих проблем с целью совершенствования механизма управления.

Принципиальной проблемой является также отсутствие эффективной системы получения студентами практических навыков, что влечет за собой профессиональную деформацию будущих специалистов. Объясняется это не столько отсутствием на местах прохождения практики дипломированных

специалистов, сколько низкой профессиональной культурой самих наставников, а также отсутствием интеграции их деятельности с преподавателями вуза.

Трудность подготовки специалиста ГМУ также связана с переводом теоретического знания в плоскость практического решения управленческих проблем. К сожалению, студенты, имея в целом хорошие теоретические знания в области менеджмента и управления, испытывают серьезные трудности при их применении в управленческом процессе.

Таким образом, для приобретения студентами профессионализма необходимы не только соответствующие способности, желание и готовность постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, но и создание соответствующих условий, включающих возможность обучения технологиям управленческой деятельности в органах государственной и муниципальной власти.

Прежде всего, важно помнить, что практическая подготовка в области государственного и муниципального управления должна начинаться с лекционных и семинарских занятий. Изучение истории государственного управления, теории и технологии управленческой деятельности в высшей школе должно рассматриваться как основа конкретной практической деятельности. При этом вряд ли стоит надеяться, что студенты, усвоив теоретические знания на лекциях и семинарах, завтра, находясь на рабочем месте, станут переводить их на язык практических действий. Этого не происходит, поскольку перевод теоретических знаний на язык практических действий не является непосредственным.

Для формирования способности применять теоретические знания при решении практических проблем необходимо в содержании обучения предусматривать все основные виды деятельности, необходимые для работы с данными знаниями. Весь процесс профессионального становления будущего руководителя должен по возможности моделировать структуру управленческой деятельности [3]. То есть речь идет о том, чтобы придать процессу обучения практикоориентированный характер, увязывая усваиваемые знания с реальными управленческими проблемами, чтобы теоретические знания передавались через призму практических

проблем. В связи с этим содержание учебного комплекса по специальности «Государственное и муниципальное управление» должно иметь максимально практическую направленность (практические занятия, лабораторные работы и др.) Целесообразно включать в учебный процесс как можно больше специалистов-практиков.

Одним из направлений совершенствования организации практики следует рассматривать работу в малых группах. Суть этого метода заключается в проведении совместной скоординированной работы временных коллективов студентов и руководителей практики. Каждая группа должна состоять из 3-7 студентов и двух руководителей - преподавателя вуза и представителя базы практики. При работе в таких группах формируются командные отношения, в результате которых проявляется синергетический эффект, т. е. возникает новое «коммуникативное» состояние, находясь в котором, члены команды ускоренно реализуют общую для всех цель, происходит развитие социальнопрофессиональной компетентности каждого участника совместной работы [4]. Представители базы практики, работая в одной команде с преподавателями и студентами, знакомятся с новыми информационными технологиями и инновационными идеями. Студентам совместная работа в группах позволяет не только отвечать запросам современного функционирования государственной и муниципальной службы, но и «опережать» их, прогнозируя перспективные требования времени, что является важным критерием профессионализма управленца. Преподавателю вуза такая работа позволяет контролировать прохождение практики студентов и своевременно вносить необходимые коррективы либо в организацию, либо в содержание практики.

Особое внимание следует уделять организации и прохождению преддипломной практики. Руководителями преддипломной практики от вузов должны выступать руководители квалификационных работ. А наставниками от учреждений - высококвалифицированные специалисты с определенным опытом работы. Следует помнить, что назначение этого этапа практики не только сбор фактического материала для написания квалификационных работ. В процессе прохож-

дения преддипломной практики на базе конкретного учреждения выпускник должен продемонстрировать полученные в процессе обучения знания и умения, обобщить имеющийся опыт работы по рассматриваемой проблеме, предложить (разработать) конкретные технологии решения задач своего исследования, а также увидеть перспективы развития изучаемой проблемы.

Вместе с тем студент должен максимально проявить себя в период преддипломной практики, т. к. нередко выпускникам в местах прохождения практики предлагается в будущем трудоустройство.

Таким образом, ситуация с практикой нуждается в серьезном осознании и прогнозировании перспектив профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, что обязывает к концентрации усилий всех специалистов-исследова-телей, преподавателей, практических работников на решение обозначенных проблем.

1. Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М., 2004. С. 78.

2. Селивоненко О.Г., Малахова О.В., Эггерт М.П. Методические рекомендации по проведению практики студентов. Орел, 2002. С. 24.

3. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., 1980. С. 38.

4. Сазонова 3. С. «Работа в команде» как педагогический принцип // Высшее образование в России. 2005. № 8. С. 54.

Поступила в редакцию 14.01.2008 г.

Selivonenko O.G. Practice arrangement of the students of specialty “State and Municipal Management” within the Bologna criteria. In the article there is given the analysis of the problems, arising in the way of arrangement and conducting the practice of students - future specialists of state and municipal management. The author proposes concrete ways of solving these problems.

Key words: students’ practice, practice programme, quality of training, specialists of state and municipal management.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ УЧЕБНЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА МАТЕРИАЛЕ КУЛЬТУРОВЕДЕНИЯ США)

П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев

Статья посвящена проблеме интенсификации процесса обучения иностранному языку с использованием Интернет-технологий. В ней описываются пять видов учебных Интернет-материалов: хот-лист, мультимедийный скрэпбук, трэжа хант, сабджект сэмпла и вебквест, а также диапазон коммуникативно-речевых умений обучающихся, развиваемых на их основе. Авторами предлагаются методические рекомендации по использованию данных пяти видов учебных Интернет-материалов в обучении иностранному языку на профильном уровне.

Ключевые слова: иностранные языки, Интернет-технологии, учебные Интернет-материалы, профильный уровень, коммуникативно-речевые умения.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации - электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т. п. -на формирование иноязычной коммуника-

тивной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Экономическое развитие России и Федеральный национальный проект «Образование» постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быст-

ЗбЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.