Асташова Е.А., Погребцова Е.А. Практико-ориентированное обучение при подготовке менеджеров // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/728-00265. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147 : 005.3
Асташова Екатерина Анатольевна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ea. [email protected]
Погребцова Елена Александровна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Практико-ориентированное обучение при подготовке менеджеров
Аннотация. Практическая подготовка обучающихся является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. В современном обществе успешный руководитель должен уметь применять полученные знания в конкретных практических ситуациях. В связи с чем, возрастает роль практико-ориентированного подхода в подготовке управленческих кадров к предстоящей профессиональной деятельности. Статья посвящена организации практико-ориентированного обучения будущих менеджеров в ФГБОУ ВО Омский ГАУ.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; управленческий персонал; профессиональная деятельность; практическая подготовка
Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества любой страны. Для решения задач устойчивого развития страны важным является переход к новым образовательным ориентирам и инновационной политике в образовании, связанным с информатизацией образовательного пространства, социальным партнерством, компетентностным и личностно ориентированным подходами в образовании. [1]
Современная парадигма образования базируется на практико-ориентированной модели обучения, где полученные знания и умения трансформируются в практические навыки и опыт профессиональной деятельности как результат сформированности компетенций. На рынке труда востребованными становятся практико-ориентированные специалисты, в том числе руководители разных уровней, которые способны применить свои знания и умения на практике. Менеджер должен уметь сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения и принять эффективное управленческое решение. На решение этих задач и формирование умений и навыков нацелено практико-ориентированное обучение менеджеров.
Кафедра менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО Омский ГАУ является выпускающей по направлениям подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент (профили «Производственный менеджмент», «Государственное и муниципальное управление») и магистров 38.04.02 Менеджмент, магистерская программа «Менеджмент организации».
Практическая подготовка обучающихся проводится в соответствии с действующими учебными планами, графиком учебного процесса. Количество часов, отведенных для практик всех видов, соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Практика обучающихся является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Основная ее цель - это закрепление и расширение теоретических знаний, полученных обучающимися в учебном процессе, а также приобретение опыта работы и практических навыков в сфере будущей профессиональной деятельности.
Обучающиеся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент проходят:
- на втором курсе учебную практику «Организация менеджмента на предприятии»;
- на третьем курсе учебную практику «Управление финансовой деятельностью организации» и производственно-профессиональную практику.
На четвертом курсе обучающиеся по профилю «Производственный менеджмент» проходят учебную практику «Моделирование бизнес-процессов на предприятии», а обучающиеся по профилю «Государственное и муниципальное управление» - учебную практику «Организация труда и предпринимательства на предприятии».
Завершающим этапом обучения является преддипломная практика, которая готовит обучающихся к осознанному и углубленному изучению деятельности предприятия для закрепления теоретических знаний и написания выпускной квалификационной работы, формирует практические и профессиональные навыки по направлению обучения.
Обучающиеся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент проходят следующие виды практик:
- учебная практика (1 курс);
- организационно-управленческая практика (1 курс)
- преддипломная (2 курс).
Практики носят сквозной характер и позволяют обучающимся углубить, систематизировать, закрепить теоретические знания в области экономики и управления предприятием; экспериментально проверить основные научно-теоретические положения изучаемых дисциплин; приобрести умения и опыт профессиональной деятельности.
В соответствии с приказом по ФГБОУ ВО Омский ГАУ № 34ОД от 18.01.2012 при направлении студентов на практику с предприятиями, учреждениями и организациями заключаются договоры о совместной деятельности. Данные договоры регистрируются в установленном порядке.
Учебные практики проводят преподаватели, используя собственную базу экономического факультета Института экономики и финансов (ИЭиФ) и ФГБОУ ВО Омский ГАУ. Для качественного проведения учебных практик имеются методические указания. Контроль по учебным практикам ведут преподаватели, по результатам выставляется зачет. Критериями оценки служат посещение занятий и уяснение обучающимися изучаемых вопросов практики.
Базы производственных практик составляют организации различных организационно-правовых форм, в том числе сельскохозяйственные предприятия; промышленные предприятия; государственные казенные, бюджетные и автономные организации и др. Например, в 2016 г. обучающиеся проходили практики в следующих организациях:
- 47 чел. в сельскохозяйственных предприятиях (ООО «Мельник» Нововаршавского района Омской области; СПК «Полтавский» Полтавского района Омской области; ООО «Красноярское» Большереченского района Омской области; ЗАО «Иртышское» Омского района Омской области; ООО «Удобное» Москаленского района Омской области и др.);
- 7 чел. в крестьянско-фермерском хозяйстве (ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юськов Владимир Владимирович Саргатского района Омской области);
- 17 чел. в перерабатывающих предприятиях (ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат» Любинского район Омской области; ООО «Татарский мясокомбинат» г. Татарск
Новосибирской области; ООО «Калачинский элеватор» г. Калачинск Омской области; ООО «Марьяновский комбинат хлебопродуктов» Марьяновского района Омской области);
- 16 чел. в исследовательских и информационных центрах (ФГУП «Омский экспериментальный завод», г. Омск);
- 15 чел. в администрациях муниципальных районах Омской области (Администрация Омского района; Администрация Нововоршавского района; Администрация Исилькульского района; Администрация Таврического района; Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района; Администрация Большереченского района; Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Черлакского муниципального района Омской области и пр).
Обучающиеся, проходя производственно-профессиональную практику, преследуют цель - ознакомление с технологическими аспектами производства и освоение практических умений и навыков будущей профессиональной деятельности, приобретение опыта профессиональной деятельности (экономические и управленческие аспекты профессиональной деятельности). Они изучают экономическое состояние предприятия, подбирают практические материалы к предстоящим курсовым проектам и работам, определяются с темами научных исследований применительно к бакалаврской и магистерской работе. Во время прохождения практики на предприятии за обучающимся закрепляется руководитель, который контролирует и координирует прохождение производственной практики.
Видом текущего контроля по практике является контроль руководителя практики от предприятия, итоговый контроль - дифференцированный зачет. После проверки отчета обучающийся защищает его на заседании специальной комиссии. При этом учитывается качество отчетных документов, характеристика практиканта, умения и знания, показанные при собеседовании.
Содержание практики во многом определяется исходя из требований работодателей. Учет в рабочих программах и программах практик требований работодателей позволяет скорректировать учебный процесс и снизить негативный характер восприятия выпускников потенциальными работодателями. При этом работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв. Обучающиеся с самого начала ставятся в деятельностную позицию, что позволяет задействовать весь их потенциал - от уровня восприятия до уровня социальной активности. [1] Тем самым обеспечивается взаимосвязь образования с потребностями рынка труда.
Анализируя отзывы, можно сказать, что представители работодателей подчеркивают достаточный уровень знаний и умений у обучающихся. В отзывах отмечается уровень подготовки студентов, владение ими определенными профессиональными знаниями и навыками, дается оценка выполнения конкретных задач практики. Отрицательных отзывов от руководителей практик не поступало. Так например, в 2016 г. поступил отзыв от ООО «Татарский мясокомбинат» г. Татарска Новосибирской области; ООО «Соляное» Черлакского района Омской области; ООО «Антарес» г. Омска.
Критерием эффективности реализации практико-ориентированного подхода является количество трудоустроенных выпускников. Трудоустроенность выпускников составляет более 65%. В основном выпускники устроены по профилю подготовки. Места трудоустройства составляют предприятия г. Омска, Омской области и других регионов Российской Федерации различных организационно-правовых форм, банки, структурные подразделения администраций г. Омска и Омской области.
В 2016 г. по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент выпущено 20 человека, из них 14 человек за счет средств федерального бюджета (в том числе 6 человек за счет районных целевых направлений); 6 человек с полным возмещением затрат. Трудоустроены в соответствии с профилем подготовки 13 человек, 5 человек продолжают обучение в очной и заочной магистратуре, 1 человек призван в ряды вооруженных сил, 1 человек не работает.
Кафедра тесно сотрудничает с отделом содействия трудоустройству и поддержки профессиональной карьеры выпускников, что позволяет информировать выпускников об имеющихся вакансиях потенциальных работодателей. Ведется совместная работа со специалистами БОУ «Омский центр профориентации». С 2006 г. проводятся собрания выпускников, на которых присутствуют представители администраций муниципальных районов Омской области, руководители предприятий АПК Омской области, главы сельских администраций. При этом выпускники имеют возможность получить достоверную информацию об имеющихся местах работы в том или ином предприятии, уровне заработной платы и лично провести беседу и задать интересующие вопросы потенциальным работодателям. Обучающиеся активно участвуют во встречах с главами районов Омской области и «Ярмарках вакансий».
Таким образом, практико-ориентированный подход при подготовке менеджеров обеспечивает комплексную взаимосвязь теоретического обучения с практической деятельностью будущих управленцев; формирует экономическое мышление, творческое отношение к труду и устойчивые практические навыки выполнения предусмотренных видов работ, самостоятельный поиск путей решения конкретных профессиональных задач.
Ссылки на источники:
1. Кузнецова Н.В. Практико-ориентированная самостоятельная работа студентов как условие совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров / Н. В. Кузнецова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - С. 60-64.
Ekaterina Astashova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Elena Pogrebtsova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Practice-Oriented Training in the Training of Managers
Abstract. Practical training of students is an integral component of the educational process. In modern society, a successful leader must be able to apply the acquired knowledge in specific practical situations. In this connection, the role of practice-based approach in management training for their future profession. The article is devoted to organization of practice-oriented training of future managers in FSBEI HE Omsk SAU.
Keywords: practice-oriented training, management staff, professional activities, practical preparation.