Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
А.С. Родосский Рукописи,
поступившие в библиотеку СПб. дух. академии в 1907 году:
к отчёту по Библиотеке Академии
Опубликовано:
Христианское чтение. 1908. № 8-9. С. 1276-1289.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Рукописи, поступившія въ библіотеку Спб. Дух. Академіи въ 1907-мъ году.
Т»ІЪ ОТЧЕТНОМЪ 1907-мъ году въ Библіотеку Спб. |)| дух. академіи поступило въ числѣ пожертвованныхъ *Э)о 19 рукописей и 10 книгъ церковно-славянской пе-
чати. Изъ 19 рукописей 2 связки представляютъ дѣ-
1 ловыя бумаги и переписку—первая по вопросу о церковной реформѣ (пожертв. Высокопреосвященнымъ Митрополитомъ Антоніемъ), а вторая связка содержитъ письма бывшаго Об.-Прокурора Св. Синода пок. К. П. Побѣдоносцева къ бывшему архіепископу Тверскому Николаю (Зіо-рову), остальныя 15 рукописныхъ книгъ и тетрадей принадлежатъ библіотекѣ пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго *) и большинство ихъ представляютъ собою переводы и извлеченія изъ ученыхъ сочиненій по библейско-церковной исторіи.— Книги церковно-славянской печати служатъ пополненіемъ библіографіи ц.-славянскихъ изданій и небезъинтерѳсны.
1. Письма и дѣловыя бумаги (въ копіяхъ), относящіяся до церковной реформы (въ 1905 г.),—доклады и протоколы за- 1
1) Магистръ ХХѴ-го курса спб. д. акад. (1863 г.): съ 1870 г.—доцентъ родной Академіи по каѳедрѣ Библейской исторіи, которую преподавалъ до 1897 года и съ 1884 г. въ званіи ордин. профессора, получивъ въ томъ же году ученую степень доктора богословія, f 3 нояб. 1906 г. (см. нашъ „Біографич. Словарь студентовъ Спб. д. Акад.“.'Спб. 1907, стр. 149).
(Къ Отчету по Библіотекѣ ^кадеміи).
А. Рукописи,
сѣданій Коммиссіи для предварительныхъ работъ по вопросамъ, подлежащимъ разсмотрѣнію предстоящаго помѣстнаго Собора Всероссійской Церкви,—связна въ листъ, на 206 листахъ (здѣсь же нѣсколько и печатнымъ дѣловыхъ бумагъ по тому же вопросу),—поступила въ даръ отъ Высокопреосвященнѣйшаго Антонія, митрополита Спб. и Ладожскаго.— Ак. б. отд. рукописей № Аі/гво.
2. Пакетъ съ письмами пок. К. П. Побѣдоносцева къ Архіепископу Николаю (Зіорову).—Ак. б. № Аі/гва.
Пакетъ запечатанъ сургучомъ—двумя именными печатями преосвящ. жертвователя, съ слѣд. его собственноручною надписью: „Пакетъ съ письмами К. П. Побѣдоносцева къ Николаю Архіепископу бывшему Алеутскому, Таврическому и Тверскому,—хранить въ Библіотекѣ Спб. Духовной Академіи.—Вскрыть пакетъ разрѣшается только по истеченіи десяти лѣтъ со дня смерти К. П. Побѣдоносцева. 1907 года 10 марта. Петербургъ. Къ № 17-му“ (см. Журналы Совѣта Спб. Академіи 27 марта 1907 г. № 12. Дѣло Совѣта Академіи № 30).—Препровождая рукопись въ Совѣтъ Академіи, Высокопреосвященный архіепископъ Николай въ письмѣ къ нему высказываетъ м. прочимъ: „Скончавшійся 10 марта
К. П. Побѣдоносцевъ, бывшій Оберъ-Прокуроръ Св. Синода и статсъ-секретарь, былъ, безспорно, крупнѣйшей величиной во второй половинѣ XIX вѣка. Его вліяніе на дѣла государственныя и церковныя въ Россіи—было громадно,—особенно въ царствованіе Императора Александра ІІІ-го. Не для всѣхъ, однако же, онъ былъ понятенъ... Одни считали его добрымъ геніемъ Россіи, а другіе—злымъ; одни готовы были возводить его на пьедесталъ святости; а другіе, наоборотъ, не находили словъ къ его униженію... Пройдетъ еще не мало времени, пока судъ исторіи опредѣлитъ—кто и что былъ для Россіи К. П. Побѣдоносцевъ. Тѣмъ не менѣе долгъ современниковъ сохранить все, что можетъ служить къ уясненію этой личности,—особенно же его собственные отчеты. Я познакомился съ К. П. Побѣдоносцевымъ въ 1888 ‘году, въ Кіевѣ, на 900-лѣтнемъ юбилеѣ Крещенія Руси. Затѣмъ— служебныя обстоятельства поставили меня настолько близко къ нему, что я имѣлъ возможность болѣе пятнадцати лѣтъ быть съ нимъ въ самой оживленной перепискѣ и по самымъ разнообразнымъ вопросамъ, какъ церковнымъ, такъ и нецерковнымъ. К. Петровичъ съ свойственной ему прямотой
и откровенностью часто высказывалъ такія мысли и мнѣнія, какія не всякій государственный и церковный дѣятель рѣшился бы высказать не только бы письменно, но и въ словахъ. Въ своихъ письмахъ К. П., между прочимъ, касается не только лишь Американской миссіи, но и другихъ, напр., старокатоличества, англиканства, уніи, духовно-учебной реформы, монашества, сектантства и пр. Есть очень много характеристикъ, современныхъ архипастырей и пастырей... Полагаю, что эти отчеты, которыхъ наберется нѣсколько сотъ, будутъ интересны для будущаго историка эпохи императоровъ Александра III и Николая II; посему—я предлагаю Совѣту Академіи взянь ихъ въ свою собственность, но не вскрывать ранѣе 10-лѣтняго срока со дня смерти К. П. Побѣдоносцева. Большинство моихъ писемъ, сколько мнѣ извѣстно, К. П. Побѣдоносцевымъ было сдано частію въ Архивъ Св. Синода, а частію въ архивъ Канцеляріи Оберъ-Прокурора“ („Журналы Совѣта Сиб. Д. Ак. за 190®/і г., стр. 228—9).
3. Слова подвижническія (постническія) св. о. н. Исаака Сирина—рукопись въ 4-ку, на 273 листахъ, прсана полууставомъ съ киноварью въ 1852 году.--Ак. б. № Au/tsi.
„Слова“ буквально списаны съ славянскаго перевода и изданія Паисія Вѳличковскаго (напеч. въ Молдавіи въ 1812 г.—см. наше „Описаніе староп. книгъ“... вып. ІІ-й, стр. 467). Въ настоящей рукописи первая статья, какъ и въ Паисіѳвскомъ переводѣ, „Надписаніе о безмолвіи“, каковой нѣтъ въ позднѣйшихъ переводахъ и изданіи Исаака Сирина на русскомъ языкѣ—московскомъ 1854 и 1858 годовъ (см. предисловіе изданія 1854 г.).—Описыв. рукопись крѣпкая въ корешк. переплетѣ; она пожертвована преосв. Исидоромъ, епископомъ Михайловскимъ, викаріемъ ряз. епархіи, въ февралѣ 1907 года.
4. Сборникъ Словъ и рѣчей (безъ заглавія)—рукопись въ 4-ку, конца XVIII стол., на 127 листахъ синей бумаги, крѣпкая, въ корешковомъ переплетѣ. Ак. б. № А. 2/з«5.
Она содержитъ въ себѣ проповѣди разныхъ іерарховъ Екатерининской эпохи. По характеру проповѣди схожи съ словами Елисаветинскихъ проповѣдниковъ и также полны восторженныхъ похвалъ Екатеринѣ ІІ-й особенно по поводу ея великаго государственнаго дѣла открытія (въ 1770-хъ годахъ) на-мѣстничѳствъ и организацій суда при нихъ. Нѣсколько
такихъ словъ и рѣчей, говорѳнныхъ при „началѣ и окончаніи“ открытія намѣстничествъ, принадлежатъ м. прочимъ архіереямъ: Антонію нижегородскому и Іерониму Владимірскому. Затѣмъ слѣдуютъ „Слова“ преосвященныхъ: Симона рязанскаго, Арсенія тверского и Іосафа тверского.
Листы 1—17 содержатъ 5 словъ неизвѣстнаго проповѣдника, именно: а) „Слово на торжественный день рожденія Его Имп. Высочества... Цесаревича и в. кн. Павла Петровича. Проповѣдано въ Бол. Придв. Церкви при высоч. присутствіи 1774 г. сент. 20 дня“. Слово на текстъ: И власъ
г.чавы вашея не погибнетъ (Лук. 21, 18); начин.: „Толь чадолюбиваго имѣемъ мы отца сынове“!.. (л. 1—4); б) „Слово на торж. день рожденія Ея Имп. Высочества... в. княгини Наталіи Алексѣевны. Проповѣдано въ Придв. Церкви лѣтняго дворца при высоч. присутствіи 1774 г. іюня 14 дня“. Слово безъ текста, начин: „Въ царяхъ израильскихъ благочестіемъ прославленный Давидъ“... (л. 4 об—7); в) Слово въ день кавалерскаго праздника ордена св. благов. в. кн. Александра Невскаго. Проповѣдано въ Высоч. присутствіи въ Троицк. Ал.-Нѳвск. монастырѣ 1774 г. авг. 30 дня“. Слово на текстъ: Иго мое благо и бремя мое легко есть (Мѳ. 11, 30); начин: „Колико облегчаетъ въ насъ ученіе и сила Іисуса Христа“... (об. 7—10 л.); г) Слово въ день Кавалерскаго праздника ордена св. Великомуч. Георгія. Проповѣдано при высоч. присутствіи въ Бол. Придв. Церкви 1774 г. нояб. 26 дня“. Слово на текстъ: Текущій въ позоршци вси убо текутъ, единъ же пріемлетъ почесть (1 Кор. 9, 24); начин; „Св. ап. слова предлагаютъ намъ къ разсужденію подвиги“... (л. 11—15); д) Слово во св. и вѳл. пятокъ. Проповѣдано въ Бол. Придв. Церкви въ высоч. присутствіи 1774 г. апрѣля 18 дня“. Слово на текстъ: Отче, аще возможно есть, да мимо идетъ отъ меня чаша сія, обачѳ не якоже азъ хощу, но якоже Ты (Мѳ. 26, 39); начин: „Сей гласъ Іисуса Христа изображаетъ намъ человѣка покоряющаго себя“... (л. 15—17).
Листы 18—66 содержатъ: „Собраніе словъ, рѣчей и поученій“ прѳосв. Симона (Лагова), говоренныхъ имъ въ гор. Переславлѣ Рязанскомъ съ начала вступленія на эту епархію т. ѳ. съ 24 маія 1778 г. и напечатанныхъ въ Москвѣ въ 1779 году; так. обр. рукописное „Собраніе“ составляетъ буквальную копію съ означеннаго печатнаго изданія *). Да-
*) Было и другое изданіе подъ иагл. „Второе Собраніе Словъ и
лѣѳ—Листы об, 68 но 69-й „Слово“ Арсенія '), еписк. Тверскаго. Оно озаглавливается: Слово о истинной славѣ и сказано имъ въ день тезоименитства Государыни Екатерины ІІ-й въ твѳрск. „Екатерининскомъ соборѣ“ 14 нояб. 1779 года.— на текстъ: Вси людіе радовахуся о всѣхъ славныхъ бывающихъ отъ него (Лук.),—начин: „нѣтъ, кажется, вопросить или изъяснять“...
Листы 69 об.—83 содержатъ два Слова и рѣчь преосв. Антонія *), еписк. Нижегородскаго и алатырскаго, сказанныя при началѣ и окончаніи открытія Нижегор. Намѣстничества дек. ?5 и 22-го 1779 года. 1-е Слово безъ текста и начин: „Знаменитое сіе общество, стекшееся маніемъ всевсемилостивѣйшія своея Монархини“...: сказано 15 дек.
1779 года. 2-е Слово (л. 77-й)—на текстъ: Мое брашно— есть, да сотворю волю пославшаго мя. (Іоан.),—начин: „Различныя къ поученію нашему высокія нравоученія“...: сказано 22 дек. 1779 г. Оба слова напечатаны въ Москвѣ въ 1779 году и во 2-й разъ—въ 1780 (Смирдинъ—№ 506).—Рѣчь (л. 82— 83) говоренная „ко всему господъ судей собранію по освященіи воды и окропленіи оною палаты Намѣстническаго Правленія“—начин: „Посылаемое свыше во всѣ грады и веси для проповѣданія“... За рѣчью слѣдуютъ (л. 84-й) Стихи (въ 30 строкъ) начинающіяся:
„Судъ, правда и законъ хранятъ и высятъ царство,
Тамъ свержны лежатъ порокъ, зло, страсть, коварство.
Какъ свѣтлый солнца лучь земный шаръ освящаетъ, Екатерины всѣхъ такъ благость согрѣваетъ“.
Листы 85—103 содержатъ 4 Слова преосв. Іеронима * 3), еписк. Владимірскаго и муромскаго. 1-е Слово „при началѣ и окончаніи открытія Владимірскаго намѣстничества“ Тово-рѳнноѳ въ кафедр. Успенск. соборѣ дек. 21, 1778 года, Слово—безъ текста,—начин: „Верховнѣйшій Владыка свѣта
поученій*..., говоренныхъ этимъ просвѣщеннѣйшимъ и многосторонне ученымъ іерархомъ съ дек. 1779 г., напеч. въ Москвѣ въ 1781 г. (4°:
3 лек. л. и 272 стр,—Смирдина Роспись № 435 и 600).
*) Верещагинъ—с/ь 1775 г. еписк. Тверской, f 23 дек. 1798 г.
г) Зыбелинъ—съ 1773 по 1782 г. еписк. Нижегородскій, .+ 29 cent 1797 года.
'*) Фармаковскгм,—съ 1770 г. еписк. Владимірскій, f 3. авг. 1783 года: о ѳго пропов. трудахъ въ библіографіи не упоминается.
по невѣдомымъ судьбамъ“... (л. 85). 2-е Слово—состоитъ изъ 2-хъ частей первая произнесена предъ присягою, вторая — по приведеніи къ присягѣ; Слово написано на текстъ: Яе пріемли имени Господа Бога . твоего всуе (Исходъ),—начни. 1-я полов: „Когда во всякое время при всякомъ благопотребномъ случаѣ“... (л. 89), 2 полов. (обор. 91 л.): „Сл&вится во преки имя Божіе въ важныхъ дѣлахъ и въ нужныхъ присягахъ?... 3-е Слово сказанное въ гор. Муромѣ „во время проѣзда въ Саровскую пустыню авг. 11 дня 1778 года, на тему: О дѣйствіи грѣховномъ,— начин: „Внимая Божественному Спасителя нашего Гласу“... (л. 94); 4-е Слово (по возвращеніи изъ Саров. П.—2 сент.) на тему: О милости и благоутробіи Божіи къ грѣшникамъ, съ текстомъ: Судихъ же сіе въ себѣ, не паки скорбію къ Вамъ прійти (2 Кор. 2, 1),—начин: „Которыми словами посѣтитель небесъ св. Апостолъ Павелъ“... (об. 98 л.).
Листы об. 103 по 123 содержатъ 4 Слова преосв. Іоасафа въ бытность его въ 1779—80 гг. архимандритомъ Сергіевой Пустыни (близь Петергофа). Между многими напечатанными Словами и рѣчами его 2), настоящихъ 4-хъ нѣтъ,—они почему-то остались въ рукописи, ненапечатанными. Вотъ они 1-е Слово „въ день Петра и Павла“, сказано въ Сѳрг. Пустыни 29 іюня 1779 г. въ высоч. присутствіи; Слово безъ текста, начин: „Вѣрныхъ соборъ совершаетъ днесь радостную память“... (об. 103 л.). 2-е Слово на день преп. Сергія, сказано тамъ же 5 іюня 1779 года; Слово безъ текста,—начин: „Все сл.! что человѣкъ ищетъ, все о чемъ старается“... (л. 108). 3-е Слово въ день рожденія Его Имп. Высочества... Павла Петровича, сказано въ Зимн. дворцѣ въ высоч. присутствіи 20 сент. 1779 г.; Слово безъ текста,—начин: „Сколь неизреченнымъ удовольствіемъ воспѣвали сынове россійстіи начало бытія дражайшаго престола своего Наслѣдника“... (об. 112 л.). 4-е Слово на Новый годъ, говбренноѳ въ Зимн. дворцѣ въ высоч. присутствіи 1780 года; Слова безъ текста,—начин: нѣтъ сомнѣнія, что продолженіе времени' есть отличное Божіе благословеніе“... (об. 117 л.). * *)
*) Заболотскій,—ѵъ 1782 г. епиок. Нижегородскій, съ 1783 г. Тверской, въ 17.85 г., архіепископъ, 13 февр. 1788 г.
*) Смирдину впрочемъ ие всѣ печатныя проповѣди и рѣчи преосв. Іоасафа были извѣстны и о многихъ, онъ не упоминаетъ.
Послѣдніе листы въ рукописи (об. 123—127) содержатъ: Рѣчь о пользѣ наукъ въ день всерадостнаго торжествованія восшествія на всѳросс. Императорскій престолъ Е. И. Величества... Императрицы Екатерины Алексѣевны, Самодержцы всероссійскія „въ смоленской семинаріи при отправленіи богословскихъ состязаній въ присутствіи какъ духовныхъ такъ и свѣтскихъ особъ говоренная Св: богословіи студентомъ и инфимичѳскаго класса учителемъ Ѳедоромъ Ершовымъ 1779 года, іюля 00 дня“. Въ концѣ „Рѣчи“ помѣчено: „Печатана въ типографіи Импѳр. Московскаго Университета. 1779 года“,—но въ библіографіи объ этой „Рѣчи“ не упоминается.
5. Руководства къ чтенію книгъ Св. Писанія В. Завѣта— рукопись въ листъ, на 42 лйст. синей бумаги 1820-хъ годовъ, въ папкѣ; она поступила изъ библіотеки пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго.—Ак. б. № Аі/ззз.
Настоящее „Руководство“ представляетъ часть лекцій по Св. Писанію баккалавра Спб. Д. Академіи Іѳром. Арсенія Москвина, о чемъ свидѣтельствуетъ слѣд. подпись на обор. 46-го листа: „1825 года, марта 3-го дня. Баккалавръ іеромонахъ Арсеній“ *). Вся рукопись писана собственноручно Арсеніемъ,—почеркъ мелкій и красивый. Она содержитъ въ себѣ „3-ю часть—О книгахъ проческихъ“, именно:
Листъ 1-й: Пророчества Исаіи.
„ 13-й обор.: О пророчествахъ и Плачѣ Іереміи.
„ 14-й обор.: О пророчествахъ Іезекіиля.
„ 16-й: О пророчествахъ Даніила.
„ 18-й: 0 12 младшихъ пророкахъ. Здѣсь на листѣ
24 написано: „Конецъ книгамъ Кан(онич.) В. 3. 1824 г. нояб. 20 дня“; но вслѣдъ за этимъ слѣдуетъ цѣлая тетрадь (лл. 25—30) съ дополн. статьею подъ слѣд. заглавіемъ; „Изъясненіе пророчествъ Исаіи. Часть первая (гл. I—XII)“.
Листъ 31-й: „Прибавленіе—о книгахъ такъ называемыхъ апокрифическихъ“... Въ 1873 г. редакціею „Трудовъ Кіев. Д. Академіи“ лекціи м. Арсенія были напечатаны въ означенномъ журналѣ и изданы отдѣльно, подъ заглавіемъ: „Вве- 1
1) Магистръ' Ѵ-го курса (1823 г.) Спб. д. академіи по окончаніи оставленъ при Академіи баккалавромъ по каеедрѣ Св. Писанія, каковымъ былъ до 1826 г.; въ санѣ митроп. кіевскаго 29 апрѣля 1876 г. (нашъ „Біограф. Словарь“... стр. 20).
дѳніѳ въ св. книги В. Завѣта“ по рукописи преосв. Софо-ніи *): въ это изданіе вошла и 3 часть (со 102-й стр.) нашей рукописи, которая представляетъ варіанты съ печатными лекціями, особенно прибавками и вставками противъ нихъ преимущественно въ младшихъ пророкахъ, которыхъ въ пе-чатном'ъ изданіи всего 9 (оконч. Софоніею), а въ рукописи всѣ 12; рукопись наша отличается еще тѣмъ, что въ ней на поляхъ выписанъ въ обиліи самый текстъ приводимыхъ авторомъ цитатъ изъ пророч. книгъ. Кромѣ того, дорога наша рукопись тѣмъ, что она есть автографъ.
6. Исторія Іудеевъ—рукопись въ листъ, на 408 листахъ скорописи половины XIX стол.,—въ тетрадяхъ; она поступила изъ библіотеки пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго.—Ак. б. № Аі/зм.
Рукопись содержитъ въ себѣ 2 книги ІІ-го тома и 3 книги ІУ-го тома „Исторіи Іудеевъ и сосѣдствѳнныхъ съ ними народовъ“; она представляетъ переводъ сочиненія неизвѣстнаго автора,—писана нѣкіимъ „Стратоницкимъ“ въ 1848— 49 годахъ. Тетради при нумераціи листовъ перепутаны, а потому сначала—лл. 1—89—идетъ 10-я книга ІУ-го тома (275—176 годы до Р. Хр.), затѣмъ на лл. 91—266—слѣдуютъ книги 4, 5 и 6-я ІІ-го тома (486—406 годы до Р. Хр.) и наконецъ лл. 269—408 содержатъ 11 и 12-ю книги опять ІѴ-го тома (175—135 годы до Р. Хр.).
7. Воспоминанія о Палестинѣ (по Бѳггрену, Букингаму и др.)—рукопись въ листъ, на 78 листахъ, мелкаго письма полов. XIX стол.,—поступила изъ библіотеки пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго.—Ак. б. № Аі/з95.
8. Іерусалимъ—рукопись въ листъ, на 88 листахъ, писана въ 1840 году,—поступила изъ библіотеки пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго.—Ак. б. № Аг/мв.
Рукопись содержитъ въ себѣ взглядъ на историческую судьбу и значеніе Іерусалима. Въ частности:
а) Взглядъ на исторію Іерусалима до разрушенія его римлянами—лл. 1 обор.—20.
б) Исторія Іерусалима отъ разрушенія его римлянами до Крестовыхъ походовъ—лл. 21—60. 1
1) Сокольскій—магистръ ѴП-го курса спб. д. Академіи: 182S—1827 г.г., слѣдов. былъ его слушателемъ въ теченіи 1-го курса т. ѳ. съ 1823 по 1825 годъ; f въ санѣ архіѳп. Туркестанскаго и Ташкенскаго 26 яояб. 1877 г. (нашъ „Віогр. Словарь“... стр. 468).
в) Іерусалимъ во время (и послѣ) Крестовыхъ походовъ— лл. 61—87; въ концѣ помѣчено: „Августа 21 числа 1840 года“,, Послѣдній листъ 88-й чистый.
9. Крюгера—Древности іудейскія—рукопись въ листъ на 55 листахъ, первой половины XIX стол.,—въ тетрадяхъ,— поступила изъ библіотеки пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго,—Ак.
6. JN6 ,Аі/2»8.
Рукопись не полная, безъ начала и въ нумераціи листовъ путаница. Она начинается (листъ 1-й) трактатомъ о дѣтяхъ^ далѣе— ,
, «П. 5-й: „V. Искуство и науки у Іудеевъ и у сосѣднихъ народовъ. Земледѣліе, промыслы, торговля“.
Л. 9-й: „2. Левиты, священники, первосвященники и проч.“.
• Л. 11-й об.: „Праздники и праздничныя времена1?.
25: „Гражданское состояніе израильтянъ“.
30: „II. Богослужебныя учрежденія“.
' „ 34: „IV. Домашнее устройство и образъ жизни іудег евъ“. '
■ Л. 41: „В. Законы жизни (нравственный законъ)“.
42 об.: „Языческія религіи“.
- 45—46: О царяхъ и судопроизводствѣ. Съ 47 л. до
койца—алфавитъ собственныхъ именъ и названій предметовъ; это простой (алфавитный) перечень, безъ указаній.
ДО; „Гесса“ ^—рукопись безъ начала и безъ заглавія (лишь на углахъ по тетрадямъ сохранилась надпись: „3 и 4 Госса“ и друг.),—въ листъ, на 166 лист. (3—28 тетрадей)* писана на разной бумагѣ разными почерками первой полов. XIX стол,; она поступила ивъ библ. пок. проф. Ѳ. Г. Елеон-скайо.—гАк. б. № Аі/299.
Рукопись начинается съ 3—4-й тетради—описаніемъ гор. Іерусалима („Въ Іерусалимѣ считалось 120.000 жителей“...) предъ рождествомъ Христовымъ; затѣмъ слѣдуетъ объ I. Хриетѣ—его жизни и ученіи—л. 1—124; далѣе—съ 125-го листа (тетр. 23—25): „VI. Очеркъ іудейскихъ предразсуд-
’) Hess, Job. Jac. — ученый конца XVIII стол. изданъ въ 1776 г. „Geschichte der' drey letzten Lebensjahre Ieso Samt des een Jugendge-schachte1! (1—11 Bd.), — сочиненіе выдержавшее нѣсколько изданій въ томъ же XVIII стол. (7-е изд. 1794 г. подъ загл.: „Lebenigeschichte Iesu“— также въ 2-хъ томахъ).
128;>
ковъ“, и съ 141-го листа по конецъ (тетр. 26—28): „VII. О притчахъ относящихся къ ученію о царствѣ Божіемъ11.
11. Религіозное дѣтоубійство у Евреевъ—рукопись въ листъ, на 106 листахъ крупнаго письма половины XIX стоя., въ 4-хъ тетрадяхъ, -поступила изъ библіотеки пок. проф. Д. Г. Елеонскаго.—Ак. б. Л? Аі/зно.
Послѣ заглавія, приведеннаго выше, слѣдуетъ: „Замѣчаніе, написанное но поводу происшествія подобнаго рода, случившагося въ концѣ 18о2 г. и началѣ 1853 годовъ, въ городѣ Саратовѣ“: затѣмъ—начало: „ХѴШ-й вѣкъ былъ эпохою сильнаго умственнаго движенія11... Авторъ записки убѣжденъ и вѣритъ въ дѣйствительность дѣтоубійства христіанъ евреями изъ-за религіознаго фанатизма и указываетъ напр. о подобномъ изувѣрствѣ Баварскомъ вгь 1823 г. и Да-мовскомъ въ 1853-мъ. Первая тетрадь въ 70 листовъ заканчивается помѣтою „23 декабря 1853 г.11 2—4 тетради (лл. 71—106) писаны другимъ почеркомъ и составляютъ продолженіе „Записки“, оканчивающейся на 104-мъ листѣ слѣд. скрѣпою: „Подписалъ состоящій при Министерствѣ Внутр. дѣлъ надворный совѣтникъ Н. Дурново. 23 дек, 185311.
Послѣдніе два листа содержатъ „Замѣчанія“—въ видѣ цитатъ.
12. Притчи (Соломоновы)—рукопись въ 4-ку, на 56 листахъ, писана мелкимъ почеркомъ первой половины XIX вѣка, въ папкѣ; она поступила изъ библіотеки книгъ пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго.—Ак. б. № Аіі/зб».
На оборотѣ 1-го листа сохранилась слѣдующая интересная помѣта собственной руки пок. Елеонскаго: „Этотъ переводъ кн. Притчей есть переводъ Г. И. Павскаго *) какъ показало сличеніе этого перевода съ текстомъ перевода Павскаго по рукописи П. И. Савваитова ‘2). Поправки карандашомъ сдѣланы вѣроятно прот. Сидонскимъ 3), изъ библіо-
’) 1-0 магистръ, 1 курса (1814 г.) Снб. дух. Академіи, впосл. докторъ богословія, филологъ и орд. проф. по евр. языку и словесности; f въ санъ протоіерея 7 ацр. 1863 г. (нашъ „Віограф. Словгрь“, стр. 343 и дал.).
-) Магистръ Сиб. дух. Акад. XII курса (1837 г.)—археологъ; т 12 іюня 1893 года („Біогр. Словарь“, стр. 421).
2-й магистръ ѴШ курса (1829 г.)—протоіерей, докторъ философіи; т 6 декабря 1873 года („Біогр. Словарь“, стр. 436).
83
теки котораго—чрезъ священника—куплена эта рукопись проф. Ѳ. Елеонскимъ. 28 февраля 1887 г.1*
Листы 2 и 3 содержатъ предисловіе отъ переводчика, въ которомъ даются свѣдѣнія о характерѣ кн. Притчей ея составѣ и раздѣленіи.
Всѣ 31 главы кн. Притчи здѣсь, въ переводѣ, раздѣлены на 2 главныхъ собранія и каждое собраніе на нѣсколько подраздѣленій, такъ въ 1-мъ собраніи 5 отдѣловъ (I —У), обнимающихъ первые XXIV главы Притчей, а во 2-мъ собраніи—4 отдѣла (VI—IX) съ остальными XXV—XXXI главами. Отдѣлы не равны по числу содержащихъ въ себѣ главъ, но имѣютъ свои надгшсанія. Переводъ сдѣланъ съ еврейскаго языка,—съ еврейскаго же переведено лондонское изданіе (1866 г.) „Притчей“, но оно съ немалыми варіантами противъ перевода Павскаго. Въ академ. библіотекѣ есть еще рукописный переводъ кн. Притчей того же Г. П. Павскаго—№ Аі/і2з. Рукопись очень цѣнная, такъ какъ литографированныхъ студентами изданій сохранилось очень мало экземпляровъ и предъ послѣдними изданіями (т. е. литографированными) по мѣстамъ полнѣе и правильнѣе.
13. Ветхій Завѣтъ—рукопись въ 4 ку, на 11-мъ листѣ, на полубѣлой бумагѣ крупною скорописью XVIII—ХІХ-го столѣтія, въ папкѣ,—поступила изъ книгъ пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго.—АіС б.' All/aso.
Это—свящ. исторія неизвѣстнаго автора, доведенная до Соломона. Она состоитъ изъ 6 главъ.
Листъ 1-й: Глава первая—О книгѣ Бытія, потомъ о патріархахъ до Моисея.
Листъ 10-й: Глава вторая—О Моисеѣ, исходѣ изъ Египта и о дѣлахъ его даже до смерти.
Листъ 39-й об.: Глава третія — Размышленіе о законѣ Моисеевомъ, о выгодахъ опредѣленныхъ священству и о теократіи до рожденія Самуила.
Листъ 53-й об.: Глава четвертая —- О Самуилѣ, конецъ теократіи, правленіе дѣлается монархическимъ и о первомъ царѣ Саулѣ.
Листъ 61-й об.: Глава пятая—О Давидѣ.
„ 68-й об.: Глава шестая—О Соломонѣ.
14. Хронологическія таблицы—рукопись въ 4-ку, на 46 листахъ, на бѣлой бумагѣ обыкновенной скорописи половины XIX вѣка,—безъ переплета; рукопись поступила изъ книгъ проф. Ѳ. Г. Елеонскаго.—Ак. б. Ап/зво.
Таблицы содержатъ хронологическія вычисленія или указанія лицъ и событій библейскихъ и даже церковной. Первые 12 листовъ содержатъ „Предисловіе“ съ календарными и друг. хронологич. объясненіями, а съ 13-го листа самыя таблицы (всего III): оканчивается указаніемъ года смерти Ирода.
15. Таинственное знаменованіе лицъ и событій (библейскихъ)— рукопись въ 4-ку, на 75 листахъ мелкой скорописи разныхъ рукъ, начала ХІХ-го стоя.,—рукопись безъ переплета, изъ 7 сшитыхъ тетрадей,—поступила изъ книгъ пок. проф. Ѳ. Г Елеонскаго.—Ак. б. X» Аи/зві.
Рукопись представляетъ записки на книги Бытія и Исходъ, именно:
Листы 1—28: Знаменованіе лицъ и событій въ кн. Бытія писаныхъ—сотворенія міра, человѣка, паденія его, Авеля, спасенія Ноева, жертвы Ноевой, смѣшенія языковъ, странствованія патріарховъ, Авраама, Мельхиседека, рожденія Измаила и Исаака, его принесенія въ жертву, его приключеній въ Месопотаміи и событій изъ жизни Іосифа.
Листы 29—75: Замѣчанія на книгу Исходъ; знаменованія порабощенія израильтянъ (л. 49-й), сходство лицъ Моисея и I. Христа (л. 51-й), знаменованіе ветхозавѣтной Пасхи знаменованіе Скиніи (л. 65-й)—ея двора, святилища, Святое святыхъ (об. 70 листа).
16. Путешествіе Гелона въ Іерусалимъ—рукопись въ 4-ку, на 132 листахъ разныхъ почерковъ половины XIX столѣтія,—рукопись безъ переплета, въ тетрадяхъ, коихъ всего 22,—поступила изъ библіотеки пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго.— Ак. б. № Аіі/зб2.
Эти 22 тетради содержатъ книги: 1, часть 3-й и 4-ю (2-ю кн. см. въ другой рукописи № Аі/аэч); впрочемъ нѣкоторыхъ тетрадей недостаетъ, а наличныя перепутаны въ нумераціи. Сочиненіе озаглавливается: „Путешествіе Гелона въ Іерусалимъ на поклоненіе святымъ мѣстамъ“;—начинается
1-ою главою (листъ 2-й): Александрія. Затѣмъ—..........
листъ 41 об.: гл. 3-я праздникъ Новолунія: л. 99: Кн. 4-я гл. 5-я Ессеи; л. 126 об.: гл. 7-я Праздникъ Пятидесятницы.
17. Того же Гелона книга ІІ-я (книги: 1, 3 и 4—см. въ ДРУГ- рукописи подъ Xs Ан/звз) — рукопись въ листъ, на 74 листахъ, скоропись половина XIX вѣка,- -безъ переплета, въ тетрадяхъ; рук. поступила изъ библіотеки пок. проф. Ѳ. IX Елеонскаго.—Ак. б. X» Аі/мл.
83*
Первые 46 листовъ содержатъ 2 книгу описанія „Путешествія Гелона“, состоящую изъ 7 главъ:
I: Земля обѣтованная—л. 3-й.
II: Путешествіе по обѣтованной землѣ—л. 8-й.
III: Пятокъ предъ Пасхою—л. 17-й.
IV: Пасхальный Агнецъ—л. 25-й.
V: Первый день Пасхи—л. 34-й.
VI: Слѣдующіе дни Пасхи—л. 38-й.
VII: Окончательный, послѣдній день праздникъ Пасхи — л. 43-й.
Остальные 47—74 листы—3 тетради другой руки, изъ нихъ первая (л. 47-й) безъ начала,—содержатъ, какъ помѣчено карандашемъ: Helon IV, именно:
Листъ 52: гл. 4-—Клятвенная вода.
„ 57: гл. 5—День примиренія.
„ 64: гл. 6—-Праздникъ Кущей.
„ об. 71: гл. 7—Заключеніе.
18. Студенческія сочиненія (упражненія) — рукопись изъ 7 тетрадей въ 4-ку, на 50 листахъ.—Ак. б. № Ан/звз.
Это семестровыя сочиненія пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго, писанныя имъ въ бытность свою студентомъ спб. д. академіи,—всего 5 сочиненій и двѣ проповѣди.
1- е сочиненіе по патристикѣ, на тему: „Къ кому написано посланіе св. ап. Варнавы?“ Отмѣчено балломъ 9‘/г.
2- е сочиненіе (л. 9-й) по философіи, на тему: „Чѣмъ отличается обыкновенное представленіе отъ философскаго?“—" Баллъ 9—10.
3- е сочиненіе (л. 13-й) по всеобщей гражд. исторіи, на тему: „Справедливо ли общепринятое дѣленіе всемірной исторіи на древнюю, среднюю и новую?“—Баллъ 9.
4- е сочиненіе (л. 17-й) также по гражд. исторіи, на тему: „Основной характеръ гражданской жизни языческаго міра и главныя частныя проявленія онаго въ разныхъ странахъ“.— Баллъ 10.
5- е сочиненіе (л. 33-й) по Русской гражд. исторіи, на тему: „Достоинство и недостатки трудовъ Устрялова но Русской исторіи“.—Баллъ 9.
Проповѣди: а) Слово въ Вел. Субботу, на текстъ (стихиры): „Како погребу Тя, Боже мой? Или какою плащаницею обвію?“...—Баллъ 8. б) Слово въ недѣлю крестопоклонную, па текстъ: „Слово крестное погибающимъ юродство есть, а
спасаемымъ намъ сила Божія есть“ (1 Кор. I, 18),—съ отмѣткою „Слово доброе и назидательное“.
19. Рѣчь „произнесенная въ рижской еврейской синагогѣ раввиномъ оной по случаю праздненства возшествія на престолъ Державнѣйшаго Великаго Государя Императора Николая Павловича—20 ноября 1835 года“—рукопись въ 4-ку, на 9 листахъ—Ак. б. «N» Ан/зв*.
„Рѣчь“ на русск. языкѣ,—она поступила изъ библіотеки пок. проф. Ѳ. Г. Елеонскаго; начин.: „За десять лѣтъ назадъ, братія по вѣрѣ, праздновали мы побѣдоносное возшествіе на Всероссійскій престолъ благополучно царствующаго нынѣ Государя Императора. Вотъ десять лѣтъ истекло, какъ подъ сѣнію Его державы цвѣтетъ и спѣетъ Россія, утверждается и растетъ благоденствіе народовъ, вошедшихъ въ составъ сего могущественнаго царства“... Ораторъ съ особенною силою возбуждаетъ въ сердцахъ слушателей—юныхъ и старцевъ—чувства благодарности Монарху и радости за тѣ важныя права, какія они получили „на равнѣ со многими другими чадами Россіи“, за то, что Монархъ ввелъ ихъ „въ чадство Россіи“ и проч...
t Библіотекарь А. Родосскій.
27 августа 1908 г. Печатать разрѣшается. И. д. Ректора С.-Петербургской духовной академіи архимандритъ Ѳеофанъ.
Редакторъ профессоръ С.-Петербургской духовной академіи
Петръ Смирновъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки