Научная статья на тему 'РУКОПАШНЫЙ БОЙ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СЛУЖЕБНАЯ ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

РУКОПАШНЫЙ БОЙ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СЛУЖЕБНАЯ ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомиров В.А., Ефременко М.А., Абрамов Я.А.

На протяжении всей истории существования общества перманентной была потребность в физически и интеллектуально совершенном человеке, который в силу гармоничного развития, духовной, моральной чистоты и отсутствия каких-либо недостатков будет способен эффективно трудиться, творчески подходить к решению возникающих проблем и защищать свою родину, народ и блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомиров В.А., Ефременко М.А., Абрамов Я.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУКОПАШНЫЙ БОЙ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СЛУЖЕБНАЯ ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES - «„g««»

УДК: 378.1 DOI 10.53039/2079-4401.2021.3.1.014

ББК: 74 © В.А. Тихомиров, М.А. Ефременко, Я.А. Абрамов, 2021

Научная специальность 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

РУКОПАШНЫЙ БОЙ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «СЛУЖЕБНАЯ ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Владимир Андреевич Тихомиров,

преподаватель кафедры «Физической подготовки УНК СП» Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117485

E-mail: tikhomirov90.96@mail.ru Тел. 8 (964)6316660

Максим Андреевич Ефременко,

доцент кафедры «Физической подготовки УНК СП», Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат педагогических наук Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117485 E-mail: maximkaefremenko@yandex.ru Тел. 8 (920)0829614

Ярослав Андреевич Абрамов,

преподаватель кафедры «Физической подготовки УНК СП» Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Контакты: ул. Академика Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117485

E-mail: aaroslav780@gmail.com Тел. 8(999)9886092

Аннотация. На протяжении всей истории существования общества перманентной была потребность в физически и интеллектуально совершенном человеке, который в силу гармоничного развития, духовной, моральной чистоты и отсутствия каких-либо недостатков будет способен эффективно трудиться, творчески подходить к решению возникающих проблем и защищать свою родину, народ и блага.

Ключевые слова: физическая подготовка, профессиональная деятельность, обучение курсантов, рукопашный бой

»Q

OPEN ACCESS

HAND-TO-HAND FIGHTING IN THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "SERVICE APPLIED PHYSICAL TRAINING" AS A PEDAGOGICAL CONDITION FOR COMPREHENSIVE EDUCATION OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Vladimir A. Tikhomirov,

lecturer at the Department of Physical Training Moscow University of the Ministry of Internal Affairs

of Russia named after V.Ya. Kikotya Contacts: Academician Volgins, 12, Moscow, Russia, 117485

Maxim A. Efremenko,

associate Professor of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya Contacts: Academician Volgins, 12, Moscow, Russia, 117485

Yaroslav A. Abramov,

lecturer at the Department of Physical Training Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya Contacts: Academician Volgina, 12, Moscow, Russia, 117485

Abstract. Throughout the history of the existence of a permanent society, there was a need for a physically and intellectually perfect person who, due to his harmonious development, spiritual and moral purity and the absence of any shortcomings, will be able to work effectively, creative approach to solving emerging problems and protect his homeland, people and benefits. Keywords: physical training, professional activity, training of cadets, hand-to-hand combat

Для цитирования: Тихомиров В.А., Ефременко М.А., Абрамов Я.А. Рукопашный бой в учебной дисциплине «служебная прикладная физическая подготовка» как педагогическое условие всестороннего воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. // Современная наука. 2021;(1):61-63.

OPEN ACCESS

В настоящее время уровень притязаний со стороны населения по отношению к облику сотрудника органов внутренних дел (далее - ОВД) стремительно растет, поэтому тем самым совершенным человеком должен стать именно он. Следовательно, перед вузами системы МВД России возникает очень сложная, но важная задача - воспитать для ОВД и государства интеллектуально и физически развитого, высоконравственного сотрудника, моральные качества которого соответствуют нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали, способного эффективно решать возникающие перед ним задачи [1,2].

По своей природе обучение в образовательных организациях системы МВД России максимально приближено к практическим нуждам ОВД, носит, как правило, прикладной характер и сочетает в себе образовательные и воспитательные программы. Успех в достижении цели образовательного процесса зависит от правильно подобранных педагогических условий, являющихся частью педагогической системы. В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [8].

Потребность ОВД в высоконравственных, интеллектуально развитых, обладающих качествами прикладного характера специалистах подтверждает актуальность проблемы, связанной с необходимостью акцентировать внимание на рукопашном бое как на педагогическом условии всестороннего воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России в рамках дисциплины «Служебная прикладная физическая подготовка» (далее - «СПФП»). Данный прикладной вид физической активности направлен на воспитание и развитие необходимых в деятельности ОВД качеств.

Учитывая тесную взаимосвязь физического воспитания с такими видами воспитания, как умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, остановимся на нем подробнее.

Процесс физического воспитания будущих сотрудников осуществляется на занятиях по дисциплине «СПФП», специализированный характер которой обусловлен необходимостью формирования у курсантов необходимых специальных двигательных навыков, способствующих эффективности целевой деятельности [3].

Основное место в данной дисциплине отведено единоборствам, в частности рукопашному бою. Семантика понятия «рукопашный бой» отражена в следующем определении: «Рукопашный бой представляет собой исторически сложившийся вид спортивного и военно-прикладного единоборства,

OPEN£ ACCESS

соединяющий наиболее эффективные приемы с оружием или без него. В содержание рукопашного боя входят приемы из различных техник и видов спорта (карате, бокса, дзюдо, самбо и кикбоксинга)»

[4].

Далее рассмотрим, как рукопашный бой влияет на развитие и воспитание умственных качеств. В процессе обучения рукопашному бою внимание уделяется не только освоению ударной и бросковой технике, но и развитию таких физических качеств, как выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость. Уже давно известно, что физические упражнения благоприятно влияют на организм человека, на развитие органов дыхания, сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат, мышцы и нервную систему.

Результаты исследований в области нейробио-логии, производимые десятилетиями и продолжающиеся в настоящее время, доказывают, что физические упражнения улучшают работу головного мозга и даже позволяют восстанавливать поврежденные клетки. «Это важная составляющая мира эпигене-тики.

Проще говоря, физическая упражняемость, приводит к тренировке генов человека. Аэробные упражнения не только запускают гены, связанные с долголетием, но и стимулируют работу гена, кодирующего нейротрофический фактор BDNF - гормон роста мозга. Он влияет на здоровье нейронов, рост новых кровеносных сосудов в мозге и даже на численность и выживание новых нейронов. Косвенным образом упражнения активируют мозг, уменьшая стресс и беспокойство, а также улучшая сон и настроение» [5].

Помимо того что занятия по рукопашному бою представляют собой хорошую физическую нагрузку, для усвоения техники ударов и бросков, а также их комбинаций в работу включается мышечная память, которая также влияет на развитие когнитивных способностей. Если рассматривать рукопашный бой как вид спорта, то сложно говорить об успехе в данном направлении человека, не имеющего технико-тактических навыков.

Следовательно, на занятиях по данному виду спорта достаточно внимания уделяется развитию тактики ведения поединка. Моделируются различные ситуации, возникающие в бою, что, в свою очередь, требует от обучающихся выполнения мыслительных процессов в части выбора наиболее целесообразного варианта действия в сложившейся обстановке.

Не секрет, что любой вид единоборств всецело влияет на развитие нравственных качеств. Правильно построенный тренировочный процесс, сопровождаемый строгим соблюдением дисциплины и

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

№ 1/2021

MODERN SCIENCE

62

OPEN^ ACCESS

уважением к окружающим, способствует формированию морального облика у занимающихся [6].

В связи со сложностью и напряженностью тренировочной и соревновательной деятельности рукопашного боя возникают обстоятельства, способствующие проверке и формированию моральных качеств, развитию волевых качеств, приобретается опыт нравственного поведения и многих других морально-нравственных качеств, так необходимых в служебной деятельности сотрудников ОВД. Что касается соревновательной деятельности, то она регламентирована правилами вида спорта «Рукопашный бой», соблюдение участниками соревнований положений данных правил и должный контроль со стороны судейства также плодотворно влияет на морально-нравственное воспитание [4].

Взаимосвязь физического и трудового воспитания в процессе занятия рукопашным боем обусловлена тем, что систематичность и стабильность тренировочного процесса, а также регулярное преодоление трудностей, возникающих на занятиях, формируют организованность, настойчивость, устойчивость к тяжелым условиям и трудолюбие. А выполнение обучающимися хозяйственно-бытовых работ по обеспечению тренировочного процесса и содержанию спортивных объектов и инвентаря в надлежащем виде способствует формированию элементарных трудовых навыков, которые в дальнейшем благоприятно сказываются на профессиональной и служебной деятельности [7].

Эстетическое воспитание как способность воспринимать и правильно понимать прекрасное осуществляется как в тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности. Благодаря комплексному характеру прикладной дисциплины «Рукопашный бой», а именно разностороннему развитию физических и технических качеств занимающихся, формируется красивая осанка, пропорциональное и гармоничное развитие мускулатуры.

Что касается соревновательной деятельности, то спортсменами должны соблюдаться правила гигиены, экипировку необходимо содержать в чистоте и порядке, также участники должны выходить на парад открытия (закрытия) соревнований и церемонию награждения в костюме рукопашного боя или в установленном едином командном спортивном костюме, что также оказывает благоприятное воздействие на эстетического воспитание.

Способность спортсменов качественно сочетать технически правильный и отработанный арсенал ударной и бросковой техники и технико-тактические способности в динамике поединка показывает всю красоту рукопашного боя, что также способствуют развитию у них эстетического чувства прекрасного [6 ,4].

OPEN ^ - ACCESS

Повышенные требования предъявляются как к внешнему облику сотрудника правоохранительных органов, так и к внутреннему содержанию, духовным и морально-нравственным качествам. Следовательно, не только внешний облик, но и внутреннее наполнение должны содержаться в чистоте и поряд-

В связи с тем, что рукопашный бой, изучаемый в рамках «СПФП», оказывает значительно влияние на всестороннее воспитание необходимых качеств будущих сотрудников, следует уделить ему должное внимания. С практической точки зрения заняться популяризацией данного вида спорта не только в рамках силовых структур, но и за их пределами, а с научной точки зрения исследовать пути развития данной дисциплины, эффективность данного вида прикладной дисциплины для решения практических вопросов, возникающих в служебной деятельности сотрудников силовых ведомств.

Литература:

1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю. А., Вяткина З.Н. Теория и методика физического воспитания: учебник для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура». - М.: Просвещение, 1990. С. 12.

2. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 26.06.2020 N 460.

3. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Общероссийская федерация рукопашного боя. Правила соревнований. Рукопашный бой от «06» апреля 2018 г. № 304. (Приказ Минспорта России от 06.04.2018 N 304 "Об утверждении правил вида спорта "рукопашный бой").

5. J.Z. Willey, et al. «Leisure-Time Physical Activity Associates with Cognitive Decline: The Northern Manhattan Study». Neurology 86. № 20 (2016): 1897-1903.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 21.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. C. 122.

8. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. C. 113.

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.