Научная статья на тему '«РУКАМИ ВОСПЛЕЩЕМ»: К ЮБИЛЕЮ ЕЛЕНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ'

«РУКАМИ ВОСПЛЕЩЕМ»: К ЮБИЛЕЮ ЕЛЕНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
189
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА ВАСИЛЬЕВА / РУССКОЕ НАРОДНОЕ ПЕСЕННОЕ ИСКУССТВО / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ / РАСШИФРОВКА НАРОДНЫХ ПЕСЕН / ВЕПССКАЯ МЕЛОСТРОФА / РУКОПИСНЫЕ ПЕСЕННИКИ / НОВОИЕРУСАЛИМСКАЯ ШКОЛА / ПСАЛМОПЕВЦЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Молчанова Татьяна Станиславовна

Статья посвящена становлению и развитию научного, педагогического и творческого пути кандидата искусствоведения, доцента кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга Елены Евгеньевны Васильевой. Рассматриваются основные этапы биографии и результаты деятельности. В статье раскрыт вклад Е. Е. Васильевой в развитие петербургской школы музыкальной фольклористики и педагогики. Особое внимание уделено анализу ее многогранной педагогической работы на кафедре, открытиям в области русской музыкальной культуры XVII-XVIII вв., публикациям фольклорных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«RUKAMI VOSPLESHCHEM»: FOR THE ANNIVERSARY OF ELENA EVGENIEVNA VASILIEVA

The article is devoted to the formation and development of the scientific, pedagogical and creative path of the candidate of art historian, associate professor of the department of Russian folk song art SPbSUC, a member of the Union of Composers of St. Petersburg Elena Evgenievna Vasilieva. The main stages of the biography and the results of activity are considered. The article discloses the contribution of E. E. Vasilieva to the development of the St. Petersburg school of musical folkloristic and pedagogy. Particular attention is paid to the analysis of its multifaceted pedagogical work at the department, discoveries in the field of Russian musical culture of the XVII- XVIII centuries, publications of folklore materials.

Текст научной работы на тему ««РУКАМИ ВОСПЛЕЩЕМ»: К ЮБИЛЕЮ ЕЛЕНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ»

УДК 78.031.4(=161.1):78.071.4(470.23-25)

Т. С. Молчанова

«Руками восплещем»: к юбилею Елены Евгеньевны Васильевой

Статья посвящена становлению и развитию научного, педагогического и творческого пути кандидата искусствоведения, доцента кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга Елены Евгеньевны Васильевой. Рассматриваются основные этапы биографии и результаты деятельности. В статье раскрыт вклад Е. Е. Васильевой в развитие петербургской школы музыкальной фольклористики и педагогики. Особое внимание уделено анализу ее многогранной педагогической работы на кафедре, открытиям в области русской музыкальной культуры XVII-XVIII вв., публикациям фольклорных материалов.

Ключевые слова: Елена Евгеньевна Васильева, русское народное песенное искусство, фольклорные экспедиции, расшифровка народных песен, вепсская мелострофа, рукописные песенники, Новоиерусалимская школа, Псалмопевцы

Tatiana S. Molchanova «Rukami vospleshchem»: for the anniversary of Elena Evgenievna Vasilieva

The article is devoted to the formation and development of the scientific, pedagogical and creative path of the candidate of art historian, associate professor of the department of Russian folk song art SPbSUC, a member of the Union of Composers of St. Petersburg Elena Evgenievna Vasilieva. The main stages of the biography and the results of activity are considered. The article discloses the contribution of E. E. Vasilieva to the development of the St. Petersburg school of musical folkloristic and pedagogy. Particular attention is paid to the analysis of its multifaceted pedagogical work at the department, discoveries in the field of Russian musical culture of the XVII-XVIII centuries, publications of folklore materials.

Keywords: Elena Evgenievna Vasilieva, Russian folk song art, folklore expeditions, technique deciphering folk songs, vepsian melodic stanza, handwritten songwrites, New Jerusalem School, Psalmopevcy DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-47-53

В жизни каждого есть Учитель - тот, кто помогает в становлении и росте, кто поддерживает и вдохновляет. И если он - твой старший Коллега, с которым рад работать рядом и спешишь поделиться новыми мыслями, то это по-особенному дорого.

Таким учителем и коллегой стала для многих Елена Евгеньевна Васильева - доцент кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК, кандидат искусствоведения, авторитетный ученый и один из ярких представителей петербургской школы музыкальной фольклористики. 22 сентября 2021 г. Елене Евгеньевне исполняется 75 лет. Более полувека она посвятила служению российской культуре и образованию, с 1977 г., с первых лет основания, работает на кафедре русского народного песенного искусства.

Созданные Еленой Евгеньевной учебно-методические материалы, нотные издания и исследования являются основой для преподавания важнейших фольклористических дисциплин не только в СПбГИК, но в других высших и средних учебных заведениях культуры России, где работают ее ученики и последователи.

Творческие программы, подготовленные Еленой Евгеньевной со студентами и коллегами, всегда вызывают большой интерес и связаны с ее исследовательскими и педагогическими интересами.

Елена Евгеньевна имеет большой научный авторитет в Петербурге и России. Ее публикации стали научными открытиями в отечественном музыкознании и фольклористике и получили высочайшую оценку специалистов в области русской музыкальной культуры.

Елена Евгеньевна Васильева родилась 22 сентября 1946 г. в Ленинграде. Отец - Евгений Сергеевич Васильев, инженер-кораблестроитель, мать - Калерия Петровна Васильева, по образованию также инженер. Семья была творческой, с раннего детства дети -Елена и Ольга - занимались музыкой, регулярно посещали филармонические концерты, спектакли. В 1954-1961 гг. Елена Евгеньевна училась в средней общеобразовательной школе-восьмилетке № 183 и параллельно, в 1955-1962 гг., в музыкальной школе-семилетке при Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова Ленинградской ордена Ленина го-

сударственной консерватории (ЛОЛГК). Затем были поступление и учеба в 1962-1966 гг. на теоретико-композиторском отделении Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корса-кова.

Одновременно в 1961-1963 гг. училась в средней вечерней школе, получив, таким образом, и полное среднее образование.

По окончании училища в 1966 г. Елена Евгеньевна поступила в Ленинградскую государственную консерваторию на Теоретико-композиторский факультет. В годы учебы участвовала в студенческих фольклорных экспедициях, работала в фольклорной лаборатории. Учителями, оказавшими большое влияние на формирование ее как музыковеда, фольклориста, ученого и педагога, были выдающиеся преподаватели консерватории: Павел Александрович Вульфиус, Аркадий Иосифович Климовицкий, Екатерина Александровна Ру-чьевская, Сара Яковлевна Требелева.

Тогда же, в годы учебы, сложилась и супружеская жизнь - ее любящим мужем, дорогим коллегой, соратником стал Виктор Аркадьевич Лапин (1941-2021), один из ведущих музыковедов-фольклористов России, доктор искусствоведения (Российский институт истории искусств).

В 1968 г. Елена Евгеньевна, не оставляя обучения, поехала вместе с мужем в г. Фрунзе, во вновь открытый Киргизский государственный институт искусств, работать преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. Там она читала курс истории зарубежной музыки. В 1970 г. вернулась в Ленинград, в 1971 г. окончила Ленинградскую консерваторию с отличием, защитив дипломную работу на тему «Русский духовный стих устной традиции» по кафедре истории музыки (руководитель П. А. Вульфиус). Для того времени это было очень смелое решение. Уже тогда во всей полноте проявилось особое качество личности Елены Евгеньевны - идти вперед, постигая запретное, неизвестное, преодолевая сложности, не боясь непонимания и бесконечно любя Музыку.

По окончании консерватории короткое время преподавала музыкальную литературу и теорию музыки в Музыкальном училище им. М. П. Мусорского. Но тяга к продвижению по научному пути оказалась сильнее. Елена Евгеньевна поступила в аспирантуру Российского института истории искусств (тогда НИО ЛГИТМиК) по сектору музыки на специальность «Музыковедение» (1971-1975). Ее научным руководителем, «шефом» стал Изалий Иосифович Земцовский, выдающийся российский иссле-

дователь-фольклорист. Учиться у Земцовского считалось почетным и очень трудным делом. Руководитель требовал от своих аспирантов самостоятельности мышления, усердия и много еще того, чем должен обладать будущий кандидат наук.

В 1974 г. Еленой Евгеньевной была подготовлена первая публикация - статья «Духовный стих» для второго тома Музыкальной энциклопедии [1]. Но основная сфера интересов тогда была сосредоточена на эпосе - сербском и русском.

За время аспирантуры она подготовила диссертацию «Композиция напевов северно-русских былин», написала ряд статей, участвовала в научных конференциях института и Союза композиторов. 14 мая 1980 г. ей была присвоена ученая степень кандидата искусствоведения.

Научные работы 1970-1980-х гг. связаны, прежде всего, с разнообразными теоретическими проблемами фольклористики, в том числе в области межэтнических контактов и этнокультурной истории. Среди них значительное место занимают статьи, посвященные вепсской причетной традиции, в них вводится понятие вепсская мелострофа (ушб) и раскрыты особенности причетного мелоса финно-язычных народов Северо-Запада России, параллели с русской традицией [2; 3].

С середины 1990-х гг. Елена Евгеньевна сосредотачивается на исследованиях в области русской музыкальной культуры ХУИ-ХУШ вв., в частности на ранних страницах истории русской музыки Нового времени. Исследователя привлекают разнообразные связи этого малоизученного музыкального пласта и устных песенных традиций. Она работает в рукописных отделах РНБ, РГБ, ГИМ.

Многие произведения, извлеченные ею из рукописей, проверяются в исполнении ансамбля «Псалмопевцы», созданного ею из студентов и выпускников СПбГИК (регент Татиана Молчанова).

Для проведения исследований ею были получены гранты: «Русская песенная лирика XVIII века по рукописным сборникам» (совместно с Н. О. Атрощенко и В. А. Лапиным) и «Патриарх Никон. Наследие: русское певческое искусство третьей четверти XVII - начала XVIII века» (совместно с А. Н. Кручининой и В. В. Шмидтом). Результаты исследований опубликованы в изданиях «Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны» (2002) [4], «Рукописный песенник XVIII века с голосами...» (2002) [5], а также во многих научных статьях [6]. Одной из последних публикаций, вернувших в музыкаль-

ный мир песни из рукописей, является «Ростовская тетрадь» (2019) [7].

Исследование музыки новоиерусалимских псалмов и «книжных песен» стало открытием начала XXI в. в музыковедении. По сути, Елену Евгеньевну можно назвать первопроходцем в исследовании этого уникального, малоизученного пласта национальной музыкальной культуры. В 2021 г. в рамках международного научно-издательского проекта «Духовные традиции народов» выходит монография «Ново-Иерусалимская школа песенной поэзии: псалмы на линейных нотах». Это первая публикация уникального памятника музыкальной культуры XVII в. - самого полного рукописного песенника Новоиерусалимской школы - с обширными к нему комментариями.

Результатами своей научной деятельности Елена Евгеньевна с готовностью делится на многочисленных научных форумах. Ее выступления с докладами и участие в дискуссиях создают атмосферу заинтересованного обсуждения на самых разнообразных конференциях в Санкт-Петербурге (СПбГИК, СПбГК, РИИИ, РЭМ, МАЭ РАН, ИРЛИ), в Ростове Великом, Минске и Львове, на Всероссийских конгрессах фольклористов (Москва, Тула), на «Ряби-нинских чтениях» (Петрозаводск) и на других научных мероприятиях городов России.

Эрудиция, широкий научный и музыкальный кругозор, критичность и в то же время дружеская поддержка привлекают коллег в личности Елены Евгеньевны, поэтому ее постоянно приглашают стать оппонентом диссертаций, рецензентом и консультантом изданий.

Как член Союза композиторов Санкт-Петербурга Елена Евгеньевна является постоянным участником заседаний его фольклорной секции, в настоящее время ей поручено возглавить ее работу. Она ежегодно выступает с докладами на заседаниях, активно побуждает коллег к обсуждению самых насущных проблем в современном музыковедении и современной жизни музыкального Петербурга. Она желанный участник заседаний и конференций сектора фольклора Российского института истории искусств (РИИИ), в стенах которого защитила кандидатскую диссертацию.

Особую страницу научно-методической деятельности Елены Евгеньевны составляла многолетняя работа в Фольклорной секции Новгородского центра народного творчества в 1980-х гг. Результатом стали и подготовленные ею сборники песен [8; 9], и «выращенные» ученики. Особо отметим здесь ученицу Елены Евгеньевны - Марину Клавдиевну Бурьяк, которая не только подхватила ее идеи препода-

вания фольклора и работы с детьми, но и воплотила их самым достойным и масштабным образом, создав «Новгородскую детскую музыкальную школу русского фольклора» [10] -первое в стране детское образовательное учреждение на основе народной музыкальной культуры.

Как у всякого высококлассного вузовского преподавателя трудно отделить научную деятельность Елены Евгеньевны от ее педагогической работы. А ведь учительствовать Елена Евгеньевна стала рано, еще в годы учебы в музыкальном училище.

В 1965/66 учебном году она преподавала музыкально-теоретические дисциплины в ДК им. Ленсовета, в 1970/71 году - в ДМШ № 20 в Сестрорецке. Таким образом, мы отмечаем и еще один ее юбилей - 55-летие педагогической работы.

С 1977 г. начинается многогранная и плодотворная педагогическая деятельность Елены Евгеньевны в стенах СПбГИК (тогда ЛГИК). Она была принята на должность преподавателя первым заведующим и основателем кафедры русского народного песенного искусства Игорем Алексеевичем Волковым. С самого начала вела лекционные курсы и практические занятия, подготавливала и проводила студенческие фольклорные экспедиции, работала над созданием Фольклорного архива кафедры. В 1986 г. Елена Евгеньевна была принята на должность доцента, в 1988 г. ей было присвоено звание доцента по кафедре самодеятельного народного хора. Много лет ее коллегой «по цеху», преподавателем круга фольклорных дисциплин была Наталия Касьяновна Бондарь, сокурсница по училищу и Консерватории и близкий по духу и взглядам человек. Вместе при поддержке руководства кафедры, института и коллег они развивали и совершенствовали преподавание фольклористических дисциплин на кафедре.

С конца 1980-х гг. Еленой Евгеньевной были осуществлены важнейшие шаги в педагогической и учебно-методической деятельности. Ею был внедрен новый основополагающий курс «Русский музыкальный фольклор», который позже был дополнен разработанными и читаемыми ею дисциплинами: «История отечественной фольклористики», «Дидактическая модель корпуса русского песенного фольклора», «Фундаментальные проблемы этномузыкознания», «Фольклор и дети», «Народно-песенные стили», «Теория и история фольклористики».

Она была организатором на кафедре специальных курсов «Фольклор народов

мира» и «Традиционное многоголосие» с привлечением высококлассных специалистов -И. И. Земцовского, Т. А. Бернштам, В. А. Лапина, И. В. Мациевского, Н. Ю. Альмеевой, Г. В. Тав-лай, Ф. Челеби. В итоге Еленой Евгеньевной был создан целый цикл этномузыковедческих дисциплин, необходимых для подготовки специалистов в области народно-певческого исполнительства. Важнейшие учебные программы этого цикла были опубликованы в СПбГИК отдельной брошюрой [11].

Елена Евгеньевна является автором новой концепции программы дисциплины «Чтение хоровых партитур», основанной на активном музицировании и включении историко-сти-левых кругов, не входящих в предметы дири-жерско-хорового цикла, но необходимых для развития студентов кафедры (кант, хорал, знаменный распев).

В настоящее время в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами Елена Евгеньевна ведет лекционные курсы «Народное музыкальное творчество», «Фольклор и этнография», «Основы научно-исследовательской работы», «Методика преподавания профессиональных дисциплин» (один из разделов).

Она проводит практические занятия по «Расшифровке записей народной музыки», руководит научно-исследовательской работой бакалавров, магистрантов и ассистентов-стажеров, выпускными работами, является членом Государственной аттестационной комиссии. Елена Евгеньевна принимала активное и действенное участие в разработке академического учебника нового поколения по «Народному музыкальному творчеству» (2003, 2014) [12], ее многолетний опыт преподавания в СПбГИК лег в основу методического обеспечения этого учебника, его содержания и Словаря терминов.

Елена Евгеньевна проводит лекции, практические и индивидуальные занятия на высоком профессиональном уровне. В преподавании лекционных курсов она постоянно обновляет содержание, опирается на исследования и открытия в фольклористике, этнографии, музыковедении, на собственные научные разработки и публикации. Проводит экзамены и зачеты с использованием экспериментальных форм, активизирует и поощряет самостоятельную исследовательскую и творческую работу студентов.

Елена Евгеньевна помогла своим ученикам подготовить к выпуску сборники народных песен «Мы ходили-искали святую Коляду» и «50 русских народных песен Ленинградской обла-

сти» (Н. О. Атрощенко, Т. С. Молчанова, А. Е. Румянцева, 2005, 2017), «Со родимою сокол сторонки» (Д. Цуварев, 2014), «Русские народные песни Ярославской области» (Е. Бородина, 2017), «Песни Пермского края» (Е. Алексеев, 2019).

Методика Е. Е. Васильевой по обучению расшифровки народных песен является уникальной, она основана на активном и вдумчивом слуховом анализе текстов устной традиции, опирается на научные взгляды, которые соединяют петербургскую и московскую школы музыкальной фольклористики (И. И. Земцовский, Б. В. Асафьев, Ф. А. Рубцов, Е. В. Гиппиус). Данная методика - ярчайший пример авторской разработки на кафедре, она устойчиво внедрена в учебный процесс и в полной мере воспринята и продолжена ее учениками во многих регионах России. В учебном пособии «Понятия и термины фольклорно-эт-нографических дисциплин» (2017) эта методика и научно-методические взгляды Елены Евгеньевны получили четко структурированное и яркое выражение. Также эта методика получила продолжение в разработанных ею идеях о ведении уроков сольфеджио и развитии слухового мышления на основе национальной музыкальной культуры, которые неоднократно воплощались на кафедре как в мастер-классах, так и на курсах повышения квалификации.

С первых лет работы на кафедре Елена Евгеньевна руководит научно-исследовательской деятельностью студентов. Поддержанные наставником, они принимают участие в вузовской студенческой конференции, выступают с докладами в других учреждениях города. С 1993 г. она руководит выпускными работами студентов.

Спектр их тематики самый разнообразный. Часть из них соприкасается с важнейшими научными и научно-педагогическими темами Елены Евгеньевны, часть основывается на собственных полевых записях студентов, часть -на фольклорных записях кафедры. Но в любом случае работы под ее руководством обладают новаторскими приемами в рассуждениях и подаче материалов, всегда интересны коллегам и высоко отмечаются экзаменационной комиссией.

Елена Евгеньевна является организатором и активным участником студенческой научно-практической конференции «Шаг за шагом», призванной объединить в живом пространстве научного общения и студентов кафедры, и педагогов, и коллег. Много лет Елена Евгеньевна является заместителем заведующего кафедры по науке, всемерно способствует развитию ос-

новных направлений научной, учебно-методической и творческой деятельности коллектива.

С 1978 по 2013 г. Елена Евгеньевна руководила студенческими фольклорными экспедициями на кафедре. География их обширна: псковские, новгородские, северные пинеж-ские, курские традиции. Первый собственный полевой опыт она приобрела в консерватории в 1967-1968 гг. в экспедициях по Вытегре и Подпорожью. Уже тогда в них проявился талант Елены Евгеньевны вести беседу с деревенскими жителями, располагать их к себе и тщательно разузнавать обо всех сторонах традиционной крестьянской жизни. В этом неоднократно убеждался и автор данной работы, побывавший с Еленой Евгеньевной в Ленинградской и Архангельской областях.

Уникальные коллекции материалов,со-бранные ею в многочисленных фольклорных экспедициях в различные регионы России, пополнили и обогатили Фольклорный архив кафедры. Полевые записи Елены Евгеньевны составляют его значительную часть. Фольклорные записи находятся постоянно в русле ее собственного изучения, а также и ее коллег, публикуются в разного рода работах. Записанные Еленой Евгеньевной материалы уже много лет служат основанием для написания студенческих выпускных квалификационных работ и проведения серьезных исследований. По ее собственным экспедиционным материалам опубликованы «Новгородская кругови-на» (1983) и «Песни Городенского хора» (1990), открывшие малоизученные формы традиционной культуры. Исследователь по-новому заставила взглянуть и на давно известные традиции Курской области в сборниках «Ой да соловьюшка, братцы, соловейкя» и «Судьбы и песни» (2008).

Елена Евгеньевна стоит у истоков создания Фольклорного кабинета кафедры (1995). Вместе со своей коллегой по кафедре Наталией Касьяновной Бондарь она разработала концепцию его деятельности.

В кабинете регулярно проводилась камеральная обработка полевых материалов, записи постоянно включались в учебные задания, становились источником творческих программ учебных коллективов кафедры. Экспедиционные материалы кабинета и кафедры стали основой для открытия в СПбГИК в 2015 г. Фольклорного научно-образовательного центра им. И. А. Волкова. Елена Евгеньевна является его научным консультантом, разрабатывает важнейшие направления деятельности центра, организовывает научные и творческие мероприятия.

С самого начала учебная работа Елены Евгеньевны со студентами кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК тесно связана с многогранной творческой и собственной исследовательской деятельностью. На основе изучения различных локальных традиций, соприкосновение с которыми происходило именно в студенческих фольклорных экспедициях, создавались нотные сборники и научные статьи, подготавливались яркие концертные программы, звучащие как в стенах СПбГИК, так и на различных площадках города и области.

Важнейшей идеей, задуманной и реализованной Еленой Евгеньевной на кафедре, стало создание своеобразных творческих лабораторий, в которых возвращаются из забвения и музыка Новоиерусалимской школы, и канты рукописных песенников и создается новое художественное пространство, в котором жизнь народной песни органична и самодостаточна. Благодаря ее инициативе, студенты становились участниками интересных творческих проектов, включались в область исторического исполнительства.

Из таких творческих лабораторий выросли ансамбль «Псалмопевцы» и «Вертепный театр Стрельникова». Автору настоящей работы посчастливилось более десяти лет петь в составе и ансамбля и театра, записать уникальный диск, основанный на расшифровках Елены Евгеньевны, - «Псалмы Новоиерусалимской школы. Алфавит» (2000). Елена Евгеньевна является инициатором и музыкальным руководителем уникальных спектаклей и концертных программ, созданным по произведениям из рукописей XVII-XIX вв. и народных песен разных традиций ансамблями «Псалмопевцы», «Посолонь» и «Пташица». Программы звучали в лучших залах Петербурга, Москвы, Новгорода, Тихвина, Ростова Великого, Перми, в Новоиерусалимском монастыре, на Петербургском радио и, конечно же, в стенах родного института.

Значительными явлениями культурной жизни города и области стали Фольклорные праздники, созданные Еленой Евгеньевной (Гдов, Тихвин, Выборг, Подпорожский район), двухлетний цикл спектаклей-мистерий «Круг жизни». Инициированный музыковедом Н. Л. Энтелис, разработанный и осуществленный в творческом союзе с художником и режиссером А. В. Стрельниковым, он был показан в Санкт-Петербургской Детской филармонии на протяжении двух сезонов (1994-1996). В этом проекте получили бесценный творческий опыт десятки студентов кафедры, а подго-

товленные аннотации к спектаклям помогали понимать и легко «входить» в музыку народных традиций, создавали особое словесное обрамление. Сходным было решение разнообразных учебных концертных программ и музыкально-фольклорных спектаклей, среди которых особо отметим «Смоленскую свадьбу» (1989) и «Проводы рекрута на Пинеге» (2012).

Елена Евгеньевна полна сил и энергии, у нее много интересных творческих идей и проектов, которыми она щедро делится с коллегами и к реализации которых она стремится привлекать бакалавров, магистрантов, ассистентов-стажеров, педагогов, а также выпускников кафедры разных лет. Она всегда готова дать мудрый совет ученикам, коллегам и ответить на разнообразные вопросы фольклористики.

Елена Евгеньевна пользуется заслуженным авторитетом как среди преподавателей, сотрудников и студентов кафедры русского народного песенного искусства, так и среди профессорско-преподавательского состава других структурных подразделений СПбГИК.

С полным основанием можно считать, что Елена Евгеньевна Васильева является мощнейшим стимулятором художественно-творческой, научной и учебно-методической деятельности коллектива кафедры русского народного песенного искусства факультета искусств СПбГИК. Своей многогранной деятельностью она вносит большой вклад в развитие петербургской школы фольклористики и педагогики.

В юбилейный год желаем Елене Евгеньевне новых идей, благодарных учеников и плодотворной работы!

Список литературы

1. Васильева Е. Е. Духовный стих // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Совет. энцикл.: Совет. композитор, 1974. Т. 2. Стб. 340-341.

2. Васильева Е. Е. Вепсская мелострофа в междужанровых отношениях причетной традиции // Симпозиум-79 по прибалтийско-финской филологии, 22-24 мая 1979: тез. докл. Петрозаводск: Карел. фил. АН СССР, 1979. С. 125-130.

3. Васильева Е. Е. Вепсская причетная мелострофа в междужанровых и межэтнических отношениях // Современное финно-угроведение: опыт и проблемы / Гос. музей этнографии народов СССР. Л.: Гос. музей этнографии народов СССР, 1990. С. 170-179.

4. Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны: 1689-1762: виватные, панегирические, покаянные, навигацкие, застольные, пасторальные, любовные / изд. подгот. Е. Е. Васильева, В. А. Лапин, А. В. Стрельников. СПб.: Композитор, 2002. XIX, 213 с.

5. Музыкальный Петербург: энцикл. слов. / ред. Е. Е. Васильева; Рос. ин-т истории искусств. СПб.: Композитор, 2002. Т. 1: XVIII век, кн. 5: Рукописный песенник XVIII в. 311 с.

6. Ростовская тетрадь: песни, записанные с напевами (из собрания А. А. Титова) / подгот. текстов, предисл. и коммент. Е. Е. Васильевой; ГУК ЯО «Областной Дом народного творчества». Ярославль: ООО «ПКФ „СОЮЗ-ПРЕСС"», 2019. 67 с.

7. Елена Евгеньевна Васильева: библиогр. указ.: к 70-летию со дня рождения / СПбГИК; ред., авт. предисл.: В. М. Сивова, Т. С. Молчанова; сост. Т. С. Молчанова. СПб.: СПбГИК, 2016. 20 с.

8. Быстрова А. А., Васильева Е. Е. Новгородская круговина / Упр. культуры Новгор. облисполкома; Науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы; Ленингр. гос. ин-т культуры. Новгород: [б. и.], 1983. 72 с.

9. Песни Городенского хора / сост., предисл., нотации Е. Е. Васильевой; Науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы; Ленингр. гос. ин-т культуры. Новгород: [б. и.], 1990. 144 с.

10. Новгородские кудесы. URL: http://kudesynov.ru/ (дата обращения: 01.08.2021).

11. Цикл фольклорно-этнографических дисциплин: прогр. лекц. курсов: спец. 053000 «Народное художественное творчество», спец. «Народное песенное искусство» / сост.: А. Ф. Некрылова, Е. Е. Васильева; СПбГУКИ, фак. искусств, каф. рус. нар. песен. искусства. СПб.: СПбГУКИ, 2006. 104 с. (Программы курсов: Русский музыкальный фольклор, Традиционное многоголосие, История отечественной фольклористики, Фольклор и дети).

12. Васильева Е. Е. [и др.]. Народное музыкальное творчество: [учебник для вузов: доп...] / М-во образования и науки РФ, Гос. ин-т искусствознания; ред. О. А. Пашина. СПб.: Композитор, 2014. 567 с.: ил. (Academia XXI: учебники и учебные пособия по культуре и искусству).

References

1. Vasilyeva E. E. Spiritual verse. Musical encyclopedia: in 6 vols / ed. Yu. V. Keldysh. M.: Soviet encyclopedia, Soviet composer, 1974. 2, 340-341 (in Russ.).

2. Vasilyeva E. E. Vepsian melostrophe in the intergenre relations of the honor tradition. Symposium-79 on Baltic-Finnish philology, May 22-24, 1979: abst. report. Petrozavodsk: Karel. Phil. AN SSSR, 1979. 125-130 (in Russ.).

3. Vasilyeva E. E. Vepsian melostrophe in intergenre and interethnic relations. Modern Finno-Ugric studies: experience and problems / State Museum of Ethnography of the Peoples of the USSR. Leningrad: State Museum of Ethnography of the Peoples of the USSR, 1990. 170-179 (in Russ.).

4. Vasilyeva E. E. (ed. prepared), Lapin V. A. (ed. prepared), Strelnikov A. V. (ed. prepared). Russian cants from Peter the Great to Elizabeth Petrovna: 1689-1762: vivatny, panegyric, penitential, navigational, drinking, pastoral, love. SPb.: Compositor, 2002. XIX, 213 (in Russ.).

5. Vasilieva E. E. (ed.). Musical Petersburg: an encyclopedic diet. / Russ. Inst. of Art History. Saint-Petersburg: Compositor, 2002. 1: XVIII century, bk. 5: Handwritten songbook of the 18th century, 311 (in Russ.).

6. Vasilieva E. E. (ed. prepared, foreword, comment.). Rostov notebook: songs recorded with tunes (from the collection of A. A. Titov) / Regional House of Folk Art. Yaroslavl: OOO «PKF „SOYUZ-PRESS"», 2019. 67 (in Russ.).

7. Sivova V. M. (ed., foreword); Molchanova T. S. (ed., foreword, comp.). Elena Evgenievna Vasilieva: bibliogr. decree: to the 70th anniversary of his birth / Saint-Petersburg State Inst. of Culture. SPb.: Saint-Petersburg State Inst. of Culture, 2016. 20 (in Russ.).

8. Bystrova A. A., Vasilyeva E. E. Novgorod circle / Exercise culture Novgorod reg. executive comm.; Sci. and methodological center of folk art and cultural and educational work; Leningrad State Inst. of Culture. Novgorod, 1983. 72 (in Russ.).

9. Vasilyeva E. E. (comp., foreword, notation). Songs of the Gorodensky Choir / Sci. and methodological center of folk art and cultural and educational work; Leningrad State Inst. of Culture. Novgorod, 1990. 144 (in Russ.).

10. Novgorod Kudesy. URL: http://kudesynov.ru/ (accessed: Aug.01.2021) (in Russ.).

11. Nekrylova A. F. (comp.), Vasilyeva E. E. (comp.). Cycle of folklore and ethnographic disciplines: program of lecture courses: spec. 053000 «Folk art», spec. «Folk song art» / Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts. SPb.: Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts, 2016, 2006. 104. (Course programs: Russian musical folklore, Traditional polyphony, History of Russian folklore, Folklore and children) (in Russ.).

12. Vasilyeva E. E. [et all]; Pashina O. A. (ed.). Folk musical creativity: [textbook for univ.: add. ...] / Min. of Education and Science of the Russ. Federation, State Inst. of Art Studies. SPb.: Compositor, 2014. 567. (Academia XXI: textbooks and training manuals for culture and art) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.