Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕВЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ЛЕНИНГРАДЕ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕВЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ЛЕНИНГРАДЕ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕВЧЕСКАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ИНИЦИАТИВА ЛЕНИНГРАДЦЕВ / ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДОСУГА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сивова Вера Матвеевна

История формирования этнопевческой среды в Ленинграде-Санкт-Петербурге во второй половине прошлого века требует исследования и определения основных направлений, способствовавших ее созданию. В значительной степени этому процессу содействовало развитие культурно-досуговой сферы; становление новой системы высшего и среднего профессионального образования, направленной на подготовку специалистов для культурно-досуговых учреждений, сферы народно-песенного исполнительства и вокальной педагогики; деятельность профессиональных коллективов и певцов. Регулирование этого процесса осуществлялось со стороны Городского дома народного творчества Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. Нельзя забывать об инициативе ленинградцев, которая проявлялась в быту, в семье, в городских парках. Таким образом, в Ленинграде-Санкт-Петербурге во второй половине прошлого века были созданы условия для формирования этнопевческой среды, продолжающие сохраняться и успешно развиваться в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ETHNO-SINGING ENVIRONMENT IN LENINGRAD - ST. PETERSBURG IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

The history of the formation of the ethno-singing environment in Leningrad - St. Petersburg in the second half of the last century requires research and determination of the main directions contributing to its creation. To a large extent, this process was facilitated by the development of the cultural and leisure sphere; the development of a new system of higher and secondary vocational education aimed at training specialists for cultural and leisure institutions, the sphere of folk song performance and vocal pedagogy; the activities of professional collectives and singers. The regulation of this process was carried out by the City House of Folk Art of the Committee for Culture of the Government of Saint-Petersburg. We must not forget about the initiative of the Leningraders, which was manifested in everyday life, in the family, in city parks. Thus, in Leningrad - SaintPetersburg in the second half of the last century, conditions were created for the formation of an ethno-singing environment that continues to be preserved and successfully developed today.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕВЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ЛЕНИНГРАДЕ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА»

УДК [398.8:784](470.23-25)"19"

В. М. Сивова

Формирование этнопевческой среды в Ленинграде - Санкт-Петербурге во

второй половине ХХ века

История формирования этнопевческой среды в Ленинграде-Санкт-Петербурге во второй половине прошлого века требует исследования и определения основных направлений, способствовавших ее созданию. В значительной степени этому процессу содействовало развитие культурно-досуговой сферы; становление новой системы высшего и среднего профессионального образования, направленной на подготовку специалистов для культурно-досуговых учреждений, сферы народно-песенного исполнительства и вокальной педагогики; деятельность профессиональных коллективов и певцов. Регулирование этого процесса осуществлялось со стороны Городского дома народного творчества Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. Нельзя забывать об инициативе ленинградцев, которая проявлялась в быту, в семье, в городских парках. Таким образом, в Ленинграде-Санкт-Петербурге во второй половине прошлого века были созданы условия для формирования этнопевческой среды, продолжающие сохраняться и успешно развиваться в наши дни.

Ключевые слова: этнопевческая среда, культурно-досуговая деятельность, народно-певческое образование и исполнительство, инициатива ленинградцев, Дом народного творчества и досуга

Vera M. Sivova

Formation of the ethno-singing environment in Leningrad -St. Petersburg in the second half of the 20th century

The history of the formation of the ethno-singing environment in Leningrad - St. Petersburg in the second half of the last century requires research and determination of the main directions contributing to its creation. To a large extent, this process was facilitated by the development of the cultural and leisure sphere; the development of a new system of higher and secondary vocational education aimed at training specialists for cultural and leisure institutions, the sphere of folk song performance and vocal pedagogy; the activities of professional collectives and singers. The regulation of this process was carried out by the City House of Folk Art of the Committee for Culture of the Government of Saint-Petersburg. We must not forget about the initiative of the Leningraders, which was manifested in everyday life, in the family, in city parks. Thus, in Leningrad - Saint-Petersburg in the second half of the last century, conditions were created for the formation of an ethno-singing environment that continues to be preserved and successfully developed today.

Keywords: ethno-singing environment, cultural and leisure activities, folk singing education and performance, initiative of Leningraders, House of Folk Art and Leisure DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-145-150

Для того чтобы всесторонне исследовать процессы формирования этнопевческой среды в Ленинграде - Санкт-Петербурге во второй половине XX в., необходимо представлять национальную структуру народонаселения города. Мы не располагаем точными статистическими данными о национальном составе жителей Ленинграда сразу в послевоенные годы, но известно, что специфичность этнокультурной среды Ленинграда определялась в первую очередь этническим составом и наличием нескольких разговорных языков.

Преобладающими по национальности в послевоенном Ленинграде, как и до Великой Отечественной войны, были русские. Доля русского населения сразу в послевоенные годы составляла большинство, и она, без сомнения,

может быть соотнесена с данными по переписи 2002 г., когда русские составляли в Санкт-Петербурге 84,73 % [1].

В статье мы ограничились рассмотрением формирования этнокультурной среды среди русского населения города.

Проблемами развития культуры других народов, проживающих в Санкт-Петербурге, занимается с 2005 г. СПб ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей», который был открыт Правительством Санкт-Петербурга. Он стал мостом, соединяющим органы исполнительной власти и национально-культурные объединения [2].

После окончания Великой Отечественной войны жизнь в Ленинграде быстро возвращалась в мирное русло. Распахнули двери театры,

концертные залы, музеи, библиотеки, кинотеатры. Во дворцах, Домах культуры и клубах стала возобновляться активная творческая деятельность многочисленных кружков самодеятельности. Именно в эти годы проявились основные тенденции в формировании этно-певческой среды в условиях города.

Формирование этнопевческой среды всегда являлось особым фактом в создании этнокультурного климата, сохранении и развитии культурных традиций народа. Оно носило, с одной стороны, упорядоченный, организованный характер, а с другой - это был почти стихийный, неуправляемый процесс.

Нельзя не отметить, что после девятисот дней блокады Ленинграда, разобщенности по объективным причинам многих семей, была и субъективная причина, по мнению автора, заключающаяся в потребности создания этой среды, как со стороны горожан, переживших тяжелые годы фашистской блокады, так и со стороны большого количества жителей города, приехавших со всех концов России на его восстановление.

В значительной степени формированию этнопевческой среды в Ленинграде способствовало развитие культурно-досуговой сферы, создание новой системы образования в высших и средних учебных заведениях, направленное на подготовку специалистов для отрасли народно-песенного исполнительства и вокальной педагогики.

В определенной мере этому помогала деятельность профессиональных коллективов и солистов-исполнителей народных песен. Регулирование этого процесса осуществлялось со стороны государственных учреждений и, прежде всего, Городского дома народного творчества Комитета по культуре. Нельзя забывать и об инициативе горожан, которая проявлялась в быту, в семье, в городских парках. Таким образом, условия для формирования этнопевческой среды стали возможными при сочетании ряда определенных условий, обозначенных выше.

Как показывает практика, это сложнейшее для всей страны время без преувеличения можно назвать годами расцвета и необычайного подъема народно-песенного исполнительства, представленного многочисленными самодеятельными народными хорами и ансамблями русской песни. Именно после войны начинается отсчет нового этапа в развитии самодеятельного и профессионального народно-песенного исполнительства, вокальной педагогики, определивших основные направления и всемерно способствующих форми-

рованию этнопевческой среды в Ленинграде - Санкт-Петербурге.

По мнению автора, формирование этнопевческой среды в рассматриваемый период шло по следующим направлениям: самодеятельное; профессиональное; образовательное; бытовое; организационное.

Их можно ранжировать по количеству участников в том или ином направлении, но трудно расположить по степени значимости, поэтому предложенная систематизация не претендует на логически выстроенную последовательность, а носит в большей мере содержательно-описательный характер.

Самодеятельное направление народно-песенного исполнительства в формировании этнопевческой среды. В Ленинграде в послевоенные годы любительское направление народно-песенного исполнительства являлось в художественной самодеятельности одним из самых массовых по количеству коллективов и числа участников в них.

Именно оно в значительной степени способствовало формированию этнопевческой среды в городе. Почти в каждом культурно-досуговом учреждении города стали организовываться хоры и ансамбли русской песни, ориентирующиеся в творческой деятельности на ставшие особенно популярными в годы Великой Отечественной войны государственные профессиональные народные хоровые коллективы: Академический государственный русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, Академический государственный Воронежский русский народный хор, Академический государственный Северный русский народный хор и др.

В 1949 г. в Ленинграде были организованы первые народно-певческие коллективы, ставшие на десятилетия ведущими в этом жанре и накопившие большой опыт по методике работы с народным хором: Русский народный хор ДК им. С. М. Кирова (рук. А. А. Эпова) и Хор русской песни ДК им. Ленсовета (рук. Л. И. Шимков) [3]. Позднее, в 1970-1980-е гг., к ним присоединился Ансамбль народной песни, музыки и танца ДК им. В. П. Ногина (рук. И. А. Волков). В ДК им. М. Горького примерно в это же время создается Ансамбль народной песни (рук. Т. Н. Хаминова), в ДКиТ им. Капранова организуется Ансамбль народной песни, музыки и танца (рук. А. В. Ковальчук), в ДК Невский появился Ансамбль народной песни, музыки и танца (рук. В. Г. Пушкарев). Первый в нашем городе фольклорный ансамбль организуется в стенах ДК им. Первой Пятилетки (рук. А. И. Гришин) [4, с. 3].

146 Вестник СПбГИК№ 3 (48) сентябрь • 2021

В годы перестройки почти все эти хоры и ансамбли, организованные в послевоенные годы, в основном по причине резкого снижения финансирования, прекратили свою деятельность. К сожалению, именно по этой причине не смог продолжить свою творческую жизнь замечательный коллектив, основанный Л. И. Шимковым в ДК имени Ленсовета (с ним около тридцати лет после Л. И. Шимко-ва работала художественным руководителем В. М. Сивова).

Сохранился только Хор русской песни ДК им. С. М. Кирова, созданный А. А. Эповой. Ныне он носит имя своего основателя А. А. Эповой, но базируется в КДЦ «Троицкий» (рук. Н. Ю. Го-рянина).

На смену прекративших существование коллективов появились новые: Хор русской песни ДКиТ «Пролетарский» (рук. С. Г. Гопкало) и Хор русской песни КДЦ «Московский» (рук. Г. Р. Михалкин), Хор русской песни ДК «Киро-вец» (рук. М. А. Григорьев), фольклорный ансамбль «Домострой» (рук. Н. Н. Артеменко), а также многочисленные детские фольклорные ансамбли.

Профессиональное направление народно-песенного исполнительства в формировании этнопевческой среды. Главной концертной организацией Ленинграда был Ленконцерт. В нем работали звезды советской эстрады, представители различных видов исполнительского искусства, в том числе певицы, исполнительницы народных песен и романсов, которые внесли большой вклад в популяризацию народной певческой культуры.

Особую известность в послевоенные годы в Ленинграде имели прославленные народные коллективы. Среди них можно выделить такой коллектив, как Ансамбль сестер Федоровых (рук. Л. И. Шимков) [5]. С большим успехом выступали заслуженные артистки России А. П. Са-пожникова и Т. Г. Стрелкова. В 1980-е гг. к ним присоединились заслуженная артистка России В. П. Жолобова, Л. И. Никконен, Р. Д. Мирошниченко, автор-исполнитель Г. Н. Ильина, дуэт в составе Т. Ковалевой и Т. Емельяновой [6] и др.

В годы перестройки Ленконцерт не смог сохранить свое положение в культурной жизни города. Многие талантливые музыканты эмигрировали за границу и там, с разной степенью успешности, продолжили работу.

В настоящее время в Санкт-Петербурге организованы коллективы, имеющие статус профессиональных. Их немного, и их основное предназначение - выступление с концертными программами перед туристами из России и зарубежных стран. Очевидно, что по

этой причине они не в состоянии оказывать существенное влияние на формирование этнокультурной среды в городе так, как им позволяет имеющийся уровень профессионального мастерства.

Наиболее стабильными на сегодняшний день являются коллективы, сохранившие высокий уровень исполнительского мастерства. Прежде всего, к ним относится уникальный коллектив - Оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева (худ. рук., народный артист РФ В. В. Хохлов) [7]. Оркестр народных инструментов «Метелица» (худ. рук. и дирижер, заслуженный артист РФ И. М. Тонин) [8], Фольклорный театр «Этно» (рук. Ю. И. Шлях-тов) [9]. Время от времени в городе появляются новые коллективы, обладающие высоким творческим потенциалом, но они, как правило, не выдерживают конкуренции и быстро исчезают с эстрады, так и не успев по-настоящему заявить о себе.

Образовательное направление народно-песенного исполнительства в формировании этнопевческой среды. В настоящее время мы располагаем достоверной информацией о том, что до Великой Отечественной войны в нашем городе не велась подготовка исполнителей русских народных песен.

Только в послевоенные годы в Ленинграде появилось образовательное направление народно-песенного исполнительства, которое было представлено в ряде старейших учебных заведений города.

Это способствовало формированию этнопевческой среды не только в Ленинграде, а на территории СССР и за рубежом, там, где оказывались выпускники образовательных учреждений - исполнители русских народных песен и романсов.

Подготовка профессиональных кадров для системы культурно-просветительной работы, профессионального и самодеятельного исполнительства, для дополнительного и предпро-фессионального образования стала возможной на базе формирующейся петербургской школы народного пения.

Первые ростки профессиональной школы народного пения возникли во второй половине прошлого столетия, почти шестьдесят лет назад. В 1964 г. в музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова на эстрадном отделении (зав. отделением - режиссер Донат Исаакович Мечик [10]), было открыто отделение «народного пения».

Главной задачей вновь созданного отделения стала подготовка исполнительниц народных песен для советской эстрады. Оно

было одним из первых в СССР, и его открытию способствовал большой авторитет Л. И. Шим-кова [3] - художественного руководителя прославленного ансамбля сестер Федоровых в Ленконцерте и художественного руководителя Народного коллектива Хора русской песни ДК имени Ленсовета, имеющего авторитет одного их лучших самодеятельных народно-певческих коллективов СССР.

Школа народного пения в нашем городе формировалась в тесной связи с культурой академического пения и с самого начала выявила специфику, существенно отличающую ее от классического вокала.

У истоков создания петербургской школы народного пения стояли Леонид Иннокентьевич Шимков (1909-1986) и Анна Алексеевна Эпова [11] (1903-1982) - оперные и камерные певцы, получившие профессиональное образование на вокальном факультете Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории. В послевоенные годы они стали педагогами музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, организаторами и руководителями самодеятельных русских народных хоров в ДК имени Ленсовета и ДК имени С. М. Кирова.

В 1977 г. отделение народного пения перевели в музыкальное училище им. М. П. Мусоргского (зав. отделением Н. В. Силина).

В 1971 г. в ЛГИК им. Н. К. Крупской по инициативе заслуженного работника культуры РФ, доцента И. А. Волкова при поддержке ректора Е. Я. Зазерского была организована кафедра русского народного песенного искусства.

Выпускники кафедры сразу же активно включились в творческую жизнь города, продолжая и развивая лучшие традиции народно-песенного исполнительства. Среди них: заслуженный работник культуры РФ Г. Р. Ми-халкин, С. Г. Гопкало, Л. И. Губа, М. А. Кузнецова, И. Б. Руннова, И. Д. Смирнова, Н. А. Платонова и др.

Большую работу по исследованию традиционной культуры ведет кафедра этномузы-кологии СПбГИК (зав. кафедрой Г. В. Лобкова), выпускники которой активно проявляют себя в качестве педагогов ДМШ, ДШИ и в системе дополнительного образования детей, что в немалой степени способствует этновокальному воспитанию подрастающего поколения и формированию этнопевческой среды.

Бытовое направление народно-песенного исполнительства в формировании этнопевческой среды. Это уникальное явление в культурной жизни послевоенного Ленинграда. В 1950-1960-х гг. на танцплощадке в Удельном парке, недалеко от железнодорожной станции

«Удельная», стихийно образовались пятачки гармонистов выходного дня, быстро завоевавшие популярность и любовь жителей города. Фольклорист, кандидат искусствоведения, композитор Ю. Е. Бойко был участником этих фольклорных пятачков.

Свои наблюдения он зафиксировал в публикациях, раскрывающих не только описание игры самоучек на гармошках разных видов, но проанализировал церемонию исполнения частушек в атмосфере перепалки певцов, перемежающуюся танцами и известными песнями [12].

Парк стал единственным местом в Ленинграде-Санкт-Петербурге, где проводились регулярные встречи любителей старинных и современных частушек. Они вместе проводили досуг, пели, танцевали, знакомились и даже создавали семьи.

Участники Удельнинского пятачка в большинстве случаев не занимались в кружках художественной самодеятельности, а некоторые певцы и гармонисты, записываясь в хоры и ансамбли в Дома и Дворцы культуры, там долго не задерживались, так как привыкли к другому способу реализации художественных способностей.

Занятия по расписанию в кружке, разучивание репертуара и выступления отдельным номером в концертных программах коллектива не давали возможности показать себя так полно, как это было возможно в демократичной обстановке парка. Эта традиция, зародившаяся в Ленинграде в послевоенные годы, оказалась живучей и бытует до сих пор, объединив участников в своеобразный Клуб частушек.

Название пятачок постепенно ушло из обихода, но также по выходным дням, летом и зимой в Удельном парке собираются любители народной культуры, способствуя своим творчеством поддержанию этнопевческой среды.

Организационная деятельность ГБОУ КДУ «Дом народного творчества и досуга» Комитета по культуре в формировании этнопев-ческой среды. Особое место в формировании этнопевческой среды в нашем городе занимает деятельность Комитета по культуре Ленинграда. ГБОУ КДУ «Дом народного творчества и досуга» [13], который не прекращал работу даже во время войны.

В послевоенные годы он взял на себя несколько функций. Одной из важнейших среди них стало руководство процессом формирования этнопевческой среды с помощью коллективов, относящихся к системе культурно-досуговых учреждений, а также:

148 Вестник СПбГИК № 3 (48) сентябрь • 2021

- создание методического объединения руководителей народно-певческих коллективов;

- организация и проведение массовых мероприятий, конкурсов и фестивалей Народного творчества (в том числе городского конкурса «Как на нашей на сторонке», посвященного одной из основателей петербургской школы народного пения А. А. Эповой), праздников Народной песни; народных гуляний «Рождество Христово», «Масленица» в Петропавловской крепости, Таврическом саду, в ЦПКиО им. С. М. Кирова, в парке им. Бабушкина, в Александринском парке, в пригородах Санкт-Петербурга и др.;

- организация и проведение концертов народных коллективов города на лучших концертных площадках города: в зале Академической капеллы им. М. И. Глинки, БКЗ «Октябрьский», ДК им. Ленсовета, ДК им. С. М. Кирова, ДК Выборгский, ДК им. М. Горького, ДК им. Первой Пятилетки и др.;

- курирование системы повышения квалификации руководителей любительских коллективов;

- решение вопросов о присвоении коллективам звания Народный и Образцовый, а также подтверждение этих званий;

- организация гастролей коллективов по Ленинградской области и городам России.

Таким образом, в Ленинграде Санкт-Петербурге во второй половине прошлого века были заложены основные направления в образовательной, художественно-творческой и организационной сферах, способствовавшие формированию этнопевческой среды и имеющие продолжение в наши дни.

Список литературы

1. Многонациональный Санкт-Петербург. URL: http://chnkaspb.narod.ru/business.html (дата обращения: 21.06.2021).

2. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Санкт-Петербургский Дом национальностей». URL: http://spbdn.ru/ (дата обращения: 21.06.2021).

3. Сивова В. М. Петербургская школа народного пения. Педагогическая деятельность Л. И. Шимкова (1909-1986): метод. рекомендации. Санкт-Петербург, 2017. 72 с.

4. Кафедра русского народного песенного искусства: к 40-летию каф. рус. нар. песенного искусства / СПбГУКИ; ред., сост. В. М. Сивова; сост.: Е. Е. Васильева, Т. С. Молчанова. СПб.: Первый класс, [2012]. 37 с.

5. Сёстры Федоровы // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сёстры_Фё-доровы (дата обращения 14.05.2020).

6. Сивова В. М. Некоторые аспекты истории развития народно-песенного исполнительства в Ленинграде - Санкт-Петербурге во второй половине XX века // Народно-песенное исполнительство: от истоков к современности: междунар. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГИК, 2020. URL: https://spbgik.ru/upload/file/nauka/konf/2020/ npi20/17_rnpi_konf_npi_2020.pdf (дата обращения: 21.06.2021).

7. Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева: [офиц. сайт]. URL: https://andreyev-orchestra.ru/ (дата обращения: 21.06.2021).

8. Государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица»: [офиц. сайт]. Санкт-Петербург, 2009-2021. URL: https://metelitsa-spb.ru/about-the-orchestra/ (дата обращения: 16.06.2021).

9. Фольклорный театр «Этно»: [офиц. сайт]. URL: https://www.etno-spb.ru/ (дата обращения: 21.06.2021).

10. Мечик Донат Исаакович // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Мечик,_Донат_Исаакович (дата обращения: 21.06.2021).

11. Сивова В. М. Формирование школы народного пения: от традиции к современной социокультурной практике // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 25-26 янв. 2018 г. / С.-Петерб. гос. ин-т культуры, каф. социал.-культ. деятельности; ред.-сост.: Т. В. Рябова, В. А. Кавера. Санкт-Петербург, 2019. С. 210-216.

12. Бойко Ю. Ленинградский Удельный парк // Традиционный фольклор в современной художественной жизни: (фольклор и фольклоризм): сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова; [сост. И. И. Земцовский]. Ленинград, 1984. С. 46-50.

13. Санкт-Петербургское государственное бюджетное культурно-досуговое учреждение «Дом народного творчества и досуга». URL: http://www.spbdntd.ru/ (дата обращения: 21.06.2021).

References

1. Multinational Saint-Petersburg. URL: http://chnkaspb. narod.ru/business.html (accessed: June.21.2021) (in Russ.).

2. Saint-Petersburg State Treasury Institution «Saint-Petersburg House of Nationalities». URL: http://spbdn.ru/ (accessed: June.21.2021) (in Russ.).

3. Sivova V. M. Petersburg school of folk singing. Pedagogical activity of L. I. Shimkov (1909-1986): methodical recommendations. SPb.: Saint-Petersburg State Univ. of Culture, 2017. 72 (in Russ.).

4. Sivova V. M. (ed., comp.); Vasilieva E. E. (comp.), Molchanova T. S. (comp.). Department of Russian folk song art: for the 40th anniversary of the department. Russian bunk bed song art / Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts. SPb.: First class, [2012]. 37 (in Russ.).

B. M. CuBOBa

5. Sisters Fedorov. Wikipedia: the free encyclopedia. URL: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/CecTpbi_QegopoBbi (accessed: May.14.2020) (in Russ.).

6. Sivova V. M. Some aspects of the history of the development of folk song performance in Leningrad - Saint-Petersburg in the second half of the XX century. Folk song performance: from the origins to the present: intern. sci.-practical conf. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State Inst. of Culture, 2020. URL: https://spbgik.ru/upload/file/nauka/ konf/2020/npi20/17_rnpi_konf_npi_2020.pdf (accessed: June 21.2021) (in Russ.).

7. State Academic Russian Orchestra named after V. V. Andreev: [website]. URL: https://andreyev-orchestra. ru/ (accessed: June 21.2021) (in Russ.).

8. State Orchestra of Russian Folk Instruments «Blizzard»: [website]. Saint-Petersburg, 2009-2021. URL: https://metelitsa-spb.ru/about-the-orchestra/ (accessed: June 16.2021) (in Russ.).

9. Folklore theater «Ethno»: [website]. URL: https://www. etno-spb.ru/ (accessed: June 16.2021) (in Russ.).

10. Mechik Donat Isaakovich. Wikipedia: the free encyclopedia. URL: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ MeMUK,_fl0HaT_l/lcaaK0BUM (accessed: June 16.2021) (in Russ.).

11. Sivova V. M. Formation of a school of folk singing: from tradition to modern socio-cultural practice. Training of personnel in the socio-cultural sphere: traditions and development strategies: coll. of art.: materials Intern. sci.-practical conf., Jan.25-26.2018 / St. Petersburg. State Inst. of Culture; ed.-comp.: T. V. Ryabova, V. A. Cover. Saint-Petersburg, 2019. 210-216 (in Russ.).

12. Boyko Yu. Leningrad Udelny Park. Traditional folklore in modern artistic life: (folklore and folklorism): coll. of sci. art. / N. K. Cherkasova Leningrad State Inst. of Theater, Music and Cinematography; [comp. I. I. Zemtsovsky]. Leningrad, 1984. 46-50 (in Russ.).

13. Saint-Petersburg State Budgetary Cultural and Leisure Institution «House of Folk Art and Leisure». URL: http://www.spbdntd.ru/ (accessed: June 16.2021) (in Russ.).

150 •

BecmHUK Œ6mK№ 3 (48) ŒHmaôpb ■ 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.