В. Н. Пасекова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой теории и истории культуры. Научный руководитель - доктор культурологии, профессор Э. В. Махрова
Статья посвящена итогам многоракурсного изучения музыкального фольклора Ленинградской области XX-XXI веков специальными науками - лингвофольклористикой, музыкальной фольклористикой, этнологией, регионалистикой, исторической культурологией. Автор обращает внимание на наличие современной философско-культурологической базы исследования музыкального фольклора и ставит вопрос о необходимости целостного культурологического изучения народного музыкального искусства региона в его истории и современном состоянии. Это определит адекватную культурную политику в отношении к его последующему развитию. Статья содержит постановку проблемы целостного культурологического постижения музыкальной народной культуры Ленинградской области на основе обобщения итоговых данных специальных наук.
The article reflects the results of multiple investigation of the musical folklore in the Leningrad region at the turn of the 21st century by means of special sciences - linguistic folkloristics, musical folkloristics, ethnology, regionalistics and historical culturology. The author pays attention to the modern philosophical and culturological grounds of the musical folklore analysis and raises the question of the necessity of integral culturological research on the folk musical art of the region in its history and the present condition. This will define an adequate cultural policy concerning its further development.
Актуальным является комплексное рассмотрение системы музыкального фольклора Ленинградской области. Народное творчество является важнейшей сферой духов -ного бытия человека, значимым пластом его художественной культуры. В культурной реальности воспроизводятся народные музыкальные образы, способные эволюционировать в истории. Несмотря на глубокие социокультурные трансформации в XX в.1 и мощное развитие профессионального искусства2, народное музыкальное творчество неизменно занимает весьма значимую нишу в художественной культуре России. Каждый ее регион имеет неповторимую конфигурацию различных этнических музыкальных традиций.
Функционирование музыкального фольклора оказывало и оказывает глубочайшее воздействие на развитие духовной культуры и этническое самосознание людей в современном поликультурном обществе и недо-
оценивать это воздействие нельзя. Сегодня особенно меобходимо изучать содержание современного музыкального фольклора, разнообразие его форм и межэтнических региональных комплексов, определять характер культурной политики в этой области, стимулировать плодотворное формирование подлинных ценностей народного творчества.
Фольклорное творчество народов Петербургского региона как части Русского севера имеет глубочайшие многотысячелетние истоки и интересную историческую судьбу и потому всегда привлекало внимание исследователей. Мусическое наследие народов Петербургского региона изучалось различными специалистами, работающими в конкретных областях знания. На сегодня имеется обширный источниковедческий, конкретно-исторический эмпирический материал и результаты специальных исследований многих частных наук, посвящен-
ные народным традициям Ленинградской области. Собственно сам музыкальный фольклор развивался и соответственно изучался в контексте полиэтничности региона в неодинаковой степени.
На протяжении XIX в., когда основной задачей исследователей оказалось выявление и запись новых текстов, в их трудах как правило доминировали описательные тенденции. В XX в. изучение традиции музыкального фольклора осуществлялось в рамках отдельных наук: филологии (словесный ряд), этнолингвистики и лингвофольклори-стики (этнографическая сторона ритуалов, трудовых процессов и т. п.); музыкальной фольклористики и этномузыковедения (музыкальный план); этнологии и регионали-стики.
Такие ученые, как В. Я. Пропп, А. П. Ев-геньева, А. В. Десницкая, П. Г. Богатырев, И. А. Оссовецкий, Д. С. Лихачев, С. Г. Лазутин, С. Е. Никитина, А. Т. Хроленко, Е. Б. Артеменко и др., разработали различные теоретические и практические подходы к изучению и пониманию языка фольклора. Таким образом сформировалась наука, именуемая лингвофольклористикой.
Процесс освоения и изучения музыкального фольклора, начавшийся с записи и последующей публикации народных песен3 , постепенно развивался в целенаправленное собирание его фондов. По мере на -копления публикаций песенных сборников музыкально-этнографического уклона4, стали появляться и специальные труды, чаще всего в виде отдельных статей или предисловий к сборникам5. Авторы пытались уточнить, определить и научно обосновать своеобразие народно-песенной мелодики. Так наметились предпосылки для развития особой отрасли музыкознания -музыкальной фольклористики. Русскую музыкальную фольклористику нельзя считать наукой в строгом смысле этого слова, потому что она, особенно в разделе теории, представляет собой сумму различных, подчас противоречивых наблюдений, сведений
и мнений о развитии народно-песенного языка, о характерных и важнейших его особенностях, его образной сущности.
Во второй половине прошедшего столетия началось культурное движение, получившее название «новой фольклорной волны». Огромный интерес к фольклору сыграл очень большую роль в его развитии, распространении, изучении, что выразилось в следующем: организация фольклорных экспедиций, практическое постижение песенных стилей и аутентичное исполнительство, создание фольклорных ансамблей, появление композиторов фольклорной волны, включение фольклора в систему образования6. Жанровое и стилистическое разнообразие фольклорного материала представлено в фондах фольклорных этнографических материалов Ленинградской области.
В экспедиционной работе, изучении и систематизации полевых материалов участвовали сотрудники и студенты музыкальных учебных заведений Ленинграда и области. В совместные экспедиции выезжали филологи, фольклористы, этнографы, хореографы: А. М. Мехнецов, В. А. Кравчинская, П. Г. Ширяева Ф. А. Рубцов, А. Н. Захаров, В. А. Лапин, М. А. Лобанов, Е. И. Мельник, Е. Е. Васильева, Н. О. Атрощенко, А. Е. Румянцева, В. А. Ивановский, О. Ляпунов, Н. В. Ушаков, Н. В. Юхнева и др. Источниковедческая база исследования музыкального фольклора народов региона теперь сегодня весьма обширна. Это библиографические, справочные издания, нарративные источники, архивные материалы, статистические и графические данные.
Собирание песен, как этнографически достоверных документов региональной культуры, отражающих народную песенную практику в ее подлинном виде и активное изучение народной музыкального творчества в целом, выявление социальных функций народного искусства различных этносов, а также проведение системного анализа музыкально-этнографи-
ческих материалов получило свой научный статус в этнологии.
Несмотря на очевидное достоинство частных методик изучения фольклора, сегодня ощущается потребность предложения качественно новых критериев, его типологии, семантики, художественности. Назрела необходимость в изучении музыкального фольклора в корреляции с други-ми компонентами художественной культуры, с учетом этнографического контекста, так как это наиболее адекватно его бытованию на практике.
Региональное культурное наследие включает в себя множество материальных, духовных и художественных феноменов, созданных разными поколениями. Осмысление особенностей регионального культурного наследия является одной из основ кон-ституирования регионалистики. Сохранение и развитие традиционных форм культуры сегодня происходит в новых условиях вследствие глубоких изменений в российском обществе. Речь идет о частичном разрушении или изменении многих форм традиционной культуры, в том числе и музыкального фольк-лора. Этот процесс может вызывать утрату культурно-национальной идентичности, затруднить освоение, интерпретацию смыслов и ценностей7; а потому его актуально рассматривать в рамках аксиологии.
В связи с этим возникает потребность в теоретическом изучении феномена музыкального фольклора в рамках историкокультурной регионализации Ленинградской области. Такое исследование возможно в рамках исторической культурологии.
Общественный интерес к проблемам истории отечественной культуры, понимание важности задач музыкально-эстетического воспитания8 на основе широкого вовлечения в современную музыкального практику этнографически достоверных образцов народного музыкального творчества обусловили интенсивное развитие собирательской, научно-исследовательской, пропагандистской работы современной этно-кулътурологии.
Сегодня, изучая музыкальный фольклор Ленинградской области, важно иметь в виду ту совокупность положений, которые содержатся в работах представителей философ -ско-культурологической мысли М. С. Кага-на9 и Г. С. Лебедева10 (онтологическая база, системный подход, морфологический анализ, межхудожественная коммуникация, текст топохронов музыкального творчества и др.). Существенен также учет ряда теоретических посылок, которые содержатся в трудах представителей иных культурологических и регионоведческих школ и направлений в тех случаях, когда совокупность идей, высказанных ими, корреспондируется с исследовательскими положениями философии культуры, которые являются принципиально важными.
Основная проблема теоретического изучения музыкального фольклора Ленинградской области связана с необходимостью воссоздания жизни разных народов в культурном взаимодействии в истории художественной культуры изучаемого региона, выявления факторов, влияющих на исторические метаморфозы этого искусства, определения общих региональных и локальных этнических черт народной музыки. Необходимо проанализировать современный состав, содержание и этнокультурную выразительность народной музыки региона, определить ее роль в развитии современной художественной культуры, испытывающей огромное воздействие массовых форм искусства.
Основные этапы и факторы культуро-генеза Ленинградской области связаны с характером этнических, политических, идеологических, коммуникативных и общехудожественных процессов. Для того чтобы представить современную региональную конфигурацию музыкального фольклора народов Ленинградской области и перспективы его развития в художественной культуре северо-западного региона, важно описать особенности субъектов фольклорного творчества и выявить сложившиеся историко-культурные типы народного музыкального искусства в культурогенезе XX-XXI вв.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Каргин А. С., Хренов Н. А. Традиционная культура на рубеже XX-XXI веков (о целях и задачах альманаха «Традиционная культура») // Традиционная культура. 2000. № 1. С. 5-9; Каргин А. С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества. М.: Государственный центр русского фольклора, 1993; Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Традиции и культура сельского населения. Этнография Петербурга. Сб. статей / Отв. ред. Н. В. Юхнева. Л., 1977; Чистов К. В. Проблемы этнографического и фольклористического изучения Северо-Запада СССР. Традиционный фольклор в современной художественной жизни: Сб. научных трудов. Л., 1984. С. 3-10 (Фольклор и фольк-лоризм).
2 См.: Художественная самодеятельность Ленинграда: Сб. статей. Л., 1957; Якимовский А. Сельская музыкальная самодеятельность. Из опыта работы в Лодейнопольском р-не Лен. обл. Л., 1963.
3 Например: Русские народные песни, записанные в Ленинградской области в 1931-1949 гг. / Сост. В. А. Кравчинская и П. Г. Ширяева. Под ред. А. М. Астаховой. Муз. ред. Ф. А. Рубцова. М.; Л., 1950; Рубцов Ф. А. Народные песни Ленинградской области. М., 1958; 100 русских народных песен (Материалы студенческих фольклорных экспедиций) / Под общей ред. Ф. В. Соколова. Л., 1970; Народные песни Ингерманланднн (Лен. обл.). Издание подготовили Э. Киуру, Т. Коски, Э. Кюльмясу / Общ. ред. У. Конкка. Л., 1974; Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области в записях 1970-1980 годов / Ред.-сост. Лапин В. А. Вып. 1. Л., 1987. Вып. 2. Л., 1989; Бахтин В. С. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области. Л., 1982.
4 Русский Север и Ингерманландия: Историческая этнография. Вып. 5. СПб., 1995; Хейккинен К. Современный праздники вепсских женщин // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1995; Бондарь Н. К. Экспедиционно-полевые материалы кафедры русского народно-песенного искусства Санкт-Петербургской Академии культуры (бывший Ленинградский институт культуры) // Экспедиционные открытия последних лет: народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х - 1990х годов (Серия Фольклор и фольклористика) / Сост. и отв. ред. М. А. Лобанов. СПб., 1996 (описание аудио материалов записанных в Ленинградской области).
5 Астахова А., Эвальд 3. Работа бригады ИПИН по собиранию и изучению фольклора рабочей среды // Сов. этнография. 1932. № 2. С. 141-145; Песня. Записано со слов старого рабочего фабрики Штиглица в Петербурге // Резец. 1936. № 3, 3-я стр. обложки.
6 См.: Васильева Е. Е. Предисловие // 50 русских народных песен Ленинградской области по материалам студенческих фольклорных экспедиций 60-70-х годов. СПб., 2005. С. 3-4.
7 См.: Каргин А. С., Хренов Н. А. Традиционная культура на рубеже XX-XXI веков (о целях и задачах альманаха «Традиционная культура») // Традиционная культура. 2000. № 1. С. 5-9; Возрождение культуры России: истоки и современность: По материалам Всероссийского научного семинара, Санкт-Петербург, 15-16 декабря 1992 г. Вып. 1. СПб.: Знание, 1993; Сохранение и возрождение культурных традиций: Сборник научных трудов. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1996.
8 Например: Рыжкова Л., Мациевский И. О воспитательном значении активных форм постижения фольклора // Традиционный фольклор и его роль в эстетическом воспитании современного человека. Минск, 1979. С. 77-80; Бабенко Л. Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14. С. 1223; Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—начала XX в.: Половозрастной аспект традиционной культуры. Л., 1988; Игры детей в Санкт-Петербурге // Живая старина. 1906. Вып. 3. Отд. 5. С. 58-59; Данилевская В. А. Роль русской народной песни в музыкальном воспитании учащихся// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1. С. 59-79; О ленинградском фо-нограммархиве // Правда. 1936, 26 апр.; Пшеницина Н. Фольклор как предмет школьного изучения // Искусство. 1994. № 1. С. 3-7.
9 Каган М. С. Общая характеристика культуры, ее строения и функции // Введение в теорию художественной культуры. СПб.: РГПУ, 1993.
10 Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон Европейской России / Под ред. А. С. Герда, Г. С. Лебедева. СПб.: Изд-во Сибирского университета. 1999.