Научная статья на тему 'Проблема локальности музыкального фольклора в культурологическом ракурсе'

Проблема локальности музыкального фольклора в культурологическом ракурсе Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
121
20
Поделиться
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРИСТИКА / FOLKLORE STUDIES / ЭТНОМУЗЫКОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL GEOGRAPHY / ПРОВИНЦИОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ЗОНА / REGIONAL FOLKLORE AREA / ДИАЛЕКТ / DIALECT / ВАРИАНТ / VARIANT / ЛОКАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / LOCAL TRADITION / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / MUSICAL STYLE / ETHNOMUSICOLOGY / REGIONAL STUDIES

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Юдина Вера Ивановна

Проблема музыкального диалекта рассмотрена в междисциплинарном контексте с акцентом на культурологические параметры, учитывающие совокупность факторов жанрово-стилевых, пространственно-географических, социально-исторических, этнографических.

LOCALITY OF MUSICAL FOLKLORE IN THE ASPECT OF CULTURAL STUDIES

The problem of a musical dialect is dwelt upon in the interdisciplinary context with focus on culturological features considering such factors as genre and style, geography, society and history, ethnography.

Текст научной работы на тему «Проблема локальности музыкального фольклора в культурологическом ракурсе»

В.И. Юдина

ПРОБЛЕМА ЛОКАЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ...

УДК 130.2 + 398

ПРОБЛЕМА ЛОКАЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ РАКУРСЕ

© 2014

В.И. Юдина, доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории музыки Орловский государственный институт искусств и культуры, Орел (Россия)

Аннотация. Проблема музыкального диалекта рассмотрена в междисциплинарном контексте с акцентом на культурологические параметры, учитывающие совокупность факторов - жанрово-стилевых, пространственно-географических, социально-исторических, этнографических.

Ключевые слова: фольклористика; этномузыкознание; культурная география; провинциология; региональная фольклорная зона; диалект; вариант; локальная традиция; музыкальный стиль.

Локальные исследования в современной музыкальной фольклористике ведутся весьма успешно и многосторонне. Наряду с изучением местных традиций народно-музыкального творчества, разрабатываются концепции обобщающего характера, в которых предлагается типология региональных фольклорных зон (В.М. Лапин, В.М. Щуров), позволяющая представить суммативную картину - историческую и практическую

- бытия народной певческой и инструментальной традиции в пространстве русской культуры.

В этом плане в современном этномузыкознании отчетливо прослеживается солидарное с другими отраслями отечественной фольклористики понимание народного творчества не как единого целого, а как регионально/ локальной целокупности - системы [1, с. 147]. Например, в рамках лингвофольклористики сформировалась фольклорная диалектология, где само понятие фольклорного диалекта рассматривается не просто как лингвистическое, но лингвоэтнографическое, лингвокультурологическое, объединяющее языковые, этнографические и собственно фольклорные показатели (В.М. Жирмунский, С.П. Праведников, Б.Н. Путилов, Н.И. Толстой, К.В. Чистов и др.).

Такие параллели между различными ветвями фольклористики, а также характер развития культурной географии, расцвет регионалистики как научной сферы, изучающей конкретные культурно-исторические зоны, определяют актуальность междисциплинарного дискурса локального своеобразия музыкального фольклора. Как таковая эта проблема имеет значительную научную предысторию, восходящую к обозначенной в середине XIX в. М.А. Стаховичем проблеме музыкального варианта [2, с. 17]. На сегодняшний день, накопив значительный фактологический и аналитический «багаж», музыкальная фольклористика демонстрирует явный культурологический вектор, совпадающий с общим направлением отечественного музыкознания.

Показательна в этом плане культурологическая «мно-голикость» рассматриваемой проблемы. В музыкальном фольклоре особенности локальные и особенности местные - суть равнозначные категории, выступающие конкретизацией определенного регионального фактора. В.М. Лапин рассматривает локальную традицию как наиболее обобщенное понятие, предполагающее ареальную, определенную территориальную закрепленность фольклора со своим музыкально-песенным стилем - своего рода музыкальным диалектом, аналогичным диалекту в языкознании. Местная традиция является частным случаем локальной традиции, куда включен и ее «точечный» вариант

- культурная традиция отдельной деревни или компактной группы населенных пунктов со своими стилевыми особенностями. В этих взаимоотношениях складывается характерная система временных и пространственных связей, где местная традиция предстает как «целостный фоль-клорно-этнографический комплекс народной культуры, включающий все жанрово-исторические слои, <.. .> максимально глубокий по временной шкале и минимальный в территориальном отношении», а локальный стиль - как «явление дифференцированное в жанрово-историческом

отношении, то есть относительно ограниченное по временной шкале и максимально развернутое по территории, ареальное по своей природе и истории» [3, с. 178].

Более широкую дифференциацию пространственно-географической системы русского музыкального фольклора разрабатывает В.М. Щуров, выделяя здесь компоненты локальные (местные явления, бытующие в пределах одного села или группы соседних сел), региональные (более крупные группы сел, притом относительно обособленных в рамках культурно-географической зоны), зональные (этнокультурная группа - например, казачья донская, казачья кубанская, казачья уральская и пр.), аре-альные (самая крупная и масштабная в пространственном отношении группа - северный, южный, западнорусский и пр. ареалы) [4, с. 100]. Исследуя теоретические и практические аспекты региональных традиций в русском народном музыкальном творчестве, он рассматривает диалектную специфику различных местных школ - региональных зон, которые представляют собой «совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства музыкальному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности» [5, с. 27].

В целом, неоднозначность подходов к проблеме локальности музыкального фольклора, множественность научных дефиниций, имеющихся в арсенале современных исследователей (локальный, местный, региональный, ареальный, зональный и пр.) соответствует междисциплинарному характеру современной провинциологии в целом и, в частности, музыкальной провинциологии как сферы культурологического знания, изучающего различные стороны провинциальной культуры в совокупности порожденных ею феноменов музыкального искусства, свойственных им символико-метафорических знаков и бытийно-практических форм [6, с. 11, 35].

Существенную роль в определении культурологических параметров региональных, локальных, местных и аналогичных традиций в системе русской народной музыкальной культуры играет взаимодействие диахронического (вертикального) и синхронического (горизонтального) компонентов. Весьма показательна историческая динамика жанровой системы музыкального фольклора и отдельных ее элементов в рамках региональной, местно-локаль-ной традиции и общенациональном контексте, с характерным ареальным развертыванием и хронологическим закреплением за отдельными локусами определенных песенных жанров. Яркий пример - пространственно-географическое своеобразие эпической песенной традиции. Так, основную часть известных русских народных былин, своего рода золотого фонда русского музыкального эпоса, составляют северные былины и старины побережья Онежского озера, Белого моря, Архангельской области (записи конца XIX - начала ХХ вв. А.Д. Григорьева, А.В. Маркова, А.Л. Маслова, Б.А. Богословского, Н.Е. Ончуковой).

Большое значение имеет прагматический песенный комплекс, включающий характерные музыкальные особенности (напева, типа интонирования и звукоизвлече-ния) и сложившуюся в определенных локальных усло-

В.И. Юдина

ПРОБЛЕМА ЛОКАЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ... виях функциональность песни. Анализ музыкального I текста, его поэтики и стилистики позволяет выявить с региональную специфику песенной традиции в целом. л Вообще художественный стиль в музыкальном фоль- х клоре - альфа и омега аналитического подхода. Для р определения культурологических параметров музы- н кальной традиции это также важнейший фактор: порой е именно музыкальная стилистика «расшифровывает» культурно-исторический контекст фольклора, включая ц его пространственно-географические атрибуты. Так, в о определении исходной жанровой принадлежности пес- м ни, которая в ходе исторической трансформации могла д «мигрировать» в другую жанровую группу по сравне- н нию с первоисточником, решающую роль играет имен- о но музыкально-стилевой комплекс. Особенно это важно У в отношении произведений древнейшего аграрного цик- т ла: новое текстовое решение затрудняет атрибуцию, но р она восстанавливается благодаря характерному ладоин- к тонационному комплексу - с соответствующим ограни- г ченным диапазоном, наличием определенных «зватель-но-заклинательных» (И.И. Земцовский) интонаций. р Стиль в музыкальном фольклоре понимается как д система музыкального мышления, специфически раз- д вивающаяся в конкретном географическом ареале. Для я определения культурологических параметров народной т музыкальной традиции это существенный, но не един- к ственный признак: учитывается совокупность факторов, т в той или иной мере определяющих регионально-локальную специфику. Наряду с географическими, это факторы социокультурные, этнографические, природные. И среди них на первый план выступают факторы культур- Н но-исторические, связанные с процессами расселения восточнославянских племен и их закреплением на опре- д деленной территории. Региональные различия у рус- I ского народа существовали уже в дофеодальный период - в начале ХХ века российский этнограф Д.К. Зеленин р предлагал считать жителей севера и юга России двумя д разными великорусскими народностями [7, с. 29]. Процессы миграции приводили к образованию пограничных р певческих культур, возникших в результате смешения музыкальных традиций. Это смешение могло носить как н внутриэтнический, так и межэтнический характер. к

К примеру, музыкальный фольклор Орловщины характеризуется переплетением черт различных му- о зыкально-фольклорных традиций - западнорусской, О самой древней, с характерными чертами восточнославянской общности докиевских времен, и южнорусской, б сложившейся в условиях исторического (политического к и административно-хозяйственного) освоения южных окраин Московского государства. Об этом говорит, с I одной стороны, сохранность календарных песен древ- I

нейшего аграрного цикла, с другой - широкая распространенность так называемых «алелешных», представляющих собой исторически более современный вариант хороводных песен с приплясом. Кроме того, для данной региональной традиции характерны и образцы межэтнического, русско-украинского взаимодействия, о чем еще в середине XIX в. писал П.И. Якушкин [8, с. 179].

В отличие от ареалов активного исторического и социального действия, каковой всегда были центральные области России, для других региональных зон русского музыкального фольклора существенным фактором стала длительная обособленность той или иной группы населения - ее этнического носителя. Глубоким своеобразием отличается народно-певческая культура старообрядцев Урала и Сибири, которые до сих пор являются хранителями и продолжателями уникальных традиций древнерусского знаменного пения, демественного и путевого, как и музыкальные традиции казаков - некрасовцев, долгое время проживавших в Турции, молокан в Канаде и др.

Представляется, что намеченные здесь некоторые ракурсы междисциплинарного дискурса музыкальной диалектологии имеют широкие перспективы своей дальнейшей разработки как в прикладных исследованиях, связанных с изучением локальных фольклорных зон, так и в плане развития методологических основ музыкальной фольклористики в контексте взаимосвязи культурологии и музыкознания в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб: Наука, 1994. 239 с.

2. Стахович М.А. Русские народные песни / Пре-дисл., ред. и примеч. Н. Владыкиной-Бачинской. М.: Музыка, 1964. 73 с.

3. Лапин В. А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций). Очерки и этюды. М.: Моск. гос. фольклор. центр «Рус. песня», 1995. 200 с.

4. Щуров В.М. Стилистические основы русской народной музыки. М.: Моск. гос. конс., 1998. 464 с.

5. Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве //Музыкальная фольклористика. В.3. М.: Сов. композитор, 1986. С. 11 - 47.

6. Юдина В.И. Музыкальная провинциология. Теория. История. Практика: Монография. Орел: Изд-во ОГУ, 2011. 242 с.

7. Якушкин П.И. Путевые письма из Орловской губернии // Якушкин П.И. Сочинения / Сост., вступ. ст., коммент. З.И. Власовой. М., 1986. 590 с.

8. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. Примеч. Т.А. Берштам и др. М.: Наука, 1992. 507 с.

LOCALITY OF MUSICAL FOLKLORE IN THE ASPECT OF CULTURAL STUDIES

© 2014

V.A. Yudina, Doctor of Cultural Studies, associate professor of Department of Theory and History

of music

Oryol State Institute of Art and Culture, Oryol (Russia)

Abstract. The problem of a musical dialect is dwelt upon in the interdisciplinary context with focus on culturological features considering such factors as genre and style, geography, society and history, ethnography.

Keywords: folklore studies; ethnomusicology; cultural geography; regional studies; regional folklore area; dialect; variant; local tradition; musical style.