Научная статья на тему 'ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ В СОЗДАНИИ КАРТИНЫ МИРА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ В СОЗДАНИИ КАРТИНЫ МИРА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ПЕСЕННЫЙ СБОРНИК / ДЕТСКАЯ МУЗЫКА / КАРТИНА МИРА / КОМПОЗИТОР / ОБРАБОТКА НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лесовиченко А. М., Урсегова Н. А.

В России с появлением первых публикаций народных песен с напевами на рубеже XVIII-XIX вв. фольклор начинает активно использоваться в творчестве отечественных педагогов-музыкантов и композиторов. Начиная с 60-х гг. XIX в. интерес к фольклору привел к развитию так называемого педагогического движения: появляются теоретические и методические разработки и статьи, в которых подчеркивается педагогическая ценность народных песен в развитии музыкальных способностей детей, актуализируется проблема обеспечения преподавания школьных уроков музыки учебно-методическими материалами, появляются новые концепции и программы музыкального образования. В статье исследуется актуальная для педагогики художественного образования проблема формирования картины мира ребенка российскими музыкантами-педагогами посредством изучения первоисточников - песенных сборников XIX - начала ХХ в., созданных на основе фольклорных (народных) песен. Изучаются песенные сборники для детей П. А. Бессонова, М. А. Мамонтовой, Н. Х. Весселя и Е. К. Альбрехта, А. С. Фаминцына, Ф. Н. Лаговского, К. П. Галлера, Н. В. Лысенко, Н. Д. Леонтовича. Подвергается оценке труд С. И. Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе», который является выдающимся образцом сравнительно-исторического исследования в области музыкального образования XIX в. Особо выделяются уникальные песенные сборники Ф. Н. Лаговского - первые научные издания народных песен для детей в педагогических целях, в которых фольклорные мелодии даны без аккомпанемента, сочиненного композитором. Фольклорный материал в учебных пособиях российских композиторов XIX - начала ХХ в. позволяет сформировать картину мира ребенка - систему представлений человека об окружающей действительности, включающую представления о явлениях разного «масштаба»: от текущей жизненной ситуации до мироздания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOLKLORE SONGS PUBLISHED IN TEXTBOOKS BY RUSSIAN COMPOSERS IN THE XIX - EARLY XX CENTURIES IN CREATING A CHILD’S PICTURE OF THE WORLD

Since the first printed collections of folk songs with melodies appeared in Russia at the turn of the XVIII-XIX centuries, folklore began to be widely used in the work of Russian music teachers and composers. From the 1860s, the interest in folklore led to the development of a pedagogical movement which encompassed a number of theoretical and methodological developments and articles that emphasized the value of folk songs in the development of children’s musical abilities as well as in their moral and patriotic education. The problem of providing educational and methodological materials for teaching music lessons at school was reconsidered, some new concepts and programs of music education appeared. The article explores the problem of forming a child’s picture of the world by Russian music teachers through the study of such primary sources as folk song collections of the XIX - early XX centuries. Song collections for children edited by P. A. Bessonov, M. A. Mamontova, N. H. Wessel and E. K. Albrecht, A. S. Famintsyn, F. N. Lagovsky, K. P. Haller, M. D. Leontovich, N. V. Lysenko are studied. The book of S. I. Miropolsky “On the musical education of people in Russia and in Western Europe” being an outstanding sample of comparative historical research in the field of music education of the XIX century is reviewed. Special attention should be paid to F. N. Lagovsky’s collections that were the first scientific publications of folk songs for children for educational purposes, in which the folk melodies were given without a professional musician’s arrangement. Folklore songs and tunes in the textbooks of Russian composers of the XIX - early XX centuries make it possible to form a child's picture of the world understood as a system of beliefs about the reality that includes concepts of things of different scale, from the current life situations to the universe as a whole.

Текст научной работы на тему «ФОЛЬКЛОРНЫЙ МАТЕРИАЛ В СОЗДАНИИ КАРТИНЫ МИРА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ РОССИЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

УДК 371

А. М. Лесовиченко, Н. А. Урсегова

Фольклорный материал в создании картины мира ребенка средствами учебных пособий российских композиторов

XIX - начала ХХ века

В России с появлением первых публикаций народных песен с напевами на рубеже XVNI-XIX вв. фольклор начинает активно использоваться в творчестве отечественных педагогов-музыкантов и композиторов. Начиная с 60-х гг. XIX в. интерес к фольклору привел к развитию так называемого педагогического движения: появляются теоретические и методические разработки и статьи, в которых подчеркивается педагогическая ценность народных песен в развитии музыкальных способностей детей, актуализируется проблема обеспечения преподавания школьных уроков музыки учебно-методическими материалами, появляются новые концепции и программы музыкального образования.

В статье исследуется актуальная для педагогики художественного образования проблема формирования картины мира ребенка российскими музыкантами-педагогами посредством изучения первоисточников - песенных сборников XIX - начала ХХ в., созданных на основе фольклорных (народных) песен. Изучаются песенные сборники для детей П. А. Бессонова, М. А. Мамонтовой, Н. Х. Весселя и Е. К. Альбрехта, А. С. Фаминцына, Ф. Н. Лаговского, К. П. Галлера, Н. В. Лысенко, Н. Д. Леонтовича. Подвергается оценке труд С. И. Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе», который является выдающимся образцом сравнительно-исторического исследования в области музыкального образования XIX в. Особо выделяются уникальные песенные сборники Ф. Н. Лаговского - первые научные издания народных песен для детей в педагогических целях, в которых фольклорные мелодии даны без аккомпанемента, сочиненного композитором.

Фольклорный материал в учебных пособиях российских композиторов XIX - начала ХХ в. позволяет сформировать картину мира ребенка - систему представлений человека об окружающей действительности, включающую представления о явлениях разного «масштаба»: от текущей жизненной ситуации до мироздания в целом.

Ключевые слова: фольклор, песенный сборник, детская музыка, картина мира, композитор, обработка народных песен.

В познании человеком мира преобладающую роль всегда играла народная культура, так как ее аудиальные образцы и визуальные символы, с учетом возрастной специфики мировосприятия человека, обладают большим педагогическим потенциалом. Для характеристики образов окружающего мира композиторы нередко используют фольклорный материал. Конечно, в разное время, в разных культурах создание музыкальных произведений для детей на основе народно-песенных образцов было весьма различным, тем не менее важно, что музыкальный фольклор остается питательной средой для большинства современных композиторов. Мы рассматривали эту проблему в ряде отдельных работ [1-3], однако тема требует дальнейшего развития, расширения и углубления исследовательской проблематики в аспекте изучения роли фольклорного материала в создании картины мира ребенка средствами учебных пособий российских композиторов XIX - начала ХХ в. Именно в этом ракурсе нам видится основная цель, актуальность и новизна научного исследования.

Картина мира - многоуровневая система представлений человека об окружающей действительности, формируемая как органами чувств человека в виде образов, так и рационально, на уровне понятийного аппарата [4]. Особенности формирования картины мира у детей связаны с тем, что она складывается постепенно, расширяясь от пределов кроватки к дому, потом двору, улице и т. д. Изначально она дробная, лишь со временем обретает целостность. В целостной картине мира выделяются разнообразные подвиды. Так, в художественной картине мира можно выделить музыкальную, театральную, поэтическую, хореографическую и другие виды, продуктивно формируемые в процессе освоения фольклорного материала.

Основными обстоятельствами обращения к фольклору являются:

- осознание исключительного удобства фольклорного материала для расширения представления детей, начиная с самых маленьких, о мире и для развлечения;

- поиск путей утверждения и воспитания чувства национальной принадлежности юных

поколений. Самым интересным опытом такого рода является венгерская система музыкального воспитания, появление которой обусловлено проблемой самоидентификации венгров в ХХ в. и их выживанием как нации;

- языковые и технологические поиски композиторов, приводящие к переплавлению разных интонационных элементов фольклорного происхождения. У авторов, активно работающих в этой сфере, вырабатывается острое чутье жанров фольклорной музыки, поэтому детские компоненты проявляются в специальных произведениях, которые могут быть использованы и в работе с детьми;

- ностальгическое отношение к детству и воспоминаниям детства нередко приводит к созданию произведений на фольклорной основе;

- отзыв на советскую идеологему о «народности» искусства и необходимости обращения к «народным истокам», особенно в деле воспитания.

Естественно, мера авторской включенности композитора, работающего с фольклорным материалом, в детской музыке столь же индивидуализирована, как и в других направлениях музыкального творчества. Варианты сводятся приблизительно к следующему:

- создание расшифровок народных мелодий для детского употребления;

- создание обработок, характер которых приближен к фольклорному звучанию (например, многоголосной хоровой ткани по принципам народного многоголосия);

- создание гармонизаций для голоса и инструмента или чисто инструментальных пьес;

- свободная обработка;

- использование фольклорного материала как повода для авторского творчества.

История создания произведений на фольклорной основе в границах детской музыки дает яркие образцы с середины XIX в. Так, еще с 1838 г. начинают выходить выпуски «Немецких народных песен для детских и школьных хоров» Л. Эрка, музыканта, заложившего основы детского светского хорового пения как особого направления в хоровом искусстве. В ряду шедевров можно упомянуть сборник для голоса и фортепиано «Детские народные песни» Й. Брамса, сборник «Моло-

дежное» («МолодощЬ>) Н. В. Лысенко, гармонизации П. И. Чайковского для сборника М. А. Мамонтовой, песни А. К. Лядова и т. д.

Последовательно прорабатывают материал детского фольклора в начале ХХ в. Б. Барток и З. Кодаи, создавая многочисленные песни, хоры и фортепианные пьесы, Н. Д. Леонтович - в хоровых обработках. Методы работы с фольклорным текстом в детской музыке не отличаются от подходов конкретного композитора к фольклору вообще, что естественно, поскольку авторы часто адресуют детям обработки народной музыки самого разного происхождения и жанровой принадлежности.

В России с появлением первых публикаций народных песен с напевами на рубеже ХУШ-Х1Х вв. фольклор начинает активно использоваться в творчестве отечественных педагогов-музыкантов и композиторов. Значительно позже, начиная с 60-х гг. XIX в., интерес к фольклору привел к развитию так называемого педагогического движения: появляются теоретические и методические разработки и статьи, в которых подчеркивается ценность народных песен в нравственном, патриотическом воспитании детей и в развитии их музыкальных способностей; актуализируется проблема обеспечения преподавания школьных уроков музыки учебно-методическими материалами [5-7], появляются новые концепции и программы музыкального образования [8, 9].

Наряду с первыми научными публикациями музыкального фольклора в печати появились сборники обработок народных песен, основное назначение которых определялось составителями в предисловиях: «хоровые предназначались "для войск", "для школ", "для любителей хорового пения вообще"; обработки для одного голоса с сопровождением фортепиано - для "певцов-художников" и "любителей"» [10, с. 4]. Подобную «детскую музыку» уместно было бы отнести к категории инструктивной музыки, рассчитанной на обеспечение учебного процесса сочинениями для развития исполнительских навыков ученика. Такая музыка не является обязательно детской в образном отношении, но осваивается обычно в детстве [1, с. 102].

Первые учебные собрания народных песен, созданные с педагогической целью, появились в 60-е гг. XIX в.: сборник П. А. Бессонова «Детские песни» (1868 г.) [11] и «Сборник русских народных гимнов и песен для народных училищ», составленный при управлении Виленского учебного округа директором Виленской дирекции народных училищ А. И. Садоковым и учителем Молодеченской учительской семинарии Ю. Ф. Крачковским (1867 г.) [12]. Собрание Бессонова пользовалось большой популярностью у читателей, оно прочно вошло в круг учебной литературы и детского чтения. Учитывая, что картина мира ребенка как система представлений об окружающей действительности включает многообразие чувственных образов и совокупность картин предметного мира, книга Бессонова была проиллюстрирована рисунками на отдельных листах, а сам текст набран крупным шрифтом, что указывает на предназначение издания, адресованного детям младшего возраста.

В 1872 г. в Москве опубликовано издание «Детские песни на русские малороссийские напевы с аккомпанементом фортепиано», составленное М. А. Мамонтовой [13]. Переиздания сборника вышли в 1875, 1878, 1888, 1891 гг. [14-17]. Редактором сборника стал П. И. Чайковский, трехголосное переложение песен выполнил К. Альбрехт. Автором-составителем сборника выступила М. А. Мамонтова - супруга известного в России мецената А. И. Мамонтова, которая проявляла большой интерес к народному искусству и этнопедагогике.

Об успехе сборника М. А. Мамонтовой и его широком распространении в педагогическом репертуаре детей в школе и дома свидетельствует и быстрый выход второго издания сборника, который состоялся через три года после выхода в свет первого издания. Собрание народных напевов для детского репертуара М. А. Мамонтовой имело воспитательное и педагогическое назначение и, несомненно, способствовало формированию картины мира ребенка посредством исполнения русских и малороссийских напевов. Выполненные П. И. Чайковским обработки народных мелодий представляют собой выразительные и в то же время доходчивые для дет-

ского восприятия произведения, в которых варьирование осуществляется не сложными полифоническими средствами, а достаточно простыми - мелодико-ритмическими, гармоническим и фактурными. Присутствие изобразительных деталей в текстах песен усиливается П. И. Чайковским средствами музыкальной изобразительности, выступая как характерный штрих яркого музыкального образа.

Однако для П. И. Чайковского, редактора сборника М. А. Мамонтовой, участие в подготовке этого собрания было крайне обременительно с психологической точки зрения. Известно, что М. А. Мамонтова в начале 70-х гг. XIX в. сделала П. И. Чайковскому предложение принять участие в ее издании. Чтобы избежать этого, П. И. Чайковский запросил у нее необычайно высокую сумму денег за каждую песню (за 24 песни - 120 р.) и был уверен, что получит отказ, но, к его удивлению, М. А. Мамонтова согласилась, и он не мог уже отказаться. В своих письмах к П. И. Юргенсону он напишет: «Я бы дал охотно год жизни (впрочем, в том только случае, если мне назначено прожить до 90 лет), чтобы раз навсегда отделаться от цепи, связывающей мое имя с М-те Мамонтовой. Если есть малейшая возможность обойтись так, чтобы меня вовсе не упоминать на этом сборнике? За это я берусь даром написать две или три серии детских песен. Пусть только кто-нибудь займется приисканием текстов» [18, с. 48]. Б. Рабинович справедливо полагает: «Низкое качество записей Мамонтовой, стилевая пестрота материала, как записанного самой Мамонтовой, так и заимствованного ею из других сборников, наличие ряда образцов, чуждых П. И. Чайковскому (по-видимому, это песни с романсовым оттенком, позднейшие украинские), необоснованная тактировка, плохая подтекстовка - все эти недостатки вызвали отрицательное отношение Чайковского к сборнику» [19, с. 12].

В том же году М. А. Мамонтова и М. Т. Соловьева издают нотный сборник детских игр и песен [20]. Издание содержит 23 подвижных игры с пением, 20 детских песен с пением -народных и авторских, 20 подвижных игр без пения. Мелодии песен в преобладающем своем большинстве изложены одноголосно, за исключением хоровода «А мы землю наняли»

[20, с. 52-53]. Анализ мелодий опубликованных песен позволяет обнаружить авторские обработки, в основе которых лежит фольклорный первоисточник, подвергающийся серьезным трансформациям. Авторы сборника подвергли фольклорные первоисточники определенным изменениям и осуществили его переинтонирование, переосмысление в духе современной им эстетики. Это привело к появлению в интонационно-мелодических оборотах песен ладомелодических оборотов, не свойственных фольклорным песням, функционирующих в натуральных малообъемных ладах, например элементов семиступенного гармонического минора и тоникальности.

Значительным событием стал выход сборника «Гусельки» в Санкт-Петербурге в 1875 г. [21]. Сборник был одобрен советом профессоров Санкт-Петербургской консерватории и имел большой успех. Он стал одним из самых популярных изданий для детей того времени. Сборник выдержал 13 переизданий, последнее - в 1894 г.

К сборнику детских песен предпослано методическое предисловие авторов-составителей. Авторы полагают, что «в последние годы у нас в России начинают смотреть на обучение детей пению и музыке, как на одно из самых необходимых и действительных средств для правильного воспитания детей» [22, с. VII]. Опираясь на педагогическую систему Г. Песталоции и Ф. Фребеля, предлагается начинать развитие слуха ребенка с народных мелодий, которые с незапамятных времен имеются у всех народов. «Простые слова и содержание этих песен вполне доступны пониманию детей, и пение их, как хорошо знают родители, всегда доставляет детям большое, истинное удовольствие» [22, с. IX].

При составлении сборника детских песен Н. Х. Вессель и Е. К. Альбрехт руководствовались вышеизложенными педагогическими соображениями и поэтому поместили в сборник почти исключительно народные колыбельные песни и прибаутки. Кроме того, в сборнике напечатаны общеизвестные народные хороводные и игровые песни (№ 27, 34, 37, 39, 44, 54, 55, 69, 86, 99) и «литературные песни на общие музыкальные мотивы, чтобы доставить детям разнообразный в музыкальном отношении материал для пения» [22, с. XI], в частности из

сборника Е. Н. Водовозовой «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (№ 85, 92, 95, 107) [23].

Еще одна особенность сборника в музыкальном отношении заключается в том, что «голоса для пения соединены с фортепианной партией так, что играющий исполняет в одно и то же время и мелодию, и аккомпанемент... [что] совершенно необходимо для пения детей младшего возраста» [22, с. XII]. Сам аккомпанемент изложен принципиально просто, а его исполнение доступно всем, кто хоть немного знаком с первоначальными приемами игры на фортепиано. Все вышеперечисленные аспекты способствуют формированию так называемой языковой картины мира, характеризующей представление ребенка о способах коммуникации в мире.

Начиная с середины 1870-х гг. постоянный интерес русского композитора и историка А. С. Фаминцына к музыкальному фольклору получает отражение в его публикациях. В 1875 г. в Лейпциге вышло в свет подготовленное им первое учебное издание русских народных песен «Русский детский песенник» (ч. 1-2) [24], в 1876 г. А. С. Фаминцын выпустил сборник 150 песен западноевропейских народов, содержавший русские, украинские, польские, чешские песни, под названием «Баян» (второе издание вышло в соавторстве с Г. А. Дольдом в 1885 г.).

В журнале «Нива» по следам публикаций появилась рецензия на сборники А. С. Фамин-цына. Особенно был отмечен сборник «Баян», содержавший народные мелодии разных стран: автору «удалось избежать, с одной стороны, утомительного однообразия, а с другой - восполнить недостаток великороссийских мелодий, например, малороссийскими» [25, с. 775]. Таким образом, музыка разных славянских народов выполняла познавательную функцию, направленную на постижение мира через разнообразные национальные художественные образы.

Особое место в ряду фольклорных сборников, составленных специально для детей, занимает труд учителя пения при Череповецком техническом училище Ф. Н. Лаговского.

В сборниках Ф. Н. Лаговского, в совокупности в обоих выпусках, содержится порядка 300 песенных мелодий [26, 27]. Необходимо

подчеркнуть, что это первый сборник, где мелодии даны без аккомпанемента, сочиненного композитором, а темп публикуемых фольклорных напевов указан по метроному. Все это свидетельствует о научном подходе в публикации фольклорных произведений для педагогических целей, так как песни из своих сборников он включал в собственную школьную программу. С позиций сегодняшнего дня смущает только специфическая расстановка тактов в рамках тогдашней теории музыки, не знавшей еще переменных размеров. Ф. Н. Лаговский дает важные замечания по диалектным особенностям произнесения текстов песен. Кроме того, автор дополняет сборник приложением, в котором помещает дополнительные сведения о конкретном географическом месте записи песен и исполнителях, что способствует формированию у детей системы знаний о мире.

Собственные записи русских народных песен поместил в сборник под названием «Рай детей» [28] К. П. Галлер - русский музыкальный критик, собиратель фольклора, композитор, преподававший в Учительском институте и Общедоступных музыкальных классах Педагогического музея Военного министерства в Петербурге. Его перу принадлежит «Учебник хорового пения и теории музыки, приспособленный к школьному обучению» (Санкт-Петербург, 1882). Автор свободно гармонизировал народные мелодии, чтобы они могли отвечать взыскательным музыкальным требованиям учеников, которые не довольствовались простыми обработками песен в том виде, как они поются народом. В данном случае народная музыка в обработках К. П. Галлера при формировании картины мира детей выполняла гедонистическую функцию, направленную на получение человеком удовольствия.

В 80-е гг. XIX в. использование фольклорных материалов в учебных заведениях сопрягается с появлением первых серьезных теоретических работ, посвященных проблемам массового музыкального образования, отражающих тенденцию перехода от прямого заимствования западных методик к созданию национальных моделей учебных заведений.

В частности, большое значение имеет книга С. И. Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и в Западной Ев-

ропе» (1882 г.) [29], которая является образцом сравнительно-исторического исследования в области музыкального образования XIX в. Принципиальная позиция автора следующая: «Предлагаемые статьи по заглавиям посвящены музыкальному образованию народа вообще, но мы имели в виду, главным образом, пение, так как при настоящих наших образовательных средствах только оно одно и может сделаться всеобщим. Приобретение музыкальных инструментов и обучение на них пока для народа недоступно; для пения же есть у всякого инструмент готовый, нужна только его обработка» [29, с. 5]. Будучи авторитетным педагогом, С. И. Миропольский в большой мере усилил мировоззренческий акцент фольклористов и композиторов в отношении к народной песне в процессе формирования картины мира ребенка. Это заметно, например, в логике построения сборника украинских песен, опубликованного Н. В. Лысенко в 1908 г.

Значительный вклад в разработку принципов использования фольклорного материала в учебном процессе внесли украинские композиторы, которые увлекались народным творчеством, записывали и обрабатывали народные песни. Среди них были и педагоги, внимательно относившиеся к вопросам учебно-методической работы, оставившие значительное музыкально-педагогическое наследие. В числе видных педагогов называют классиков украинской музыки -Н. В. Лысенко, Ф. М. Колессу, А. А. Кошица, Н. Д. Леонтовича, С. Ф. Людкевича, К. Г. Сте-ценко. Все они создавали учебные пособия, в которых использовали материал фольклорных экспедиций.

Прежде всего надо остановиться на работах Н. В. Лысенко, который много внимания уделял украинской песне как основе формирования национального самосознания подрастающего поколения: он сам руководил школьными хорами и подготовил несколько репер-туарно-методических сборников. Большой интерес представляют два его труда: «Молодежное» (1876 г.) [30] и «Сборник народных песен в хоровом изложении, приспособленных для учеников младшего и среднего возраста в школах народных» (1908 г.) [31].

Первый из них представляет собой издание обработок для голоса и фортепиано и содержит

37 песен. В сборнике два раздела: «Игры и хороводы» (24 номера); «Веснянки» (13 номеров). Фольклорные записи сделаны самим композитором начиная с 60-61 гг. XIX в. (в то время Н. В. Лысенко был студентом Харьковского университета). В год издания сборника Н. В. Лысенко совершенствовал композиторское мастерство в Петербургской консерватории, и этот сборник стал одним из итогов его профессионального обучения музыке. Здесь композитор еще не очень задумывается о формировании картины мира у своих учеников. Ему интересно прежде всего создать фортепианное сопровождение к народным мелодиям, подходящим для детского репертуара.

Народные песни изложены для пения в основном одноголосно, но встречаются и фрагменты двухголосного изложения, т. е. автор предполагал хоровое унисонное исполнение песен. Аккомпанемент представляет собой в основном гармоническую или подголосочную поддержку пению, весьма сдержанную в фактурном отношении. Верхний голос дублирует вокальную партию. Несмотря на ограниченность использованных средств, обработки звучат очень выразительно, гибко отражают интонационные особенности песен. В публикации игровых песен композитор дает описания того, что должны делать участники, тем самым создает основу для театрализации выступления хора.

Иной подход мы видим в сборнике 1908 г., фактически подводящем итог педагогических изысканий Н. В. Лысенко. В этой крупной работе просматривается не только мастер хорового письма, но и знаток фольклора. Структура сборника сложна, чувствуется стремление автора составить целостное представление о жизни народа.

Полное название издания - «Сборник народных песен в хоровом изложении, приспособленных для учеников младшего и среднего возраста в школах народных» [31]. Сборник является обобщением почти 40-летней учительской работы. Это ценнейший образец музыкального пособия для школьников, имеющий к тому же значение и для фольклористики, потому что Н. В. Лысенко при его подготовке использовал в основном собственные записи, сделанные непосредственно от народных певцов (в некоторых случаях даже указы-

вает их имена). Раздел детских игр составляют материалы, предоставленные Лесей Украинкой и К. В. Квиткой. Всего в сборник включено 109 песен, разделенных на пять разделов, и приложение.

Выделенные автором сборника разделы включают в себя от семи до нескольких десятков песенных образцов. В основе организации сборника лежит жанровый принцип, в большей степени присущий научным публикациям, а не учебным изданиям, для которых обычно в XIX в. использовали технологический подход. Отсюда неравное число образцов в разных разделах. Составителю было важно системно представить круг жизненных вопросов, отраженных в песнях, некоторые из них могут быть намечены кратко.

В составе песенного собрания не только нотные материалы, но и словесные пояснения: предисловие, описания игр, исторические сведения о людях и событиях, воспетых в приведенных образцах. Во введении Н. В. Лысенко указывает на то, что его песенное собрание содержит «здоровый и полезный материал из мелодий родных песен», его целью является научение пению через «внедрение и распространение среди учащихся народных песен» [31, с. 3].

В первом разделе сборника «Детские игры» помещено семь образцов, записанных на Волыни. Игры описаны довольно подробно, мелодии даны в одноголосном изложении, но по этим записям вполне возможно проводить занятия с детьми. Второй раздел сборника «Девичьи весенние игры» включает 10 номеров: шесть из них записаны на Волыни, один - на Полтавщине, три - без указания места происхождения. Во всех образцах есть элементы двухголосного изложения фольклорного материала. В третий раздел сборника «Обрядовые песни» помещены 36 номеров, сгруппированных по временам года (начиная с весны). Внутри раздела выделены подразделы в соответствии с обрядовой приуроченностью образцов (веснянки, купальские, за-жиночные, обжиночные, колядки, щедривки). Записи сделаны на Киевщине, Черниговщине, Полтавщине, Волыни, Переяславщине; отдельные образцы не имеют паспортной атрибуции. В некоторых случаях составитель дает краткие комментарии-пояснения, касающиеся особенностей исполнения обрядовых песен. Напри-

мер, перед веснянками написано: «Веснянки не играют, а девчата или дети собираются на выгоне и поют» [31, а 14].

В четвертом разделе «Бытовые песни» помещены 18 образцов. Все они исполняются в умеренном движении, изложены в двухголосной фактуре с элементами трехголосия. В нотах представлены только певческие матрицы. Словесные тексты выписаны отдельно. Места записи указаны во всех песнях, за исключением одной. Кроме регионов, названных ранее, здесь добавляются песни, записанные в Таврии, Харьковщине, Черкащине, Лубен-щине, Черноморье.

Последний, самый большой раздел «Песни исторические» включает 21 номер, из которых: 11 - казацких, 2 - гайдамацких, 3 - бурлацких, 2 - чумацких, 2 - рекрутских, 1 - цеховых. Историческая тематика опубликованного песенного материала отражает события XVI-XIX вв.: от Байды, т. е. Дмитра Вишневецкого (XVI в.), основавшего замок на днепровском острове Хортица (столица запорожских казаков), до Богдана Хмельницкого, предводителя казацкого восстания, в результате которого Украина окончательно отделилась от Речи Посполитой и вошла в состав Русского государства. Большая часть сюжетов, опубликованных в этом разделе песен, относится к XVIII в.

18 песен, не вошедших в основное содержание сборника, помещены в дополнительный раздел «Песни детские, молодецкие, веселые». Место записи этих песен (Полтавщина) указано только в двух образцах.

Композиторское «вторжение» в фольклорный текст Н. В. Лысенко применяет с большой осторожностью и только в пределах, позволяющих использовать эти песни в условиях организации школьного хора. Мелодии приведены к равномерной темперации, везде выставлены однозначные размеры, к которым сведена ритмика (правда, переменный размер используется часто). Темпы выставлены в итальянских терминах, так же как динамические обозначения и штрихи. Внутри песен строфические варианты изложения мелодии встречаются, но редко. Думается, что для академически ориентирован-

ного пения в школе иной вариант был бы невозможен. Благодаря такому подходу труд Н. В. Лысенко стал не просто сборником народных песен, а образцом композиторского творчества, вполне пригодного для использования в современных условиях по тем принципам, на которых сборник формировал сам автор.

В данном случае Н. В. Лысенко выступает не просто как собиратель и аранжировщик народных песен. Он (вольно или невольно) решает задачу формирования систематической картины мира детей: в начале составитель сборника представляет мир детской игры, затем включает игры девушек-подростков, после чего характеризует представления всей крестьянской общины в обрядовой и бытовой деятельности. Далее он погружает школьников в историю своего народа, позволяя почувствовать себя ее частью. Завершает сборник песнями развлекательного характера. В результате возникает целостное выражение образа украинского народа в музыке средствами, данными самим народом.

Теоретический и практический интерес представляет и наследие крупных украинских собирателей, например, украинского композитора начала XX в. Н. Д. Леонтовича. Этот музыкант всю свою творческую жизнь преподавал в образовательных учреждениях Подолья, Донбасса, Киева. Он обобщил свои педагогические наработки в практическом курсе обучения пению в средних школах Украины и в ряде учебно-методических разработок. Музыкальный материал для обучения Н. Д. Леон-тович принципиально брал из фольклорных источников, пронизывая народными песнями весь текст своих педагогических сочинений. Для школьного пения он делает большое количество обработок. При жизни композитора они не были опубликованы. Подготовленная Л. Ивановой книга педагогических трудов композитора включает 40 таких произведений [32]. Обработки Н. Д. Леонтовича предназначены в основном для трехголосного* детского хора (два сопрано, альт) без сопровождения**, с использованием характерных для фольклора принципов подголосочного склада. В некото-

* Есть четыре четырехголосных образца. ** Песня «Дударик» в одном из вариантов имеет

музыкальное сопровождение.

рых случаях Н. Д. Леонтович осторожно применяет имитационные средства. Например, в песне «Нарвала кыточок» начальный оборот мелодии (2-й такт) проводится имитационно во всех трех голосах. В песне «Ой з-за гори кам'яноЬ» начальный мотив имитируется тональной риспостой. Замечательно сделана обработка заклички «Щедрик», где однотактовый мотив остинатно выдерживается на протяжении всей композиции, переходя из голоса в голос. При этом другие мелодические линии различными способами обеспечивают внутреннюю связанность музыкального текста. Композитор делает обработки песен различных жанров, мало обращаясь к детскому фольклору. Видимо, обработки, рассчитанные на певчески подготовленных школьников, не имело смысла ограничивать возрастными рамками.

Подходы русских и украинских музыкантов были близки многим сочинителям. Подавляющее большинство обработок народных песен для детского исполнения выполнялись на материале той культуры, к которой принадлежит композитор, но были и другие подходы. Часто обращались к инонациональному фольклору советские композиторы на рубеже 4050-х гг. ХХ в., когда идея дружбы народов ре-ализовывалась в многочисленных «венках» песен и танцев народов СССР или отдельных республик, регионов страны и мира. Впрочем, подобные опыты мало учитывают национальную специфику народных тем. Такие подходы

имели осознанной целью формирование определенных идеологем в сознании школьников.

Проблема фольклора в детской музыке не ограничивается только собственно обработками. Огромное значение имеет и использование народных мелодий в качестве тем крупных композиций (опер, балетов, оркестровых и камерных опусов), создание композиторских произведений на народные тексты. С другой стороны, композиторское творчество и фольклор имеют в преломлении к детским проблемам и иной ракурс рассмотрения - синкретический комплекс фольклорного творчества, в котором присутствует и музыкальный элемент. Однако эта проблематика выходит за пределы рассматриваемой темы.

Таким образом, формирование картины мира ребенка средствами учебных пособий российских композиторов XIX - начала XX в. способствует становлению гармоничного отношения к действительности, что подтверждается выстраиванием у детей определенной системы национальных ценностей, в соответствии с которой они общаются со сверстниками и взрослыми в реальной жизни. Музыкальный язык славянского фольклора дает возможность выделения в целостной картине мира ребенка представлений, доступных ему для осмысления; он отражает наличие у детей знаний об окружающем мире, осмысление взаимосвязи предметов и явлений в нем, а также отражает отношение ребенка к окружающему миру.

Библиографический список

1. Лесовиченко А. М. Детская музыка как феномен музыкальной культуры и ее освоение в условиях педагогического вуза и колледжа // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 3. С. 100-105.

2. Лесовиченко А. М. Детская музыка как область композиторского творчества. Саарбрюккен : LAP, 2012. 296 с.

3. Лесовиченко А. М., Фаль Е. Д. Детская музыка. Новосибирск : ЭНСКЕ, 2017. 56 с.

4. ОсоринаМ. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. : Питер, 2016. 304 с.

5. Лахно И. Кое-что о преподавании пения в народных школах // Русский начальный учитель. 1887. № 8-9. С. 364-365.

6. Лебедев В. Пение и музыка в школе и в народе // Русская школа. 1908. № 1. С. 58.

7. Меньшикова Е. А. Московская городская начальная школа // Начальная школа. 1992. № 2. С. 87-90.

8. Зарин Д. И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й. М., 1907. 152 с.

9. Маслов А. Л. Методика пения в школе. М., 1909. 64 с.

10. Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М. : Музгиз, 1959. 384 с.

11. Бессонов П. А. Детские песни. М. : Тип. П. Бахметова, 1868. 253 с.

12. Сборник русских народных гимнов и песен для народных училищ / сост. при упр. Виленского учебного округа директором Виленской дирекции народных училищ А. И. Садоковым и учителем Молодечен-ской учительской семинарии Ю. Ф. Крачковским. Вильна : Тип. А. Сыркина, 1867. 68 с.

13. Детские песни на русские и малороссийские напевы с аккомпанементом фортепиано / сост. М. А. Мамонтовой ; под ред. проф. П. Чайковского. М. : Тип. А. И. Мамонтова, 1872. 50 с.

14. Детские песни на русские и малороссийские напевы с аккомпанементом фортепиано / сост. М. А. Мамонтовой ; под ред. проф. П. Чайковского. 2-е доп. изд. с прил. тех же песен в трехголосном переложении К. Альбрехта. М. : Тип. А. И. Мамонтова, 1875. 56 с.

15. Детские песни на русские и малороссийские напевы с аккомпанементом фортепиано / сост. М. А. Мамонтовой ; под ред. проф. П. Чайковского ; с прил. тех же песен в трехголосом переложении К. Альбрехта.

3-е изд. М. : Изд-во П. Юргенсона, 1878. 58 с.

16. Детские песни на русские и малороссийские напевы с аккомпанементом фортепиано / сост. М. А. Мамонтовой ; под ред. проф. П. Чайковского ; с прил. тех же песен в трехголосом переложении К. Альбрехта.

4-е изд. М. : Изд-во П. Юргенсона, 1888. 58 с.

17. Детские песни на русские и малороссийские напевы с аккомпанементом фортепиано / сост. М. А. Мамонтовой ; под ред. проф. П. Чайковского ; с прил. тех же песен в трехголосом переложении К. Альбрехта.

5-е изд. М. : Изд-во П. Юргенсона, 1891. 58 с.

18. Неизвестный Чайковский. Последние годы / под ред. Т. Маршкова. М. : ЭКСМО, 2010. 429 с.

19. Евсеев С. В. Народные песни в обработке П. И. Чайковского / предисл. и коммент. Б. И. Рабиновича. М. : Музыка, 1973. 140 с.

20. Детские игры и песни : Подвижные игры с пением, песни и подвижные игры без пения / сост. М. А. Мамонтовой и М. Т. Соловьевой. М. : Дет. сад М. Т. Соловьевой, 1872. 87 с.

21. Вессель Н. Х. Альбрехт Е. К. Гусельки. 128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток для голоса с фортепиано. СПб. : П. Юргенсон, 1875. 96 с.

22. Вессель Н. Х. Альбрехт Е. К. Гусельки. 128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток для голоса с фортепиано. 4-е изд. СПб. : П. Юргенсон, 1881. 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста : книга для воспитателей. 4-е изд., соверш. перераб. СПб : скл. книг у автора, 1891. 392 с.

24. Русский детский песенник. Собрание песен с народными напевами / сост. А. Фаминицын. Лейпциг : Тип. Бера и Германна, 1875. 260 с.

25. Б. А. // Нива. 1876. 15 ноября. № 46. С. 775.

26. Народные песни Костромской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской и Ярославской губерний, собранные и положенные на ноты учителем пения при Череповецком техническом училище Ф. Лаговским. Вып. 1. Песни посиделочные, хороводные и плясовые. Череповец : Тип. И. А. Левикова, 1877. 67 с.

27. Народные песни Костромской, Вологодской, Новгородской, Нижегородской и Ярославской губерний, собранные и положенные на ноты учителем пения при Череповецком техническом училище Ф. Лаговским // Третий этнографический сборник. Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Кострома, 1923. Вып. XXIX. С. 25-78.

28. Рай детей: 50 русских народных и детских песен / сост. К. Галлер. СПб. : Изд-во Ю. Г. Циммермана, 1886. 31 с.

29. Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. 2-е изд., перераб. СПб. : Тип. Дома Призрения малолетних бедных, 1882. 252 с.

30. Лисенко М. В. Молодощг Збiрка таншв та веснянок. Збiрка народних тсень в хоровому розкладг Киев : Музична Украша, 1990. 144 с.

31. Лисенко М. В. Збiрка народних тсень в хоровому розклад^ пристосованих для учшв молодшого и шдстаршого вшу у школах народных. 2-е изд. Киев : Музична Украша, 1994. 109 с.

32. Леонтович Н. Д. Практичний курс навчання сшву у середшх школах Украши. Киев, 1989. 134 с.

A. M. Lesovichenko, N. A. Ursegova

The Role of Folklore Songs Published in Textbooks by Russian Composers in the XIX - early XX centuries in Creating a Child's Picture of the World Abstract. Since the first printed collections of folk songs with melodies appeared in Russia at the turn of the XVIII-XIX centuries, folklore began to be widely used in the work of Russian music teachers and composers. From the 1860s, the interest in folklore led to the development of a pedagogical movement which encompassed a number of theoretical and methodological developments and articles that emphasized the value of folk songs in

the development of children's musical abilities as well as in their moral and patriotic education. The problem of providing educational and methodological materials for teaching music lessons at school was reconsidered, some new concepts and programs of music education appeared.

The article explores the problem of forming a child's picture of the world by Russian music teachers through the study of such primary sources as folk song collections of the XIX - early XX centuries. Song collections for children edited by P. A. Bessonov, M. A. Mamontova, N. H. Wessel and E. K. Albrecht, A. S. Famintsyn, F. N. Lagovsky, K. P. Haller, M. D. Leontovich, N. V. Lysenko are studied. The book of S. I. Miropolsky "On the musical education of people in Russia and in Western Europe" being an outstanding sample of comparative historical research in the field of music education of the XIX century is reviewed. Special attention should be paid to F. N. Lagovsky's collections that were the first scientific publications of folk songs for children for educational purposes, in which the folk melodies were given without a professional musician's arrangement.

Folklore songs and tunes in the textbooks of Russian composers of the XIX - early XX centuries make it possible to form a child's picture of the world understood as a system of beliefs about the reality that includes concepts of things of different scale, from the current life situations to the universe as a whole.

Key words: folklore; song collection; children's music; picture of the world; composer; folk song arrangement.

Лесовиченко Андрей Михайлович - доктор культурологии, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. E-mail: leс[email protected]

Урсегова Наталья Александровна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры народной художественной культуры и музыкального образования Института культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.