Научная статья на тему 'Рудименты солярной мифологии в эпосе “Джангар”'

Рудименты солярной мифологии в эпосе “Джангар” Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС "ДЖАНГАР" / СОЛЯРНАЯ МИФОЛОГИЯ / СЕМАНТИКА ЗОЛОТА / EPIC "JANGGAR" / SOLAR MYTHOLOGY / SEMANTIC GOLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селеева Цаган Бадмаевна

Статья посвящена рассмотрению рудиментов солярной мифологии эпоса “Джангар”, восходящих к общему для всех народов Центральной Азии культу солнца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rudiments of Solar Mythology of the Epic “Janggar”

The article is dedicated to the analysis of rudiments of solar mythology of the epic “Janggar” originated from the solar cult common for the peoples of Central Asia.

Текст научной работы на тему «Рудименты солярной мифологии в эпосе “Джангар”»

4. Йерэл магтал. Урумчи: Нар. изд-во Синьцзяна, 1983. 390 с.

5. Мо^л ут дууна Yг: В 2 т. Т. 1. Урумчи: Нар. изд-во Синьцзяна, 1981. 840 с. Т. 2. Урумчи: Нар. изд-во Синьцзяна, 1984. 668 с.

6. Борталын мо^л ут дун. Урумчи: Нар. изд-во Синьцзяна, 1984. 168 с.

7. Ховг Сээрин мо^л ут дун. Урумчи: Нар. изд-во Синьцзяна, 1984. 206 с.

8. Шинжэнэ еердин YлгYрт дун / Сост. Н. Басанг. Уланхад: Изд-во Внутренней Монголии, 1999. 520 с.

9. Алтужа Мергн / Сост. Б. Дамринджав. Урумчи: Нар. изд-во Синьцзяна, 1998. 538 с.

10. Сааль Мергн болн Саадг Мергн / Составление Б. Дамринджав. Пекин: Нар. изд-во, 1996. 666 с.

11. Намджил Т., Эрэнцэ Ч. верд мо^лын зац-зацшал. (На ойратском "ясном письме"). Урумчи: Нар. изд-во Синьцзяна, 1995. 380 с.

12. Намджил Т. вердин зац YYл болн амн зокъя-лын хэрлцэ холвана судлл. Урумчи: Нар. изд-кий комитет Синьцзяна, 2004. 346 с.

13. Дулма С. Моцhл домг ЗYYhин дYр. На старо-монг. пис. Хух-Хото: Изд-во "Сойл", 1999. 296 с.

14. Хан Тецгр. Урумчи: Нар. изд-кий комитет Синьцзяна, 1988. № 1. 156 с.

15. Мвцкэ Б. Домг YлгYрмYД // Хан Тецгр. Урумчи: Нар. изд-кий комитет Синьцзяна, 1988. № 1. С. 58-69.

16. Неклюдов С.Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. К - Я. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. эн-цикл., 1988. С. 170-174.

УДК 398.22

РУДИМЕНТЫ СОЛЯРНОЙ МИФОЛОГИИ В ЭПОСЕ "ДЖАНГАР"

Ц.Б. Селеева

Героический эпос "Джангар", как полистадиальный текст народной культуры, представляет собой своеобразный синкретизм, где особым образом трансформировалась архаико-мифологическая традиция, изучение которой проливает свет на проблему генезиса эпического текста. Целью настоящей статьи является выявление и рассмотрение в эпическом тексте на материале калмыцкого героического эпоса "Джангар" рудиментов солярной мифологии, восходящих к общему для всех народов Центральной Азии культу солнца.

Среди исследователей, затрагивавших в своих работах интересующий нас вопрос, можно назвать М. Элиаде [1], Дж. Дж. Фрэзера [2], В.Я. Проппа [3], О.М. Фрейденберг [4], С.С. Аверинцева [5], С.Ю. Неклюдова [6], Т.Д. Скрынникову [7], Э.П. Бакаеву [8], Э.У. Омакаеву [9] и др.

В мифах монголов и калмыков, сложившихся под влиянием индийских представлений, светила были добыты богом (или богами) из мирового океана путем пахтанья длинной палкой (в мифе дербетов Монголии) либо горой Сумеру (в калмыцкой версии).

Селеева Цаган Бадмаевна - научный сотрудник отдела литературы, фольклора и джангароведения Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 358000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: tsagana007@ mail.ru, т. 8(84722)35575.

Солнце во многих традициях является "началом всех начал", с ним связывается тема плодородия и производительности. Широкое распространение в ойрат-калмыцкой традиции имеют архаические мифы, повествующие о возникновении, исчезновении и возвращении солнца [10, с. 171; 6, с. 247].

Большинство героических мифов имеют солярную основу. Так, в древнегреческой мифологии герой уподобляется солнцу. Солнце и его лучи символизируют жизнь и красоту [11]. Сакральное отношение к солнцу как духовному символу есть черта, универсальная для большинства мифологических традиций.

Культ Солнца широко был развит в мифологии кавказских народов. Так, одним из исследователей нартского эпоса слово "нарт" трактуется как заимствование из монгольского языка "нара" - "солнце", "дети солнца" [12]. Действительно, природа некоторых образов героев нартских сказаний связана с солярными мифами. Сослан женат на дочери солнца, с помощью солнца, солнечных лучей он сокрушает своих врагов и гибнет по воле солнечного божества [13, с. 200].

Tsagan Seleeva - reseach worker of the Literature, Folklore and Dzhanggar Department at the Kalmyk Institute for Humanitarian Studies of the Russian Academy of Sciences, 8 Ilishkin Street, Elista, 358000, e-mail: tsagana007@mail.ru, ph. +7(84722)35575.

В "Сокровенном сказании монголов" говорится, что Алан-гоа после смерти мужа родила еще троих сыновей от светло-русого человека, приходившего, по ее словам, к ней через дымовое отверстие юрты и испускавшего солнечный свет, от которого она беременела.

В монгольской, как и в других традициях мира (полинезийской, индийской, хеттской и др.), вожди считались потомками солнца, были "божественного происхождения". Вера в божественность монарха нашла отражение и в эпосе "Джангар". Так, применительно к герою эпоса - богдо нойону Джангару -используется выражение тецгр йозурта -"небесного происхождения". Небесного происхождения может быть и антипод тецгрин кввYн Твгэ БYC - "небесный сын Тегя Бюс". Джангар - культурный герой, участник космологического действа, регулятор миропорядка, посредник между волеизъявлением неба (солнца, бога) и миром людей - вселенной (единого мирового государства). В этой связи в эпосе применительно к Джангару встречаем следующие выражения: шар нарн доркан эзлгсн - "завоевавший все, что под желтым солнцем находится", эн нарн дорк эмтиг эзлм алдр ик заята ^н болх - "человек с великой судьбой, которому суждено стать хозяином всех людей, [живущих] под солнцем".

Богатыри на пирах восклицают: "Есть ли под солнцем страна, готовая сразиться с нами?" - "Манла нарн дор хальддг орн угав". Сайды, собираясь строить дворец Джангару, решают "воздвигнуть дворец, равному которому не будет под солнцем" -эн нарн дор уга бээшцг бэрYлий. В эпосе встречается выражение "завоевавший угол под солнцем" - нарн доркин нег внцгиг эзлгсн. Во всех вышеуказанных примерах широко используемое выражение нарн дорк, которое, как нами уже было замечено выше, трактуется в значении "вселенная" и относится к комплексу Солнце (Небо) - Хан - Вселенная.

В эпосе "Джангар" образ солнца также используется в качестве эталона сравнения в изображении красоты, блеска, сияния героя и его окружения: мандлн hарх нарн мет (Орчлцгин Сээхн Мицъян) - "подобен восходящему солнцу (Прекраснейший во вселенной Мингиян)"; терзин герлэр нарни герл hарч суухнь харгдв - "в просвете окна было видно, [девушка], словно луч солнца, показала-ся"; эрYн цаhан ширэ деерэн кYYкн нарни герл

hарч суущ - "на священно-белом престоле своем девушка, словно луч солнца, восседала"; бурхн-шащнь нарн мет мандлад - "религия подобно солнцу воссияла"; врYн hарх нарни квл дор мацхаhад бээдг гинэ - "[гора Манг-хан Цаган] под лучами восходящего утреннего солнца величественно возвышается"; уулын нег нарн мини унв - "закатилось одно из солнц моих"; долан нарни герлтэ [алтн баран шар-цоохр туг] - "с лучами семи солнц [золотистое желто-пестрое знамя]".

Золото - это универсальный символ в разных древних и средневековых культурах, с ним связан сложный комплекс символов и ассоциаций, в котором довольно четко вычленяется схема золото - солнце - огонь -царская власть.

В Монгольской империи предметы из золота были знаком определенного статуса в социальной иерархии, на вершине которой находился монгольский правитель [14]. Все сделанное из золота наделяется соответствующим значением как совершенный образ предмета, функционально превосходящий все прочие подобные ему образы.

В эпосе "Джангар" золотыми являются дворец самого Джангара йисн вцг алтн Торлг бээшц - "девятью цветами /переливающийся/ золотой дворец Торлог", знамя алтн баран шар цоохр туг - "золотое желто-пестрое знамя", престол алтн ширэ "золотой престол", копье Джангара алтн баран шар цоохр арм "золотое желто-пестрое копье", шлем алтн дуулх "золотой шлем". Кроме того, эпитет "золотой" в эпосе относится к коню алтн шар цоохр агт "золотой желто-пестрый конь" и элементу упряжи - недоуздку алтн ногт "золотой недоуздок", мосту алтн тагт "золотой мост", посоху алтн тайг "золотой посох", аркану алтн цалм "золотой аркан" и др. Слово алтн встречаем и в имени богатыря Джангара Алтн Чеещ, букв. "золотая грудь", в имени антагониста ТYрг Алтн хан, букв. "тюркский золотой хан", в кличке коня богатыря Джангара Алтн Шарh, букв. "золотисто-соловый" и др.

Солнце у монголов и калмыков является одним из объектов поклонения в свадебной обрядности. Так, в эпосе "Джангар" ("Глава о женитьбе Хонгора", Ээлян Овла) жених и невеста шаhа-чимгэн бэрлдэд, шар нарндан мвргэд - "кланяются солнцу, держа в руках берцовую кость". По всей вероятности, здесь прослеживается символическая связь огня

небесного и земного - солнца и домашнего очага, которому придавалась округлая форма [6, с. 247].

В свадебной обрядности бурят невеста совершала ритуал поклонения солнцу и луне (обряды hapa нара бэрлэхэ и шар наранда мвpгYYлэх [15, с. 21]. У калмыков обряд поклонения солнцу невеста совершает при входе в дом жениха. У монголов жених символически садится на изображение солнца, невеста - на изображение луны, поскольку солнце связано с мужским, а луна - с женским началом (в более ранних представлениях солнце связано с женским началом) [10, с. 171]. Гор -цы Дагестана видели в луне и солнце облик девушки и юноши, причем в одних мифах они считались братом и сестрой, в других -возлюбленными [16, с. 604]. По-видимому, это связано с движением солнца и луны по небосклону и их встречей на рассвете как небесной супружеской пары.

Таким образом, представления о брачной связи светил обусловило формирование единого культа солнца-луны. Так, в эпосе "Джангар" встречаем выражения: нарн сар мет сээхн kyyкн - "подобно солнцу и луне прекрасная, девушка"; сaцсahapн сар нарнла наадад - "[конь] челкой своей с луной и солнцем играя".

Кроме того, солнце связано и с образом круговорота в природе. Оно спускается в преисподнюю, бьется со своими врагами и выходит победителем, царем и богом нового рождения [4, с. 225]. В египетской мифологической традиции, где был особенно развит культ солнца, в мифе о смерти и воскресении Осириса - бога производительных сил природы, царя загробного мира - нашли отражение ежедневный восход и закат светила [2, с. 501]. В мифологии ингушей и чеченцев имеются сюжеты о боге солнца, который утром выходит из моря, а вечером вновь в него погружается [16, с. 604]. Аналогичный сюжет встречаем и в монгольской мифологии, когда солнце, погружаясь вечером в море, ночью продолжало свой путь в воде (внизу), чтобы возобновить дневной путь по небу [15, с. 22]. Это нашло отражение и в выражении бур. наран гараа, калм. нарн Иарх (солнце выходит - восход). Восприятие "пространства в традиционной культуре калмыков ориентировано на определенное положение солнца" [8, с. 186].

В эпосе "Джангар" довольно часто употребляется выражение нарн Нарх в значении

одной из сторон света (востока): нарн hарх уд хойрин хоорнд бээдг Ном Твгс хаани куукиг залгсн болдг - "[Джангар] на юго-востоке обитающего Ном Тегес хана дочь просватал"; нарн hархин ар бий тал - "северо-восточная сторона"; нарн hарх талас богд Щацhр аашна - "со стороны восхода солнца богдо Джангар приближается"; зуудндм мини нарн hарх узгэс алдр Щацhрин нутгас нег чвткр (бирмн) ирсн билэ - "во сне мне приснилось, что со стороны восхода солнца, из страны Джангара приехал к нам бес", мини тумн шар цоохр адуг нарн hарх тал авч одв - "мой десятитысячный пегий табун в сторону восхода солнца угнал"; эзн Щацhрин нутг нарн hарх тал бээнэ, орулщ авий - "страна властелина Джангара находится на востоке, полоним ее"; а также времени - мацhдур врун мандлсн нарн hархин чигт - "на следующее утро, перед восходом солнца".

В эпосе также имеет место обозначение запада - стороны захода солнца - нарн суух узг: нарн суух уд хойрин хоорндаhур - "между заходом и зенитом солнца (юго-запад)"; нарн суухин ар внцг тал бээх - "обитающий с правой стороны от захода солнца"; а также времени асхн нарни суухн чигт - "когда вечернее солнца садится; врун нарнла hарад, асхн нарнла ирзд - "с утренним солнцем ушел, с вечерним солнцем пришел";нарни hал удд мордый - "отправимся в обед, когда солнце в зените".

Таким образом, культ солнца был присущ традициям древних племен Центральной Азии, что нашло отражение и в героических сказаниях тюрко-монгольских народов. В эпосе "Джангар", сохранившем в себе рудименты солярной мифологии, отражены представления о божественном происхождении ханской власти.

Общий смысл символики золота и символики солнца - идея сакрального царя, приносящего подданным "золотой век" или "царство солнца" [5]. Джангар - "сакральный правитель", а страна Бумба - "царство солнца, в котором длится "золотой век". Солнце в эпосе "Джангар" также является метафорой победы и военного подвига.

ЛИТЕРАТУРА

1. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское: Пер. с фр. М.: Ладомир, 2000. 414 с.

2. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Пер. с англ. М.К. Рыклина. М.: Эксмо, 2006. 960 с.

3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Науч. ред., текстол. ком. И.В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.

4. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н.В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

5. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Поэтика ранневи-зантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 404-425.

6. Неклюдов С.Ю. Ойрат-калмыцкая мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 2000. С. 247-248.

7. Скрынникова Т.Д. Солнце и Земля в пантеоне народов Центральной и Восточной Азии // Altaica: Сборник статей и материалов. Вып. 6. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2002. С. 114-141.

8. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: В 3 т. Т. 3. Элиста: Издательский дом "Герел", 2009. 752 с. С. 176-218.

9. Омакаева Э.У. Культ небесных светил у калмыков // I Международная конференция "Традиционная культура и среда обитания" (Москва, 15-19 мая 1993 г.): Тезисы. М.: Наука, 1993. С. 150-153.

10. Неклюдов С.Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. С. 170-174.

11. Лосев А.Ф. Гомер / Предисл. А.А. Тахо -Годи. 2-е изд., испр. М.: Мол. гвардия, 2006. 400 с. С. 152.

12. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники / Редкол.: Е.М. Мелетинский (пред.) и др. 2-е изд., испр. М.: Вост. лит., 2004. 462 с. С. 165.

13. Калоев Б.А., Мижаев М.И. Салакая Ш.Х. Нарты // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. С. 199-201.

14. Неклюдов С.Ю. Заметки о мифологической и фольклорно-эпической символике у монгольских народов: символика золота // Etnografia Ро^ка. 1980. Т. 24. 1. С. 65-94. 8. 65-94.

15. Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Б.З. Нанзатов, Д.А. Николаева, М.М. Содномпилова, О.А. Шагланова; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. М.: Вост. лит., 2008. 342 с.

16. Очиауре Г.А., Сургуладзе И.К. Кавказско-иберийских народов мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. С.А. То -карев. М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 2000. С. 603-607.

УДК 398.22

ТИПОЛОГИЯ ЭПИЧЕСКИХ МИКРОМОТИВОВ В ЭПОСЕ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ

Э.Б. Овалов

Нами предпринята попытка рассмотреть типологические, сходные эпические мотивы в эпосе "Джангар", "Гэсэр" и в ойратском эпосе ("Бум Эрдени", "Дайни Кюрюль" и др.).

Прежде всего, прослежены общие, близкие микромотивы эпоса "Джангар" и "Гэсэр". В песне, записанной от калмыцкого сказителя М. Басангова "О том, как Хонгор доставил шлем и меч Шара Бирмес-хана, испускающий молнии при атаке", главный герой, сын богатыря Хонгора Хошун Улан, с самого рожде-

Овалов Эдвин Бадмаевич - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературы, фольклора и джангароведения Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, 358000, г. Элиста, ул. Илишкина, 8, e-mail: baira79@yandex.ru, т. 8(847 22)35575.

ния наделен признаками будущего богатыря. Он появился на свет вместе с чудесными предметами: с запекшимся сгустком крови в одной руке, с булатом-мечом - в другой. Данный мотив перекликается с подобным мотивом в ойратском эпическом сказании об Егиль Мергене, где говорится, что богатырь родился с зажатым в руке сгустком запекшейся крови величиной с печень. В "Ге -сериаде" говорится, что по совету ребенка мать режет пуповину черно-острым камнем, который лежал к югу, в океан-море [1].

Edvin Ovalov - Ph.D. of philology, senior research worker of the Literature, Folklore and Dzhanggar Department at the Kalmyk Institute for Humanitarian Studies of the Russian Academy of Sciences, 8 Ilishkina Street, Elista, 358000, e-mail: baira79@yandex.ru, ph. +7(847 22)35575.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.