УДК 336.71
Н.В. Мордвинцева, старший преподаватель кафедры банковского дела и страхования, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: [email protected]
РОЗНИЧНЫЙ БАНКОВСКИЙ РЫНОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье исследуются показатели, характеризующие состояние розничного банковского рынка в Российской Федерации с 2011 по 2015 год. Автором проведен анализ структуры и динамики развития основных, традиционных розничных банковских продуктов - вкладов, потребительских кредитов, продуктов платежно-расчетных операций с использованием банковских карт. Выделяются факторы, обуславливающие предпочтение одних и непопулярность других продуктов розничного банковского рынка, выявлены последствия влияния кризиса на их развитие; прослеживается динамика уровня процентных ставок по депозитным и кредитным продуктам банков.
На основе проведенного исследования определяются основные тенденции и перспективы развития сберегательного, кредитного рынка и рынка банковских карт в Российской Федерации; задачи по расширению и совершенствованию розничного банковского бизнеса в условиях неопределенности.
Ключевые слова: розничный банковский рынок, банковские продукты, вклад, кредит, банковские карты.
Состояние розничного банковского рынка определяет формирование спроса и предложения на продукты и услуги банков. Исследование состояния данного рынка позволяет определить конкурентные преимущества банка, разработать маркетинговую стратегию его развития. Анализируя российский розничный банковский рынок, мы выделили основные его сегменты: сберегательный рынок, кредитный рынок, рынок банковских карт.
Сберегательный рынок является одним из источников осуществления банками инвестиций, необходимых для экономического роста страны. Главной формой сбережений населения с точки зрения возможности их привлечения для финансирования экономики являются вклады населения в банках. Если рассматривать сберегательные вклады населения до кризиса 2008 года, то они представляли одну из наиболее динамично развивающихся видов банковских услуг в России. Однако финансовый кризис повлиял на доверие населения к банкам, которое снизилось, при этом банки потеряли дешевые внешние источники финансирования своей деятельности, и их внимание сегодня приковано к внутренним ресурсам, таким как вклады населения. Постепенно среднедушевые доходы населения начали расти, улучшилась экономическая конъюнктура.
Исходя из этого, доходы населения стали предметом конкурентной борьбы между банками. Четкое представление об основных тенденциях развития рынка сбережений, ясное понимание сильных и слабых сторон конкурентов, знание основных ценовых нюансов формирования продуктовой линейки данного рынка становится необходимым залогом успешной работы банка. Чтобы определить потребность в конкретном сберегательном продукте необходимо оценить:
- во-первых, качество и доступность банковского продукта населению;
- во-вторых, степень раскрытия банками информации об условиях вкладов;
- в-третьих, проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные вкладчики.
Доверие населения к банковской системе на протяжении последних лет постепенно растет, это проявляется в увеличении спроса на банковские розничные продукты. В свою очередь, кредитные организации активно разрабатывают новые виды инструментов, предназначенных для сбережений населения и способных удовлетворить запросы клиентов.
Одним из основных традиционных сберегательных банковских продуктов являются вклады в банки. Анализируя их динамику за период с 2011 года по 2015 год, нами было установлено, что произошло увеличение привлеченных денежных средств физических лиц во вклады в банки в 1,98 раза (с 9818048 млн р. до 19493227 млн р. соответственно). В общем объеме привлеченных банками денежных средств вклады населения составляют наибольший процент - 51,7 %. Это значительная сумма в ресурсах банков, которая делает необходимым проведение ими эффективной депозитной политики, обеспечивающей не только привлечение вкладов, но и их сохранение. Возросший процент вкладов физических лиц можно объяснить ростом доверия клиентов к банкам, увеличением доходов населения и предложением банками новых депозитных продуктов. На сегодня депозиты являются практически единственным безрисковым источником вложения денежных средств со ставкой немного выше инфляционного уровня [2].
Также спрос населения на депозитные продукты зависит от сложившихся традиций, их склонности к сбережению, ожиданий домашних хозяйств, связанных с будущими ценами, доходами и наличием
товаров, изменениями в налогообложении, наличием задолженностей по полученным кредитам. Все это в совокупности повлияло на то, что в банках самый большой процент приходится именно на вклады населения, однако сбережения населения выступают не только в качестве основного источ-
Согласно представленной информации, наибольшие суммы приходятся на вклады населения от 1 до 3 лет, на 01.01.2015 объемы таких вложений увеличились по сравнению с 2011 годом на 45,1 %. Темп прироста вкладов до востребования составил 1,7 раза на 01.01.2015 года по сравнению с началом 2011 года. Однако самые удобные и выгодные для населения это вклады на срок от 181 дня до 1 года -в сумме 2 430 927 млн р. на 01.01.2015. Вклады свыше 3 лет немного меньше по объему, но в сумме эти два вида вкладов превышают по объему сумму вкладов до востребования.
Согласно представленной информации, сумма валютных вкладов в начале 2015 увеличилась в 3 раза по сравнению с 2011 годом. Доля валютных депозитов и в общей сумме вкладов в банках возросла с 19,2 % до 30 % на 1.02.2015. Несмотря на ослабление курса рубля по отношению к основным иностранным валютам, население предпочитает хранить свои сбережения именно в национальной валюте.
ника внутренних ресурсов развития банковской системы, но и экономики страны в целом, способных обеспечить рост ВВП и повысить уровень благосостояния населения в целом. Для иллюстрации выдвинутых утверждений обратимся к данным представленным в таблице 1.
Все это говорит о том, что население предпочитает более доходные долгосрочные депозиты. Да и для банков увеличение сроков депозитов важное явление, так как они получают денежные средства на более длительный срок, в связи с чем, увеличиваются и сроки кредитования, что положительно сказывается на развитии производства, которое нуждается в длинных ресурсах.
Население продолжает сохранять свои сбережения в валютных вкладах и от инфляции, и от рисков, что демонстрируют данные, представленные в таблице 2.
Наибольшие ставки приходятся на вклады до 30 дней кроме депозитов «до востр.» - 13,68 %, от 91 дня до 180 дней - 13,17 % и от 1 года до 3 лет - 12,79 %. Этот вид вкладов максимален по объемам привлечения. Данные по ним были представлены ранее. Ставки по вкладам до востребования и вкладам до 30 дней минимальны по величине (3,9 %). Они в меньшей степени отвечают требованиям банков к ресурсной базе,
Таблица 1. Вклады физических лиц в рублях, млн р.
Год Вклады физических лиц в рублях
Всего до востребования до 30 дней от 31 дня до 90 дней от 91 дня до 180 дней от 181 дня до 1 года от 1 до 3 лет свыше 3 лет
01.01.2011 13981 1540027 6381 97794 248527 1006981 4381725 637101
01.01.2012 11518 2048765 10488 122580 377427 1481102 4743348 918557
01.01.2013 228366 2447994 26945 212167 447605 2024710 5683595 920522
01.01.2014 349711 2380764 65651 199174 465682 2027009 7060949 1037257
01.01.2015 460 543 2635711 29168 518985 864 717 2 430 927 6358979 868 084
Источник: Обзор банковского сектора РФ. ЦБ РФ Департамент банковского надзора. Примечание: составлено автором
Таблица 2. Вклады физических лиц в иностранной валюте, млн р.
Год Вклады физических лиц в рублях
Всего до востребования до 30 дней от 31 дня до 90 дней от 91 дня до 180 дней от 181 дня до 1 года от 1 до 3 лет свыше 3 лет
01.01.2011 1889512 185519 1030 17575 48782 310689 1144451 191468
01.01.2012 2169096 219252 2804 21846 51032 322693 1207375 281074
01.01.2013 2487509 246421 2451 24311 58383 371069 1467991 316882
01.01.2014 3024405 294890 3605 18913 59802 377602 1825511 444082
01.01.2015 4 846 110 543 066 6 650 103 774 191 475 1 014 137 2 479 251 507 758
01.02.2015 5 809 403 604 277 6 257 124 960 267 236 1 488 701 2 803 482 514 489
Источник: Обзор банковского сектора РФ. ЦБ РФ Департамент банковского надзора. Примечание: составлено автором
так как более длинные по срокам вклады дают возможность кредитным организациям осуществлять инвестиции в экономику. На сегодня средний уровень процентных ставок (взвешенных по объему вкладов) по рублевым годовым вкладам в размере 1400 тыс. р. составил 13,1 % годовых. Такие изменения отражают стремление части банков привлечь средства населения в условиях определенного дефицита ликвидности и небольшого снижения общего объема вкладов.
На структуру вкладов повлияла сумма страхования, которая с 700 тыс. р. увеличилась до 1,4 млн р. в 2014 году. Если в первом квартале 2013 года наиболее активно росли вклады от 700 тыс. до 1 млн р. и свыше 1 млн р., то в 4 квартале активно стали расти вклады в пределах страхового возмещения -до 700 тыс. р. По результатам деятельности банков на депозитном рынке за 2013 год наиболее высокие темпы роста показали вклады от 400 тыс. до 700 тыс. р. и от 700 тыс. до 1 млн р. За этот период доля вкладов размером от 400 тыс. до 700 тыс. р. выросла с 15,3 до 16,2 %, от 700 тыс. до 1 млн р. -с 7,0 до 7,6 %. Вклады свыше 1 млн р. увеличились с 38,4 до 40,0 % общей суммы депозитов. Рост вкладов можно объяснить следующим образом. Ос-
Согласно представленной информации, сумма вложений в 2012 году увеличилась в 19,8 раз, максимальные вложения в 2015 году приходятся на сертификаты со сроком обращения от 1 до 3 лет и составляют 55 % от общей суммы привлеченных средств. Вложения в данный вид сертификатов обусловлен высокими ставками процента - 9,75 % годовых. Величина денежных средств физических лиц вложенных в сертификаты составила всего 2,6 % от общей суммы вкладов населения в банки на 01.01.2014, что обусловлено непопулярностью сберегательных сертификатов среди населения вследствие низкой финансовой грамотности [6].
Многие не знают о преимуществах сберегательных сертификатов:
- возможность получить максимально высокий доход по вкладу Сбербанка;
- возможность сохранения средств в ценных
новные риски вкладчиков связаны с недостаточной надежностью банка, которые в полной мере принимает на себя государство в лице Агентства по страхованию вкладов. При размещении во вклады более крупных сумм население принимает решение исходя из рейтинга устойчивости банка. Ими рассматриваются такие показатели, как активы, капитал, прибыль, по вкладам, а также рейтинговым оценкам рейтинговых агентств [10].
Повышение страховой суммы помогло вернуть некоторую уверенность вкладчиков в стабильности отданных банкам средств - дополнительные гарантии со стороны государства никогда в периоды финансовых потрясений не были лишними. А вкупе с повышением ставок традиционный инструмент россиян для сохранения сбережений все еще останется популярным: вкладчики смогут оставить свои средства в банках и надеяться на то, что повышенные ставки перекроют в 2016 году реальный уровень инфляции и девальвацию национальной валюты.
В последние годы прослеживается положительная динамика роста вложений в сберегательные сертификаты, для её наглядной иллюстрации обратимся к данным представленным в таблице 3.
бумагах за пределами банка, нет необходимости снимать деньги в срок, оговоренный в документах. Сертификат можно предъявить в отделение в любой момент по окончании срока, на который был заключен договор;
- оформление сертификата на предъявителя. Для того чтобы обналичивать сертификаты, не нужно оформлять доверенность на третье лицо, достаточно передать ему ценную бумагу;
- высокая степень защиты ценной бумаги. Она не уступает защите денежных знаков, потому сберегательный сертификат можно считать заменой деньгам в качестве средства сохранения и накопления средств.
Оформить срочный вклад также можно банковским векселем, для иллюстрации динамики таких вкладов обратимся к данным, представленным в таблице 4.
Таблица 3. Сберегательные сертификаты, млн р.
Год Вклады физических лиц в рублях
Всего до 30 дней от 31 дня до 90 дней от 91 дня до 180 дней от 181 дня до 1 года от 1 до 3 лет свыше 3 лет
01.01.2011 13981 1,0 229 2592 5344 4156 62
01.01.2012 11518 122 20 1872 2755 4944 366
01.01.2013 228366 32 259 25023 36498 158186 3788
01.01.2014 349711 30 222 27815 35125 273386 1334
01.01.2015 460 543 5 838 41 357 106429 298897 1347
01.02.2015 478 818 12 881 48408 142637 262707 1430
Источник: Обзор банковского сектора РФ. ЦБ РФ Департамент банковского надзора. Примечание: составлено автором
Таблица 4. Суммы привлеченных средств юридических и физических лиц путем выпуска кредитными
организациями векселей, млн р.
Год Вклады физических лиц в рублях
Всего до востребования до 30 дней от 31 дня до 90 дней от 91 дня до 180 дней от 181 дня до 1 года от 1 до 3 лет свыше 3 лет
01.01.2011 670187 35418 9447 32197 69828 215884 266330 28927
01.01.2012 583750 33931 18023 61980 73338 154035 170400 56616
01.01.2013 728362 32145 15431 56024 74657 266500 223803 37963
01.01.2014 619106 31074 7741 40906 39627 202704 213852 63159
01.10.2014 565094 222497 6248 38080 52168 109340 236589 77844
01.01.2015 489 538 26875 6867 64799 47508 71563 178246 79633
01.02.2015 454 877 26402 5123 55575 35158 65087 172309 81270
Источник: Обзор банковского сектора РФ. ЦБ РФ Департамент банковского надзора. Примечание: составлено автором
Согласно представленной информации, наблюдается рост объемов средств, привлеченных путем выпуска векселей, в частности векселей со сроками обращения от 181 дня до 1 года и от 1 года до 3 лет. Ставка процента по векселю, предлагаемая банками, колеблется от 6 до 12 % в зависимости от банка выпускающего векселя и суммы самого векселя. Наибольший процент векселей (98,8 %) приобретаются юридическими лицами. В целом, низкий процент привлеченных банками средств с помощью такого инструмента как векселя объясняется неразвитостью финансового рынка, на котором можно было бы их реализовать, возвратив сумму вложенных средств, и получить дополнительный доход, а также рисковый характер вложений.
Население также имеет возможность сохранять часть свободных средств, приобретая иностранную валюту. Вложения в иностранную валюту - один из способов сбережения от обесценения вложенных средств, когда население ощущает угрозу девальвации рубля в результате политических или экономических преобразований. При анализе был выявлен постепенный рост вложений в валюту, но темпы роста падают от года к году: если за 2010 год рост составлял 44 %, в 2014 году рост составил всего 16 %. Из всего объема валюты, находящейся вне банковской системы, около 43 % - это средства на руках у населения. Такие сбережения населения относят к разряду неорганизованных сбережений. Если сравнить с объемом вложений во вклады в банках, то объем наличной валюты у населения составил 49 %. Это достаточно высокий процент, и обусловлено это тем, что доверие к банкам еще не восстановилось и курс рубля пока не стабилен [6].
К базовым продуктам розничного банковского рынка относятся потребительские кредиты, которые служат источником получения прибыли, а также способствуют привлечению новых клиентов, продвижению дополнительных продуктов и услуг для физических лиц. На основе потребительских кредитов банки создают комплексные финансовые
продукты, которые кроме кредитов включают различные варианты предварительного накопления денежных средств, страхования, платежных услуг и другие. Потребительское кредитование в современных условиях приобретает новые черты: обновляется продуктовая линейка, более гибкими становятся условия кредитования. Активно сотрудничая с торговыми, страховыми, сервисными и другими институтами, банки предоставляют комплексные продукты, которые содержат и услуги по кредитованию. При предоставлении кредитов параллельно с традиционными каналами широко используются возможности электронного банковского бизнеса.
В первом квартале 2015 года анализ кредитного рынка показал замедление его роста, сопровождающееся увеличением просроченной задолженности по кредитам. Лидером первой десятки российских банков в сегменте розничного кредитования остаётся Сбербанк - объём выданных кредитов физлицам на 01.04.2015 составил 4025456,06 млн рублей, это на 20,8 % (или в 1,2 раза) выше показателя 2014 года. Доля кредитов Сбербанка, предоставленных в общем объёме исследуемых банков, составила 55,6 %, что подтверждает высокий уровень доверия и лояльность населения к этому банку на протяжении многих лет. Банк ВТБ 24 по объёму выданных кредитов физлицам находится на втором месте - 1 356 714,005 млн рублей, что на 18,4 % выше показателя 2014 года и соответствует 18,7 % в общей сумме выданных кредитов в исследуемых банках [4].
При анализе средневзвешенных процентных ставок по потребительским кредитам выявлено, что их минимальное значение в январе 2015 года составило 17,36 % (на срок свыше трех лет), по автокредитам - 18,31 % (на срок от 181 дня до 1 года). Максимальной была ставка на срок от 181 дня до 1 года (33,55 % по потребительским кредитам), по автокредитам она составила 21,19 % на срок свыше трёх лет. Уже в марте 2015 года произошли изменения: минимальные средневзвешенные процентные ставки по потребительским кредитам составляли
19,44 % (на срок от 31 до 90 дней), и в том числе по автокредитам -17,56 % (на срок от 181 дня до 1 года). Рост ставок по кредитам физлицам свыше 1 года был обусловлен резким сокращением объемов ипотечных и автокредитов. Увеличение доли необеспеченных кредитов оказало влияние на рост средневзвешенной ставки. Ставки по кредитам до 1 года снизились до 28,91 % . По автокредитам произошло повышение ставки до 22,72 % (на срок свыше трёх лет). Несущественно изменились ставки по необеспеченным займам населению. По кредитам наличными средняя процентная ставка повысилась и в мае 2015 года составила 33,96 % годовых. Значение средней ставки по кредитным картам (в том числе дебетовым картам с овердрафтом) практически не изменилось: показатель увеличился до 32,13 % годовых [1].
Субсидирование государством процентной ставки по ипотечным кредитам является мощным стимулом для развития этого направления, важного и для банков, и для их клиентов. В результате снижения ключевой ставки, стабилизации курса рубля рынок стал менее агрессивным, поэтому есть
Согласно представленной информации, наибольший удельный вес в общем объеме выпущенных карт приходится на расчетные карты, что объясняется, в первую очередь, их развитием за счет широкой реализации «зарплатных» проектов. Однако темп их прироста с 2011 по 2015 год ниже темпа прироста общего количества банковских карт. На 01.01.2015 год выявлен рост количества расчетных карт с овердрафтом, темп их прироста за исследуемый период превышает темп общего прироста эмитированных банковских карт. Наибольший темп прироста приходится на кредитные карты, что значительно превышает темп общего прироста эмитированных банковских карт. В структуре эмитированных банковских карт расчетные карты занимают в среднем около 86,1 % на 01.01.2015 года.
потенциал к дальнейшему снижению стоимости кредитов. Аналитики прогнозируют увеличение спроса на кредиты со стороны населения. После простоя банки выходят на кредитный рынок, и кто быстрее и активнее это сделал, тот сможет рассчитывать на более существенную его долю. Что касается автокредитования, то этот рынок, по мнению аналитиков, подвержен серьёзным колебаниям. Банки полагают, что в первую очередь именно на автокредитовании может сказаться изменение потребительской стратегии россиян. Например, в 2014 году по разным оценкам, порядка 37 % всех автомобилей в России покупались в кредит, в 2015 году было продано автомобилей существенно меньше. Поэтому, скорее всего, банки займут выжидательную позицию по этому вопросу, так как авторынок действительно всегда развивается циклично [4].
Банки прогнозируют рост в сегменте розничных услуг, совершаемых с использованием банковских карт. Несмотря на общее снижение рынка, карты остаются одним из стабильных источников дохода для банков, что подтверждают данные, представленные в таблице 5.
При этом их доля повышается за счет роста расчетных карт с овердрафтом, доля которых увеличилась с 17,6 % в 2011 году до 20,3 % в 2015 году. Доля кредитных карт также увеличилась от 7,3 % в 2011 году до 13,95 % в 2015 году от общего объема эмитированных карт [7, 8, 9].
При анализе сделок с банковскими картами выявлено, что наибольший удельный вес приходится на операции по получению наличных денег физическими лицами (за 2012 год - 82,7 %, за 2014 год - 76,5 %). Это свидетельствует о неэффективности функционирования российского рынка платежных карт, что может быть связано с недоработками нормативного характера, недоверием держателей карт к финансовым операциям и неразвитостью услуг с использованием банковских карт. При этом можно наблюдать положи-
Таблица 5. Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт, тыс. единиц
Показатель На 01.01.2011 На 01.01.2012 На 01.01.2013 На 01.01.2014 На 01.01.2015 Темп прироста за период, %
Общее количество банковских карт 137834 162898 191496 217472 227712 65,2
Из них:
Кредитные 10047 15026 22483 29190 31765 212,16
Расчетные 127787 147872 169013 188282 195 947 53,3
Из них:
расчетные карты с овердрафтом 22452 25833 31788 39463 39727 76,9
Источник: Обзор банковского сектора РФ. ЦБ РФ Департамент банковского надзора. Примечание: составлено автором
тельную динамику сделок по оплате товаров и услуг за анализируемый период (+ 6,5 %). В целом, доля сделок, совершенных физическими лицами, превышает аналогичные операции юридических лиц и составляет в 2015 году 95,6 %. В структуре операций юридических лиц за анализируемый период преобладают также получение наличных денег с положительной динамикой. За 2014 год объём этого показателя составил 878,6 млрд р., что соответствует 53,9 % [3].
С 2012 года на российском рынке платежных карт продолжают реализовываться такие виды услуг, как перевод денежных средств с одного банковского счета на другой с использованием платежных карт (переводы «с карты на карту»). Ее популярность в России во многом обусловлена доступностью, поскольку у физического лица - перевододателя отсутствует необходимость посещения почтового отделения или банка для осуществления перевода и выполнения связанных с ним соответствующих процедур. В числе значимых тенденций развития российского карточного рынка следует отметить активизацию банков в секторе социальных проектов (внедрение карт, предназначенных для получения социальных выплат - пенсий, стипендий, пособий, доплат). Сегодня кредитная карта для розничного потребителя является своеобразным аналогом возобновляемой кредитной линии в корпоративном секторе. Она позволяет использовать кредитные средства в любой момент без дополнительного согласования со стороны банка [5].
Несмотря на непростую ситуацию на рынке банковских кредитов, в том числе и кредитных карт, этот сегмент еще далек от насыщения. С точки зрения банка, кредитные карты - интересный продукт, так как не требует «длинного» фондирования в несколько лет, а потребители здесь не так чувствительны к уровню ставки. Как отмечают эксперты, в текущих рыночных условиях неизбежно нарастание конкурентной борьбы среди банков. Ре-
шение проблемы заключается в повышении эффективности бизнеса. Причем таких очевидных путей, как сокращение различных издержек, уже недостаточно, хотя их значение по-прежнему велико. Но каждый банк должен предлагать своим клиентам инновационные решения. По мнению банкиров, розничный банковский сектор в ближайшее время будет фокусироваться на платежных сервисах, картах и дистанционных каналах обслуживания. Все это окажет существенную поддержку сегменту кредитных карт, который станет одним из наиболее перспективных направлений розничного банкинга.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: наиболее широкий спрос население России предъявляет на платежно-расчетные продукты и услуги: перевод денежных средств и проведение регулярных платежей и расчетов за приобретенные товары и услуги. Следующими в этом ряду стоят кредитные и сберегательные продукты. Частота проведения кредитных и сберегательных операций существенно уступает частоте платежно-расчетных операций. Факторами, сдерживающими их развитие, являются не только территориальная удаленность банков в отдельных регионах, но также уровень доходов потенциального клиента, его кредитоспособность и способность к сбережениям, а также низкая финансовая грамотность населения и степень доверия к банкам и другое. Банкам необходимо продолжать решать задачи по обеспечению доступности банковских услуг для населения и хозяйствующих субъектов как в городах, так и в селах; расширению ипотечного, потребительского кредитования; развитию программ кредитования среднего и малого бизнеса; повышению уровня финансовой грамотности населения; совершенствованию безналичных расчетов с использованием банковских платежных карт; улучшению качества обслуживания населения; внедрению передовых инновационных банковских технологий.
Литература
1. Дементьева, К. Автокредиты въехали в цену [Электронный ресурс] / К. Дементьева. - Режим доступа: http://kommersantm/doc/2689337?isSearch=Tme - (дата обращения: 29.10.2016).
2. Демченко, Л.В. Природа и специфика банковских рисков / Л.В. Демченко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 8 (183). - С. 34-41.
3. Донкина, Е. Карточный выигрыш [Электронный ресурс] / Е. Донкина. - Режим доступа: http:// kommersant.ru/doc/2694018?isSearch=True - (дата обращения: 25.10.2016).
4. Исследования НАФИ. Готовы ли сейчас россияне брать автокредит? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nacfin.ru/gotovy-li-sejchas-rossiyane-brat-avtokredit - (дата обращения: 30.10.2016)
5. Кешенкова, Н.В. Система управления c клиентами: розничный банковский бизнес / Н.В. Кешенкова // Модернизация. Инновация. Развитие. Научно-практическй журнал. - 2013. - № 2. - C. 85-90.
6. Колесникова, И.В. Развитие розничного банковского бизнеса как конкурентное преимущество эффективной банковской деятельности [Электронный ресурс] / Колесникова И.В. - Режим доступа: Шр:// www.e-rej.ш/puЫicatюns/93/%D0%9A/ - (дата обращения: 30.10.2016).
7. Крестовский, И.А. Развитие розничного банковского бизнеса / И.А. Крестовский. - Москва: Российская академия предпринимательства, 2010. - 161 с.
8. Мингазетдинов, И.В. Тенденции развитие розничного бизнеса современного банка / И.В. Мингазетдинов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6. - C. 25-28.
9. Мордвинцева, Н.В. Розничный банковский бизнес / Н.В. Мордвинцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 13. - С. 185-189.
10. Носков, Е. Страховка по вкладам выросла до 1,4 миллиона [Электронный ресурс] / Е. Носков. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/12/23/populyarnost.html - (дата обращения: 30.10.2016).
11. Парусимова, Н.И. Банковское дело в условиях роста неопределенности / Н.И. Парусимова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 4 (179). - С. 318-321.