Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг'

Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1281
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилов Алексей Вячеславович, Шураков Александр Геннадьевич

В работе анализируется текущая ситуация и тенденции развития розничного направления банковского бизнеса: рынка вкладов и рынка потребительского кредитования. Систематизируются основные факторы спроса и предложения на рынке розничных банковских услуг. Исследуются основные проблемные узлы, устранение которых необходимо для дальнейшего устойчивого развития как банковской системы вообще, так и рынка розничных банковских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Prospects of Retail Bank Services Market Development

In article current situation and tendencies of development of a retail direction of bank business is analyzed: the market of deposits and the market of consumer crediting. Major factors of supply and demand in the market of retail bank services are systematized. Basic problem units which elimination is necessary for the further steady development both bank system in general, and market of retail bank services are investigated.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг»

Панфилов, 'Ш.ураков

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Банковская система России на фоне шестилетнего экономического роста интенсивно развивалась в количественном отношении. Особенно это было характерно для розничного направления банковского бизнеса, в частности, для нового вида кредитования в российской банковской системе - потребительского кредитования (табл. 1). С одной стороны, население стало забывать о последствиях кризиса 1998 г., что на фоне роста реальных доходов сопровождается увеличением доли использования доходов на такие финансовые операции как сбережения по вкладам, задолженность по кредитам и т.д. (рис. 1). С другой стороны, неудовлетворенный потребительский спрос создал основу для роста розничных банковских услуг в России.

Рост располагаемых доходов населения увеличил число платежеспособных потенциальных заемщиков. В свою очередь, более высокий уровень доходов обусловил опережающий рост потребностей, которые вышли за узкие рамки платежеспособного спроса. В результате, возникла ситуация, когда с увеличением слоя зажиточных граждан усиливается потребность жить в долг. Возможность и желание человека жить в долг - один из важнейших критериев, характеризующих стабильность в обществе. Опыт развитых стран показывает, что жизнь в долг более выгодна, чем на собственные средства. Однако следует отметить, что это возможно только при взаимном доверии кредитора и кредитуемого, что, собственно, и определяет состояние стабильности в стране. Речь, в первую очередь, о частных лицах, т.е. о населении, так как оно обладает меньшей законодательной защищенностью, чем юридические лица. В условиях нестабильности, кредитным организациям выгоднее работать с корпоративным сектором, нежели с физическими лицами, так как, с одной стороны, розничные кредиты дороже, а, с другой, - залоговые возможности частных клиентов гораздо ниже. Только в период стабильности банки начинают разворачиваться в сторону населения.

Таблица 1

Динамика показателей развития банковского сектора в 1999-2005 гг. (на 1 января)

Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

Активы (пассивы), млрд. руб. 1046,6 1586,4 2362,5 3159,7 4143,4 5600,7 7136,9

Темп прироста, % 51,6 48,9 33,7 31,1 35,2 27,4

Собственные средства (капитал), млрд. руб. 76,5 168,2 286,4 453,9 582,1 815,6 946,6

% к активам 7,5 10,6 12,1 14,4 14,0 14,6 13,3

Темп прироста, % 119,9 70,3 58,5 28,2 40,1 16,1

Привлеченные депозиты и вклады, всего, млрд. руб. 304,1 491,7 695,8 971,5 1362,3 1924,1 2653,4

Темп прироста, % 61,7 41,5 39,6 40,2 41,2 37,9

Предоставленные кредиты, всего, млрд. руб. 421,6 596,8 956,2 1467,4 2028,9 2910,2 4228,0

Темп прироста, % 41,6 60,2 53,5 38,3 43,4 45,3

Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц, млрд. руб. 199,8 297,1 445,7 677,9 1029,6 1539,9 2003,4

Темп прироста, % 48,7 50,0 52,1 51,9 49,6 30,1

% к ВВП 7,60 6,2 6,1 7,6 9,5 11,7 11,9

% к пассивам банковского сектора 19,1 18,7 18,9 21,5 24,8 27,5 28,1

Кредиты физическим лицам, млрд. руб. 20,1 27,6 43,8 93,3 141,2 299,7 618,9

Темп прироста, % 37,3 58,7 113,0 51,3 112,3 106,5

% к активам банковского сектора 1,9 1,7 1,9 3,0 3,4 5,4 8,7

% к ссудам всего 4,8 4,6 4,6 6,4 7,0 10,3 14,6

% к привлеченным средствам физических лиц 10,1 9,3 9,8 13,8 13,7 19,5 30,9

% к ВВП 0,6 0,6 1,0 1,3 2,3 3,7

Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах, в первую очередь, потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости. По существу, целые фрагменты потребительского рынка функционируют лишь благодаря использованию различных схем потребительского кредитования. В нашей стране производители товаров длительного пользования (понимаемых в широком смысле слова, включая

и недвижимость) ежедневно сталкиваются с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Это особенно касается жилищного строительства и отчасти автомобилестроения; торговых организаций, реализующих достаточно дорогие импортные товары, бытовую и оргтехнику и пр.

%

Рис. 1 Доля использования доходов населения на финансовые операции: -а- сбережения по вкладам и ценным бумагам, задолженности по кредитам и т.д.; — покупка валюты; -♦- финансовые операции (сумма); ---------------полиноминальный тренд (финансовые операции)

В качестве примера можно продемонстрировать влияние развития розничного направления банковского бизнеса на рынок автомобилей. Так, если до 2001-2002 гг. объем сделок по автокредитованию в макроэкономическом плане был ничтожно мал и услуги по автокредитованию практически не оказывали влияния на структуру и динамику спроса, то с 2003 г. картина принципиально меняется. На фоне значимого смягчения условий выдачи ссуд в результате, примерно, 55%-ого прироста автокредита в 2003 г. и его удвоения в 2004 г. влияние автокредитования на динамику макропоказателей становится заметным.

Доля сделок с участием кредита в общем количестве сделок по приобретению автомобилей по итогам 2004 г. составила, по разным оценкам, 25-30%. При этом остаются существенные резервы дальнейшего развития. Для сравнения, в Европе в кредит продается до 60% автомобилей, а в США - свыше 80%. Учитывая, что банковский сектор в целом в настоящее время сверхликвиден, т.е. испытывает дефицит сфер эффективного размещения средств, указанная ниша, естественно, будет постепенно заполняться.

Следует отметить заметную неравномерность распределения кредита между отдельными сегментами авторынка. Наиболее охваченным является сегмент автомобилей стоимостью 15-30 тыс. долл. На конец 2004 г. до 50-60% продаж в данном секторе авторынка приходилось на покупки в кредит. В российских условиях уровень в 70%, которого могут достичь продажи в кредит в среднесрочной перспективе, на наш взгляд, следует признать

предельным. Таким образом, при сохранении текущих темпов роста автокредитования можно с достаточной уверенностью предположить, что через 1-2 года данный сегмент рынка будет полностью насыщен. В области автокредитования единственный возможный сегмент для ускоренного роста в 3-7 летней перспективе - рынок автомобилей стоимостью до 15 тыс. долл. Сегодня это наиболее массовый рынок, но при этом продажи в кредит на нем составляют не более 20% (доминирующая часть из которых приходится на верхнюю, менее массовую часть этого ценового диапазона).

Автокредит, снижая нагрузку на текущие доходы и сбережения, определенным образом смещает спрос в сторону верхних ценовых категорий, что создает также возможность расширения операций в традиционном сегменте за счет переключения части спроса из нижнего сегмента. Снижение дифференциации доходов населения (формирование среднего класса) также обусловливает аналогичный сдвиг спроса. Несмотря на это в перспективе существенная часть массового спроса останется в нижнем ценовом диапазоне.

Сказанное определяет значительные перспективы для роста автокредитования в нижнем ценовом сегменте при наличии определенных предпосылок, к числу которых следует отнести следующие.

□ Постепенное повышение эффективности работы банков с относительно мелкими кредитами в связи с дальнейшей отработкой технологий потребительского кредитования. На сегодняшний день кредитные организации неохотно работают с кредитами незначительного размера (до 10 тыс. долл.), объясняя это тем, что при том же объеме издержек, что и при кредитовании на более крупную сумму, относительная доходность мелких операций заметно снижается. Такой аргумент не может служить достаточным основанием для сохранения ситуации в перспективе, так как даже малые для автокредитования суммы (2-10 тыс. долл.) значительно превышают размеры потребительских кредитов, предоставляемых пионерами потребительского кредитования на покупку бытовых товаров. Указанное объяснение работает лишь при нынешнем ненасыщенном рынке, многие участники которого технически не готовы работать с мелкими массовыми кредитами.

□ История развития потребительского кредитования (не только в России) показывает, что приоритетно этой услугой охватываются слои населения с доходом несколько выше среднего уровня, лучше знакомые с современными финансовыми технологиями, больше доверяющие банкам и способные прогнозировать свои доходы на будущие периоды. Можно предположить, что большая часть потребителей среднего сегмента (в первую очередь нижней его части - наиболее многочисленной) еще недостаточно знакома с современными схемами взаимоотношения с финансовыми институтами, иными словами, не имеет достаточных прецедентов эффективного использования финансовых инструментов и мало им доверяет. Поэтому в ближайшее время по мере накопления прецедентов можно ожидать бурного роста интереса к кредитованию со стороны покупателей, традиционно ориентированных на приобретение автомобилей стоимостью 8-15 тыс. долл.

□ Повышение активности производителей российских марок автомобилей в части инициации и поддержки кредитных программ, а также развития дилерской сети, обеспечивающей проведение этих программ.

□ Недостаточная активность банков по предоставлению автокредитов размером до 15 тыс. долл. объясняется также тем, что большая часть клиентов данной группы не способна предоставить полный пакет необходимых документов. Это может быть связано, например, с запретительно большими издержками или с невозможностью официально подтвердить доходы. В тоже время, эти клиенты уже сейчас активно вовлечены в процесс экспресс-кредитования, не требующего особого документарного сопровождения. При условии создания положительной кредитной истории, а также развития сети кредитных бюро, все большее число представителей данных слоев будет рассматриваться банками как возможные получатели автокредитов.

Таким образом, автокредитование, которое часто называют одной из причин ускоренного роста покупок иномарок в последние 2-3 года, в течение последующих 3-7 лет вполне может стать одним из важных факторов роста спроса на автомобили стоимостью до 15 тыс. долл. и в том числе на отечественные. Коснется это, в первую очередь, автомобилей стоимостью 10-15 тыс. долл., предложение которых на рынке заметно возрастает, в частности, за счет ускоренного роста продаж иностранных брэндов российского производства.

Анализ основных факторов развития розничного направления банковского бизнеса в России позволяет систематизировать и выделить следующие факторы спроса и предложения (табл. 2).

Таблица 2

Факторы спроса и предложения на розничные банковские услуги

Факторы спроса Факторы предложения

стабильное экономическое развитие страны рост доходов населения рост реальной и номинальной стоимости рубля консолидация розничной торговли развитие рынка недвижимости снижение маржи по кредитованию юридических лиц падение доходности спекулятивных операций уход крупнейших корпоративных клиентов на обслуживание в иностранные банки необходимость «связывания» корпоративных клиентов за счет предложения кредитных и расчетных продуктов их сотрудникам

Для рынка вкладов физических лиц можно выделить следующие тенденции развития.

Во-первых, на фоне укрепления рубля, темпы роста вкладов и депозитов населения в рублях росли опережающими темпами по сравнению с валютными вкладами (рис 2). Во-вторых, проявились качественные изменения во временной структуре вкладов и депозитов (рис. 3, 4).

Млн. руб.

Рис. 2. Депозиты и вклады физических лиц:

— в рублях; -♦- в иностранной валюте; -а- всего; экспоненциальный тренд (депозиты и вклады в рублях)

Рис. 3

рисю 4

В случае рублевых сбережений, значительно увеличилась доля вкладов на срок от года до 3 лет. Так, если в начале 2000 г. в общем объеме рублевых депозитов и вкладов физических лиц вклады на такой срок составляли около 3%, то к январю 2005 г. вклады на срок от года до трех лет составляли уже более 50%. Если исключить из рассмотрения вклады до востребования, то в общей сумме срочных депозитов доля рублевых депозитов, привеченных на срок от года до 3 лет, за данный период выросла с 4,3 до 62,5%. Аналогичная ситуация с депозитами и вкладами физических лиц в иностранной валюте. Доля депозитов привлеченных на срок от года до 3 лет в общей сумме валютных вкладов выросла с 6,4 до 48,5%; в общей сумме срочных вкладов (без вкладов до востребования) - с 9,3 до 62,5%. Объем краткосрочных депозитов (на срок до 30 дней, от 31 до 90 дней и от 91 до 180 дней) в номинальном выражении по сравнению с вкладами с более длительными сроками в рассматриваемый период увеличился незначительно, что привело к уменьшению долей вкладов таких сроков в общей сумме рублевых депозитов и вкладов физических лиц. Аналогичная ситуация имело место с депозитами и вкладами в иностранной валюте.

В 2000-2002 гг. доля рублевых депозитов в структуре привлеченных депозитов населения на срок более года значительно выросла. В настоящее время соотношение между рублевыми и валютными депозитами населения на срок более года достаточно стабильно (объем рублевых депозитов примерно в 3 раза превышает объем валютных).

Анализ показывает, что динамика соотношения рублевых и валютных депозитов и вкладов по всем срокам привлечения менее волатиль-на, чем со сроком привлечения более года. Начиная с 2003 г., имеет место плавное увеличение доли рублевых депозитов.

Изучение динамики темпов роста депозитов и вкладов физических лиц позволяет сделать следующие выводы.

• Темпы роста общей суммы рублевых вкладов и депозитов в период с 2000 по январь 2005 г. были достаточно стабильными за исключением летних месяцев 2004 г., что можно объяснить кризисной ситуацией в банковском секторе, и, как следствие, частичным оттоком сбережений населения из банков. При этом по вкладам на срок более 1 года имел место приток сбережений. Снижение рассматриваемых темпов привело к «возврату к тренду», а не к принципиальной смене динамики (см. рис. 2).

• Темпы роста общей суммы вкладов и депозитов в иностранной валюте значительно ниже, чем у рублевых депозитов. В тоже время, в период летней кризисной ситуации общая сумма валютных вкладов и депозитов не уменьшилась (хотя и рост был незначительным). Следует отметить уменьшение доли использования доходов на сбережения по вкладам и задолженностям по

кредитам и увеличение доли на покупку иностранной валюты, которые имели место во время летней кризисной ситуации. Аналогично рублевым сбережениям, наибольшие темпы роста в условиях кризисной ситуации в банковском секторе показали депозиты на срок более одного года.

Отчасти совокупная структура вкладов физических лиц по срокам привлечения в российском банковском секторе объясняется депозитной базой Сбербанка РФ. По нашим оценкам, доля ведущего банка на рынке вкладов населения на конец 2004 г. составляла около 63%. В связи с тем, что подавляющая часть депозитной базы Сбербанка РФ формируется за счет вкладов на срок от 1 года до 3 лет, статистика его баланса имеет определяющее влияние на агрегированные показатели всего банковского сектора. Сопоставление структуры вкладов физических лиц в Сбербанке РФ и банковском секторе в целом позволяет вывести функциональные различия рынка вкладов: Сбербанку РФ достаются долгосрочные (преимущественно пенсионные) сбережения, в то время как частные банки получают краткосрочные сбережения (во многом арбитражно-спекулятивного характера), а также обслуживание «зарплатных» схем предприятий.

Наибольшую доходность для физических лиц приносят годовые рублевые вклады. Временная структура процентных ставок в банковском секторе полностью определяется процентной политикой госбанков, в фарватере которой следуют частные банки. Единственное отличие заключается в том, что из-за дефицита долгосрочных ресурсов частные банки вынуждены платить премию за долгосрочное финансирование. Таким образом, по вкладам от 1 до 3 лет они дают в среднем на 1,5% больше, чем госбанки. Сектор иностранных банков занимает особое положение. Доходность вкладов в нем ниже, чем у банковского сектора в целом и ниже доходности депозитов в госбанках. Большинство из иностранных банков имеют избыток ликвидности, и чтобы притормозить приток вкладчиков в течение 2004 г. они агрессивно снижали процентные ставки. К примеру, с сентября 2004 г. Ситибанк, сумевший в ходе «кризиса доверия» увеличить клиентские остатки на треть, начал снижать ставки. В течение трех месяцев подряд по всем видам депозитов в Ситибанке ставки падали, в результате чего на сегодня он является банком с самыми низкими ставками. В частности, по годовым вкладам Ситибанк установил 3% годовых, что соответствует доходности депозитов в развитых странах мира. Однако с учетом российской инфляции реальная доходность вкладов Ситибанка достигает 8,5%.

Подавляющее большинство банков предлагало в 2004 г. рублевые вклады с отрицательной реальной доходностью. Лишь небольшая часть банков по годовым вкладам начисляла положительные реальные проценты, которые, однако, не превышали 2%.

Кредитование физических лиц является самым быстрорастущим банковским рынком в России. Последние четыре года объем выданных ссуд удваивался ежегодно (см. табл. 1). Летний «кризис доверия» никак не отразился на кредитном рынке - замедления темпов выдачи новых ссуд не наблюдалось. Устойчивый рост свидетельствует о неудовлетворенном спросе населения на потребительские кредиты, с одной стороны, и о высокой привлекательности (доходности) потребительского кредитования для банков - с другой.

Ускоренный рост объемов кредитования физических лиц связан с тем, что маржа розничных операций выше, чем при операциях с корпоративным сектором (см. рис. 5;). В то же время такие операции более трудоемки и затратны. Маржа при кредитовании физических лиц остается на достаточно высоком уровне, прежде всего, при кредитовании в рублях, что является следствием значительного превышения спроса над предложением в этом секторе банковских услуг. При этом объем розничного кредитования относительно мал и не превышает 15% общего объема кредитования (см. табл. 1).

%

Рис. 5. Спрэд между ставками по кредитам и депозитам:

---«кредиты - депозиты»;-----«кредиты - депозиты

(без депозитов до востребования)»

На текущий момент в России можно выделить три относительно независимых сегмента рынка кредитования частных лиц:

• потребительское кредитование, включающее в себя кредиты на неотложные нужды и на приобретение товаров длительного пользования;

1 На рис. 5 спрэд представляет собой разницу между средними ставками по кредитам предприятиям и организациям и средними ставками по депозитам. Достаточно длинные ряды по средним ставкам по кредитам населения отсутствуют (в среднем они в полто-ра-два раза выше, чем ставки по кредитам предприятиям и организациям).

• кредиты на приобретение автомобилей (автокредитование);

• ипотечное кредитование.

На каждом из указанных направлений кредитования домашних хозяйств выделились свои лидеры. Сегментация рынка связана не только с разным целевым назначением кредитов, но и с различными клиентскими нишами. Кредиты на покупку товаров длительного пользования, распространяемые обычно через крупнейшие розничные сети, нацелены на массового клиента, а ипотека и автокредитование (см. выше) - на верхний сегмент среднего класса.

Валютная структура портфеля потребительских кредитов распределяется в пользу рублевых ссуд (рис. 6). В течение 2004 г. доля кредитов в иностранной валюте сократилась с 18 до 15,6%. Анализ показывает, что и в дальнейшем она будет падать. Это объясняется действием факторов, благоприятствующих рублевым кредитам: среднесрочным укреплением реального курса рубля, большими операционными издержками валютных кредитов и простотой выдачи рублевых экспресс-кредитов.

Среди кредитов физическим лицам подавляющую долю составляют ссуды со сроком погашения более 3 лет. На них приходится около 72% портфеля кредитов. Второе место занимают кредиты от года до трех лет (около 18% портфеля) и от полугода до года (около 10% портфеля) (рис. 6).

В настоящее время, розничный сегмент банковской деятельности не отражает те риски, которые бы соответствовали уровню прибыльности этого бизнеса. Если бы риски розничного кредитования были столь высоки, как это отражено маржей по кредитованию в рублях, то маржа по кредитованию в валюте должна была бы также соответствовать этому уровню.

овердрафт от 91 до 180 дней

Рис. 6. Распределение кредитов физическим лицам по срокам

В настоящее время равновесия не наблюдается, таким образом, высокая маржа розничного кредитования в рублях является следствием

значительного превышения спроса над предложением в этом виде кредитования. Рост объемов розничного кредитования продолжится, и, по нашим оценкам, станет важным источником прибыли для российских банков в среднесрочной перспективе, возможно, уже к концу 2005 г. - в 2006 г. Необходимо отметить, что дочерние иностранные банки также активно наращивают свое присутствие в рознице, понимая масштабы недооцененности этого сегмента российскими банками.

Как и на рынке вкладов, на рынке потребительских кредитов лидирует Сбербанк РФ, доля которого составляет около 42%. Анализ показывает, в среднесрочной перспективе Сбербанк РФ будет неуклонно терять свою долю рынка. В настоящее время его доминирование в сфере потребительского кредитования объясняется широкой филиальной сетью, известным брэндом, привлекательными условиями кредитования и дешевой ресурсной базой. Однако активные маркетинговые мероприятия частных и иностранных банков в предстоящие годы неизбежно приведут к вытеснению Сбербанка РФ с рынка. Тем не менее, его безусловное лидерство будет сохраняться, по нашим оценкам, еще не менее пяти лет.

Наряду с пассивно-активными операциями с населением российские банки развивают инструменты розничного бизнеса, к которым, прежде всего, относятся платежные карты и интернет-технологии.

Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития розничного банковского бизнеса. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что в промышленно развитых странах безналичная оплата товаров и услуг в структуре всех денежных операций достигает 90%.

Российские банки всегда отличались стремлением активно развивать карточный бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных карт. По состоянию на 1 квартал 2005 г., в России эмитировано почти 38,3 млн. карт (рис. 7). Вместе с тем в России в настоящее время платежные карты пока еще не стали основным инструментом расчетов за товары и услуги. Удельный вес операций по снятию наличных денег в общем объеме операций с использованием карт в 2004 г. составил 94%, платежей за товары и услуги - 6%. Отражением этого факта является и то, что в структуре средств физических лиц депозиты для расчетов с использованием банковских карт занимают крайне незначительный удельный вес.

Значительная доля операций по снятию наличных денег обусловлена большим количеством проектов кредитных организаций по переводу юридических лиц на выплату заработной платы своим сотрудникам с использованием банковских карт, которые отдают предпочтение опера-

циям по снятию наличных денег, и недостаточно развитой сетью предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате платежные карты.

Уровень финансового посредничества в России намного ниже, чем в странах Центральной Европы - бывших членах соцлагеря и очень мал по сравнению с государствами Западной Европы. В Центральной Европе внедрение альтернативных каналов распространения банковских услуг, в частности банкоматов и Интернета, позволяет банкам сократить расходы по освоению массового рынка. Для российских банков стоимость построения аналогичной инфраструктуры непомерно высока, учитывая масштабы страны, неравномерную плотность ее заселения и различия в темпах экономического роста регионов.

Млн. руб.

Млн. ед.

Рис. 7. Статистика по банковским картам:

■ операции по получении наличных ^ операции по оплате товаров и услуг ►—количество банковских карт (правая шкала)

Тем не менее, возможность создания в России широкого и емкого рынка коммерческих розничных услуг для населения, сравнимого с рынком развитых стран, существует, но для ее реализации необходимо устранить целый ряд препятствий структурного характера.

Преобразование российской банковской системы в рыночно ориентированную и эффективную отрасль едва ли возможно, пока в ней сохраняется доминирующая роль государства. Характерные для российских банков концентрация на обслуживании крупных промышленных предприятий и высокие доходы от торговли ценными бумагами, повы-

шающие чистую прибыль, также не создают достаточной мотивации для розничного банковского бизнеса. Но, как уже отмечалось, розница имеет ряд преимуществ по сравнению с обслуживанием корпоративных клиентов, включая диверсификацию кредитного портфеля и ресурсной базы, высокую процентную маржу и стабильные доходы. Для расширения розничных операций необходимо смягчить воздействие ряда системных факторов, сдерживающих как спрос со стороны потребителей, так и предложение со стороны банков. Среди этих факторов: неравномерное распределение душевого дохода; низкий уровень доверия к банковской системе; слабость банковского регулирования; доминирующая роль Сбербанка РФ; недостаточное присутствие иностранных инвесторов; высокие первоначальные затраты.

Литература и информационные источники

1. Бюллетень банковской статистики (выпуски 1998 по 2005 гг.) ЦБ РФ. http://www.cbr.ru.

2. http://www.sbrf.ru.

100

90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80

50

20

10

П II

Период

Рис. 3. Нормированная структура депозитов и вкладов физических лиц по срокам привлечения:

■ от 91 до 180 дней;

■ до востребования;

■ от 181 дня до 1 года:

□ до 30 дней;

□ от 1 года до 3 лет;

1от 31 до 90 дней; I свыше 3 лет

70

60

40

30

0

Период

Рис. 4. Динамика депозитов и вкладов физических лиц (по срокам привлечения):

Идо востребования ; Пдо 30 дней ; Вот 31 до 90 дней; I! от 91 до 180 дней;

■ от 181 дня до 1 года ; Пот 1 года до 3 лет; Исвыше 3 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.