Научная статья на тему 'Розничные цены на продукты питания в Российской Федерации: динамика и структура'

Розничные цены на продукты питания в Российской Федерации: динамика и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА / RETAIL PRICE / СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ / STRUCTURE OF RETAIL PRICE / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ / ДОЛЯ ТОРГОВЛИ В ЦЕНЕ ТОВАРА / TRADE SHARE IN PRODUCT PRICE / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / PROFITABILITY/RETURN ON PRODUCT MANUFACTURING / MARKET CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломатин Александр Николаевич, Морева Светлана Алексеевна

Целью исследования является: на основе данных официальной статистики, проанализировать динамику и структуру розничных цен на основные продукты питания в Российской Федерации, определить долю торговли в розничной цене товара. В результате проведенного анализа выявлено, что в последнее время по большинству продовольственных товаров инфляция значительно замедлилась, однако она все еще остается достаточно высокой. Очень высока доля торговли в розничной цене многих продуктов питания, рентабельность их продажи значительно выше рентабельности их производства, велика доля торговых посредников. Розничный рынок в отдельных субъектах Российской Федерации монополизируется крупными торговыми сетями, что ведет к необоснованному росту цен, замедляет развитие малого и среднего бизнеса в области торговли. Отсутствие действующей государственной политики в области развития торговли способствует росту инфляции и ухудшению уровня жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соломатин Александр Николаевич, Морева Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food Retail Prices in the Russian Federation: Dynamics and Structure

The aim of this research is to study food retail prices in the Russian Federation and to define trade share in the retail price based on the current statistical data. The research result shows that the process of food inflation has significantly slowed down, but inflation is still quite high. Trade share in retail prices is high with the higher goods sales profitability than the return on manufacturing and with the large share of intermediate sellers. The irrational price increase and small and medium-sized businesses recession are determined by the monopolization of Russian retail market by retail chains. The lack of state policy in trade provokes inflation rate and lower standard of living.

Текст научной работы на тему «Розничные цены на продукты питания в Российской Федерации: динамика и структура»

РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ДИНАМИКА И СТРУКТУРА

Соломатин Александр Николаевич,

кандидат экономических наук, профессор, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 solomatin040114@gmail.com

Морева Светлана Алексеевна,

магистр, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 moreva.s.a@mail.ru

Целью исследования является: на основе данных официальной статистики, проанализировать динамику и структуру розничных цен на основные продукты питания в Российской Федерации, определить долю торговли в розничной цене товара. В результате проведенного анализа выявлено, что в последнее время по большинству продовольственных товаров инфляция значительно замедлилась, однако она все еще остается достаточно высокой. Очень высока доля торговли в розничной цене многих продуктов питания, рентабельность их продажи значительно выше рентабельности их производства, велика доля торговых посредников. Розничный рынок в отдельных субъектах Российской Федерации монополизируется крупными торговыми сетями, что ведет к необоснованному росту цен, замедляет развитие малого и среднего бизнеса в области торговли. Отсутствие действующей государственной политики в области развития торговли способствует росту инфляции и ухудшению уровня жизни населения.

Ключевые слова: розничная цена; структура розничной цены; рентабельность производства и реализации отдельных товаров; доля торговли в цене товара; торговая сеть.

Одним из важнейших показателей экономического и социального развития государства является уровень и динамика розничных цен на товары народного потребления, особенно на продукты питания. Данная проблема была достаточно подробно рассмотрена в работах одного из авторов — профессора А.Н. Соломатина, так как вопросы, связанные непосредственно с управлением товарооборотом [1];экономикой, анализом и планированием предприятий торговли [2], комплексной оценки эффективности деятельности торгового предприятия [3] оказывают непосредственное влияние на регулирование розничных цен на товары народного потребления [4].

В 2014 — 2015 годах в России наблюдался значительный рост цен на продовольственные това-

ры, который был обусловлен рядом внутренних и, особенно, внешних причин. Вместе с тем, в 2016 году процесс инфляции удалось замедлить (табл. 1).

В 2014 — 2015 годах потребительские цены на товары и услуги выросли на 28,7% или на 13,4% в среднем за год. Наблюдая за изменением индекса цен на продукты питания, стоит отметить, что темпы прироста были наиболее быстрыми по сравнению с первым показателем, составив 38,7% за

Индексы потребительских

два года или в среднем на 17,8%. Принимаемые руководством страны меры по импортозамещению и защите внутреннего рынка позволили в 2016 году значительно стабилизировать ситуацию. В 2016 году по сравнению с 2014—2015 годами рост цен на продукты питания уменьшился на 12,0%. В 2016 году по сравнению с 2015 годом замедление темпов инфляции имеет место по всем основным продовольственным товарам.

Таблица 1

ч* (% к предыдущему году)

Показатели 2014 2015 20142015 Среднее 2016 Отклонение

Индекс потребительских цен 111,40 115,50 128,70 113,40 107,10 -6,30

Индекс потребительских цен на продукты питания 115,40 120,20 138,70 117,80 105,80 -12,00

* Социально-экономическое положение России. 2016 //GKS.RU: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.01.2017.

В 2016 году рост цен по основным продуктам питания замедлился на 14,7% (табл. 2), а по таким товарным группам как сахар-песок — на 39,0%, крупа и бобовые — на 32,4% плодоовощная продукция — 29,0%.года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года темп роста цен по продовольственным товарам(без алкогольной продукции) замедлился на 15,1%, а по таким товарным группам как сахар-песок — на 42,3%, крупа и бобовые — на 36,9%, плодоовощная продукция на 30,5%. Однако, по ряду продуктов питания инфляция остается еще достаточно высокой, особенно по таким товарным позициям как масло подсолнечное — 16,1%, крупа и бобовые -9,4%, рыба и морепродукты — 9,7%, масло сливочное — 9,5% и этот список можно продолжить. Такое положение нельзя признать нормальным. Постараемся выяснить причины такого роста цен.

Анализируя данные таблицы 3, отметим, что по 13 из 16 представленных товарных позиций (81,3%) доля производителей в розничной цене товара находится в пределах от 67,0% и выше. Вместе с тем, по таким товарным позициям, как мука пшеничная,

макаронные изделия, масло подсолнечное в розничной цене велика доля сферы обращения: соответственно 52,9%, 45,7 и 46,7%, что явно ненормально. Это объясняется присутствием в обороте торговых посредников. Так, по муке пшеничной доля посредников

Таблица 2

Индексы цен по группам и видам продовольственных товаров* (% к предыдущему году)

Товарные группы 2015 2016 Отклонения

Прод. товары, без алкогольной продукции 120,50 105,80 -14,70

Хлеб и х/б изделия 114,20 106,90 -7,30

Крупы и бобовые 141,80 109,40 -32,40

Макаронные изделия 122,40 106,60 -15,80

Мясо-птица 128,70 109,70 -19,00

Рыба и морепродукты 114,40 99,40 -20,00

Молоко и молочные продукты 113,70 107,90 -5,80

Сливочное масло 113,80 109,50 -4,30

Подсолнечное масло 131,00 116,10 -14,90

Яйцо 117,30 102,40 -14,90

Сахар-песок 139,70 100,70 -39,00

Овощи 129,50 99,90 -29,00

* Социально-экономическое положение России. 2016 //GKS.RU: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.01.2017).

Таблица 3

Структура розничных цен на отдельные продовольственные товары в Российской Федерации в 2015 году*

(на конец года, % к розничной цене)

Товарные позиции Производство Сфера обращения

Всего в том числе Всего в том числе

НДС, акцизы и др. прибыль Посредники НДС Прибыль розничной торговли

1. Говядина (кроме бескостной) 80,51 6,06 4,65 19,49 1,38 2,95 6,71

2. Свинина (кроме бескостной) 69,24 4,72 2,63 30,76 10,45 2,85 7,46

3. Мясо птицы 79,12 5,84 5,79 20,58 6,09 2,24 4,43

4. Колбаса вареная в.с. 74,55 6,39 4,72 25,45 7,11 3,04 6,25

5. Хлеб и х/б изделия из пшеничной муки 1 и 2 сорта 82,99 6,87 2,01 17,01 - 2,56 5,40

6. Хлеб и х/б изделия из пшеничной муки в.с. 83,68 7,94 10,28 16,32 - 2,02 5,15

7. Хлеб ржаной и ржано-пшеничный 81,63 6,86 5,97 18,37 - 3,21 6,00

8. Мука пшеничная в.с. 47,15 6,87 2,01 52,85 34,44 2,50 6,48

9. Сахар-песок 71,35 6,49 11,86 28,65 15,17 2,09 4,17

10. Водка крепостью 40% и вино 68,30 46,84 4,07 31,70 12,62 3,41 6,50

11. Масло подсолнечное 54,29 4,26 4,02 45,71 29,12 2,29 5,81

12. Молоко питьевое 77,96 6,29 4,12 22,04 7,28 2,39 4,56

13. Сыры 67,70 5,27 2,44 32,30 14,38 2,39 6,38

14. Масло сливочное 83,24 6,88 3,78 16,76 1,83 1,97 4,83

15. Яйцо куриное 75,12 2,98 12,39 24,88 7,37 3,38 5,15

16. Макаронные изделия 53,28 4,26 4,87 46,72 24,50 3,06 6,67

* Цены в России. 2016: Стат. сб./ Росстат — M., 2016. С. 62.

в розничной цене товара составляет 34,4%, по маслу подсолнечному — 29,1%, макаронным изделиям — 24,5%. Вытеснение из оборота излишних посредников является одним из путей уменьшения розничных цен на товары.

По большинству анализируемых товарных позиций имеет место превышение доли прибыли розничной торговли в конечной цене товара над долей прибыли производителей товара. Причем по таким товарам, как свинина (кроме бескостной) это превышение составляет 2,8 раза, хлеб и х/б изделия из пшеничной муки 1 и 2 сорта — 2,7 раза, мука пшеничная высшего сорта — 3,2 раза, сыры твердые — 2,6 раза. И только по 4 товарным позициям (25,0%) (мясо птицы, хлеб и хлебобулочные изделия из муки пшеничной высшего сорта, сахар-песок, яйцо куриное) наблюдается обратное

положение. На наш взгляд это свидетельствует о завышении цен в торговле, без какого-либо их экономического обоснования.

Рассмотрим сколько прибыли получают участники процесса производства и реализации товаров с каждого рубля текущих затрат по ведению хозяйственной деятельности. В целях сопоставимости, в качестве текущих затрат в промышленности взяты расходы на производство, включая коммерческие расходы, а в торговле расходы организаций розничной торговли по доставке и продаже товаров, т. е. издержки обращения.

Из данных таблицы 4 видно, что наибольшую прибыль в расчете на 1 рубль затрат получают предприятия, производящие сахар-песок из свеклы — 72 копейки, масло подсолнечное — 61 копейку, говядину — 60 копеек, наименьшую — предприятия произво-

дители хлеба и х/б изделий — 4 копейки, муки пшеничной высшего сорта — 14 копеек. В целом размах вариации данного показателя по предприятиям производителям очень высок и составляет 51,0%.

В розничной торговле прибыль, получаемая с одного рубля издержек обращения, гораздо больше и колеблется от 53 копеек по макаронным изделиям до 79 копеек по говядине (кроме бескостной), т. е размах вариации составляет всего 0,9%. При этом, сопоставляя затраты производства и издержки обращения розничных магазинов, стоит отметить, что по многим позициям первый показатель намного выше второго.

Розничная торговля с каждого рубля текущих затрат получает прибыли больше, чем предприятия-производители по хлебу и хлебобулочным изделиям из пшеничной

Таблица 4

Прибыль и текущие затраты по отдельным продуктам питания в Российской Федерации в 2015 году*

(на конец года, рубль на 1 кг)

Товарные позиции Производство Розничная торговля Прибыль на 1 руб. издержек обращения в % к прибыли на 1 руб. затрат

Прибыль Затраты Прибыль на 1 руб. затрат Прибыль Издержки обращения Прибыль на 1 руб. издержек обращения

1. Говядина (кроме бескостной) 15,95 26,75 0,60 22,99 28,94 0,79 131,7

2. Свинина (кроме бескостной) 6,92 23,07 0,30 19,65 26,34 0,75 250,0

3. Мясо птицы 10,59 28,28 0,37 6,12 10,80 0,57 154,1

4. Колбаса вареная в.с. 17,49 65,54 0,27 23,15 33,51 0,69 255,6

5. Хлеб и х/б изделия из пшеничной муки 1 и 2 сорта 0,95 21,30 0,04 2,55 4,27 0,60 1500,0

6. Хлеб и х/б изделия из пшеничной муки в.с. 6,88 26,28 0,26 3,45 6,12 0,56 215,4

7. Хлеб ржаной и ржано-пшеничный 2,64 19,35 0,14 2,65 4,05 0,65 464,3

8. Мука пшеничная в.с. 0,92 3,43 0,27 2,41 3,51 0,69 255,6

9. Сахар-песок 6,49 9,06 0,72 2,28 3,95 0,58 80,6

10. Водка крепостью 40% и вино 22,34 49,82 0,45 35,66 50,28 0,71 157,8

11. Масло подсолнечное 4,36 7,17 0,61 6,31 9,22 0,68 111,5

12. Молоко питьевое 2,03 11,68 0,17 2,25 3,86 0,58 341,2

13. Сыры 10,18 60,65 0,17 26,66 38,24 0,70 411,8

14. Масло сливочное 15,53 70,50 0,22 19,82 33,41 0,59 268,2

15. Яйцо куриное 8,07 14,75 0,55 3,35 5,85 0,57 103,6

16. Макаронные изделия 3,29 9,20 0,36 4,51 8,44 0,53 147,2

* Цены в России. 2016: Стат. сб./ Росстат — M., 2016.

муки 1 и 2 сорта в 15 раз, хлебу из ржаной и ржано-пшеничной муки — в 4,6 раза, сырам — в 4,1 раза, молоку — в 3,4 раза, маслу сливочному — 2,7 раза т.д. Исключение составляет только сахар-песок из свеклы,по которому предприятия производители получают прибыли с одного рубля затрат на 19% больше, чем розничная торговля, но здесь следует учитывать, что в Российской Федерации всего 34 предприятия производят сахар-песок, т. е. рынок производства достаточно монополизирован. Приведенные данные подтверждают сделанное ранее предположение о завышении в розничной торговле цен на отдельные продукты питания.

Из данных таблицы 5 видно, что по 9 из 16 представленных товарных позиций (56,3%) розничные цены превышают отпускные цены предприятий производителей более, чем на 30,0%. Именно по этим товарам (за исключением свинины (кроме бескостной) наблюдается высокий темп роста розничных цен. Так, в 2015 году

по сравнению с 2014 годом средние розничные цены на масло подсолнечное выросли на 37,2%, макаронные изделия — на 19,5%, сахар-песок — на 12,9%, муку пшеничную — на 11,3%, колбасу вареную — на 10,9%. Превышение розничных цен над отпускными ценами производства более, чем на 30,0% ведет, на наш взгляд, к получению торговлей излишней прибыли и, как следствие, росту цен и инфляции. Ярким примером, в нашем случае, выступают такие позиции, как мука, макаронные изделия, подсолнечное масло. По данным группам розничные цены почти в 2 раза превышают отпускные.

Определенный интерес представляет влияние на динамику розничных цен развитие отдельных сегментов потребительского рынка. Так, в Санкт-Петербурге объем товарооборота торговых сетей в общем обороте города составляет около 53,0%, а по продуктовым товарам — превышает 80,0%.

В соответствии с расчетами, произведенными по данным Ко-

митета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, средние розничные цены и их динамика характеризуются следующим образом.

Как следует из данных таблицы 6, по 15 из 19 представленных позиций (78,9%) средние розничные цены в торговых сетях Санкт-Петербурга гораздо выше, чем в несетевых предприятиях: на говядину — в среднем, на 55,7%, на сыры твердые — на 45,3%, макаронные изделия — на 41,5%, масло сливочное — на 32,1%, молоко — на 25,7%. Здесь, конечно, нужно учитывать, что сетевые предприятия торгуют более широким количеством ассортиментных разновидностей отдельных товаров, что повышает среднюю цену товара. Но вместе с тем, по отдельным товарным позициям и минимальные цены в сетевых предприятиях выше, чем в несетевых: масло сливочное — на 17,7%, сыры твердые - на 4,8%. На 01.10.2016 года средняя цена на огурцы в торговых сетях составляла

Таблица 5

Средние отпускные и розничные цены на отдельные продовольственные товары в Российской Федерации в 2015 году

(рублей за 1 кг)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товарные позиции Отпускная цена производителя Розничная цена Розничная цена в % к отпускной цене

Говядина (кроме бескостной) 275,63 342,50 124,3

Свинина (кроме бескостной) 182,37 263,40 144,4

Мясо птицы 109,68 138,10 125,9

Колбаса вареная в.с. 276,12 370,40 134,1

Хлеб и х/б изделия из пшеничной муки 1 и 2 сорта 39,17 47,20 120,5

Хлеб и х/б изделия из пшеничной муки в.с. 55,98 66,90 119,5

Хлеб ржаной и ржано-пшеничный 36,08 44,20 122,5

Мука пшеничная в.с. 17,54 37,20 212,1

Сахар-песок 39,03 54,70 140,1

Водка крепостью 40% и вино 374,50 548,30 146,4

Масло подсолнечное 58,96 108,60 184,2

Молоко питьевое 38,51 49,40 128,3

Сыры 282,87 417,90 147,7

Масло сливочное 341,94 410,81 120,1

Яйцо куриное 48,90 65,10 133,1

Макаронные изделия 36,02 67,60 187,7

* Цены в России. 2016: Стат. сб. / Отпускные цены приведены с НДС, акцизами и другими налогами, включая плату за доставку продукции (товара) покупателям, перерабатывающим предприятиям. Росстат — M., 2016. С. 41—43.

Таблица 6

Средние розничные цены на продукты питания в Санкт-Петербурге* (руб./кг)

Товарные позиции Торговые сети Несетевые предприятия Цены сетей, % к несетевым на 01.10.16

на 01.10.15 на 01.10.16 % на 01.10.15 на 01.10.16 %

Говядина 624,8 632,9 101,3 404,2 406,6 100,6 155,7

Мясо кур 175,0 171,3 97,9 166,0 164,1 98,9 104,4

Колбаса варено-копченая 481,7 522,5 108,5 385,0 411,6 106,9 126,9

Свинина 291,5 294,9 101,2 302,5 303,3 100,3 97,8

Сыры твердые 641,6 763,1 118,9 488,7 525,1 107,4 145,3

Молоко 78,1 81,8 104,7 67,1 65,1 97,0 125,7

Масло сливочное 499,4 538,7 107,9 383,2 407,7 106,4 132,1

Огурцы 139,1 158,9 114,2 64,2 70,0 109,0 222,7

Помидоры 149,5 196,4 131,4 100,4 102,2 101,8 192,2

Картофель 32,6 32,2 98,8 27,9 29,2 104,7 110,3

Яблоки 91,3 110,4 120,9 84,4 106,4 126,1 103,8

Апельсины 92,7 96,1 103,7 98,1 106,7 108,8 91,1

Мука пшеничная в.с. 41,1 41,9 101,9 53,2 54,7 102,8 76,6

Хлеб белый в.с. 85,0 92,2 108,5 99,4 103,2 103,8 89,3

Хлеб ржаной и ржано-пшеничный 64,6 72,8 112,7 61,4 64,7 105,4 112,5

Макаронные изделия 127,4 136,9 107,5 91,4 88,9 97,3 141,5

Гречневая крупа 88,7 98,6 111,2 78,2 96,7 123,7 102,0

Сахар-песок 68,6 69,0 100,6 63,9 61,2 95,8 112,7

Яйцо I кат. 66,7 68,4 102,5 61,7 65,7 106,5 104,1

* «Динамика цен на продовольственные товары в Санкт-Петербурге в январе-сентябре 2016 года»// GOV.SPB.RU: Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/static (дата обращения: 19.01.2017).

158,9 рубля, при минимальной цене — 112,04 рубля. В несетевых предприятиях средняя цена за 1 кг огурцов составляла 147,5 руб., минимальная — 61,51 руб., что соответственно на 7,2 и 82,1% дешевле, чем в сетевых предприятиях. Даже на рынках Санкт-Петербурга на указанную дату огурцы можно было купить по средней цене 147,5 рублей, при минимальной цене 70,0 рублей за кг. Аналогичная ситуация наблюдается и по томатам.

Средние розничные цены в торговых сетях не только выше, чем в несетевых предприятиях, но и по многим товарным позициям растут более быстрыми темпами. Например, на 1 октября 2016 года по сравнению с аналогичной датой прошлого года, средние розничные цены за 1 кг. говядины в предприятиях, входящих в торговые сети, повысилась на 1,3%, а в не-

сетевых предприятиях — на 0,6%, колбасы варено-копченые — соответственно на 8,5 и 6,9%, свинина — 1,2 и 0,3%, молоко — 4,7 и 3,0%, хлеб белый из муки высшего сорта — 8,5 и 3,8%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный — 12,7 и 5,4%. Следует учитывать и тот факт, что поскольку в сетевых предприятиях средние цены выше, чем в несетевых, то и их рост на 1,0% обходится покупателям дороже, чем такое же их изменение в несетевых предприятиях (табл. 7).

Следует отметить, что в предприятиях, входящих в крупные торговые сети, постоянно проводятся акции по снижению розничных цен на отдельные товары, причем они снижаются на 20,0— 50,0%. Так, в сети «О'кей» с 17 по 30 ноября 2016 года снижены цены: на колбасу «Докторскую» — на 46,0%, горошек зеленый — на

37,0%, горбушу — на 28,0%, бедро цыпленка — на 25,0%, томаты — на 21,0% и еще на целый ряд товаров, т. е. предприятия имеют возможности в маневрировании ценами. На наш взгляд, это еще раз свидетельствует о том, что розничные цены на целый ряд продуктов питания в торговых сетях завышены.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и внести ряд предложений:

1. Темп роста розничных цен на продукты питания в Российской Федерации в 2016 годузамедлил-ся, хотя по отдельным товарным позициям он остается высоким.

2. Одной из причин инфляции является значительное превышение розничными ценами отпускных цен производителей, что обусловлено наличием в сфере обращения

* «Динамика цен на продовольственные товары в Санкт-Петербурге в январе-сентябре 2016 года», октябрь 2016 // GOV.SPB.RU: Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/stаt¡c/(дата обращения: 19.01.2017).

Таблица 7

Цена одного процента роста розничных цен на отдельные продовольственные товары в Санкт-Петербурге*

Товарные позиции Торговые сети Остальные предприятия Отношение цены 1% роста сети к остальным, %

Средняя цена, руб./кг. Цены 1% роста, руб./% Средняя цена, руб./кг. Цены 1% роста, руб./%

01.10.15 01.10.16 отклонение 01.10.15 01.10.16 отклонение

руб. % руб. %

Говядина 624,8 632,9 8,1 1,3 6,23 404,2 406,6 2,4 0,6 4,00 155,8

Колбаса варено-копченая 481,7 522,5 40,8 8,5 4,80 385,0 411,6 26,6 6,9 3,86 124,4

Свинина 291,5 294,9 3,4 1,2 2,83 302,5 303,3 0,8 0,3 2,67 106,6

Молоко 78,1 81,8 3,7 4,7 0,79 67,1 65,1 -2,0 -3,0 -0,67 -

Сыры твердые 641,6 763,1 121,5 18,9 6,43 488,7 525,1 36,4 7,4 4,92 130,7

Огурцы 139,1 158,9 19,8 14,2 1,39 64,2 70,0 5,8 9,0 0,64 217,2

Помидоры 149,5 196,4 46,9 31,4 1,49 100,4 102,2 1,8 1,8 1,00 149,0

Яблоки 91,3 110,4 19,1 20,9 0,91 84,4 106,4 22,0 26,1 0,84 108,3

Апельсины 92,7 96,1 3,4 3,7 0,92 98,1 106,7 8,6 8,8 0,98 93,7

Мука пшеничная в.с. 41,1 41,9 0,8 1,9 0,42 53,2 54,7 1,5 2,8 0,55 76,4

Хлеб белый из муки в.с. 85,0 92,2 7,2 8,5 0,85 99,4 103,2 3,8 3,8 1,00 85,0

Хлеб ржаной и ржано-пшеничный 64,6 72,8 8,2 12,7 0,65 61,4 64,7 3,3 5,4 0,61 106,6

Гречневая крупа 88,7 98,6 9,9 11,2 0,88 78,2 96,7 18,5 23,7 0,78 112,8

Сахар-песок 68,7 69,0 0,3 0,6 0,50 63,9 61,2 -2,7 -4,2 00,64 -

Макаронные изделия 127,4 135,9 9,5 7,5 1,27 91,4 88,9 -2,5 -2,7 -0,93 -

Яйцо I кат. (за10 шт.) 66,7 68,4 1,7 2,5 0,68 61,7 65,7 4,0 6,5 0,62 109,7

Масло сливочное 499,4 538,7 39,3 7,9 4,97 383,2 407,7 24,5 6,4 3,83 129,8

излишних посредников, а также завышением цен на отдельные продукты питания в розничной торговле, особенно в крупных торговых сетях. Необходимо уделить отдельное внимание данной проблеме, сократив количество посредников между производителями и конечными потребителями.

3. Поскольку многие позиции, относящиеся к продовольственным товарам, являются товарами первой необходимости для любого потребителя, последний, в свою очередь, вынужден приобретать продукцию по цене, которую

предлагают магазины. Поэтому на наш взгляд, государству следует усилить свою роль в регулировании розничных цен на продовольственные товары, установив, например, предел возможного превышения розничными ценами отпускных цен производителей на уровне 30,0%.

4. Требует уточнения порядок отнесения предприятий к торговым сетям. Так, в соответствии с ФЗ №273 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», под

торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц*. На наш взгляд, в современных условиях следует дополнительно ввести такое понятие, как «крупные торговые сети»,подразумевая под ними совокупность хотя бы не менее 10 предприятий, на долю которых приходится не менее, например, 5,0% объема товарооборота соответствующей товарной группы субъекта Федерации.

* Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 03.07.2016 №273-Ф3: Принят Гос. Думой ФС РФ 24 июня 2016 г.: Одобрен Советом Федерации ФС РФ 26 июня 2016 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соломатин АН, Жугайло Г.Ю. Управление товарооборотом розничного торгового предприятия в современных условиях. Спб.: Изд-во С.-Петерб. торгово-экон. ин-та (СПбТЭИ). 2005. 83 с.

2. СоломатинА.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. 560 с.

3. СоломатинА.Н. Комплексная оценка эффективности деятельности торгового предприятия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. С. 36—41.

4. Соломатин АН. Регулирование розничных цен на товары народного потребления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 14—20.

Food Retail Prices in the Russian Federation: Dynamics and Structure Solomatin Alexander Nikolaevich,

Ph.D., Professor of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia (solomatin040114@gmail.com)

Moreva Svetlana Alekseevna,

Master of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia (moreva.s.a@mail.ru)

The aim of this research is to study food retail prices in the Russian Federation and to define trade share in the retail price based on the current statistical data. The research result shows that the process of food inflation has significantly slowed down, but inflation is still quite high. Trade share in retail prices is high with the higher goods sales profitability than the return on manufacturing and with the large share of intermediate sellers. The irrational price increase and small and medium-sized businesses recession are determined by the monopolization of Russian retail market by retail chains. The lack of state policy in trade provokes inflation rate and lower standard of living.

Keywords: retail price; structure of retail price; profitability/return on product manufacturing; trade share in product price; market chain.

REFERENCES

1. Solomatin, A.N.; Jugailo, G.Yu. (2005) Turnover management of retail trade enterprises in modern conditions. Saint Petersburg, Saint Petersburg trade and economic Institute Publ., 2005.

2. Solomatin, A.N. (2010) Economics, analysis and planning in the enterprise trade. Textbook for high schools. Saint Petersburg, Piter Publ., 2010.

3. Solomatin, A.N. (2013) Complex estimation of efficiency of activity of trade enterprises. Sovremennayanauka: aktualnie problemi teorii i praktiki [Modern science: actual problems of theory and practice], Series: Economics and Law, 2013, no. 12.

4. Solomatin, A.N. (2014) Control of retail FMCG prices. Sovremennaya nauka: aktualnie problemi teorii i praktiki [Modern Science: theory and practice current problems], Series: Economics and Law, 2014, no. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.