О.Л. Лукашева
ОСОБЕННОСТИ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ
O.L. Lukasheva
Features of the Functioning Environment of the Russian Consumer
Market and their Influence on the Formation of a Consumer
Behavior Model
Продовольствие является первой физиологической потребностью человека, от удовлетворения которой зависит его жизнь и работоспособность. Главной целью потребительского рынка продовольственных товаров выступает обеспечение потребителей разнообразными продуктами питания и формирование определенного уровня жизни населения.
Основными сегментами потребительского рынка, который направлен на обеспечение потребностей населения в широком ассортименте товаров и услуг, является розничная торговля, бытовые услуги и общественное питание. На потребительском рынке домохозяйства и отдельные лица приобретают товары для личного пользования, поэтому основным фактором, влияющим на его развитие, является потребительский спрос. На потребительском рынке, как правило, присутствует большое количество участников и как следствие формируется высокий уровень конкуренции1.
Особое место занимает отрасль розничной торговли, которая является заключительным этапом процесса товародвижения, где продукт переходит конечному потребителю. Развитая сеть розничных торговых сетей способна стимулировать потребительский спрос за счет удобных условий приобретения товара, возможности его рассмотреть, сравнить, выбрать из большого многообразия самый подходящий вариант. Но при этом на данном рынке очень большая конкуренция.
Следует отметить, что социальная значимость рынка товаров повседневного спроса и розничной торговли очень высока. Подавляющее большинство населения посещает продовольственные магазины минимум несколько раз в неделю. Это обусловлено как необходимостью ежедневного потребления пищи, так и тем, что многие продукты являются скоропортящимися, и их не купишь на длительный период времени. Для современного государства, с постоянно увеличивающимся количеством населения, необходима разветвленная, эффективно функционирующая сеть продовольственных предприятий.
Потребительский рынок в России довольно активно и динамично развивается. В последние годы вклад розничной торговли в объем валового внутреннего продукта страны составляет около 16-18 %. В структуре потребительских расходов домашних хозяйств расходы на питание составляют около 30 %, поэтому наиболее активно развивается продуктовый ритейл (Рис. 1). В этом сегменте доминирующее положение занимают семь российских компаний X5 Ritall Group, Лента, Магнит, Ашан, Metro, Дикси, O'Key, им принадлежит 44 % продаж, причем 26 % приходится на Магнит и Х5.
Рис. 1. Структура потребительских расходов домашних хозяйств, %
Следует отметить, что потребители, отдавая предпочтение цене, а не качеству, начали экономить деньги продовольственные товары - затраты на продукты в 2018 г. сократились по отношению к 2017 г. на 1,2 % процентных пункта. Это послужило толчком и хорошей основой для динамичного развития сети жестких дискаунтеров «Светофор» и «Ярче», в которых товары реализуются упаковками и часто с оканчивающимися сроками годности, но по максимально низкой цене.
Продукты питания во все времена играли огромную роль для человека и человеческого организма. Они обеспечивают его рост, движение, поддержание температуры в норме и здоровья в хорошем состоянии. Все вещества, необходимые для жизненно важных органов человека, его костей, зубов, ногтей, зрения, находятся именно в продуктах питания.
Существуют определенные рекомендуемые рациональные нормы потребления базовых продуктов питания, которые отвечают со-
временным нормам потребления. Они разработаны для того, чтобы укрепить здоровье детского и взрослого населения Российской Федерации. Также они способствуют профилактике у них различных заболеваний. Данные рекомендации составлялись с учетом химического состава и энергетической ценности, необходимых для обеспечения потребности населения в энергии и различных пищевых веществах. При их составлении учитывалось разнообразие питания для человека.
Рекомендуемые нормы потребления продуктов, которые отвечают современным требованиям здорового питания, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. Структура данных норм представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Нормы потребления пищевых продуктов в год на 1 человека, кг
Пищевые продукты составляют часть потребительской корзины. Потребительская корзина - определенный минимальный перечень товаров и услуг, обеспечивающий минимальные потребности человека в течение года, а также удовлетворяющий его полноценное и комфортное проживание. Содержимое потребительской корзины поддерживает жизнедеятельность человека и сохраняет его здоровье.
На данный момент потребительская корзина включает в себя товары первой необходимости. Около половины из них приходится продукты питания. Кроме того, основная часть российских семей тратит более половины денег из своего семейного бюджета на по-
купку продовольственных товаров. Состав потребительской корзины зависит напрямую от величины прожиточного минимума.
Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» устанавливает состав потребительской корзины. В таблице 1 представлена структура продовольственной части потребительской корзины, которая включает в себя основные продукты потребляемые населением Российской Федерации на 2019 г. и нормы их потребления.
Таблица 1
Структура продовольственной части потребительской корзины в 2019 г.
Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Хлеб и хлебные продукты Кг 126,5 98,2 77,6
Картофель Кг 100,4 80,0 88,1
Овощи и бахчевые Кг 114,6 98,0 112,5
Фрукты свежие Кг 60,0 45,0 118,1
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар Кг 23,8 21,2 21,8
Мясопродукты Кг 58,6 54,0 44,0
Рыбопродукты Кг 18,5 16,0 18,6
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко Кг 290,0 257,8 360,7
Яйцо Штук 210 200 201
Масло растительное, маргарин и другие жиры Кг 11,0 10,0 5,0
Таким образом, потребительская корзина составляется с учетом того, что у всех разные потребности и образ жизни, поэтому она разделяется на три части, а именно потребительская корзина для:
- взрослого трудоспособного населения (трудоспособные граждане вне зависимости работают они или нет);
- пенсионеров (лица которые вышли на пенсию по возрасту, по
выслуге лет или же по медицинским показателям);
- детей (несовершеннолетние, до 17 лет включительно).
В статье 1 закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» прописано то, что потребительская корзина устанавливается не реже одного раза в пять лет. Это значит, что состав потребительской корзины должен был быть обновлен в 2017 г. Но в данный закон были внесены изменения, по которым состав потребительской корзины остается неизменным до конца 2020 г.
Стоимость потребительской корзины напрямую зависит от ее продовольственной части. Продовольственная часть рассчитывается исходя из минимальной нормы потребления продуктов и их средней рыночной цены. Рассматривать стоимость потребительской корзины необходимо с учетом разности между доходами населения. Ведь существует несколько групп населения с различным уровнем жизни. В Российской Федерации выделяют:
- крайне-нищее население, со средним доходом ниже 3500 рублей в месяц (13,4 %);
- нищее население, которое зарабатывает до 7500 рублей в месяц (27,8 %);
- бедное население, доход которых составляет 17 000 рублей в месяц (38,8 %);
- самые богатые из бедного населения, с доходом 25000 рублей в месяц (10,9 %);
- население со средним достатком, зарабатывающее до 50 000 рублей в месяц (7,3 %);
- состоятельное население, со средним доходом в 75 000 рублей (1,1 %);
- богатое население, которое зарабатывает выше 75 000 рублей в месяц (0,7 %).
Согласно официальным данным, представленным Минэкономразвития, индекс потребительских цен в январе 2019 г. составил 101 % и поэтому можно утверждать о том, что он увеличился, так как в январе прошлого года он был равен 100,3 %. Исходя из данного изменения инфляции, оно повлекло за собой неизбежное подорожание практически всего потребительского набора.
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в феврале 2019 г. к декабрю и февралю 2018 г. представлены в таблице 2. Февраль 2019 г. отметился наибольшим подорожанием плодоовощной продукции. Больше всего подорожали помидоры и огурцы, на 16,6 % и 14,8 % соответственно, также на 8,4 % подорожала капуста белокочанная, а лук репчатый на 5 %.
Таблица 2
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров
Наименование Февраль 2019 г. к февралю 2018 г. Февраль 2018 г. к декабрю 2017 г.
Хлеб и хлебобулочные изделия 106,7 100,4
Крупа и бобовые 106,2 98,0
Макаронные изделия 104,2 99,5
Мясо и птица 110,8 99,1
Рыба и морепродукты 104,2 100,8
Молоко и молочная продукция 103,6 100,6
Масло сливочное 104,7 100,4
Масло подсолнечное 101,5 99,8
Яйца 120,5 100,3
Сахар-песок 130,2 98,5
Плодоовощная продукция 109,1 107,2
Выросли цены и на такие группы товаров как макаронные и крупяные изделия. Наибольший рост цен потерпело пшено - на 7,2 %, крупы манная, овсяная и перловая подорожали на 2-2,2 %, а вермишель и гречневая крупа - на 1,6 %. Следует отметить, что на 2 % подорожала пшеничная мука, и как следствие, увеличились цены на хлеб и хлебобулочные изделия, а также кондитерские изделия из пшеничной муки - на 0,9 - 1,1 %.
Также и на другие виды продовольственных товаров повысились цены, так, например, баранина подорожала на 1,5 %, рыба мороженная разделанная (кроме лососевых пород) и филе рыбное - на 1,2 %.
Одной из основных причин подорожания продовольственных товаров в 2019 г. является закон о повышении налога на добавленную стоимость с 18 до 20 %, который вступил в силу с января 2019 г. А так как НДС закладывается в процессе производства, продажи и транспортировки товаров, то продавцы закладывают данный вид налога в конечную стоимость реализуемых продуктов.
В то же время цены снизились на отдельные виды фруктов, на апельсины - на 4,4 %, а на лимоны - на 2,3 %.
Также наблюдалось понижение цен на мясо кур - на 1,3 %, на свинину - на 1,2 %, а на рыбу разделанную мороженую разделанную лососевых пород, кальмары мороженные, икру лососевых рыб отечественную и национальные сыры и брынзу цены уменьшились на 0,2-0,5 %.
Государство для контроля цен, в том числе на продовольственную корзину и ее составляющие, воздействует на цены через административные, законодательные и бюджетно-финансовые мероприятия. С помощью этого государство обеспечивает стабильное развитие экономической системы в целом. Также оно стремится не допустить инфляционного роста цен.
Российская экономика находится в состоянии кризиса с начала 2015 г., при этом негативные тенденции прослеживались со второго полугодия 2014 г. Введенные против России экономические санкции и ответные меры в отношении США и Европейского союза на фоне значительного снижения курса национальной валюты стали серьезным испытанием для российской экономики. Продуктовое эмбарго повлекло за собой сокращение доли иностранных компаний на рынке розничной торговли РФ и повышение прибыли отечественных розничных сетей. Но, как показала практика, ни производители, ни потребители оказались не готовы к данной ситуации. В результате данных процессов наряду с падением доходов населения произошло подорожание импортных товаров. Согласно данным Росстата, цены на товары и услуги в 2015 г. увеличились на 12,9 % по сравнению с 2014 г. Отечественные производители были вынуждены подстраиваться под новые реалии, снизился экспорт и импорт товаров, многие товары стали недоступны и было необходимо либо запускать их производство самостоятельно, либо искать новых поставщиков, что также привело к росту цен на некоторые товары.
Данные изменения довольно пагубно отразились на потребительской уверенности граждан, что отражено на рисунке 3. В тоже время рынок FMCG (от англ. fast moving consumer goods) является более устойчивым по сравнению с другими рынками потребительских товаров. Это объясняется тем, что на данном рынке обращаются товары первой необходимости, преимущественно, продукты питания, от которых человек не может отказаться.
ч 'S. / '"Ч
1 / 1 1 \ \
t / > Г \t
t
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II 1« IV I II II IV I II II IV I II II IV I II II IV I II II rv I II II rv
Кварталы
2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 201Sr
Рис. 3. Индекс потребительской уверенности граждан, %
Как видно на графике, самое сильное снижение потребительской уверенности происходило в те времена, когда страна переживала кризис - 2008 и 2014 г. После очередного снижения в 2015 г. показатель пошел вверх, но в IV квартале 2018 г. снова наблюдалось его снижение. Наибольшее влияние оказало ухудшение субъективного мнения населения относительно изменений, произошедших в экономике России за последний год, а именно: пенсионная реформа, ужесточение ограничительных мер Вашингтоном, отсутствие прямой корреляции между ценой на нефть и стоимостью рубля, резкое подорожание автомобильного топлива, повышение НДС до 20%.
По данным статистической службы, розничный товарооборот в 2018 г. в России составил 31,6 трлн руб., потребление населения за год увеличилось на 2,6 %, а продажи продовольственных товаров возросли на 1,7 % и достигли 15,2 трлн руб. При этом можно отметить сезонность в изменении данного показателя: наибольший темп роста потребления отмечался в IV квартале, когда оборот розничной торговли увеличился на 2,7 % до 8,8 трлн руб. За последний квартал года россияне потратили на продукты 4,2 трлн руб.
Одной из наиболее важных особенностей российского рынка является его значительная дифференциация по территориальным субъектам. Это хорошо заметно даже на уровне федеральных округов. Отраженная на рисунке 4 динамика показывает, что на протяжении всего исследуемого периода в каждом субъекте оборот розничной торговли увеличивался, но существует значительная разница между субъектами. Наименьший оборот в 2017 г. (151 164 тыс. руб.) отмечается в Сибирском федеральном округе, что обусловлено меньшей населенностью, чем, например, в Центральном федеральном округе, на который приходится самый большой показатель оборота - 258 278 тыс. руб.
Рис. 4. Оборот розничной торговли в расчете на душу населения по федеральным округам Российской Федерации, тыс. руб.
Существенный разрыв в социальном и экономическом развитии между отдельными территориальными единицами отрицательно сказывается на развитии розничной торговли в целом. Очевидно, что основная доля торговых площадей и основной ассортимент товаров располагаются в тех субъектах, где выше спрос.
На сегодняшний день на потребительском рынке, в частности в FMCG секторе наблюдается изменение основной потребительской модели россиян под влиянием сокращения доходов, спрос на недорогие продовольственные товары продолжает расти. При этом сохраняется растущий тренд здорового питания, который подразумевает спрос на экологически чистые продукты. Невысокие доходы не позволяют большей части населения питаться вне дома, это создает дополнительный спрос на приобретение продуктов в розничных торговых сетях для домашнего приготовления.
Также стоит отметить, что сегодняшний потребитель стал активно реагировать на акции и скидки, предоставляемые розничными торговыми сетями. Отсюда возникла проблема конкурентоспособности товаров, так как рядовой потребитель отдаст предпочтение акционному товару, а не товару с «белым ценником». Также усугубилась ситуация между мелкими розничными магазинами и крупными торговыми сетями. Небольшие местные магазины зачастую не выдерживают конкуренции с федералами в большей степени из-за цен и отсутствия программ лояльности.
Некоторые россияне предпочитают снизить физический объем покупки, сохранив уровень качества приобретаемых товаров, что хорошо заметно при покупке продуктов питания. Размер среднего чека сокращается в натуральном выражении, но растет в стоимостном, что говорит о повышении розничных цен. Отдельные группы населения напротив, активно замещают более дорогие товары в рамках одной товарной группы на более дешевые товары в этом же продуктовом ассортименте2.
В целом российские потребители в отличие от европейских не готовы сокращать количество потребляемых продуктов, однако готовы более активно искать аналогичные продукты по более низкой цене3.
Еще одним трендом в розничной торговле является развитие СТМ - это торговая марка или бренд ритейлера, под которым продаются товары, произведенные по заказу, которые, как правило, отличаются более низкой ценой по сравнению с брендовой продукцией из-за снижения расходов на рекламу и маркетинг. В 2018 г. в основных торговых сетях проводился ребрендинг многих торговых марок, расширялся ассортимент и появлялись новые линейки.
По мнению экспертов, в 2019 г. ожидается взрывной рост он-лайн-продаж в продовольственном ритейле. Особенно большой потенциал увеличения онлайн-продаж продуктов питания в крупных городах4. В 2018 г. на данный рынок вышел такой игрок, как Ашан,
запустив свой интернет-магазин. Также данную возможность в будущем рассматривает «Лента».
Несмотря на высокую конкуренцию, активно развиваются мелкие магазины в формате «у дома» и специализированные сети. Обычно, это небольшие площади, которые не интересны федеральным сетям, что открывает дорогу малому бизнесу. Ярким примером развития и трансформации из специализированного магазина в формат «у дома» является сеть магазинов «Красное&Белое», которая изначально позиционировалась как алкомаркет. После занятия лидирующей позиции сеть стала расширять ассортимент и постепенно перешла в иной формат.
Потребительский рынок России наиболее активно развивается в крупных городах. Это объясняется высокой численностью и плотностью населения, которые обусловливают высокий потребительский спрос, а, следовательно, и концентрацию товарных потоков. Региональный рынок товаров - это совокупность многочисленных рынков товаров отдельной территории, его состояние является результатом взаимодействия субъектов рынка, формирующих спрос и предложение на нем и инфраструктуры рынка5.
Большое значение торговая сфера имеет и для Смоленской области. В ней занято 17,3 % трудоспособного населения Смоленского региона. В 2018 г. оборот розничной торговли области вырос по сравнению с 2017 г. на 1,5 % и составил 158,5 млрд руб. в сопоставимых ценах. Оборот рынка общественного питания увеличился на 1,3 % и составил 6,65 млрд руб. Объем платных услуг населению достиг 32 млрд руб., что на 1 % больше, чем в предыдущем году.
На территории Смоленской области активно развиваются торговые сети. Это, прежде всего, крупные федеральные торговые сети «Магнит», «Пятерочка», «Карусель», «Дикси», «Лента», «Метро Кеш энд Керри». Они практически вытеснили с рынка региональные торговые сети, которым сложно конкурировать с ними в основном с точки зрения активной рекламной и ценовой политики.
Розничный товарооборот в Смоленской области возрастает в основном за счет продовольственного сегмента. В тоже время на рынке одежды и обуви наблюдается спад, а рынок общественного питания за 2018 г. вырос только на 0,2 %. Данная ситуация объясняется снижением реальных доходов населения. Так, по статистическим данным, смоляне тратят 42,1 % доходов на продукты питания, на оплату ЖКХ - 12,4 %, на медицинские и фармацевтические товары, а также товары личной гигиены - 7,1 % доходов.
Потребительский рынок в Смоленской области развивается в соответствии с мировыми стандартами, практически исчезли устаревшие форматы торговли, а на первое место вышли супермаркеты и онлайн-магазины. Развитие потребительского рынка России и в частности Смоленской области напрямую зависит от решения логистических проблем. Логистика является неотъемлемым марке-
тинговой стратегии и позволяет обеспечить население продуктами в нужное время, в нужном месте и в необходимом количестве6.
Рынок логистических услуг России в настоящее время довольно подвижен и нестабилен. По индексу эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) он значительно отстает от ведущих стран. Довольно много проблем в области транспортной логистики. Многие российские компании самостоятельно занимаются доставкой товаров, а доля аутсорсинга составляет всего лишь 20 %. В тоже время в Западных странах этот показатель находится на уровне 40-50 %.
Таким образом, несмотря на сложности, связанные с низкими темпами роста экономики и доходов населения, потребительский рынок Российской федерации и Смоленского региона показывает положительную динамику роста и имеет перспективы дальнейшего развития. Для их реализации необходимо на первое место поставить потребителя, проводить анализ факторов формирования потребительской уверенности россиян и учитывать характер влияния потребительского поведения граждан на тенденции развития розничной торговли.
Примечания Endnotes
1 Миронов Д.С., Баранова Н.В. Анализ государственного регулирования и проблемы современного потребительского рынка Свердловской области // Московский экономический журнал. 2017. № 2. С. 41.
2 Сушко В. Анализ конъюнктуры продовольственного рынка России // Аграрная экономика. 2018. Т. 2. № 273. С. 49-65.
3 Акканина Н.В., Романюк М.А. Основные тенденции развития потребительского рынка продовольственных товаров в России // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 10. С. 55-62.
4 Столярова А.В., Музыко В.А. Электронная торговля как драйвер развития потребительского рынка и его проекция на рекламный рынок // Реклама: теория и практика. 2018. № 1. С. 2-15.
5 Тимирьянова В.М. Пространственная связь индекса потребительских цен и равновесности региональных рынков товаров // Пространственная экономика. 2017. № 2. С. 95-109.
6 Чулкова Г.В. Развитие таможенно-логистических комплексов в Смоленской области // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Брянск, 2019. С.451-455.
Автор, аннотация, ключевые слова
Лукашева Ольга Леонидовна - канд. экон. наук, доцент Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (Смоленск)
Потребительский рынок России, который направлен на обеспечение потребностей населения в широком ассортименте товаров и услуг, довольно активно и динамично развивается. Основными его сегментами являются розничная торговля, бытовые услуги и общественное питание. Вклад розничной торговли в объем валового внутреннего продукта страны составляет около 16-18 %. В структуре потребительских расходов домашних хозяйств расходы на питание составляют около 30 %, поэтому наиболее активно развивается продуктовый ритейл. Продовольствие является первой физиологической потребностью человека, от удовлетворения которой зависит его жизнь и работоспособность. Роль государства в контроле и регулировании потребительского рынка и цен на нем велика. Его состояние во многом характеризует структура и стоимость продовольственной части потребительской корзины, которая регламентируется на государственном уровне. В статье рассмотрены особенности функционирования продовольственного рынка России и динамика розничной торговли по субъектам Российской Федерации. Проведен анализ индекса потребительской уверенности россиян и факторов его формирования. Дана оценка модели потребительского поведения граждан и определен характер ее влияния на тенденции развития розничной торговли.
Продовольственный рынок, розничная торговля, индекс потребительской уверенности, потребительское поведение, покупательская способность, потребительская корзина, нормы потребления, индекс цен
References (Articles from Scientific Journals)
1. Akkanina N.V., Romanyuk M.A. Osnovnyye tendentsii razvitiya potrebitelskogo rynka prodovolstvennykh tovarov v Rossii. Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii, 2017, no. 10, pp. 55-62.
2. Mironov D.S., Baranova N.V. Analiz gosudarstvennogo regulirovaniya i problemy sovremennogo potrebitelskogo rynka Sverdlovskoy oblasti. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2017, no.2, p. 41.
3. Stolyarova A.V., Muzyko V.A. Elektronnaya torgovlya kak drayver razvitiya potrebitelskogo rynka i ego proyektsiya na reklamnyy rynok. Reklama: teoriya ipraktika, 2018, no. 1, pp. 2-15.
4. Sushko V. Analiz konyunktury prodovolstvennogo rynka Rossii. Agrarnaya ekonomika, 2018, vol. 2, no. 273, pp. 49-65.
5. Timiryanova V.M. Prostranstvennaya svyazindeksa potrebitelskikh tsen i ravnovesnosti regionalnykh rynkov tovarov. Prostranstvennaya ekonomika, 2017, no. 2, pp. 95-109.
(Article from Proceedings and Collections of Research Papers)
6. Chulkova G.V. Razvitiye tamozhenno-logisticheskikh kompleksov v Smolenskoy oblasti. Aktualnyye voprosy ekonomiki i agrobiznesa. Bryansk, 2019,pp. 451-455.
Author, Abstract, Key words
Olga L. Lukasheva - Candidate of Economics, Associate Professor, Smolensk branch of REU them. G.V. Plekhanova (Smolensk) [email protected]
The consumer market of Russia, which is aimed at meeting the needs of the population in a wide range of goods and services, is quite actively and dynamically developing. Its main segments are retail, consumer services and catering. The contribution of retail trade to the country's gross domestic product is about 16-18 %. In the structure of household consumer spending, food costs account for about 30 %, so grocery retail is developing most actively. Food is the first physiological need of a person, on the satisfaction of which his life and performance depend. The role of the state in the control and regulation of the consumer market and its prices is great. His condition is largely characterized by the structure and value of the food part of the consumer basket, which is regulated at the state level. The article discusses the features of the functioning of the food market in Russia and the dynamics of retail trade in the constituent entities ofthe Russian Federation. The analysis ofthe consumer confidence index of Russians and the factors of its formation. The model of consumer behavior of citizens is estimated and the nature of its influence on retail development trends is determined.
Food market, retail, consumer confidence index, consumer behavior, purchasing power, consumer basket, consumption norms, price index.