Научная статья на тему 'Инновационные преобразования инфраструктуры потребительского рынка республики Казахстан: детерминанты и приоритеты'

Инновационные преобразования инфраструктуры потребительского рынка республики Казахстан: детерминанты и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ПРИОРИТЕТЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ТОРГОВЛЯ / CONSUMER MARKET / INFRASTRUCTURE / INNOVATIONS / DETERMINANTS / CONSUMER'S PRIORITIES / TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонов Сергей Геннадьевич, Эпп Лариса Викторовна, Хаматханова Макка Алаудиновна

Обосновывается актуальность для независимого Казахстана процесса становления потребительского рынка, отмечаются негативные тенденции, препятствующие формированию эффективной торговой инфраструктуры. Указаны звенья инфраструктуры потребительского рынка как бизнес-системы, а также представляющие ее хозяйствующие субъекты посредники, продавцы и покупатели товаров и услуг. Обозначена целевая направленность стратегии формирования инфраструктуры потребительского рынка, выявлены особенности процесса ее становления в республике, а также актуальные экономические проблемы, связанные с организацией и финансированием хозяйственной деятельности предприятий торговли и быта и требующие инновационных преобразований последних. Проанализированы инфраструктурные объекты казахстанского потребительского рынка с позиции их сегментации по форматам и с учетом секторальности. Рассмотрены формы проявления диспропорциональности развития инфраструктуры республиканского потребительского рынка в сферах оптовой и розничной торговли. Аргументируется переход от традиционной, морально устаревшей торговой сети городов Казахстана к инновационным типам инфраструктурных объектов. Последовательно изучены детерминанты развития инфраструктуры потребительского рынка республики, в состав которых авторы статьи относят доходы и расходы населения, а также потребительские цены на продовольственные и непродовольственные товары. Выявлены и обоснованы потребительские приоритеты инновационных преобразований торговой инфраструктуры на уровне региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative transformation of the consumer market infrastructure of the Republic of Kazakhstan: determinants and priorities

The article proves the relevance for the independent Kazakhstan of the process of the consumer market formation; negative trends that prevent the formation of an effective trading infrastructure are noted. The links of the infrastructure of the consumer market as business systems are indicated, as well as the business entities representing it intermediaries, sellers and buyers of goods and services. The target orientation of the strategy of forming the infrastructure of the consumer market has been identified, the specifics of the process of its formation in the republic, as well as the current economic problems associated with organizing and financing the economic activities of trade and household enterprises and requiring innovative changes of the latter are revealed. Infrastructure objects of the Kazakhstan consumer market are analyzed from the position of their segmentation in formats and taking into account the sectorality. The forms of the disproportionality of the development of the market of the republican consumer market in the sphere of wholesale and retail trade are considered. The transition from the traditional, morally obsolete trade network of Kazakhstan cities to innovative types of infrastructure facilities is argued. The determinants of the development of the consumer market infrastructure of the republic are consistently studied; the authors of the article include the incomes and expenditures of the population, as well as consumer prices for food and non-food products. The consumer priorities of innovative transformations of a trading infrastructure at level of region are revealed and proved.

Текст научной работы на тему «Инновационные преобразования инфраструктуры потребительского рынка республики Казахстан: детерминанты и приоритеты»

УДК 001.895+330.3 JEL: A13, D12

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПРИОРИТЕТЫ

С.Г. Симонов3, М.А. Хаматханова3, Л.В. Эппь

а Тюменский индустриальный университет (Тюмень, Россия) ь Инновационный Евразийский университет (Павлодар, Казахстан)

Информация о статье

Дата поступления 1 марта 2017 г.

Дата принятия в печать 25 марта 2017 г.

Ключевые слова

Потребительский рынок, инфраструктура, инновации, детерминанты, приоритеты потребителя, торговля

Аннотация. Обосновывается актуальность для независимого Казахстана процесса становления потребительского рынка, отмечаются негативные тенденции, препятствующие формированию эффективной торговой инфраструктуры. Указаны звенья инфраструктуры потребительского рынка как бизнес-системы, а также представляющие ее хозяйствующие субъекты - посредники, продавцы и покупатели товаров и услуг. Обозначена целевая направленность стратегии формирования инфраструктуры потребительского рынка, выявлены особенности процесса ее становления в республике, а также актуальные экономические проблемы, связанные с организацией и финансированием хозяйственной деятельности предприятий торговли и быта и требующие инновационных преобразований последних. Проанализированы инфраструктурные объекты казахстанского потребительского рынка с позиции их сегментации по форматам и с учетом секторальности. Рассмотрены формы проявления диспропорциональности развития инфраструктуры республиканского потребительского рынка в сферах оптовой и розничной торговли. Аргументируется переход от традиционной, морально устаревшей торговой сети городов Казахстана к инновационным типам инфраструктурных объектов. Последовательно изучены детерминанты развития инфраструктуры потребительского рынка республики, в состав которых авторы статьи относят доходы и расходы населения, а также потребительские цены на продовольственные и непродовольственные товары. Выявлены и обоснованы потребительские приоритеты инновационных преобразований торговой инфраструктуры на уровне региона.

INNOVATIVE TRANSFORMATION OF THE CONSUMER MARKET INFRASTRUCTURE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: DETERMINANTS AND PRIORITIES

S.G. Simonova, M.A. Khamatkhanovaa, L.V. Eppb

a Industrial University of Tyumen (Tyumen, Russia) b Innovative University of Eurasia (Pavlodar, Kazakhstan)

Abstract. The article proves the relevance for the independent Kazakhstan of the process of the consumer market formation; negative trends that prevent the formation of an effective trading infrastructure are noted. The links of the infrastructure of the consumer market as business systems are indicated, as well as the business entities representing it - intermediaries, sellers and buyers of goods and services. The target orientation of the strategy of forming the infrastructure of the consumer market has been identified, the specifics of the process of its formation in the republic, as well as the current economic problems associated with organizing and financing the economic activities of trade and household enterprises and requiring innovative changes of the latter are revealed. Infrastructure objects of the Kazakhstan consumer market are analyzed from the position of their segmentation in formats and taking into account the sectorality. The forms of the disproportionality of the development of the market of the republican consumer market in the sphere of wholesale and retail trade are considered. The transition from the traditional, morally obsolete trade network of Kazakhstan cities to innovative types of infrastructure facilities is argued. The determinants of the development of the consumer market infrastructure of the republic are consistently studied; the authors of the article include the incomes and expenditures of the population, as well as consumer prices for food and non-food products. The consumer priorities of innovative transformations of a trading infrastructure at level of region are revealed and proved.

Article info

Received March 1, 2017

Accepted March 25, 2017

Keywords

Consumer market, infrastructure, innovations, determinants, consumer's priorities, trade

© С.Г. Симонов, М.А. Хаматханова, Л.В. Эпп, 2017

Введение. В последние годы одним из наиболее динамично развивающихся элементов казахстанской экономики является инфраструктура потребительского рынка, затрагивающая, по существу, интересы всего населения республики. Вместе с тем в сложившихся условиях темпы ее развития могли быть выше, если бы удалось устранить ряд негативных тенденций, в числе которых стихийно складывающаяся система обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами, низкий уровень культуры рыночных отношений, высокая непрозрачность отрасли, большая доля теневого сектора, элементы несанкционированной торговли и т. д. Кроме того, несмотря на то, что общие основы правового статуса предпринимателей в этой сфере заложены в законах и подзаконных актах Республики Казахстан, серьезные пробелы содержатся в вопросах мелкорозничной торговли, стихийных рынков, крупных торговых объектов, контрафактной продукции и др. Все это снижает эффективность рыночных механизмов, непосредственно связанных с инфраструктурой потребительского рынка, и диктует необходимость принятия комплекса мер по стабилизации и дальнейшему развитию воспроизводственного процесса.

Теория. Современная экономическая наука рассматривает инфраструктуру потребительского рынка как важнейший вид рыночной инфраструктуры, представленный в хозяйственной практике:

- стационарными предприятиями розничной торговли (бентамами, супермаркетами, ги-пермаркетами и т. д.);

- предприятиями общественного питания (кафе, столовыми и пр.);

- предприятиями бытового обслуживания населения (химчистками, ремонтом обуви и др.);

- предприятиями, осуществляющими фармацевтическую деятельность;

- предприятиями оптовой торговли (торговыми домами, оптовыми базами и др.);

- торговыми киосками и павильонами;

- отделами физических и юридических лиц, расположенными на арендованных площадях в предприятиях сферы услуг;

- мини-цехами по выработке колбасных изделий и мясных полуфабрикатов;

- мини-пекарнями и цехами по производству хлебобулочных и кондитерских изделий;

- мини-цехами по производству и переработке продуктов питания;

- торговыми и торгово-развлекательными центрами и пр. [1].

К основным хозяйствующим субъектам инфраструктуры потребительского рынка следует отнести посредников, активно взаимодействующих с другими участниками рынка в лице непосредственных производителей и потребителей товаров и услуг. С точки зрения участия в товарообменных отношениях все три группы участников потребительского рынка равноправны. Вместе с тем характер участия посредников в рыночных отношениях принципиально иной, чем у непосредственных производителей или потребителей. Их роль на потребительском рынке особая - установление эффективных взаимоотношений между участниками рынка, повышение оптимальности и рациональности этих отношений, обеспечение их гармонизации. Отсюда, как бизнес-процесс, инфраструктура потребительского рынка есть совокупность определенных видов деятельности трех групп ее участников, обеспечивающих функционирование инфраструктурных объектов в реальном экономическом пространстве.

Следует сказать, что данный процесс характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, он позволяет многим крупным и средним бизнес-структурам освободиться от соответствующих транзакционных издержек, производя нужные услуги своими силами. Возникающая экономия при трансформации тран-закционных издержек независимых рыночных субъектов в управленческие внутрифирменные издержки может быть довольно значительной. Таким образом, бизнес заинтересован как в создании у себя объектов рыночной инфраструктуры потребительского рынка, так и в их эффективном функционировании.

Во-вторых, формирование инфраструктуры за счет оказываемых ею услуг делает потребительский рынок в значительно большей степени отвечающим требованиям конкуренции и менее подверженным монополизации.

В-третьих, услуги, оказываемые объектами инфраструктуры потребительского рынка, ориентированы на многие категории потребителей, в силу чего нет необходимости в глубокой рыночной сегментации.

В-четвертых, наличие у потребительского рынка собственной инфраструктуры делает его менее конъюнктурным, более гибким, предска-

зуемым и динамичным по сравнению с другими рынками.

Наконец, в-пятых, в процессе формирования инфраструктуры потребительского рынка имеет место высокая степень локализации ее услуг, т. е. сильная привязка к определенной территории (региону, городу, городской агломерации) [2].

Отмеченные особенности играют значительную роль в формировании и развитии инфраструктуры потребительского рынка.

Проецируя рассматриваемый процесс формирования инфраструктуры потребительского рынка на страны постсоветского пространства, в том числе и на Республику Казахстан, можно выделить ряд возникших здесь актуальных экономических проблем, связанных с организацией и финансированием хозяйственной деятельности предприятий данного сектора и требующих инновационных преобразований последнего:

1. Процессы приватизации и коммерциализации обусловили появление множества самостоятельных средних и малых предприятий разнообразных форм собственности. На макроэкономическом уровне такое разгосударствление можно оценить как положительный результат. Однако, с позиций микроэкономического уровня эти предприятия (с ликвидацией объединений, трестов, крупных контор и др.) лишились необходимых им баз снабжения и хранения больших партий товара и попали под влиянием многочисленных перекупщиков, оказались не в состоянии проводить гибкую ценовую политику и попали в тяжелое финансовое положение. Как свидетельствует зарубежный и накопленный за последние годы отечественный опыт, выход из создавшейся ситуации заключается в укрупнении и объединении средних и малых предприятий, входящих в инфраструктуру потребительского рынка, в рамках совместных форм интеграции горизонтального и вертикального типа [3].

2. По мнению казахстанских и российских специалистов, одной из причин, усугубляющих сложившуюся в стране ситуацию, является отсутствие цивилизованной, отвечающей веяниям времени системы сбыта потребительских товаров. Формирование новой дистрибьюторской сети и других прогрессивных форм товародвижения предусматривается концепцией развития инфраструктуры потребительского рынка республики с ее конкрети-

зацией в региональном масштабе с учетом происходящих прогрессивных рыночных преобразований [4].

3. Создание действенной системы информации о наличии продовольственных ресурсов и запасов сельскохозяйственного сырья является необходимым условием разработки прогнозов и стратегий формирования и развития инфраструктуры потребительского рынка. По мнению отечественных специалистов, занимающихся вопросами оптовой и розничной реализации потребительских товаров, создаваемые информационные центры должны аккумулировать и прогнозировать как сугубо конъюнктурную информацию об ассортименте, качестве и объемах поставок товаров народного потребления, ценах, тарифах и т. п., так и статистические данные, позволяющие оценивать складывающуюся в стране и ее регионах хозяйственную ситуацию и наметившиеся на потребительском рынке тенденции.

4. Продолжающая оставаться невысокой обеспеченность населения отдельных регионах страны розничной и складской сетью, недостаточная техническая оснащенность предприятий, специализирующихся на потребительских товарах, выступают существенными факторами, сдерживающими развитие товарооборота и повышение качества торгового обслуживания. На наш взгляд, при решении этих проблем могут быть использованы как традиционные, так и нетрадиционные источники финансирования, из которых можно выделить:

- привлечение конкретных инвесторов для завершения строительства и модернизации предприятий;

- создание финансовой базы для расширенного воспроизводства основных фондов путем льготного налогообложения прибыли, направленной на капитальное строительство.

5. Острой остается проблема низкой платежеспособности предприятий, входящих в инфраструктуру потребительского рынка. Ее решение, по нашему мнению, связано с формированием механизма, защищающего оборотный капитал от обесценения вследствие инфляции. Очевидно, что одним из его элементов должно стать льготное налогообложение части прибыли, направленной на пополнение оборотного капитала предприятия, входящего в инфраструктуру потребительского рынка.

6. Появление на потребительском рынке республики многочисленных коммерсантов и

либерализация экономических отношений в целом актуализировало проблему организации действенного государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья, а также защиты прав потребителей. Заметим, что многие из этих коммерсантов не имеют специального образования, соответствующего профилю осуществляемой ими деятельности, и не придерживаются существующих норм и правил.

Для молодой казахстанской экономической науки проблематика инновационных преобразований инфраструктуры потребительского рынка является достаточно новой. Это объясняется тем, что процесс реформирования данного института современного рынка прошел только первый этап, а опыт ближнего и дальнего зарубежья [5-8] еще недостаточно изучен и адаптирован к казахстанской бизнес-практике. Вместе с тем определенные аспекты иссле-

Анализ инфраструктурных объектов казахстанского потребительского рынка с позиции их сегментации по форматам предполагает последовательный учет его секторальности: сначала предприятия розничной торговли, а затем оптовой торговли.

Как свидетельствуют расчеты, в настоящее время в среднем по регионам республики удельный вес предприятий розничной торговли составляет:

- предприятия малого формата - 75,5 %;

- предприятия среднего формата - 7,8 %;

дуемой проблемы в той или иной мере нашли отражение в трудах ученых республики [9-12].

Результаты. В значительной мере начало инновационным преобразованиям инфраструктуры потребительского рынка в регионах Казахстана положил переход от традиционной, морально устаревшей торговой сети, представленной гастрономами, универмагами, киосками, палатками и т. п., к современным и цивилизованным типам предприятий торговли: в малом формате - это бентамы и дискаун-теры (с размером торговой площади от 90 до 400 кв. м), в среднем формате - фирменные и специализированные магазины, торговые дома (до 1 000 кв. м), в крупном формате - универсамы, супермаркеты, торговые центры (до 5 000 кв. м) и в особо крупном формате - ги-пермаркеты (свыше 5 000 кв. м) [13]. Количество крупных и особо крупных торговых объектов по регионам Казахстана в 2014 г. представлено в табл. 1.

- предприятия крупного (особо крупного) формата - 16,7 %.

Аналогичная картина наблюдается при анализе инфраструктурных объектов потребительского рынка республики, представленных предприятиями оптовой торговли с позиции их сегментации по перечисленным трем форматам:

- удельный вес оптовых торговых предприятий малого формата - 81,6 %;

- удельный вес оптовых торговых предприятий среднего формата - 12,6 %;

Таблица 1

Количество торговых объектов площадью не менее 2 000 кв. м в 2014 г. [14]

Регион Количество, единиц Торговая площадь, кв. м

Казахстан 177 678 472

Акмолинская область 3 16 831

Актюбинская область 15 65 958

Алматинская область 6 26 356

Атырауская область 6 17 862

Западно-Казахстанская область 3 10 070

Жамбылская область 3 15 333

Карагандинская область 19 80 732

Костанайская область 8 25 453

Кызылординская область 2 5 058

Мангистауская область 3 8 796

Южно-Казахстанская область 10 48 313

Павлодарская область 8 28 173

Северо-Казахстанская область 2 16 993

Восточно-Казахстанская область 19 65 622

г. Астана 27 95 148

- доля предприятий оптовой торговли крупного (особо крупного) формата - 5,8 %.

Имеющая место диспропорциональность развития инфраструктурных объектов казахстанского потребительского рынка с позиции их секторальности находит свое выражение:

1) в сфере розничной торговли:

- в медленных темпах перехода от традиционных объектов инфраструктуры потребительского рынка (гастрономов, универмагов, магазинов смешанных товаров, лотков, киосков и т. п.) к инновационным, способным более всесторонне и качественнее удовлетворить запросы казахстанцев (фирменные магазины, специализированные магазины, интернет-магазины, торговые дома и др.);

- в диспропорции между неоправданно большим, на наш взгляд, количеством мини-маркетов, бентамов, дискаунтеров и так называемых «социальных» магазинов, зачастую ютящихся на месте квартир первого этажа жилых домов и не способных обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, с одной стороны, и пока немногочисленными ги-пермаркетами и торгово-развлекательными центрами, созданными и работающими уже на основе международных жизненных стандартов, - с другой;

2) в сфере оптовой торговли:

- в высокой доле мелких инфраструктурных объектов потребительского рынка, представленных предприятиями оптовой торговли малого формата (более 80 %), что свидетельствует о распыленности их материальных и трудовых ресурсов, разбросанности по территории, слабых финансовых возможностях, сложностях технической оснащенности и перевооружения, низком инвестиционном потенциале;

- в господствующей до сих пор догме, что крупные инфраструктурные объекты оптовой торговли экономически маловыгодны, несут высокие финансовые риски, а их площади в городах республики будут использоваться не на полную мощность, а значит, неэффективно.

Устранение указанных диспропорций, препятствующих инновационным преобразованиям инфраструктуры потребительского рынка республики, детерминируется доходами и расходами населения, а также потребительскими ценами на продовольственные и непродовольственные товары.

Во многом основываясь на величине номинальных доходов населения республики,

субъекты потребительского рынка (производители и торговые посредники) разрабатывают свою товарную, ассортиментную и сбытовую политику, определяют стратегию развития и дислокации инфраструктурных объектов. Рост потребительских доходов вызывает на потребительском рынке цепную реакцию:

- вначале наблюдается всплеск хозяйственной активности и увеличение товарного предложения;

- затем происходит расширение и модернизация существующих инфраструктурных объектов и повышается спрос на торговых посредников;

- и, наконец, по мере обострения противоречия между нарастающим объемом товарной продукции и возможностями ее оперативной реализации, возникает необходимость в форматировании предприятий розничной и оптовой торговли, создании инновационных элементов инфраструктуры потребительского рынка, оптимизации размещения последних для достижения агломерационного эффекта.

Следовательно, потребительские доходы выступают одной из детерминант развития инфраструктуры казахстанского потребительского рынка.

Расходы республиканского социума представляют собой его денежные траты, направляемые на приобретение потребительских товаров и услуг, которые в значительной степени зависят от уровня потребительских цен, предпочтений и поведения потребителя. В их состав входят расходы на покупку еды, питание вне дома, покупку алкогольных напитков, табачных изделий, непродовольственных товаров и платных услуг.

За 2010-2014 гг. в регионах республики в разы увеличились потребительские расходы на покупку мяса и мясопродуктов, масел и жиров, фруктов и овощей, сахара, молочной продукции, что во многом объясняется ростом объемов потребления данных товаров региональным социумом. Среднедушевое потребление молока увеличилось более чем на два литра, мяса и мясных продуктов - на полтора килограмма, немногим меньше увеличилось потребление фруктов и овощей.

Затраты населения Казахстана на непродовольственные товары в 2014 г. составили более 30 % всех потребительских расходов. Они коснулись, в первую очередь, приобретения одежды и обуви, мебели и бытовой техники,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

автотранспортных средств, бензина и дизельного топлива, товаров личной гигиены. При этом весьма затратными расходы на приобретение указанных товаров являлись как для городского, так и сельского населения. За рассматриваемый период существенно повысились расходы граждан на досуговые товары и товары длительного пользования, а также на материалы для текущего содержания и ремонта жилья.

Что касается затрат казахстанцев на платные услуги, то они в 2014 г. превысили 20 % потребительских расходов. Почти половину этой суммы составила оплата коммунальных услуг, еще треть - услуг транспорта и связи, остальное - услуг здравоохранения, образования, ремонта обуви и др.

Следует сказать, что расходы населения во многом зависят от уровня потребительских цен, их волатильности, а также потребительских предпочтений и поведения. Важную роль играет инфляция, которая в макроэкономической статистике выражается таким показателем, как индекс потребительских цен, характеризующим изменение во времени среднего уровня цен на фиксированный перечень товаров и услуг потребительской корзины. Расчет индекса потребительских цен производится с недельной, месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Индекс потребительских цен в общереспубликанском исчислении в 2010 г. составил 106,2, в 2011 г. - 107,8, в 2012 г. -107,4, в 2013 г. - 106,0, в 2014 г. - 107,1 [15].

Видно, что в исследуемый период имела место известная волатильность индекса цен республиканского потребительского рынка, а наименьшие его значения были зафиксированы в 2010 и 2013 гг.

Изучение нами динамики индекса цен потребительского рынка Казахстана показало, что самый высокий прирост показателей приходится на платные услуги населению. Причем весомую лепту здесь внесло удорожание услуг связи (9-10 %), пассажирского транспорта (78 %), жилищно-коммунальных услуг (8-9 %) населению республики, особенно в городах.

В системе потребительских цен, детерминирующих инновационные преобразования инфраструктуры казахстанского потребительского рынка, видное место отводится ценам на продовольственные товары. За анализируемый период сильнее других росли цены на мясо и мясные продукты (среднегодовые темпы при-

роста цен - 10-11 %), молочную продукцию (8-9 %), безалкогольные напитки, крупы и морепродукты (6-7 %). Относительно умеренно повышались потребительские цены на яйца (34 %), сахар (2-3 %), овощи и фрукты (1-2 %).

Не менее важной детерминантой развития инфраструктуры потребительного рынка республики являются цены на непродовольственные товары. Когда эти потребительские цены балансируют интересы сторон - покупателей и продавцов, - тогда создаются благоприятные условия и стимулы строительства новых инфраструктурных объектов и модернизации существующих, принимаются инновационные решения в части переформатирования мелких и средних непродовольственных магазинов, создания крупных торговых узлов. Данные официальной статистики свидетельствуют об относительно низкой амплитуде колебаний потребительских цен на непродовольственные товары, продаваемые жителям республики. Из рассматриваемых нами непродовольственных товаров самые высокие темпы прироста потребительских цен характерны для бензина (6-7 %), фармацевтической продукции и товаров личной гигиены (5-6 %). У остальных товаров этого вида ценовая динамика еще ниже и не превышает 4-5 % (одежда, обувь, мебель и пр.).

Проведенный нами анализ динамики доходов и расходов казахстанцев, а также цен на товары и услуги позволяет сделать вывод, что уровень детерминированности инновационных преобразований инфраструктуры потребительского рынка республики может быть измерен с помощью четырех коэффициентов эластичности:

1) коэффициента эластичности спроса на инфраструктуру потребительского рынка по доходам потребителей товаров и услуг;

2) коэффициента эластичности спроса на инфраструктуру потребительского рынка по расходам потребителей товаров и услуг;

3) коэффициента эластичности предложения инфраструктуры потребительского рынка по ценам продовольственных товаров и услуг;

4) коэффициента эластичности предложения инфраструктуры потребительского рынка по ценам непродовольственных товаров и услуг.

Кроме того, было установлено, что в городах Казахстана спрос на инфраструктуру потребительского рынка по расходам более эластичен, чем спрос на нее по доходам потребителей, а предложение инфраструктуры потре-

бительского рынка по ценам продовольственных товаров более эластично, чем ее предложение по ценам непродовольственных товаров.

Важно отметить, что организация качественно новых изменений инфраструктуры потребительского рынка Республики Казахстан не является самоцелью, она должна быть стратегически выстроена согласно рейтингу приоритетов инновационных преобразований. Проведенный нами анализ процесса формирования и развития казахстанского потребительского рынка и его инфраструктуры дает возможность ранжирования данных приоритетов на семь групп:

1. Приоритеты в разрезе прогнозируемых (ожидаемых) количественных и качественных результатов инновационных преобразований инфраструктуры потребительского рынка.

2. Приоритеты в организации качественного обслуживания населения.

3. Приоритеты в идентификации понятия торговых узлов и выборе наиболее приемлемой их классификации с позиции инновационных преобразований инфраструктуры потребительского рынка на уровне конкретного региона.

4. Приоритеты в оптимальности расположения объектов инфраструктуры потребительского рынка (торговых узлов).

5. Приоритеты в определении перспективных территорий для разработки торговых узлов.

6. Приоритеты индивидуальности торговых узлов на уровне региона.

7. Приоритеты в оптимальной сбалансированности структуры площадей по предприятиям инфраструктуры потребительского рынка в рамках торгового узла.

Остановимся на каждой из названных групп приоритетов подробнее. Относительно первой группы приоритетов следует подчеркнуть, что организация качественно новых изменений инфраструктуры потребительского рынка республики должна быть «заточена» под вполне конкретные и реальные результаты. Речь, в первую очередь, идет не о высокой, превышающей нормативную, обеспеченности торговыми площадями, посадочными местами предприятий общепита и площадями для бытовых, развлекательных и прочих услуг, что тоже, конечно, значимо. Здесь, на наш взгляд, приоритетами с точки зрения качественных результатов реализации инновационных преобразований системы потребительского рынка, включая инфраструктуру, являются:

- бренд региона (города), повышение его имиджа и значимости как на республиканском, так и на международном уровнях;

- формирование архитектурного облика региона (города) за счет современных зданий и сооружений, транспортных развязок и колец;

- внедрение новых форматов предприятий торговли, развлекательных и бытовых услуг, общественного питания;

- комплексное развитие новых городских и пригородных территорий и оптимизация транспортной загрузки основных магистралей региона (города);

- привлечение инвестиций и большего числа международных и республиканских операторов в сфере торговли, услуг и общественного питания;

- создание в регионе (городе) новых рабочих мест в строительстве, торговле и обслуживании населения;

- увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

К приоритетам второй группы, касающимся организации качественного обслуживания населения, в частности, можно отнести:

- возможность купить все преимущественно в одном месте по доступной для потребителя цене за счет широкого ассортимента товаров и услуг и многообразия торговых форматов;

- комфортность условий совершения покупок потребителем благодаря современным видам инженерных коммуникаций, передовым торговым технологиям обслуживания клиентов и закрытому торговому пространству;

- минимизацию временных затрат на транспорт и парковку на основе высокой транспортной доступности объектов инфраструктуры потребительского рынка, большой и дешевой (бесплатной) парковочной территории.

Что касается приоритетов третьей группы, то они носят теоретико-методический характер, поскольку связаны с идентификацией торговых узлов и выбором наиболее приемлемой их классификации с позиции инновационных преобразований инфраструктуры потребительского рынка конкретного региона (города) республики. Торговые узлы можно классифицировать по следующим критериям:

- по величине и зоне обслуживания (областной, городской, районный, местный);

- по типу (полного типа, неполного типа, специализированный торговый узел);

- по месту дислокации (в центральных районах города, в зонах исторического и «расширенного» центра, в средней части города, на окраинах города, в пригородных зонах);

- по плотности жилой застройки (с большой плотностью, со средней плотностью, с малой плотностью);

- по интенсивности транспортного движения (с большой интенсивностью, с интенсивностью выше среднего, со средней интенсивностью, с малой интенсивностью).

В число приоритетов четвертой группы, сформированной нами по признаку оптимальности расположения объектов инфраструктуры потребительского рынка, вошли:

- исторически сложившаяся в регионе (городе) специализация предприятий торговли, формирующих торговый узел;

- близость расположения строящихся жилых массивов;

- степень удаленности инфраструктурных объектов потребительского рынка от центральных зон города и наиболее заселенных его районов;

- наличие рядом расположенных транспортных развязок, магистралей, путепроводов.

Среди приоритетов пятой группы, объединенных по признаку перспективности территорий для инновационных преобразований инфраструктуры потребительского рынка, можно назвать:

- наличие свободных земельных участков с целевым назначением по генплану города под общественную застройку;

- возможность трансформации зон существующей промышленной застройки в территории бизнес-значения для регионального социума;

- сохранение исторических архитектурных доминант центральной части города.

При анализе приоритетов шестой группы (признак индивидуальности) учитывается специфика организации инфраструктурных звеньев потребительского рынка, одинаковых по «набору» (предприятия торговли - предприятия общепита - предприятия бытовых услуг - предприятия развлекательных услуг):

- особенности потребительской концепции жителей, активно посещающих предприятия вышеперечисленного «набора»;

- архитектурное исполнение зданий и сооружений предприятий торговли, общественного питания, бытовых и развлекательных услуг;

- уникальность инфраструктурных объектов потребительского рынка, «привязывающая» к ним потребителей.

Приоритеты седьмой группы, касающиеся оптимальной сбалансированности структуры площадей по предприятиям торговли, общественного питания, развлекательных, бытовых и прочих услуг, были нами установлены на основе изучения российского опыта [16] и отражены в табл. 2.

Таблица 2

Приоритеты в оптимальной сбалансированности структуры площадей торгового узла, %

Тип предприятий Тип торгового узла по величине и зоне обслуживания

местный районный городской областной

min max min max min max min max

Предприятия торговли 65,0 74,0 70,0 78,0 77,0 83,0 81,0 86,0

Предприятия общественного питания 12,0 9,0 11,0 8,0 9,0 7,0 8,0 6,0

Предприятия развлекательных услуг 12,0 9,0 9,0 7,0 7,0 5,0 6,0 4,0

Предприятия бытовых и прочих услуг 11,0 8,0 10,0 7,0 7,0 5,0 5,0 4,0

Использование в бизнес-практике данных приоритетов позволит не только осуществить инновационные преобразования инфраструктуры потребительского рынка Казахстана, но и обеспечить создание комфортных условий проживания, повышение качества и культуры обслуживания населения.

Заключение. В настоящее время инфраструктурные объекты потребительского рынка во многих регионах республики успешно развиваются, однако в местах их размещения нередко наблюдается дефицит свободных земельных участков. Это, несомненно, актуализирует проектирование и создание эффектив-

ной системы торговых узлов посредством решения следующих задач:

1. Преодоление неравномерности развития инфраструктуры потребительского рынка с учетом территориальной доступности для населения и перспективой строительства новых жилых районов. Создание новых жилых районов на окраинах казахстанских городов и повышение плотности жилой застройки приводят к необходимости количественного роста инфраструктурных объектов с оптимальным распределением их качественных характеристик по типам (в основном по территориальной зоне обслуживания). Дорожно-транспортная сеть городской агломерации в регионах Казахстана задает уровень транспортно-пешеходной доступности инфраструктурных объектов, повышение или ослабление «ценности» места их размещения и зачастую требует изменения типа инфраструктурного объекта, в том числе узла по зоне территории его обслуживания.

2. Обеспечение комплексности при создании торговых узлов, предполагающей открытие на данных территориях объектов общественного питания и услуг, изменение структуры расположенных в торговых узлах площадей, смещение акцента с торговых площадей в пользу развития услуг сферы обслуживания и общественного питания. Вследствие разного уровня прибыльности функционирования объектов инфраструктуры потребительского рын-

ка в первую очередь развиваются наиболее высокорентабельные из них. По нашему мнению, при формировании торговых узлов это может на начальном этапе привести к нарушению их структуры по площадям предприятий торговли, питания и услуг. Такие нарушения устраняются по мере роста потребительских доходов населения республики, положительно отражающегося на его спросе на качественные и инновационные виды товаров и услуг и ориентирующего казахстанцев удовлетворять потребности в «индустрии досуга» на территории торгового узла. В этом случае структуру торгового узла можно считать близкой к оптимальной.

3. Внедрение прогрессивных технологий в направлении развития современных форм и форматов предприятий торговли, услуг и общественного питания. Подобные инфраструктурные объекты потребительского рынка в городах Казахстана, использующие прогрессивные инновационные технологии автоматизации самообслуживания и штрихового кодирования, обеспечат комфортное обслуживание населения и высокий уровень производительности труда для самих предприятий торговли, услуг и общественного питания.

4. Обучение, подготовка и переподготовка управленческого и рабочего персонала с целью улучшения качества обслуживания населения республики.

Литература

1. Федько В. П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 324 с.

2. Simonov S. G., Khamatkhanova M. A., Kaidarova L. K. Peculiarities of forming the infrastructure of the consumer market of urban agglomerations in Kazakhstan and priorities of its goods and services consumers // International Journal of Economic Research. - 2016. - Vol. 13(9). - P. 3857-3869.

3. Рой О. М., Бреусова А. Г. Стратегическое территориальное управление: бизнес-стратегии территориальных образований : моногр. - Омск : ОмГУ, 2009. - 244 с.

4. Шеломенцева В. П., Нарынбаева А. С., Симонов С. Г. Актуальные проблемы социально-экономического развития региона (на материалах Павлодарской области). - Павлодар : ИнЕУ, 2014. - 304 с.

5. Parkinson M. Twenty-Five Years of Urban Policy in Britain - Partnership, Entrepreneuralism or Competition? // Public Money and Management. - 1996. - July-September. - P. 7-14.

6. Moilanen T., Rainisto S. How to Brand Nations, Cities and Destinations: A Planning Book for Place Branding. - London : Palgrave Macmillan, 2009. - 202 p.

7. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Д. Поведение потребителей. - СПб. : Питер, 2007. -944 с.

8. Леш А. Пространственная организация хозяйства. - М. : Наука, 2007. - 664 с.

9. Эпп Л. В. Стратегия развития инфраструктуры потребительского рынка городской агломерации, ее цели и этапы реализации в Республике Казахстан // Проблемы и перспективы разви-

тия потребительского рынка : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. специалистов, ученых и студентов (29 апр. 2015 г.). - Тюмень : МАЯК, 2015. - С. 42-48.

10. Старопромышленные регионы Казахстана : аналит. обзор. - Павлодар : ИнЕУ, 2016. -192 с.

11. Разработка мероприятий для обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов Павлодарского региона : моногр. / под ред. Л. К. Кайдаровой. - Павлодар : ИнЕУ, 2015. -124 с.

12. Нурланова Н. К. Сценарии инновационного развития регионов Казахстана и оценка возможностей их реализации // Проблемы развития территории. - 2014. - № 4 (72). - С. 82-96.

13. Эпп Л. В. Особенности стратегии развития инфраструктуры потребительского рынка городов Казахстана // Современные тренды российской экономики: вызовы времени - 2015 : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 11 февр. 2016 г. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2016.- С. 236-242.

14. Симонов С. Г., Эпп Л. В. Формирование и развитие инфраструктуры потребительского рынка на уровне городской агломерации в странах Евразийского экономического союза : моногр.

- Тюмень : ТИУ, 2017. - 132 с.

15. Мониторинг потребления и доходов населения в Республике Казахстан / Агентство Республики Казахстан по статистике ; Департамент статистики труда и уровня жизни. - Астана, 2014.

- URL : http://www.stat.gov.kz.

16. Стратегический проект «Торговые узлы Екатеринбурга». - Екатеринбург : АМБ, 2010. -

70 с.

References

1. Fed'ko V.P., Fed'ko N.G. Infrastruktura tovarnogo rynka [Infrastructure of the commodity market]. Rostov-on-Don, Feniks publ., 2007, 324 p. (in Russian).

2. Simonov S.G., Khamatkhanova M.A., Kaidarova L.K. Peculiarities of forming the infrastructure of the consumer market of urban agglomerations in Kazakhstan and priorities of its goods and services consumers. International Journal of Economic Research, 2016, Vol. 13(9), pp. 3857-3869.

3. Roi O.M., Breusova A.G. Strategicheskoe territorial'noe upravlenie: biznes-strategii territori-al'nykh obrazovanii [Strategic territorial management: business strategies of territorial entities], Monograph, Omsk, OmSU publ., 2009, 244 p. (in Russian).

4. Shelomentseva V.P., Narynbaeva A.S., Simonov S.G. Aktual'nye problemy sotsial'no-ekono-micheskogo razvitiya regiona (na materialakh Pavlodarskoi oblasti) [Actual problems of social and economic development of the region (on materials of the Pavlodar region)], Pavlodar, InEU, 2014, 304 p. (in Russian).

5. Parkinson M. Twenty-Five Years of Urban Policy in Britain - Partnership, Entrepreneuralism or Competition? Public Money and Management, 1996, July-September, pp. 7-14.

6. Moilanen T., Rainisto S. How to Brand Nations, Cities and Destinations: A Planning Book for Place Branding, London, Palgrave Macmillan, 2009, 202 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Blackwell R.D., Miniard P.W., Engel J.F. Consumer Behavior, St. Petersburg, Piter publ., 2012, 944 p. (in Russian).

8. Lesh A. Prostranstvennaya organizatsiya khozyaistva [The spatial organization of the economy], Moscow, Nauka publ., 2007, 664 p. (in Russian).

9. Epp L.V. Strategiya razvitiya infrastruktury potrebitel'skogo rynka gorodskoi aglomeratsii, ee tseli i etapy realizatsii v Respublike Kazakhstan [The strategy of development of the infrastructure of the consumer market of the urban agglomeration, its goals and stages of implementation in the Republic of Kazakhstan], in: Problemy i perspektivy razvitiya potrebitel'skogo rynka [Problems and prospects for the development of the consumer market], Proceedings of the III International scientific-practical conference of specialists, scientists and students (April 29, 2015), Tyumen, MAYaK publ., 2015, pp. 42-48. (in Russian).

10. Old industrial regions of Kazakhstan, Analytical review, Pavlodar, InEU publ., 2016, 192 p. (in Russian).

11. Kaidarova L.K. (Ed.) Razrabotka meropriyatii dlya obespecheniya ustoichivogo razvitiya kho-zyaistvuyushchikh subyektov Pavlodarskogo regiona [Development of measures to ensure sustainable development of economic entities in the Pavlodar region], Monograph, Pavlodar, InEU publ., 2015, 124 p. (in Russian).

12. Nurlanova N.K. Scenarios for innovative development of Kazakhstan regions and evaluation of possibilities of their implementation. Problems of Territory's Development, 2014, no. 4 (72), pp. 82-96. (in Russian).

13. Epp L.V. Osobennosti strategii razvitiya infrastruktury potrebitel'skogo rynka gorodov Kazakh-stana [Features of the strategy of development of the infrastructure of the consumer market of Kazakhstan cities], in: Sovremennye trendy rossiiskoi ekonomiki: vyzovy vremeni - 2015 [Modern trends of the Russian economy: the challenges of time - 2015], materials of the All-Russian scientific and practical conference with the international participation, February 11, 2016, Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University publ., pp. 236-242. (in Russian).

14. Simonov S.G., Epp L.V. Formirovanie i razvitie infrastruktury potrebitel'skogo rynka na urov-ne gorodskoi aglomeratsii v stranakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza [Formation and development of consumer market infrastructure at the level of urban agglomeration in the countries of the Eurasian Economic Union], Monograph, Tyumen, TIU publ., 2017, 132 p. (in Russian).

15. Monitoring of consumption and income of the population in the Republic of Kazakhstan, Analytical work, Astana, Agency of the Republic of Kazakhstan on Statistics, Department of Labor and Living Standards, 2014, available at: http://www.stat.gov.kz. (in Russian).

16. Strategicheskii proekt "Torgovye uzly Ekaterinburga" [Strategic project "Trade Nodes of Yekaterinburg'"], Yekaterinburg, AMB publ., 2010, 70 p. (in Russian).

Сведения об авторах

Симонов Сергей Геннадьевич - д-р социол. наук, профессор

Адрес для корреспонденции: 625000, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 38 E-mail: v.simonova.67@mail.ru

Хаматханова Макка Алаудиновна - канд. социол. наук, доцент

Адрес для корреспонденции: 625000, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 38 E-mail: a_ahilgov@mail.ru

Эпп Лариса Викторовна - магистр экономики Адрес для корреспонденции: 140000, Казахстан, Павлодар, ул. Ломова, 45 E-mail: lepp_pav@mail.ru

About the authors

Simonov Sergey Gennadievich - Doctor of Sociological sciences, professor

Postal address: 38, Volodarskogo ul., Tyumen, 625000, Russia

E-mail: v.simonova.67@mail.ru

Khamatkhanova Makka Alaudinovna - Candidate of Sociological sciences, Associate Professor Postal address: 38, Volodarskogo ul., Tyumen, 625000, Russia

E-mail: a_ahilgov@mail.ru

Epp Larisa Viktorovna - Master of Economics Postal address: 45, Lomova ul., Pavlodar, 140000, Kazakhstan

E-mail: lepp_pav@mail.ru

Для цитирования

Симонов С. Г., Хаматханова М. А., Эпп Л. В. Инновационные преобразования инфраструктуры потребительского рынка Республики Казахстан: детерминанты и приоритеты // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2017. - № 2 (58). - С. 165-175.

For citations

Simonov S.G., Khamatkhanova M.A. Epp L.V. Innovative transformation of the consumer market infrastructure of the Republic of Kazakhstan: determinants and priorities. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2017, no. 2 (58), pp. 165-175. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.