Научная статья на тему 'Государственное регулирование ценообразования в условиях экономического кризиса'

Государственное регулирование ценообразования в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2556
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ТОВАРЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН / ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР НАДБАВОК / PRICING / SOCIALLY IMPORTANT GOODS / STATE REGULATION / METHODS OF REGULATION OF PRICES / THE MAXIMUM AMOUNT OF ALLOWANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Г. Г., Ефимовская Л. А., Куликов И. А.

В статье рассматриваются основные методы государственного регулирования ценообразования в условиях экономического кризиса. Приводятся результаты проведенного мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары в розничных торговых предприятиях. Предлагается использование методического инструментария определения предельно допустимых розничных цен на социально значимые товары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Г. Г., Ефимовская Л. А., Куликов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF PRICING IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

In the article the basic methods of state regulation of pricing in the conditions of economic crisis. The results of monitoring of prices for socially important food products in retail trade enterprises. Proposes the use of methodological tools for determining the maximum permissible retail prices for socially important goods.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование ценообразования в условиях экономического кризиса»

УДК 338.532.4

Г.Г. Иванов

д-р экон. наук, профессор, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

Л.А. Ефимовская

канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

И.А. Куликов

студент,

кафедра торговой политики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Аннотация. В статье рассматриваются основные методы государственного регулирования ценообразования в условиях экономического кризиса. Приводятся результаты проведенного мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары в розничных торговых предприятиях. Предлагается использование методического инструментария определения предельно допустимых розничных цен на социально значимые товары.

Ключевые слова: ценообразование, социально значимые товары, государственное регулирование, методы регулирования цен, предельный размер надбавок.

G.G. Ivanov, Plekhanov Russian University of Economics

L.A. Efimovskaya, Plekhanov Russian University of Economics

1.А. Kulikov, Plekhanov Russian University of Economics

GOVERNMENT REGULATION OF PRICING IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

Abstract. In the article the basic methods of state regulation of pricing in the conditions of economic crisis. The results of monitoring of prices for socially important food products in retail trade enterprises. Proposes the use of methodological tools for determining the maximum permissible retail prices for socially important goods.

Keywords: pricing, socially important goods, state regulation, methods of regulation of prices, the maximum amount of allowances.

В условиях развития современной рыночной экономики в связи с нестабильной экономической и политической ситуацией проблема регулирования цен в условиях экономических санкций является наиболее актуальной [7].

Впервые теорию о государственном регулировании цен выдвинул экономист Дж.М. Кейнс в период кризиса 1929-1933 годов. В «Общей теории занятости, процента и денег» он пояснил, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования [4].

В России еще в XVIII веке указом Екатерины II было введено государственное регулирование цен, которое не увенчалось успехом, и вскоре цены вновь возросли [5].

В современной России четко определена роль государства в политике ценообразования. Государственное регулирование - это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. Но стоит отметить, что регулирование цен может производиться только на ограниченный круг товаров.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному разви-

тию экономической системы в целом.

История экономики России и других стран знает немало способов и методов государственного регулирования ценообразования: прямых и косвенных; от тотального регулирования при распределительной системе прошлого века с талонами до полной либерализации цен в условиях рыночной модели, льготного режима налогообложения для отдельных групп продовольственных товаров.

На основе обобщения опыта некоторых стран Евросоюза (Франция, Испания, Дания, Швеция, Финляндия, Германия), Швейцарии, Америки, крупнейших стран АТР (Япония, Китай) можно выделить следующие основные инструменты косвенного регулирования цен со стороны государства [3]:

- рестрикционная (сдерживающая) кредитно-денежная политика, связанная с ростом налогов, сокращением государственных расходов и уменьшением инфляции;

- регулирование учётной ставки национальных банков;

- сокращение дефицита государственного бюджета;

- федеральные закупки товаров и услуг;

- налоговая политика (в частности, регулирование ставок косвенных налогов - акцизов

и НДС);

- система продовольственной поддержки бедного и нуждающегося населения (в частности, продуктовые талоны);

- поддержка отечественных сельхозпроизводителей, их защита от внешней конкуренции (регулирование ввоза);

- эффективная политика развития конкуренции на товарных рынках;

- содействие развитию личных подсобных хозяйств;

- стимулирование распространения форматов розничной торговли типа «дискаунт».

Наряду с таким достаточно широким перечнем инструментов косвенного регулирования

цен, практически в каждой стране применяются инструменты прямого регулирования:

- установление перечня товаров, на которые регулируются цены органами власти;

- мониторинг цен, в том числе со стороны государственных и общественных контролёров;

- «замораживание» и установление фиксированных цен;

- установление минимально допустимых цен;

- установление предельных уровней цен и/или прибыли;

- установление справочных цен, диапазона цен;

- регулирование уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырьё;

- штрафные санкции и другие правовые последствия за нарушение ценовой дисциплины и установленных в законодательном порядке правил ценообразования.

В период экономического кризиса наблюдается резкий рост цен на продовольственном рынке, вызванный комплексом причин. Проведенный мониторинг цен в рамках научного проекта РЭУ имени Г.В. Плеханова «Честные цены» (2014-2015 гг.) показал, что по таким продовольственным товарам, как капуста, темп изменения цен составил 220%, сахар-песок - 133%, картофель - 128% [6].

Государственные органы управления РФ в целях стабилизации сложившейся ситуации, начали массовые проверки розничных торговых предприятий в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».

Насколько эффективны оказались такие рейды, было исследовано в рамках научного проекта «Честные цены», главной задачей которого стало выявление динамики изменения цен на социально значимые продовольственные товары, с последующим анализом полученных данных. В ходе исследования было выявлено, что цены в несетевых магазинах на многие товарные группы значительно отличались от цен, представленных в сетевых магазинах (табл. 1).

Таблица 1 - Средние цены на социально значимые продовольственные товары в розничных торговых предприятиях г. Москвы (первая волна наблюдения, февр. 2015 г.), руб.

№ п/п Товарная Сетевые Несетевые

категория магазины магазины

1 Хлеб ржано-пшеничный 20,22 27,32

2 Макаронные изделия 55,41 76,83

3 Картофель 33,77 37,97

4 Сахар-песок 53,63 63,58

5 Мясо (курица) 128,88 154,54

6 Рыба свежемороженая, развесная 187,24 233,08

7 Масло подсолнечное 69,35 81,03

8 Сосиски 271,88 311,45

Это в определенной степени обусловлено методами стимулирования посредников в оптовой торговле:

- предоставление скидок с цены за объемы партий товаров;

- предоставление скидок за включение нового товара в закупаемый ассортимент;

- предоставление дистрибьютерских (дилерских) скидок;

- потребительские скидки (снижение цены производителя для снижения цен во всей цепочке посредников) [1].

Таблица 2 - Темпы изменения розничных цен на социально значимые продовольственные товары в розничных торговых предприятиях г. Москвы

№ п/п Товарная категория Цены за февраль 2015 г. в % к средним ценам за ноябрь 2014 г. Цены за февраль 2015 г. в % к средним ценам за апрель 2015 г.

1 Хлеб ржано-пшеничный 82,8 96,15

2 Батон нарезной 119,4 99,50

3 Макаронные изделия 74,4 97,25

4 Крупа гречневая 108,5 100,30

5 Рис шлифованный 105,7 98,15

6 Картофель 129,7 99,20

7 Капуста белокочанная 220 100,45

8 Яблоки 111,9 94,80

9 Сахар-песок 142,6 93,55

10 Мясо (курица) 102,2 95,30

11 Молоко питьевое 105,2 98,25

12 Рыба свежемороженая 108,5 90,15

13 Масло подсолнечное 89,6 103,10

14 Мука пшеничная высший сорт 112,6 99,80

15 Чай черный байховый 90,4 97,25

16 Яйца 115,5 95,95

17 Сосиски 72,1 91,85

Кроме того, сетевые магазины в качестве резерва роста доходов используют неценовые методы, связанные с оптимизацией потоков покупателей на основе применения современных способов стимулирования продаж [8; 9].

Ежемесячный мониторинг цен с февраля по апрель 2015 года, в ходе которого регист-

рировались фактические цены товаров, имеющихся в свободной реализации на потребительском рынке, показал, что ряд проверок торговых предприятий, осуществленных государственными органами управления Российской Федерации, не повлиял в значительной степени на снижение цен на те группы товаров, рост цен на которые превысил 30%.

Проанализировав динамику изменения цен (табл. 2), можно сделать вывод, что государственное вмешательство в процесс ценообразования не способствовало снижению цен, а по некоторым товарным группам цены продолжали расти.

Данная ситуация обусловлена не только несвоевременным вмешательством государства в регулирование цен, но и отсутствием механизма установления предельно допустимых розничных цен, которые позволили бы учесть интересы как продавцов, так и покупателей.

Такая практика показывает, что в Постановлении Правительства Российской Федерации о государственном регулировании цен на социально значимые продовольственные товары, хотя и содержатся все необходимые положения, гарантирующие стабильность ценовой политики, однако присутствуют «белые пятна», не позволяющие государственным органам управления в полной мере реализовать свою регулирующую функцию в ценообразовании.

В целях решения вопроса создания механизма регулирования цен разработана методика определения предельного уровня торговых надбавок к ценам на социально значимые продовольственные товары, основанная на затратном подходе [2].

Использование такой методики, на наш взгляд, позволило бы органам государственной власти и местного самоуправления вести более обоснованный и эффективный диалог с предприятиями розничной торговли в процессе регулирования социально-экономической ситуации на потребительском рынке в период экономического кризиса.

Список литературы:

1. Дубровская М.Е. Некоторые методические аспекты управления сбытовой деятельностью в оптовой торговле // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. № 5. С. 186-188.

2. Ефимовская Л.А., Хайруллина М.В. Государственное регулирование ценообразования на товары и услуги: основные инструменты // Проблемы современной экономики. 2013. № 2. С. 62-64.

3. Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Крышталев В.К. Возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С.1717-1728.

4. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. Н.Н. Любимова. М.: Гелиос АРВ, 2012. 352 с.

5. Ключевский В. Курс русской истории. Лекция LXXVII «Положение дел. Путевые заметки. Преобразовательные начинания. Проект императорского совета. Политические идеи Екатерины II. Происхождение, составление и источники "наказа". Цензура и критика «наказа». Содержание «наказа». Мысль «наказа». URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec77.htm (дата обращения: 03.05.2016).

6. Куликов И.А., Цыбанина И.В. Мониторинг цен на социально значимые товары в розничных торговых предприятиях города Москвы: сб. ст.: в 3 т. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. Т. 3. 264 с.

7. Лев М.Ю. Цены и ценообразование: учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. 382 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 1133-1136.

9. Mayorova E.A., Nikishin A.F., Pankina T.V. Potential of the Internet network in formation of the assortment of the trade organizations // European science review. 2016. № 1-2. С. 208-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.