Научная статья на тему 'Механизм формирования предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары'

Механизм формирования предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ТОВАРЫ / SOCIALLY IMPORTANT GOODS / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН / METHODS OF PRICE REGULATION / ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ТОРГОВЫХ НАДБАВОК / ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ / RETAIL PRICE CEILINGS / ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ / DISTRIBUTION COSTS / ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ / TRADE PROFITS / LIMITS OF TRADE MARGINS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Геннадий Геннадьевич, Хайруллина Марина Валентиновна, Ефимовская Лидия Афанасьевна, Матосян Владимир Арменович

В статье рассматриваются основные методы государственного регулирования ценообразования. Предлагается методический инструментарий формирования предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары, использование которого позволит органам государственной власти и местного самоуправления более обоснованно и эффективно осуществлять регулирование социально-экономической ситуации на потребительском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Геннадий Геннадьевич, Хайруллина Марина Валентиновна, Ефимовская Лидия Афанасьевна, Матосян Владимир Арменович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation mechanism of price ceilings for socially significant food products

The article considers the main methods for state regulation of pricing. We suggest the methodological tools for the formation of retail price ceilings for socially important food products, the use of which will allow public authorities and local self-government to more reasonably and effectively regulate the socio-economic situation in the consumer market.

Текст научной работы на тему «Механизм формирования предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары»

It. Iff ■ ITk - iw

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 3 • март 2018 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

механизм формирования предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары

Иванов Г.Г.1, Хайруллина М.В. 2, Ефимовская Л.А.1, Матосян В.А. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

2 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия

В статье рассматриваются основные методы государственного регулирования ценообразования. Предлагается методический инструментарий формирования предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары, использование которого позволит органам государственной власти и местного самоуправления более обоснованно и эффективно осуществлять регулирование социально-экономической ситуации на потребительском рынке.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственное регулирование, социально значимые товары, методы регулирования цен, предельные размеры торговых надбавок, предельно допустимые розничные цены, издержки обращения, торговая прибыль

Formation mechanism of price ceilings for socially significant food products

IvanovG.G.1, Khayrullina M.V. 2, Efimovskaya L.A.1, Matosyan V.A. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

2 Novosibirsk State Technical University, Russia

ктуальность исследований, связанных с инструментарием регули-

рования ценовой политики на социально значимые товары, является достаточно высокой, так как это самым прямым образом влияет на жизненный уровень населения страны. В то время как в условиях нестабильной экономической ситуации на такие товары наблюдается необоснованно высокий рост цен. Поэтому со стороны государства должны быть предприняты меры регулирования по отношению к ценообразованию.

Целью исследования является разработка основных элементов методики формирования предельно допустимых розничных цен на товары, которые характеризуются социальной значимостью для потребителей.

АННОТАЦИЯ:

введение

Современная ситуация с ценами на потребительском рынке России

В 2017 году цены в целом на продовольственные товары (без учета цен на алкогольную продукцию), по данным Росстата, возросли примерно на 3 %, а по таким социально значимым товарам, как картофель - на 24 %, сливочное масло - более чем на 20 %, молоко - на 9 %, пшеничный хлеб и хлебобулочные изделия - на 4 %, хлеб ржаной - на 5 %.

На рисунке 1 представлена динамика цен на молоко, сахар, картофель на примере города Москвы в 2017 году (рис. 1).

Исследование показало, что значительный рост цен на картофель обусловлен снижением его валового сбора на 5 % по сравнению с 2016 годом, что связано с сокращением посевных площадей и неблагоприятными природно-климатическими условиями. В результате уровень самообеспеченности России картофелем составил в 2017 году 90,7 %, что ниже показателя, предусмотренного Доктриной продовольственной безопасности, на 4,3 %.

Задача органов государственного управления заключается в том, чтобы социально значимые продовольственные товары были доступны для всех категорий населения вне зависимости от экономической ситуации в стране. Для этого необходимо использовать более эффективные инструменты государственного регулирования цен.

В России и других странах широко используются как прямые, так и косвенные методы государственного регулирования ценообразования. Например, Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530, в котором представлены правила определения цен и утвержден перечень социально значимых продовольственных товаров, состоящий из 24 товарных групп [1] .

ABSTRACT:_

The article considers the main methods for state regulation of pricing. We suggest the methodological tools for the formation of retail price ceilings for socially important food products, the use of which will allow public authorities and local self-government to more reasonably and effectively regulate the socio-economic situation in the consumer market.

KEYWORDS: state regulation, socially important goods, methods of price regulation, limits of trade margins, retail price ceilings, distribution costs, trade profits

JEL Classification: E31, F16, I38, i39 Received: 22.02.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ivanov G.G. ( Ivanov.GG0rea.ru)

CITATION:_

Ivanov G.G., Khayrullina M.V., Efimovskaya L.A., Matosyan V.A. (2018) Mekhanizm formirovaniya predelno dopustimyh tsen na sotsialno znachimye prodovolstvennye tovary [Formation mechanism of price ceilings for socially significant food products]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (3). - 737-746. doi: 10.18334/rp.19.3.38825

07

Январь Апрель Июль Октябрь

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Молоко

□ Сахар

□ Картофель

Рисунок 1. Динамика цен на молоко, сахар, картофель в городе Москве в 2017 году, руб. Источник: составлено авторами на основе [5].

В соответствии с данным Постановлением, если в течение месяца в регионе Российской Федерации рост розничных цен на социально значимые товары составит 30 % и более, то Правительство Российской Федерации вправе определять границу цен на розничные товары (на время не более 90 дней). Однако, как показывает практика, отсутствует механизм реализации положений, предусмотренных в Постановлении, что не позволяет государственным органам управления использовать эффективные меры по регулированию цен и обеспечивать сбалансирован ность интересов продавцов и покупателей!. В процессе обо снования предельных размеров торговых надбавок необходимоучитывать не только тенденции измене ния цен и общественные ин тересы, но га издержки обращения торговых организаций, необходимость получения ими соразмерной прибыли.

Методика формирования предельо допустимых розничных цен

Предлагаемая нами методика формирования предельно допустимых розничных цен позволит органам государственного управления более обопнованно и эффективно осуществлять регулирование ценообразования на потребительском рынке.

ОБ АВТОРАх:_

Иванов Геннадий Геннадьевич, профессор кафедры торговой политики, доктор экономических наук, профессор (Ivanov.GG0rea.ru)

Хайруллина Марина Валентиновна, профессор кафедры менеджмента, доктор экономических наук, профессор (proreg50mai1.ru)

Ефимовская Лидия Афанасьевна, доцент кафедры торговой политики, кандидат экономических наук, доцент ([idya.efimovskaya0yandex.ru)

Матосян Владимир Арменович, экстерн кафедры торговой политики (va.matosyan0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Иванов ГГ, Хайруллина М.В., Ефимовская Л.А., Матосян В.А. Механизм формирования предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 3. - С. 737-746. doi: 10.18334/ф.19.3.38825

Для обоснования таких надбавок на товары, имеющих особую социальную значимость, необходима следующая информация:

• розничный товарооборот по предприятиям торговли, осуществляющим реализацию товаров, по которым предусматривается регулирование торговых надбавок;

• розничный товарооборот по товарным группам, по которым предусматривается регулирование торговых надбавок;

• сумма (уровень) доходов от реализации товаров, издержки обращения и прибыль от продаж по предприятиям торговли, осуществляющим реализацию товаров, по которым предусматривается регулирование торговых надбавок;

• издержки обращения по основным статьям (как минимум: расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений; транспортные расходы; расходы на оплату труда; транспортные расходы по доставке отдельных групп товаров, по которым предусматривается регулирование торговых надбавок);

• фактически применяемые размеры торговых надбавок по товарным группам, по которым предусматривается регулирование розничных цен;

• средние отпускные и оптово-отпускные цены на товары, по которым предусматривается регулирование розничных цен;

• торговая площадь предприятий - наиболее крупных игроков на рынке, осуществляющих розничную реализацию товаров, по которым предусматривается регулирование розничных цен;

• налоги, уплачиваемые в местные и федеральные бюджеты.

Для определения предельных размеров торговых надбавок мы предлагаем использовать следующую методику и последовательность расчетов [8] (БАтоузкауа, КкаутиШпа, 2013):

1) Расчет издержек обращения по отдельным видам социально значимых товаров можно произвести, исходя из их удельного веса в общем объеме товарооборота или из сложившегося среднего уровня затрат по торговым организациям, реализующим социально значимые товары, а также на основе калькуляции статей затрат с выделением прямых, на конкретный вид товаров (например, транспортные расходы).

Остальные затраты рассчитываются пропорционально доле социально значимых товаров в товарообороте. Таким образом определяется скорректированный уровень издержек обращения.

2) Прибыль можно рассчитать на основе уровня рентабельности, сложившегося по организациям розничной торговли, реализующим социально значимые товары, или на основе минимального уровня рентабельности, установленного в размере 20 % к издержкам обращения по социально значимой группе товаров.

3) Предельный уровень торговой надбавки к розничной цене товара рассчитывается на основе скорректированного уровня издержек обращения (среднего уровня издержек обращения) [8] (Efimovskaya, Khayrullina, 2013):

у =у (1)

ИОС р ^дд

где Утн - уровень торговой надбавки к розничной цене товара; Уи - скорректированный уровень издержек обращения по социально значимой группе товаров; Ур - средний уровень рентабельности по организациям розничной торговли, реализующим социально значимые товары.

4) Предельный уровень торговой надбавки по социально значимым товарам к цене поступления рассчитывается на основе следующего метода:

У

У =-—х100, (2)

04 100-У

тнщ

где Утн - уровень торговой надбавки к цене поступления товара.

5) Предельный уровень торговой надбавки к цене поступления, исходя их издержек обращения и прибыли по социально значимому товару, можно определить на основе следующего расчета:

т„ ИОгт + Я + НДС л

Утн =--р-^--гХЮО, (3)

ТОст-{ИОст+Пст+НДС) , ()

где Утн - предельный уровень торговой надбавки к цене поступления социально значимого товара, %; ИОст - издержки обращения по социально значимому товару, тыс. руб.; Пст - прибыль от продаж по социально значимому товару, тыс. руб.; НДС -налог на добавленную стоимость по социально значимому товару, тыс. руб.

6) Издержки обращения по социально значимому товару можно определить исходя из скорректированного или среднего уровня издержек обращения и объема продаж по социально значимому товару.

7) Налог на добавленную стоимость рассчитывается исходя из прибыли, издержек обращения и ставки налога на добавленную стоимость по социально значимому товару.

Варианты расчета предельно допустимых розничных цен можно представить на примере товарной группы «Сахар».

Ситуация. Товарооборот розничных торговых организаций, реализующих социально значимые товары, составляет 1980,7 млн руб., объем реализации по сахару -158,5 млн руб., издержки обращения - 316,9 млн руб., прибыль от продаж - 79,2 млн руб. транспортные расходы - 56,6 млн руб., в том числе транспортные расходы по перевозке сахара - 3,8 млн руб.

Для расчета предельно допустимой розничной цены на сахар необходимо произвести следующие расчеты:

1) Средний уровень издержек обращения по организациям торговли, реализующим социально значимые товары:

2) Скорректированный уровень издержек обращения по сахару:

= ^ ~ Ш < ^ = 15,54%.

3) Средний уровень рентабельности:

= ? 100 = 4,0%.

Р 1930,7

4) Предельный уровень торговой надбавки по сахару к розничной цене:

15,54 + 4+ (15-54 + 4) = 21,5%-

100

5) Предельный уровень торговой надбавки по сахару к цене поступления товара:

100—21,5

6) Предельный уровень торговой надбавки по сахару, исходя из суммы издержек обращения и минимального размера прибыли:

6.1. Издержки обращения по сахару, исходя из скорректированного уровня издержек обращения:

5 ' 15 54 = 24,6 млн руб.

100

6.2. Минимальная прибыль от реализации сахара:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ :: = 4,9 млн руб.

100

6.3. Сумма налога на добавленную стоимость:

(24,6 X 4,9) X 10 = 3;0 млн руб_

6.4. Предельный уровень торговой надбавки к цене поступления сахара:

(24"6+4"9+3) X 100 = 25,80/0.

15 3,5 —(24,6+4,9+3)

7) Розничная цена за 1 кг сахара с учетом предельного размера торговой надбавки:

7.1. Отпускная цена за 1 кг сахара - 26 руб.

7.2. Предельная розничная цена за 1 кг сахара с учетом предельного уровня торго-

вой надбавки, рассчитанного исходя из скорректированного уровня издержек обращения по сахару и среднего уровня рентабельности по предприятиям торговли, реализующим социально значимые товары:

7.3. Предельная розничная цена за 1 кг сахара с учетом предельного уровня торговой надбавки, рассчитанного исходя из скорректированной суммы издержек обращения по сахару и минимальной прибыли:

Таблица

Варианты расчета предельного уровня торговой надбавки к цене сахара

Варианты расчета Предельный уровень торговой надбавки, %

Исходя из скорректированного уровня издержек обращения по сахару и среднего уровня рентабельности по предприятию торговли, реализующему социально значимые товары 27

Исходя из скорректированной суммы издержек обращения по сахару и минимальной прибыли 25,8

Источник: составлено авторами.

Заключение

Использование данной методики по определению допустимого уровня цен на товары, социально значимые для потребителей, является одним из эффективных инструментов государственного регулирования ценообразования.

Методика позволяет учесть долю таких товаров в товарообороте, или средний уровень затрат, или выделение прямых затрат на определенный вид товаров и в конечном итоге рассчитать торговую надбавку в ее предельном выражении.

Данный методический подход позволит устранить необъективность в процессах установления цен и их регулирования, особенно в свете значимости для потребителей товаров, входящих в перечень социально востребованных, и их доступности для населения страны.

ИСТОЧНИКИ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. / Части первая и вторая. - М.: Омега-Л,

2015. - 939 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О ме-

рах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (ред. от 25.02.2015)

3. Федеральный закон от 28.12.2009№ 381 - ФЗ «Об основах государственного регули-

рования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014)

4. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 «Об утверждении Правил

установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения)» ред. от 17.09.2014)

5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi.

6. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова И.Б. Розничная торговля: современные тенденции

и перспективы развития. - М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2009. - 239 с.

7. Герасименко В.В. Ценообразование. - М.: ИНФРА - М, 2014.

8. Ефимовская Л.А., Хайруллина М.В. Государственное регулирование ценообразова-

ния на товары и услуги: основные инструменты // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 2. - с. 62-64.

9. Иванов Г.Г, Майорова Е.А. Социальная ответственность торгового бизнеса. / Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. - Уфа: Аэтерна, 2016. - 125-146 с.

10. Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. / учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

11. Липсиц И.В. Ценообразование. / учебно - практическое пособие. - М.: Юрайт, 2011. - 399 с.

12. Ivanov G. Perspective directions of trade development / Monograph. - Vienna:_«East West» Association for Advanced Studies and Higher, Education GmbH, 2017.

13. Слепов В.А., Николаева Т.Е., и др. Ценообразование. - М.: Магистр: НИЦ ИНФА-М, 2013.

14. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. / учебник для вузов. - СПб: Питер, 2010. - 320 c.

15. Хайруллина М.В., Заяц Т.И. Регулирование розничной торговли в рыночной институциональной среде. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - 220 c.

16. Есипов В.Е. Цены и ценообразование. / учебник для вузов. - СПб: Питер, 2009.

REFERENCES:

Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Tax Code of the Russian Federation] (2015). M.: Omega-L. (in Russian).

Bragin L.A., Ivanov G.G., Stukalova I.B. (2009). Roznichnaya torgovlya: sovremennye tendentsii i perspektivy razvitiya [Retail trade: current trends and development prospects] M.: GOU VPO «REA im. G.V. Plekhanova». (in Russian).

Efimovskaya L.A., Khayrullina M.V. (2013). Gosudarstvennoe regulirovanie tsenoobrazovaniya na tovary i uslugi: osnovnye instrumenty [State regulation of price formation for goods and services: major tools (Russia, Moscow, Novosibirsk)]. Problems of modern economics. (2). 62-64. (in Russian).

Esipov V.E. (2009). Tseny i tsenoobrazovanie [Prices and pricing] SPb.: Piter. (in Russian).

Gerasimenko V.V. (2014). Tsenoobrazovanie [Pricing] M.: INFRA-M. (in Russian).

Ivanov G. (2017). Perspective directions of trade development. Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher, Education GmbH.

Ivanov G.G, Mayorova E.A. (2016). Sotsialnaya otvetstvennost torgovogo biznesa [Social responsibility of trade business] Ufa: AETERNA. (in Russian).

Khayrullina M.V., Zayats T.I. (2012). Regulirovanie roznichnoy torgovli v rynochnoy institutsionalnoy srede [Regulation of retail trade in a market institutional environment] Novosibirsk: Izd-vo NGTU. (in Russian).

Lev M.Yu. (2015). Gosudarstvennoe regulirovanie tsen v zarubezhnyh stranakh [State regulation of prices in foreign countries] (in Russian).

Lipsits I.V. (2011). Tsenoobrazovanie [Pricing] M.: Yurayt. (in Russian).

Slepov V.A., Nikolaeva T.E., i dr. (2013). Tsenoobrazovanie [Pricing] M.: Magistr: NITs INFA -M,. (in Russian).

Tarasevich V.M. (2010). Tsenovaya politika predpriyatiya [Pricing policy of the enterprise] SPb: Piter. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.