Научная статья на тему 'РОСТ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ ИСЛАМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ ТАДЖИКИСТАНА'

РОСТ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ ИСЛАМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТКОНФЛИКТНЫЙ / ХИДЖАБ / ИСЛАМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тураева Зухро Юнусовна

Сегодня в отсутствии плюралистического политического поля в некоторых странах Центральной Азии, ислам, возможно, может стать платформой или инструментом для выражения социального протеста бедствующего населения. Автором указываются причины возникновения разногласий среди молодёжи Таджикистана и пути избежания конфликтных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GROWING INFLUENCE OF THE RELIGION OF ISLAM AMONG THE YOUTH OF TAJIKISTAN

Today, in the absence of a pluralistic political field in some countries of Central Asia, Islam can perhaps serve as a platform or tool for the expression of social protest poor population. The author notes the causes of disagreement among the youth of Tajikistan and avoid conflicts.

Текст научной работы на тему «РОСТ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ ИСЛАМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ ТАДЖИКИСТАНА»

Таким образом, сегодня в Таджикистане мы обнаруживаем перевернутую структуру мотивации: носители знания, культуры, просвещения не воспринимаются в качестве обладающих чем-то особенным, что могло бы составить предмет вожделений для низкостатустных групп, обеспечивать в их глазах престиж, авторитет или материальное благополучие и обеспеченность. Напротив ценным представляется то, что может быть у всех и каждого. Таким образом, образование и ценностные сферы оказываются разделенными в современном таджикистанском обществе.

Литература:

1. Добренько В. Кравченко А. История зарубежной социологии раздел 2 глава 4

«Органическая и механическая солидарность». - М., 2004.

2. Социология / под общей редакцией А. Ю. Мягкова. - М., 2003.

3. Тугаринов В. П. Проблема ценностей в марксистской философии. - М., 1965.

4. Шоисматуллоев Ш. Поколение в системе образования. - Душанбе, 1999.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ

В статье анализируется трансформация ценностных ориентаций молодежи в сфере образования. Автор, сравнивая ценностные ориентации молодежи в сфере образования Советского периода и современного таджикистанского общества, выделяет позитивные и негативные стороны каждого периода. Автор приходит к мысли, что трансформация ценностных ориентаций есть объективная закономерность развития общества, требующая всестороннего анализа.

Ключевые слова: ценностных ориентаций молодежи, демократизация образования, выпускники средних школ, безработица, миграция.

TRANSFORMATION OF THE VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE

This article deals with transformation of the value orientations of young people in education. The author, compare the value orientations of young people in education of the Soviet period, during which she studied and the transformation of these values at present. Having compared positive and negative aspects of each period the author comes to the conclusion that the transformation of value orientations is an objective law of society, but it is needed to comprehensive analysis.

Keywords: transformation of the value orientations, democratization of the Education, Secondary school graduates, Unemployment, Migration.

Сведения об авторе: Тавакалова Мунира Курбонназаровна, старший преподаватель кафедры философии и политологии Хорогского государственного университета имени М. Назаршоева, e-mail: tavakalova72@rambler.ru

About author: Tavakalova Munira Kurbonnazarovna, senior teacher, department of Philosophy and Political Sciences, Khorog State University named after M. Nazarshoev

РОСТ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ ИСЛАМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ ТАДЖИКИСТАНА

Тураева З. Ю.

Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзода

В последние годы в странах Центральной Азии и, в частности, в Таджикистане значительно возрос интерес населения, особенно молодежи к исламу. Это в первую очередь связано со социально-экономической ситуацией и идеологическим, духовным вакуумом в таджикском обществе. Между тем в отсутствии достаточно квалифицированного светского образования, большинство молодых людей растут безграмотными, с узким кругозором и, поэтому посещая мечети, они, возможно, могут стать объектами манипуляции со стороны религиозных деятелей, и это является, по нашему мнению, одной из серьезных проблем в современном таджикском обществе.

Другой наиболее серьезной проблемой сейчас в Таджикистане является, недостаток квалифицированного религиозного образования. Именно квалифицированное религиозное образование в перспективе может стать основой для развития толерантного ислама в таджикском обществе. При этом сейчас росту влияния

ислама во многих транзитных обществах Центральной Азии пока никто и ничто не препятствует. Поэтому возникает вопрос: может ли развитие и укрепление демократии западного образца стать альтернативой возрастания роли ислама, и нужна ли вообще демократия, как западноевропейская ценность, странам Центральной Азии?

Сегодня многие верующие уверены, что только исламские принципы способны решить их социальные проблемы. Во многих странах Центральной Азии у различных слоев населения нет возможности для отстаивания своих политических прав демократическим путем. При этом нет и самой основы для демократического развития -устойчивого среднего класса. Этот класс мог бы появиться, если власти стран Центральной Азии поддерживали развитие малого и среднего предпринимательства. Средний класс рассматривается сегодня в постсоветских обществах, как угроза существования авторитарных режимов.

Сегодня в отсутствии плюралистического политического поля в некоторых странах Центральной Азии ислам, возможно, может стать платформой или инструментом для выражения социального протеста бедствующего населения. В этом случае, на наш взгляд, будет увеличиваться политическое значение ислама в современных центрально-азиатских обществах. Ислам в этой ситуации покажет и другую свою сущность - ведь ислам это не только религия, это еще и политическая доктрина. Нужно учесть, что пророк Мухаммед был одновременно и духовным, религиозным и политическим руководителем.

Исходя из этого, можно прогнозировать, что у большинства политических режимов в странах Центральной Азии в перспективе есть следующие возможности для контроля за усиливающейся ролью ислама в странах региона: легализация умеренных исламских движений, как, например, была легализована Партия исламского возрождения в Таджикистане, а также выдвижение государством инициатив по возрождению ислама как, например, объявление Ханафитского мазхаба официальным течением ислама в Таджикистане. Это сделано таджикским государством для того, чтобы ограничить возможности распространения иных исламских течений, например салафизма в таджикском обществе. В этом случае ислам, возможно, интегрируется в национальную идеологию. Но что делать в этом контексте с принципом секуляризма в таджикском государстве?

Другой путь - это борьба радикальными мерами против роста влияния ислама в обществе. Но этот «секулярный экстремизм» государства может спровоцировать рост религиозного экстремизма. Есть также и третий, альтернативный путь развития - это формирование устойчивого гражданского общества.

Ислам стал распространяться на территории Центральной Азии (ЦА) в конце VII -начале VIII в. Этот процесс длился несколько веков, и в итоге ислам стал государственной религией многих среднеазиатских стран. При этом все гражданские, уголовные, семейные законы действовали на основе мусульманского права (шариата). Форма правления государством имела феодальный характер и по сути своей не была религиозной, но при этом ислам в политике играл доминирующую роль.

В дальнейшем социальные революции в Европе, научно-технический прогресс, конечно, оказали свое влияние на территории, которую сегодня принято называть ЦА. Первыми исламскими политическими реформаторами этого периода в Средней Азии и Афганистане были Джамолиддин Афгани (1842-1899) и Ахмади Дониш (1820-1880). Как пишет таджикский ученый Усмон Давлат: «Под влиянием Европы в мусульманском мире в конце XIX- начале XX века стала обосновываться идея отделения религии от государства и от политики. В течении десятилетий, особенно после второй мировой войны, правители новых, возникших независимых мусульманских стран энергично оттесняли от власти религиозные группы. Тем не менее, идея единства ислама и политики была и остается одной из основ политической культуры мусульманского мира» [4, с. 15].

Как пишет исследователь Лондонского Королевского Института международных отношений Анна Матвеева: «После распада СССР в евразийском обществе образовался духовный вакуум. Политические бури и неопределенность 1990-х годов, материальные лишения и потеря предыдущего статуса сделали жизнь обыкновенных граждан чрезвычайно тяжелой, а их эмоциональный мир был ввергнут в состояние смуты. В этих условиях, чтобы найти успокоение и жизненную ориентацию, люди стали обращаться к

традиционным символам и ритуалам. Обращение к исламу дало ощущение устойчивости» [3].

В Таджикистане, начиная с 1974 года, нелегально действовала «Мусульманская молодежная организация», созданная подпольно Саидом Абдулло Нури, который в впоследствии возглавил таджикскую объединенную оппозицию. Данная группа, вооружившаяся реформаторскими идеями Джамолидина Афгани и других мусульманских реформаторов, преследовала цель возрождения ислама. В тоже время, её деятельность была направлена на изменения существующего строя. В период перестройки такие исламистские движения рассматривались как демократические силы, так как имели ярко выраженный антикоммунистический характер.

Между тем следует отметить, что для политических представителей легализованного исламского движения в Таджикистане, слова таджик и мусульманин были синонимами. При этом исламские движения в Таджикистане не имели своих проектов по возрождению ислама в таджикском обществе.

Как пишет таджикский ученый М. Давлатов: «Одна из причин гражданской войны в Таджикистане, была связана с тем, что фактически всё политическое пространство было заполнено международными исламистскими проектами. После обретения независимости Таджикистаном на первый план стали выдвигаться транснациональные исламистские проекты, так как исламисты Таджикистана в начальный период становления независимости страны не имели и никак не могли иметь своего проекта. Это привело к тому, что они фактически пытались осуществить идеи и проекты, не учитывавшие национальные интересы Таджикистана» [1, а 12].

5 марта 2009 в Таджикистане был принят новый Закон РТ «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором исламская правовая школа «Ханафия» была объявлена официальным религиозным течением. Представляя этот законопроект, Министр культуры Таджикстана Мирзошохрух Асрори сказал, «что настоящий проект должен заменить существующий Закон РТ «О свободе совести и религиозных объединениях», который был принят парламентом страны еще в 1990 году. Появившийся в последнее время в обществе религиозный радикализм, нигилизм и некоторые чуждые для нашего народа течения в исламе стали причиной принятия нового закона. В настоящее время в стране официально действуют около 3 тыс. мечетей, из которых 259 являются соборными, а также 18 религиозных образовательных учреждений. Все они зарегистрированы, как последователи ханафитского течения в исламе и, исходя из этого, мы предлагаем объявить течение «Ханафия» официальным религиозным течением Таджикистана» [5].

В этом контексте, хотелось бы дать короткое пояснение к ситуации, связанной с распространением ханафитской правой школы ислама в Центральной Азии. Известно, что в Исламе сложились два основных направления: суннизм и шиизм. В суннизме в свою очередь образовались четыре основных юридическо-богословских школ: ханафизм, маликизм, шафииизм и ханбализм. Ханафиты наиболее лояльны к адату (обычаям), маликиты и ханбалиты наиболее жестко придерживаются принципов суннитской ортодоксии, а шафииты занимают промежуточное положение между представителями указанных мазхабов.

Подавляющая часть мусульман Центрально - азиатского региона, в том числе нынешнего Таджикистана, веками исповедовала суннитское направление ислама ханафитского мазхаба. Этот мазхаб в наибольшей степени отличается от других рациональностью и гибкостью, открывает широкие возможности для нововведений. Праведные обычаи (адат, урф) составляют один из источников фикха (права) в ханафитском мазхабе. Что касается салафизма, то авторитетный энциклопедический словарь «Ислам» определяет салафитов, как «общее название религиозных мусульманских деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид'а (недозволенное нововведение) все позднейшие нововведения в указанных сферах» [2].

В таджикском обществе сегодня среди студентов вузов все больше распространения получает заключение мусульманского брака (никох). На основе этого также развивается многоженство, которое запрещено законом. Причем эта мусульманская форма заключения брака имеет больше значения для новобрачных, чем официальный брак. Хотя государство старается как-то влиять на эту ситуацию, и муллы

не имеют права заключать мусульманский брак без свидетельства о заключения брака в ЗАГСе, но все же эту тенденцию взять под контроль не удалось. Сегодня в таджикских СМИ поднимается вопрос о легализации многоженства.

В СМИ также широко обсуждается проблема ношения традиционного исламского головного платка «хиджаба», ношения которого распространяется среди молодых девушек и женщин. Сегодня инструкцией Министерства образования Таджикистана студенткам и школьницам запрещено носить в учебных заведениях «хиджаб». Население для обсуждения общественных, социально-политических тем идет в мечеть. Именно в мечети обсуждаются все темы, которые имеют какое-то значение для различных социальных групп. В мечети обсуждаются абсолютно любые темы, начиная от межличностных отношений и заканчивая глобальными темами международной политики и экономики. Таким образом, можно констатировать, что сегодня мечеть активно участвует в формировании общественного сознания, а также влияет на выбор социального поведения населения и особенно молодежи Таджикистана.

В Таджикистане и других странах Центральной Азии существуют множество очагов социальной напряженности, бедность и коррупция. При этом, если пояс хронической бедности будет расширяться в одном из самых взрывоопасном регионе - в Ферганской долине, то возможно, на этом фоне именно исламистские проекты станут оружием социального возмездия, так как вся надежда у бедствующего населения в транзитных обществах ЦА теперь на возрождение ислама. Но, есть и другая альтернатива развития для стран ЦА. При создании соответствующих условий для развития и укрепления НПО, политических партий в транзитных обществах, независимых СМИ государства, как показывает, например международный опыт, может получить возможность управлять социально-политическими процессами, а также получит возможность для устранения очагов социальной напряженности. Для этого нужно всего лишь создать условия для развития демократии:

- государственным органам необходимо изучать международный опыт в сфере религиозного образования в вопросе подготовки кадров для религиозных учреждений, разработки методики преподавания религиоведения и т.д.

- государству и гражданскому сектору необходимо использовать потенциал СМИ в распространении истории религии, современных религиозных процессах в обществе. Это в первую очередь касается производства телевизионных и радиопрограмм, создания страницы интернет на таджикском языке и т.д.

Таджикскому обществу, как показывает современная история, для недопущения различных социально-политических конфликтов, нужна плюралистическая политическая система. Другой проблемой в этой сфере является отсутствие желания у религиозного духовенства к реформам религиозного образования, так как оно опасается, что в результате этих реформ может потерять свой статус, положение и комфорт.

Литература:

1. Давлатов М. Национальные интересы Таджикистана и исламские проекты. Материалы семинара «Динамика развития национальных и религиозных проектов в ЦА». - Душанбе: Ирфон, 2006.

2. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука ,1991. - 315 с.

3. Матвеева А. Угроза исламизма постсоветской Евразии // Центральная Азия и Кавказ. -1999. - №4 (5).

4. Усмон Д. Исламский фактор в политических процессах России и стран Центральной Азии. - М.: Издатель Воробьев А.В., 2009. - 180 с.

5. Ханафитский мазхаб объявили официальным религиозным течением в Таджикистане // Азия-плюс. - 2009. - 05 марта.

РОСТ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИИ ИСЛАМА СРЕДИ МОЛОДЁЖИ ТАДЖИКИСТАНА

Сегодня в отсутствии плюралистического политического поля в некоторых странах Центральной Азии, ислам, возможно, может стать платформой или инструментом для выражения социального протеста бедствующего населения. Автором указываются причины возникновения разногласий среди молодёжи Таджикистана и пути избежания конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: постконфликтный, хиджаб, мазхаб, салафия, ханафия, религия, ислам, фундаменталисты, мусулманин.

THE GROWING INFLUENCE OF THE RELIGION OF ISLAM AMONG THE YOUTH OF

TAJIKISTAN

Today, in the absence of a pluralistic political field in some countries of Central Asia, Islam can perhaps serve as a platform or tool for the expression of social protest poor population. The author notes the causes of disagreement among the youth of Tajikistan and avoid conflicts.

Keywords: post-conflict, hijab, madhhab, Salafi, Hanafi religion, Islam, fundamentalist Muslim.

Сведения об авторе: Тураева Зухро Юнусовна, кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии Таджикского государственного института языков имени С. Улугзода, e-mail: turaeva.zukhro@mail.ru

About author: Turaeva Zuhro Yunusova, PhD in Political Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Political Sciences, Tajik State Institute of Languages named after Sotim Ulughzoda

НАЦШИ КОНСТИТУТСИЯ ДАР РУШДИ СОХДИ МАОРИФ

Каримова М., Саидов Ф.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Мардуми Точикистон соли 2014 яке аз мухимтарин чашнхои миллии худ - кабули нахустин Конститутсияи (Сарконуни) Ч,умхурии Точикистонро дар рухияи баланди ифтихор аз ватану ватандорй, худшиносиву худогохй, фаъолияти созандагию бунёдкорй ва дигаргунихои назарраси иктисодиву ичтимой чашн гирифт. Дар фазои идона ва дастовардхои бузурги мехнатй, рушди бемайлони сохахои гуногуни хочагии халк пешвоз гирифтани чашни 20-солагии кабули Конститутсияи (Сарконуни) Ч,умхурии Точикистон бесабаб нест.

Зеро Конститутсия ин ифодаи иродаи халки точик буда, орзуву омоли хазорсолахои гузаштагони халки мо дар рохи расидан ба истиклолият комили давлатдорй, боандеша ва арзишхои миллй ва арзишхои пазируфташудаи байналмилалй бунёд намудани давлати демокративу хукукбунёд мебошад.

Конститутсия халки точикро кисми чудонашавадаи чомеа чахонй ва дар пеши наслхои гузаштаву хозира ва оянда масъул ва вазифадор эътироф намуда, максад ва вазифахои таърихии халки точикро бунёди чомеаи адолатпарвар эълон намуд.

Ин санади мухими сиёсй ва эътибори олии хукукй дошта принсипхои асосии бунёди давлати миллй, пешбурди давлатдорй ва низоми онро бо накш ва хузури се шохаи хокимияти давлатй танзим намуда,инсон, хукук ва озодихои онро арзиши олй эътироф карда, хаёт, кадр, номус ва дигар хукукхои фитрии инсонро дахлнопазир хисоб намуд.

Конститутсия бевосита амалй шудани хукуку озодихои инсон ва шахрванд, аз тарафи Конститутсия, конунхои чумхурй ва санадхои хукукии байналмилалии эътироф намудаи чомеаи чахонй хифз шудани онхоро кафолат дод. Таъмин ва риояи онхоро максаду мазмуни фаъолияти хокимияти конунгузор, ичроия ва макомоти худидоракунии махаллй муайян кард. Барои хифзи хукуку озодихои инсон ва шахрванд бори нахустин дар хаёти сиёсию хукукии кишвар макомоти судиро ба хайси як шохаи мустакили хокимият пазируфта, онро бодигар шохахои хокимияти давлатй баробар эълон кард.

Бесабаб нест, ки Президенти Ч,умхурии Точикистон мухтарам Эмомалй Рахмон Паёми соли 2014 худро ба Мачлиси Олии Ч,умхурии Точикистон аз накши созанда ва офарандаи Конститутсияи мамлакат, огоз намуда, иброз доштанд, ки «Конститутсия барои аз байн бурдани хатаре, ки ба истиклолияти давлатй тахдид мекард, шароити зарурии хукукй мухайё карда, барои аз нобудй начот додани давлати тоза истиклоли точикон ва аз парокандагй рахой бахшидани миллати точик асос гузошт, чихати расидан ба вахдати миллй тахкурсии устувор гардид ва дар он мархалаи хассоси таърихй барои гузоштани асосхои аркони давлатдории точикон накши такдирсозу халкунанда бозид» [2, c. 3].

Дар Паём хамчунин чабхахои дигари ахамияти таърихиву сиёсии Конститутсияи мамлакат, аз кабили нишонаи нахустин ва мухимтарини сохиб истиклолии давлат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.