Научная статья на тему 'Рост конкурентоспособности экономики региона в условиях глобализации мирового хозяйства'

Рост конкурентоспособности экономики региона в условиях глобализации мирового хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаходжаев С. Н.

Глобализация является движущей силой современного мирового процесса и, как всякое сложное явление, не только предоставляет новые возможности, но и приносит новые риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост конкурентоспособности экономики региона в условиях глобализации мирового хозяйства»

Бабаходжаев С.Н.

старший преподаватель кафедры «Управления бизнесом» НУУз им. Мирзо Улугбека

РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.

Глобализация является движущей силой современно -го мирового процесса и, как всякое сложное явление, не только предоставляет новые возможности, но и приносит новые риски.

Узбекистан, будучи страной, с только начинающей развиваться рыночной экономикой, должен эффективно адаптироваться к нему, формируя конкурентоспособную национальную экономику. В выступлении на заседании Кабинета Министров Президент Республики Узбекистан И.А Каримов отметил необходимость «... структурных преобразований и опережающего развития высокотехнологичных современных отраслей и производств, направленных на повышение конкурентоспособности и укрепление позиций Узбекистана на мировых рынках».1

В условиях глобализации и регионализации мировой экономики главной задачей национальных правительств, государственных и местных органов исполнительной власти территорий становится повышение конкурентоспособности национальных и региональных экономик.

Конкурентоспособность региональных экономик оказывает существенное влияние на конкурентоспособность национальной экономики и взаимодействует с конкурентоспособностью отраслей, предприятий и товаров. Что обусловливает ключевую роль в характеристике комплексного развития региона оценки его конкурентоспособности.

1 И.А Каримов. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Народное слово.22 января 2011г.

Оценка конкурентоспособности региона позволяет, с одной стороны, активно действовать в направлении обеспечения, поддержания и наращивания конкурентных преимуществ территории и, с другой стороны, нейтрализовать слабые стороны или превратить их в сильные.

Конкурентоспособность региона - это обусловленное природными, экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и способность его отдельных товаропроизводителей побеждать конкурентов на внутреннем и внешнем рынках, позволяющие опережать другие регионы по социально-экономическому развитию и обеспечивать повышение эффективности региона и рост благосостояния его населения в условиях ужесточения конкуренции и открытой экономики.

В практическом плане конкурентоспособность региона проявляется в его способности обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг в условиях эффективного использования существующих факторов производства (экономического потенциала), в задействовании существующих и создании новых конкурентных преимуществ, повышении уровня жизни при соблюдении международных экологических стандартов среди соперничающих регионов.

Конкурентные преимущества отдельных регионов классифицируются:

• на абсолютные, которые связаны с наличием уникальных ресурсов и производственных возможностей, и относительные, которые обусловлены лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и реализации продукции или предоставления услуг.

• производственные и инновационно-инвестиционные (по объему, структуре, инновационной активности, инвестиционной привлекательности и эффективности использования всех ресурсов);

• количественные (доля рынка) и качественные характеристики функций региона, товаров или услуг;

• фактические (реализованные) и потенциальные (не используемые в настоящее время).

Концептуальной основой в определении характеристик и подходов к оценке конкурентоспособности является понимание того, что региональная экономика - это совокупность эффективного использования региональных ресурсов (факторов производства), регионального производства (формирующего предложение), регионального потребления (спроса), региональной инфраструктуры и управления этими процессами.

Исходя из этого, в совокупность включаются все факторы, определяющие конкурентоспособность региональной экономики. Эти факторы сгруппированы в три блока показателей, характеризующих тип конкурентных преимуществ:

• ресурсные - позволяющие производить товары и услуги лучшего, чем у конкурентов, качества по более низкой цене;

• операционные - совокупность организационных, экономических, научно-технологических факторов, позволяющих субъекту конкурентоспособности добиваться высокой эффективности использования имеющихся в его распоряжении ресурсов и на этой основе снижать издержки и цены, повышая конкурентоспособность своих товаров;

• стратегические - совокупность стратегических решений и принятых на их основе программ развития, позволя-

ющих оптимально сочетать ресурсную базу, историко-культурные и экономико-организационные особенности для формирования уникального пути развития, что делает субъекта конкурентоспособности недосягаемым для глобальных конкурентов.1

Важными методическими аспектами являются следующие положения:

• конкурентоспособность осуществляется путем выявления места региона в национальном пространстве по каждой группе показателей:

• показатели, используемые для ранжирования регионов по конкурентоспособности, не должны зависеть от размеров регионов, и численности проживающего в них населения. Поэтому они должны быть относительными величинами - душевыми, долевыми;

• обеспечение сравнимости показателей, являющихся по сути позитивными, с показателями, имеющими негативный характер (доля малоимущего населения и др.).

Для проведения сравнительной оценки территорий по региональной конкурентоспособности выделены важнейшие характеристики, по которым будет проводиться сравнительная оценка регионов в рамках национального пространства страны.

Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности регионов предусматривает оценку специфических условий функционирования хозяйственных комплексов, определяющих конкурентные преимущества регионов, по следующим направлениям:

• демографическая ситуация и труд;

• местные природные ресурсы и сырье;

• внешнеэкономическая деятельность (открытость экономики)

• инновационно-инвестиционная деятельность (государственное управление)

• инфраструктурное обеспечение (производственная и социальная инфраструктура)

1 Из трех групп факторов формируется также конкурентоспособность в модели Всемирного экономического форума (ВЭФ)

• институциональные преобразования (институты) и местный бюджет.

С учетом специфики отраслей региональной экономики основное внимание при анализе должно быть сосредоточено:

• на анализе инновационно - инвестиционной деятельности в регионе, что предполагает оценку используемых инвестиционных ресурсов по основным источникам финансирования. При этом анализируется динамика и эффективность использования собственных, бюджетных и привлеченных средств, негосударственных инвестиций, банковских кредитных инвесторов (инвестиционных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и др.) и средств населения;

• на анализе инфраструктурного обеспечения, который должен быть направлен на выявление инфраструктурных преимуществ региона и, в первую очередь, на развитие региональных объектов транспорта и связи, а также оценку становления рыночных инфраструктур, позволяющих более широко использовать рыночные механизмы для обеспечения необходимой динамичности воспроизводственного процесса в регионе;

• важнейшими аналитическими показателями, позволяющими судить об институциональных преобразованиях, являются показатели, отражающие изменение структуры собственности, тенденции формирования институтов рынка, создание конкурентной среды рынков товаров и услуг, финансовых ресурсов, рабочей силы. В ходе анализа выделяются показатели развития государственного и негосударственного секторов экономики, проводится их сравнение по структуре экономики, количеству хозяйствующих субъектов и стоимости основных фондов, численности работающих, по объему получаемых доходов, влиянию на формирование местных бюджетов.

Анализ и оценка конкурентоспособности регионов должен содержать сведения о тенденциях производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности основных отраслей и сфер экономики с

выделением конкурентных преимуществ, а также недостатков и узких мест.

Так как эффективность ресурсов (один из важнейших показателей конкурентоспособности) характеризуется показателями рентабельности, то в первом приближении внутринациональную конкурентоспособность регионов можно определить по рентабельности реализованной продукции и рентабельности активов предприятий и организаций по регионам.

Так как основной целью развития региона является постоянное повышение благосостояния населения, достижение которого обеспечивается за счет устойчивого социально-экономического развития региона на основе повышения эффективности реального сектора экономики, в числе приоритетов развития следует выделить:

• повышение уровня конкурентоспособности отраслей региональной экономики на основе технологического перевооружения производств, внедрения наукоемких и ресурсосберегающих технологий;

• создания и развития кластеров;

• стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств;

• активизацию инновационно - инвестиционной деятельности за счет внедрения эффективных механизмов инвестирования в отрасли экономики.

Реализация этих приоритетов развития регионов должна найти отражение в региональной промышленной политике, которая предполагает совершенствование отраслевой структуры промышленного комплекса на основе: осуществления проектов наукоемкой, высокотехнологичной направленности в регионах с высоким научно-техническим потенци-алом, приоритетного развития отраслей и производств, работающих на местном сырье, ускорения темпов модернизации, внедрения энерго-и ресурсосберегающих технологий в регионах, ориентированных преимущественно на привозное сырье.

Важным вопросом является развертывание кластеров. Цель кластерной политики - содействие формированию эконо -мических кластеров как один из инстру-ментов повышения конкурентоспособ-

[ 40

ности региона. Основоположником кластерного подхода к повышению региональной конкурентоспособности является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер.1

М Портером даны три расширенных объяснения влиянию кластеров на конкурентоспособность:

• повышение конкурентоспособности через открытие доступа для специализированного вклада и работников-специалистов, расширение доступа к информации, институтам и общественным благам и поощрение дополняющей хозяйственной деятельности;

• повышение инновационного потенциала фирмы путем более быстрого распространения технологических знаний и инноваций. Конкурентное давление в рамках каждого кластера повышает мотивацию компаний к инновационной деятельности;

• стимулирование высоких темпов создания новых предприятий через создание работниками фирмы собственных предприятий путем отделения. Характерный пример - экономическая политика Финляндии, базирующаяся на кластеризации. За последние 10 лет страна заняла первое место (из 102 рассматриваемых стран) в рейтинге перспективной конкурентоспособности, обогнав такие ведущие государства, как США, Германия и Япония. За счет кластеров с высокой производительностью, поддерживаемой инновационными структурами, Финляндия, располагая всего 0,5% мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10% мирового экспорта продукции деревопереработки и 25% - бумаги. На телекоммуникационном рынке она обеспечивает 30% мирового экспорта оборудования мобильной связи и 40% - мобильных телефонов.

В Китае были созданы особые зоны развития высокотехнологичных отраслей. В этих зонах Министерство науки и технологий и региональные власти совместно занимаются созданием и развитием кластеров в этих зонах. К 2002 г. в Китае

1 Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 2005. - 859 с.

было 53 особые зоны, в которых находится 28388 фирм с, 3,49 млн. сотрудников и уровнем продаж на 1 трлн. юаней. В Китае в процесс создания и развития кластеров вовлечены власти трех уровней: центральное правительство, правительство муниципалитетов и развитых зон. С одобрения центрального правительства правительство муниципалитета может создать на своей территории зону развития высокотехнологичных отраслей. Центральное правительство также отбирает фирмы, достойные особых привилегированных мер. В 1985г. была создана первая особая зона высоких технологий - высокотехнологичный индустриальный парк в Шеньжене. В 1988 г. была создана Пекинская индустриальная зона. К 1991г. в рамках программы развития инкубаторов Torch Program было создано 26 таких зон. В 2002г. Китай заключил контракт с Сингапуром с целью усиления кооперации в четырех областях - информационные технологии, микроэлектроника, новые материалы и биологические науки (биология, биохимия, иммунология, генетика, физиология, экология и т.п.).

Кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. Прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием. Экономическая политика, опирающаяся на развитие кластеров, приводит к росту конкурентоспособности государств. Кластерный подход к развитию экономики используют правительства США, Великобритании, Канады, Франции, Швеции, Южной Кореи, Японии, Казахстана. Фактически кластер представляет собой географический, пространственный аспект комбинирования производства. Его эффективность объясняется снижением издержек на все факторы производства (сырьё, энергию, рабочую силу, капитальные затраты, транспортные и другие издержки обращения), что объясняется взаимодополняющими эффектами от внутриотраслевой и межотраслевой экономии масштаба, связанными с географи-

ческим сближением фирм, поставляющих продукты и услуги друг другу и имеющих также единый рынок рабочей силы.

Наибольшая экономия здесь достигается:

• за счёт снижения транспортных издержек;

• за счёт улучшения качества и снижения цены на специализированные услуги, например, по ремонту, рекламе, обучению кадров, возможности открытия специализированных научных центров -так как спрос на эти услуги возрастает в случае формирования кластера;

• за счёт наличия единого рынка рабочей силы.

Особая роль в реализации данного процесса принадлежит региональным органам власти, которым для начала необходимо принять решение о том, в какой отрасли выгоднее всего создавать кластер, т.е. оценить потенциал кластеризации отраслей, затем взять на себя начальный этап создания кластера.

Потенциал кластеризации - это наличие конкурентных преимуществ у отраслей, предприятий и инфраструктурных организаций, находящихся на территории региона, возможности объединения этих преимуществ и их использования для по-

вышения конкурентоспособности региона.

Работа по определению уровня потенциала кластеризации отраслей включает следующие этапы:

• определение уровней потенциала кластеризации (высокий, средний, низкий) и их характеристика;

• выбор факторов для проведения анализа;

• определение экспертным путем пороговых значений выбранных факторов с учетом соответствующих уровней потенциала кластеризации;

• присвоение каждому фактору балльной характеристики;

• определение минимального и максимального значений балльной шкалы в пределах используемой группы показателей;

• оценка уровня потенциала кластеризации.

Таким образом, самое важное заключается не только в выработке основных направлений кластерного развития регионов, но и в том, чтобы эти работы превратились в скоординированную программу действий государства и местных органов власти, хозяйствующих субъектов и экономических институтов.

Список литературы:

1. И.А Каримов. Все наши устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа. Народное слово.22 января 2011г.

2. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 2005. - 859 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.