ЭКОНОМИКА России и ЕЕ РЕГИОНОВ
i_______________
Ю.О. Петрова
УДК 338.242.4
Роль кластеров в формировании пространственной структуры экономики регионов России
Импульсом территориальному развитию регионов на основе новых центров генерирования конкурентоспособности должна стать зарекомендовавшая себя в развитых странах новая форма пространственной организации производства — кластерная. Кластерный подход становится базовым методом не только в региональных структурных сдвигах территориально-производственных комплексов, но и в их формировании, что объясняется их высоким конкурентным преимуществом как на глобальном, так и национальном рынках.
Ключевые слова: кластер, пространственная организация региона, конкурентоспособность, устойчивость, государственная поддержка
В условиях глобализации современной экономики конкурентоспособность регионов стала рассматриваться в качестве одной из ключевых предпосылок динамичного социально-экономического развития . Устойчивое развитие каждого региона как составной части более крупной экономической системы выступает в качестве существенного фактора повышения конкурентоспособности и экономического роста страны в целом . Достижение регионом высокой конкурентоспособности означает повышение благосостояния его населения и возможность органичного встраивания экономики региона в российскую и мировую хозяйственные системы. Регион становится при этом не только самостоятельно действующим субъектом управления в национальной экономике, но и одним из ведущих участников мировых глобализационных процессов В рамках этих процессов капитал, производство, менеджмент, рынки, труд, информация и технологии организуются и действуют вне зависимости от национальных границ и, тем более, региональных границ
Новая теоретическая парадигма социальноэкономического развития региона ставит целью создание в нем благоприятных условий для жизни и бизнеса, превращение его территории в максимально открытое пространство для новых видов деятельности и удовлетворения расширяющегося спектра © Петрова Ю. О. , 2014
58
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
потребностей всех действующих субъектов. Основной идеей этой новой парадигмы становится необходимость формирования регионом такой экономической среды, в рамках которой развивается конкуренция, идет активное привлечение инвестиционных ресурсов, обеспечивается эффективность их использования, а также взаимодействие региона с государством и другими регионами . Важной частью этой среды выступают и структурные характеристики экономики региона
Структурная перестройка регионального хозяйства является решением многих социально-экономических проблем территории Основной целью этой структурной политики выступает формирование рациональной, сбалансированной экономической и социальной сферы региона, обеспечивающей его устойчивое развитие и повышение качества жизни . Эти структурные сдвиги охватывают все общественное производство и, как следствие, влияют на формы его организации В этой связи одним из ключевых инструментов экономической политики региона в новых условиях должно стать создание новых форм пространственной организации производства Необходим поиск новых источников и территориальных институтов повышения конкурентоспособности экономики регионов [8].
Важнейшими чертами, определяющими целостность и социальноэкономическую сущность производственных процессов в экономике региона в условиях глобальной конкуренции, должно стать: планирование формирования территориальных производственных структур (1), обеспечение их высокой социально-экономической эффективности (2), усиление кооперационных начал (3), расширение внутренних и внешних отраслевых и межотраслевых производственно-экономических связей (4). Комплексный подход к размещению производительных сил позволяет лучше использовать территориальную специфику факторов эффективности и конкурентоспособности производства, возможности сочетания отраслевого и территориального планирования, формировать более конкурентоспособную хозяйственную структуру региона
Конкуренция регионов рассматривается в целом как соревнование между ними в их стремлении «завоевать» различные целевые группы инвесторов, потребителей местных ресурсов и обеспечить лучшие условия жизнедеятельности, а также как состязательность между политической, законодательной, экономической, экологической и культурной системами и стратегиями регионов [6, с . 10].
В настоящее время необходим поиск новых источников и институтов повышения конкурентоспособности российских регионов . Одним из главных принципов развития территорий является скоординированность принятия решений на различных уровнях власти по созданию условия развития отраслей экономики и социальной сферы, по формированию новых центров экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона В российских регионах сформированы стратегии развития,
59
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
нацеленные на разработку основ территориального планирования хозяйства . Они включают в себя стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; схемы территориального планирования и программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период; целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и пр. [5]
В развитых странах, в том числе в странах Европейского Союза, сформулирована и реализуется стратегия, ориентированная на внедрение идеи «территориального сплочения» и, соответственно, сбалансированного подхода к территориальному развитию. Целью политики сплочения выступает поддержка действий, направленных на выравнивание экономических и социальных условий во всех регионах Евросоюза В частности, Европейский союз стремится к уменьшению разницы в уровне развития регионов и ликвидации отсталости наименее привилегированных путем выделения дотаций . Данная стратегия осуществляется в основном через два фонда: Европейский фонд территориального развития (ERDF) и Фонд сплочения (CF) [9, с . 97].
Импульсом к социально-экономическому развитию регионов на основе новых центров генерирования конкурентоспособности должны стать зарекомендовавшие себя в развитых странах новые формы пространственной организации производства . В современной научной литературе особо перспективным с точки зрения повышения степени устойчивости и модернизации экономики российских регионов считается институт кластерного производственно-территориального развития
Кластерный подход должен стать базовым методом в формировании вновь создаваемых территориально-производственных комплексов региона . Это объясняется высокими конкурентными преимуществами таких комплексов как на глобальном, так и национальном рынках Кластерный подход способен «связать» центр и окружения за счет более тесного межфирменного взаимодействия, за счет создания общих рынков труда, движения технологий, передачи знаний и повышения доступности для предприятий к использованию общих ресурсов, сокращения общих издержек и формирования синергетического эффекта взаимодействий . Все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества за счет совокупного воздействия эффектов масштаба и синергии Кроме того, кластер способствует развитию горизонтальных сетевых кооперационных отношений, а также партнерскому взаимодействию бизнеса, власти, науки и образования [3, с . 58] .
Наиболее широкое понятие «кластер» дает основоположник современной кластерной теории М . Портер (1998), который определяет его как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные
60
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга .
Анализируя основные подходы к определению «кластер», можно выделить его основные аспекты
Во-первых, территориальная концентрация основных субъектов хозяйствования . В кластер включаются лишь те организации, которые располагаются в непосредственной близости друг от друга . Так, фирмы, специализирующиеся в сфере информационных технологий, располагаются в Кремниевой Долине (Калифорния, США), в Бангалоре (Индия), в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и пр. Несмотря на активно развивающиеся связи, основанные на использовании различных форм коммуникации, упомянутые фирмы объективно образуют кластеры лишь с организациями по месту своего расположения
Во-вторых, наличие ключевых субъектов в широком составе участников («ядро» кластера, определяющее его специализацию) . Кластер является системой взаимосвязанных элементов, в центре которых лежат лидирующие фирмы в отрасли, которые и составляют «ядро» кластера . Ярким примером последнего служит компания «Nokia», лидер финского телекоммуникационного кластера
В-третьих, все виды хозяйственных звеньев кластера обладают рядом общих признаков:
• производственно-технологическое единство, которое основывается на устойчивой, систематически осуществляемой кооперации в процессе единого производственного цикла (от научных исследований и разработок до организации рынка и сбыта продукции);
• организационное единство, определяемое наличием единой стратегической цели или группы целей, отражающее наличие единого административно-экономического центра управления .
• наличие необходимых инфраструктурных условий для реализации преимуществ кластерной организации производства (законодательная, техническая, технологическая, информационная, финансовая, научная, логистическая, коммуникационная и прочая инфраструктура)
В-четвертых, положительный синергетический эффект Кластерная форма организации производственного процесса позволяет получить синергетический эффект развития экономики и реализовать экономические интересы каждого участника инновационного процесса на основе использования конкурентных преимуществ в технологиях производства, управления, организации процесса продвижения инновационной продукции
Одним из базовых признаков кластера, на наш взгляд, является синергизм, благодаря которому компании, входящие в кластер, экономически существенно выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом управления и организации производства, технологиями и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков Другими
61
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
словами, синергетический эффект кластеризации экономики выражается в виде дополнительной добавленной стоимости за счет эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов, что является неотъемлемым элементом экономического пространства кластера
Исследования показали, что синергетическим эффектом в кластерах являются: а) эффект перетока знаний и инноваций в кластере; б) эффект приращения денежного потока за счет сложения денежных потоков компаний, входящих в кластер; в) эффект совместного использования инфраструктурных объектов; г) эффект снижения транзакционных издержек [10, с. 84] .
Территориальный кластер как интеграционная форма организации производства, как показывает практика, способен обеспечить более быстрые темпы экономического развития, а сам процесс кластеризации рассматривается как рыночный механизм качественного преобразования экономических систем . На основе формирующихся связей между участниками кластера формируется здоровая конкуренция, обеспечивающая устойчивое развитие региональной экономики [11, с. 42]. Опыт экономически развитых стран, таких как Германия, Франция, Канада, Финляндия, Бельгия, Норвегия, показывает, что кластерная стратегия развития, обеспечивает конкурентоспособность регионов и отраслей в долгосрочной перспективе Например, это целлюлозно-бумажный кластер Швеции; кластер агробизнеса пищевой промышленности Дании; кластер производства компонентов для машиностроения Германии и пр
Анализ 500 кластерных схем, реализованных в более чем 20 странах, проведенный Е. Б. Ленчук, показывает, что высокая конкурентоспособность экономик этих стран основана на сильных позициях отдельных кластеров — лидеров и основоположников отрасли [4] . Например, по данным ОЭСР, в Финляндии, Бельгии, Франции, Италии, Нидерландах основное направление кластеризации экономики — агро- и пищевое производство, а так же биотехнологии . Мировой опыт свидетельствует также о том, что производительность труда предприятий, входящих в кластер, на 20—40% выше, чем на аналогичных предприятиях, не входящих в кластер. По данным Гарвардской школы бизнеса, в экономике США более 32% занятости, не включая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры . Уровень заработной платы в 19 штатах, где функционируют кластеры, на 29% выше, чем в среднем по стране. Доля ВВП США, производимого в кластерах (по данным за 2012 год), составляет порядка 60% [5, с. 101].
В России кластерный подход к территориальной организации производства только делает первые шаги . Региональные власти только начинают осознавать преимущества данного подхода и необходимость кластерного развития экономики территории Элементы кластерного подхода представлены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной 17 ноября 2008 года Согласно Концепции предполагается, что переход к инновационной
62
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
экономике будет осуществлен в два этапа . На первом этапе (2008—2012 годы) планировалось расширение глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов)
Одновременно должны были создаваться условия для формирования ряда высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России . Именно через эти «точки роста» должна быть осуществлена цель второго этапа реализации Концепции (2013—2020 годы), а именно рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии) [2, с . 6] .
В рамках реализации данной стратегии Министерство экономического развития Российской Федерации в 2012 году запустило первую национальную программу поддержки кластеров, в рамках которой было отобрано 25 пилотных инновационных территориальных кластеров, которые планируется комплексно поддерживать в ближайшие пять лет В перечень вошли кластеры по следующим направлениям технологической специализации: «Ядерные и радиационные технологии», «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «Новые материалы», «Химия и нефтехимия», «Информационные технологии и электроника». На Центральный федеральный округ приходится шесть инновационных кластерных инициатив [12].
Одним из примеров успешной кластерной политики региона можно назвать также биотехнологический кластер в Томской области, участниками которого являются крупные и средние предприятия отрасли, университеты и институты Российской академии наук. Томская область в 2010 году выиграла конкурс Минэкономразвития России на получение субсидии для создания Центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства . К 2012 году Центром были разработаны и реализованы программы кластерной политики Администрации Томской области, в результате которой создано семь кластерных проектов для развития высокотехнологичных производств (Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии; Информационные технологии; Лесной кластер; Твердотельная СВЧ электроника; Фторидные технологии; Северский промышленный кластер; Информационные технологии и электроника) Создание кластеров позволило создать и модернизировать высокотехнологические производства, а также обеспечить создание 246 новых рабочих мест.
Кластер Свердловской области «Титановая долина» формируется на базе ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», обеспечивающего мировое лидерство России на рынке титановой продукции в размере 27% его объема .
«Титановая долина» — основная точка роста экономики Уральского региона, особая экономическая зона промышленно-производственного типа, на территории которой действуют льготные экономические условия
63
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
для национальных и иностранных предпринимателей . Проект «Титановая долина» предполагает строительство 50 современных высокотехнологичных предприятий, создание более 10 тысяч квалифицированных рабочих мест, более 150 миллиардов инвестиций . Цель создания данного кластера заключалась в укреплении конкурентных позиций страны на мировом рынке продукции титановой промышленности . На 2013 год выручка Корпорации составила 1612240 долларов США. За период 2007—2014 годы ВРП области пополнен на 273,5 млрд рублей . [17]
Растущее внимание к кластеризации экономики регионов объясняется прежде всего тем, что кластер является инструментом повышения ее конкурентоспособности за счет следующих преимуществ:
• значительное упрощение доступа организаций к различного рода ресурсам, что проявляется в получении преимущества компаний, входящих в кластер, перед отдельной фирмой-новатором, так как в кластере компании могут минимизировать затраты на дорогостоящие вторичные изменения инновации, что позволяет им внедрять самые разнообразные новшества;
• снижение различного рода затрат, связанных с организацией бизнеса;
• возможность совместного использования инновационных продуктов, услуг, методов управленческой деятельности;
• обеспечение формальных и неформальных взаимосвязей между участниками кластера с целью эффективного приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды;
• содействие межрегиональной и межотраслевой интеграции;
• повышение занятости населения;
• возможность связи кластера с региональной инновационной системой;
• повышение уровня качества жизни населения и пр
Как показывает практика европейских стран (Германия, Франция, Финляндия), основную роль в кластеризации экономики играет государство, представленное различными уровнями власти, которые формируют институционально-правовые условия для реализации кластерных инициатив, организуют площадку для согласования интересов участников, предоставляют финансовую поддержку. Именно государство, ориентированное на стратегическое развитие регионов, согласует цели развития отдельных кластеров с целями социально-экономического развития последних. Это продиктовано важностью формирования организационных единиц, которые обеспечивали бы локализацию на территории всех необходимых звеньев цепочки производства добавленной стоимости, эффективную мобилизацию ресурсов территории, а так же ее конкурентоспособность на открытых рынках
Инструментом решения данных задач может стать программный подход, возможность которого позволяет реализовать потребность в осущест-
64
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
влении интеграционных процессов любого уровня экономики . Программный подход реализации пространственной кластеризации экономики должен задействовать все уровни власти . При этом функцией региональных властей является, прежде всего, непосредственное участие в формировании кластеров на территории региона:
1) Выявление и анализ потенциала формирования кластера;
2) Содействие в формулировании целей, задач и общей стратегии кластера;
3) Участие в проектах кластеризации;
4) Оценка эффективности (с точки зрения показателей прибыли, рентабельности, роста валового продукта, роста занятости, повышения инновационной активности и пр )
Одной из главных функций государственной власти в рамках кластеризации является софинансирование этого процесса . Результаты исследования компании «Bauman Innovation» подтверждают значительную роль государства в формировании и финансировании программ, направленных на развитие кластеров. В частности, 40% кластерных инициатив с 2010 по 2012 годы в Словении финансировало государство [14] .
Комплексные программы кластерного развития являются главным инструментов в развитии кластеров . Государство при этом организует конкурс на оказание финансовой поддержки программам, объединяющим, прежде всего, бизнес и научно-образовательные учреждения . Например, в Германии Федеральное министерство образования и исследований с 1999 года по 2006 год профинансировало в рамках федеральных программ «Bioregio» и «Innoregio» 60 млн евро (на пять лет) и 230,5 млн евро, соответственно . В 2006 году финское правительство вложило 8,6 млн евро в качестве базового финансирования технопарков на 22 территориях, среди которых Оу-су, Темпере и пр. [15] Правительство Франции еще в 2005 году приступило к реализации комплексной программы кластерной политики, целью которой провозгласило обеспечить в течение 15—20 лет рост конкурентоспособности ключевых отраслей экономики . В 2006—2010 годы на поддержку 66-ти кластеров, из которых 16 относятся к инновационным, страна потратила 1,5 млрд евро . В 2005—2009 годы правительство Венгрии непосредственно на создание технологических платформ и инновационных кластеров выделило 26 млрд евро [4]
Основой формирования кластерных структур должно стать государственно-частное партнерство (ГЧП), получившее широкое распространение зарубежом и находящееся в стадии становления в России . В Германии, например, по инициативе федерального правительства в 2002 году был создан «ГЧП — центр компетенции», где показатель доли ГЧП планируется довести до 10—15% . В Скандинавских странах внедрение механизмов ГЧП определяется необходимостью максимизации экономического эффекта . В России к 2014 году создан 131 ГЧП-проект в 60 регионах, суммарная
65
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
стоимость проектов (на всех стадиях реализации) составляет 1,044 трлн рублей . Особенно можно отметить пятерку лидеров, обладающих наибольшим опытом при реализации ГЧП-проектов: город Санкт-Петербург, республику Татарстан, Новосибирская, Свердловская и Нижегородская области . Эти регионы, по мнению исследований Центра развития государственно-частного партнерства, обладают наивысшей инвестиционной привлекательностью. [18]
В настоящее время масштабное и конструктивное развитие кластерных форм невозможно без активной государственной поддержки как федерального, так и регионального уровней В числе уже существующих механизмов ГЧП в России следует отметить реализацию проекта государственной поддержки технологических платформ (одной из новых форм ГЧП) и региональных инновационных кластеров. В настоящее время 13 кластеров ЦФО, С-З ФО, Приволжского и Сибирского федеральных округов России получили право на государственную субсидию в размере 5 млрд рублей в год [13] .
Механизм технологической платформы предполагает решение следующих задач: а) объединение участников кластера; б) выработка видения и перспектив развития кластера; в) вовлечение малых инновационных компаний в работу кластера; г) использование экспертных возможностей технологических платформ
Еще в 2011 году началась реализация проекта по созданию технологических платформ — сетей на основе партнерства, направленных на укрепление связей и сотрудничества между ведущими производителями, поставщиками, научно-исследовательскими организациями, университетами и пр В настоящее время Правительством России утверждены 32 технологические платформы по всем основным секторам промышленности Успешным примером взаимодействия кластеров и технологическими платформами можно назвать:
• Технологическую платформу «Освоение океана» — Дальневосточное инновационное научно-производственное объединение (кластер) по подводным технологиям и морскому приборостроению;
• Технологическая платформа «Биотех2030» — Cluster Industrielle Biotechnologie (г. Москва);
• Тамбовский биоэкономический кластер с международным участием;
• Калужский фармацевтический кластер;
• Технологическая платформа «Авиационная мобильность» — кластер (полюс конкурентоспособности) «Pole Pegase» (г. Москва) .
Но, несмотря на существующую со стороны государства поддержку партнерства, формирование рынка проектов ГЧП осложнено несколькими факторами Часто представители власти пытаются возложить ответственность на бизнес за невыполнение обязательств, в свою очередь не обременяя себя аналогичными обязательствами Это настораживает потенциального инвестора . И наоборот, иногда бизнес через механизмы ГЧП пытается
66
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
получить необоснованные преференции для коммерческого проекта . Существуют также проблемы правового обеспечения механизмов ГЧП, что выражается в непрозрачности конкурсных процедур, появлении недостаточно подготовленных соглашений, неинтересных для инвесторов экономических моделей сотрудничества . Кроме того, в настоящее время не существует федерального закона о ГЧП, что вынуждает региональные власти выпускать собственные законы, регулирующие данные механизмы
Таким образом, кластерная организация экономики региона наиболее перспективна для России . Необходимостью является включение кластеров в проекты регионального стратегического развития, даже несмотря на отсутствие у многих отечественных предприятий стремления выйти на международный рынок, на слабое развитие территориальных кооперационных структур, на недостаточный уровень планирования территориального хозяйственного развития и пр. Кластерный подход, как инструмент регионального развития, через интеграцию хозяйствующих субъектов, способен комплексно решать задачи реализации региональной стратегии, нацеленной на повышение конкурентоспособности региона и перехода на инновационную модель регионального развития, повышения образовательного уровня, развития региональной инфраструктуры . Все это возможно, потому, что кластер позволяет сформировать сети кооперационных, партнерских и конкурентных отношений между разномасштабными участниками Используя механизмы государственно-частного партнерства и бюджетного софинансирования, кластеры способны мобилизовать частные инициативы и ресурсы в рамках проектов, недоступных каждому по отдельности
Литература
1 . Гранберг А. Г. Основы региональной экономики . М . : Изд-во ГУ ВШЭ,
2003. 493 с .
2 Кластерная политика и кластерные инициативы: теория методология, практика: коллективная монография / Артамонова Ю.С. Пенза: ИП Тугушев С Ю. , 2013 . 210 с .
3 . Лаврикова Ю. Г. Кластеры как рыночный институт пространственного
развития экономики региона . дисс . ... д-ра экон . наук . Екатеринбург, 2009. 358 с .
4. Ленчук Е.Б. , Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии развития зарубежных стран. С. 1025—1028 . URL: http//http://mstitutiones.com/ strategies/1928 (дата обращения: 25 сентября 2014) .
5 Проект концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации на период до 2020 года . URL: http//www. minregion . ru (дата обращения: 25 сентября 2014) .
6 . Производственные кластеры и конкурентоспособность региона / Уско-
ва Т. В . Вологда : Ин-т социально-экономического развития территория РАН, 2010 246 с
67
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
7. Романова О.А. , Оглоблин А.А. , Лаврикова Ю. Г Концепция создания высокотехнологичного кластера «Титановая долина» . Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008 . 280 с .
8 . Татаркин А. И . Региональные институты модернизации пространствен-
ного развития Российской Федерации // Современные производительные силы. От догоняющего к опережающему развитию. 2012 . № 1 . С. 97-110 .
9 Татаркин А И Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации // Стратегия развития
2012 . № 6 (24). С. 42-59.
10 . Хасанов Р. Х. Синергетический эффект кластера // Проблемы соврем .
экономики. 2009. № 3 . С. 284-288 .
11 . Экономика знаний: институты и структуры. М. : РАН ИНИОН, 2013 .
188 с
12 http://innovation gov ru/taxonomy/term/545 (дата обращения: 25 августа 2011)
13 . http://www. rftr. ru/doc/Publications/ClusterSummit_RogachevMB . pdf (дата
обращения: 25 августа 2011)
14. http://www.strategplann. ru/stati-po-ekonomike/klasternyj-podhod (дата обращения: 25 Аавгуста 2011) .
15 http://ec europa eu/enterprise/policies/innovation/documents/index_en htm (дата обращения: 25 августа 2011)
References
1 . Granberg A . G . Fundamentals of the regional economy [Fundamentals of the
regional economy] . M . , of HSE, 2003. 493 p . (in Russian) .
2 Cluster policy and cluster initiatives: theory methodology, practice: number of collective monograph [Cluster policy and cluster initiatives: theory methodology, practice: number of collective monograph], Penza, SP Tugushev S .Y.
2013 . 210 p . (in Russian) .
3 . Lavrikova Y. G . Clusters as a market institution spatial development economics
of the region. Diss . .. dokt. eсon . nauk [Clusters as a market institution spatial development economics of the region . Diss . .. dokt . e^n . nauk], Yekaterinburg, 2009. 358 p. (in Russian) .
4. Lenchuk E . B . , Vlaskin G.A. Cluster approach in the development strategy of foreign countries Available at: http://institutiones . com/strategies/1928 (Accessed 25 September 2014) . (in Russian) .
5 The draft concept of perfection of regional policy in the Russian Federation for the period up to 2020 Available at: www. minregion. ru (Accessed 25 September 2014) . (in Russian) .
6 . Industrial clusters and regional competitiveness . — Vologda, Institute of so-
cially insured and economic development of the territory of Russian Academy of Sciences, 2010. 246 p . (in Russian) .
7. Romanova О . А . , Ogloblin A . A . , Lavrikova Y. G . The concept of creating vysokotehnolotech cluster “Titanium Valley” [The concept of creating vyso-
68
Роль кластеров в формировании экономики регионов России
kotehnologicheskih clusterov “Titanium Valley”] . Ekaterinburg, Institute of Economics Ural Branch of RAS, 2008 . 280 p. (in Russian) .
9. Tatarkin A. I . Regional institutions of modernization of spatial development of the Russian Federation [Modern productive forces . From catching up to the operator-shearing development]. Economic [Economic], M . , 2012, iss. 1, pp. 97—110 . (in Russian) .
10 Tatarkin A I The creation of regional institutions spatial development of the Russian Federation . Development Strategy [Development Strategy], 2012, no 6 (24), PP. 42—59. (in Russian) .
11 . Hasanov A. D . The synergistic effect of the cluster. Problems lies economy
[Problems lies economy], 2009, no . 3, Pp . 284—288 . (in Russian) .
12 . The knowledge economy: institutions and structures . M . : INION RAS, 2013 .
188 p (in Russian)
13 . http://innovation . gov. ru/taxonomy/term/545 (Accessed 25 August 2011)
14 . http://www. rftr.ru/doc/Publications/ClusterSummit_RogachevMB . pdf (Ac-
cessed 25 August 2011) .
15 . http://www. strategplann . ru/stati-po-ekonomike/klasternyj-podhod (Accessed
25 August 2011)
16 http://ec europa eu/enterprise/policies/innovation/documents/index_en htm (Accessed 25 August 2011)
69