Научная статья на тему 'Российской экономике необходима система менеджмент-образования и рынка труда менеджеров'

Российской экономике необходима система менеджмент-образования и рынка труда менеджеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СЦЕНАРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В МЕНЕДЖЕРАХ / ДИНАМИКА РЫНКА ТРУДА МЕНЕДЖЕРОВ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ / BRANCH STRUCTURE OF NATIONAL ECONOMY AND SCRIPTS OF ECONOMIC PROGRESS / METHODS OF DEFINITION OF DEMANDS OF NATIONAL ECONOMY IN MANAGERS / DYNAMICS OF A LABOUR MARKET OF MANAGERS AND TENDENCIES OF PROGRESS OF SYSTEM MANAGEMENT-FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемятихина Лариса Юрьевна

Анализируются тенденции развития системы менеджмент-образования и рынка труда менеджеров с учетом потребностей экономики. Оценивается влияние объема и качества подготовки менеджеров на реализацию сценариев экономического развития экономики. Описываются методы определения экономической потребности отраслевых организаций в менеджерах (штатный, нормативный, комбинированный и межотраслевого баланса). Осмысляются проблемы и перспективы развития национальной системы менеджмент-образования как специализированного направления профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian economy requires a system management education and labor market management

In article tendencies of progress of system management-formation and a labour market of managers in view of demands of economy are analyzed. Influence of volume and quality of preparation of managers on realization of scripts of economic progress of economy is estimated. Methods of definition of economic demand of the branch organizations in managers are described (regular, normative, combined balance and balance between industries). Problems and prospects of progress of national system management-formation as special-purpose direction of vocational training are comprehended

Текст научной работы на тему «Российской экономике необходима система менеджмент-образования и рынка труда менеджеров»

Л.Ю. Шемятихина1

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ НЕОБХОДИМА СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА МЕНЕДЖЕРОВ

Каждое государство стремится сформировать отраслевую структуру, обеспечивающую ее экономическую стабильность и инвестиционную привлекательность. В России начиная с 2000 г. ежегодный рост ВВП составлял 102%, промышленного производства - 106%, инвестиций - 120% каждый год. Однако объективно - это в лучшем случае повторение результата 1990 г. Повышение эффективности хозяйственной деятельности - одна из важнейших задач в рамках долгосрочной стратегии реструктуризации и развития отечественной экономики.

Экономика стран формируется под воздействием ряда факторов: темпов инноваций; стратегических целей развития основных видов экономической деятельности; концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства; роста благосостояния народа; общественно-исторических условий; сырьевых ресурсов страны; международного и национального разделения труда. Структура отечественной экономики отражает уровень индустриального развития страны, ее экономическую самостоятельность, степень технической оснащенности промышленности и ведущую роль отраслей в народном хозяйстве [9]. Изменения отраслевой структуры определяются долгосрочными прогнозами развития экономики России и стратегическими программными документами по социально-экономическому развитию страны.

Важным условием повышения эффективности общественного производства является реструктуризация отраслевой структуры и оптимизация процессов управления отраслевыми организациями и комплексами. К концу 1990-х гг. в национальной экономике насчитывалось более 350 отраслей и видов производства. По классификатору выделялось 16 комплексных отраслей, представляющих крупные группы отраслей промышленности: машиностроение и металлообработка - 136 отраслей; легкая промышленность - 48; цветная металлургия - 36; пищевая промышленность - 34; химическая и нефтехимическая - 32; промышленность строительных материалов - 32; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - 19; топливная - 16; черная металлургия - 11; стекольная и фарфорофаянсовая промышленность - 10; электроэнергетика - 7; микробиологическая промышленность - 7; мукомольно-крупяная и комбикормовая - 2; медицинская - 3; полиграфия - 1; другие отрасли - 13. К 2003 г. количество отраслей и промышленностей возросло до 435, однако только в 200 из них отмечен рост физического объема производства. Особенностью структуры народного хозяйства, сформированной в рамках плановой системы хозяйствования в СССР, является несбалансированность отраслевых экономик.

Была сформирована структура, в которой преобладали отрасли, относящиеся к I подразделению общественного производства и к группе «А» (отрасли, производящие средства производства). Будучи высоко капитало-, материало- и энергоемкими, они давали 2/3 стоимости общественного продукта, причем не менее 2/3 всей созданной в этих отраслях продукции потреблялось внутри этого же сектора экономики.

Несбалансированность отраслевой структуры вызвана формированием и развитием военно-промышленного комплекса (составляющего, по некоторым оценкам, до 50% машиностроения) - взаимосвязь отраслей общественного производства обусловливает воздействие ВПК на экономику в целом. Несбалансированность проявилась и в неравномерности технико-технологического развития отдельных секторов, отраслей, предприятий. В рамках подразделения была велика доля топливно-энергетического

1 Лариса Юрьевна Шемятихина, зав. кафедрой теории и практики управления организацией Институт кадрового развития и менеджмента, доцент ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]

комплекса. Вопросами кадрового обеспечения деятельности отраслей практически не занимались, так как дефицита рабочей силы не было.

Эти и другие проявления несбалансированности отраслевой структуры привели к развитию множества негативных явлений в функционировании национальной экономики. По мнению экономистов и менеджеров [5, 8], направлениями оптимизации отраслевой структуры должны стать: 1) опережение темпов роста промышленного производства продукции группы «Б» (отрасли, производящие товары потребления) над группой «А» (отрасли, производящие средства производства); 2) повышение доли отраслей, обеспечивающих техническое развитие (электроэнергетики, машиностроения и химической промышленности); 3) изменение соотношений между добывающими и обрабатывающими отраслями промышленности в пользу последних; 4) коренное изменение структуры топливной промышленности; 5) качественные сдвиги внутри черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности; 6) конверсия оборонной промышленности.

В прогнозе развития экономики РФ до 2030 г. заложены два варианта. Инвестиционный вариант основывается на предположении о достижении устойчиво высоких темпов экономического роста на всем прогнозном интервале. Такое развитие событий не только крайне желательно и благоприятно для российской экономики, но и, как показывают расчеты, вполне достижимо. В инерционный вариант заложена гипотеза о сохранении базовых тенденций в экономическом развитии [7]. Какой из сценариев сбудется, зависит от стратегических шагов российского правительства и менеджеров, реализующих данные сценарии в управленческой практике.

Управление в системе плановой экономики выработало стереотипные модели принятия решений и осуществлялось на базе теории социального управления. Ведущими принципами являлись обеспечение единства централизма управления и условной самостоятельности организаций и сбалансированность интересов государства и субъектов управления (однако превалировали интересы государства, что снижало эффективность управления организациями). И лишь в 1980-х гг. для поддержания баланса был введен принцип учета интересов организации в форме самоуправления, самоорганизации и самофинансирования, что в условиях государственной монополии не привело к улучшению экономического результата. Тем не менее за период 1917-1991 гг. были накоплены значительный объем теоретических знаний и опыт решения сложнейших управленческих задач, что «спасает» руководителей организаций, но не позволяет вывести их из состояния кризиса и стагнации.

Общий вектор экономических преобразований заключается в оптимизации структуры национальной экономики с перемещением факторов производства из промышленности в другие отрасли и виды экономической деятельности и в построении инновационной экономики, позволяющей уйти от ресурсоемкого типа воспроизводства. В эти годы стало очевидно, что сформировавшийся класс руководителей, получивших управленческую практику в период административно-командной экономики, не готов к деятельности в новых экономических условиях.

Таким образом, проблема профессиональной подготовки отраслевых менеджеров обусловлена новыми условиями хозяйствования; расширением числа промышленностей, отраслей и видов экономической деятельности, испытывающих потребность в квалифицированных менеджерах; увеличением спектра управленческих задач на каждом уровне управления; географическим расширением ведения бизнеса; глобализацией и интеграцией экономики; диверсификацией направлений развития национального бизнеса; динамизмом внешней среды и прогрессирующими кризисными явлениями в различных сферах деятельности.

Рынок труда отраслевых менеджеров в РФ за последние 20 лет развивается достаточно активно. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 1991-2009 гг., доля занятых в управлении в 1991 г. составила 2,5% от общей численности занятых в экономике, в 2003 г. - 5,3%, в 2007 г. - 2710 тыс. чел. (4,15%), а в 2009 г. - 5322 тыс. чел. (7,54%). Частично рост количества «управленцев» вызван искусственно: работодатели, чтобы сделать отдельные виды профессиональной деятельности более привлекательными, ввели в

названия должностй дополнение «менеджер» (3,6% от общего количества занятых в управлении). Основное количество управленцев появилось и закрепилось во вновь создаваемых организациях малого и среднего бизнеса, а также в действующих организациях в новых сферах функционального менеджмента (маркетинг, логистика, персонал и др.).

Рынок труда менеджеров пока не представляет интереса для государства. Принятые в 2003-2005 гг. и 2008-2010 гг. концепции действий на рынке труда в качестве приоритетов определяют совершенствование законодательства РФ в области содействия занятости населения; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы; развитие кадрового потенциала; оптимизацию привлечения иностранной рабочей силы; развитие малого предпринимательства; стимулирование экономической активности населения и повышение качества рабочих мест.

Среди работодателей и трудоспособного населения формируется стереотип, что «... менеджеров на рынке труда большое количество и данный вид деятельности не является экономически востребованным». Этому способствовало то, что Россия с формирующейся рыночной системой отличается избытком программ бизнес-образования и недостатком квалифицированных менеджеров. Учреждения же профессионального образования и молодежь, ориентированная на перспективы управленческой специальности, «голосовали за» результатами набора абитуриентов. По материалам аналитического обзора УМО вузов России по образованию в области менеджмента (2009 г.), число вузов, ведущих подготовку по группе специальностей в области менеджмента, с 2002 по 2008 г. увеличилось с 537 (330 государственных и 207 негосударственных вузов) до 769 (395 и 374 - соответственно). Появляются новые специализации и профили менеджмента: «Маркетинг», «Инновационный менеджмент», «Производственный менеджмент», «Информационный менеджмент», «Государственное и муниципальное управление».

Данные о востребованности менеджерского труда подтверждает информация сайта «Регионы России: рынок труда - рынок образовательных услуг». Потребность организаций в специалистах с ВПО по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление» (экономика и управление на предприятии, менеджмент организации, управление персоналом, маркетинг, государственное и муниципальное управление) с 2008 по 2015 г. составляет около 12% от общей потребности отраслей в специалистах (в абсолютных показателях будет снижаться, но в относительных останется на прежнем уровне). Как следует из прогноза, на укрупненную группу специальностей приходится 11,86% от общей потребности в специалистах с высшим образованием отраслей экономики РФ; 9,54% -УрФО; 11,57% - Свердловской области. С 2008 по 2015 г. необходимо подготовить по специальностям данной группы 548093 специалиста для отраслей экономики РФ; 52341 чел. - для УрФО; 12076 чел. - для Свердловской области. Речь идет о так называемом получении первого высшего образования.

СССР одним из первых в мире перешел в 1930-х гг. к плановому механизму согласования возможностей высшей школы с потребностями производства, и за шесть десятилетий в стране был накоплен достаточный опыт в этой области. Не пытаясь сразу отмести накопленный опыт, как не соответствующий условиям рыночной экономики и отраслевой специфике, проанализируем его. Среди основных методов определения перспективной потребности организаций в специалистах в период планового ведения хозяйства, основываясь на исследовании Е. Жильцова и Д. Чупрунова [14], выделим следующие:

1. Штатный метод - исчисление потребности в специалистах на основе научно разработанных и унифицированных штатных расписаний и нормативов, составленных с учетом специфики каждой отрасли. Общая потребность в специалистах определялась путем умножения перспективного объема производства на плановый норматив обслуживания или путем деления этого объема на плановый норматив нагрузки, а деталировка по номенклатуре специальностей производилась на основе разработанных в 1970-х гг. отраслевыми министерствами Типовой номенклатуры должностей и унифицированного Перечня профессий. Данный метод, прошедший эволюцию развития от составления планов

потребностей в специалистах путем простого суммирования заявок по наркоматам в годы первых двух пятилеток до научно обоснованной методики (1964 г.) НИИ труда при Государственном комитете труда, использовался в основном для согласования текущих потребностей производства и возможностей учреждений высшего профессионального образования (диапазон планирования - до 5 лет).

2. Нормативный метод (метод коэффициента насыщенности), предложенный С. Гусятинером, И. Лясниковым, Г. Анодиным, В. Комаровым и др. [15]. Под «нормативом насыщенности» понимается доля специалистов (число специалистов на 1000 работающих), которая должна выдерживаться на предприятиях данной отрасли. Этот норматив, устанавливаемый на десятилетний период с разбивкой по пятилеткам, годам и группам однородных предприятий, с 1981 г. стал одним из основных показателей плана социально-экономического развития национальной экономики. На его основе определялись текущая и перспективная потребность промышленности в специалистах. Норматив носил директивный характер как для предприятий, отчитывающихся о его выполнении, так и для высшей школы, осуществляющей прием строго в соответствии с определенными потребностями, и, по сути дела, обеспечивал возможность перспективного приемлемого согласования их интересов.

3. Комбинированный метод, основы которого разработаны в 1958 г. Научно-исследовательским экономическим институтом Государственного плана, предусматривал определение текущей потребности в специалистах в первые пять лет планируемого периода прямым счетом на основе разработанных типовых штатов, а в последующие годы -определение перспективной потребности на основе коэффициентов насыщенности. Среди основных принципов используемого механизма согласования потребностей производства и возможностей высшей школы выделим:

• принцип плановости - использование плана экономического развития (на средне- и долгосрочную перспективу) в качестве директивного документа, регламентирующего перспективные потребности производства в специалистах и детерминирующего возможности высшей школы в их удовлетворении;

• принцип максимальной эффективности взаимодействия промышленности и высшей школы - использование системы обязательного распределения молодых специалистов;

• принцип государственного регулирования и контроля за функционированием механизма, предусматривающий персональную ответственность субъектов за нарушение регламентаций механизма (руководители вузов обязаны выполнить план распределения, руководители предприятий и организаций - трудоустроить молодого специалиста и обеспечить реализацию его прав, выпускники - отработать на предприятии положенный срок);

• принцип подчиненности социальных потребностей в высшем образовании экономическим, обусловливающий соразмерность темпов развития высшей школы, а соответственно и ее возможностей в подготовке специалистов, росту потребности в них экономики государства, в частности ее промышленного сектора;

• отраслевой принцип применения, базирующийся на развитии единого народнохозяйственного комплекса страны и возможностях использования повышенной мобильности молодых специалистов.

Многие принципы существовавшего механизма выглядят архаичными для системы менеджмент-образования. Однако система обязательного распределения выпускников вузов, подготовленных за счет средств бюджета, адаптированная к новым условиям, безусловно, имеет право на жизнь. К сожалению, отказавшись в начале 1990-х гг. от использования старого механизма, ничего нового не создали. В результате высшая школа, «подстегиваемая» возрастающими социальными потребностями общества, стала экстенсивно развиваться по своей траектории, освободившись от государственного регулирования и ограничивающих ее развитие планов. Учреждения профессионального образования, получив неверный импульс и освободившись от механизмов государственного регулирования и кадрового обеспечения, не проявили способности к саморазвитию в условиях рынка труда.

4. Исходным методом определения экономической потребности экономики в подготовке менеджеров является межотраслевой баланс, который представляет собой

каркасную модель экономики и дает комплексную характеристику процесса формирования и использования валового национального продукта в отраслевом разрезе. Межотраслевой баланс (МОБ) в СССР стал разрабатываться значительно раньше, чем в США и других странах мира. Первый в мире план - баланс народного хозяйства - был составлен ЦСУ СССР (под рук. П. Попова) за 1923-1924 хозяйственный год и опубликован в 1926 г. В нем практически был реализован комплексный, системный подход к межотраслевым связям; выделен динамичный блок в виде межотраслевого баланса орудий труда, формирующих материально-вещественный потенциал развития экономической системы во времени. Позднее, в начале 1930-х гг., идея «затраты - выпуск» была зафиксирована в работе советского экономиста Крицмана. В дальнейшем теоретические и практические работы в сфере МОБ были возобновлены в СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Первый отчетный баланс народного хозяйства был рассчитан за 1959 г., плановые - на 1966, 1972, 1978 и 1982 гг. Недостатком отечественных моделей МОБ стало то, что они разрабатывались в отсутствие рыночных отношений, а потому их практическое значение носило, в основном, технологический, а не экономический характер. Теория МОБ была разработана в США В. В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. В России разработкой положений МОБ занимался С. С. Шаталин.

Осознавая необходимость формирования новых механизмов взаимодействия, высшая школа не находит ответа на вопрос, каким должен быть этот механизм: рыночным или регулируемым государством - ведь речь идет о будущем не только отдельной личности с управленческим образованием, но и экономики страны в целом? С учетом мирового опыта существует три возможных пути создания этого механизма: либеральный (западный), с отсутствием вмешательства государства; восточный (японский), с отсутствием рынка труда и смешанный (европейский), сочетающий регулирующие функции государства и рынка труда. Возможна и четвертая альтернатива - формирование собственного (российского) пути развития этого сопряжения.

Вначале определимся с объемом и иерархией потребностей в профессиональной подготовке менеджеров. Следует различать экономическую и социальную потребности: экономическая обусловлена потребностью экономики в необходимом количестве менеджеров соответствующего качества; социальная потребность ориентирует вузы не только на предоставление высшего управленческого образования, но и на воспитание гармоничной личности, передачу культурного наследия, консолидацию общества и т. д. В период планового ведения хозяйства экономическая потребность превалировала над социальной, высшая школа была нацелена в первую очередь на удовлетворение потребностей национальной экономики, ограниченной нормативами. Ей выделялись ресурсы, соразмерные темпам увеличения этой потребности. В настоящее время высшая школа переориентировалась на максимальное удовлетворение социальной потребности, что, без сомнения, правильно, но это противоречит интересам бизнеса.

С 2000-х гг. при значительном увеличении занятых в сфере управления потребности организаций-работодателей (отраслевых организаций) в квалифицированных менеджерах становятся ощутимыми. В 2007 г. принимаются Постановление Правительства РФ «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в 2007/08 -2012/13 учебных годах» и Государственный план реализации программы подготовки управленческих кадров. В рамках последнего предусмотрены обучение (в форме профессиональной переподготовки) специалистов в образовательных учреждениях (не менее 5000 человек ежегодно), включая аттестацию для оценки уровня их профессиональной компетентности; организация и стажировка специалистов в ведущих организациях (до 3000 человек ежегодно); организация и отбор специалистов для стажировки за рубежом, в том числе в рамках взаимных обменов (до 2000 российских специалистов ежегодно) и многое другое. И если вузы ориентированы на профессиональную подготовку «первичных менеджеров», не имеющих управленческой практики, то правительственная программа - на переподготовку действующих управленцев.

В 2006 г. начинает действовать первое профессиональное объединение менеджеров «Ассоциация менеджеров России» (АМР), в которую вошли комитеты по ведущим

направлениям управленческой деятельности. Ассоциация оказывает методическую поддержку руководителям, организует проведение профессиональных конкурсов. Среди приоритетов АМР - общественная аккредитация программ подготовки менеджеров. В 2010 г. по инициативе АМР было создано «Молодежное движение» с целью объединить начинающих менеджеров для решения профессиональных проблем. Переломным моментом в формировании позитивного отношения к подготовке менеджеров и формулировании «заказа» можно считать появление в 2010 г. Профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией. Квалификационный уровень - 5,6,7,8», подготовленного созданным в 2007 г. Национальным центром сертификации управляющих.

К сожалению, в РФ, в отличие от других экономически развитых стран Европы и Северной Америки, и на рынке труда менеджер не является профессией. В 1999 г. в перечень должностей служащих были введены 15 должностей менеджера (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 367, с изм. от 23.12.1996 г., 10.06.1999 г., 29.12.2003 г.) и с тех пор никаких изменений в профессиональном статусе менеджера не произошло. Учреждения высшего профессионального образования и организации-работодатели готовы сотрудничать в сфере подготовки квалифицированных менеджеров, однако нужна политическая воля и национальная политика по данному вопросу.

Среди приоритетных проблем - развитие системы менеджмент-образования в России, что позволит реализовать концепцию непрерывного профессионального образования, повысить качество управленческого образования, сделает выпускников-менеджеров востребованными и конкурентоспособными на международном рынке труда. В нашем понимании система менеджмент-образования - это многоуровневая система профориентационной деятельности, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по актуальным проблемам общего и функционального менеджмента, использующая собственные содержание и образовательные технологии, инструменты оценки эффективности подготовки менеджеров и построенная на основе межотраслевого баланса развития национальной и мировой экономики. Прежде всего необходимы описание структуры менеджмент-образования и разработка собственной «национальной модели подготовки менеджера». В настоящее время для подготовки менеджеров заимствуются зарубежные модели (немецкая, американская, японская, английская) и содержательно-организационные формы (в основном, программы МВА), в то время как зарубежные ученые (Г. Минцберг, К.Фи и др.) критикуют данные модели.

Следует подумать о содержании и условиях подготовки менеджеров. Сегодня отсутствует российская система менеджмента как научного знания; кроме определенных ФГОС ВПО не заявлено никаких дополнительных условий освоения образовательной программы для направления «080200 - Менеджмент» по профилям подготовки. Серьезнейшая проблема менеджмент-образования состоит в том, что теория управления как единая научная дисциплина до сих пор не выстроена. Авторы популярного в России учебника по управлению - М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури - признаются, что в основу их книги положен эклектический принцип, поскольку остальные возможные принципы не обеспечивают целостного понимания объекта управления. Представляется, что отсутствие единой теории управления в России обусловлено попыткой построить ее исключительно на эмпирической основе, в то время как общая теория управления не может быть выведена эмпирическим путем. В основу науки должна быть положена онтология объекта управления, описывающая его наиболее общие и важные, сущностные характеристики, «встроенная» в схему организации деятельности менеджера по поводу этого объекта [1, 3, 13]. Для этой схемы должны быть разработаны методы идентификации конкретного объекта управления и конкретной ситуации, а затем - способы построения действий менеджера по результатам такой идентификации. Таким образом будет создана методологическая база управления на основе онтологий и способов идентификации. Для проблемных ситуаций она сохранит ценность как методологическая основа получения и использования необходимых менеджеру знаний.

Выпускники учреждений профессионального образования, как правило, не готовы к выполнению должностных обязанностей. Причина в том, что в программу обучения положен

классический подход к решению управленческих проблем. Суть сводится к тому, что осваивается набор процедурных правил, описывающих технологическую цепочку управления и технологии разрешения критических ситуаций. Процедурные правила «обкатывают» в процессе обучения на семинарах, отрабатывают и уточняют при прохождении практик, а затем переводят в стандарт деятельности будущего менеджера. Стандартам профессиональной деятельности и обучают в вузе. Однако, попадая в нестабильные условия деятельности отраслевых организаций, менеджеры понимают, что стандарты ограничивают видение организационных проблем. Проблемы усложняются, а стандарты деятельности, которым обучают менеджеров последние пять лет, не меняются. Это замедляет срок их адаптации как менеджеров и увеличивает затраты работодателя на профессиональное обучение. Во многом это обусловлено тем, что за время обучения по специальности у выпускников - менеджеров в полном объеме не сформированы универсальные и профессиональные компетенции. В процессе практик и стажировок, в условиях деятельности, развиваются специальные (отраслевые) компетенции. Организация образовательного процесса направлена на усвоение профессиональных знаний и умений, связанных с предметом управленческого труда (знаниевый подход). Разнообразие дисциплин учебного плана, интенсивность их освоения, ограниченное количество часов на изучение не обеспечивают применение большей части знаний в конкретных профессиональных ситуациях, что составляет основу формирования универсальных и профессиональных компетенций [11, 12, 15]. Объединить профессиональные знания и умения должны именно профессиональные ситуации, имитируемые образовательными технологиями. В условиях дисциплинарного разделения это практически невозможно, так как необходимо интегративное обучение менеджменту.

Современные тенденции развития экономики и разделения труда свидетельствуют, что в ближайшие 10.15 лет экономическая специализация России будет формироваться в отраслях и потребует подготовки отраслевых менеджеров для базовых организаций по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорта, связи и коммуникаций, сектора услуг и социальной сферы. Поэтому профессиональное образование и обновление номенклатуры специальностей менеджмента должны осуществляться с учетом требований реальных секторов экономики. Следовательно, подготовка менеджеров должна быть пространственно детерминированной и осуществляться на основе сочетания производственно-отраслевого и территориального принципа. Переход к производству, основанному на современных технологиях, характеризующемуся высокой наукоемкостью и ориентацией на управление жизненным циклом продукта, предъявляет новые требования к уровню управленческой деятельности, от которой зависят конкурентоспособность и выживание российской экономики, т. е. требования к подготовке менеджеров, которые в условиях конкретных организаций смогут осуществить переход от политики выживания к стратегии развития.

Требуется иной подход к финансированию программ подготовки менеджеров: от создания бизнес-инкубаторов и тренинговых моделей бизнеса до информационно-технической и финансовой поддержки преподавателей. Целесообразно в качестве преподавателей привлекать представителей бизнеса - действующих менеджеров, однако в условиях государственного вуза преподавательская деятельность не всегда инвестиционно привлекательна.

Следует активизировать взаимодействие субъектов при подготовке менеджеров, для чего на рынке труда необходимо:

• работодателям - представителям базовых организаций основных видов экономической деятельности - составить перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник (менеджер) для условий конкретного вида экономической деятельности или профессиональной функции в организации;

• учреждениям профессионального образования - исследовать схему распределения выпускников по базовым организациям основных видов экономической деятельности и

должностям; у менеджеров этих организаций определить перечень компетенций и оценить уровень их развития (на примере действующих менеджеров и выпускников);

• государству - при определении контрольных цифр ориентироваться на потребности базовых организаций основных видов экономической деятельности, а не на финансовую составляющую профессионального обучения; на период до 2015 г. временно ввести систему государственного регулирования распределения выпускников - менеджеров для устранения дисбаланса спроса и предложения на подготовку данных специалистов.

Таким образом, для обеспечения поступательного и инновационного развития российской экономики необходимо формирование национальной политики по проблеме профессиональной подготовки и развитию рынков труда менеджеров.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования/ А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 70- 81.

2. Асаул, А. Н. Профессиональная компетентность и квалификация выпускника/ А. Н. Асаул// Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 10. - С. 32-33.

3. Асаул, А. Н. Дискриминация менеджмента как учебной и научной дисциплины/ А. Н. Асаул //Международный журнал экспериментального образования. - 2011. -№ 5. - С. 151-155.

4. Бездудная, А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России / А. Г. Бездудная // Экономическое возрождение России. - 2008. - №1 (15). - С. 41-50.

5. Беляев, М. К Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности/ М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. - №1(19). - С. 38-50.

6. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 годы. - М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2007. - 51 с.

7. Звонников, В. И. Высшее профессиональное образование в области менеджмента: статистика развития и динамика изменений: аналитический обзор/ В. И. Звонников. - М.: ГУУ, 2009. - 50 с.

8. Менеджмент корпорации и корпоративное управление / А. Н. Асаул, В. И. Павлов, Ф. И. Бескиерь, О. А. Мышко - СПб.: Гуманистика, 2006. - 328 с.

9. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

10. Петров, А. А. Наука и образование как элементы стратегии экономического роста России / А. А. Петров, М. В. Аристова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 45-50.

11. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России/ М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - №2(16). - С. 63-69.

12. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - №1(15). - С. 50-55.

13. Структурная и институциональная модернизация экономики России: секторальный анализ в контексте мирового развития / отв. ред. Ю. В. Куренков; Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. - М.: Наука, 2006. - 415 с.

14. Чупрунов, Д. И. Экономика, организация и планирование высшего образования/ Д. И. Чупрунов, Е. Н. Жильцов. - М.: Высшая школа, 1988. - 175 с.

15. Shemyatikhina, L. Russian experience realization of competent in manager training program/ L. Shemyatikhina // Journal for economics and management science of faculty of economics-south-western university. - Blagoevgrad. - Vol. VI, № 2. - 2010. - P. 68-77.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Internal crisis of the university management education / A. N. Asaul, L. F. Manakov // Russia's economic recovery. - 2009. - № 2 (20). - P. 70-81.

2. Asaul, A. N. Professional competence and qualifications of the graduate/ A. N. Asaul// International Journal of Experimental Education. - 2011. - № 10. - P. 32-33.

3. Asaul, A. N. Discrimination management as an academic discipline and/ A. N. Asaul // International Journal of Experimental Education. - 2011. - № 5. - P. 151-155.

4. Bezdudnaya, A. G. Trends in U.S. higher education and Russia / A. G. Bezdudnaya // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 41-50.

5. Belyaev, M. K. Adaptive control methodology for the quality of educational activities / M. K. Belyaev, M. V. Markov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 38-50.

6. Long-term forecast of development of Russian economy in 2007-2030 years. - M.: Institute of Economic Forecasting, 2007. - 51 p.

7. Zvonnikov, V. I. Higher professional education in the field of manage-ta: the development of statistics and dynamics of changes: an analytical review/ V. I. Zvonnikov. - Moscow: State University of Management, 2009. - 50 p.

8. Management of the corporation and corporate governance / A. N. Asaul, V. I. Pavlov, F. I. Beskier, O. A. Myshko. - SPb.: Humanistika, 2006. - 328 p.

9. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul etc. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 606 p.

10. Petrov, A. A. Science and education as elements of a strategy for economic growth in Russia / A. A. Petrov, M. V. Aristova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 45-50.

11. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). - P. 63-69.

12. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 50-55.

13. Structural and institutional modernization of Russian economy: sectoral analysis in the context of global development / Ed. Y. Kurenkov, Institute of World Economy and International Relations. - Moscow: Nauka, 2006. - 415 p.

14. Chuprunov, D. I. Economy, the organization and planning Bbic-mero formations/ D. I. Chuprunov, E. N. Zhgilcov. - Moscow: Higher School, 1988. - 175 p

15. Shemyatikhina, L. Russian experience realization of competent in manager training program / L. Shemyatikhina // Journal for economics and management science of faculty of economics-south-western university. - Blagoevgrad. - Vol. VI, № 2. - 2010. - P. 68-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.