Научная статья на тему 'Мультидисциплинарный подход к проектированию уровневой системы менеджмент-образования'

Мультидисциплинарный подход к проектированию уровневой системы менеджмент-образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРАХ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ / DEMANDS OF ECONOMY FOR THE ADMINISTRATIVE STAFF / DESIGN OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT EDUCATION / MULTIDISCIPLINARY APPROACH IN PREPARATION OF MANAGERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемятихина Лариса Юрьевна

В сложившейся отраслевой структуре экономики России наблюдается дисбаланс, поэтому в настоящее время проектируются направления ее реструктуризации для повышения эффективности и придания инновационного характера. Ключевая роль в реализации данных направлений принадлежит менеджерам отраслевых организаций. В статье анализируются потребности российской структуры отраслевой экономики в подготовке управленческих кадров и необходимость использования мультидисциплинарного подхода к проектированию системы менеджмент-образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDISCIPLINARY APPROACH TO DESIGN LEVEL SYSTEM OF MANAGEMENT EDUCATION

In the developed branch structure of economy of Russia misbalance is observed, therefore in today directions of its restructuring to increase efficiency and innovative character are designed. The key role in realization of the given directions belongs to managers of the branch organizations. In the article demands of the Russian structure of branch economy for preparation of the administrative staff and an indispensability of use of the multidisciplinary approach to design the system of management education in Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Мультидисциплинарный подход к проектированию уровневой системы менеджмент-образования»

УДК 37.014.54 ББК У49

Л. Ю. Шемятихина

Екатеринбург

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ

ГСНТИ 06.71.02; 14.35.09

Код ВАК 08.00.05; 13.00.02

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: потребности экономики в управленческих кадрах; проектирование системы менеджмент-образования; мультидисциплинарность в подготовке менеджеров.

АННОТАЦИЯ. В сложившейся отраслевой структуре экономики России наблюдается дисбаланс, поэтому в настоящее время проектируются направления ее реструктуризации для повышения эффективности и придания инновационного характера. Ключевая роль в реализации данных направлений принадлежит менеджерам отраслевых организаций. В статье анализируются потребности российской структуры отраслевой экономики в подготовке управленческих кадров и необходимость использования мультидисциплинарного подхода к проектированию системы менеджмент-образования в России.

L . Yu. Shemyatikhina

Ekaterinburg

MULTIDISCIPLINARY APPROACH TO DESIGN LEVEL SYSTEM OF MANAGEMENT EDUCATION

KEY WORDS: demands of economy for the administrative staff; design of the system of management education; multidisciplinary approach in preparation of managers.

ABSTRACT. In the developed branch structure of economy of Russia misbalance is observed, therefore in today directions of its restructuring to increase efficiency and innovative character are designed. The key role in realization of the given directions belongs to managers of the branch organizations. In the article demands of the Russian structure of branch economy for preparation of the administrative staff and an indispensability of use of the multidisciplinary approach to design the system of management education in Russia are analyzed.

Каждое государство стремится сформировать такую отраслевую структуру, которая позволила бы обеспечить ее экономическую стабильность и инвестиционную привлекательность. Результаты, достигнутые российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на 68%, промышленного производства на 73%, инвестиций на 123%. Однако объективно это в лучшем случае повторе© Шемятихина Л. Ю., 2011

ние результата 1990 г., т.е. результата шестнадцатилетней давности. Даже развитые страны, темпы роста которых относительно не высоки, продемонстрировали рост не менее чем на 60%. Этот накопленный разрыв — один из главных вызовов современной российской экономике. Ликвидация этого разрыва — одна из важнейших задач, стоящих перед нашим государством в рамках долгосрочной стратегии рест-

руктуризации и развития отраслей экономики.

Отраслевая структура формируется под воздействием ряда факторов, таких как: темпы инноваций; стратегические цели развития экономики и ее отраслей; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства; рост благосостояния работников; общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности; сырьевые ресурсы страны; международное и национальное разделение труда. В отраслевой структуре России нашли отражение уровень индустриального развития страны и ее экономическая самостоятельность, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль отраслей в народном хозяйстве. Изменения отраслевой структуры определяются долгосрочными прогнозами развития экономики России и стратегическими программными документами по социально-экономическому развитию страны.

Важным условием повышения эффективности общественного производства является реструктуризация отраслевой структуры и оптимизация процессов управления отраслевыми организациями и комплексами.

По мнению экономистов и менеджеров, направлениями оптимизации отраслевой структуры должны стать: 1) опережение темпов роста промышленного производства продукции группы «Б» (отрасли, производящие товары потребления) над группой «А» (отрасли, производящие средства производства); 2) повышение доли отраслей, обеспечивающих техническое развитие электроэнергетики, машиностроения и химической промышленности; з) изменение соотношений между добывающими и обрабатывающими отраслями промышленности в пользу последних; 4) коренное изменение структуры топливной промышленности;

5) качественные сдвиги внутри черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности;

6) конверсия оборонной промышленности.

Главное направление реструктуризации отраслевой структуры — опережающее развитие отраслей, оказывающих непосредственное влияние на инновационное и техническое развитие всех сфер народного хозяйства. Рост таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность, ускоренными темпами должен был изменить их доли в промышленном производстве. При этом должна была снизиться материалоемкость промышленной продукции, более рационально размещаться предприятия добывающей промышленности, в сферу производства вовлекаться новые виды сырья и материалов, изготовленных химическим способом.

В переходной экономике происходят изменения национальной отраслевой структуры экономики, позволяющие совершенствовать пропорциональности и повышения эффективности производства. В прогнозе развития экономики РФ до 2030 г. заложены 2 варианта развития. Инвестиционный вариант основывается на предположении о возможности достижения устойчивых высоких темпов экономического роста на всем прогнозном интервале. Такое развитие событий является не только крайне желательным и благоприятным для российской экономики, но и, как показывают расчеты, вполне достижимым. В инерционный вариант заложена гипотеза о сохранении базовых тенденций в экономическом развитии [1]. Какой из сценариев сбудется, зависит от стратегических шагов российского правительства и менеджеров, реализующих данные сценарии в управленческой практике.

В последние годы проводятся исследования, которые рассматривают проблемы соответствия уровня подготовки менеджеров растущим потребностям организаций и отраслей экономики. Актуальность проблемы подтверждается статистикой: на долю менеджеров в зарегистрированных организациях и предприятиях должно приходиться 7,5% от общей численности персонала. Проанализируем данные Феде-

ральной службы статистики: среднегодовую численность занятых по отраслям экономики по годам, в частности, в управлении с ВПО. В 1995 г. численность управленческих работников составила 1893 тыс. чел., что составляет 2,2% от численности населения в трудоспособном возрасте; в 2000 г. — 2710 тыс. чел. (4,15%). К 2009 г. количество управленцев возрастает до 5232 тыс. чел. (7,54%) [3]. Изначально прогнозировалось, что к 2015 г. потребность организаций в менеджерах будет незначительно колебаться от 3,4% в 2005 г. до 3,6% в 2015 г. Однако анализ состояния и тенденций развития рынка труда менеджеров показывает, что темпы увеличения количества менеджеров в организациях превосходят прогнозы, и это напрямую связано с ростом российской экономики: несмотря на экономический кризис, появляются новые отрасли промышленности и виды экономической деятельности.

Менеджерам отраслевых организаций в ближайшие 20 лет предстоит реализовать комплексную модель развития организаций. Новые условия профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к компетентности менеджера отраслевой организации, его способностям приобретать и применять знания и умения из различных областей науки и практики. Актуализируется проблема подготовки и переподготовки управленческих кадров, но в настоящее время можно говорить о существовании на российском рынке отдельных элементов системы менеджмент-образования. Объединить их возможно при одновременном использовании нескольких подходов к проектированию системы менеджмент-образования (отраслевой, функциональный, компетентностный, средовой и др.), ключевым из которых должен стать мультидисциплинарный.

Если описывать эволюцию подходов в подготовке менеджеров, можно выстроить следующую логику. В период 1990—1998 гг. работодателю требовался менеджер для выполнения основных управленческих функций (функциональный подход), но постепенно деятельность организаций усложнилась, и

потребовался другой подход к решению проблем. Сторонниками функционального подхода являются в научной среде В. С. Алексеевский, И. А. Майбуров, Г. Х. Попов, В. К. Тарасов, К. Фи, Г. Минцберг и др.

Еще в 1996 г. по заказу Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства был реализован пилотный проект № 214б «Оценка спроса в области обучения менеджменту». Был проведен опрос руководителей двенадцати отраслей промышленности из 6 регионов России. Доля каждой отрасли среди всех предприятий представлена в порядке убывания: машиностроение и металлообработка (24,4%); пищевая промышленность (16,7%); электроэнергетика (11,1%); легкая промышленность (7,8%); топливная промышленность (5,6%); химия и нефтехимия (5,6%); лесная и деревообрабатывающая промышленность (5,6%); промышленность стройматериалов (5,6%); черная металлургия (3,3%); фарфоровофаянсовая и стекольная промышленность (3,3%); мукомольно-крупяная промышленность (3,3%); цветная металлургия (2,8%). Образовательные потребности по функциональным сферам деятельности руководителей распределились так: управление финансами (16,5%); маркетинг (16,0%); управление сбытом продукции (13,7% всех опрошенных). Группа сфер деятельности, где эта необходимость ощущалась менее: стратегическое управление

(10,3%); управление производственным процессом (9,3%); построение эффективной системы управления (8,6%); управление кадрами (8,3%); управление материально-технической базой предприятия (5,7%); управление нововведениями (5,6%); оперативное управление (5,1%). Потребности отраслевых организаций в обучении управленческих кадров повысились. Так считали 51,4% всех опрошенных руководителей, причем это мнение преобладает у них вне зависимости от региона, размера предприятия и формы собственности, и было высказано как при анкетировании, так и при интервьюировании, хотя

больше всего дипломированных менеджеров действовало в коммерческой сфере (32,6%). В то время это, безусловно, было связано с темпами изменения общеэкономических условий, да и самой деятельности организаций при вхождении в рыночную экономику. Проблема подготовки менеджеров решалась за счет повышения квалификации в форме семинаров и тренингов по проблемному перечню вопросов.

В 1998 — 2006 гг. возникла необходимость учета специфики отрасли в подготовке менеджера. Потребность работодателей была удовлетворена за счет введения специализаций к программам высшего профессионального образования (отраслевой), хотя отсутствие возможности организации полноценных стажировок для студентов в полной мере не позволяло подготовить их к деятельности в конкретной отрасли. К представителям отраслевого подхода отнесем: А. Н. Аверина, С. П. Ды-рина, Б. З. Зельдович и др.

С 2006 г. требования работодателя и специфика управленческой деятельности находят отражение в компетенциях менеджера, которые необходимы ему для эффективной управленческой практики. У представителей российской и западной профессиональных школ не возникает разногласий по поводу выбора основы для определения содержаний и технологий подготовки менеджеров — компетентностного подхода (Э. Ф. Зеер, Э. М. Коротков, А. Г. Поршнев и др.). К работе по определению перечня компетенций менеджера присоединяются профессиональные сообщества — Российский союз предпринимателей и промышленников, Ассоциация менеджеров России, Национальный центр сертификации управляющих, результатом деятельности которых станет «Профессиональный стандарт. Управление (руководство) организацией. Уровень 5,6,7,8» [5].

Таким образом, в российском контексте можно фиксировать значительные подвижки в закреплении менеджеров как профессионалов: введен ФГОС ВПО, разработанный на основе компе-тентностного подхода; действуют биз-

нес-школы; отдельно в «Общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов» введена должность «менеджер»; появился спрос на образовательные услуги по получению профессии менеджера как второй специальности; действует Президентская программа подготовки управленческих кадров; сертифицирована в 1999 г. степень «Мастер делового администрирования»; начата подготовка научных и педагогических кадров для менеджмента — «магистра менеджмента»; упорядочена выдача документов об образовании по специальностям и дополнительным профессиональным квалификациям в области менеджмента; созданы профессиональные ассоциации и объединения.

По мнению А. И. Ковалева, «система менеджмент-образования представляет собой сложную совокупность различных взаимообусловливающих элементов, которая определяет профессиональную подготовку менеджеров» [2] и структуру менеджмент-образования через: сеть учреждений, виды подготовки, состав направлений подготовки, перечень квалификаций, образовательные программы, требования к уровню подготовки, аттестацию программ и студентов. Если говорить о содержании менеджмент-образования, менеджмент относится к группе наук об обществе, и уже становится ясным, что подготовка менеджера должна быть мультидисци-плинарной, так как обучение менеджменту как первой специальности неэффективно, менеджмент должен быть прикладным к функциональной сфере деятельности (социологии, экономике, праву, медицине, образованию и др.). А система менеджмент-образования

должна быть вписана в сложившуюся структуру профессионального и дополнительного профессионального образования.

Последние 25 лет междисциплинарным исследованиям за рубежом придается большее значение, поскольку они связываются с новыми прорывами в науке. Междисциплинарные исследования начали переживать подъем с середины 80-х гг. в США, странах Евросоюза, Японии, Канаде: открытие

мультидисциплинарных институтов и исследовательских центров, создание научных коллективов. Процесс мульти-дисциплинарных исследований инициирован научным сообществом.

В настоящее время можно прогнозировать рост мультидисциплинарных исследований в области менеджмент-образования, особенно для тех сфер профессиональной деятельности, которые требуют меж- и мультидисципли-нарности, например таких, как менеджмент, которые должны в совершенстве осуществлять профессиональную практику в организациях, а также увеличение числа отраслей и технологий, стимулирующих развитие интеграционных процессов.

Предпосылкой к развитию мульти-дисциплинарного подхода в области менеджмент-образования стало появление дисциплин и отраслей знания, в которых уровень мультидисциплинар-ности исследований оказался много выше, чем в других. Наибольший динамизм и потенциал наблюдается у быстро прогрессирующих наук о жизни и труде. Данные дисциплины в силу социально-политических и экономических причин привлекают значительные объемы финансирования.

Использование мультидисципли-нарного подхода в России в области менеджмент-образования отстает от потребностей рынка труда и организаций.

Помимо естественного развития науки менеджмента и производства, на степень проникновения, размах и динамику мультидисциплинарного подхода оказывают и иные факторы: 1) реализация крупных целевых программ фундаментального (ФЦП) и прикладного характера (Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, 1997); 2) институциональный фактор; 3) объем расходов на мультидисципли-нарные исследования (РГНФ, РФФИ и др.); 4) уровень контактов промышленности и академической науки; 5) укрупнение образовательных структур до федеральных университетов и научноисследовательских институтов, открытие инновационных структур.

Например, мультидисциплинарный характер в российской действительности проявляется при реализации крупных федеральных целевых программ (ФЦП), поскольку они направлены на решение научных проблем различной степени сложности и масштаба, что в основном подразумевает использование методик и привлечение специалистов более чем одной дисциплины. Значение ФЦП с точки зрения их влияния на развитие мультидисциплинар-ности высоко, так как объемы их финансирования в национальных расходах на НИОКР страны многократно превосходят расходы на неспецифические фундаментальные и прикладные работы.

Важен для изучения динамики и специфики мультидисциплинарности в менеджмент-образовании и институциональный фактор. Традиционно вопрос о мультидисциплинарности в области образования обсуждается применительно к академической науке. Академический сектор оказывается несомненным лидером в том, что касается междисциплинарного подхода, появления новых отраслей знания и т.д., пока не имеющими практического применения (что расширяет диапазон поиска) фундаментальными или прикладными задачами, академические свободы и ряд иных факторов.

Ориентированность рынка труда и организаций-работодателей, самого менеджера на практический результат требует более плотной кооперации ученых и практиков различных дисциплин и отраслей науки. С учетом того факта, что промышленные НИОКР начали быстро расти с 2005 г., постепенно достигая в структуре национальных расходов на науку и технику 15—20%, сложно переоценить их значение для тенденции распространения мультидисцип-линарного подхода в менеджмент-образовании.

В настоящее время повысился уровень контактов промышленности и академической науки, занимающихся разработкой теории менеджмента. Создание университетскими учеными малых и средних высокотехнологических предприятий, работающих на промыш-

ленные корпорации и в тесной кооперации с ними, поощрение стажировок и обменов специалистами между академическим и промышленными секторами науки, а также трехсторонняя кооперация между государственными исследовательскими структурами, академической наукой и промышленностью обеспечивают значение мультидисцип-линарного подхода в области управленческого образования, которые принимают участие в реализации данных проектов и разработок.

Несмотря на кажущуюся очевидность значения междисциплинарного подхода в менеджмент-образование, его прямая поддержка не ведется. При определении областей научного исследования существует их четкое разделение на экономические, психологические, педагогические, социальные, медицинские и др., что делает представление их результатов затруднительным, особенно для науки менеджмента.

В развитых странах постепенно развивается политика по прямой поддержке и созданию оптимального климата для осуществления междисциплинарных проектов и программ менеджмент-образования, в частности, это проявляется в появлении целевых грантовых программ обучения менеджеров, инициатив по созданию образовательных центров и стимулировании поддержки «горизонтальных» межин-ститутских связей, в том числе международных, в создании вузами и другими исследовательскими структурами совместных исследовательских программ с коммерческими и промышленными структурами. С экономической точки зрения, это эффективно, так как позволяет разделить издержки, а также объединять усилия в условиях, когда одна из участвующих сторон в одиночку не стала или не смогла бы обеспечить финансирование или должный научный уровень создаваемой программы или структуры для обучения менеджеров.

Поощрение использования мульти-дисциплинарного подхода в области менеджмент-образования должно проходить через образовательную политику государства и университетов. Наи-

большую активность должны проявлять сами университеты, как следуя тенденциям развития науки менеджмента, так и принимая во внимание тот факт, что студенты или слушатели, окончившие подобные профессиональные программы, могут иметь конкурентные преимущества в любой из сфер деятельности (социальной, производственной, коммерческой) и в карьере.

В настоящий момент необходимо переоценить потребности отраслей, производств и видов деятельности в мультидисциплинарном подходе к образованию менеджеров и возможности академической науки в его использовании, так как это требует больших финансовых и материальных затрат, наличия баз управленческих практик.

Следует изменить и существующую практику финансирования программ обучения менеджеров с краткосрочных на средне- и долгосрочные на уровне консалтингового сопровождения деятельности менеджеров в управленческой практике, так как появляются более современные инструменты менеджмента и экономики, которые должны внедряться в управление организациями.

При мультидисциплинарном подходе необходимо применение новых мониторинговых технологий в отслеживании результатов, которые носят отсроченный характер, т.е. нельзя оценить их эффективность сразу по окончании научно-исследовательских работ или реализации программы подготовки или переподготовки менеджеров.

Очевидно также и то, что все более важным направлением будет становиться образовательная политика — государственная и университетская. Помимо подготовки менеджеров, способных оперировать методами и инструментарием различных дисциплин, — основы для самой возможности и успеха мультидисциплинарных работ и управленческих практик — роль образовательной политики заключается в создании новой научной и управленческой культуры, ломке устаревших образовательных и профессиональных стереотипов и т.д. Большинство стратегических документов государства акцен-

тируют внимание на организации образовательного процесса и условий его осуществления для подготовки конкурентоспособных менеджеров и научных кадров для проведения инновационных изменений.

Российское профессиональное образование всегда гордилось своей фундаментальностью, как с позиции вариативности содержания (многопрофиль-ность подготовки), так и с позиции качества подготовки выпускников. Однако, по оценкам специалистов, содержание профессионального обучения будущих менеджеров и образовательные технологии до сих пор остаются неадекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности. Работодателям нужны управленцы, способные работать в условиях отраслевой организации и выполнять конкретные мультидисциплинарные функции управления.

Современные тенденции развития экономики и разделения труда свидетельствуют о том, что в ближайшие 10— 15 лет экономическая специализация России будет формироваться в отраслях и потребует подготовки отраслевых менеджеров для добывающих и перерабатывающих отраслей, машиностроения и промышленных предприятий, топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи и коммуникаций, сектора услуг, социальной сферы. Поэтому менеджмент-образование

и обновление номенклатуры направлений, развитие дополнительного профессионального образования должно осуществляться с учетом требований реальных секторов экономики и носить мультидисциплинарный характер. Отсюда, подготовка менеджеров должна быть пространственно детерминированной и осуществляться на основе сочетания производственно-отраслевого и территориального принципа. Переход к современному производству, основанному на новых и высоких технологиях, характеризующемуся высокой наукоемкостью и ориентацией на управляемость жизненным циклом продукта, предъявляет новые требования к уровню управленческой деятельности, от которой зависит конкурентоспособность и выживание российской экономики, т.е. к требованиям в подготовке менеджеров, которые смогут осуществить переход в условиях конкретных организаций от политики выживания к стратегии развития.

Таким образом, прорывы в сфере науки менеджмента и производства, решение сложных проблем общества и индивида в изменяющемся мире становятся невозможными без увеличения кооперации научных дисциплин и управленческих практик, т.е. без организации и внедрения мультидисцип-линарного подхода в систему менеджмент-образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. ДОЛГОСРОЧНЫЙ прогноз развития экономики России на 2007—2030 гг. (по вариантам) / РАН, Ин-т народнохоз. прогнозирования. М., 2007. 51 с.

2. КОВАЛЕВ А. И. Формирование и развитие менеджмент-образования в высшей школе : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2003. 370 с.

3. РОССИЙСКИЙ статистический ежегодник. 2010. С. 140.

4. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ регионального промышленного комплекса : от индустриальной к социально ориентированной модели : в 2 т. / под общ. ред. чл.-кор. РАН А. И. Татаркина ; УрО РАН, Ин-т экономики. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. Т. 1. 722 с.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ стандарт. Управление (руководство) организацией. Уровень 5,6,7,8. М.: Национальный центр сертификации управляющих, 2010. 100 с.

Статью рекомендует д-р псих. наук, проф. Э. Э. Сыманюк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.