Научная статья на тему 'Экономическая Я-концепция как предмет мультидисциплинарных исследований'

Экономическая Я-концепция как предмет мультидисциплинарных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ / ECONOMIC "I-CONCEPT" / MULTIDISCIPLINARY RESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шемятихина Лариса Юрьевна

В статье обосновывается возможность рассмотрения экономической Я-концепции как предмета мультидисциплинарных исследований. Определяется место экономической Я-концепции в системе ценностей личности и описывается состояние профессионально-образовательной среды, условия которой будут способствовать ее формированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Economic I-concept as an Object of Multidisciplinary Research

Тhe paper considers the economic «I-concept» as an object of multidisciplinary research; the place of the concept in the system of personal values defined and the professional-educational environment providing favourable conditions for its formation described.

Текст научной работы на тему «Экономическая Я-концепция как предмет мультидисциплинарных исследований»

Литература

1. Вогулкин С. Возвращение домой // Семья и будущее России: материалы 5-й междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2008.

2. Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Худож. лит., 1959. Т. 5.

3. Гончаров С. З. Логико-категориальное мышление: в 3 ч. Екате-

ринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008. Ч. 2.

4. Лурье Л. И. Духовно-нравственное воспитание или светская этика // Образование и наука. Изв. УрО РАО. № 9. 2010.

5. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М.: Русский национальный фонд, 2000.

6. Перельман И. М. Этика в младших классах: программа курса

и поурочные разработки // Культура и образование: сб. ст. / под ред. В. Л. Бенина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. Вып. 6.

7. Перельман И. М. Этика в младших классах: программа курса

и поурочные разработки // Культура и образование: сб. ст. / под ред. В. Л. Бенина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. Вып. 5.

8. Перельман И. М., Бенин В. Л. Этика в первом классе: поурочные

разработки (метод. материалы для учителя). Уфа: Башк. пед. ин-т, 1995.

9. Подольских Ф. Разоружение до зубов // Сов. Россия. 2008. 2 февр.

10. Хамахер М. Великое противостояние // Лит. газ. 2008. 13-19 февр.

11. http://www/ newslab.ru/ news/ 316900 (Дата обращения:

28.05.2010).

12. http://news.datanews. ru/id/13347/ text-uchitelya_fiziki_mogli_ bi_uspeshno_ prepodava // (Дата обращения: 01.06.2010).

УДК 330

Л. Ю. Шемятихина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье обосновывается возможность рассмотрения экономической Я-концепции как предмета мультидисциплинарных исследований. Определяется место экономической Я-концепции в системе ценностей личности и описывается состояние профессионально-образовательной среды, условия которой будут способствовать ее формированию.

Ключевые слова: экономическая Я-концепция, мультидисциплинарные исследования, профессионально-образовательная среда в формировании экономической Я-концепции.

Abstract. The paper considers the economic «I-concept» as an object of multidisciplinary research; the place of the concept in the system of personal values defined and the professional-educational environment providing favourable conditions for its formation described.

Index terms: economic «I-concept», multidisciplinary research, the professional-educational environment providing favourable conditions for formation of the economic «I-concept».

С началом переходного периода в национальной экономике в российском обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется появлением иной системы ценностей, сменой жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, стремлении к удовлетворению экономических потребностей, имущественной дифференциации и утрате при этом прежних нравственных и идеологических ориентиров. Поскольку речь идет об изменениях личности в условиях интеграции экономических, политических и социальных процессов, узкоспециализированное рассмотрение перечисленных проблем малоприемлемо - актуальными становятся мультидисциплинарные исследования.

Наиболее заметна в последнее время динамика развития наук о человеке, жизни и труде. Исследования на стыке данных отраслей знания, в частности на стыке экономических и психологических наук, в развитых странах, в силу социально-политических и экономических причин, быстро прогрессируют, вызывают большой интерес научной общественности и привлекают значительные объемы финансирования. По количеству мультидисциплинар-ных научных исследований российская практика значительно отстает.

Традиционно вопрос о мультидисциплинарности обсуждался применительно к академической науке. Академический сектор - несомненный лидер в области междисциплинарных исследований, появлении новых научных направлений, пока не имеющих практического применения (что расширяет диапазон поиска). Важность фундаментальных изысканий не подлежит сомнению, однако неукоснительно растет число мультидисциплинарных исследований, посвященных решению прикладных задач.

Появление «пограничных полей исследований» в сфере психологии и экономики связано с наблюдающимся в нашей стране общим кризисом социальной идентичности у большинства групп населения. Он выражается, с одной стороны, в утрате социальной (национальной, гражданской, политической, экономической) идентичности многими слоями населения, традиционно занимавшими ранее стабильно высокое социально-экономическое положение в обществе, с другой - в активном становлении новой социальной идентичности и отдельных ее составляющих (прежде всего, политической, идеологической, экономической компонент) в процессе формирования сменяющихся политических и экономических элит.

В конце XIX в. У. Джеймс ввел в науку понятие Я-концепция, которое с 50-х гг. ХХ в. стало центральным звеном психологических теорий в трудах таких психологов-гуманистов, как А. Маслоу, К. Роджерс и др. Ученые рассматривали данное понятие как установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты.

С точки зрения психологической области знания, Я-концепция - это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать). Я-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации. Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внут-риличностные конфликты. Я-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегии жизни. Я-концепцией обладает каждый человек, но достигнуть уровня личностной зрелости удается не всем.

Особенностью Я-концепции являются сформированные ценности, т. е. убеждения человека в том, что поистине первостепенно, а что второстепенно. Э. Шпранглер в своей книге «Типы людей» (1922) вывел шесть основных типов ценностей. Представленные как базовые альтернативные направления ценностных ориентаций (а не как шесть типов личности), эти ценности присущи в различной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. Ни один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных ценностных ориентаций; скорее, у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей: теоретических, экономических, эстетических, социальных, политических, религиозных [5].

Полнота переживаний личности зависит от актуальности идентичности в данный момент, поскольку вся система Я-концепции динамична, и в зависимости от ситуации одна из ценностей занимает большее место в Я-концепции, а другие - меньшее.

В психологической науке существует среди прочих и такое понятие, как «экономическая идентичность» (В. А. Ядов, 1995), рассматривающееся как переживание принадлежности к определенному классу собственников (членство в группе, набор ценностей, отношений и др.).

В структуре Я-концепции теоретически могут быть выделены ее базовые компоненты (когнитивный, оценочный и поведенческий), которые представляют собой достаточно крупные образования, отражающиеся, в частности, в системе отношений «человек - экономическая среда» [1].

В свою очередь, в экономической науке начиная уже с XVIII в. рассматривались особенности экономического поведения личности. Адам Смит пытался осмыслить свободу личности в сфере экономической деятельности и ее возможности по удовлетворению экономических потребностей («Теория нравственных чувств» (1759); «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)). А лауреат Нобелевской премии, профессор экономики и со-

циологии Гэри С. Беккер распространил сферу микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение («Экономика дискриминации» (1957); «Человеческий капитал» (1964); «Трактат о семье» (1981)).

Как видим, экономическая Я-концепция может быть заявлена предметом мультидисциплинарных исследований. Хотя такое взаимопроникновение наук часто критикуется: реакции человеческой психики и поведение личности считаются слишком сложной задачей для дифференциального исчисления.

Рынок и его капитализация предполагают строй мышления и поведения, для которых характерно рациональное и системное стремление человека получить максимальные экономические выгоды в рамках своей профессии. Однако нельзя отрицать, что в своем экономическом поведении личность часто руководствуется не соображениями рациональности, а ценностями, привычками, традициями (например, при династийном выборе профессии), нравственными нормами. Почему данный рыночный строй принимается или не принимается личностью? Почему происходят изменения в поведении личности? Поиск ответов на эти вопросы и ориентированность подготовки профессиональных кадров на потребности рынка труда и организаций-работодателей, а также на становление самого человека как специалиста требует кооперации усилий ученых и практиков психологических и экономических отраслей.

Несмотря на кажущуюся очевидность значения междисциплинарных исследований, повторим, что их прямая поддержка в России не ведется. При определении области научного исследования существует четкое разделение на экономические, психологические, педагогические, социальные, медицинские и др. области знания, что делает воплощение их результатов на практике затруднительным.

Справедливости ради заметим, что, с одной стороны, мультидисцип-линарное исследование требует от ученого глубоких познаний по крайней мере в двух научных отраслях, а такая «универсальность» свойственна, мягко говоря, далеко не всем. С другой стороны, обладающий указанным качеством исследователь должен выбрать в качестве ведущей одну из линий изыскания, иначе работа будет «рассыпаться», станет рыхлой, потеряет стержень, конкретику. В качестве примера обратимся к статье В. И. Пачи-кова «Экономическая Я-концепция как важный элемент профессиональной подготовки» [4], в которой очень сложно понять, что хотел сказать автор. Отталкиваясь от социально-политической ситуации и истории, он выходит на ключевое понятие, и снова - обратно. Это и не про экономику, и не про педагогику - сплав мысли, так сказать. А в списке использованных источников практически только психологическая литература.

По мнению В. И. Пачикова, «экономическая Я-концепция - это совокупность установок человека, направленных на самого себя как на

элемент экономической системы с позиций субъекта экономических отношений» [4]. Это, видимо, означает, что экономическая Я-концепция определяется отношением к материальным благам, представлениями о себе как обладателе определенного экономического статуса в экономической системе с учетом временного аспекта: планов на будущее, исторически складывающихся образов престижности выбранной профессии и т. д. При этом неясно: является ли приведенная выше трактовка понятия авторской или же она в какой-то части уточняет понятия, уже известные в психологической или экономической науках.

Бесспорно, что экономическая Я-концепция формируется в процессе социализации. Анализируя работы, посвященные данной проблеме, можно выделить детерминанты ее формирования: влияние первичных групп (семья и дружеское окружение) и групп непосредственного контактного общения (студенческая группа, рабочий коллектив); личный опыт обращения с финансовыми ресурсами и включение в реальную экономическую деятельность; социализация в условиях экономического кризиса; заданный культурный контекст становления личности.

Когда молодой человек, получивший среднее (полное) общее образование, планирует продолжение обучения, он зачастую не задумывается о последствиях профессионального выбора и не идентифицирует себя ни с профессией, ни с экономической средой, в которой он существует. Этот выбор определяется прежде и чаще всего влиянием первичных групп и групп непосредственного контакта. Первая детерминанта преобладает над остальными. На этом этапе экономическая Я-концепция вписывается в некий идеальный образ, который не фиксирует в поведении личности сделанный выбор и экономическую ответственность за него. По мере того как человек осваивает нормы профессионального поведения и включается в экономические связи при прохождении практики и при последующем трудоустройстве, возможен внутриличностный конфликт - «Я-идеальное» и «Я-реальное» вступают в противоречие, так как человек зачастую не готов воспринимать себя в экономической среде, имеет завышенную самооценку проделанной работы и не способен экономически адекватно оценить ее результаты.

Обострение противоречия между «Я-идеальное» и «Я-реальное» является «основой для самооценки и может служить как источником развития личности, так и источником внутриличностных конфликтов и деструктивных переживаний» [4]. Позитивные или негативные последствия данного противоречия определяются тем, насколько зрелой личность является [5] и насколько она способна отразить себя в новой роли или экономическом статусе [2, 3]. Следовательно, вопрос о формировании экономической Я-концепции личности и условиях ее формирования в процессе профессиональной подготовки немаловажен.

По мнению В. И. Пачикова, система профессиональной подготовки кадров должна обратить серьезное внимание на проблему реализации мо-

лодыми людьми в полном объеме возможностей экономических свобод демократического общества и на возросшую потребность в самоопределении как отдельных личностей, так и различных социальных групп. Все это обусловливает необходимость формирования у выпускников системы высшего профессионального образования экономической Я-концепции, позволяющей иметь более широкие возможности адаптации в постоянно изменяющихся экономических условиях [4]. Но сложность состоит в том, что личность должна прежде осознать необходимость принятия новых ролей и установок субъекта экономических отношений.

Возникают и другие вопросы: каким образом формирование экономической Я-концепции может стать важным элементом профессиональной подготовки? Должна ли эта концепция найти отражение в содержании программ профессиональной подготовки специалистов на уровне формируемых компетенций? Каким образом должно происходить формирование Я-концепции? Через используемые в процессе подготовки образовательные технологии? Профессионально-образовательные практики или какие-нибудь другие организационные формы, являющиеся традиционными для системы профессионального образования? Имеется ли подобный опыт в деятельности российских или зарубежных вузов?

Также остается открытым следующий вопрос: существует ли зависимость между направленностью программы профессиональной подготовки специалиста и объемом, в котором должны быть приняты личностью установки субъекта экономических отношений? Если говорить о профессиональной подготовке, например, специалистов по укрупненной группе экономических специальностей «Экономика и управление», где компетентный менеджер должен выступать в двух ролях - субъект управления и субъект экономических отношений, то объем целевых установок его экономической Я-концепции, безусловно, должен быть достаточным и устойчивым. Но должна ли быть сформирована экономическая Я-концепция у педагога? Если да: в каком объеме и для выполнения каких социальных ролей?

Очевидно, что стимулом развития экономической Я-концепции служит стремление личности наиболее полно проявлять и использовать в профессиональной деятельности свои таланты, способности, возможности, и можно предположить, что такими условиями может обладать только профессионально-образовательная среда. Учреждение профессионального образования самостоятельно не способно создать такую среду - такое возможно только при включении в нее всех экономически активных субъектов, с которыми будет взаимодействовать человек в личной жизни и процессе профессиональной деятельности. Это позволит человеку через коммуникационные связи и взаимодействие получить личный опыт обращения с финансовыми ресурсами и включиться в реальную экономическую деятельность, пройти процесс социализации (что особенно важно

в условиях экономического кризиса), а также освоить культурный контекст становления личности.

Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом «экономической Я-концепции», являются очень сильными и устойчивыми, что позволяет человеку стать социально зрелым, компетентным в профессии, профессионально мобильным в любой экономической ситуации, ответственным за результаты деятельности.

Таким образом, «экономическая Я-концепция» является сложной экономико-психологической категорией, которую следует рассматривать как предмет мультидисциплинарных исследований. Научное и практическое осмысление данной категории возможно как в части разработки подходов к определению понятия, описанию диагностических конструктов и методик сбора эмпирических данных, так и при определении условий профессионально-образовательной среды, позволяющей человеку осваивать новые роли и экономические статусы.

Литература

1. Дейнека О. С. Экономическая психология. СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2000. 250 с.

2. Журавлев А. Л., Журавлева Н. А. Влияние субъективного экономического статуса на экономическое сознание личности / / Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998. С. 221-245.

3. Журавлев А. Л., Поздняков В. П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований / / Психология: журн. Высш. шк. экономики. 2004. Т. 1, № 9. С. 46-64.

4. Пачиков В. И. Экономическая Я-концепция как важный элемент профессиональной подготовки / / Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010.№ 5. С. 128-132.

5. Пименова С. Н., Подойникова Н. Б. Изучение особенностей Я-кон-цепции зрелой личности / / Вестн. КАСУ. 2005. № 4.

6. Хащенко В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психол. журн. 2004. Т. 25, № 5. С. 32-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.